Научная статья на тему 'Противостояние России и НАТО в регионе Ближнего Востока'

Противостояние России и НАТО в регионе Ближнего Востока Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
577
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАТО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЙНА / МНОГОПОЛЯРНЫЙ КОНФЛИКТ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ВОЕННОЕ ВЛИЯНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЛИНИИ / ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / МОРСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов В.Г.

На данный момент мир находится на грани третьей мировой войны. По всему миру возникают опасные очаги конфликтов, в которых задействованы мировые державы, представляющие в этих конфликтах противоположные стороны, что неизбежно ведет к нарастанию напряжения и дестабилизирует международную систему. Самым взрывоопасным регионом в мире сейчас является Ближний Восток, поскольку именно там, в результате столкновения интересов России и НАТО вспыхнул конфликт, который может иметь серьезные последствия для всего мира. Этот регион считается стратегически важным для стран лидеров, поскольку контроль над ним дает возможность контролировать энергоресурсы и управлять мировыми ценами на нефть. В данной статье рассмотрены политические аспекты противостояния России и НАТО в ближневосточном регионе, участие стран Запада и РФ в многостороннем конфликте региона, а так же проведен анализ геополитического противостояния мировых держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противостояние России и НАТО в регионе Ближнего Востока»

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

147

А.Н. Суетин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2015/1/89.pdf (дата обращения: 11.12.2015).

4. Суетин А.Н. Особенности финансового прогнозирования и планирования в условиях насыщенной информационной среды [Текст] / А.Н. Суетин, В.А. Матосян, С.В. Емельянов, О.В. Котлячков // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-12. - С. 2616-2620.

5. Суетин С.Н. Управление финансовыми ресурсами корпорации в условиях повышенной волатильности финансовых рынков [Текст] / С.Н. Суетин, В.Н. Аношин, О.В. Котлячков, В.Г. Кещян // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 3. - С. 212-216.

6. Титов С.А. Финансовые риски в инновационных проектах [Текст] / С.А. Титов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4. -С. 465-468.

7. Шумкова К.Г Пути совершенствования системы управления кредитным риском в ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» [Текст] / К.Г. Шумкова, Д.О. Ко-верник // Финансы и кредит. - 2013. - № 40. - С. 16-26.

8. Galvao M. Brand BRIC brings change // The World Today. 2010. Vol. 66, № 8/9. р. 13-15.

9. Maziad S. Internationalization of Emerging Market Currencies: A Balance between Risks and Rewards. IMF: Washington, 2011. р. 10-14.

10. Woods N. Global Governance after the Financial Crisis: A New Multilateralism or the Last Gasp of the Great Powers? // Global Policy. 2010. № 1 (1). р. 51-63.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И НАТО В РЕГИОНЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

© Ибрагимов В.Г.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

На данный момент мир находится на грани третьей мировой войны. По всему миру возникают опасные очаги конфликтов, в которых задействованы мировые державы, представляющие в этих конфликтах противоположные стороны, что неизбежно ведет к нарастанию напряжения и дестабилизирует международную систему. Самым взрывоопасным регионом в мире сейчас является Ближний Восток, поскольку именно там, в результате столкновения интересов России и НАТО вспыхнул

* Студент-магистр кафедры Международных отношений, политологии и мировой экономики Института международных отношений.

148 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

конфликт, который может иметь серьезные последствия для всего мира. Этот регион считается стратегически важным для стран лидеров, поскольку контроль над ним дает возможность контролировать энергоресурсы и управлять мировыми ценами на нефть. В данной статье рассмотрены политические аспекты противостояния России и НАТО в ближневосточном регионе, участие стран Запада и РФ в многостороннем конфликте региона, а так же проведен анализ геополитического противостояния мировых держав.

Ключевые слова Российская Федерация, НАТО, внешняя политика, экономические санкции, геополитическая война, многополярный конфликт, энергоресурсы, военное влияние, логистические линии, цветная революция, террористическая группировка, система безопасности, стратегическая цель, морские коммуникации, национальная безопасность.

