Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / НОВЫЕ ВОЙНЫ / ТЕРРОРИЗМ / НАРКОТРАФИК / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / MEDITERRANEAN REGION / NEW WARS / TERRORISM / DRUG TRAFFICKING / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михлин Александр Александрович, Молочный Вячеслав Вячеславович, Охремчук Сергей Николаевич, Баландин Владислав Александрович, Коэметс Тоомас Мартович

Анализируются основные угрозы и вызовы национальным интересам России в Средиземноморье, предложен ряд мер по их нейтрализации и стабилизации военно-политической обстановки в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михлин Александр Александрович, Молочный Вячеслав Вячеславович, Охремчук Сергей Николаевич, Баландин Владислав Александрович, Коэметс Тоомас Мартович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW CHALLENGES AND THREATS TO THE NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA IN THE MEDITERRANEAN REGION

The paper analyzes the main threats and challenges to the national interests of Russia in the Mediterranean area, suggesting a number of measures to neutralize those and stabilize the military-political situation in the region.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ»

Новые вызовы и угрозы национальным интересам России в Средиземноморском регионе

A.A. МИХЛИН Капитан 1 ранга В.В. МОЛОЧНЫЙ Капитан 1 ранга С.Н. ОХРЕМЧУК Капитан 1 ранга В.А. БАЛАНДИН Капитан 3 ранга Т.М. КОЭМЕТС

АННОТАЦИЯ

Анализируются основные угрозы и вызовы национальным интересам России в Средиземноморье, предложен ряд мер по их нейтрализации и стабилизации военно-политической обстановки в регионе.

ABSTRACT

The paper analyzes the main threats and challenges to the national interests of Russia in the Mediterranean area, suggesting a number of measures to neutralize those and stabilize the military-political situation in the region.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Средиземноморье, новые войны, терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция.

Mediterranean region, new wars, terrorism, drug trafficking, illegal migration.

СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ — уникальное геополитическое пространство, где на протяжении столетий взаимодействовали народы разных цивилизаций и культур и в то же время имели место непрекращающиеся споры ценностных установок и геополитическое противостояние Востока и Запада. Возможности для коммуникаций между нациями в данном регионе, связывающем воедино Север и Юг, Запад и Восток, поистине уникальны и безграничны.

Как отмечает известный специалист по Ближнему Востоку Е.М. Сави-чева, Средиземноморье, включающее такие субрегионы, как Юго-Восточная Европа, Ближний Восток, Северная Африка, Кавказ, можно представить в виде некой сетеобраз-ной структуры, в которой, «потревожив одну нить, невольно приводишь

в состояние колебания всю систему». По ее мнению, здесь не существует абсолютно изолированных, сугубо национальных проблем. Возникнув в одном уголке Средиземноморья, они порой в более обостренном виде репродуцируются в других местах. В стратегическом смысле обеспечение глобальной, региональной и

национальной безопасности государств, расположенных в данном регионе, может быть только системным и общеконтинентальным, поскольку он, вне всякого сомнения, является своего рода «солнечным сплетени-

ем», важнейшим геополитическим узлом Евразийского континента1. В современных условиях стратегическую значимость Средиземноморья определяют ряд важнейших факторов (табл. 1).

Факторы Основное содержание

Удобный стратегический плацдарм С него возможно оказание серьезного экономического, военно-политического, культурного и иного влияния на такие важные для развития и функционирования мировой экономики и политики районы, как Ближний Восток, Северная Африка, Черноморско-Азовский бассейн, а географическое и связанное с этим геополитическое положение стран Средиземноморья делает их важным компонентом всей системы безопасности в Европе

Посредством проливов Босфор и Дарданеллы Средиземное море связано с Черным (рис. 1), являющимся зоной жизненно важных интересов России Стратегическое положение Черного моря, расположенного на пересечении путей, соединяющих Европу, Азию и Ближний Восток, а также тот факт, что оно представляет собой важный транзитный маршрут, делает его уязвимым для угроз со стороны международных террористических группировок. По Черному морю пролегает один из главных маршрутов перевозки нефти, пассажиров и контейнерных грузов

Рост числа региональных угроз военно-стратегической и террористической направленности Военно-стратегическая угроза вызвана перманентным увеличением присутствия НАТО не только в Средиземноморском регионе, но и в Европе в целом. В настоящее время НАТО проводит активную политику, направленную на вытеснение России из ее традиционной сферы влияния на Балканах2, создание очага нестабильности в Сербии с использованием технологий «новых войн» в целях свержения легитимного правительства и принуждения страны к вступлению в НАТО. Террористическая угроза характеризуется возросшей активностью албанских и иных транснациональных преступных кланов, действующих в Средиземноморье и имеющих тесные связи с наркотеррористической группировкой «Армия освобождения Косово» и другими преступными организациям, орудующими за пределами данного региона при поддержке США и НАТО

Через Средиземное море пролегают магистральные торговые пути, связывающие Запад с Востоком и его нефтеносным Персидским заливом Поддержание безопасности оживленных торговых путей в районе Средиземного моря принципиально важно для стран, расположенных на его побережье. По Средиземному морю ежегодно переправляется 65 % от общего числа потребляемых в Западной Европе нефти и газа, здесь же проходят главные трубопроводы, соединяющие Ливию с Италией и Марокко с Испанией3

Таблица 1

Основные факторы, определяющие стратегическую значимость Средиземноморского региона

Продолжение таблицы 1

Факторы Основное содержание

Средиземноморье имеет чрезвычайно важное значение в качестве главного энергетического коридора Через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным, транспортируется около 5 % мировых поставок нефти и 15 % природного газа. На черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы), являющиеся единственным путем сообщения между Черным и Средиземным морями, приходится 6 % мировой торговли нефтью. Важен, особенно для Европы, и энергетический потенциал Средиземноморского региона4

