Научная статья на тему 'Развитие Российской доктрины международной и евразийской безопасности в контексте усиления векторов турецкого и американского влиянияна ближневосточном и африканском направлениях'

Развитие Российской доктрины международной и евразийской безопасности в контексте усиления векторов турецкого и американского влиянияна ближневосточном и африканском направлениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
272
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ / САММИТЫ ТУРЦИЯ-АФРИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ КОНФЛИКТОВ / POLITICAL AND ECONOMIC RELATIONS OF TURKEY WITH AFRICA / SUMMIT TURKEY-AFRICA / THE INTERNATIONAL SECURITY ENVIRONMENT IN THE MIDDLE EAST CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье освещаются современные подходы России и ее евразийских партнеров в области национальной, региональной и международной безопасности. Они отражают стратегические и экономические интересы в условиях усиления векторов турецкого и американского влияния на ближневосточном и африканском направлениях. На примере сотрудничества Турция и стран Африки показано, что Турция стремится к укреплению своих позиций путем вовлечения стран Африки в более тесные политические, экономические и социальные контакты. Турецкие инициативы в Африке носят политический характер, напоминающий «мягкую военную экспансию» для сдерживания независимого развития стран Африки и защиты интересов США и EC в Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Russian doctrine of international and Eurasian security in the context of risk amplification vectors of Turkish and American influence on Мiddle Eastern and African directions

The article describes the modern approaches of Russia and its Eurasian partners in national, regional and international security. They reflect the strategic and economic interests in the face of increasing vectors of Turkish and American influence on Мiddle Eastern and African directions. On the example of cooperation between Turkey and African countries shows that Turkey seeks to strengthen its position by engaging African countries in a closer political, economic and social interactions. Turkish initiatives in Africa are political in nature, resembling a «soft military expansion» to deter independent development of African countries and protect the interests of the US and the EU in Africa.

Текст научной работы на тему «Развитие Российской доктрины международной и евразийской безопасности в контексте усиления векторов турецкого и американского влиянияна ближневосточном и африканском направлениях»

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Развитие российской доктрины международной и евразийской безопасности в контексте усиления векторов турецкого и американского влияния на ближневосточном и африканском направлениях

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Генеральный директор ООО «Институт проблем безопасности СНГ», главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье освещаются современные подходы России и ее евразийских партнеров в области национальной, региональной и международной безопасности. Они отражают стратегические и экономические интересы в условиях усиления векторов турецкого и американского влияния на ближневосточном и африканском направлениях. На примере сотрудничества Турция и стран Африки показано, что Турция стремится к укреплению своих позиций путем вовлечения стран Африки в более тесные политические, экономические и социальные контакты. Турецкие инициативы в Африке носят политический характер, напоминающий «мягкую военную экспансию» для сдерживания независимого развития стран Африки и защиты интересов США и ЕС в Африке.

Ключевые слова: политические и экономические отношения Турции со странами Африки, Саммиты Турция-Африка, обеспечение международной безопасности в условиях ближневосточных конфликтов

The development of the Russian doctrine of international and Eurasian security in the context of risk amplification vectors of Turkish and American influence on Мiddle Eastern and African directions

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

General Director of LLC «Institute of the security problems CIS», candidate of legal sciences, chief redactor journal “International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law"

Abstract: The article describes the modern approaches of Russia and its Eurasian partners in national, regional and international security. They reflect the strategic and economic interests in the face of increasing vectors of Turkish and American influence on IVliddle Eastern and African directions. On the example of cooperation between Turkey and African countries shows that Turkey seeks to strengthen its position by engaging African countries in a closer political, economic and social interactions. Turkish initiatives in Africa are political in nature, resembling a «soft military expansion» to deter independent development of African countries and protect the interests of the US and the EU in Africa.

