Научная статья на тему 'РОССИЯ - НАТО: ЕСТЬ ЛИ У ПРОШЛОГО БУДУЩЕЕ?'

РОССИЯ - НАТО: ЕСТЬ ЛИ У ПРОШЛОГО БУДУЩЕЕ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАТО / ГЕОПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неймарк Марк Афроимович

В статье анализируется опыт концептуализации отношений Россия - НАТО в основополагающих документах внешней политики России на протяжении трёх десятилетий после распада СССР. Выделяются этапы их противоречивого и разнонаправленного развития. Обобщена совокупность факторов, обстоятельств и основных причин, которые обусловливают сугубо конфронтационную антироссийскую позицию НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - NATO: DOES THE PAST HAVE A FUTURE?

The article analyzes the conceptualization of Russia-NATO relations in the fundamental documents of Russian foreign policy over the three decades after the collapse of the USSR. The stage features of the contradictory and dysfunctional development of these relations are highlighted. A set of factors, circumstances and main reasons, which determine today a purely confrontational anti-Russian stand of NATO, are summarized.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ - НАТО: ЕСТЬ ЛИ У ПРОШЛОГО БУДУЩЕЕ?»

УДК 327.1-622. (470+571)

Россия - НАТО: есть ли у прошлого будущее?

Марк НЕЙМАРК

Надежды и разочарования

В 90-е годы противоречивый опыт концептуализации отношений Россия - НАТО зеркально отражал особенности становления новой государственности и формирования внешнеполитического курса новой России в условиях её тотального ослабления - потери значительной части территории, глубочайшего социально-экономического и внутриполитического кризиса. При этом его преодоление президент Б. Н. Ельцин и его окружение связывали прежде всего с расчётом на всестороннюю помощь Запада и его либеральную модель экономического развития.

Тем самым обозначалась установка на одностороннюю стратегическую конвергенцию России с западным миром .

Иллюзорные представления первого президента России о перспективах стратегического военно-политического партнёрства с Западом отчётливо проявились в его подходе к НАТО. Вскоре после прихода к власти он направил письмо руководству альянса, в котором говорилось о готовности России войти в него с такой формулировкой: «Сегодня мы не ставим вопрос о вступлении России в НАТО, однако готовы рассмотреть это как долгосрочную политическую

НЕЙМАРК Марк Афроимович - доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 2491-0280, E-mail: mark.neimark@mail.ru

Ключевые слова: Россия, НАТО, геополитика, международная безопасность.

* Е. М. Примаков так характеризовал катастрофическое положение дел в стране: «В результате реформ, осуществлённых псевдолибералами, пришедшими в начале 1990-х годов к экономической власти в России, экономика страны потеряла больше, чем во время Второй мировой войны (выд.- Авт.) (Примаков Е. М. Внешняя политика России: задачи и перспективы // Внешняя политика России 2000-2020. В 3 томах. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 1. С. 7).

цель» (выд.- Авт.) [ 1]. Ответной готовности со стороны НАТО не последовало.

Тем самым была повторена в несколько модифицированном виде, но главное - в принципиально изменившемся в пользу Запада геополитическом контексте - инициатива правительства СССР в 1954 г. о присоединении к альянсу в рамках постановки вопроса о заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе с участием в нём США. Негативная реакция западных стран на эту инициативу не заставила себя ждать.

Примечательно, что тема вступления России в Североатлантический альянс не затрагивалась его тогдашним генсеком Манфредом Вёрнером даже мельком в ходе часового интервью автору этих строк, которое состоялось в штаб-квартире НАТО в Брюсселе после ГКЧП. Среди множества вопросов генсеку выделялся, естественно, главный: в какой степени будет меняться после распада СССР военно-политическая стратегия НАТО в отношении России. В ответ было заявлено, что альянс меняет её кардинально, переходя от конфронтации к сотрудничеству, но ни слова не было сказано о вступлении России в НАТО [ 2]. И это при том что ответ исходил от первого генсека альянса, посетившего Москву, который вполне доброжелательно относился к новой России, активно интересовался русским культурным наследием, русской литературе была отдана, по его сло-

вам, «добрая половина читательского интереса», любимый писатель -Достоевский, читал и перечитывал «Бесы»...