Рис. 1. Черноморские проливы имеют чрезвычайно важное значение для отстаивания национальных интересов России в Средиземноморье

Складывающаяся в Средиземноморье военно-политическая обстановка и происходящие здесь процессы оказывают непосредственное воздействие на состояние стабильности не только в Большой Европе, но и в других близлежащих регионах, таких как Северная Африка и Большой Ближний Восток5. В настоящее время наблюдается сильный диссонанс между сравнительно благополучными странами, расположенными в северной части Средиземноморья и являющимися членами Европейского союза (ЕС), и неустойчивыми в политико-экономическом отношении

странами южного побережья Средиземного моря (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет), по многим из которых словно гигантским катком прошлась кровавая «арабская весна» (2011—2014).

Большая проблема восточного Средиземноморья — непрекращающаяся гражданская война в Сирийской Арабской Республике (САР), ставшая следствием вмешательства в дела суверенного государства внешних сил под руководством США. Их истинная цель не скрывается — свержение законно избранного президента Сирии и, как следствие,

уничтожение светского государства с вероятным расколом страны на несколько самоуправляемых частей. Для достижения этой цели были задействованы методы и технологии, составляющие стандартный арсенал «цветных революций»6.

Средиземноморский бассейн, включающий Адриатическое, Тирренское, Ионическое и Эгейское моря, стал фактически яблоком раздора ряда крупных мировых держав, имеющих свои, далеко идущие геополитические, экономические и иные интересы. Здесь также активно действуют различные международные нарко-, террористические, сепаратистские и иные группировки, а также транснациональные корпорации и преступные синдикаты, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков (Коза-Ностра, Ндрангета и другие мафии в Италии). Дополнительно к этому напряжение в Средиземноморье создает наличие военно-воздушных и военно-морских баз Великобритании, США и других стран НАТО, в частности — база военно-воздушных сил (ВВС) Великобритании на Кипре, базы военно-морских сил и ВВС США в Неаполе (Италия) и Ин-джирлик (Турция).

Серьезным раздражителем и предметом нарастающих трений в отношениях между странами региона являются интенсивные миграционные потоки из стран Африки в Европу по средиземноморским маршрутам, а также непрекращающийся конфликт на межэтнической и межконфессиональной основе на Балканах, рост числа лагерей подготовки террористов и незаконного оборота наркотиков в мятежной провинции Косово и Метохия (Республика Сербия).

По оценкам Европейской полицейской организации (Европол), в настоящее время более 90 % мигрантов, прибывающих в страны ЕС, пользуются услугами преступных

организаций. Многие из маршрутов нелегальной миграции, включая морские, сухопутные и воздушные, не являются новыми. Благоприятно расположенные вдоль маршрутов так называемые горячие точки, совпадающие с транспортными хабами, привлекают мигрантов и контрабандистов. Сегодня выявлено около 250 таких точек, в том числе 170 в ЕС и 80 за его пределами. Горячие точки расположены также в местах расселения диаспор, сходных по этническому и национальному составу с незаконными мигрантами. Преступные сети, организующие и обслуживающие незаконную миграцию, вытянуты вдоль миграционных маршрутов7.

Усугубляют ситуацию в Средиземноморье региональные конфликты между двумя Кипрами (турецким и греческим) (рис. 2), Турции с греческим Кипром, Турции с Израилем, военное противостояние в Ливии и Сирии, различные территориальные споры и трения в отношениях между Марокко и Испанией из-за анклавов Сеута и Мелилья, между Испанией и Великобританией из-за Гибралтара. Вовлечение в них прибрежных и сопредельных стран и вызываемые в этой связи кризисы подрывают безопасность региона и морских торговых путей, делают уязвимыми для внешнего вмешательства разработки газо- и нефтеносного шельфа8.

В июле 2008 года в рамках Евро-средиземноморского партнерства (Барселонская декларация о развитии Евро-средиземноморского партнерства (Евромед), принята 28 ноября 1995), был создан Союз для Средиземноморья, основной целью которого провозглашено европейское и средиземноморское сотрудничество (в настоящее время включает 35 государств, штаб-квартира — в Барселоне). В компетенцию данного союза входят вопросы энергии и энергоносителей, торговли, борьбы с терро-

ром, миграцией. Предполагалось, что Средиземноморский союз и ЕС смогут работать вместе в рамках некоторых общих структур, в частности правоохранительных, в интересах борьбы с коррупцией, терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми9. Однако после революций в ряде арабских стран (Тунис, Египет, Ливия), получивших название «арабской весны», возникает правомерный вопрос: сможет ли система привилегированных отношений Евромед оставаться эффективной и достаточно прочной или же произойдет еще один ее пересмотр?10 Бывший председатель Европарла-мента (2004—2007) Ж.Б. Фонтельес (с 1 декабря 2019 года — верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности) в одном из интервью, данном в 2010 году, заявил, что необходимо коренное изменение подхода в области политики отношений с партнерами по Средиземноморскому региону вследствие наличия непреодолимых противоречий между странами Запада и мусуль-

манскими государствами, которые делают дальнейшее сотрудничество между двумя цивилизациями невозможным. По большому счету роль организации в регионе весьма скромна и не соответствует тем ожиданиям, которые на нее возлагались.

Ситуация осложняется еще и тем, что ЕС — объединение независимых государств, каждое из которых имеет свой собственный взгляд на проблемы Средиземноморья, равно как и

В настоящее время наблюдается сильный диссонанс между сравнительно благополучными странами, расположенными в северной части Средиземноморья и являющимися членами Европейского союза (ЕС), и неустойчивыми в политико-

экономическом отношении странами южного побережья Средиземного моря (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет), по многим из которых словно гигантским катком прошлась кровавая «арабская весна» (2011—2014).

