Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА РУМЫНИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПОЛИТИКА РУМЫНИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / ЕС / ОЧЭС / ROMANIA / BLACK SEA REGION / EU / BSEC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чеботарь Ольга Геннадиевна

Автором определены интересы Румынии на Чёрном море, где она стремится доминировать, участвуя в региональных структурах и строя двусторонние отношения с соседями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY OF ROMANIA IN THE BLACK SEA REGION AT THE CURRENT STAGE

Author defines the interests of Romania in the Black Sea, in which it seeks to dominate through participation in regional structures and building bilateral relations with its neighbors

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА РУМЫНИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 327;323

Политика Румынии в Черноморском регионе на современном этапе

Ольга ЧЕБОТАРЬ

На протяжении истории Чёрное море всегда было зоной экономических, политических и стратегических интересов как глобальных акторов, так и прибрежных государств, являясь ареной геополитических сражений. Здесь сталкивались интересы России, Турции и европейских стран. Во время холодной войны основными мировыми игроками, которые активно продвигали свои интересы в Черноморском регионе, были СССР и Турция, Великобритания и США.

В последнее десятилетие происходит усиление геостратегической и геополитической значимости Черноморского региона как для России, так и для стран Запада, обусловленной важнейшими политико-экономическими изменениями в нём, связанными с распадом СССР и падением коммунистических режимов в Восточной Европе, что открыло очередную главу в истории Черноморского региона. На политической карте мира появились независимые государства, что кардинально изменило ситуацию в регионе. Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния и Болгария оказались в новой геополитической ситуации и фактически заново стали формулировать свои национальные интересы и права на морскую акваторию. Это касалось и приоритетов Румынского государства в Черноморском регионе, который приобрёл для неё важное стратегическое значение, которое можно было использовать для своего утверждения в западном мире.

ЧЕБОТАРЬ Ольга Геннадиевна - аспирант Дипломатической академии МИД России. Е-тай: olgacebotarl92@mall.ru

Ключевые слова: Румыния, Черноморский регион, ЕС, ОЧЭС.

Черноморский регион: основные характеристики

Черноморский регион расположен

в приграничных зонах Передней Азии и Восточной Европы. В нём восточная и западная цивилизации близко соприкасаются, а различные культуры пересекаются, взаимно обогащая друг друга. Это делает его этнополитическое положение уникальным.

На протяжении почти всей второй половины ХХ в. СССР и НАТО через Турцию, как своего члена, определяли здесь основные направления развития военно-политической ситуации. Окончание холодной войны усилило конфронтацию в регионе, прикрытую словами о сотрудничестве. Важную роль в обеспечении относительной региональной безопасности на Чёрном море продолжает играть российско-турецкое взаимодействие, несмотря на относительное снижение влияния России в регионе.

Развитие региональных экономических связей обусловливает соединённость Чёрного моря с другими водными пространствами: Керченским проливом с Азовским морем, проливом Босфор - с Мраморным морем, которое через пролив Дарданеллы соединяется с Эгейским и Средиземным морями [1].

Большой Черноморский регион -«Большое Причерноморье» - появилось на карте Европы в начале 90-х

годов, а само понятие было согласовано в 2005 г. на встрече Черноморской комиссии по конфликтам (Black Sea Commission on Conflicts - BSCC), куда вошли страны Западных и Восточных Балкан, Украина, Молдавия, Россия и Турция. Группу прибрежных стран («Черноморская семёрка») объединяют общие задачи поддержания безопасности и соблюдение режима черноморских проливов, а также решение проблем внутреннего судоходства, экологии, рыболовства и др. [ 2].

Непосредственный выход к Чёрному морю имеют шесть государств: Болгария, Грузия, Румыния, Украина, Россия и Турция. Помимо них такие страны, как Молдавия, Греция, Азербайджан, Армения, входят в широкое понятие региона, учитывая их экономическую, политическую и стратегическую заинтересованность [ 3].

