Научная статья на тему 'Геоэкономические проблемы Юга России в контексте безопасности позиционирования сопредельных государств'

Геоэкономические проблемы Юга России в контексте безопасности позиционирования сопредельных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
626
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ КАВКАЗ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНФРОНТАЦИЯ С ЗАПАДОМ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / САНКЦИИ / ЧЕРНОМОРЬЕ / МОРЕМАР / GREATER CAUCASUS / GEOPOLITICAL ECONOMY / CHALLENGES AND THREATS / ECONOMIC SPACE / CONFRONTATION WITH THE WEST / CONTIGUOUS STATES / SANCTIONS / BLACK SEA COAST / MOREMAR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белоусов Виталий Михайлович

Рассматривается позиционирование Юга России в контексте геоэкономической безопасности и подчеркивается, что этот топоним является наиболее проблемным и уязвимым звеном постсоветского пространства России. Анализируются вызовы и угрозы Юга России в координатах сопредельных государств, перечисляются особо опасные из них, такие как терроризм, усиление дифференциации уровня жизни, рост неравномерности развития регионов Юга России и субъектов ЧКР, криминализация региональных сообществ, трансграничные угрозы типа создания на территории сопредельных государств подрывных сепаратистских группировок, контрабанда. Особая роль отводится санкциям и странам-авторам этих угроз, рассмотрена хронология их появления как признак холодной войны 2. Делается общий вывод об особой роли Юга России с позиций адресата вызовов и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECONOMIC PROBLEMS OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE SECURITY OF POSITIONING OF NEIGHBORING COUNTRIES

The positioning of the South of Russia in the context of geoeconomic security is considered and it is emphasized that this toponym is the most problematic and vulnerable link in the post-Soviet space of Russia. The challenges and threats of the South of Russia are analyzed in the coordinates of neighboring countries, particularly dangerous ones are listed, such as terrorism, increasing the differentiation of living standards, the growth of uneven development in the regions of Southern Russia and the ChRK, criminalization of regional communities, transboundary threats such as the creation of subversive separatist groupings, smuggling. A special role is assigned to the sanctions and the author-countries of these threats, the chronology of their appearance as a sign of the Cold War 2 is considered. A general conclusion is drawn about the special role of the South of Russia from the position of the addressee of challenges and threats.

Текст научной работы на тему «Геоэкономические проблемы Юга России в контексте безопасности позиционирования сопредельных государств»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ECONOMIC SCIENCE

УДК 33S (450+571)

DOI 10.236S3/0321-3056-201S-2-117-126

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮГА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

© 2018 г. В.М. Белоусов а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

GEOECONOMIC PROBLEMS OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE SECURITY OF POSITIONING OF NEIGHBORING COUNTRIES

V.M. Belousov а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Рассматривается позиционирование Юга России в контексте геоэкономической безопасности и подчеркивается, что этот топоним является наиболее проблемным и уязвимым звеном постсоветского пространства России. Анализируются вызовы и угрозы Юга России в координатах сопредельных государств, перечисляются особо опасные из них, такие как терроризм, усиление дифференциации уровня жизни, рост неравномерности развития регионов Юга России и субъектов ЧКР, криминализация региональных сообществ, трансграничные угрозы типа создания на территории сопредельных государств подрывных сепаратистских группировок, контрабанда. Особая роль отводится санкциям и странам-авторам этих угроз, рассмотрена хронология их появления как признак холодной войны - 2. Делается общий вывод об особой роли Юга России с позиций адресата вызовов и угроз.

Ключевые слова: Большой Кавказ, геополитическая экономика, вызовы и угрозы, экономическое пространство, конфронтация с Западом, сопредельные государства, санкции, Черноморье, МОРЕМАР.

The positioning of the South of Russia in the context of geoeconomic security is considered and it is emphasized that this toponym is the most problematic and vulnerable link in the post-Soviet space of Russia. The challenges and threats of the South of Russia are analyzed in the coordinates of neighboring countries, particularly dangerous ones are listed, such as terrorism, increasing the differentiation of living standards, the growth of uneven development in the regions of Southern Russia and the ChRK, criminalization of regional communities, transboundary threats such as the creation of subversive separatist groupings, smuggling. A special role is assigned to the sanctions and the author-countries of these threats, the chronology of their appearance as a sign of the Cold War 2 is considered. A general conclusion is drawn about the special role of the South of Russia from the position of the addressee of challenges and threats.

Keywords: Greater Caucasus, geopolitical economy, challenges and threats, economic space, confrontation with the West, contiguous states, sanctions, Black Sea coast, MOREMAR.