Распад советской сверхдержавы и никак и никем не ожидаемый переход от конфронтационной бипо-лярности к монопольной однопо-лярности резко нарушил прежний концептуально-аналитический алгоритм осмысления мирополитиче-ских процессов, роли и места страны в них.

Убедительное тому свидетельство - выступление Б. Н. Ельцина в Верховном Совете РФ (октябрь 1992 г.), в котором он был вынужден признать: «Болезненное переходное состояние России не позволяет пока чётко разглядеть её вечный и одновременно новый облик, получить ясные ответы на вопросы: от чего мы отказываемся? Что хотим сберечь? Что хотим возродить и создать вновь» [3].

По меньшей мере пассивно-от-странённо отнеслись Б. Ельцин и его команда к начавшемуся расширению НАТО за счёт стран Центральной и Восточной Европы. Более того, в Совместной российской-польской декларации 1993 г. было зафиксировано, что решение Польши о вступлении в НАТО не противоречит интересам других государств, в том числе России. И хотя с учётом жёсткой критики этой позиции и со стороны влиятельных провластных сил, и со стороны оппозиционных центров она претерпела существенную корректировку, но прозападная ориентация внешней

1 Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. № 7. С. 33.

2 Интервью Генерального секретаря Организации Североатлантического договора Марку Неймарку // ШР-международный журнал о лидерах для лидеров. 1991. № 6. С. 14.

3 Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. № 19-20. С. 4.

политики оставалась в целом неизменной.

Такая позиция подверглась резкой критике в открытом докладе Службы внешней разведки (1993 г.) о расширении НАТО. Мнение главы СВР Е. М. Примакова было предельно откровенным: «В то время в руководстве МИДа не сложилось чёткого представления о значении этой проблемы, или, точнее, о необходимости сосредоточиться на нейтрализации отрицательных последствий курса, уже взятого Западом на расширение Североатлантического союза» [ 4].

В результате в первой Концепции внешней политики России, принятой в 1993 г. (К-93), исходно ошибочной стала убеждённость в том, что наступил «конец конфронтации Восток - Запад», что предопределило последующее смещение оценочного фокуса в долгосрочном анализе изменений в мировой политике и международных отношений после распада СССР и перспектив стратегического курса ведущих западных держав.

Наращивание взаимопонимания и доверия с ними, «включая взаимодействие с западными оборонительными структурами», выдвигалось в качестве одной из основных задач России. Обещание/обязательство устранить из своего арсенала вооружения, которые не диктуются необходимостью, а именно межконтинентальные и обычные средства сверх согласованных количеств, сопровождалось извинительным

разъяснением, что их поддержание обременительно для экономики и несёт в себе риск случайного или несанкционированного использования. Проработка идеи создания глобальной системы защиты от баллистических ракет и других средств доставки оружия массового уничтожения мыслилась «за счёт усилий по привлечению к её осуществлению значимых в военном отношении государств». Правда, степень реальности осуществления этой идеи снижала оговорка: «В военно-стратегической сфере начавшееся партнёрство, создание совместных (а не "уравновешивающих") инструментов обеспечения безопасности будет, судя по всему, наталкиваться на попытки правоконсервативных кругов США обеспечить себе в процессе разоружения односторонние преимущества, добиться пересмотра на своих условиях Договора по ПРО» [5].

Целевая установка на достижение большей открытости в военной сфере, в том числе в отношении оборонных бюджетов, органично стыковалась с тезисом о содействии разработке и осуществлению программы конверсии оборонной промышленности за счёт налаживания соответствующего международного взаимодействия и привлечения иностранных инвесторов. Реализация этих программных установок создавала комфортные условия для установления систематического контроля Западом, прежде всего США, над оборонным комплексом России.

4 Примаков Е. Годы в большой политике. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999. С. 226.

5 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. Январь 1993. Специальный выпуск.