Черноморский регион, являясь важным транзитным центром, находится в фокусе интересов многих внерегиональных акторов. Пристальное внимание к нему обусловлено выгодным географическим положением, запасами углеводородного сырья (в акватории Румынии, Украины и России), пересечением транспортных коридоров («Турецкий поток», международный транспортный коридор (МТК) «Каспийское море - Чёрное море», проектов «Один

1 Гончаренко С. Н. Черноморское экономическое сотрудничество первые 25 лет. Серия. № 348. Доклады Института Европы. М., 2018.

2 ЯзьковаА.А. Большое Причерноморье: проблемы геополитики и геоэкономики // Современная Европа. 2016. № 3. С. 147-148.

3 Средиземноморье - Черноморье - Каспий: между Большой Европой и Большим Ближним Востоком / под ред. Н. П. Шмелёва, В. А. Гусейнова, А. А. Язьковой. М.: Граница, 2006.

пояс - один путь», «Ляпис-лазурь», «Север - Юг»). Чёрное море играет важную роль в поставках углеводо-

родного сырья из стран Каспийского региона на рынки европейских государств.

Эволюция политики Румынии в Черноморском

регионе

Черноморский регион представляет

особый интерес для Румынии, вектор развития которой с начала 90-х годов XX столетия был ориентирован на интеграцию в структуры ЕС и НАТО и особенно на сотрудничество с США. Идеология евроатлантизма сохраняла своё влияние на позицию страны в вопросах международной политики на протяжении 90-х годов XX в. и в первых десятилетиях XXI в.

В официальном документе «Белая книга по национальной безопасности и обороне Румынии» [4] (принят в 2004 г.) говорится, что черноморское пространство является одновременно «возможностью и источником риска, находящегося во взаимодействии двух стратегических осей: 1) Чёрное море - Средиземное море, южный фланг НАТО, район его стратегического значения, в основном подверженный трансграничным рискам, и 2) Чёрное море - Кавказ - Каспийское море, транзитное пространство для энергетических ресурсов Центральной Азии, зависимое от влияния определённых форм субрегиональной нестабильности из региона Центральной Азии».

Для Европейского союза обеспечение стабильности в расширенной зоне Черноморского региона всегда

имело фундаментальное значение, так как:

- во-первых, данный регион для ЕС является неотъемлемой частью Европейского континента, и очень важно, чтобы его эволюция шла в направлении строительства единой демократической, мирной и процветающей Европы;

- во-вторых, расширенное понятие Черноморского региона превращает его в важный коридор для транспортировки энергоресурсов из Каспийского моря, Центральной Азии и Персидского залива в Европу, которая в значительной степени зависит от импорта нефти и газа;

- в-третьих, в восточной части Европы сохраняется ряд так называемых «замороженных» конфликтов и очаги напряжённости, препятствующие региональному сотрудничеству, сохраняющие атмосферу недоверия и нестабильности, что может провоцировать широкий спектр взрывов и военных столкновений.

С момента вступления Румынии и Болгарии (1 января 2007 г.) в Евросоюз [5] начало активно разрабатываться, а затем и внедряться европейское консолидированное видение развития Черноморского региона с реализацией проектов: «Европей-

4 Carta alba a securitati §i apärärii nationale a Guvemului din 13.05.2004 // URL: https:// lege5.ro/Gratuit/heztimzv/carta-alba-a-securitati-si-apararii-nationale-a-guvemului-din-13052004

5 Штоль В.В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004. С. 134-156.

ская политика соседства» (2004 г.); «Черноморская синергия» (2007 г.); «Восточное партнёрство» (2008 г.); «Черноморская стратегия» (2011 г.).

Стоит подчеркнуть, что инициатива по созданию проектов «Черноморская синергия» и «Черноморская стратегия» принадлежала Румынии.

Еврокомиссия 11 апреля 2007 г. представила на рассмотрение Совета ЕС и Европарламента свою новую инициативу регионального сотрудничества, которое получило название «Черноморская синергия» (Black Sea Synergy) [6], которая является логическим продолжением проекта «Европейская политика добрососедства» (European Neighbourhood Policy). Инициатива «Черноморская синергия» была направлена «на укрепление благосостояния, стабильности и безопасности всех заинтересованных сторон», что подтверждало растущий интерес к региону со стороны европейских политических структур. Основной же целью «Синергии» является укрепление сотрудничества стран Черноморского региона при активном участии ЕС.