Key words: political and economic relations of Turkey with Africa, Summit, Turkey-Africa, the international security environment in the middle East conflict

6

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Векторы Ближневосточного урегулирования в контексте безопасности евразийских государств

Российская доктрина и доктрины партнеров России по ЕАЭС в области национальной, региональной и международной безопасности должны учитывать многовекторное движение интересов своих стратегических и экономических партнеров и конкурентов во всех регионах мира. Это должно проявляться в разработке стратегий «устойчивого проникновения» государств ЕАЭС на финансовые рынки африканских, ближневосточных, латиноамериканских государств, с использованием наряду с политическими приемами международно-правовых соглашений, а также сделок долевого участия в межгосударственных региональных валютных фондах (типа Арабского валютного фонда, планируемого Африканского валютного фонда и др.), операций конверсии внешних долгов и размещения за рубежом корпоративных облигаций и др. по примеру компаний США, Турции, Саудовской Аравии.

В контексте данной статьи особое внимание хотелось бы уделить внешнеполитической и внешнеэкономической политике Турции как партнера США по НАТО в деле «проталкивания» интересов США в ближневосточном, африканском и других регионах мира. Совет Безопасности ООН 19.12.2015 г. одобрил Резолюцию о мирном урегулировании военного конфликта в Сирии1. В документе намечены основные шаги по политическому урегулированию сирийского кризиса. Хотя в Резолюции Совета Безопасности ООН 19.12.2015 г. выражается поддержка перемирию в Сирии (кроме террористических группировок), которое должно вступить в силу, как только стороны конфликта начнут первые шаги по осуществлению политических преобразований, многие аспекты этой проблемы имеют «подводные кам-

1 Резолюция Совета Безопасности ООН о мирном урегулировании военного конфликта в Сирии от 19.12.2015 г. www.com/ru/комментарий-резолюция-совбеза-оон-по-си-рии-прогресс-прогресс/a-18929775

ни», которые России предстоит учитывать в своей ближневосточной политике. На встрече Международной группы поддержки Сирии (МГПС) в Вене 14.11.2015 г. Германия, Европейский союз, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Италия, Катар, Китай, Ливан, Лига Арабских Государств, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Организация Объединенных Наций, Россия, Саудовская Аравия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция и Франция обсудили пути скорейшего разрешения конфликта в Сирии. Члены МГПС единогласно заявили о безотлагательной необходимости положить конец физическому уничтожению Сирии, дестабилизации обстановки в регионе и росту в этой связи числа террористов, вовлеченных в боевые действия в Сирии. При этом было отмечено наличие тесной связи между прекращением огня и параллельно развивающимся политическим процессом на Ближнем Востоке2.

Целью политического процесса по урегулированию конфликта в Сирии должно быть создание переходного правительства в течение шести месяцев и проведение не позднее, чем через 18 месяцев «свободных и справедливых выборов» в соответствии с новой конституцией, по которой Сирия остается единым и светским государством, а МПГС является главным форматом сирийского урегулирования3.

Турция является ключевым участником Ближневосточного конфликта, поддерживающим, финансирующим терроризм и создающим напряженность в сирийском конфликте. Поэтому российская доктрина международной и региональной безопасности в контексте использования

2 Заявление Международной группы поддержки Сирии в Вене 14.12.2015 г. http://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_ publisher/

3 Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20.12.2015 г.) / http://www.iimes.ru/?p=26959

7

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

международно-правовых мер борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке должна опираться на анализ «комплекса направлений» внешней политики Турции в разное время и в различных регионах мира, прослеживая динамику реализации стратегических интересов Турции и как страны НАТО, и как «глобального независимого игрока» на европейском, азиатском и африканском направлениях.

Расширяя в ХХ! в. политико-интеграционные и экономико-правовые приемы межгосударственных связей, Турция продвигает свое влияние на соседние страны более «мягкими» методами, в том числе посредством «стремительного расширения» торгово-экономического, правового и культурного партнерства.