«Романтизированным» положением К-93 стал вывод о том, что «Запад перестаёт быть военно-политическим понятием в традиционном силовом смысле» и что ориентированный на противостояние с СССР военный потенциал «теряет былое значение ввиду окончания "холодной войны"».

В этом концептуальном контексте уже не заблуждением, а принципиальной ошибкой выглядел базовый приоритет внешней политики Российской Федерации, который нёс отчётливый отпечаток «нового

политического мышления»: обеспечение только лишь «политическими средствами безопасности России во всех измерениях, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность». Как отмечал В. В. Штоль, в середине 90-х годов Россия и НАТО начали сотрудничество, которое создало определённые иллюзии о возможности принятия взаимоприемлемых решений, «хотя уже в то время существовал риск, что все благие намерения так и останутся благими намерениями» [6].

На поворотном круге геополитики

При разработке новой редакции

Концепции внешней политики, утверждённой в 2000 г. (К-2000), предстояло учесть главный урок -избежать парадоксальных иллюзий на концептуально-доктриналь-ном уровне, а также грубых ошибок и досадных просчётов при реализации практической внешней политики, направленной на защиту стратегических национальных интересов и приоритетов России [7].

В 90-х годах вряд ли кто-нибудь из российских политиков взялся бы оспаривать тот факт, что первоначальные надежды добиться стратегического партнёрства с США не оправдались ни в частностях, ни тем более целиком.

Как отмечал С. В. Кортунов, нельзя было ожидать, что Вашингтон за спиной своих западных союзников по НАТО пойдёт на соглашение об «особых» отношениях с Москвой. Наивно было рассчитывать и на то, что США предпочтут слабую Россию своим западным партнёрам, таким как Япония и Германия.

«Как показал опыт 1991-1995 гг., попытки "подыгрывать" Вашингтону, попрошайничать и заискивать перед ним в расчёте на благосклонность американцев обрекают нас на второстепенную роль, когда "старший партнёр" всё меньше считается с интересами "младшего"» [ 8, с. 165].

Всё более чётко оформлялось осознание того, что курс, при котором национальная специфика внешнеполи-

6 Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002. С. 7.

7 Федякин А. В. Россия 1990-х годов в поисках внешнеполитических интересов и приоритетов (по материалам Посланий Президента РФ Федеральному Собранию 1994-1999 гг.) // Вестник российской нации. 2016. № 4. С. 115.

8 Коршунов С. В. Становление политики безопасности: формирование политики национальной безопасности в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003.

тического интереса оставалась размытой и подчинённой абстрактной задаче международной солидарности демократических государств, не позволял России ни начать серьёзный разговор с потенциальными партнёрами, ни проводить взвешенную линию по отношению к возможным противникам. Российские международные контрагенты, по существу, не шли дальше принятия политических деклараций о партнёрстве.

В тот период в России уже мало кто верил в саму возможность совпадения национально-государственных интересов России и коллективного Запада. Забвение собственных национальных интересов в сфере международной политики всё больше тревожило российскую общественность и трезвомыслящих политиков. «Этап "стыдливого умолчания" этих интересов и реактивного следования за Западом затянулся и начинал беспокоить уже сам Запад, представители которого стали воспринимать его как пугающий признак новой, теперь уже посткоммунистической непредсказуемости» [8, с. 561].

Назначение в 1996 г. министром иностранных дел Е. М. Примакова вместо отправленного в отставку А. В. Козырева само по себе стало знаковой приметой переоценки ми-рополитических процессов в целом и переосмысления внешнеполитических задач и приоритетов России. Главное, что ознаменовало руководство Е. М. Примаковым российской дипломатией,- это начавшееся прощание с внешнеполитическими ил-

люзиями первых постсоветских лет. Дипломатия была сконцентрирована «на минимизацию ущерба от тех основных международных процессов, в которые Россия была объективно включена, но в регулировании которых она фактически не принимала никакого участия. Это была новая логика - прагматическая и по-своему рационалистическая: внешнеполитические ресурсы страны оставались крайне ограниченными» [9].