Со времени появления «Черноморской синергии» было выпущено три отчёта о реализации проекта (2008, 2015, 2019 гг.), в которых перечисляются и анализируются успехи реализации за определённый период.

Другой важный документ был утверждён Европейским парламентом в январе 2011 г. и получил название «Черноморская стратегия», которая состоит из трёх разделов: «Безопасность и успешное управление»,

«Энергетика, транспорт и окружающая среда», «Экономическое, социальное и человеческое развитие».

Черноморский регион определён в качестве стратегического региона для Евросоюза, чему содействовали не только интересы ЕС, но и внутренние политические амбиции его новых стран-членов. Они определили в качестве одной из своих целей необходимость проведения политики демократизации, безопасности, стабильности, регионального сотрудничества и устойчивого развития на Чёрном море. Европейская стратегия по Чёрному морю стала на тот момент одним из самых важных документов внешнеполитических усилий Румынии, которая стремится играть более значительную роль в структурах ЕС. Сложность этого момента обусловливалась событиями «арабской весны» и экономического кризиса в странах Европы. Эти проблемы отвлекали внимание от румынских предложений.

В отличие от Европейского союза страны Черноморского региона пока не имеют отдельных документов, определяющих черноморский вектор их внешней политики, тогда как в Концепции внешней политики Российской Федерации с начала XXI в. Черноморский регион пристально рассматривается по следующим направлениям международного сотрудничества:

- продвижение экономических интересов России, в том числе в форме трубопроводных проектов, 2000 г. [7];

6 Black Sea Synergy: review of a regional cooperation initiative - period 2015-2018 // URL: https:// eeas.europa.eu/sites/eeas/files/swd_2019_100_f1_ioint_staff_working_paper_en_v3_p1_1013788-1.pdf

7 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.) // URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html

- развитие всестороннего практического взаимодействия в Черноморском и Каспийском регионах на основе сохранения индивидуальности Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), 2008 г. [8];

- всестороннее взаимодействие в регионе на основании принципов ОЧЭС, 2013 г. [9];

- взаимодействие с партнёрами с учётом сохранения приверженности целям и принципам Устава ОЧЭС, 2016 г. [10].

В 2014 г. власти Румынии во главе с президентом К. Иоханни-сом помимо Правительственной программы, призванной регламентировать внешнюю политику страны, подготовили новый внешнеполитический документ - Стратегия национальной обороны страны на период 2015-2019 гг. [11], в котором Черноморский регион упоминается в контексте национального интереса в обеспечении «безопасности в Черноморском регионе», а также в «продвижении стратегической валентности Черноморского региона и форматов сотрудничества» как элементов публичной дипломатии.

Согласно Программе деятельности румынского правительства на

2018-2020 гг. стратегическими целями государства являются:

- укрепление демократической стабильности;

- достижение благосостояния через развитие проектов регионального сотрудничества, включая партнёров в Европейском союзе;

- равный подход для всех партнёров по диалогу и сотрудничеству к востоку от страны и их подключение к региональным проектам ЕС [12].

Одной из особенностей черноморской политики Румынии на современном этапе стала активная деятельность, направленная на снижение роли России в регионе и, следовательно, на усиление своих позиций в причерноморских странах постсоветского пространства. Также Румыния исходит из стратегии более активного участия структур ЕС и НАТО в черноморских региональных процессах, продвигая их региональные инициативы.

В Черноморском регионе Румыния ведёт региональную политику на двух уровнях:

- двусторонних отношений с черноморскими государствами;

- в рамках международной организации ОЧЭС.