На примере Африки видно, как именно Турция стремится к укреплению своих позиций на континенте и в мире путем вовлечения стран Африки в более тесные политические, экономические, культурные и социальные контакты. В августе 2008 г. в Стамбуле был проведен Первый «Турецко-Африканский Саммит сотрудничества», в котором приняло участие около 50 африканских стран и по итогам которого была подписана Стамбульская декларация, ставшая практическим руководством для стран-участников по дальнейшему укреплению турецко-африканских отношений.

19.11.2014 г. в столице Экваториальной Гвинеи, г. Малабо, прошел Второй Саммит партнерства «Турция-Африка», который дал оценку ту-

рецко-африканским отношениям и указал на взаимодействие в области политики, торговли, валютно-платежных отношений и инвестиций. Саммит 2014 г. показал, что Африка является растущим центром инвестиций, поскольку объем торговли между Турцией и африканскими странами к 2014 г. составил 25 млрд долл. Страны Африки выразили намерение сотрудничать с Турцией в различных сферах межправительственного взаимодействия, по вопросам безопасности, в области торговли и инвестиций, здравоохранения, окружающей среды и информационно-коммуникационных технологий. Итоговая Декларация Саммита 2014 г. «Турция-Африка» стала базовым документом, официально закрепившим взаимное стремление Турции и стран Африки развивать сотрудничество, и заложила основы для дальнейшего развития договорно-правовой базы на двустороннем и многостороннем уровнях.

Однако африканские страны помимо американской, европейской, турецкой «помощи» все чаще занимают самостоятельную позицию в ООН по продвижению своих интересов.

«Вдохновленные обещаниями» развитых стран» на новый мировой финансово-экономический порядок, развивающиеся страны Африки для закрепления итоговых положений Саммитов «Турция-Африка», «США-Африка» и др., «продвинули» посредством Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в 2014-2015 гг. (при политической поддержке стран БРИКС: России, Китая, ЮАР, Индии, Бразилии) международно-правовые положения по закреплению международных договоренностей о справедливом финансировании разви-

8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

тия Африки. Результатом явилась Итоговая Декларация Третьей Международной Конференции ООН по финансированию развития, проходившая в столице Эфиопии, г. Аддис-Абебе, 15.07.2015 г. и принявшая План Действий ООН по финансированию развития.

Учитывая эти факты, российская доктрина международной и региональной безопасности должна использовать «африканский шанс» и Аддис-Абебский План ООН по финансированию развития как основу для будущей Международной универсальной конвенции ООН по финансированию развития и обеспечению экономического роста развивающихся государств. с соз-

данием Международного инвестиционного суда как гаранта выполнения США, Великобританией, ЕС и другими странами, учредителями мировых структур инвестиционного, финансового и энергетического бизнеса, обязательств в Африке по ограничению деятельности ТНК на национальных рынках Африки.

Российская Федерация и ее партнеры по БРИКС и ЕАЭС должны также расширять влияние на страны Африки через Африканский Союз, организовывая Саммиты «БРИКС-Африка», а также обеспечивая свое присутствие в будущем Африканском валютном Фонде, в противовес валютной политике ЕС, Турции, США в Африке.

Новое партнерство Турция—США—Африка

как фактор дестабилизации евразийского сотрудничества

Нужно сказать, что Турция, как партнер США по НАТО, все чаще выступает «проводником» стратегических интересов США в Африке, при этом не забывая реализовывать свои «интересы глобального игрока» на этом континенте. По инициативе США 4-6.08.2014 г. была учреждена новая межгосударственная структура, Саммит лидеров стран Африки и США. На первом заседании Саммита в Вашингтоне 2014 г. рассматривались вопросы торговли, инвестиций и безопасности Африки, США и их партнеров, где приняли участие лидеры пятидесяти африканских государств.

