Научная статья на тему 'Международные конфликты начала XXI века и подход НАТО по их урегулированию'

Международные конфликты начала XXI века и подход НАТО по их урегулированию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5834
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ТЕРРОРИЗМ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕГИОНЕ / INTERNATIONAL CONFLICTS / NORTH ATLANTIC ALLIANCE / GLOBAL THREATS / TERRORISM / FOREIGN POLICY STRATEGY / "THE ARAB SPRING" / SAFETY IN THE REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антюхова Е. А.

Изменение геополитической ситуации в мире, принятие новой стратегической концепции НАТО привело к необходимости участия Североатлантического союза в урегулировании конфликтов. Важнейшей отличительной особенностью новой стратегии стал отход от военного доминирования и упор на системное воздействие, включающее не только военные, но и политические, социальные факторы. В статье рассматривается подход НАТО к урегулированию конфликтов в разных регионах мира в начале XXI века. Особый акцент делается на позицию альянса в условиях глобальных угроз, участие НАТО в урегулировании конфликтов в странах «арабской весны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CONFLICTS OF THE BEGINNING OF THE XXIST CENTURY AND NATO APPROACH TO THEIR SETTLEMENT

Changes in the geopolitical situation in the world, adoption of the new strategic concept of NATO necessitated participation of North Atlantic Treaty Organization in the settlement of conflicts. Departure from military domination and emphasis on the system influence including not only military but also political, social factors have become the most important distinctive feature of the new strategy. The article deals with NATO approach to the settlement of the conflicts in different regions of the world at the beginning of the XXI st century. The particular emphasis is laid on the position of the alliance under the conditions of global threats, on NATO participation in the settlement of the conflicts in the countries of "the Arab spring".

Текст научной работы на тему «Международные конфликты начала XXI века и подход НАТО по их урегулированию»

ИСТОРИЯ

УДК 327.7

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА И ПОДХОД НАТО ПО ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЮ1

Е.А. Антюхова

Изменение геополитической ситуации в мире, принятие новой стратегической концепции НАТО привело к необходимости участия Североатлантического союза в урегулировании конфликтов. Важнейшей отличительной особенностью новой стратегии стал отход от военного доминирования и упор на системное воздействие, включающее не только военные, но и политические, социальные факторы. В статье рассматривается подход НАТО к урегулированию конфликтов в разных регионах мира в начале XXI века. Особый акцент делается на позицию альянса в условиях глобальных угроз, участие НАТО в урегулировании конфликтов в странах «арабской весны». Ключевые слова: международные конфликты, Североатлантический альянс, глобальные угрозы, терроризм, внешнеполитическая стратегия, «арабская весна», безопасность в регионе

Современная система мировой политики все чаще сталкивается с конфликтами разной степени напряженности, возникающими в тех или иных регионах мира и обусловленными различными причинами политического, экономического, национального и конфессионального характера. Предпринимаемые действия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтов, не всегда приводят к положительным результатам.

Следует констатировать, что «сегодня мир переживает некий системный кризис, который вызван не только и не сколько крушением биполярной системы международных отношений, а более глубинными процессами, обусловленными кризисом политической системы мира, как таковой» [1, с. 110]. В результате "системного кризиса" происходит трансформация существующей системы мировой политики, формируется новая политическая структура мира. Прежнее единство международных отношений размывается возникновением и участием новых акторов, которые бросают вызов государствоцентрист-ской модели мира. В начале XXI века активизировалась деятельность межправительственных организаций, международных неправительственных организаций и движений, транснациональных корпораций и других негосударственных участников международных отношений, которые пытаются оказать влияние на политические процессы в тех или иных регионах мира.

Особое место в системе современной мировой политики занимает НАТО - военно-политический альянс, обеспечивающий трансатлантическое взаимодействие ряда ведущих европейских государств, а также США и Канады.