8 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 июля 2008 г.) // URL: http://kremlin.ru/acts/news/785

9 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.) // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186

10 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents// asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248

11 Strategia nationala de aparare a tarii pentru perioada 2015-2019 // URL: https://www. presidency.ro/files/userfiles/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_1.pdf

12 Programul de guvernare roman: 2018-2020 // URL: http://gov.ro/fisiere/pagini_fisiere/ PR0GRAMUL_DE_GUVERNARE_2018-2020.pdf

Двусторонние отношения Румынии в Черноморском

регионе

На региональном уровне Румыния

развивает отношения со странами в двустороннем формате.

Болгария. В качестве стран-соседей и членов Европейского союза и НАТО Румыния и Болгария разделяют общие интересы и ценности, что является предпосылкой для укрепления двусторонних, региональных и внутриевропейских отношений. До 2007 г. политика Болгарии в основном была направлена на интеграцию в ЕС и сосредоточена на членстве в НАТО. Это же направление характерно и для Румынии. После того как эти цели были реализованы, София начала активизировать свои отношения с соседями в регионе, стараясь сбалансировать их. В отличие от Румынии, которая пытается подключить как можно больше государств к сотрудничеству, Болгария придерживается позиции секторального партнёрства (по примеру «Северного измерения»*). В видении болгарского руководства партнёрство должно осуществиться гибко, без обязательности участия для всех стран региона, но и без принудительного изолирования какой-либо из них.

Турция. Сотрудничество Румынии и Турции развивается по разным направлениям, начиная от торгово-экономических, политических и заканчивая культурными программами. Турецкая Республика поддерживала Румынию в её стремлении вступить в НАТО. Исходя из

того, что во внешней политике Турции приоритетное место занимают отношения со странами Европейского союза, Румыния активно поддерживает Турцию в структурах ЕС.

В 2011 г. стороны подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве, что сделало отношения более тесными. Румыния является крупнейшим торгово-экономическим партнёром Турции на Балканах.

Украина. С начала XXI в. двусторонние отношения между Румынией и Украиной в основном развивались вокруг таких вопросов, как:

- раздел континентального шельфа Чёрного моря (проблема острова Змеиный, канал Дунай - Чёрное море);

- территориальные споры;

- вопросы нарушения прав национальных меньшинств.

Стороны по вопросу раздела нефтегазового континентального шельфа, принадлежащего Украине, и запасов нефти и газа на нём не сумели найти общего решения, и он был передан на рассмотрение Международного суда ООН.

В 2009 г. Гаагский суд определил линию разграничения континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в северо-западной части Чёрного моря.

Согласно решению Международного суда, о-в Змеиный не может считаться прибрежной линией Украины при определении серединной линии при делимитации континентального шельфа и исклю-

* «Северное измерение» - совместная политика Европейского союза, России, Норвегии и Исландии, направленная на развитие сотрудничества между странами в Северной Европе.

чительной экономической зоны. Из-за географической конфигурации остров не имеет никакого влияния на возможное расширение исключительной экономической зоны Украины.

На сегодняшний день между странами сохраняются претензии по территориальным спорам и вопросам национальных меньшинств, хотя наличие подобных проблем противоречит условиям приёма в НАТО и ЕС.

Молдавия. Румыния была первым государством, признавшим независимость Молдавии, и оказывала существенную поддержку в становлении государственности новой независимой страны. В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией, но среди политической элиты Молдавии скорее наблюдается стремление к интеграции страны в Европейский союз [13].

27 августа 2014 г. Молдавия сделала чисто символический шаг в сторону ослабления своей зависимости от импорта российского газа, начав импортировать его из Румынии, которая построила трубопровод длиной 43 км к 23-й годовщине независимости Республики Молдова. В 2014 г. Бухарест являлся главным торгово-экономическим партнёром Кишинёва, экспортировав на 504 млн долл. молдавских товаров. В 2015 г. молдавский экспорт в Румынию составил 446 млн долл., а импорт из Румынии - 555 млн долл.