Вслед за этим 19 ноября 2014 г. в г. Малабо прошел Второй Турецко-Африканский Саммит, который отразил намерение Турции выступить «глобальным» партнером Африканского континента в целом1. Высокий уровень Саммита подтверждается его поддержкой со стороны межгосударственного интеграционного регионального объединения - Африканского Союза (АС). Турция и Африканский союза утвердили Совмест-

1 Второй саммит «Африка-Турция», 19.11.2014 г. / http://e-guinea.ru/news/main_news?id=557

ный план действий на период до 2019 г. и констатировали выход своих отношений со странами Африки на уровень стратегического партнерства. В настоящее время Африканский Союз является крупнейшим региональным политико-экономическим объединением 54 государств Африки, высшим органом которого является Ассамблея АС, состоящая из глав государств и правительств входящих в него стран.

Американо-турецкие соглашения давно пришли на смену англо-турецким. Американо-турецкое соглашение от 29.04.1980 г. о сотрудничестве в области обороны и экономики, подписанное в Анкаре, было заключено на 5 лет с последующим ежегодным продлением по согласию сторон. Оно включает основное соглашение, определяющее общие принципы сотрудничества, и несколько дополнительных: об условиях оказания военной и экономической помощи Турции, о сотрудничестве сторон в области военного производства, о статусе американских военных баз на турецкой территории, а также несколько секретных протоколов, подводит договорно-правовую основу под американское военное присутствие в Тур-

9

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ции, включая использование США военных баз и объектов, в том числе базы ВВС в Инджирлике и станций электронного слежения вдоль границы с Россией.

США получили также право на использование ряда военных баз и объектов, которые не фигурируют в соглашении как принадлежащие турецким вооруженным силам и используемые только в рамках обязательств обеих стран по НАТО. Хотя номинально командование этими базами осуществляется турецкой стороной, сфера ее ответственности ограничивается административными функциями и вопросами охраны. Соглашение предусматривает также совместное использование разведывательной информации.

С 1991 по 2012 г. военно-техническое сотрудничество США и Турции интенсивно развивалось. Турция всегда стремилась участвовать в программах модернизации армии и получала передовое американское военное оборудование. Однако растущая военная промышленность Турции стремится к большему участию в сделках по экспорту и импорту оружия, а также к совместным военным учениям со странами вне НАТО, например Китаем, Пакистаном, Индией и др.

США примерно с 2013 г. наиболее активно пытаются «держать под контролем» Африканский Союз, «заигрывая» с лидерами африканских стран, убеждая их в повышении «роли» Африки в

глобальной стратегии США, обещая реализацию «новой политики» в Африке в сфере инвестиций в интересах национальной экономики стран Африки.

При этом с 2014 г. «разрастается» «экономико-стратегический парадокс», когда Президент США «публичными заявлениями» все чаще обещает «укротить» международные картели, куда входят крупные американские транснациональные корпорации, столетиями разоряющие Африку и рассматривающие этот континент как сырьевую базу. Это подкрепляется обещаниями США, ЕС, Турции создать в Африке справедливую валютно-финансовую систему. Большое значение для дальнейшего развития государств континента, как было сказано на 23-й сессии Ассамблеи Африканского союза (АС) 24-26.06.2014 г., будут иметь учреждение Африканского валютного фонда и принятая на саммите Стратегия в области науки, технологий и инноваций до 2024 г.

Официальный представитель госдепартамента США Марк Тонер неоднократно заявлял, что Вашингтон готов поддержать Африканский Союз, как интеграционное объединение в решении политических и экономических проблем, включая предложение Африканского союза о введении военного миротворческого контингента с целью предотвращения эскалации конфликта в Бурунди1.