Трагические события 11 сентября 2001 г. изменили мир. Террористическая атака мусульманских экстремистов «Аль-Каиды» продемонстрировала, насколько глобальная система обороны может оказаться уязвимой перед ударом локальных террористических групп. Это привело к необходимости трансформации НАТО в условиях глобальных террористических угроз. Она осуществлялась по нескольким направлениям: 1) адаптация сил и средств НАТО к новым угрозам, прежде всего к опасности террористических действий и распространения оружия массового поражения, которое могло придать терроризму поистине всемирно угрожающее значение; 2) модернизация оперативного потенциала и эффективность органов управления НАТО в соответствии с современными оперативными требованиями; 3) расширение членства в НАТО для государств Восточной Европы; 4) расширение сотрудничества НАТО с государствами-членами СЕАП и участниками "Средиземноморского диалога"; 5) укрепление партнерства и расширение сотрудничества между НАТО и ЕС для предотвращения новых глобальных угроз; 6) развитие отношений с Россией в рамках Совета Россия - НАТО.

В начале XXI века политические конфликты, в которых принимало участие НАТО, осуществлялись как в рамках продолжения политических действий американской военной операции в Афганистане, к которой в 2003 г. был привлечен альянс, так и в ходе проведения военной операции в Ливии в 2011 г.

Неучастие НАТО в афганской операции США против талибов в 2001 г. объяснялось, с одной стороны, необходимостью в сжатые сроки мобилизовать военный потенциал для проведения войсковой операции против талибов, что в условиях взаимодействия США с системой НАТО было достичь проблематично. Поэтому Пентагон отдал предпочтение системе единого командования перед сложной натовской системой управления. С другой стороны, существовал еще фактор политического доверия - необходимость продемонстрировать американскому обществу способность государства обеспечить безопасность и противодействовать существующим угрозам.

Политическая трансформация НАТО в условиях возникновения глобальных угроз определила возникшую сложность в рассмотрении степени вовлечения НАТО в систему антитеррористических действия США. Разногласия между США и другими членами НАТО, прежде всего ФРГ и Францией, продемонстрировали наличие двух вариантов трансформации натовской структуры и натовской стратегии в современных условиях. Стремление США использовать военную мощь НАТО как инструмент достижения американских внешнеполитических целей не совпадал со склонностью ФРГ сделать упор на расширении политического элемента НАТО. Действия США в Афганистане и Ираке в начале XXI в. обозначили проблему вовлечения НАТО в вооруженный конфликт. Склонность США к нанесению превентивных ударов по возможным противникам и угрозам системы безопасности основывалась на изменении внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов во время администрации Дж. Буша-мл. Позиция НАТО по отношению к решительным действиям США была неоднозначной, вызванной стремлением дистанцироваться от активного участия в боевых действиях на первых этапах.

Афганская операция США против талибов 2001 г. продемонстрировала избирательный характер к выбору партнеров при проведении военной операции силами американской армии. Отбор партнеров определялся их способностью быстро и эффективно принять участие в боевых действиях как в рамках НАТО, так и на основе двухсторонней договоренности вне евроатлантических структур. Некоторое охлаждение США к НАТО в начале афганской кампании носило в большей степени временный характер, определяемый политической необходимостью продемонстрировать американскому обществу способность государства противостоять вызову терроризма и склонность республиканцев к решительным

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-37-11128

наступательным действиям. Действия США против талибов вызвали критику в начале 2002 г., в которой среди прочего отмечались ошибочность односторонних действий американской администрации и необходимость привлечения НАТО к проведению антитеррористических действий. Вовлечение в войну с международным терроризмом партнеров по НАТО придало бы действиям США большую легитимность.

Подходом в урегулировании возникшей проблемы НАТО избрало применение силы в сочетании с осуществлением политических мер. При этом определяющим стали военные операции. В Афганистане НАТО возглавили Международные силы содействия безопасности. Это было подтверждением глобальных амбиций альянса на практике. Особенностью «афганской операции» НАТО стало то, что впервые в своей истории военно-политическая организация проводила наступательную военную операцию не только за пределами евроатлантической зоны ответственности, но и на территории азиатского региона. Таким образом, зона участия НАТО в проведении военных операций вышла за пределы Европы, что существенно расширило реальное применение сил альянса. Фактически в рамках афганских действий НАТО реально вышло на применение военных сил на уровень глобального участия. Можно утверждать, что Афганистан послужил пробной площадкой для выработки нового механизма применения сил альянса.