Белоусов Виталий Михайлович -доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической социологии и регионального управления, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: [email protected]

Vitaliy M. Belousov -

Doctor of Economics, Professor,

Department of Economic Sociology

and Regional Management,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University,

Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don,

344006, Russia.

E-mail: [email protected]

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No.2

Позиционирование Юга России в контексте геоэкономической безопасности

На Юге России переплетаются и сталкиваются многие интересы разных стран - самой России, новых независимых государств Южного Кавказа, стран Ближнего и Среднего Востока, США и Европы. Ощутимы и экономические интересы транснациональных компаний, стремящихся получить доступ к природным богатствам и стратегическим коммуникациям Юга России и Каспия. Просматриваются здесь и современные проблемы мировой политики и экономики, которые по устоявшейся традиции формулируются нередко в терминах противостояния Восток - Запад и Север -Юг. На Юге России сфокусированы проблемы военно-политической безопасности, сохранения культурной самобытности, многообразия, экологии и др.

Кроме внутренних факторов-вызовов есть и другие, они носят глобальный характер, поскольку связаны с международным терроризмом и транснациональной преступностью (торговлей оружием, наркобизнесом, «спиртовой» мафией и пр.).

Юг России по-прежнему наиболее уязвимое звено постсоветской системы: здесь периодически вспыхивают вооруженные конфликты и постоянно существует потенциальная угроза их нового возникновения. Конфликтный потенциал заложен в регионе предшествующей историей, положение усугубляется такими проблемами, как малоземелье, демографический рост, высокий удельный вес неработающей молодежи, незанятость, отсутствие работы и пр.

Определенных усилий и затрат требует этно-политическая и конфессиональная безопасность. Юг России - это сложная территория, прежде всего в этнополитическом плане, поскольку имеет целый спектр этносов, которые проживают как достаточно обособленно (калмыки, чеченцы и ингуши), так и в определенной мере диффузно -азербайджанцы, армяне, казаки и т. д. Наряду с этнополитической рассматривается и конфессиональная безопасность, так как на этой территории представлены три мировых религии и большое число всевозможных конфессий.

Другими фактороми риска являются, как это ни парадоксально, процесс регионализации и соответственно центробежные тенденции в этнической среде. Именно геополитика того или иного региона определяет сегодня международные процессы, происходящие не только в данном регионе, но и в мире. Дестабилизация геополитически важной региональной системы

может привести к разбалансированию состояния всей мировой системы на достаточно длительное время. Регионализация Каспия в 90-е гг. XX в. автоматически превратила все его проблемы в трансграничные. Геополитически значимость Прикаспия в международном пространстве неоднократно возрастает. Каспий начинает восприниматься многомерно и полипарадиг-мально. Некоторые аспекты геополитической привлекательности меняют свою векторность. Идет регионализация и Северного Кавказа. В 2010 г. из Южного федерального округа Указом Президента выделен самостоятельный СевероКавказский федеральный округ, что на уровне отдельных республик было воспринято неоднозначно.

Геополитическое положение Кавказо-Каспийского региона также представляет собой фактор риска из-за наличия нескольких заинтересованных акторов, в том числе не имеющих как непосредственного выхода на Каспий, так и границ с Кавказскими республиками. В связи с интересами акторов второй дуги (Армения, Ирак, Таджикистан, Киргизия, Грузия) и третьей дуги (США, Китай, Европа) возрастают риски внутрирегиональных конфликтов - между Туркменистаном и Азербайджаном, Азербайджаном и Россией и т. д. Причем интересы России в стабилизации ситуации и сохранении общекультурной региональной безопасности противоречат интересам США, которые играют как раз на центростремительных процессах, начавшихся еще в 90-х гг. Есть свои интересы на Каспии и у Китая, и они далеко не всегда совпадают с интересами и США, и России.

Миграционные процессы, изменяя уровень эт-ноконфессиональной мозаичности и увеличивая степень конфликтогенности территории, создают еще один риск, в российскую зону которого попадает практически весь Северный Кавказ. Но нестабильность на Северном Кавказе - это и нестабильность на значительных евразийских пространствах не только России, но и других государств, которые многими нитями (в том числе геоэкономическими) связаны с Черноморско-Каспийским регионом.

Из особенностей политико-географического положения округа можно выделить его расположение на этническом перекрестке, в зоне непосредственных контактов двух крупнейших мировых цивилизаций - мусульманской и христианской, в пределах и вблизи одного из самых напряженных регионов мира с множеством «го-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

рячих точек», в числе которых выделяются Чечня, Абхазия, Аджария, Нагорный Карабах, Южная Осетия и др.

