Научная статья на тему 'РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ВЕКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ВЕКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
275
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ГЕОПОЛИТИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Лилия Владимировна, Муллаянов Айдар Шамильевич

В данной статье анализируется специфика современной парадигмы геополитического и геоэкономического сотрудничества Российской Федерации (РФ) с государствами Латинской Америки (ЛА). Автором на основе системного анализа новейших источников и литературы изучены взаимоотношения РФ с рядом государств ЛА - Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Кубой. На основе статистики голосования ООН по резолюциям России выявлен нейтралитет в отношении нашей страны, который в условиях глобального диктата может характеризоваться как дружественный шаг. В работе уделяется внимание анализу общей политической позиции группы стран ЛА в контексте развития актуальной геополитической повестки - проведения Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Сделан вывод о синергии контактов политического уровня и развитии внешнеэкономического сотрудничества как важнейшем условии для расширения стратегического партнерства нашей страны с группой суверенных региональных стран. Рассматриваются вопросы сотрудничества между странами в контексте внешнеторговых и межгосударственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - LATIN AMERICA: VECTORS OF POLITICAL, TRADE AND ECONOMIC PARTNERSHIP AND HUMANITARIAN COOPERATION

This article analyzes the specifics of the modern paradigm of geopolitical and geo-economic cooperation of the Russian Federation (RF) with the states of Latin America (LA). The authors, based on a systematic analysis of the latest sources and literature, studied the relationship of the Russian Federation with a number of LA states - Argentina, Brazil, Mexico, Cuba. Based on the statistics of the UN voting on Russia's resolutions, neutrality towards our country has been revealed, which in the conditions of global dictate can be characterized as a friendly step. The paper focuses on the analysis of the general political position of a group of LA countries in the context of the development of the current geopolitical agenda - Russia's special military operation to demilitarize and denazify Ukraine. The conclusion is made about the synergy of contacts at the political level and the development of foreign economic cooperation as the most important condition for expanding the strategic partnership of our country with a group of sovereign regional countries. The issues of cooperation between the countries in the context of foreign trade and interstate relations are considered.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ВЕКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339(470+571X8=6) |@ ® ®

DQJ- JO 57145/27128482 2023 12 01 06 каввнhttps://creativecorranons.org/licenses/by-nc/4.0/)

РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ВЕКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© Автор(ы) 2023

ВОРОНЦОВА Лилия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) 420111, Россия, Казань, [email protected]

SPIN: 8818-8007

AuthorlD: 291480

ORCID: 0000-0002-3493-9097

МУЛЛАЯНОВ Айдар Шамильевич, кандидат исторических наук, доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) 420111, Россия, Казань, [email protected]

SPIN: 1346-9798

AuthorlD: 1182050

ORCID: 0000-0001-8290-9012

Аннотация. В данной статье анализируется специфика современной парадигмы геополитического и геоэкономического сотрудничества Российской Федерации (РФ) с государствами Латинской Америки (ЛА). Автором на основе системного анализа новейших источников и литературы изучены взаимоотношения РФ с рядом государств ЛА - Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Кубой. На основе статистики голосования ООН по резолюциям России выявлен нейтралитет в отношении нашей страны, который в условиях глобального диктата может характеризоваться как дружественный шаг. В работе уделяется внимание анализу общей политической позиции группы стран ЛА в контексте развития актуальной геополитической повестки - проведения Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Сделан вывод о синергии контактов политического уровня и развитии внешнеэкономического сотрудничества как важнейшем условии для расширения стратегического партнерства нашей страны с группой суверенных региональных стран. Рассматриваются вопросы сотрудничества между странами в контексте внешнеторговых и межгосударственных отношений.

Ключевые слова: Россия, Латинская Америка, геополитика, мировая экономика, международные отношения, дипломатия, сотрудничество, экспорт, импорт, торговля.

Финансирование: исследование выполнено при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП).