С президентства В. В. Путина началось сотрудничество России с Западом на качественно новой основе. «И если ещё не с позиции паритета потенциалов и статусов, то уже никак не в роли младшего партнёра. Главное же новшество заключалось в том, что очередной разворот России лицом к Западу не означал повторения прежних моделей их взаимоотношений, носивших на себе так или иначе печать мечтаний о межсистемной конвергенции» [ 10].

Всё это вместе взятое привело к тому, что в отличие от первого концептуального опыта внешней политики России в К-2000 целевые установки стали более взаимосвязанными и взаимодополняемыми.

Вместе с тем, ретроспективно оценивая К-2000, забеганием «вперёд» вызывает вопросы тезис о прекращении конфронтации и последовательном преодолении последствий холодной войны. Явно преждевременным выглядело утверждение о создавшихся предпосылках для более стабильного и кризисоустойчи-вого мирового устройства.

9 Богатуров А. Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы. 2007. № 5. С. 60.

10 Быков О. Н. Геополитический статус России. В 2 книгах. М.: ИМЭМО РАН, 2015. Кн. 2. С. 183.

Этот вывод слабо согласовывался с идущей вслед за констатацией зарождения в международной сфере новых вызовов и угроз национальным интересам России, усиления тенденции к созданию однополяр-ной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. Отмечалось, что при решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Более того, «стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряжённость и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка» [ 11].

Серьёзным препятствием на пути обеспечения кризисоустойчивого мирового порядка становились масштабы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Особо подчёркивалась угроза международному миру и безопасности, которую представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные конфликты.

Важнейшим отличием от К-93 стало предостережение против нарушений Договора 1972 г. об огра-

ничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности и, соответственно, против реализации американских планов ПРО, которые, как подчёркивалось в К-2000, вынудят Россию принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности.

В рамках чётко обозначенного курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий Россия настаивала на укреплении и развитии профильных международных режимов, включая, что становилось всё более актуальным геополитически, создание глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

В конкретно-содержательном плане подход к НАТО определялся в К-2000 двумя составляющими:

- с одной стороны, Россия заявляла о своей открытости для конструктивного взаимодействия с альянсом в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте. Предпосылки для такого взаимодействия содержались в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г., который стал значимой вехой в концептуализации опыта взаимодействия между ними;

11 Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимая газета. 2000. 11 июля // URL: https://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html

- с другой стороны, по целому ряду параметров политические и военные установки НАТО не только не совпадали с интересами безопасности России, но и прямо противоре-

* г-»

чили им . В первую очередь это касалось положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкций Совета Безопасности ООН. При этом Россия сохраняла негативное отношение к расширению НАТО.

Позитивный настрой России на развитие диалога и сотрудничества с НАТО сопровождался и другими принципиальными оговорками.

Так, в документе подчёркивалось, что насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО станет возможно лишь в том случае, если будет строиться на основе должного учёта интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств. Оговаривалась и прямая зависимость интенсивности сотрудничества с НАТО от неприменения ею силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов альянса группировок обычных вооружённых сил, ядерного оружия и средств его доставки.

К сожалению, приходится констатировать, что эта взвешенная позиция России не увязывалась в еди-

ный концептуальный узел с острой ситуацией, сложившейся в тот период на Балканах.

В К-2000 было заявлено, что Россия будет всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования там ситуации, основанного на согласованных решениях международного сообщества. Документ в общем виде предупреждал о принципиальной важности сохранить территориальную целостность Югославии, противодействовать её разделению. Но эта оценочная позиция была обособлена от агрессивных силовых действий НАТО в 1999 г. в Югославии, хотя прошло всего два года после подписания Основополагающего акта Россия - НАТО.

Резким контрастом в сравнении с началом 90-х годов, когда Б. Н. Ельцин не исключал в будущем даже вхождения России в НАТО, была позиция, жёстко заявленная в связи с югославским кризисом: «неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязывать силовые решения в Европе и за её пределами. От того, как скоро НАТО осознает пагубность силового выбора, сделанного в отношении независимой, никому не угрожающей Югославии, зависит "размораживание" наших отношений с альянсом. С НАТО-агрессором нам не по дороге» [ 12].