Региональные вызовы и угрозы Юга России во многом производны от внутренних угроз и вызовов национальной безопасности.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

- усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения;

- деформация отраслевой структуры национальной экономики;

- рост неравномерности экономического развития регионов;

- криминализация российского общества;

- резкое снижение научно-технического потенциала России как основы экономического роста;

- усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации;

- усиление межэтнической и межнациональной напряженности;

- повсеместное нарушение единого правового пространства;

- снижение физического здоровья населения;

- демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. К ним относятся истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. В большинстве стран широко применяются экологически несовершенные технологии в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет использование ее территории для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы, Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире. Однако по классификации Международной Организации

Труда, в России насчитывается более 5 млн безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске), снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей, прежде всего трудовых ресурсов. Формируется прекариат [1].

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на человека в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14 л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе 8 л.

Трансграничные угрозы состоят в следующем:

- создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

- деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах [2];

- деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны.

Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях -изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т. д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее - семейные бюджеты (домашние хозяйства - по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня.

Вызовы и угрозы для Юга России в координатах сопредельных государств

Проблема топонимики приводит к пониманию ареала «Большой Кавказ» как синонима ЧКР. В этом случае географически позициониру-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ется собственно Кавказ (Грузия, Армения, Азербайджан), Юго-Западный Кавказ (Турция), Юго-Восточный Кавказ (Иран) и Северный Кавказ (Юг России) [3].

Корректно вычленить Северный Кавказ из Юга очень сложно, да и целесообразность этих усилий сомнительна. Поэтому если ориентироваться на межрегиональную интеграцию - иной альтернативы у России нет - мы должны по возможности либо придерживаться уже устоявшегося словосочетания «Юг России», рассматривая и «Северный Кавказ» как его важнейшую составляющую, либо использовать пусть и немного пространную, но очень корректную формулировку «Южный и Северо-Кавказский федеральные округа». Последнее подразумевает, что речь идет о целостном макрорегионе с едиными особенностями глобального позиционирования, факторами развития, стратегическими перспективами [4].

Черноморье - перекресток двух мировых торговых коммуникаций - Великого шелкового пути и «из варяг в греки». Положение Черноморья на перекрестке евразийских торговых путей, наличие удобных бухт и мягкий климат способствовали развитию свободной торговли. Геополитические изменения в Евразии оказывали существенное влияние на благополучие местных городов. На геоэкономических контактах взаимодействия античной, генуэзской и степных культур на берегах Понта возникали вольные портовые города. Казалось бы, не составляло труда кочевым степным племенам сбросить в море местных колонистов из греческих городов-государств. Но это была бы «пиррова победа». Далекие предки не были такими беспечными. С появлением пепелища - исчезал товарный рынок, а значит, путь к обогащению и взаимопониманию культур [5].

Велико значение коммуникационных функций Черноморья, чье географическое транспортное положение относительно Атлантического и Индийского океанов, стран Европы и Ближнего Востока способствует международной торговле. Наличие в Азово-Черноморском гидрологическом бассейне развитой сети судоходных рек (Дунай, Днепр, Днестр, Дон и др.) значительно расширяет транспортные возможности региона. Судоходные речные коммуникации связывают Черноморье с Балтийским, Каспийским и Северным морями.

Нет надежного транспортного перехода между Украиной и Румынией, Крымом и Россией через Керченский пролив, испытывает перегруз-

2018. N0. 2

ки транспортный узел Ростова-на-Дону. Слабо развит международный туризм.

Турция претендует на роль региональной державы. Этому способствует геоэкономическое положение на пересечении трансконтинентальных коммуникаций, соединяющих Европу с Азией и Черноморье со Средиземноморьем. После распада СССР в Турции возродилась геополитическая идея создания единого государства тюрков - Великого Турана. Турция с населением 64 млн чел. входит в военно-политический блок НАТО, имеет многочисленную армию (630 тыс. солдат и офицеров) и самый мощный в регионе модернизированный военно-морской флот. Впервые за последнее столетие Турция осуществила экономическую экспансию в Юго-Восточной Европе. Страна реально доминирует или успешно конкурирует с Китаем на местных рынках в Центральной Азии, а также в Грузии и Азербайджане.

Ситуация на южных рубежах России свидетельствует о возрастающей военно-политической и дипломатической активности некоторых сопредельных государств, можно прогнозировать, что дальнейший дисбаланс сил в кавказском регионе может отразиться на российских геополитических интересах и повысить степень геостратегической уязвимости Юга России [6].

Ареал «Прикаспия» мы здесь подробно не рассматриваем, укажем лишь, что Причерноморский метарегион составляет около 14 % доли ВВП России, а Прикаспийский - около 3 %. По населению соответственно около 27 % и около 10 % [7].