RUSSIA - LATIN AMERICA: VECTORS OF POLITICAL, TRADE AND ECONOMIC PARTNERSHIP AND HUMANITARIAN COOPERATION

© The Author(s) 2023

VORONTSOVA Liliya Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML) 420111, Russia, Kazan, [email protected]

MULLAYANOV Aydar Shamilyevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML) 420111, Russia, Kazan, [email protected]

Abstract. This article analyzes the specifics of the modern paradigm of geopolitical and geo-economic cooperation of the Russian Federation (RF) with the states of Latin America (LA). The authors, based on a systematic analysis of the latest sources and literature, studied the relationship of the Russian Federation with a number of LA states - Argentina, Brazil, Mexico, Cuba. Based on the statistics of the UN voting on Russia's resolutions, neutrality towards our country has been revealed, which in the conditions of global dictate can be characterized as a friendly step. The paper focuses on the analysis of the general political position of a group of LA countries in the context of the development of the current geopolitical agenda - Russia's special military operation to demilitarize and denazify Ukraine. The conclusion is made about the synergy of contacts at the political level and the development of foreign economic cooperation as the most important condition for expanding the strategic partnership of our country with a group of sovereign regional countries. The issues of cooperation between the countries in the context of foreign trade and interstate relations are considered.

Keywords: Russia, Latin America, geopolitics, world economy, international relations, diplomacy, cooperation, export, import, trade.

Funding: the research was carried out within the scholarship support of the Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML).

ВВЕДЕНИЕ

В текущей мировой конъюнктуре значительно возросла роль Латинской Америки. В этом регионе складывается сложный континуум видов, переходов, комбинаций и форм экономических укладов (с повышением удельного веса постиндустриальных форм) [1]. На наш взгляд, макроэкономику данного региона можно рассматривать как часть «мировой санкционной экономики» [2]. Пандемия СОУГО-19 стала обстоятельством, усугубившим состояние мировой экономики. Пандемия оказала на мировое развитие глобальное влияние [3; 4]. Для нашей страны латиноамериканский вектор представляет большой интерес, поскольку несет значительный потенциал для сотрудничества. Прежде чем перейти к теме статьи, остановимся на обзоре последних публикаций и исследований, в которых затрагивались аспекты россий-

ско-латиноамериканского сотрудничества.

Определить роль и место Латинской Америки в системе координат торгово-экономических связей России помогают исследования ряда отечественных ученых. О.Г. Карпович и Р.Н. Шангарев в своей статье [5] развивают идею о поиске геополитического баланса России в Латинской Америке, мотивируя ее растущей актуальностью последней для российской дипломатии в глобальном мире. А.В. Погорельский [6] изучает общие вопросы российской дипломатии в Латинской Америке. М.Г. Троянский [7] переходит к конкретизации политических взаимоотношений России с латиноамериканскими государствами в первое десятилетие и в первой половине второго десятилетия XXI века.

Далее отметим работы о собственно экономическом аспекте отношений. Центральная мысль в исследова-

VORONTSOVA Liliya Vladimirovna and others

RUSSIA - LATIN AMERICA: VECTORS OF POLITICAL ...

нии С.А. Беляева [8] - объективная необходимость в поиске новых каналов импорта продовольствия и продуктов сельского хозяйства для России из Латинской Америки в связи с введением антироссийских санкций. Г.В. Кузнецова [9] изучает структуру макроэкономик России и латиноамериканских стран. И.А. Школяр [10] оценивает влияние фактора пандемии и последующих структурных изменений в экономике на динамику торгово-экономических отношений изучаемых нами регионов. А.И. Емельянов [11] развивает идею укрепления внешнеполитических позиций России в Южной Америке при помощи инструментов внешней торговли.

Как представляется, в целом тема взаимодействия России с государствами Латинской Америки достаточно глубоко изучена в большинстве составляющих ее факторов. Однако сегодня глобальный контекст наполняется новым содержанием в связи с масштабными геополитическими изменениями и «постковидной» перестройкой мирового хозяйства. Полагаем, что появляющиеся смыслы требуют обновления фактических данных. Мы постарались решить эту задачу, основываясь на синтезе данных новейших источников, в чем видится прибавочная новизна нашей статьи. Несомненно, однако, что изучение ряда работ упомянутых выше авторитетных ученых вооружает нас знанием особенностей различных подходов, без которого видится невозможным изучение поставленной темы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для изучения выбранной проблемы сформулированы следующие цели исследования: 1) провести анализ взаимоотношений России с группой выбранных стран Латинской Америки в разрезе внешнеторговых отношений; 2) провести анализ внешнеполитических отношений России со странами ЛА; 3) предложить пути взаимодействия России с группой государств ЛА с учетом коренных геополитических изменений.

В работе использованы общие теоретические методы анализа, синтеза, дедукции, сравнительного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведем оценку динамики торгового баланса Латинской Америки в целом и суммы экспортно-импортных операций с мировыми регионами.