На сегодняшний день мир стоит у крайне опасной черты конфликта, участие в котором принимают страны НАТО и Россия. В настоящее время, конфликт носит характер регионального, однако он способен перерасти в мировой. Наступил тот момент, когда вооруженные силы Российской Федерации приняли участие в вооруженном конфликте на стороне сил правительственных войск Сирии. Вооружённое противостояние в этой стране выходит за его границы и за рамки каких-либо правил ведения военных действий. Нет никаких сомнений в том что, сирийский конфликт является самым масштабным в XXI веке и давно превзошёл войну США в Ираке. Противостояние России и НАТО нарастает, стороны резко наращивают военное присутствие в регионе. За последние несколько недель напряжение вокруг конфликта в Сирии начало резко возрастать, идут не только активные боевые действия на территории этой страны, но и на дипломатическом поприще развернулась настоящая война, перерастающая в противостояние между мировыми державами [1].

РФ и НАТО ведут геополитическую войну, которая состоит из серии сложных ходов с чёткой географической привязкой. Попробуем выделить и проанализировать такие ходы за последние несколько лет:

Начнем с 2010-2011 гг. В этот период времени Соединенные Штаты добились больших успехов в организации «цветных революций», волна которых накрыла сразу два региона - это Ближний Восток и Северная Африка. Этот ход был сделан не только для того, чтобы создать хаос в регионе, но и провести смену власти в нужной стране на выгодный Западу «марионеточный режим», который имел бы сильные рычаги для управления страной, что естественно является для США приоритетной целью. Однако не всегда все идет по задуманному сценарию. Революция может выйти из-под контроля и вылиться в менее благоприятный, но все еще приемлемый вариант для американского руководства. Например, вместо послушного режима в стране наступает полный хаос, разрастается вооружённое противостояние между населением, не поддержавшим революционеров и самими револю-

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

149

ционерами, либо последние не смогли оправдать надежд, которые были на них возложены, так как это произошло в Ливии. Но есть и более худшее развитие событий для «экспортеров революций» - это полный провал «цветной революции», что и произошло в Сирии. Чтобы не допустить неблагоприятного развития событий и довести дело до ума, Запад был вынужден нарушить резолюции Совбеза ООН №1973. Из-за провала революции в Сирии США пошли на новую хитрость [9].

В 2013 г. власти Соединенных Штатов обвиняют правительственные войска Сирии в том, что они применили химическое оружия в Гуте. В результате падения нескольких ракет жертвами отравляющего средства - зарина стали 1729 человек. Тут следует понимать, что бои в пригородах Дамаска начались не 21 августа 2013 года, к тому же сирийской армии уже не раз удавалось успешно отбивать нападения боевиков на районы пригорода. С уверенностью можно утверждать, что применение химического оружия в густонаселенном районе было бы совершенно не выгодно правительственным войскам. Обвинения в этом были бы более обоснованными, если бы это произошло где-либо в пустыне против скопления сил боевиков. Вооруженные силы США, нарушая международное право, открыто заявили о готовности интервенции в САР, при условии, что от руководства поступит соответствующий приказ. Со стороны ВМС США началось открытое наращивание военной группировки, но этот ход потерпел фиаско, благодаря действиям Российской Федерации, которая сдержанно реагировала на «Арабскую Весну» в Египте, Ливии и Тунисе. В Сирии Россия активно заняла сторону президента - Башара Асада, начав поставки ЗРК С-300 и другие виды вооружений, которые помогли создать бесполетную зону. В этом случае, бомбардировки НАТО, которые являлись решающими в победах «арабской весны» в Тунисе, стали невозможными.

Помимо поставок вооружений в 2013 г. РФ также задействовала и дипломатический канал, который оказался эффективнее провокаций сирийских боевиков. Сирия отказалась от химического оружия, оно было успешно ликвидировано ОЗХО и у США не осталось повода для вмешательства во внутренние дела страны. После ликвидации ОМП Сирии, террористическими группировками еще не раз применялось химическое оружие, а год спустя в ООН окончательно убедились, что зарин, изъятый в двух цилиндрах, на территориях подконтрольных террористам не принадлежал сирийской армии.

После провала попытки ликвидировать правительство Асада, Запад в самое неподходящее время нанес России сильнейший удар. Ответом на вмешательство России в Сирии и создание помех на пути военной кампании стал военный переворот с нелегитимным захватом власти на Украине, в результате чего к руководству страной пришли неонацисты. На Украине произошёл лучший сценарий «цветной революции»: старая власть сменилась на новую, предельно преданную Западу и опирается эта власть на силу.