В постсоветскую эпоху интересы России, например, в Каспийском бассейне постоянно и неизменно сталкиваются с устремлениями США, Англии, Франции, Турции, Ирана, Саудовской Аравии и ряда других стран, пытающихся проникнуть и обосноваться в этом богатом нефтяном регионе.

Представляется, что проблема Черноморско-Каспийского региона как субрегиона Евразии не может ограничиваться лишь связью Север - Юг, так как такой подход ограничивает радиус анализа и, следовательно, неполон. Во-первых, существенную роль играют зоны МОРЕМАРа Черного, Азовского и Каспийского морей [8], во-вторых, геополитическое и геоэкономическое влияние с запада Украины и с востока - Казахстана. Рассмотрим кратко эту трансмодальную ось.

По данным Минэкономики Украины, в 2011 г. доля России в украинской внешней торговле составила 33,6 %, в то время как доля стран Евро-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

союза - 30,3 % [9], т. е. Россия была её основным торговым партнёром.

Ось «Украина-Россия» заморожена и геоэкономические аргументы ни во внутриполитическом, ни в международном контексте не убеждают «политикум» Украины, занимающего ныне открыто враждебную позицию.

Второе крыло оси Запад - Восток в ареале субрегиона - это Казахстан, который после 1991 г. оказался соседом России к югу от Урала и Западной Сибири; четыре остальные центрально-азиатские республики бывшего СССР - Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан -не имеют общей границы с Россией. Однако соседский статус всех этих пяти постсоветских государств в отношении России как был, так и остается в силе. Эти страны дрейфуют в сторону мусульманского мира, что соответствует основным тенденциям нынешнего глобального развития. Однако в пяти республиках сильна тенденция не столько идейной жизни, сколько бытовой психологии: ностальгия по относительно спокойной жизни последних двух-трех десятилетий Советской власти [10].

Что касается государств-участников Единого Экономического пространства и Таможенного союза, то создание таких реинтеграционных структур вполне соответствует их национальным интересам. Казахстану же предстоит сделать ци-вилизационный выбор, который предельно прост. Понятно, что для 140-миллионной России и почти полуторамиллиардного Китая 16-миллионный Казахстан с 10 миллионами «титульной нации» имеет принципиально разное значение. Для КНР - это практически «пустая» территория, которую ханьцам предстоит заселять и осваивать, не сильно считаясь с интересами коренного населения. Для России, напротив, более чем 10%-й прирост «внутреннего рынка» благодаря демографическому потенциалу Казахстана чрезвычайно значим и сам по себе, даже без учета всех социально-экономических интересов и культурных символов (Южная Сибирь, целинные земли, восстановление единства Транссиба, Байконур, Медео и т. д.).

Определенную роль в реинтеграции Казахстана несомненно играют и узбекско-казахские противоречия, поскольку в нынешней геостратегической конфигурации среднеазиатских республик главным региональным «центром силы» становится вовсе не Астана, а Ташкент [11].

Подведём итоги:

2018. т. 2

- законы геоэкономики в Черноморско-Каспийском регионе действуют менее выражено, чем законы геополитики;

- вертикальное позиционирование Черномор-ско-Каспийского региона как субрегиона Евразии необходимо дополнить горизонтальной осью Запад - Восток, с учетом ареала МОРЕМАР, а также с заходом в пространство Украины и Казахстана (трансграничная зона);

- центростремительные силы государств-субъектов Черноморско-Каспийского региона еще весьма слабы и поэтому оценивать интегральное качество субрегиона пока не представляется возможным в силу географических, циви-лизационных, геополитических и оборонно-военных противостояний.

Однако в прогнозном цикле формирование данного территориального союза (ассоциации), на наш взгляд, не заказано. Глокализация этой территории рано или поздно должна проявить себя в какой-то договорной форме (ибо частных договоренностей по Черному морю, Каспию, Таможенному союзу, ВТО, по другим областям жизнедеятельности уже достаточно много).

В гигантском геополитическом пространстве России природно-исторические условия столь неоднородны, что с учетом других уникальных особенностей (средоточие мировых религий, множество средних и малочисленных народов, традиционно авторитарный имперский, а значит, субъективный стиль правления) социально-экономические процессы протекают очень неравномерно [12].

На российском Юге сфокусированы острейшие глобальные проблемы: военно-политической безопасности, сохранения культурной самобытности и многообразия, экологии и др.

Принимая во внимание, сколь фрагментиро-ван российский Юг в экономическом, этническом и культурном отношениях, тем не менее вспомним о его единстве по этнодемографиче-ской структуре, доминирующему хозяйственному укладу, уровню и образу жизни, ландшафтным особенностям и т. п. [13].