12 Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия на рубеже эпох». 30 марта 1999 года // Законодательство России // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102092510&rdk=&backlink=1

* Хотя 36% опрошенных экспертов считали, что Россия должна занять жёсткую бескомпромиссную позицию и всячески противодействовать расширению НАТО на Восток, тем не менее большинство из них (51%) склонялись к поиску компромисса в этом вопросе. Причём к компромиссам в гораздо большей степени были склонны эксперты-западники - так считали 69,9% из них, а 55,7% традиционалистов придерживались противоположной позиции (Эксперты о внешней политики России // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 41).

В этот период в массовом сознании российского общества произошло существенное переосмысление отношения к Западу: если в начальный период президентства Б. Н. Ельцина в стране совершенно отчётливо преобладали прозападные симпатии, то после военного вмешательства НАТО в югослав-

ские события вектор общественных настроений, как показывали социологические опросы, стал меняться на прямо противоположный. Запад стал восприниматься как источник разнообразных угроз, причём не только в военно-политическом, но и культурном и отчасти экономическом смысле [13].

Рубежное перераспределение приоритетов

Этапным концептуальным прологом обновления внешней политики России стала Мюнхенская речь В. В. Путина (2007 г.). Она реально предопределила суть и направленность изменений, привнесённых в новую редакцию Концепции внешней политики 2008 г. (К-2008). Мюнхенская речь закрепила окончательный разрыв России с ельцинской международной стратегией. Впервые после распада СССР российским лидером были сформулированы чёткие внешнеполитические позиции в защиту национально-государственных интересов страны в условиях очевидного укрепления её роли в глобальной политике.

В оценке НАТО К-2008 исходила из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования

на общие угрозы: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.

Перспективы развития отношений с НАТО обусловливались степенью готовности альянса к равноправному партнёрству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия -НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности. Россия сохраняла отрицательное отношение к расширению НАТО, в частности, к планам приёма в члены альянса Украины и Грузии, а также к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом, исходя из того, что это нарушает принцип равной безопасности, ведёт к появлению новых разъединительных линий в Европе и противоречит задачам повышения эффективности совместной ра-

13 Андреев А. Л. Внешнеполитические представления россиян после кавказского кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 74.

боты по поиску ответов на реальные вызовы современности.

Тем самым Россия чётко обозначала коридор реальных возможностей взаимодействия с НАТО с учётом различных, иногда прямо противоположных оценочных позиций в отечественном экспертном сообществе.

Так, например, подводя десятилетний итог откровенно антироссийских действий НАТО, С. А. Караганов в жёстких выражениях назвал подписание в 1997 г. Основополагающего акта Россия - НАТО «позорным вторым Брестским миром», который «де-факто признал согласие Москвы на расширение альянса» [14].

При всей дискуссионности такого вывода нельзя не отметить, что он учитывал реакцию российского общественного мнения на спланированную и осуществлённую натовскими стратегами военную акцию в Югославии, когда около половины опрошенных характеризовали альянс как враждебную структуру. С тех пор отношение к НАТО в российском обществе продолжало оставаться устойчиво негативным, причём такое положение уже достаточно прочно закрепилось на уровне эмоционального восприятия.

К моменту утверждения К-2008 само слово «НАТО» вызывало положительные чувства менее чему у одного респондента из четырёх, тогда как отрицательные - у 76% опрошенных [ 15].

Концептуальное обновление российской внешней политики в 2013 г. стало важной вехой в развитии отечественной дипломатии, обозначив со всей определённостью векторы и параметры последующей эволюции внешнеполитической стратегии государства, адаптированной к новым геополитическим условиям.

Отношения с НАТО по-прежнему формулировались в рамках преемственности заявленной в К-2008 принципиальной позиции, в соответствии с которой Россия намерена выстраивать отношения с НАТО с учётом степени готовности альянса к равноправному партнёрству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по продвижению к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия - НАТО обязательства по необеспечению своей безопасности за счёт безопасности других, а также обязательств по военной сдержанности. Подчёркивалось сугубо отрицательное отношение России к расширению НАТО и приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности

14 Караганов С. В. Новая холодная война? Как минимизировать потери от начавшегося противостояния // Россия в глобальной политике. 2008. Т. 6. № 5 // URL: https://globalaffairs. ru/articles/novaya-holodnaya-vojna/

15 Андреев А. Л. Современная российская идентичность: внешнеполитическое измерение // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 63.