Россия. Несмотря на рост товарооборота в российско-румынском сотрудничестве, в сфере безопасности назревает конфликт, причина

которого в пронатовской позиции Румынии во взаимоотношениях с Россией. Согласившись в 2016 г. разместить систему американской противоракетной обороны на своей территории, направленной против России, Бухарест обострил и так непростые отношения с Москвой. Румынское Министерство обороны, общаясь с западными партнёрами, постоянно заявляет о российских «провокациях». Ещё большей конфликтности добавило то, что в феврале 2019 г. в Послании Федеральному собранию президент России В. В. Путин заявил, что Москва будет вынуждена создать и развернуть виды вооружений, которые могут быть применены как в отношении стран, откуда будет исходить прямая угроза, так и в отношении территорий, где расположены центры принятия решений применения ракетных комплексов, несущих угрозу России [ 14].

В Румынии было принято решение о выделении 2,5 млрд евро на модернизацию военной базы. В румынских портах создали условия для обслуживания кораблей альянса. Кроме того, Бухарест содействует присутствию ВМС альянса в акватории Чёрного моря.

Вашингтон и Брюссель стараются активизировать своё военно-морское присутствие непосредственно у границ России. Но ещё несколько лет назад заход в Чёрное море боевых кораблей США и НАТО рассматривался как чрезвычайное происшествие. Но начиная с сере-

13 Лавренов С. Я., Ушурелу О. В. Геополитический вектор Молдавии // Обозреватель-Observer. 2019. № 2.

14 Послание Президента России Федеральному Собранию (19 февраля 2019 г.) // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863

дины августа 1991 г. Объединённые военно-морские силы (ОВМС) НАТО на плановой основе интенсивно осваивают Чёрное море. Командование блока ведёт целенаправленную подготовку к возможному использованию здесь своих корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений. Таким образом, черноморская акватория стала для ОВМС НАТО одной из их оперативных зон [ 15].

Чёрное море вообще в последнее время привлекает все страны, у которых есть корабли, способные стрелять.

В 1991 г. в Чёрное море заходили 9 кораблей, в 1994 г. - уже 27 плавсредств, представлявших 11 стран. В 1995 г. время нахождения кораблей нечерноморских государств в Чёрном море составило 476 суток [16].

Отношения Румынии с кавказскими странами имеют чисто торговое значение.

Польша. Другим важным инициатором проектов ЕС, в том числе по Чёрному морю, является Польша, которая позиционирует себя лидером Центральной и Восточной Европы.

В 2009 г. был заключён польско-румынский Договор о стратегическом партнёрстве. Это привело к тому, что многостороннее взаимодействие между Польшей, Румынией и Турцией существенно активизировалось из-за их общего интереса к Черноморскому региону.

Во время Чикагского саммита НАТО (май 2012 г.) польский, румынский и турецкий министры иностранных дел создали механизм регулярных консультаций по вопросам безопасности, который заключается в совещаниях министров иностранных дел. С тех пор два раза в год министры обсуждают вопросы безопасности на Чёрном море и вопросы сотрудничества между странами.

Важное значение в развитии транспортных коммуникаций причерноморские страны придают морскому судоходству и развитию портовой инфраструктуры. Констанца - один из ключевых портов Румынии, который превратился в крупнейший транспортный узел, став лидером на Чёрном море по грузовым перевозкам. Порт обладает преимуществом, так как связан с каналом Дунай - Чёрное море.

Организация черноморского экономического сотрудничества

Многостороннее сотрудничество на Чёрном море расширилось благодаря созданию региональной структуры - Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС).

Предложение по его созданию было сделано в сентябре 1990 г. президентом Турции Т. Озалом.

Учредителями и основателями ЧЭС стали 11 государств (Россия, Албания, Азербайджан, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозрева-тель-Observer. 2015. № 11.

16 Море особого значения. Черноморский регион становится зоной возрастающего соперничества великих держав // Российская газета // URL: https://rg.ru/2005/12/22/more.html

ния, Украина и Турция), руководители которых подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве (Стамбул, 25 июня 1992 г.) [1], в которой отразились намерения стран региона развивать сотрудничество в различных областях и достигнуть «более высокой степени интеграции стран-участниц в мировую экономику».