По периферии российских границ тлеют региональные конфликты. Если проследить по географической карте (гипотетическая модель картографического прогноза), то только очевидные конфликты фиксируются с Японией (Курилы), Китаем (граница по Амуру, Сибирь), Турцией (Северный Кавказ), Грузией (Абхазия, Южная Осетия), Украиной (Крым, Севастополь, Донбасс), Прибалтийскими странами (судьба «русскоязычных»,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

земли под Нарвой), ЕС (Калининград), Финляндией (Карельский перешеек, Выборг).

На ограниченных территориях часты и масштабны техногенные катастрофы, природные катаклизмы, атмосферные аномалии.

Можно насчитать несколько источников глобальных и региональных угроз и вызовов Югу России, так как к нему привлечено внимание не только традиционных стратегических соперников России в регионе (Турции и Ирана в первую очередь), но и международных террористических организаций, движений религиозно-экстремистского толка. Следовательно, многие угрозы и вызовы безопасности на Северном Кавказе (конфликты, социальные взрывы, миграционные процессы и др.) при неблагоприятном развитии событий способны дестабилизировать ситуацию в общероссийском масштабе, распространить свое негативное воздействие за пределы региона.

Что касается внутриполитического плана, то Россия больше не может восприниматься как управляемое извне государство. Действия российского политического и военного руководства одобряет большинство населения России. Подавляющее большинство россиян уверено, что Вооруженные Силы способны защищать страну в случае реальной угрозы [14].

Запад нагнетает напряженность вокруг России после возвращения в ее состав Крыма. Неудавшаяся попытка американской насильственной демократизации Украины испытанным средством очередной «цветной» революции привела к власти в стране коричневую хунту, объявившую войну своему народу. Восстание Востока Украины против прозападных властей Киева срывает все планы украинского членства в НАТО. Нельзя же принимать в военный блок Украину по частям, отдельными областями, в отсутствие единой государственности и перспективы победы на предстоящих президентских выборах проамериканского президента. Украинский козырь в игре против России в руках Белого дома оказался блефом, однако от планов приближения натовской военной инфраструктуры к границам России Вашингтон не отказывается.

Украина же нужна как плацдарм НАТО у границ РФ. Запад стремится сократить степень зависимости от ресурсов России и Ближнего Востока, поэтому США включили Каспий, Закавказье, Украину (с Крымом!) в зону своих жизненно важных интересов.

В настоящее время Азербайджан для американцев важнее Грузии. Сейчас в связи с кризисом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на Украине Америка хотела бы видеть азербайджанский газ в качестве альтернативы поставкам голубого топлива в Европу из России. Но в этом плане Азербайджан не конкурент России.

Наряду с американскими и европейскими притязаниями на Южном Кавказе явно обозначено стремление Турции стать ведущей региональной державой в Закавказье. Анкара готова принять непосредственное участие в урегулировании карабахского конфликта, в том числе военными средствами. Данная перспектива угрожает возможностью столкновения стратегических интересов России и Ирана в Закавказье с интересами евроатлан-тического сообщества через натовскую Турцию. Нельзя игнорировать того, что в результате конфликтов в Закавказье (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), российская сторона вовлечена в военно-политическое урегулирование данных кризисных процессов, стала одним из участников формирования системы региональной безопасности. У России есть на это очевидное преимущество перед США, речь идет о российских приграничных территориях, а не о Мексике или Канаде.

Национальным интересам России отвечает стабильное внешнее окружение, а американцы выстраивают на Кавказе санитарный кордон, всеми средствами поощряют местных прозападных политиков в Тбилиси и Баку к антироссийской политике. Поэтому приоритетное место в системе национальных интересов России на Кавказе занимают ее отношения со своим стратегическим союзником - Арменией. На первом месте стоят вопросы развития экономического сотрудничества. Разумеется, что Армения как полноправный член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) получит всю необходимую помощь в случае обострения карабахского конфликта.

Для России в отличие от Америки Южный Кавказ имеет не только геополитическое значение, здесь, как и в Крыму, - в том числе и наши исторические корни [15].

Санкции и деформация геоэкономических отношений стран субрегиона Евразии

Одним из новых и значимых видов угроз стали санкции, введенные Западом из-за событий по Крыму и Новороссии.

Первый пакет санкций против России был введен в марте 2014 г. ЕС приостановил диалог с Москвой о безвизовом режиме и запретил въезд в страны содружества некоторым юридическим и физическим лицам, которые поддержали политику Москвы относительно Крыма.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2

Вторая волна санкций против России была запущена в июне того же года. В этот раз Запад ввел в действие план «Б» - экономическое давление на Россию. Под запрет кредитования в ЕС и США попали российские банки и некоторые предприятия. Также был наложен запрет на военное сотрудничество с «агрессором».