В Афганистане НАТО постепенно установило контроль над всей территорией страны. Осуществлялось увеличение числа участников операций и значительное наращивание сил и средств. Одновременно с этим был разработан комплексный военно-гражданский подход по обеспечению безопасного функционирования социально-экономическою механизма управления государством.

Результаты политического участия НАТО в операциях в Афганистане носили неоднозначный характер. Первоначальный успех в разгроме талибов в итоге обернулся затяжной партизанской войной, в которой войска коалиции несли существенные потери, что привело к серьезному недовольству. Это заставило существенно сократить военное присутствие, а затем и покинуть страну. Афганистан и сегодня остается нестабильным регионом, представляющим опасность и с точки зрения террористических угроз, и сточки зрения наркотраффика.

Вторым проявлением военного участия НАТО стали события "арабской весны" 2011 г. и применение военной силы альянса в Ливии. Здесь альянс использовал комбинированный подход, сочетавший в себе военную операцию по ликвидации угрозы со стороны вооруженных сил Ливии и опору в своих действиях на мандат ООН. Подход НАТО вырабатывался в рамках согласования своих действий с американской администрацией.

Стремление американской администрации к использованию мирных средств демократизации авторитарных династических режимов лишь корректировало направленность американской стратегии, но не меняло ее основного вектора в ближневосточном регионе. Политические изменения 2011 г. придали американской и натовской политике в регионе совершенно новое звучание.

Если сравнивать восприятие ислама двумя американскими президентами, то можно выделить отличие во взглядах Дж. Буша-мл. и Б. Обамы. Первый на основе евангелистского учения игнорировал и презирал исламский фактор. Последний, опираясь на религиозный синкретизм, испытывает сентиментальное очарование исламом. Разница культурного подхода двух американских президентов отразилась на американском стратегическом планировании. Подход Дж. Буша -мл. характеризовался применением "тяжелой силы" в решении исламского вопроса и закончился политическим провалом. Курс Б. Обамы, отличавшийся "мягкой силой", был направлен на достижение той же цели, что и его предшественника, превращая вчерашних исламских "врагов" в "друзей в будущем.

В речи в Анкаре 6 апреля 2009 г. Б. Обама заявил, что "США не ведет войны против ислама" [3]. Заявление американского президента открывало путь к установлению политического партнерства с исламистскими религиозными лидерами посредством создания комбинированного подхода, сочетающего в себе религиозную концепцию и демократические ценности американского общества. Американская стратегия Великого Ближнего Востока, заложенная еще в период администрации Дж. Буша-мл., была направлена на моделирование арабо-мусульманского мира на основе принципа "творческого хаоса". Соединенные Штаты, испытав атаку исламистских террористов «Аль-Каиды», пришли к осознанию того, что исламисты оказались изгнанными из своих собственных стран и разбросанными по миру, представляя потенциальный резервуар для руководителей «Аль-Каиды». Приход исламистов во власть может привести к возврату исламистов на родину. Находящиеся у власти исламистские силы в Турции, Саудовской Аравии и Катаре являются верными союзниками США. Можно предположить, что Соединенные Штаты решили разыграть карту "смягченного исламизма", чтобы повторно моделировать весь регион согласно своим собственным стратегическим интересам.

Следует отметить, что события "арабской весны" 2011 г. в Тунисе и Египте по механизму проведения выступлений не совпадали с ливийскими протестами. Если в отношении Туниса и Египта можно утверждать, что основу выступлений составила молодежь, которая не могла найти работу на внутреннем рынке, то в отношении Ливии такой тезис применим быть не может. Этот вывод вытекает из того, что ливийское население имело достаточно высокий уровень жизни для североафриканского региона, развитую систему социальной поддержки. В национальную экономику в качестве рабочей силы активно привлекались эмигранты. Выступления в Ливии определялись столкновением за перераспределение финансовых потоков, поступающих от продажи нефти на мировых рынках, и клановыми конфликтами. Поэтому, в отличие от Туниса и Египта, политические протесты в Ливии очень скоро переросли в вооруженное столкновение между противниками режима Каддафи и ливийским лидером, сохранившим поддержку верных ему вооруженных сил.