В 1993 г. с целью оказания парламентского содействия развитию многостороннего экономического сотрудничества черноморских государств была создана Парламентская ассамблея Организации экономического сотрудничества (ПАОЧЭС), а в марте 1994 г. в Стамбуле - Международный секретариат, затем Бизнес-совет ОЧЭС, Банк торговли и развития ОЧЭС. 5 июня 1998 г. на саммите в Ялте главы государств и правительств подписали Устав ОЧЭС. Сейчас в организацию входит 12 стран (с 2004 г. присоединилась Сербия).

Создание такого рода организации было чрезвычайно актуальным, так как позволило государствам сформировать структуру, создающую возможность реализовать многостороннее взаимодействие по различным экономическим вопросам.

Наиболее востребованными сферами сотрудничества между странами ОЧЭС являются транспорт, энергетика, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций. От способности причерноморских стран наладить взаимовыгодное сотрудничество зависит не только социально-экономическая, но и военно-политическая ситуация в Черноморском регионе в целом.

Румыния является одним из государств - основателей Организации черноморского экономического сотрудничества и активно участвует в её работе, развивая сотрудничество с Европейским союзом и другими региональными организациями.

В период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. Румыния в пятый раз председательствовала в ОЧЭС с момента её создания, сосредоточив основное внимание на дальнейшем развитии регионального межправительственного экономического сотрудничества с акцентом на приоритетные области, указанные в стратегическом документе, принятом на Саммите ОЧЭС в 2012 г.

Румыния стремится лидировать в данном формате и сфокусироваться на областях, которые повышают интерес к сотрудничеству по таким направлениям, как транспорт, борьба с преступностью, энергетика, окружающая среда и др.

В 2019 г. Румыния является координатором рабочих групп по транспорту, чрезвычайным ситуациям, борьбе с организованной преступностью, институциональной реформе и управлению, здравоохранению и фармацевтике, а также в рабочей группе по охране окружающей среды (2019 и 2021 гг.) и рабочей группы по туризму (20202022 гг.).

Эффективность ОЧЭС в качестве широкого формата экономического сотрудничества в Причерноморье подтвердилась временем. За этот период не было ни одного прецедента выхода какой-либо страны из ОЧЭС. Отсутствие дипломатических отношений между некоторыми из государств - членов ОЧЭС (между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, Россией и Грузией) не стало препятствием для их работы в организации, но вместе с тем у организации нет и каких-то значимых проектов.

Перспективное направление работы ОЧЭС - сотрудничество с ЕС и ЕАЭС прежде всего по экономическим вопросам.

Одним из результатов сотрудничества ЕС и ОЧЭС стало подписание министерской декларации «К достижению общей морской повестки для Чёрного моря» (31 мая 2018 г., Бургас, Болгария). Декларацию подписали все прибрежные черноморские страны и Молдавия [17].

Форматы взаимодействия между ОЧЭС и ЕАЭС пока находятся на стадии обсуждения: рабочие встречи между представителями этих организаций проводились только один раз - в апреле-мае 2017 г.

На современном этапе Черноморский регион представляет собой геополитическую зону, где сталкиваются интересы стран ЕС, США и Российской Федерации. По своему географическому положению он имеет геостратегическое и геоэкономическое измерение, в частности:

- прямой источник энергетических ресурсов;

- главный транспортный коридор евразийских энергоресурсов для потребителей ЕС на развивающейся оси Каспийское - Чёрное - Средиземное море;

- основной фактор энергетической безопасности для ЕС благодаря существующим и строящимся трубопроводам и транспортным коридорам.

Для румынского государства данный регион имеет стратегическое значение. После вступления в Евросоюз Румыния стремится играть существенную роль в определении и реализации политики безопасности как НАТО, так и Евросоюза на Чёрном море. Для ЕС Черноморский регион «является особой географической зоной, богатой природными ресурсами и стратегически расположенной на пересечении Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока».