Эти действия повлекли за собой ощутимые последствия для обеих сторон. От такого решения своих правительств пострадали кредитные организации и предприятия промышленности Европы и Америки. Германский экспорт в Россию упал на 20 %. Больше других пострадала машиностроительная отрасль государства.

России санкции нанесли не меньше вреда. Наиболее заметное влияние они оказали на рынок иностранного капитала. За первый квартал 2015 г. иностранные инвесторы вывели из России 70 млрд дол., за второй квартал - до 90 млрд дол.

Спустя полгода после начала «санкционной войны» (август 2014 г.) Россия решила ввести ответные санкции, которые носили секторный характер. Был запрещен ввоз в страну мяса, овощей, фруктов, молока и прочих продуктов из стран ЕС, США, Австралии и Канады, отчего пострадали сельхозпроизводители западных стран.

Но и для России такой шаг не прошел бесследно. Страна импортирует 40 % продовольствия, которое было запрещено. Резкое прекращение поставок привело к росту цен. Сейчас находятся альтернативные рынки закупок. На построение новых схем необходимо время.

Затем США и Евросоюз синхронно ввели новые санкции против России, что стало третьим и самым жёстким пакетом западных санкций, который носит «секторальный» характер. Если два первых американских санкционных списка затронули лишь частных лиц и сравнительно небольшие компании, то в третью волну попали уже крупные госкомпании энергетического, оборонного и финансового секторов.

Американские санкции коснулись крупнейшей российской нефтекомпании «Роснефть», второго по величине производителя газа «Нова-тек» и третьего по величине банка «Газпромбанк». Все эти компании возглавляют соратники Путина, но одновременно они являются и бюджетообразующими для государства.

Санкции против компаний содержат различные запреты на сотрудничество с ними американских резидентов, но самым сильным запретом стало отрезание этих компаний от долгосрочного финансирования на долларовом рынке. Санкции

против банков («Газпром» и ВЭБ) запрещают американским гражданам и компаниям приобретать новые выпуски их акций и предоставлять им новые займы сроком более 90 дней. Однако всех остальных операций с этими банками санкции не касаются, в том числе на этот раз не блокировались счета банков и обслуживание карт Visa и Master. Американские банки будут продолжать оказывать им корреспондентские и клиринговые услуги.

Санкции против энергокомпаний также ограничили их финансирование и поставки новых технологий, но не затронули их возможность экспортировать нефть и газ, и существующие совместные проекты с американскими компаниями. Ограничение бизнеса оборонных предприятий из представленного списка из 8 компаний реально коснется, например концерна «Калашников».

Но Европейские дочерние структуры банков под санкции не попали, и право кредитовать банки из черного списка сохранили европейские финансовые институты, вне зависимости от срока кредита.

Европа также ввела эмбарго на торговлю оружием (экспорт / импорт) и запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, а также ограничила (механизмом согласования с госорганами) доступ к технологиям, в основном в нефтедобыче.

Проекты в сфере природного газа под режим санкций не попали.

Европейские секторальные санкции вводятся сроком на год, но могут быть пересмотрены через три месяца.

Ощутимые негативные последствия для экономики будет иметь и ограничение доступа к новым технологиям, а отмена американского кредитования осложнит крупные импортные операции (например, покупка Аэрофлотом «боингов»).

Показательно и то, что на этот раз и Евросоюз под давлением США ввел реальные санкции, несмотря на то, что имеет очень тесные бизнес-связи с Россией и товарооборот в 10 раз превышающий оборот торгов России и Америки.

Это не может не сказаться на результатах работы самих европейских компаний и всей европейской экономики, и по некоторым подсчётам эти санкции могут снизить ВВП Евросоюза только в этом году на 0,3 %.

В целом по оценке аналитиков, санкции в 2014 г. стоили России 0,2 % ВВП, или 121,4 млрд р., а до середины 2015 г. снижение ВВП составило 1,2 %, или 949,4 млрд р. [16].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

18 декабря Канада дополнила санкционный список и число физических лиц, которые попали под канадские санкции, достигло 77 чел. Новый пакет санкций также предусматривает ограничения на экспорт технологий, которые используются в нефтяной и газовой отраслях.

С 20 декабря вступили в силу санкции ЕС против экономики и туротрасли Крыма. В частности, судам, предоставляющим круизные услуги, запрещено входить в порты Севастополя, Керчи, Ялты, Феодосии, Евпатории, Черномор-ска и порт Камыш-Бурун. Кроме того, Евросоюз расширил более чем в шесть раз список товаров и технологий, запрещенных к поставкам в Крым и для использования в Крыму в сферах транс-

2018. No. 2

порта, телекоммуникаций, энергетики и разведки, добычи и производства нефти, газа и минеральных ископаемых. В список было внесено более 160 позиций. 26 декабря из-за санкций США две международные платежные системы -Visa и MasterCard - приняли решение приостановить обслуживание карт российских банков, работающих на территории Крыма.