«Открытые и скрытые» турецкие интересы в Африке и расширение африканских рынков сбыта турецких товаров

В столице Эфиопии, Аддис-Абебе, 02.02.2015 г. прошел 24-й саммит Африканского Союза, на котором им был принят Итоговый документ под названием «Перспективы Африки до 2063 года», где сказано, что мир и стабильность служат предпосылкой развития Африки, которая готова расширять сотрудничество с международным сообществом, совместно с другими странами реагировать на угрозы для обеспечения междуна-

родной безопасности, провести трансформацию экономики, ускорить строительство инфраструктуры, использовать природные ресурсы на благо народов Африки. В числе прочих мер принято решение создать центр по контролю и предотвра-

1 Заявление официального представителя Годепартамен-та США Марка Тоннера 2015 г. http://kapital-rus.ru/news/ mark_toner_vashingto n_gotov_podderjat_afrika nskogo_ souza_o_vvode_voisk_v_bu/

10

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

щению заболеваний, ускорить социально-экономическое развитие, обеспечить меры безопасности и борьбу с террористическими действиями в Мали, Южном Судане и Сомали. Африканский Союз уполномочил Нигерию и другие африканские страны создать многонациональные силы в составе 7500 человек для противодействия радикальной исламской группировке «Боко харам». На состоявшейся 14-15.06.2015 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского Союза было принято решение создать к 2017 г. Общеконтинентальную африканскую зону свободной торговли1. Для развития экономических отношений Турция инициирует различные экономические программы. С 2006 г. действует Программа «Торговый мост между Турцией и Африкой», которая проводится ежегодно Турецкой конфедерацией предпринимателей и промышленников (TUSCON). Турция является крупнейшим донором для африканских стран, не входящих в Комитет помощи в целях развития ОЭСР. Основной объем оказываемой помощи приходится на такие африканские страны, как Сомали, Судан, Мавританию, Эфиопию, а также Камерун, Джибути, Кения,

1 Саммит Африканского Союза 2015 г. Сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского союза (АС) 14-15.06.2015 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). http://nk.org. ua/geopolitika/sammit-afrikanskogo-soyuza-bolshe-protoko

Нигерия и другие, которые являются получателями турецких денежных средств.

На африканском континенте активно действуют турецкие правительственные и неправительственные социально-культурные и образовательные организации. Особую роль здесь играет Турецкое агентство по международному сотрудничеству (TIKA) и Турецкий религиозный фонд (TDV), которые начиная с 2005 г. открыли свои отделения в Эфиопии, Судане и Сенегале, осуществляя проекты в 37 странах Африки. Особое место в развитии турецко-африканских отношений занимает сотрудничество Турции с Сомали, что может объясняться несколькими причинами. Оказание помощи одному из наиболее бедствующих государств мира неизменно повышает авторитет Турции на международной арене и создает образ миролюбивой и неравнодушной Турции. Турция привлекает геополитическое расположение Сомали, так как именно эта страна является ключом к большей части Тропической Африки для Турции. Турция, провозглашая себя защитником прав человека в Африке, делает ставку на научно-техническое сотрудничество с африканскими странами, подписав договоры и соглашения с Ганой, Эфиопией, Камеруном и Гамбией.

Турция «форсирует продвижение» своих интересов на Африканском континенте, увеличив за последние пять лет количество посольств Турции в странах Африки до 39, а товарооборот Турции с африканскими странами за 10 лет увеличился с 5,5 до 20 млрд долл. Турецкие инвестиции в Африке достигают 6 млрд долл.; подписаны десятки межгосударственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и создании Деловых советов. Форсированными темпами развивается авиасообщение между Турцией и странами Африки. Для развития экономических связей с Африкой в Турции, начиная с 2003 г., принимаются Стратегии увеличения торговли и развития экономических отношений со странами Африки. Такие темпы сотрудничества увеличили турецкий

11

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

экспорт товаров и продукции в страны Африки до десятков миллиардов долларов в год. Наиболее близкими экономическими партнерами Турции являются Египет, Алжир, Марокко, ЮАР, Нигерия, Эфиопия и Гана.