большинство суверенных государств региона предпочитает строить политику взаимоотношений с сопредельными государствами в обход региональных объединений. Проекты, реализуемые в рамках Евро-средиземноморского партнерства, за редкими исключениями, носят символический характер и не способны оказать серьезное влияние на экономическое развитие региона в целом. В этой связи Средиземноморский союз, созданный в качестве объединяющей силы и направленный на построение радужного будущего в данном регионе, на самом деле оказался иллюзией и несбыточной мечтой11.

Масштабы проблем, имеющихся в Средиземноморском регионе, требуют активного взаимодействия всех заинтересованных стран, национальная безопасность которых непосредственно испытывает на себе их воздействие, что подразумевает как разработку концептуальных программ, так и реализацию конкретных проектов в сфере безопасности, направленных на противодействие возникающим рискам, новым системным вызовам и

угрозам XXI века: международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, торговле людьми, морскому пиратству и т. п. Все чаще возникает необходимость проведения совместных оперативных действий для ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и др.

Однако консолидации усилий мирового сообщества по противодействию и нейтрализации новых вызовов и угроз безопасности стран Средиземноморского региона не происходит. Более того, США и их союзники по НАТО используют их в качестве важнейшего компонента так называемых новых войн (табл. 2), развязываемых против неугодных правительств и стран региона для достижения своих геополитических целей. Данные войны уже прошли обкатку в различных регионах планеты, оставив после себя уничтоженные государства, многочисленные жертвы, разрушенную инфраструктуру и хаос. Показательные примеры результатов развязывания подобных войн — ситуация в Ливии и САР.

Таблица 2

Некоторые разновидности войн нового типа

Наименование Сущность и содержание

Прокси-война (от англ. Proxy — представитель, уполномоченное лицо) Так называемая опосредованная война, представляющая собой особый вид боевых действий, при котором за одной из сторон конфликта различной степени интенсивности стоит третья сила (т. е. война по доверенности), играющая роль своеобразного арбитра или дирижера, в интересах которого и ведется вооруженное противоборство

Косциентальная война или война сознаний Направлена на завоевание «умов и сердец» в психологическом по форме, информационном по средствам и цивилизационном по содержанию планах. Объектом разрушения и «демократического» преобразования становятся нормы и ценностные установки, принятые в стране-жертве. Суть данной войны состоит в поражении сознания целых этносов, в том числе и многонациональных, разрыве связи и преемственности поколений, стирании из памяти этнонациональной идентификации, уничтожении культурной оболочки страны, в создании своего рода человека-зомби, свободного от любых культурных и иных «предрассудков»

Продолжение таблицы 2

Наименование Сущность и содержание

Поведенческая война В основу данной войны положены технологии манипуляции алгоритмами поведения, привычками, стереотипами деятельности, вложенными в людей социумом в самом широком смысле этого слова. Ее инструментарий состоит в том, чтобы отделить привычку от сложившегося вида деятельности, сформировавшей ее ситуации, и использовать поведенческие паттерны для достижения неких иных целей. Данная технология полностью укладывается в социальную теорию ролей, согласно которой основная цель любой войны — не просто уничтожение противника как такового, а устранение его как претендента на роль, которую хочет выполнять страна-агрессор. Итог такой войны — перераспределение основных социальных ролевых функций ее участников между странами или социальными группами внутри страны, если иметь в виду гражданскую войну. Технология управления поведением является в том числе основой уже упомянутой косциентальной войны12

Гибридная война Сочетание как военных (с задействованием регулярных ВС), так и невоенных средств и способов для оказания влияния в интересах какой-либо страны или группы стран (коалиций) для нанесения максимального ущерба противнику:использование ресурсов и инструментов пропаганды, дипломатии, политического и финансово-экономического шантажа, санкций, возможностей парамилитарных нарко-, террористических, пиратских и иных группировок, а также транснациональных преступных синдикатов, в том числе мигрантских сообществ

Информационная война Ведется в мировом информационном пространстве и направлена на подрыв политического, военного, правоохранительного, экономического, научного, культурного, информационно-психологического и иного потенциала, а также имиджа той или иной страны или группы стран в целях создания в ней (них) управляемого хаоса, кризиса власти и дезинтеграции государства

Кибервойна Деструктивные действия команд профессиональных хакеров (взломщиков), состоящих как на официальной службе у государства-агрессора, так и у террористов и наркобаронов всех мастей, по нарушению функционирования компьютерных сетей государственных министерств и ведомств, в том числе силовых, а также бизнес-сообществ и критически важных объектов экономики страны-жертвы в мирное и военное время, что может повлечь катастрофические последствия для инфраструктуры государства13

Суррогатная война Организация извне агрессии, ведущейся террористическими методами с применением спонсируемых враждебным государством террористических организаций14

Представленным в таблице «новым войнам» присущи следующие характерные черты:

• многообразие акторов, решающих те или иные задачи в зависимо-

сти от доктринальных установок на определенных этапах войны и движимых различными мотивами с преобладанием экономического и социокультурного компонентов;

• переменчивая и условная конфигурация сражений, когда преимущество бывает попеременно то у одной, то у другой стороны конфликта;

• целенаправленный отказ инициаторов конфликта от конструктивного диалога и (или) многократный провал (намеренный срыв) переговоров, при этом любые уступки воспринимаются как слабость оппонента и сигнал к дальнейшему усилению давления;

• слабость либо полное отсутствие интеграционных ресурсов и властных институтов, которые могли бы способствовать разрешению кон-фликта15;