В 2021 году стоимость товарного экспорта Латинской Америки и Карибского бассейна увеличилась на 26,1 % до 1191,7 млрд долларов США (далее - долл.), а его импорт достиг 1236,7 млрд долл., увеличившись на 36,3 %. В балансе торговли товарами в 2021 году зафиксирован дефицит в размере 44,9 млрд долл. по сравнению с положительным сальдо в размере 38,1 млрд долл. в 2020 году. Общий объем внутрирегиональной торговли стран Латинской Америки и Карибского бассейна составил 354,9 млрд долл., что составляет 14,3 % от общего объема экспорта и 14,9 % от общего объема импорта.

Основными направлениями экспорта товаров являлись Северная Америка (44,1 % от общего объема экспорта), Восточная Азия (19,4 %) и Европа (11,0 %). Основными рынками импорта были Северная Америка (31,9 % от общего объема импорта), Восточная Азия (28,1 %) и Европа (14,4 %) [12, p. 31].

Обратимся к анализу динамики внешней торговли России и Латинской Америки. Из приведенной ниже таблицы 1 вытекает, что имеются два показателя - 2013 и 2021 годы, на которые приходятся максимальные значения товарооборота - 18,8 и 19,5 млрд долл. соответственно. Примечательно, что максимальное на данный момент значение зарегистрировано в 2021 году, после того как мировая экономика уже столкнулась с последствиями пандемии. Последующие снижения показателя с 2014 года, как представляется, связаны с введением экономических санкций в отношении нашей страны недружественными странами.

При анализе внешней торговли РФ и стран ЛА нельзя не учитывать фактор геополитики. 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция (СВО) России

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 1(42) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762

на Украине. Фактор прямой и косвенной вовлеченности в политический уровень СВО ряда крупных глобальных акторов не мог не привлечь внимание правительств и обществ в Латинской Америке.

Таблица 1 - Динамика внешней торговли России со странами Латинской Америки (в млрд. долл.)*

Показатель 2013 2014 201? 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Экспорт 10,s 10,1 7,7 6,9 8,2 8,3 7J> 9,0 11

Импорт 8,2 6,3 5Д 6,2 7,5 6,2 5,0 8,?

Товарооборот 18,8 IS,4 13,s 12,1 14,4 1?,8 14,1 11,0 19,?

* составлено авторами по источнику [13]

Однако географическая удаленность российско-украинского конфликта, острые внутренние проблемы латиноамериканских государств, политические разногласия, вызывающие поляризацию мнений, - данный набор факторов вызвал, на первый взгляд, разнонаправленную реакцию на, как представляется, крупнейшее геополитическое событие 2022 года.

Актуальным показателем официальной позиции четырех вышеназванных стран ЛА в отношении России за 2022 год считаем результаты голосования по ряду резонансных резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН.

Первой глобальной многосторонней реакцией на начатую нашей страной СВО стала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 марта 2022 года. В голосовании по ней 35 государств воздержались. В этом списке находим 4 страны ЛА, это Боливия, Сальвадор, Никарагуа и Куба [14]. Аргентина, Бразилия и Мексика проголосовали «за».

Однако самые смелые официальные позиции были продемонстрированы позже, в ходе голосования 7 апреля, когда Генассамблея ООН приняла решение о приостановлении членства России в Совете ООН по правам человека [15]. Аргентина поддержала резолюцию. Бразилия воздержалась. Куба проголосовала против приостановления членства РФ в Совете ООН по правам человека. Мексика воздержалась.

Полагаем, что представленные выше резолюции Генассамблеи ООН и голосование по ним перечисленных латиноамериканских стран не отражают всей полноты, целостности их позиций в отношений нашей страны. Куда более основательные выводы можно сделать из результатов голосования по внесенной Россией резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» 15 декабря 2022 года [16]. Аргентина, Бразилия, Куба и Мексика выступили в поддержку позиции России. На наш взгляд, общность позиции по такому краеугольному вопросу - политике нулевой терпимости к нацизму во всех его проявлениях - свидетельствует о единстве экзистенциального понимания фундаментальных оснований справедливого мирового порядка. Это единство складывается из суммы частей. Например, из исторической глубины российско-бразильских отношений: «В последние десятилетия происходило всестороннее расширение и углубление двусторонних связей и сближение позиций России и Бразилии - гигантов по своему территориальному и демографическому потенциалам, влиятельных игроков на региональном и международном уровнях [17, с. 670].