и ведущим к появлению новых разъединительных линий в Европе [16].

Прошло чуть больше двух лет с момента принятия К-2013, как потребность в её обновлении стала проявляться с нарастающей скоростью. Это возникло, конечно же, не спонтанно, только в этом коротком временном отрезке. За предшествующее десятилетие во внешнеполитической стратегии России произошли серьёзные изменения, отразившие новые реперные концептуальные точки, в которых спрессовалась реакция на разнесённые по времени и пространственным ареалам наиболее значимые события и явления международной жизни. Их концентрированное выражение - процесс расширения НАТО, который уже много лет является лакмусовой бумажкой отношения Запада к России.

В ныне действующей Концепции внешней политики 2016 г. (К-2016) практически текстуально воспроизведён из её прежней редакции раздел, посвящённый НАТО. Иного, впрочем, и быть не могло.

Заместитель министра иностранных дел России А. В. Грушко, работавший с 2012 по 2018 г. в Брюсселе в качестве Постоянного представителя РФ при НАТО, дал исчерпывающее объяснение неизменности откровенно деструктивной позиции альянса по отношению к России в этот период. Опровергая преобладающие на Западе ошибочные пред-

ставления о том, будто отправной точкой нынешнего кризиса в отношениях Россия - НАТО стали события на востоке Украины и воссоединения Крыма с Россией, он привёл конкретные аргументы и факты, раскрывающие суть стратегической линии НАТО.

К 2014 г. альянс подошёл в состоянии внутренней неустойчивости, потери ориентиров и необходимости поиска нового предназначения:

- холодная война закончилась;

- политика расширения явно исчерпала себя;

- последствия гуманитарных интервенций и больших операций до сих пор ощущают на себе миллионы людей;

- беспросветной стала операция в Афганистане.

Было принято решение о радикальном сокращение контингента в этой стране.

«Именно тогда НАТО и стала возвращаться к "истокам" - защите от угрозы с Востока. А последовавший за госпереворотом кризис на Украине, к которому сами страны НАТО приложили руку, стал лишь удобным идеологическим обрамлением для такого разворота натовской политики и военного планирования» [17].

Обновление Концепции явилось адекватной аналитической реакцией на обострение кризиса в отношениях Запада и России, многие проявления которого имеют все при-

16 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) // Президент России. 2013. 18 февраля // URL: https://www.mid.m/foreign_poUcy/officia_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186

17 Грушко А. В. НАТО зашла слишком далеко в конфронтации с Россией // РСМД. 2019. 15 апреля // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/mid-rf-zayavil-o-polnom-prekrashchenii-sotrudnichestva-rossii-i-nato/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знаки долгосрочно-системного. В этих условиях некоторые представители отечественного политологического сообщества так конкретизируют перспективное видение развития отношений с альянсом: «Ни эйфории, которая была свойственна российской политике 90-х гг. прошлого века, ни слепого отторжения в отношении взаимодей-

ствия с НАТО быть не должно». Они исходят из того, что «"выстраивать взаимоотношения со структурированной организацией всегда легче, чем с отдельными государствами, зачастую преследующими свои эгоистичные интересы". А это особенно опасно в условиях нарастающей хаотизации международных отношений» [18].

Что может быть ниже «геополитического плинтуса»?

Подведём прогнозные оценочные итоги, которые предопределяет объективная реальность наших дней: нагнетание альянсом страха перед Россией, неослабевающее обострённо-конфликтное противодействие и санкци-онное давление на неё со стороны Запада в целом, и прежде всего США, учащающиеся и всё более масштабные учения НАТО в непосредственной близости к её границам.