150 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

России нельзя было оставить такой ход без ответа, нужно было принимать срочные меры, и такой мерой стал быстрый и внезапный контрудар -Крым на основании референдума вошел в состав Российской Федерации. После чего РФ оказала помощь ополченцам и жителям Донбасса. Таким образом, под «марионетками» США пошатнулась власть, Украина потеряла 7,6 % территорий и численность населения сократилась на 6 миллионов человек за счет потери ДНР, ЛНР и Крыма. Однако конфликт на Украине не закончен, война между ополчением и ВСУ фактически заморожена. Под контролем Соединенных Штатов осталось 92,4 % территории Украины. Вмешательство России, вхождение Крыма в состав РФ и поддержка ополченцев послужили поводом для введения санкций против РФ, а также сильно испортились отношения с Европейским Союзом. Этим ходом Россия перевела Украину для США из категории лучшего варианта в приемлемый и спасла от войны Крым, но битва за страну была проиграна, а конфликт на Украине не разрешен и следует ожидать дальнейшего развития событий [4].

Пока внимание всего мира было приковано к событиям на Украине, боевики в Сирии, чувствуя свою безнаказанность, из вооруженной оппозиции превратились в угрозу номер один для всего мира.

Очевидным стала необходимость внешнего вмешательства в войну. Война не закончилась бы благополучно, даже если бы Запад перестал оказывать всяческую поддержку сирийским боевикам, на которых уже затрачено слишком много средств. Линия фронта до вмешательства ВКС России была практически обездвижена, сражения за один населенный пункт или военную базу могли бы длиться год, а то и больше. Как пример можно привести авиабазу Абу аль-Духур, которая после двух лет осады перешла в руки террористов, пригород Дамаска - город Дарайя, известный танковыми манёврами сирийской армии без поддержки пехоты или просто можно вспомнить крупнейший город Сирии - Алеппо, разделенный на части между террористическими группировками и правительственной армией.

Запад, помогая «умеренной оппозиции» оказывал поддержку террористам, высылая последним деньги и оружие на подготовку новых боевиков. США, Великобритания, Катар, Саудовская Аравия, Турция и Франция регулярно выделяли сотни миллионов долларов на поддержку тех, кто, едва получив деньги, тут же трансформировался в убеждённых исламистов, готовых воевать со всем остальным миром, в том числе и спонсорами. Только на обучение боевиков в течение трёх лет США выделили 500 миллионов долларов. В результате многочисленных революций в арабском мире, свержения легитимных правительств и финансирования радикально настроенных оппозиций возник хаос, благодаря которому смогла развиться такая организация как «ИГИЛ» [2].

Террористическая группировка «ИГИЛ» появилась не в САР. До становления Исламского государства главными исламистами в Сирии счита-

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

151

лась «Фронт ан-Нусра». Они составляли треть «оппозиционеров» по численности уже к середине 2013. «Фронт ан-Нусра» смогли успешно захватить много аэродромов, населенных пунктов и военных баз при этом они практически не встречали никакого сопротивления. Впервые «Исламское государство» всплывает 15 октября 2006 года, когда в Ираке слились 11 группировок, которые, после ухода коалиции мечтали захватить суннитскую часть Ирака. Впоследствии к этой организации примкнули мелкие исламистские группы, такие как «Ансар ат-Тавхид», «Аль-Гураба», «Исламский джихад», «Асаиб аль-Ахваль», «Джамаа аль-Мурабитин», «Ансар ат-Тавхид ва-с-Сунна», «Фурсан ат-Таухид», «Джунд Миллят аль-Ибрахим» и силы группировки «Братья мусульмане», которая распалась после неудачного военнополитического переворота в Египте. «ИГИЛ» достигло невероятного размаха, на сегодняшний день это уникальная организация, поскольку большинство террористических организация спонсируются извне, в то время как «Исламское Государство» самоокупается, таким образом, к 2016 году до 70 % дохода они получают за счет нелегальной торговлей нефтью, оружием и работорговлей [6].