Южно-Африканская Республика занимает одно из главных мест в политике Турции на африканском континенте как одна из самых развитых стран Африки, опыт которой полезен Турции для распространения своего политического и экономического влияния на все страны Африки. В отношениях с ЮАР и другими странами Африки, отдаленными от Средиземноморского и Черноморского бассейнов, Турция пытается манипули-

ровать своим ассоциированным членством в ЕС, членством в НАТО, членством в Черноморской организации экономического сотрудничества, в других стратегических и экономических альянсах, используя роль посредника на перекрестке мировых торговых путей с запада на восток и с севера на юг, роль «контролера» международных проливов Босфор и Дарданеллы в целях налаживания экономических коридоров для Южной Африки, особенно в регионах Балкан, Ближнего Востока и Средней Азии. Даже огромное расстояние между Турцией и ЮАР не является препятствием в стремлении Турции к двустороннему сотрудничеству.

Использование Турцией статуса участника англо-американского стратегического партнерства по НАТО

Современные аналитики часто называют Турцию «стенобитной машиной» на стороне англо-саксонских партнеров для «продавлива-ния» англо-американских интересов в стратегически важных для НАТО регионах мира1.

Турецкие инициативы в Африке больше носят не инвестиционный, а политический характер, напоминающий «мягкую военную экспансию» для сдерживания самостоятельного развития развивающихся стран Африки и защиты частных и публичных интересов США и ЕС в Африке.

Государства Африки, испытывающие десятилетиями на себе финансовое давление Международного валютного фонда и Транснациональных корпораций, хотели бы видеть в Турции эффективного инвестора для финансирования развития собственного производства. На практике же они все больше ощущают в турецком присутствии в Африке действия Турции в следующем контексте: 1) как «натовского наблюдателя», следящего по поручению США за «влиянием» военных баз США в Африке на политические процессы в

1 Турецкий фактор пролива Босфор 27.11.2015. http:// rusrand.ru/actuals/tureckiy-faktor-proliva-bosfor

странах Африки, но имеющего свои интересы в экспорте вооружения в Африку и расширении там своего присутствия; 2) как «глобального поставщика» турецких товаров и продукции за кредиты МВФ в ущерб сбыту товаров национальных производителей государств Африки; 3) как «еще одного» международного финансового «игрока», оперирующего финансовыми средствами МВФ, финансовыми активами, валютой, золотом, принадлежащими бюджетам и национальным компаниям африканских государств.

Действительно, турецкие предприниматели опасаются сложностей, затрат и рисков организации бизнеса в слаборазвитых африканских государствах, но руководство Турции «стимулирует» (не без финансовой помощи США) активность турецких компаний в Африке, финансируя организацию специальных программ по развитию связей между турецкими и африканскими деловыми кругами. Таким образом, современная политика Турции позволяет сделать вывод, что эта страна как государство - член НАТО считает свои политические и экономические позиции влиятельным фактором мирового уровня, оказывающим воз-

12

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

действие на продвижение или сдерживание развития экономики «неугодных США» государств в Черноморском бассейне, в Восточном Средиземноморье, на Балканах, на Ближнем Востоке и в Африке. Поддерживаемая в этом регионе стратегическими задачами НАТО, Турция заинтересована в выгодном для себя сотрудничестве, особенно с африканскими странами, принимая активное участие в работе африканских региональных организаций и объединений.