Особенно яростно за введение санкций выступают кроме Канады такие страны ЕС, как Польша и прибалтийские сателлиты. Кроме того в список стран-недругов можно включить Великобританию, Японию, Норвегию, Швецию, Бельгию, Данию, Францию, Австралию (таблица).

Санкции против России: список стран и отраслей

Страна Отрасль

Нефть, газ Финансы Атомная Военная Авиация, космос Строительная Торговля СМИ Визы Физические лица

1. Австралия + + + +

2. Австрия + + + + + + +

3. Албания + + + + + + +

4. Бельгия + + + + + + +

5. Болгария + + + + + + +

6. Великобритания + + + + + + + +

7. Венгрия + + + + + + +

8. Германия + + + + + + +

9. Греция + + + + + + +

10. Дания + + + + + + +

11. Ирландия + + + + + + +

12. Исландия + + + + + + +

13. Испания + + + + + + +

14. Италия + + + + + + +

15. Канада + + + + +

16. Кипр + + + + + + +

17. Латвия + + + + + + +

18. Литва + + + + + + + +

19. Лихтенштейн + + + + + + +

20. Люксембург + + + + + + +

21. Мальта + + + + + + +

22. Молдавия + + + + + + +

23. Нидерланды + + + + + + +

24. Новая Зеландия + + +

25. Норвегия + + + + + + +

26. Польша + + + + + + +

27. Португалия + + + + + + +

28. Румыния + + + + + + +

29. Словакия + + + + + + +

30. Словения + + + + + + +

31. Соединенные Штаты + + + + + + + + +

32. Украина + + + + + + + + +

33. Финляндия + + + + + + +

34. Франция + + + + + + +

35. Хорватия + + + + + + +

36. Черногория + + + + + + +

37. Чехия + + + + + + +

38. Швейцария + + + +

39. Швеция + + + + + + +

40. Эстония + + + + + + +

41. Япония + + +

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

Таким образом, санкции, падение цен на нефть, отток капиталов серьезно повлияли на экономику России, приведя к росту потребительских цен, начинающейся волне безработицы и секвестру (урезанию) бюджетных расходов примерно на 5-10 % по различным позициям.

В заключение следует сказать о Крыме. Ныне это неотъемлемая часть России, расширившая ее границы на юге. Однако со стороны Украины под патернализмом США был обезвожен СевероКрымский 425-километровый канал, резко усложнивший ситуацию и без того засушливого севера Крыма, эмбарго на поставки украинской продукции в Крым и из Крыма, отключение электроэнергии, отмена железнодорожного и воздушного сообщения, превратившего Крым в остров, прекращение деятельности украинских банков, угроза санкций для фирм-участниц в строительстве перехода через Керченский пролив, возбуждение экстремизма, угрозы терактов, абсолютное непризнание мировым сообществом факта перехода Крыма под Российскую юрисдикцию - все это создает реальную опасность дестабилизации по Крыму, живучести санкций.

И, наконец, последний штрих. 20 января 2018 г. Министерство финансов США опубликовало так называемый «Кремлевский доклад», а еще ранее закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA, 2 августа 2017 г. PL 115-44) [17].

Упор делается на банковский и нефтяной секторы, как наиболее уязвимые от внешнего воздействия. Присутствует и такая мера, как отключение России от межбанковской операционной системы SWIFT, когда неудобства почувствуют не только держатели банковских карт, но под ударом окажутся и экспортно-импортные контракты. То есть США определили уязвимые точки России, по которым будут наносить удары в первую очередь.

10 позиций по санкциям с участием 41 -го государства (таблица) указывают на то, что не нужно, как у нас принято и на высоком уровне, считать их «партнерами» (пусть и с иронией, как бы в кавычках), а лучше звать по-русски недругами или протокольно - оппонентами.

Литература и примечания

1. Прекариат - термин образован от двух слов precarium - нестабильный (лат.) и пролетариат и означает новую подгруппу населения, отчужденного как от результатов труда, так и от социалитета обще-

2018. No.2

ства с изощренными формами эксплуатации, сезонной занятостью, необеспеченностью существования. См.: Тищенко Ж. Прекарный труд как объект междисциплинарного исследования // Междисциплинар-ность в современном социально-гуманитарном знании - 2017 / отв. ред. Е.Ю. Баженова. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2017.

2. Добаев И.П., Добаев А.И., Немчина В.Н. Геополитика и терроризм эпохи постмодерна / под общ. ред. И.П. Добаева. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2015. С. 249-270.

3. Исмаилов Э. Новый регионализм на Кавказе, концептуальный подход // Кавказ и глобализация. 2006. Вып. № 1, т. 1.