Влияние западного мира, и прежде всего США, и использование военнополитической мощи НАТО выражалось в комбинировании действий государственных и неправительственных структур в стремлении демократизировать авторитарные режимы Северной Африки, обеспечив защиту прав человека и создание толерантного демократического общества. Однако в итоге это привело к дестабилизации региона и росту радикального исламизма, который не сочетается с демократической системой.

Контроль над нефтяными ресурсами Ближнего Востока, а также за политическим состоянием региона, стал абсолютной необходимостью в стратегическом соперничестве стран НАТО с экономическими конкурентами, среди которых первое место занимает активно экономически развивающийся Китай, являющийся крупнейшим потребителем углеводородов. Поэтому политика США в регионе была направлена на установление контроля над добычей высококачественных углеводородов, независимо от того, удастся ли превратить Ливию в подконтрольное государство или же сформировать систему отношений с новой политическом властью, которая станет спутником американской и натовской политики.

Можно утверждать, что стремление к установлению контроля и обеспечению производства ливийской нефти выступали двумя основными экономическими целями вмешательства западных государств и их союзников из стран Персидского залива в события «арабской весны» в Ливии. Представляется, что нефтяной фактор определял обостренную степень внимания западных государств к начинающейся гражданской войне в регионе. Свою роль сыграли демократические требования и стремление к защите прав человека, которые, помноженные на экономические факторы, придавали действиям западной коалиции особое значение. Борьба с авторитарными режимами и стремление к демократизации общества являются основами американской и натовской политической стратегии. Однако из всех стран арабского мира, находившихся в орбите "арабской весны», только в отношении Ливии было применено вооруженное вмешательство стран НАТО, ставшее основной причиной победы оппозиционных сил над режимом Каддафи.

Таким образом, политическая стратегия НАТО по регулированию вооруженного конфликта в Ливии приобрела как политическую, так и военную составляющую. Политический подход предполагал получение НАТО юридических гарантий деятельности в виде мандата ООН. Политические действия были направлены на смещение режима Каддафи и проведение системы выборов, которые должны были привести к демократизации ливийского режима. Военная составляющая должна была способствовать достижению политической цели и на данном этапе сыграла определяющую роль. Это было вызвано тем, что в военном плане действий оппозиции Каддафи были в целом неудачными.

Принятие резолюция 1973 ООН сделало возможным вооруженное вмешательство НАТО в ливийские события [2]. Принятая резолюция запрещала прямое вооруженное вторжение иностранных государств на ливийскую территорию, но предполагала выполнение всех необходимых силовых операций по образованию бесполётной зоны. Это означало подавление всех систем ПВО Ливии и недопущение взлета авиации с ливийских военных аэродромов. Операция НАТО под кодовым названием «Союзный защитник» предполагала проведение морской и воздушной операции с целью обеспечения эмбарго на поставки вооружения в Ливию и реализацию Резолюции Совета Безопасности ООН номер 1973.

"Арабская весна" в Ливии привела к свержению режима Каддафи. Ключевую роль в этом процессе сыграли силы НАТО, которые провели вооруженную операцию с использованием воздушных, военно -морских и наземных сил по подавлению ливийской армии М. Каддафи. Натовские действия в Ливии опирались на резолюцию ООН, которая придавала им законный характер. Авиационные удары Альянса парализовали действия вооруженных сил ливийского правительства и делали невозможным скорейшее подавление выступлений. Без военной поддержки НАТО вооруженные отряды оппозиции не имели никакого шанса на политический успех и свержение режима. Вооруженное вмешательство НАТО и экономическая блокада Ливии сыграли решительную роль в победе «арабской весны». В результате "арабской весны" в Ливии к власти пришли исламистские силы с перспективой трансформации страны в шариатское государство. Сама модель применения силы и механизм смещения "вечного лидера", использованная в Ливии, могла быть учтена при возникновении новых конфликтов подобного рода. Данный процесс вписан во внешнеполитическую стратегию стран-участников и предполагает в качестве операцию с использованием воздушных, военно-морских и результата политический и экономический контроль над регионом и использование его ресурсов для влияния на тенденции экономического развития мира.