• широкое вовлечение транснациональных корпораций, неправительственных, религиозных организаций, решающих различные, в том числе специфические задачи с поправками на тот или иной регион;

• ведение информационного противоборства на всех уровнях, направленного на поражение сознания населения как объекта воздействия и подмену основополагающих ценностей;

• использование большой номенклатуры невоенных средств для

комплексного влияния на противника через различные сферы: политико-дипломатическую, финансово-экономическую, торговую, религиозную;

• минимизация применения регулярных ВС при осуществлении агрессии и широкое использование частных военных компаний (ЧВК), незаконных вооруженных формирований (НВФ), преступных группировок, террористических организаций и т. п.;

• стремление ограничить применение регулярных ВС страны-жертвы путем оказания давления различных международных организаций, зачастую в ультимативной форме под угрозой полномасштабной агрессии в случае ослушания;

• легитимация террористических методов продвижения своих интересов, рассматриваемых в качестве допустимого способа обеспечения принятия нужных мировым центрам силы государственных и международных (глобальных) решений.

По мнению многих экспертов, «новые войны» существенно отличаются от обычного конвенционального военного конфликта по ряду показателей (табл. 3).

Таблица 3

Отличия «новых войн» от обычного конвенционального военного конфликта

Показатели Отличительные признаки

Конвенциональная война «Новая война»

Участники войны Регулярные вооруженные силы ЧВК, НВФ, нарко-, террористические, пиратские и иные преступные группировки

Цели войны Геополитические интересы (идеология) Идентичность (этническая, религиозная, племенная и т. д.)

Методы ведения военных действий Битвы выигрываются в ходе решающих (генеральных) сражений с захватом территории военными средствами Битвы — редкое явление, а территории захватываются политическими средствами посредством установления контроля над населением. Стандартный метод ведения «новых войн» — насильственное выселение из мест постоянного проживания жителей с другими взглядами и другой идентичности

Продолжение таблицы 3

Показатели Отличительные признаки

Конвенциональная война «Новая война»

Формы финансирования Финансируются государствами Финансируются тайно как заинтересованными государствами, так и негосударственными акторами. Основной источник финансовых средств — грабежи, мародерство, разворовывание гуманитарной помощи, поддержка со стороны диаспор, наркотрафик, контрабанда нефтепродуктов, драгоценных камней, похищение людей, в том числе с целью выкупа16

Особо следует отметить разницу в использовании терроризма как средства ведения боевых действий. В конвенциональных войнах он играет лишь вспомогательную роль, выступая в основном в виде частично легитимированного насилия: военных диверсий, коврового бомбометания, применения неизбирательного оружия и т. п. И лишь когда он переступает определенную черту, связанную прежде всего соглашением этих многочисленных негативных фактов перед мировой общественностью, то превращается в деятельность, которая может быть квалифицирована международными организациями в рамках военного международного права как преступления против человечности или геноцид17.

В «новых войнах» терроризм играет уже ключевую роль, выступая одним из главных средств ведения боевых действий, стержнем механизма запугивания мирных жителей, являющихся в отличие от конвенциональной войны главным объектом воздействия. Причем в ходе ведения гибридной войны довольно часто террор и антитеррор проявляют свойства амбивалентности, зачастую меняясь друг с другом. С высокой степенью уверенности можно говорить о том, что наиболее вероятной формой реального военного конфликта

будущего будет сложная, но вместе с тем гибкая комбинация из действий регулярных и иррегулярных сил противоборствующих сторон18.

С учетом вышеизложенного можно, на наш взгляд, предположить, что

в перспективе военное искусство в России и ведущих странах мира будет развиваться на основе комплексного подхода, предусматривающего помимо совершенствования форм и способов ведения традиционных конвенциональных военных действий одновременное изыскание возможностей использования потенциала «новых войн», что, в свою очередь, окажет самое непосредственное влияние на формирование новых вызовов и угроз современности как единой системы в качестве важнейшего компонента военных операций будущего.

В связи с этим исследование вызовов и угроз современности в качестве единой системы и составного компонента «новых войн» в таком взрывоопасном во всех отношениях регионе, как Средиземноморье, приобретает особую актуальность, что обусловлено следующими основными факторами:

• усиливающимся цивилизацион-ный разрывом между государствами региона по линии Север-Юг и ростом числа противоречий на межэтниче-

ской и межконфессиональной основе, вызванных бедностью, коррупцией, терроризмом, транснациональным наркотрафиком, непрекращающимися военными конфликтами, несправедливым распределением природных ресурсов, что становится питательной средой для расцвета новых вызовов и угроз XXI столетия в их совокупности;

Средиземноморский бассейн, включающий Адриатическое, Тирренское, Ионическое и Эгейское моря, стал фактически яблоком раздора ряда крупных мировых держав, имеющих свои, далеко идущие геополитические, экономические и иные интересы.

Дополнительно к этому напряжение в Средиземноморье

создает наличие военно-воздушных и военно-морских баз Великобритании, США и других стран НАТО.