В 2013 году «ИГИЛ» по указке Запада вступило в гражданскую войну в Сирии против сирийского правительства на стороне антиправительственных сил. Это было сделано, с целью свергнуть режим Башара Асада, чтобы окончательно вытеснить Россию из этого региона, поскольку именно Сирия обеспечивает присутствие Российской Федерации в регионе Ближнего Востока. Кроме того, свержение легитимного сирийского руководства давало еще одну выгоду Саудовской Аравии и Соединенным Штатам, так как в случае установления подвластного им режима они получали возможность контролировать территорию страны и обеспечить поставки нефти через Сирию в Турцию и дальше в Европу, таким образом, обеспечивая последних энергоресурсами и лишая Россию дополнительных доходов в бюджет за счет снижения мировых цен на нефть.

Такого развития событий Россия не могла допустить и 30 сентября 2015 года ВКС Российской Федерации начали наносить удары по позициям боевиков ИГИЛ в Сирии. Тут стоит подчеркнуть, что все было сделано согласно нормам международного права в отличие от многочисленных интервенций США в ближневосточном и других регионах планеты. 29 сентября 2015 года президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад обратился к президенту России Владимиру Владимировичу с просьбой оказать военную помощь в борьбе с терроризмом. Далее последовало обращение президента РФ к Совету Федерации с просьбой разрешить использовать вооруженные силы России за пределами РФ. После чего ВКС РФ были переброшены в Сирию для поддержки боевых действий ВС САР с воздуха.

На момент начала воздушных ударов российская военная группировка в Сирии насчитывала до 1500 человек личного состава, 12 Су-25, 12 Су-24М,

152 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4 Су-30СМ, несколько Су-34, 15 Ми-17 и Ми-24/Ми-35, 7-9 Т-90, 36 бронемашин, 10 топливозаправщиков и 2 комплекса ПВО (судя по всему «Пан-цирь-С1»), возможно наличие РСЗО «Смерчь». Сторожевые корабли «Сметливый» и «Ладный», ракетный катер Р-109 и большой десантный корабль «Саратов» во главе с крейсером «Москва» прикроют небо над Латакией при помощи ЗРК среднего и большого радиуса действия. В скором времени планируется увеличение группировки российских войск до 5000 человек и 100 самолетов [2].

В основном удары пришлись по инфраструктуре террористов в городах Алеппо, Идлиб, Хама, Ракка, Дейр-эз-Зор, Хомс, то есть российская авиация наносила удары практически на половине территории страны, включая главные опорные пункты ИГ и их «столицу» город Ракка. Приоритет российских ВКС над авиацией коалиции состоит в возможности прямого контакта с главной силой, борющейся с исламистами на территории САР. Россия может не только получать данные от сирийских разведчиков, но и имеет возможность размещать свою аппаратуру для слежения за противником на земле, может использовать малые и сверхмалые беспилотные летательные аппараты [2].

Созданный Западом «монстр» вышел из-под контроля и теперь угрожает стабильности международной системы. Надо понимать, что сил одной России будет недостаточно, чтобы победить терроризм в таких масштабах, и с этой целью РФ призывала создать антитеррористическую коалицию. В Багдаде, 16 октября 2015 года был создан информационный центр для борьбы с ИГ, что стало первым шагом на пути к созданию коалиции по борьбе с «Исламским Государством», но страны НАТО во главе с США отказались примкнуть к этой коалиции, не желая передавать бразды правления России, делая ее, таким образом, главным игроком в регионе и создали свою куда вошли друзья Запада. Фактически, коалиция, которую возглавляет США, имеет не больше прав, чем коалиция группировок салафитов, так называемое «Исламское государство». У Соединенных Штатов и их союзников нет абсолютно никакого согласия руководства Сирии или одобрения Совбеза ООН на военные действия в сирийском воздушном пространстве [10].

МИД РФ заявляет, что действия Западной коалиции бессистемны, но это не значит, что крупнейшим в мире ВВС не под силу уничтожить «ИГИЛ». Это значит, что НАТО не задействуют всю военную мощь, которой обладает. В Ираке в 2003 году было сосредоточено 300 тысяч солдат, 950 боевых самолётов, 430 самолётов тактической авиации, 1100 вертолётов, 115 кораблей, из которых 29 - носители крылатых ракет, как в составе, так и по отдельности от шести авианосных групп. Вмешательство России в войну на данном этапе исключит возможность поэтапного перехода от бомбардировки позиций террористов, к бомбардировкам позиций правительственных войск [2].