Президент России Владимир Путин так охарактеризовал состояние российско-бразильского экономического сотрудничества в начале 2022 года: «Бразилия является ведущим торговым партнером России в Латинской Америке и Карибском бассейне: на нее приходится треть российского товарооборота с этим регионом. В прошлом году, несмотря на сложности, вызванные пандемией коронавируса, взаимная торговля даже выросла на 87 %» [18].

Перейдем к торгово-экономическим показателям российско-бразильских внешнеторговых отношений. В

2021 году российско-бразильский товарооборот составил 7,5 млрд долл. США, превысив на 86,9 % данный показатель за 2020 год. При этом экспорт увеличился в 2,6 раза до 5,3 млрд долл., а импорт - на 10,6 % до 2,2 млрд долл. Положительное сальдо России в торговле с Бразилией в 2021 году - 3 млрд долл. Структуру экспорта формируют следующие товарные позиции: «продукция химической промышленности» - 69,8 % (3,7 млрд долл.), «минеральные продукты» - 22,4 % (1,2 млрд долл.), «металлы и изделия из них» - 5,5 % (288,7 млн долл.); структуру импорта: «продовольственные товары и сельхозсырье» - 71,2 % (1,6 млрд долл.), «машины, оборудование, транспортные средства» - 15,3 % (340,4 млн долл.), «продукция химической промышленности» - 6,9 % (153,0 млн долл.), «металлы, изделия из них» - 4,2 % (93 млн долл.) [19].

С 2019 года действуют Советы предпринимателей Россия - Бразилия и Бразилия - Россия. «На полях» визита Ж. Болсонаро в Россию 15 февраля 2022 года в гибридном формате состоялся форум с участием представителей обоих советов, 16 февраля 2022 года - встреча Ж. Болсонаро с руководителями крупных российских и бразильских компаний.

В векторе сотрудничества России и Бразилии явно прослеживается фокус на технологичность. Так, в финансово-инвестиционном аспекте двусторонних отношений немаловажную роль играет «энергетический трек»: цель Бразилии - стать одним из значимых технологических хабов в Латинской Америке - подразумевает обращение к передовым «зеленым» технологиям в энергетике, которыми обладает госкорпорация «Росатом». О данном формате взаимодействия шла речь на встрече советника Президента России Антона Кобякова и министра горнорудной промышленности и энергетики Бразилии Бенто Албукерке. В ходе этой встречи, прошедшей в рамках официального визита Ж. Болсонаро в Москву, обсуждались вопросы укрепления российско-бразильского стратегического партнерства при помощи участия бразильской стороны в ключевых международных мероприятиях на территории России. Итогом данного контакта стала также договоренность об участии делегации Бразилии в 25-м Мировом энергетическом конгрессе (24-27 октября 2022 года) и на Петербургском международном экономическом форуме - 2022 (ПМЭФ; 15-18 июня 2022 года). Договоренности были выполнены.

Как видим, Бразилия продолжает оставаться крупным и серьезным, надежным партнером для нашей страны в регионе Латинской Америки. Профессор факультета международных отношений СПбгУ, сотрудник Института Латинской Америки (ИЛА) РАН Виктор Хейфец отметил: «Что касается отношений трех стран (Бразилии, Мексики, Аргентины. - Л.В., А.М.) с Россией, то они до сих пор были сугубо экономическими и развиваются они довольно ровно. Бразилия вообще - наш крупнейший партнер в Латинской Америке» [20]. Высказанное профессором Хейфецом мнение в части партнерских отношений нашей страны с Бразилией, точнее, перспектив развития российско-бразильского сотрудничества, на наш взгляд, можно усилить еще одним фактом: 1 января 2023 года президентом Бразилии был избран Луис Инасио Лула да Силва, известный своей дружественной позицией в отношении России.

Еще один союзник России в регионе - Аргентина. В плоскости взаимоотношений России и Аргентины выделим основные показатели товарной торговли (таблица 2).