17 июня 2019 г. прошло заседание Совета ЕС по иностранным делам, на котором обсуждались выводы Совета по сотрудничеству в регионе Чёрного моря. По итогам было выпущено коммюнике, где говорится, что «Совет по-прежнему обеспокоен проблемами безопасности в Черноморском регионе. В этом контексте он вновь подтверждает, что уважение международного права, включая принципы независимости, суверенитета и территориальной целостности, включая свободу судоходства, а также политические решения ЕС и его политика непризнания незаконной аннексии Крыма являются фундаментальными для подхода ЕС к региональному сотрудничеству в Черноморском регионе» [18].

На современном этапе во внешнеполитической стратегии Румынии наметились определённые изменения, которые отразились на её стратегии в регионе. Речь идёт о попытке становления Румынии в качестве регионального лидера. Для этого она стремится к развитию стратегических двусторонних отношений со странами региона и в рамках ОЧЭС, которая является для Румынии инструментом реализации внешнеполитических целей

17 Айвазян Д. ОЧЭС функционирует на стыке ЕАЭС и Евросоюза // URL: https:// mssiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/oches-funktsioniruet-na-styke-eaes-i-evrosoyuza/

18 Council Conclusions on the EU's engagement to the Black Sea regional cooperation // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/39779/st10219-en19.pdf

и рассматривается как площадка для ведения диалога с черноморскими странами. Вместе с тем Бухарест стремится не только отстаивать свои геополитические и экономические интересы, но и выступает прежде всего проводником интересов ЕС и НАТО.

Уже сегодня дисбаланс сил в Черноморском регионе в пользу НАТО расценивается как один к пяти. С одной стороны, Румыния, Болгария и Турция - уже члены НАТО, а Украина и Грузия стремятся стать ими. Аналогично действует и Молдавия со своим нейтральным статусом. С другой стороны, Россия, которая выступает против расширения НАТО за счёт постсоветских стран и присутствия альянса в акватории Чёрного моря.

Румыния с учётом статуса государства - члена НАТО и ЕС ведёт внешнюю политику с соседними государствами на основе прагматизма в вопросах, относящихся к её национальным интересам. Со всеми странами региона Бухарест выстроил позитивный политический диалог, за исключением России, с которой ему пока не удалось наладить конструктивное партнёрство. В то же время между Румынией и странами Черноморского региона существует потенциал возможных конфликтов. В первую очередь это связано с территориальными претензиями к Украине и Молдавии.

Реагируя на направленность политики НАТО, румынское правительство в программе деятельности на 2018-2020 гг. отмечало, что Чёрное море нужно держать «под особым вниманием и контролем» НАТО как одно из важнейших стратегических направлений для альянса и страны, что не может не вызывать ответной реакции у России, по мнению которой это неизбежно приведёт к дальнейшей милитаризации региона и не будет способствовать улучшению российско-румынского сотрудничества [19].

Библиография • References

Айвазян Д. ОЧЭС функционирует на стыке ЕАЭС и Евросоюза // URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/oches-funktsioniruet-na-styke-eaes-i-evrosoyuza/ [Ajvazyan D. OCHES funkcioniruet na styke EAES i Evrosoyuza // URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/oches-funktsioniruet-na-styke-eaes-i-evrosoyuza/] Гончаренко С. Н. Черноморское экономическое сотрудничество первые 25 лет.

Серия № 348. Доклады Института Европы.М., 2018. - 114 с. [Goncharenko S. N. CHernomorskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo pervye 25 let.

Seriya № 348. Doklady Instituta Evropy.M., 2018. - 114 s.] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.) // URL: http://www.ng.ru/ world/2000-07-11/1_concept.html [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii v 2000 g.) // URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept. html]

19 Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.

Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 июля 2008 г.) // URL: http://kremlln.ru/acts/ news/785

[Koncepciya vneshnej politiki Rossljskoj Federacll (utv. Prezldentom Rossljskoj

Federacii 15 lyulya 2008 g.) // URL: http://kremlln.ru/acts/news/785] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.) // URL: http://www.mld.ru/forelgn_ policy/official_documents//asset_publlsher/CptrckB6BZ29/content/id/122186 [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacll (utv. Prezldentom Rossljskoj Federacll 12 fevralya 2013 g.) // URL: http://www.mld.ru/forelgn_pollcy/offlclal_ documents//asset_publlsher/CptICkB6BZ29/content/ld/122186] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) // URL: http://www.mld.ru/forelgn_ pollcy/offlclal_documents//asset_publlsher/CptICkB6BZ29/content/ld/2542248 [Koncepciya vneshnej politiki Rossljskoj Federacll (utv. Prezldentom Rossljskoj Federacll 30 noyabrya 2016 g.) // URL: http://www.mid.ru/foreign_pollcy/official_ documents//asset_publlsher/CptICkB6BZ29/content/ld/2542248] Лавренов С. Я, Ушурелу О. В. Геополитический вектор Молдавии // Обозреватель-

Observer. 2019. № 2. С. 91-103. [Lavrenov S.YA., Ushurelu O. V. Geopoliticheskij vektor Moldavii // Obozrevatel'-

Observer. 2019. № 2. S. 91-103] Море особого значения. Черноморский регион становится зоной возрастающего соперничества великих держав // Российская газета // URL: https:// rg.ru/2005/12/22/more.html [More osobogo znachenlya. CHernomorsklj region stanovitsya zonoj vozrastayushchego sopernlchestva velikih derzhav // Rossijskaya gazeta // URL: https://rg. ru/2005/12/22/more.html] Послание Президента России Федеральному Собранию (19 февраля 2019 г.) //

URL: http://kremlln.ru/events/presldent/news/59863 [Poslanle Prezidenta Rossil Federal'nomu Sobranlyu (19 fevralya 2019 g.) // URL:

http://kremlln.ru/events/presldent/news/59863] Средиземноморье - Черноморье - Каспий: между Большой Европой и Большим Ближним Востоком / под ред. Н. П. Шмелёва, В. А. Гусейнова, А. А. Язьковой. М.: Граница, 2006.- 216 с. [Sredlzemnomor'e - CHernomor'e - Kaspij: mezhdu Bol'shoj Evropoj i Bol'shlm Blizhnlm Vostokom / pod red. N. P. SHmelyova, V. A. Gusejnova, A. A. YAz'kovoj. M.: Granlca, 2006.-216 s.] Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию //

Обозреватель-Observer. 2015. № 11. С. 21-35. [SHíol' V. V. NATO: ot regional'nogo bloka k global'nomu dominirovaniyu //

Obozrevatel'-Observer. 2015. № 11. S. 21-35] Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как

неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.- 434 с. [SHíol' V. V. Rosslya i Zapad: nesostoyavshljsya al'yans, ill Protivostoyanie kak

neizbezhnost'. SPb.: Aletejya, 2019.- 434 s.] Штоль В. В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.- 382 с.

[SHíol' V. V. Evolyuciya NATO v realiyah globalizacil. Dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2004.- 382 s.]

Язькова А.А. Большое Причерноморье: проблемы геополитики и геоэкономики // Современная Европа. 2016. № 3. С. 147-148.

[YAz'kova A. A. Bol'shoe Prichernomor'e: problemy geopolitiki i geoekonomiki //

Sovremennaya Evropa. 2016. № 3. S. 147-148] Black Sea Synergy: review of a regional cooperation initiative - period 2015-2018 // URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/swd_2019_100_f1_joint_staff_ working_paper_en_v3_p1_1013788-1.pdf Carta albâ a securitâti §i apârârii nationale a Guvernului din 13.05.2004 // URL: https://lege5.ro/Gratuit/heztimzv/carta-alba-a-securitati-si-apararii-nationale-a-guvernului-din-13052004 Council Conclusions on the EU's engagement to the Black Sea regional cooperation

// URL: https://www.consilium.europa.eu/media/39779/st10219-en19.pdf Programul de guvernare roman: 2018-2020 // URL: http://gov.ro/fisiere/pagini_

fisiere/PR0GRAMUL_DE_GUVERNARE_2018-2020.pdf Strategia nationalâ de apârare a târii pentru perioada 2015-2019 // URL: https:// www.presidency.ro/files/userfiles/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_1.pdf

Статья поступила в редакцию 11 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.