Результаты действий НАТО в Ливии можно разделить на военные и политические. Военный результат характеризуется успешно проведенной операцией, в ходе которой альянс успешно подавил военно-воздушные силы и противовоздушную оборону Ливии с минимальными потерями. Удалось оказать политическое воздействие и определить вектор политической трансформации ливийского режима. Политические результаты представляются менее однозначными. Регион по-прежнему является нестабильным, и политические проблемы после смерти Каддафи перешли в иную плоскость. Социальная стабильность в регионе отсутствует. Все это отягчается миграционными процессами, трудности с которыми испытывает современная Европа.

Проанализировав участие НАТО в разрешении политических конфликтов можно сделать ряд выводов: Окончание холодной войны привело к трансформации политической стратегии НАТО. Принятие в 1999 г. и 2010 г. стратегических концепций НАТО ознаменовало собой переход к стратегии кооперативной безопасности. Современные стратегические установки альянса следуют расширенным, комплексным представлениям о безопасности, которые направлены на защиту и реализацию интересов государств-членов. Существенно расширился спектр действий, в которых могут быть задействованы силы и ресурсы блока. НАТО стремилась превратиться в глобальную военную силу сдерживания и противодействия мировым конфликтам, что нашло отражение и в событиях «арабской весны».

«Арабская весна» в регионе Ближнего Востока и Северной Африки создала условия для реализации новой стратеги НАТО с опорой на существующие региональные партнерства - Стамбульскую инициативу сотрудничества и Средиземноморский диалог - и международные институты, такие как ООН. Тем самым, конфликтам «арабской весны» было придано новое внешнеполитическое измерение, а характер и степень вмешательства позволяют рассматривать данные события в качестве составляющей стратегии по созданию мироустройства по западному образцу.

Стратегия НАТО по урегулированию вооруженного конфликта в Ливии имела политическую и военную составляющие. Политический подход предполагал получение НАТО юридических гарантий деятельности в виде мандата ООН. Военная составляющая должна была способствовать достижению политической цели и сыграла определяющую роль. Действия ливийской оппозиции были неудачными, что приводило к формированию ситуации, когда военный успех правительственных войск мог привести к устранению вооруженной оппозиции как таковой. Существенную роль в свержении режима сыграли войска НАТО, которые провели войсковую операцию с использованием воздушных, военно-морских и наземных сил по подавлению ливийской армии М. Каддафи.

Несмотря на то, что военные силы НАТО открыто не присутствуют в Сирии, эта страна, безусловно, находится в сфере геополитических интересов альянса. В стратегии Североатлантического союза по вмешательству во внутриполитический конфликт в Сирии ключевую роль играют не гуманитарные, а геополитические и геоэкономические соображения: независимый внешнеполитический курс этой страны, ее стратегическое партнерство с Ираном и поддержка движений «Хезболла» и ХАМАС. В отличие от ливийского кризиса, НАТО избегает открытого вооруженного вмешательства, опасаясь значительных военных потерь, а в последнее время и в связи с военным присутствием России в регионе ее последовательной внешнеполитической позицией по мирному урегулированию конфликта путем внутрисирийского диалога с международным участием. В связи с этим стратегия блока и в дальнейшем будет направлена на то, чтобы способствовать установлению в стране благоприятного для интересов безопасности Североатлантического союза политического режима.

Последствия усилий НАТО по урегулированию кризисов «арабской весны» имеют двойственный характер. С одной стороны, альянс убедился в довольно высокой эффективности своих партнерских программ, особенно в части создания временных коалиций для действий в регионе, представляющем интерес для блока. Также еще раз была продемонстрирована высокая результативность военных сил НАТО в столкновении с вооруженными силами государства, располагающими устаревшими системами оружия. С другой же стороны, в результате событий «арабской весны» государственность стран региона оказалась охвачена кризисами. В Ливии и Сирии в полной мере стоит вопрос о сохранении территориальной целостности данных государств.

Changes in the geopolitical situation in the world, adoption of the new strategic concept of NATO necessitated participation of North Atlantic Treaty Organization in the settlement of conflicts. Departure from military domination and emphasis on the system influence including not only military but also political, social factors have become the most important distinctive feature of the new strategy. The article deals with NATO approach to the settlement of the conflicts in different regions of the world at the beginning of the XXIst century. The particular emphasis is laid on the position of the alliance under the conditions of global threats, on NATO participation in the settlement of the conflicts in the countries of "the Arab spring". Keywords: international conflicts, North Atlantic Alliance, global threats, terrorism, foreign policy strategy, "the Arab spring", safety in the region

Список литературы

1. Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире: их исследование и урегулирование// Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Изд. 3-е перераб. и дополн. / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. 271 c.