Диагноз «паралич мозга», который президент Франции Э. Макрон публично поставил НАТО накануне 2020 г., был жёстким предупреждением о необходимости принятия неотложных мер о концептуальном переосмыслении практической деятельности альянса и его стратегических перспектив. Может ли столь востребованное «изнутри» НАТО операционное вмешательство в эту болезнь позитивно сказаться хотя бы в отдалённой перспективе на отношениях Россия - НАТО? Вопрос риторический.

Обратим внимание на новую книгу В. В. Штоля «Россия и Запад», которую он конкретизировал красноречивым подзаголовком «Несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность» [ 19].

Вспомним незаслуженно забытую, нашумевшую в своё время речь «страха», которой в 1948 г. известный бельгийский и европейский политик Поль-Анри Спаак - впоследствии генеральный секретарь НАТО (1957-1961 гг.) -фактически продублировал фултонскую речь У. Черчилля*. И сколь актуальным предупреждением выглядит сегодня уплотнённо-многозначительное

18 Бартош А. А. НАТО в современной мировой политике. М.: Горячая линия - Телеком, 2019. С. 338.

19 Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.

* Мало кто обратил внимание на то, что У. Черчилль с его огромным политическим опытом, совершил ловкий маневр, произнеся речь о «железном занавесе» 5 марта 1946 г. именно на американской земле, в Фултоне. Тем самым он умело перефокусировал источник холодной войны на США, в то время как в результате развала колониальных империй наиболее острое противостояние государственных и имперских интересов имело место как раз между СССР и Великобританией (Национальная доктрина России: проблемы и приоритеты. М.: Агентство Обозреватель, 1994. С. 225-226).

название двухтомника мемуаров Спаака «Незавершённые бои» (Combats inacheves).

Подспудно и наяву линии преемственности антироссийской стратегии НАТО сохраняются со всей наглядной очевидностью. У такого «холодного» прошлого и отчётливо перекликающегося с ним настоящего нет будущего.

В современной истории НАТО - очередной геополитический дубль. Не превращается ли здесь оценочная констатация последовательной деградации отношений НАТО - Россия: «всё уже было» в прогнозное предположение «то ли ещё будет»?

Давно подмечено: чего хорошего можно ожидать от будущего, у которого такое настоящее.

Библиография • References

Андреев А. Л. Внешнеполитические представления россиян после кавказского кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 74-80.

[Andreev A. L. Vneshnepoliticheskie predstavleniya rossiyan posle kavkazskogo krizisa // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2009. № 5. S. 74-80]

Андреев А. Л. Современная российская идентичность: внешнеполитическое измерение // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 61-68.

[Andreev A. L. Sovremennaya rossijskaya identichnost': vneshnepoliticheskoe izmerenie // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2008. № 7. S. 61-68]

Бартош А.А. НАТО в современной мировой политике. М.: Горячая линия -

Телеком, 2019.- 363 с. [Bartosh A.A. NATO v sovremennoj mirovoj politike. M.: Goryachaya liniya - Telekom, 2019.- 363 s.]

Богатуров А. Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России //

Международные процессы. 2007. № 5. С. 54-69. [Bogaturov A. D. Tri pokoleniya vneshnepoliticheskih doktrin Rossii //

Mezhdunarodnye processy. 2007. № 5. S. 54-69] Быков О. Н. Геополитический статус России. В 2 книгах. М.: ИМЭМО РАН, 2015. Кн. 2.- 210 с.

[Bykov O.N. Geopoliticheskij status Rossii. V 2 knigah. M.: IMEMO RAN, 2015. Kn. 2.210 s.]

Грушко А. В. НАТО зашла слишком далеко в конфронтации с Россией // РСМД. 2019. 15 апреля // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ comments/mid-rf-zayavil-o-polnom-prekrashchenii-sotrudnichestva-rossii-i-nato/ [Grushko А. V. NATO zashla slishkom daleko v konfrontacii s Rossiej // RSMD. 2019. 15 aprelya // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ mid-rf-zayavil-o-polnom-prekrashchenii-sotrudnichestva-rossii-i-nato/] Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. № 7. [Diplomaticheskij vestnik MID RF. 1992. № 7] Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. № 19-20. [Diplomaticheskij vestnik MID RF. 1992. № 19-20]

Интервью Генерального секретаря Организации Североатлантического договора Марку Неймарку // VIP-международный журнал о лидерах для лидеров. 1991. № 6. С. 11-15.