• запуском с подачи США и их партнеров по НАТО процесса глобального передела мира, в котором задействован весь спектр сил и средств, как военных, так и невоенных, с учетом последних достижений научно-технического прогресса, а также одно из важнейших мест отведено новым вызовам и угрозам;

• опасностью превращения новых вызовов и угроз XXI века как единой системы в своего рода «оружие массового поражения», которое в зависимости от развития ситуации может использоваться в качестве первого или второго ударного эшелона при планировании и ведении «новых войн», что приведет, на наш взгляд, к серьезному разрастанию незаконной деятельности различных нарко-, террористических, пиратских и иных группировок, а также транснациональных преступных синдикатов, действующихв Средиземноморье;

• возрастанием вероятности применения единой системы новых вызовов и угроз XXI века в «новых войнах» в качестве эффективного инструмента влияния в интересах какой-либо страны или группы стран (коалиций), в том числе и для приведения к повиновению европейских вассалов США, проявляющих недовольство политикой Вашингтона, путем, например, реинкарнации небезызвестного проекта «Гладио»19, где серьезной силой могут выступить все те же мигрантские сообщества при вероятной поддержке спецслужб США;

• игнорированием национальных интересов России в Средиземноморье со стороны США и их союзников и стремлением любыми способами выдавить ее из данного региона, используя для этого потенциал этнических нарко-, террористических, пиратских и иных группировок, а также их связей с транснациональными преступными синдикатами в качестве важнейшего компонента «новых войн» и движущей силы государственных переворотов, устраиваемых для свержения легитимных правительств в странах — реальных или потенциальных союзниках России.

Данные деструктивные действия США и НАТО вызваны тем обстоятельством, что в последнее время чаша политических весов в Средиземноморском регионе все больше склоняется в сторону России. Но в отличие от Запада с его темным колонизаторским прошлым РФ действует достойно и прагматично, позиционируя себя как миротворец, в связи с чем многие страны данного региона считают ее гарантом мира и спокойствия. Этому во многом способствует опыт многовекового присутствия Военно-Морского Флота (ВМФ) России в Средиземном море и его неоценимый вклад, внесенный в приобретение независимости и

становление ряда государств региона. Так, здесь хорошо помнят, как Объединенная Средиземноморская эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова в течение двух лет (1798—1800) освободила от французского владычества Ионические острова, где была провозглашена республика и создана опорная база

Русского флота20. В честь данного события благодарные потомки ежегодно проводят международный общественный форум, получивший название «Русская неделя на Ионических островах», для участия в котором неизменно приглашаются моряки Черноморского флота РФ (рис. 3).

Рис. 3. Моряки Черноморского флота ежегодно принимают участие в «Русской неделе на Ионических островах»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще один немаловажный фактор, способствующий усилению влияния России в Средиземноморье, заключается в том, что наша страна традиционно воспринимается в некоторых государствах данного региона как сильный противовес современной западной неоколониальной экспансии, геополитический центр силы и мощная держава, проводящая справедливую, основанную на строгом соблюдении норм международного права политику, направленную на сохранение существующего миропорядка21.

О том, насколько велико уважение к России в Средиземноморье, свидетельствует следующее высказывание известного французского специалиста в области международных отношений, Магрибу и Ближнему Востоку Ролана Ломбарди: «Реализм Москвы

и ее уважение к суверенитету вдохновляют ее партнеров в Магрибе. Прошлой весной Марокко и Тунис значительно сблизились с Россией: множество торговых соглашений и развитие партнерства в борьбе с терроризмом. Алжир уже давно является торговым и стратегическим партнером Кремля, а после охвативших арабский мир потрясений он еще больше укрепил связи с Москвой. Египет президента Ас-Сиси, самая густонаселенная и сильная арабская страна, еще никогда не был столь близок к России. В Ливии генерал Хафтар, будущий лидер страны, тоже заручится поддержкой России... Ливан, Ирак и Иордания начинают обращаться к Кремлю»22.

У Российской Федерации как одной из сильнейших держав мира есть

свои интересы в Средиземноморском регионе, имеющие жизненно важное значение для обеспечения безопасности страны, но она ставит перед собой более скромные задачи, чем СССР, претендовавший на поддержание военно-стратегического и политического паритета с Западом. Сейчас Россия руководствуется прагматизмом и стремлением сохранять исторические связи и контакты со всеми силами, присутствующими в регионе. Ее преимущество перед другими участниками развертывающейся в регионе геополитической игры заключается в том, что Россия — единственный постоянный член Совета Безопасности ООН, не зависящий от ближневосточных поставок энергоресурсов и не отягощенный в отличие от Франции и Великобритании колониальным прошлым. В пользу РФ говорит также ее активное позиционирование себя как защитницы восточных христиан, становящихся жертвами насилия со стороны радикальных и террористических сил и организаций. Россия, таким образом, претендует на обретение в Средиземноморском регионе нового статуса, который соответствовал бы меняющейся геополитической обстановке23.

Принципиальный подход России к решению проблем Средиземноморья остается неизменным и заключается в разрешении конфликтных ситуаций и развитии сотрудничества на открытой и недискриминационной основе24, уважении норм международного права, умелом использовании компонента «умной силы» (сочетание «мягкой» и «жесткой» силы).

Важнейшее значение во взаимоотношениях РФ со странами Средиземноморья придается энергетике, ирригации, промышленной инфраструктуре, экологии. Интерес российских деловых кругов вызывают пер-

спективы развития экономического и торгового сотрудничества со странами данного региона ввиду его особой инвестиционной привлекательности и потенциала как выгодного торгового партнера для российских компаний, включая энергетические.

Приоритетные интересы России в Средиземноморье нашли отражение в Морской доктрине РФ (2015), где приведены следующие основные направления национальной морской политики в Средиземном море:

• проведение целенаправленного курса на превращение региона в зону военно-политической стабильности и добрососедства;

• обеспечение достаточного военно-морского присутствия РФ в регионе на постоянной основе;

• развитие круизного судоходства из портов Крыма и Краснодарского края в страны Средиземноморского бассейна25.

Реализации российских интересов в Средиземноморье благоприятствует ряд объективных и долговременных факторов. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и спонсором ближневосточного мирного процесса, она не оставляет намерений со временем усилить здесь свою роль в сфере поддержания безопасности. Кроме того, РФ привлекается к процессу достижения политической и военной стабильности в регионе за счет сохраняющейся у нее возможности посредничать между представителями правительства и умеренной оппозиции в рамках межсирийских переговоров, в диалоге Израиля с ХАМАС, в процессе общей консолидации усилий мирового сообщества с целью урегулирования региональных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке26.