2. Резолюция Совбеза ООН по Ливии № 1973// Полит.ру [электронный доступ] http://polit.ru/article/2011/03/24/unsc/

3. Речь Президента США Б. Обамы в Анкаре 6 апреля 2009 г [электронный доступ] https://safmohd.wordpress.com/2009/04/06/

Об авторе

Антюхова Е.А. - аспирант кафедры мировых политических процессов Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

УДК 908

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО - ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ИНТЕРНИРОВАННЫХ НА БРЯНЩИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА

В.П. Барынкин, Р.В. Новожеев, И.С. Иванчогло

В статье рассматриваются организационные принципы финансово - производственно деятельности лагерей для военнопленных на территории Брянщины, их потенциальные возможности и роль в восстановлении народного хозяйства после Великой ©течественной войны. Ключевые слова: военнопленные и интернированные, лагеря для военнопленных и интернированных, восстановительный период, управление по делам военнопленных и интернированных

Общая стоимость расхищенных и уничтоженных фашистами материальных ценностей составила 679 млрд. рублей (в довоенных ценах), что почти в два раза превышало капитальное вложение в народное хозяйство СССР за все годы Советской власти. Если же учесть средства, затраченные Советским государством на ведение навязанной ему войны, а также потери доходов государства в результате оккупации части страны, то ущерб в целом исчисляется огромной суммой - 2569 млрд.руб. (в ценах1941г.). СССР потерял почти треть своего национального дохода [1].

В августе 1945 года Госплану СССР было поручено подготовить пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг., предусмотрев полное восстановление народного хозяйства районов страны, подвергшихся оккупации. Общий ущерб, нанесенный городскому хозяйству города Брянска фашистами, исчислялся в 10 млрд. рублей. Чтобы возместить его, требовался не только многолетний напряженный труд самих брянцев.

1 ноября 1945 года было принято постановление СНК о мероприятиях по восстановлению пятнадцати древнейших русских городов, разрушенных немецкими захватчиками. К их числу относился и Брянск. Это постановление предполагало использование труда военнопленных из числа бывшей германской армии и армий ее союзников. С 1943 года советские и партийные органы Брянщины, вместе с областным управлением НКВД СССР, активно выступали за организацию лагерей для военнопленных на территории области. С помощью рабочей силы военнопленных планировалось осуществлять восстановление и строительство промышленных предприятий, объектов социально-культурного назначения, жилых домов. Так в совместном постановлении городского Совета депутатов трудящихся и городского комитета ВКП(б) города Бежицы от 2 декабря 1943 года отмечалось об одобрении решения НКВД СССР и НКТМ (Народного комиссариата тяжелого машиностроения) об организации в г. Бежица лагеря НКВД №252 для восстановления завода «Красный Профинтерн»[2]. Это предприятие являлось одним из гигантов советской тяжелой индустрии, которое должно было восстановить свои мощности в ближайшие сроки. Местные органы власти готовы были передать для лагеря несколько зданий в городе с расчетом расселения 3000 тысяч военнопленных. В своем выступлении на совещании при главном инженере «Красного Профинтерна» 29 ноября 1943 года заместитель директора утверждал, что для срочной организации лагеря есть все условия, а значит надо оформлять договор с управлением лагеря и приступать к восстановлению завода. Представитель НКВД после проверки территории поддержал решение. Причем, Бежицкий горком ВКП(б) отчитывался перед начальником Управления НКВД о работе по реализации этих решений [3]. 29 сентября 1945 г. было введено в действие «Положение о трудовом использовании военнопленных». Согласно ему распределение рабочей силы по конкретным хозяйственным объектам осуществлялось по решениям ГКО (в последствие Советом Министров) и НКВД. Эти специальные лагеря для военнопленных и интернированных находились в ведении НКВД СССР, в составе которого было создано Главное управление по делам военнопленных и интернированных (далее ГУПВИ). Оговоримся сразу, что в отличие от концлагерей, созданных фашистской Германией в разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.