На сегодняшний день самым верным союзником России на Ближнем Востоке стал президент Сирии Башар Асад. Помощь Сирии и Ирану, обес-

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

153

печивает России верных союзников в регионе Ближнего Востока. В марте 2014 года Сирия стала одной из первых стран, которые признали Крым частью России. Участие и помощь в сирийской войне означает возможность появления полноценных российских баз ВКС и ВМФ на территории этой страны, что позволяет расширить зону военного влияния на весь Средиземноморский регион и больше не зависеть от желания Турции пропускать корабли через узкий пролив, что особенно актуально в свете последних событий. Напомним, что Турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 в небе над Сирией 24 октября 2015 г. По словам правительства Турции, бомбардировщик был сбит в воздушном пространстве над Турцией с целью защиты своей территории, что по заявлению российских военных не соответствует действительности. Решением сбить российский Су-24 турецкое правительство намеревалось контролировать пути нелегальной доставки нефти, а также далеко идущие геополитические интересы в регионе. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович заявил, что Москва получила данные, которые подтверждают, что нефть в промышленном масштабе продолжает поступать на территорию Турции. Путин В.В. пояснил, что решение сбить самолет Су-24, было принято для того, чтобы обеспечить безопасность транспортировки нефти «Исламскому государству» в порт для последующей продажи. «У нас есть все основания полагать, что решение сбить наш самолет, было обусловлено необходимостью защитить эти пути доставки нефти в Турцию», - заявил президент [7].

После этих событий добрососедские отношения между двумя странами были подорваны: Россия ввела экономические санкции в отношении Турции и начала укреплять сирийско-турецкую границу, наращивая там военную группировку, а так же для защиты воздушного пространства не далеко от границы с Турцией, на авиабазе Хмеймим, были развернуты новейшие системы ЗРК С-400. Турция воспринимает наращивание военной мощи, у ее границ, как серьезную угрозу и в качестве ответной меры угрожает закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для военных и торговых судов Российской Федерации, которые являются наиболее важными логистическими линиями для обеспечения операции в Сирии. Закрытие проливов будет являться нарушением конвенции ООН, принятой в Монтре в 1936 году. Согласно этой конвенции за Турцией закреплен контроль над этими проливами, и она регулирует проход по нему судов, которые принадлежат черноморским государствам. В соответствии со статьей 21 конвенции Монтре, закрыть проход для военных судов они могут только, если находятся под угрозой военной опасности или в состоянии войны с государством, которому принадлежат данные корабли, а если этого не произошло, то Турция обязана пропустить иностранные корабли с условием, что те оказались отрезаны от своей базы ВМС. Кроме того, стране необходимо получить согласие ООН по вопросу закрытия проливов. Что же касается торговых судов, то в мирное время они

154 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

могут беспрепятственно проходить через проливы и даже если Турция находится в состоянии войны, она обязана пропускать гражданские суда дружественных и нейтральных стран. Если страна «считает себя под угрозой военной опасности», она все равно, обязана пропускать все торговые суда, независимо от флага, в любое время, однако курс также должен быть указан Анкарой [8].

Вполне возможно, что сбив российский самолет, НАТО пошла на спланированную провокацию. Теперь отношения между Москвой и Анкарой натянуты и в случае чего Запад может закрыть глаза на международное право и конвенцию ООН, закрыв проливы для российских судов. Эти проливы имеют очень важное стратегическое значение для России, поскольку поставка грузов и вооружения жизненно важно для военного контингента Российской Федерации в Сирии. Если для военно-транспортных судов будет закрыт выход в Средиземное море, то снабжение группировки будет практически парализовано. Заметим, что через проливы Босфор и Дарданеллы лежит самый короткий путь, с помощью которого Россия доставляет оружие и военнослужащих. Как сообщили СМИ, в конце сентября была налажена система грузоперевозок между Новороссийском и Сирией через проливы. Таким образом, напряженная ситуация между Россией и Турцией может повлиять на расстановку сил в Сирии. В том случае, если проливы Босфор и Дарданеллы будут закрыты, то путь для судов снабжения существенно увеличится, потому как, единственным приемлемым вариантом будет являться Гибралтарский пролив. В этом случае путь кораблей РФ будет занимать 13 дней в случае отправки из Санкт-Петербурга или 15 дней при отправлении из Мурманска, в то время как путь через турецкие проливы занимает всего 4 дня. При таком развитии российские войска в Сирии остаются без поддержки и не смогут вести боевые действия на должном уровне, что, безусловно, сыграет на руку НАТО, потому что она получает возможность взять ситуацию на Ближнем Востоке под свой контроль.