Как видим, во взаимной торговле произошел некоторый спад в 2016 и 2017 годах. Однако цифры 2018 и 2019 годов свидетельствуют о возвращении российско-аргентинской торговли на траекторию роста. Особенно заметной для российско-аргентинских торгово-экономических связей становится тенденция к росту доли импорта из Аргентины в 2021 году._

Таблица 2 - Россия - Аргентина: основные показатели торговли товарами (в млн долл.)*

Показатель 2000 2008 2011 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Экспорт 75 740 779 163 212 395 322 121 383,4

Импорт 90 1236 1067 684 6S0 851 827 6S5 1000

Объем 162 1976 1S46 847 S92 1246 1149 806 1383,4

Сальдо -15 -496 -28S -521 -468 -456 -505 -564 -б 16,6

*составлено авторами по источнику [21]

Немалую роль в двусторонних отношениях играет гуманитарное сотрудничество. Самый главный его сюжет - помощь, предоставленная Россией для борьбы с коронавирусной инфекцией в Аргентине в виде поставок вакцин «Спутник-V». Владимир Путин на встрече с Президентом Аргентины Альберто Фернандесом отметил: «Конечно, мы благодарны вам за то, что вы первая страна, которая зарегистрировала «Спутник V» в Западном полушарии. Сегодня первый контракт практически выполнен уже: из 20 миллионов доз почти 15 миллионов доставлено в Аргентину».

В развитии российско-аргентинского экономического сотрудничества политической опорой станет БРИКС: 9 сентября 2022 года была подана официальная заявка на вступление в БРИКС от Аргентины.

В условиях геополитического перелома в 2022 году под серьезным давлением оказались российско-аргентинские внешнеторговые связи. Однако и в этих условиях Аргентина, как и некоторые другие страны Латинской Америки, сохранила суверенитет в своей внешней политике. На прошедшей 25.07-29.07.2022 в столице Бразилии 15-й конференции министров обороны Америки (CDMA) три ведущие страны континента - Бразилия, Аргентина и Мексика - ответили отказом на призыв США осудить Россию. Отметим, что конференция министров обороны Северной и Южной Америки собирается раз в два года. Это крупный межгосударственный формат. Первая подобная встреча прошла в 1995 году в США. Всего в работе CDMA принимают участие представители 34 стран.

«Это не первый случай, когда в Латинской Америке отказываются присоединяться к антироссийским санкциям. Кстати, сама по себе попытка Вашингтона втянуть эти государства в санкции, как и исход солдат Пентагона из Афганистана в прошлом году, во многом открыли глаза правящим элитам Латинской Америки на происходящее в самих США» [20], - отметил замдиректора Института стран Латинской Америки РАН Виктор Сударев.

В Латинской Америке есть еще одна страна, не являющаяся сателлитом США, - Куба. Гавана последовательно занимает твердую и самостоятельную позицию в отношении антироссийских санкций: «Мы постоянно осуждаем санкции против Российской Федерации и источники нынешнего конфликта, чтобы людей не вводили в заблуждение и чтобы не винили Россию в этом, а также то, как поступает Европа, которая подчиняется полностью всем интересам США», - заявил господин Диас-Канель» [22].

В российско-кубинском партнерстве активно развивается такая грань, как гуманитарные связи. «Кубинской стороной было получено более 80 тонн медикаментов и продовольствия в виде пожертвований от российской стороны» [23], - отмечено в аналитической записке министерства иностранных дел Кубы об основных результатах взаимоотношений Москвы и Гаваны за 2021 год.

Люди - главный адресат гуманитарных контактов. В Республике Куба проживает более 11 млн человек. Это аграрно-индустриальное государство с октября 1960 года находится под экономическими санкциями США. Россия действует методично как донор гуманитарной помощи. Тем более, что текущее состояние кубинской экономики не позволяет говорить об отсутствии проблем: по меткому выражению зам. премьер-министра, министра экономики и промышленности Республики Куба Алехандро Хиля Фернандеса 2022 год выдался «тяжелым и трудным» [25]. Приведем несколько ма-

VORONTSOVA Liliya Vladimirovna and others

RUSSIA - LATIN AMERICA: VECTORS OF POLITICAL ...

кроэкономических показателей: 1) средняя стоимость потребительской корзины за январь - октябрь 2022 года увеличилась на 29 %; 2) за январь 2021 - октябрь 2022 года инфляция увеличилась на 40 %; 3) экспорт никеля, табака, рома, меда, морепродуктов принес прибыль в 816 млн долл., что позволило выйти на уровень деловой активности до начала пандемии; 4) цель по 2,5 млн иностранных туристов, а вместе с ней план по притоку конвертируемой иностранной валюты не достигнута; фактически на Кубе за 2022 год зарегистрировано 1,7 млн иностранных прибытий; 5) ВВП страны по итогам 2022 года увеличился на 2 % [24].