15.12.2015 г. Саудовская Аравия объявила о создании исламской военной коалиции из 34 стран для борьбы с терроризмом, в которую вошла и Турция. Коалиция намерена координировать свои операции с ведущими державами и международными организациями. Было заявлено, что помимо Королевства Саудовской Аравии в коалицию вошли Египет, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Тунис, Сенегал, Сьерра-Леоне, Судан, Сомали, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мали, Малайзия, Нигер, Нигерия, Йемен, Чад, Того, Габон, Гвинея, Джибути, Марокко, Кот-д'Ивуар, Мавритания, Мальдивы, Коморские острова. Еще несколько исламских стран выступили в поддержку этого объединения. Ирак и Иран к участию в коалиции приглашены не были. Коалиция будет индивидуально рассматривать запросы стран на оказание помощи в сфере борьбы с терроризмом. О своей поддержке новой коалиции заявили Египет, Иордания, Тунис, Кувейт и некоторые другие страны. При этом Египет и Малайзия заявили, что не намерены участвовать в военных акциях нового альянса, а Пакистан, Ливан и Малайзия сообщили, что не знали об их включении в состав коалиции во главе с Королевством Саудовская Аравия. Президент РФ В.В. Путин «надеется на совместную разработку единых подходов и реализацию совместных действий» с создаваемым альянсом1.

1 Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20.12.2015 г. / http://www.iimes.ru/?p=26959

Подобный комплексный подход к сотрудничеству является эффективным способом упрочения позиций Турции в Африке. Помимо того, на усиление влияния Турции в Тропической Африке оказывает влияние тот факт, что страны этого региона никогда не находились под владычеством Турции, а значит, не имеют совместного негативного исторического опыта. Более того, большие объемы гуманитарной помощи и при этом отсутствие какого-либо давления со стороны Турции позволяют африканским странам чувствовать себя благодарными своему партнеру, но не ущемленными или обязанными ему. Такой подход позволяет создавать благоприятный климат в двусторонних и многосторонних отношениях и укреплять доверие.

Африканские страны сами заинтересованы в тесном сотрудничестве с Турцией. Они справедливо полагают, что протекции влиятельных государств на международной арене помогут им решить хотя бы часть проблем, в том числе путем привлечения внимания мирового сообщества к континенту. В 2009 г. более 50 африканских стран проголосовало за включение Турции в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН в 2009-2010 гг. в обмен на обещание Турции отстаивать их интересы в течение двух лет в ООН. Африканские страны заинтересованы и в экономическом сотрудничестве с Турцией, которая активно осваивает строительные рынки Африки и инвестирует финансовые средства в сельское хозяйство.

Однако существуют факторы, способные помешать Турции занять лидирующее место в регионе. Достаточно сложная ситуация складывается в отношениях Турции со странами Северной Африки, которая была частью Османской империи в течение нескольких веков, и это формирует опасение данных стран, заключающееся в том, что Турция сможет обладать чрезмерным влиянием в регионе. Кроме того, Турции приходится считаться с наличием других сильных игроков в Африке - Китая и Индии. Торговый оборот Китая с африканскими странами в 2014 г. составил

13

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

220 млрд долл., что практически в 15 раз больше турецких показателей. На данный момент Китай обладает большими финансовыми и полити-

ческими ресурсами, а также опытом применения «мягкой силы» как основного внешнеполитического инструмента, чем Турция.

Исторические и современные международно-правовые аспекты обеспечения баланса интересов Турции и России в Средиземноморском и Черноморском регионах

Исторические и современные международно-правовые аспекты урегулирования конфликтов и обеспечения баланса взаимных интересов между Турцией и Россией возникали в числе прочих проблем из-за Черноморских международных проливов Босфор и Дарданеллы.

Еще Англо-Турецкие договоры начала XIX в. заложили начало длительным англо-турецким договоренностям об обеспечении действий со стороны Турции по сдерживанию России, что усилило английское влияние в этом регионе. Например, Договор 1809 г., называемый Дарданелльским миром, подписанный в г. Константинополе, завершил войну между Англией и Турцией 1807-1809 гг. На его основании прекращались военные действия, производился обмен пленными, возврат сторонами захваченного во время войны имущества. По Дар-данельскому миру Турция обязывалась держать Черноморские проливы закрытыми для военных кораблей любой державы, что особенно ущемляло в XIX в. интересы России. США, не принявшие участия и формально не поддержавшие Англию, тем не менее были инициаторами или участниками ряда мероприятий, призванных любой ценой вернуть Суэцкий канал под иностранное господство.