Кроме того Турция пытается придать себе агрессивный внешний и уже не раз угрожала созданием «буферной зоны» на границе с Сирией, что по сути можно расценивать как оккупацию части территории Сирии. Не стоит забывать, что турецкая армия является единственной внешней силой, пересекавшая границу Сирии и Ирака по земле (не вступая в сражения с регулярной армией) о чем ей теперь, благодаря действиям Российской Федерации, тоже придётся забыть. Все эти события только подтверждают, что США и союзники по НАТО не заинтересованы в поддержании мира в регионе. Только, благодаря присутствию России на Ближнем Востоке может появиться возможность урегулировать вечное противостояние Ирано-Сирийского блока с Израилем. Да и сам по себе Ирано-Сирийский блок является главной альтернативой проамериканским персидским монархиям. В настоящее время реальность такова, что именно Российская Федерация может предло-

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

155

жить арабскому миру новую и прочную систему безопасности. Действия России на Ближнем Востоке помогут склонить арабский мир в ее сторону, эти действия должны показать, что в отличие от Америки, России можно доверять. Такая политика поможет завести новых друзей на Ближнем Востоке, уже сейчас Россия предлагает Ираку альтернативу США [2].

Помимо стратегических целей у России в Сирии есть и другой, немаловажный интерес - это устранение угрозы террористической атаки на государство. По неофициальным данным около двух тысяч боевиков, выходцев из РФ воюют в составе «ИГИЛ» и возможно их последующее проникновение в страну. Две тысячи подготовленных человек и прошедших войну могут причинить серьезный экономический ущерб и людские жертвы, нельзя допускать их проникновения. Россия уже не раз страдала от рук террористов, и будет использовать все имеющиеся средства для предотвращения возвращения исламистов на свою территорию. О чем исламисты делали заявления, что Крым и Кавказ являются их следующей целью, с дальнейшим вторжением в глубь России.

Эксперты международных отношений считают, что начав военную операцию в Сирии, Москва инициировал косвенную войну с Соединенными Штатами, по причине чего вооруженные силы двух стран, оказывая помощь противостоящим друг другу силам, оказались по разные стороны баррикад, в многополярном конфликте. Для Москвы это очень рискованная авантюра, говорят эксперты. «Им будет очень трудно. Это сложно с точки зрения тылового обеспечения. У русских не так много сил, средств и возможностей для проецирования силы на больших расстояниях», - заявил специалист по вопросам российской безопасности из Нью-Йоркского университета Марк Галеотти. «Русские в своей военной кампании в Сирии очень сильно зависят от путей снабжения, требующих воздушных коридоров, которые проходят через иранское и иракское воздушное пространство. Единственная альтернатива - морские коммуникации, идущие из Крыма. На такие морские перевозки в два конца требуется до 10-ти дней. Непонятно, как долго Россия сможет выдержать такое напряжение сил» [3].

Решительные действия России, до недавнего времени не проявлявшей подобных действий во внешней политике, вызвали шквал оценок и отзывов со стороны американских военных стратегов на тему какой должна быть военная политика США и каковы будут планы действия в случае вооруженного столкновения с Российской Федерацией. Многие американские эксперты сходятся в одном: вооруженные силы Соединенных Штатов способные действовать с глобальным размахом в войне против России с применением обычных средств, способны наголову разгромить армию противника.

На сегодняшний день реальность такова, что США тратят почти в 10 раз больше средств на национальную оборону, чем РФ. Россия все еще не достаточно сильна по многим традиционным критериям. Но в связи с изменив-

156 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

шейся ситуацией на международной арене, угрозой национальной безопасности и новым вызовам современного мира России пришлось менять стратегию. Она восстанавливает и модернизирует структуру вооруженных сил, исследует чрезвычайно важные технологии и образцы техники, разрабатывает новую тактику ведения боевых действий и ведет «наглую» геополитическую стратегию, которая существенно подрывает претензии США на звание единственной в мире мировой сверхдержавы. В результате событий последнего десятилетия Россия вновь, неожиданно стала главным военным противником Соединенных Штатов. По словам Эштона Картера - министра обороны США, попытки сравнивать, вооруженные силы России и Америки подобны сравнению яблок и апельсинов. «У русских - совершенно иные стратегические цели, и структура вооруженных сил России строится соответственно. Россия считает себя сухопутной державой, оказывая влияние на огромные территории, простирающиеся от внутренних районов Евразии до Восточной Европы, Центральной Азии, и возможно, до Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. У нее есть неплохие возможности для реализации военной концепции, известной как «преграждение доступа / блокирование зоны» [3].