Ключевым приоритетом внешней политики РФ в Средиземноморье остаются проблемы поддержания многосторонней безопасности, а де-

монстрация флага ВМФ в регионе нужна России для отстаивания своих экономических и политических интересов. Еще одна из причин повышенного интереса России к Средиземноморскому региону заключается в обеспокоенности быстрым распространением радикального исламизма и интернационализацией терроризма. Осознание этой угрозы побудило Россию включить 29 декабря 2014 года «Исламское государство» (ИГ) и «Фронт ан-Нусра» (террористические организации, запрещенные в РФ) в список запрещенных

террористических организаций, а также оказать военную помощь Сирии в борьбе с ними.

Откликнувшись на просьбу легитимного правительства САР, Россия в 2015 году в короткие сроки перебросила на авиабазу Хмеймим боевую авиацию Воздушно-космических сил, которая сыграла решающую роль в разгроме ИГ (рис. 4). Тем самым всему миру были продемонстрированы военная мощь РФ и ее возможности существенно влиять на военно-политическую обстановку в Средиземноморском регионе.

Рис. 4. Российские штурмовики Су-25 взлетают с авиабазы Хмеймим для нанесения ударов по террористам в Сирии

По мнению аналитиков журнала «The National Interest», оказание Россией помощи законному правительству САР частично обусловлено обеспечением гарантий доступа к те-пловодным морским портам для российского ВМФ и сил противовоздушной обороны в ответ на экспансию НАТО. Они считают, что, учитывая сегодняшний потенциал российского ВМФ, логистические факторы являются важной частью возможностей России в сфере распространения своего влияния27.

Своим присутствием в Средиземноморье Россия как крупная

военно-морская держава стремится решать статусные задачи, демонстрируя готовность оказать помощь в противостоянии новым угрозам и вызовам, с которыми сталкиваются государства данного региона. Сотрудничество с ними по самому широкому спектру проблем делает более эффективными усилия РФ по построению полицентричного и справедливого мира.

Вместе с тем необходимо отметить, что позиции ряда государств Средиземноморья, связанные с участием России в делах данного региона, диаметрально разнятся. США и их

сателлиты прилагают всевозможные усилия для продления конфликтов в Сирии и Ливии и поддержания уровня напряженности во многих странах региона. Их чрезвычайно раздражает активность России, и они стремятся любыми путями выдавить ее из данного региона.

Не имея возможности напрямую конкурировать с Россией в военной сфере, ведущие страны НАТО во главе с США, преследуя свои национальные и геополитические интересы, с высокой вероятностью будут исходить в своих действиях из всеобъемлющей стратегии комбинирования силовых и несиловых средств и методов, предусматривающей наряду с применением традиционных ВС развязывание против реальных и потенциальных союзников России «новых войн» с привлечением парами-литарных нарко-, террористических, пиратских и иных группировок в рамках единой системы новых вызовов и угроз XXI столетия, а также транснациональных преступных синдикатов. При этом естественно затрагиваются интересы РФ как одной из ведущих геополитических держав мира.

В целях отстаивания своих национальных интересов в Средиземноморье Россия последовательно выступает за продуктивное содействие и позитивное развитие данного региона, превращение его в «море мира и сотрудничества». При реализации всеобъемлющего подхода к проблематике Средиземноморья в полной мере задействуется потенциал таких признанных международных организаций, как ООН и ОБСЕ. Наряду с этим следует, на наш взгляд, продолжать наращивать усилия по охвату Средиземноморского региона мерами контроля над вооружениями с использованием не только имеющихся субрегиональных механизмов, но и посредством более тесного взаимодействия стран южного побережья

Средиземного моря с деятельностью ОБСЕ по обеспечению безопасности, предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций. Кроме того, России необходимо принимать конструктивное участие в реализации последовательных, сопряженных коллективных мер по преодолению узловых конфликтов в Большом Средиземноморье, в частности на Ближнем Востоке28.

В настоящее время мир устал от агрессивной безответственной политики некоторых государств, не признающих диалога, продвигающих свои интересы всеми возможными (в том числе и насильственными методами), живущих в мире двойных стандартов. В связи с этим считаем возможным рассмотреть вариант отстаивания национальных интересов России в Средиземноморье, основанный на проецировании «мягкой» силы, подкрепленной «твердой рукой». Это подразумевает в первую очередь многократное расширение невоенного присутствия в странах региона, реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа России, проведение гуманитарных операций, участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, осуществление контроля торгово-экономической деятельности на море.

Современное состояние ВС РФ в целом и ВМФ в частности позволяет в полной мере обеспечить безопасность России и продвижение ее национальных интересов в Средиземноморье, в том числе в военно-морской области. Одним из самых действенных шагов в этом направлении могло бы стать распространение мер по укреплению доверия и безопасности на военно-морскую деятельность в Средиземном море и прилегающих акваториях по аналогии с Документом о мерах

укрепления доверия и безопасности на Черном море от 25 апреля 2002 года (вступил в силу 1 января 2003), предусматривающего осуществление контактов в военно-морской области, приглашения на военно-морские базы, проведение ежегодных военно-морских учений29.

Средиземное море — изолированный театр, и для обеспечения полноценного функционирования сил ВМФ следует особое внимание уделить соз-

в развитии их ВС, подготовке военных кадров и оснащении современными образцами вооружения, а также в проведении мероприятий, направленных на поддержание стабильности в регионе, что будет иметь долгосрочные позитивные последствия.