В сложившихся обстоятельствах наша страна протянула Кубе братскую руку помощи. 24 декабря 2022 года Правительство РФ выделило деньги МЧС на закупку 25 тысяч тонн пшеницы для отправки на Кубу. Соответствующее распоряжение подписал глава кабми-на Михаил Мишустин. Документ размещен на портале правовой информации. «В целях оказания в 2022-2023 годах срочной гуманитарной помощи Республике Куба выделить ассигнования федерального бюджета: в 2022 году в размере до 468,912 млн руб. на закупку до 25 тысяч тонн продовольственной пшеницы», - говорится в распоряжении. Еще до 298,5 млн руб. выделят в 2022 году и до 33,1 млн руб. в 2023 году на доставку грузов гуманитарной помощи на Кубу. Их планируют отправлять морским транспортом. МИД России предстоит посодействовать МЧС в передаче гуманитарных грузов кубинским властям» [25].

Факт зависимости Кубы от внешней гуманитарной помощи, однако, не дает основания выдвигать категоричное суждение об отсутствии российско-кубинских торгово-экономических отношений. На данный момент фиксируются небольшие объемы торговли. В 2021 году российско-кубинский товарооборот уменьшился по сравнению с 2020 годом на 2,25 % и составил 145,6 млн долл. При этом российский экспорт упал на 1,7 % до 130,8 млн долл. (на 65 % состоит из продовольственных товаров, 31 % - оборудование), а импорт из Кубы уменьшился на 6,9 % до 14,8 млн долл. (на 99,8 % состоит из продовольственных товаров). Положительное сальдо России в торговле с Кубой составило 116 млн долл. [26].

В 2022 году заметно увеличился объем внешнеэкономических связей России и Мексики. Так, за период январь - июнь 2022 года показатель мексиканского импорта из России увеличился на 33,6 %, достигнув значения 733,5 млн долл. [27]. Однако, на наш взгляд, в экономических отношениях России и Мексики пока наблюдается низкая база: в 2021 году доля России в мексиканском экспорте составила 0,1 %, а доля в мексиканском импорте - 0,45 %. В 2021 году мексиканский экспорт в Россию составил 499 млн долларов США. Мексиканский импорт из России составил 2 251 млн долларов. Дефицит торгового баланса Мексики с Россией составил 1,752 млрд долларов США.

В 2021 году основными статьями экспорта Мексики в Россию были: части и принадлежности моторных транспортных средств; телефоны, включая мобильные и другие беспроводные телефоны; отходы и лом меди; части машин; а также экстракты, эссенции и концентраты кофе, чая или мате и соответствующие препараты.

В 2021 году основными статьями импорта Мексики из России были: промежуточные продукты из железа или нелегированной стали; некованый алюминий; минеральные или химические удобрения с элементами удобрений; азотные минеральные или химические удобрения и легированные стали в чушках или других первичных формах.

Интересна статистика по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) из России в Мексику. В период с января по сентябрь 2022 года объем ПИИ достиг 1,88 млн долл. [28]. Если рассматривать данный показатель в динамике за 20-летнний период, рекордные значения пришлись на 2017, 2018 и 2019 годы - 14,9 млн; 63 млн

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration.

2023. T. 12. № 1(42) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762

и 44 млн долл. соответственно. Обращает на себя внимание другой факт: с 1999 по 2011 год российский бизнес ежегодно инвестировал более чем скромные в масштабах межгосударственного сотрудничества суммы, не превышавшие 320 тысяч долл. в год. В целом, в период с января 1999 года по июнь 2022 года Мексика получила от России 134 млн долл., распределенных по новым инвестициям (94,1 млн долл.) и межфирменным счетам (40,3 млн долл.) [28].

Экономические связи поддерживаются политическими контактами высокого уровня. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор провел телефонный разговор со своим коллегой Владимиром Путиным в январе 2021 года. В сентябре того же года высокопоставленный представитель президента Путина присутствовал на торжествах по случаю 200-летия независимости Мексики.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Мексику в феврале 2020 года, а министр иностранных дел Марсело Эбрард - в апреле 2021 года. Последняя встреча состоялась на полях 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда министры иностранных дел двух стран встретились в сентябре 2022 года в Нью-Йорке.