«Соединенные Штаты и Россия стремятся к разным вещам, - говорит Галеотти. - Русские не намереваются соперничать с нами на равных. Главное для них - это воспрещение, например, если посмотреть на ВМС США, то они во многом превосходят российский военно-морской флот. У русских большинство кораблей - советское наследство. Но в определенном смысле это не имеет никакого значения, потому что Россия не собирается посылать их в разные части мирового океана» [3].

Этот факт в полной мере отражается в том, что на вооружении у России 1 авианосец, а у США - 10, причем они постоянно находятся на боевом дежурстве в различных точках планеты. Более того, Россия уступает Соединенным Штатам в возможностях по переброске сил и средств, в ту или иную точку мира, а также у американских военных большие технические преимущества, и они намного превосходят Россию. Вместо авианосцев, которые являются главным наступательным средством проецирования силы на море, Россия вкладывает средства в развитие своих подводных сил, входящих в ядерную триаду и способных создавать угрозу надводному флоту противника в близлежащих водах, скажем в Черном, Балтийском или Средиземном морях. Так было до недавнего времени, но реалии меняются, и весь мир в этом убедился, когда Россия нанесла ряд ударов по позициям «ИГИЛ» с акватории Каспийского моря. Такие ракеты, дальность которых составляет 4000 метров, практически нивелируют превосходство ВМФ США над Россией, ведь теперь хваленные авианосцы - гордость ВС США не имеют такого значения как раньше и России нет необходимости противостоять им на море, когда можно нанести удар из внутренних вод. Радиус действия ракет,

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

157

расположенных в морях омывающих Россию, позволяют покрыть территорию Европы вплоть до Великобритании, почти весь Ближний Восток и часть Северной Африки [5].

Воздушное пространство России также надежно укреплено. Хотя российские самолеты невидимки по качеству хуже американских, но у России в наличии есть самые современные системы обнаружения и уничтожения такого типа авиации, и она вложила большие средства в развитие и создание лучших в мире ЗРК, размещая их таким образом, чтобы радиус их действия покрывал ее приграничные регионы. «Статическая картина военно-воздушной мощи явно в пользу русских, потому что у них серьезный потенциал ПВО и разнообразный арсенал оперативно-тактических, крылатых и баллистических ракет», - говорит военный аналитик и специалист по России Пол Шварц (Paul Schwartz), работающий в центре Стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) [3].

Что уж говорить о возможностях России в сфере ведения радиоэлектронной борьбы, представляющих немалую угрозу для вооруженных сил противника. Информации об этой технике мало и Пентагону не вполне ясно, в какой мере РФ может создавать помехи американским радарам и средствам РЭР, которые составляют основу воздушной мощи США. «Американцам и их союзникам будет непросто проникнуть в воздушное пространство России», - говорит Шварц. «Им там будет оказано серьезное противодействие. Но я думаю, что со временем мы сумеем ослабить эти системы. Проблема в том, что когда имеются ядерные силы, надо избегать полномасштабных боевых действий» [3].

Говоря о ВС России, которые в основном состояли из призывников, то следует отметить, что сейчас она все больше превращаются в профессиональную армию по типу США. Но полностью на профессиональную армию в России не перешли, контрактные ВС РФ оснащены самой современной техникой.

Так Пентагон оценивал возможности ВС РФ, но то насколько оперативно Россия создала передовую оперативную базу в Сирии, поразило многих американских руководителей, и пошатнула их уверенность в боеспособности и эффективности Российских вооруженных сил. Всего за несколько недель, в Латакии на побережье Средиземного моря, российские военные возвели базу, которая в скором времени может стать постоянной. На эту базу было переброшено около десятка боевых самолетов. Военный объект укреплен танками, а для нескольких сотен военнослужащих собрали жилые дома. Новая передовая база дает ВКС России возможность вести разведку и наблюдение, совершать боевые вылеты, а также запускать беспилотные летательные аппараты по всему региону, включая Ирак, чье руководство обратилось за помощью, по борьбе с «Исламским государством» на территории своей страны, к Российской Федерации. База в Латакии, также поможет обеспечить безопасность пункта материально-технического обеспечения воен-

158 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

но-морского флота России, который уже давно размещается в сирийском портовом городе Тартусе и имеет большое значение для переброски российских сил и средств, в Средиземноморье. Россия расширяет свое присутствие в Тартусе, согласно сообщениям, поступающим из СМИ.