[Interv'yu General'nogo sekretarya Organizacii Severoatlanticheskogo dogovora Marku Nejmarku // VIP-mezhdunarodnyj zhurnal o liderah dlya liderov. 1991. № 6. S. 11-15]

Караганов С. В. Новая холодная война? Как минимизировать потери от начавшегося противостояния // Россия в глобальной политике. 2008. Т. 6. № 5 // URL: https://globalaffairs.ru/articles/novaya-holodnaya-vojna/ [Karaganov S. V. Novaya holodnaya vojna? Kak minimizirovat' poteri ot nachavshegosya protivostoyaniya // Rossiya v global'noj politike. 2008. T. 6. № 5 // URL: https:// globalaffairs.ru/articles/novaya-holodnaya-vojna/] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) // Президент России. 2013. 18 февраля // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_ documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V. Putinym 12 fevralya 2013 g.) // Prezident Rossii. 2013. 18 fevralya // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186] Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. Январь 1993. Специальный выпуск. [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii // Diplomaticheskij vestnik. YAnvar'

1993. Special'nyj vypusk]

Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимая газета.

2000. 11 июля // URL: https://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii // Nezavisimaya gazeta. 2000.

11 iyulya // URL: https://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html] Коршунов С. В. Становление политики безопасности: формирование политики национальной безопасности в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003.- 611 с.

[Kortunov S. V. Stanovlenie politiki bezopasnosti: formirovanie politiki nacional'noj

bezopasnosti v kontekste problem globalizacii. M.: Nauka, 2003.- 611 s.] Национальная доктрина России: проблемы и приоритеты. М.: Агентство

Обозреватель, 1994.- 510 с. [Nacional'naya doktrina Rossii: problemy i prioritety. M.: Agentstvo Obozrevatel',

1994.- 510 s.]

Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия на рубеже эпох». 30 марта 1999 года // Законодательство России // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102092510&rdk=&backli nk=1

[Poslanie Prezidenta Rossii Borisa El'cina Federal'nomu Sobraniyu RF: «Rossiya na rubezhe epoh». 30 marta 1999 goda // Zakonodatel'stvo Rossii // URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102092510&rdk=&backlink=1] Примаков Е. Годы в большой политике. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999.- 445 с.

[Primakov E. Gody v bol'shoj politike. M.: Kollekciya «Sovershenno sekretno», 1999.445 s.]

Примаков Е. М. Внешняя политика России: задачи и перспективы // Внешняя политика России 2000-2020. В 3 томах. М.: Аспект Пресс, 2012. Т. 1.- 220 с.

[Primakov E. M. Vneshnyaya politika Rossii: zadachi i perspektivy // Vneshnyaya

politika Rossii 2000-2020. V 3 tomah. M.: Aspekt Press, 2012. T. 1.- 220 s.] Федякин А. В. Россия 1990-х годов в поисках внешнеполитических интересов и приоритетов (по материалам Посланий Президента РФ Федеральному Собранию 1994-1999 гг.) // Вестник российской нации. 2016. № 4. С. 82-116. [Fedyakin A. V. Rossiya 1990-h godov v poiskah vneshnepoliticheskih interesov i prioritetov (po materialam Poslanij Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu 19941999 gg.) // Vestnik rossijskoj nacii. 2016. № 4. S. 82-116] Штоль В. В. НАТО: динамика эволюции. М.: Научная книга, 2002.- 416 с. [SHtol' V. V. NATO: dinamika evolyucii. M.: Nauchnaya kniga, 2002.- 416 s.] Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как

неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.- 434 с. [SHtol' V. V. Rossiya i Zapad: nesostoyavshijsya al'yans, ili Protivostoyanie kak

neizbezhnost'. SPb.: Aletejya, 2019.- 434 s.] Эксперты о внешней политики России // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 34-43.

[Eksperty o vneshnej politiki Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. 2002. № 3. S. 34-43]

Статья поступила в редакцию 1 октября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.