Для получения оптимальных результатов при отстаивании национальных интересов России в Средиземноморье необходимо обеспечить здесь постоянное военно-морское присутствие достаточным нарядом сил ВМФ, усилить ведение военно-морской разведки и контрразведывательных мероприятий, увеличить количество совместных учений

данию и развитию разветвленной сети пунктов их базирования и материально-технического обеспечения (МТО) по аналогии с сирийским Тартусом (рис. 5).

Важно также, используя опыт многовекового присутствия ВМФ в Средиземном море, расширять географию визитов и заходов кораблей и судов ВМФ в порты иностранных государств, наращивать масштабы помощи странам-партнерам России

и операций с силовыми ведомствами заинтересованных стран, в ходе которых отрабатывать вопросы устранения террористических угроз, пресе-

В отличие от Запада с его темным колонизаторским прошлым РФ действует достойно и прагматично, позиционируя себя как миротворец, в связи с чем многие страны данного региона считают ее гарантом мира и спокойствия.

Рис. 5. Малый ракетный корабль «Великий Устюг» у причала пункта МТО ВМФ России в сирийском Тартусе

чения транспортировки наркотиков, обеспечения безопасности судоходства, охраны источников добычи сырьевых ресурсов, а также расширять участие в международной миротворческой деятельности. Российские военнослужащие уже имеют опыт прове-

дения совместных учений со странами региона, в частности российско-египетских «Мост дружбы-2015» и «Защитники дружбы-2018», в ходе которых отрабатывались вопросы защиты морских путей от различных угроз и борьбы с терроризмом (рис. 6).

Рис. 6. Российские и египетские десантники на совместном учении «Защитники дружбы-2018»

Отдавая главную роль в деле отстаивания национальных интересов России в Средиземноморье Вооруженным Силам, в частности ее ВМФ, следует также привлекать к данной деятельности другие министерства и ведомства РФ, неправительственные организации, частные фонды и религиозные организации.

Вышеизложенный анализ военно-политической обстановки в Средиземноморье, новых угроз и вызовов национальным интересам России в данном регионе позволяет сделать следующие основные выводы.

Первый. Средиземноморский регион, находясь на стыке Европы, Азии и Африки, всегда занимал и

У Российской Федерации как одной из сильнейших держав мира есть свои интересы в Средиземноморском регионе, имеющие жизненно важное значение для обеспечения безопасности страны, но она ставит перед собой более скромные задачи, чем СССР, претендовавший на поддержание военно-стратегического и политического паритета с Западом. Сейчас Россия руководствуется прагматизмом и стремлением сохранять исторические связи и контакты со всеми силами, присутствующими в регионе.

должен в дальнейшем занимать одно из центральных мест во внешней политике России. Он имеет важное значение для развития современных международных отношений, в нем наиболее отчетливо проявляются актуальные проблемы мирового сообщества в политическом, военном, социально-экономическом, религиозном и иных аспектах: опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, миграционный кризис, агрессивный национализм, межэтническая и межконфессиональная вражда, ксенофобия и др.

Своим присутствием в Средиземноморье Россия как крупная военно-морская держава стремится решать статусные задачи, демонстрируя готовность оказать помощь в противостоянии новым угрозам и вызовам, с которыми сталкиваются государства данного региона. Сотрудничество с ними по самому широкому спектру проблем делает более эффективными усилия РФ по построению полицентричного и справедливого мира.

Второй. Тяжелейший миграционный кризис в ЕС (2015—2016) следует считать предтечей наихудшего сценария развития событий, согласно которому, по мнению многих авторитетных ученых-демографов и специалистов в области внешней политики и международной безопасности, грядет второе великое переселение народов из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока в Европу, в том числе через Средиземное море, что может неминуемо привести к полномасштабному столкновению цивилизаций как на межэтнической, так и межконфессиональной основе.

С учетом имеющихся у России проблем с миграцией из государств Центральной Азии, где внутриполитическая ситуация оставляет желать лучшего, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя допустить втягивания РФ в европейские проблемы с мигрантами, поскольку это может привести к непредсказуемым по тяжести, сложности и масштабности последствиям.

Третий. Вследствие деструктивных действий США и их сателлитов по НАТО, зачастую направленных на приобретение сиюминутных выгод и дивидендов без учета последствий в ближне-, средне- и дальнесрочной перспективах, в Средиземноморье создаются опасные геополитические прецеденты (незаконное отторжение от Республики Сербия мятежной провинции Косово и Метохия, бомбардировки Ливии под видом создания «бесполетной зоны», стремление с помощью террористов свергнуть законное правительство САР и др.) и возникают не поддающиеся прогнозам кризисные ситуации.

Для реализации своих интересов в Средиземноморье США и их союзники по НАТО с высокой вероятностью будут исходить в своих действиях из всеобъемлющей стратегии комбинирования силовых и несиловых средств и методов, предусматривающей наряду с применением традиционных ВС использование технологий «новых войн» и их важнейшего компонента — единой системы новых вызовов и угроз XXI века.

Четвертый. Не имея возможности конкурировать с Россией напрямую в военной сфере, США и другие члены НАТО при продвижении своих геополитических интересов в мире в целом и в Средиземноморье в частности делают ставку на игнорирование национальных интересов РФ и создание условий по полному вытеснению из ее традиционных сфер вли-

яния, в том числе на Балканах, путем широкого использования всего спектра технологий «новых войн» для дестабилизации ситуации не только в Сербии — стране-союзнице России, но и в других государствах, нацеленных на расширение сотрудничества с нашей страной. При этом в расчет не принимается то обстоятельство, что любая дестабилизация обстановки в Сербии чревата полномасштабной войной на Балканах, которая может перекинуться и в ЕС с его миграционным кризисом, затронуть в полной мере государства Альянса и в конечном итоге привести к непредсказуемым последствиям.