Действия Москвы служат сигналом о ее долгосрочной заинтересованности в том, чтобы создать на Ближнем Востоке зону блокирования. Россия перебрасывают в Латакию свои самые современные системы ПВО, такие как С-400, что вызывает озабоченность в Пентагоне, поскольку эти действия противоречат утверждениям России о том, что их боевая деятельность ограничена нанесением ударов по сирийским повстанческим группировкам, таким, как «ИГИЛ». К тому же это не позволит членам НАТО нарушать сирийское пространство и действовать там без предварительного согласования своих действий с РФ.

Сегодня Российская Федерация способна бросить вызов превосходству в воздухе, которое США поддерживают более 20 лет и воспринимают как должное, контролируя воздушные пространства государств Северной Африки и Ближнего Востока. Здесь важнейшим фактором является союз России с Ираном, который является еще одним ключевым игроком в данном регионе. России необходимо воздушное пространство Ирана, чтобы обеспечивать полеты своей авиации и крылатых ракет, запускаемых с территории РФ. Также РФ поддерживает намерения иранского руководства по борьбе с ИГИЛ в регионе. Военная операция в Сирии наряду с речью Путина на Генеральной Ассамблее ООН 28 сентября 2015 г. говорят о том, что Россия намерена надолго стать ключевым игроком в регионе.

Очевидно, что на Ближнем Востоке, Россия намерена проводить более амбициозную политику. Владимир Владимирович заявил, что западная модель демократии и методы разрешения конфликтов, которыми они пользуются, не приносят ни демократии, ни экономического развития, ни политической стабильности, поскольку в США не желают изучить специфику и уклад жизни других народов. Возможно сегодняшние экономические возможности России ограничены, ввиду введенных Западом санкций и низких цен на нефть (основного источника пополнения бюджета), что не позволяет на равных соперничать с США на Ближнем Востоке, так как ее присутствие в регионе ограничено по сравнению с США, но нынешнее положение дел таково, что в среднесрочной перспективе ситуация возможно измениться в пользу России.

Список литературы:

1. Бубнова Н. Российский фактор в военно-политической стратегии Барака Обамы / Н. Бубнова // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 6. - С. 5-17.

2. Геополитические аспекты сирийского конфликта в контексте противостояния России и Запада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prav-

Политические проблемы международных отношений и глобального развития

159

doryb.info/geopoliticheskie-aspekty-siriyskogo-konflikta-v-kontekste-protivosto-

yaniya-rossii-i-zapada-70562.html (дата обращения: 03.12.2015).

3. Западные СМИ попытались спрогнозировать войну США против России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://searchnews.info/fo-reignmedia/75704-zapadnye-smi-popytalis-sprognozirovat-voynu-ssha-protiv-rossii.html (дата обращения: 03.12.2015).

4. Лапина Н. Взгляд на Россию из Европы в свете Украинских событий / Н. Лапина // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. -№ 9. - С. 24-34.

5. Савельев А. Ядерное сдерживание в период конфронтации / А. Савельев // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 10. -С. 30-39.

6. Хохлов И. О некоторых подходах к объяснению феномена терроризма / И. Хохлов // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. -№ 5. - С. 19-28.

7. http://forum.home-nadym.ru/viewtopic.php?p=86279 (дата обращения:

03.12.2015) .

8. http://www.19rus.info/index.php/mir-v-pautine/item/40552-turtsiya-mo-zhet-zakryt-prolivy-bosfor-i-dardanelly (дата обращения: 03.12.2015).

9. Резолюция Совбеза ООН по Ливии № 1973 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/03/24/unsc/ (дата обращения:

03.12.2015) .

10. Яшлавский А. Джихадисты из Европы на Ближнем Востоке: скрытая и явная угроза / А. Яшлавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 10. - С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.