4. Проценко Н. Глобальный взгляд на Юг (интервью с проф. Дружининым А. Г.) // Эксперт Юг. 2011. № 9-10 (149).

5. Дергачев В.А. Международные экономические отношения : учебник для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Институт каспийского сотрудничества. URL: http://casfactor.com/rus/analitic/102.html (дата обращения: 06.03.2013).

7. Расчеты автора по: Регионы России. 2013 : стат. сб. / Росстат. М., 2014.

8. МОРЕМАР - термин геополитической экономики означающий береговую контактную зону суша-море, играющую исключительную роль формирования мощи государства.

9. Завтра. 2011. № 39. Рубрика «Евразия».

10. Рашковский Е. Б. Россия и ее соседи: духовные и общественные проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 9. С. 107.

11. Завтра. 2011. № 45. Рубрика «Евразия».

12. Багомедов М. А. Социально-экономическая депрессивность Юга России и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4.

13. Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2009.

14. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2018. 2 марта. С. 5.

15. URL: www.nato.int/cpis/ru (дата обращения: 07.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. URL: http://www.finanz.ru/novosti/lichnye-finansi/ analitiki (дата обращения: 06.03.2018).

17. Домрин А. Нападение // Завтра. 2018. № 10.

References

1. Prekariat - the term is formed from two words precarium - unstable (lat.) and the proletariat and

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

means a new subgroup of the population, alienated both from the results of labor and from the social society of society with sophisticated forms of exploitation, seasonal employment, unsecured existence. See in: Tish-chenko Zh. [Premarinary work as an object of interdisciplinary research]. Mezhdistsiplinarnost' v sovremen-nom sotsial'no-gumanitarnom znanii - 2017 [Interdisci-plinarity in modern social and humanitarian knowledge]. Ed. by E.Yu. Bazhenova. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2017.

2. Dobaev I.P., Dobaev A.I., Nemchina V.N. Geo-politika i terrorizm epokhi postmoderna [Geopolitics and Terrorism of the Post-modern Era]. Ed. by I.P. Dobaev. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2015, pp. 249-270.

3. Ismailov E. Novyi regionalizm na Kavkaze, kontseptual'nyi podkhod [New Regionalism in the Caucasus, Conceptual Approach]. Kavkaz i globalizatsiya. 2006, Iss. No. 1, vol. 1.

4. Protsenko N. Global'nyi vzglyad na Yug (in-terv'yu s prof. Druzhininym A. G.) [Global View of the South (interview with Prof. A. Druzhinin)]. Ekspert Yug. 2011, No. 9-10 (149).

5. Dergachev V. A. Mezhdunarodnye ekonomiches-kie otnosheniya [International Economic Relations]. Student's book for universities. Moscow: YuNITI-DANA, 2005.

6. Institut kaspiiskogo sotrudnichestva [Institute of Caspian Cooperation]. Available at: http:// casfac-tor.com/rus/analitic/102.html (accessed 06.03.2013).

2018. No. 2

7. Author's calculations for: Regiony Rossii. 2013 [Regions of Russia. 2013]. Col. art. / Rosstat. Moscow, 2014.

8. MOREMAR is the term of the geopolitical economy meaning the land-sea and land-shore land-shore contact zone, which plays the exclusive role of forming the power of the state.

9. Zavtra. 2011, No. 39. Rubrics "Eurasia".

10. Rashkovskii E. B. Rossiya i ee sosedi: dukhovnye i obshchestvennye problemy [Russia and its Neighbors: Spiritual and Social Problems]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012, No. 9, p. 107.

11. Zavtra. 2011, No. 45. Rubrics "Eurasia".

12. Bagomedov M. A. Sotsial'no-ekonomicheskaya depressivnost' Yuga Rossii i ugrozy razvitiyu Rossii [The Socio-economic Depressiveness of the South of Russia and Threats to the Development of Russia]. Regional'nye problemypreobrazovaniya ekonomiki. 2009, No. 4.

13. Druzhinin A.G. Global'noe pozitsionirovanie Yuga Rossii: faktory, osobennosti, strategii [Global Positioning of the South of Russia:Factors, Features, Strategies]. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2009.

14. Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu [President's Putin Address to the Federal Assembly]. Rossiiskaya gazeta. 2018, March 2, p. 5.

15. Available at: www.nato.int/cpis/ru (accessed 07.03.2018).

16. Available at: http:// www.finanz.ru/novosti/ lich-nye-finansi/analitiki (accessed 06.03.2018).

17. Domrin A. Napadenie [Attack]. Zavtra. 2018, No. 10.

Поступила в редакцию / Received 7 марта 2018 г. / March 7, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.