Пятый. С безоговорочной победой России над террористами в САР ее влияние и престиж в Средиземноморье существенно возросли, несмотря на все попытки США и их сателлитов доказать обратное. Многие страны региона рассматривают наше государство как влиятельный геополитический центр силы на мировой арене, серьезный противовес западной неоколониальной экспансии, мощную военную державу, проводящую справедливую, основанную на строгом соблюдении норм международного права политику, направленную на сохранение существующего миропорядка.

Используя свое влияние, России следует наращивать усилия по достижению политической и военной

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Савичева Е.М. Геополитический фактор во взаимодействии государств средиземноморско-черноморского ареала: проблемы и перспективы. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/geopoliticheskiy-faktor-vo-vzaimodeystvii-gosudarstv-sredizemnomorsko-chernomorskogo-areala-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 02.02.2019).

США и их сателлиты прилагают всевозможные усилия для продления конфликтов в Сирии и Ливии и поддержания уровня напряженности во многих странах региона. Их чрезвычайно раздражает

активность России, и они стремятся любыми путями выдавить ее из данного региона.

стабильности в Средиземноморском регионе за счет сохраняющейся у нее возможности посредничества между правительствами и умеренной, настроенной на диалог оппозиции в рамках различных форматов. Для реализации приоритетных задач государственной политики в области военно-морской деятельности и отстаивания своих национальных интересов России необходимо разумно применять такой эффективный инструмент стратегического сдерживания как ВМФ, который способен успешно противодействовать всем существующим и перспективным вызовам и угрозам XXI столетия и оказывать прямое и косвенное воздействие на стабилизацию и позитивное развитие военно-политической обстановки в любом регионе планеты, в том числе и в Средиземноморье.

2 Цель США и НАТО на Балканах — полное устранение России из региона// EurAsiaDaily. URL: https://eadaily. com/ru/news/2017/07/13/cel-ssha-i-nato-na-balkanah-polnoe-ustranenie-rossii-iz-regiona (дата обращения: 02.02.2019).

3 Лященко А. Активные усилия. Красная звезда. 2005. 17 февраля.

4 Малышева Д. Россия в Средиземноморье: геополитика и современные интересы // Международная жизнь.

2015. № 11. URL: https://interaffairs.ru/ jauthor/material/1404 (дата обращения: 02.02.2019).

5 Евсеев В.В. Концепция «Большой Ближний Восток под углом национальной безопасности» // Национальная безопасность. 2013. № 4 (27). URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=-25426 (дата обращения: 02.02.2019).

6 Цыганок А.Д. Война в Сирии и ее последствия для Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии: русский взгляд. М.: АИРО-XXI, 2016. С. 93.

7 Ларина Е.С., Овчинский В.С. Криминал будущего уже здесь.М.: Книжный мир, 2018. С. 186, 188, 190, 198—199.

8 Малышева Д. Россия в Средиземноморье: геополитика и современные интересы.

9 Мохова И.М. Французская инициатива Средиземноморского союза // Институт Ближнего Востока. URL:http://www.iimes. ru/?p=7456 (дата обращения: 02.02.2019).

10 Трофимова О. Средиземноморская политика ЕС: факторы влияния. URL: http:// www.sov-europe.ru/2014/1/Trofimova3.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

11 Носков А.Ю. Иллюзии Средиземноморского союза // Независимая газета. 2015. 29 июля. URL: http://www.ng.ru/ ideas/2015-07-29/5_illusions.html (дата обращения: 02.02.2019).

12 Ковалев В., Матвиенко Ю. Поведенческая война. Об одной из перспективных невоенных угроз безопасности России // Geo-политика.ш. URL: https://www.geopolitica. ru/article/povedencheskaya-voyna (дата обращения: 08.09.2019).

13 Там же.

14 Бельский В.Ю. и др. Терроризм в исторической ретроспективе и современных условиях: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 252.

15 Там же. С. 117—118.

16 Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего. Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. М.: Кучково поле, 2017. С. 227—228.

17 Кафтан В.В. Террор и антитеррор в условиях глобализации: учебник. М.: КНОРУС, 2018. С. 139—140.

18 Там же.

19 Гансер Д. Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. М.: Кучково поле, 2017. 336 с.

20 Горбачев С. Флот России в Средиземном море // Военное обозрение. URL:https://topwar.ru/31277-flot-rossii-v-sredizemnomore.html (дата обращения: 16.02.2019).

21 Малышева Д. Россия в Средиземноморье: геополитика и современные интересы.

22 Ломбарди Р. Какова же политика России в Средиземноморье и на Ближнем Востоке // Россия сегодня. URL: https:// inosmi.ru/politic/20161014/238023032.html (дата обращения: 10.02.2019).

23 Малышева Д. Россия в Средиземноморье: геополитика и современные интересы.

24 Чижов В.А. Безопасность и мир в Средиземноморье. URL: http://www. ng.ru/world/2000-11-21/6_peace.html (дата обращения: 03.02.2019).

25 Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/555631869 (дата обращения: 15.02.2019).

26 Малышева Д. Россия в Средиземноморье: геополитика и современные интересы.

27 Российские действия в восточном Средиземноморье и морские угрозы для НАТО. URL: https://cyplive.com/ru/ news/rossiyskie-deystviya-v-vostochnom-sredizemnomore-i-morskie-ugrozy-dlya-nato.html (дата обращения: 16.02.2019).

28 Чижов В.А. Безопасность и мир в Средиземноморье.

29 Документ о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море от 25.04.2002. URL: https://doc. mil.ru/documents/quick_search/more. htm?id=10947119%40egNPA (дата обращения: 16.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.