Конвенция о статусе проливов Босфор и Дарданеллы, проходившая 1936 г. в г. Монтрё (Швейцария), восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море, когда Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права1. Конвенция подтвердила принцип между-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Конвенция о режиме проливов, 1936 г. http://base.ga rant. ru/2541161/

народного права о режиме свободного прохода и плавания в международных проливах и объявила свободным проход через международные проливы торговых судов всех стран. В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода через проливы днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей. Конвенцией предусмотрено резкое разграничение для прохода через проливы кораблей прибрежных и не прибрежных к Черному морю держав.

По Конвенции о режиме проливов 1936 г., если Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться полной свободой транзита и судоходства в проливах на тех же условиях, что и в мирное время. Если же Турция будет воюющей стороной, то торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с Турцией, пользуются свободой прохода и судоходства в проливах при условии, что эти суда не оказывают никакого содействия противнику и входят в проливы только днем.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.2 установила новый режим прохода судов по международным проливам, закрепляя принципы международного права о свободе судоходства. Таким образом, она закрепила особый статус международных морских проливов как общего достояния человечества.

2 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) (с изм. от 23.07.1994 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121270/c62807581

14

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Статья 42 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «Законы и правила государств, граничащих с проливами, в отношении транзитного прохода» установила, что государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы в целях:

• безопасности судоходства и регулирования движения судов;

• предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе;

• недопущения рыболовства, в том числе требования относительно уборки рыболовных снастей;

• погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами.

Таким образом, по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. законы и правила относительно международных проливов, к которым относятся пролив Босфор и Дарданеллы, принимаемые прибрежными государствами, такими как Турция, не должны допускать дискриминации по форме или по существу в отношении иностранных судов, а их применение не должно на практике сводиться к лишению, нарушению или ущемлению права транзитного прохода. Фактически Конвенция о режиме проливов 1936 г. была отменена Конвенцией ООН 1982 г.

Хотя никакого суверенитета Турции над проливами Босфор и Дарданеллы не существует, в современных условиях Ближневосточного конфликта Турция пытается «реанимировать» элементы прошлой доктрины Монтрё о режиме морских проливов, чтобы принятием «ограни-чительных« законодательных мер попытаться «сдержать» политику России на Ближнем Востоке относительно Сирии и в Черноморском регионе.

Контроль над проливами исторически обеспечивает влияние Турции на всем Балканском полуострове, а также на страны вокруг Суэцкого канала, включая Сирию, Египет и другие государства Ближневосточного региона. При этом крупными колониальными державами, являющимися международными агрессорами XVIII-XX вв., Англией, Францией, Германией, а позже и США, Турция всегда рассматривалась как один из важных компонентов многовековой доктрина сдерживания влияния России в Черноморском и Средиземноморском регионах.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Резолюция Совета Безопасности ООН о мирном урегулировании военного конфликта в Сирии от 19.12.2015 г. www.com/ru/комментарий-резо-люция-совбеза-оон-по-сирии-прогресс-прогрес-с/а-18929775

2. Заявление Международной группы поддержки Сирии в Вене 14.11.2015 г. http://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/

3. Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Аф-

15

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

рике (14-20.12.2015 г.). http://www.Mmes.ru/?p= 26959

4. Второй саммит «Африка-Турция» 19.11.2014 г. http://e-guinea.ru/news/main_news?id=557

5. Итоговый документ Сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского союза (АС) 14-15.06.2015 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). http://

nk.org.ua/geopolitika/sammit-afrikanskogo-soyuza-

bolshe-protoko

6. Конвенция о режиме проливов 1936 г. https:// ru.wikisource.org/wiki/Конвенция о режиме проливов

7. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) от 10.12.1982 г. (с изм. от 23.07.1994 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121270/c62807581

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.