Как видим, экономические связи между Россией и Мексикой обладают большим потенциалом для роста. В целом Мексика - экспортоориентированное государство, однако сохраняется его зависимость от импорта сырья и удобрений от основных партнеров по импорту - Соединенных Штатов, КНР. Обобщим основные показатели товарной торговли России и Мексики в виде следующей таблицы.

Таблица 3 - Россия - Мексика: основные показатели торговли товарами (в млн. долл.)*

Показатель 2013 2014 2015 2016 2Ö17 2018 2019 2020 2021

Экспорт S55 1370 99& 1050 1510 2010 1480 1140 2251

Импорт 90 783 5 89 636 957 938 1110 1020 499

Объем 945 2153 1587 1686 2467 2948 2590 2160 2750

Сальдо 765 5S7 409 414 553 1070 370 120 1752

*составлено авторами по источнику [29]

Как видим, данные «ковидных» показателей 2020 и 2021 годов демонстрируют некоторое замедление темпов торговли, в особенности в части импортных операций. Однако положительным фактором остается растущий товарооборот: годовая разница валового объема торговли между двумя последними показателями продемонстрировала рост более чем на 25 %.

ВЫВОДЫ

В условиях глобальных изменений в экономике и политике стратегическое партнерство России и Латинской Америки актуально. Вместе с тем, его потенциал используется недостаточно. Полагаем, что Россия имеет возможности для расширения внешнеэкономических связей с Аргентиной, Бразилией, Кубой, Мексикой, ввиду отсутствия фундаментальных противоречий с данными государствами по ключевым политическим вопросам. Однако на пути реализации этих возможностей есть значительные барьеры. Они связаны с индивидуальными особенностями развития каждой из изученных нами стран. В этой связи следует выделить Кубу и Мексику. Первая, как мы установили, зависима от внешней гуманитарной помощи, ее экономика объективно пока не может отличаться стабильным, устойчивым развитием. Второй, несмотря на экспортную ориентированность, пока не удается выйти на показатели активного торгового баланса, страна импортирует большую часть товаров и услуг из Китая и США. Мы полагаем, что Россия будет сконцентрирована на усилении политического и торгово-экономического взаимодействия, в первую очередь, с Аргентиной и Бразилией, учитывая наработанную динамику экономических и политических контактов. Таким образом, сотрудничество России с Латинской Америкой будет развиваться в двух треугольниках. Основным из них нам видится треугольник Москва - Буэнос-Айрес -Бразилиа. Треугольник Москва - Мехико - Гавана пред-

ставляется как дополнительный механизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источником качественных изменений в регионе, фактором укрепления суверенитета Латинской Америки в мировой экономике видится реализация выдвинутой бразильским лидером Лулу да Силвой инициативы о создании единой валюты в рамках БРИКС и МЕРКОСУР. Очевидно, что потенциальная дедолларизация столь крупных рынков не будет краткосрочным проектом. В любом случае, готовность к столь серьезной макрорегио-нальной инновации в денежно-кредитной политике дает основание рассуждать о перспективах качественного расширения торгово-экономических отношений России с региональными державами Латинской Америки.

Итак, рассмотренное в данной статье направление внешней торговли России имеет перспективу для роста, учитывая вовлеченность в Латинскую Америку других значимых акторов мировой политики. Успешность потенциала экономического измерения России в регионе напрямую коррелирует с динамикой политического действия России в регионе. При этом обращение к контексту комплекса взаимоотношений Россия - Китай -Латинская Америка, Латинская Америка - Евросоюз -Россия, США - Латинская Америка - Россия позволит углубить рассматриваемую проблематику, выработать сценарии развития ситуации, что можно обозначить в качестве дальнейших исследований по теме статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Малков С.Ю.. Развитые и развивающиеся страны: к общей цели на разных скоростях // Russian Journal of Economies and Law. 2022. Т. 16, № 2. С. 229—244.

2. Манушин Д.В. Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта //Russian Journal of Economies and Law. 2022. Т. 16, №2. С. 345-369.

3. Кобец П.Н. Международное сотрудничество «Группы двадцати» по предупреждению коррупции: диалектика развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15, № 1. С. 94-105.

4. Манушин Д.В. Оценка и совершенствование антикризисных планов в России и мире в условиях пандемии COVID-19. Специфика управления кризисом в государстве //Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 4. С. 697-732.

5. Карпович О.Г., Шангараев Р.Н. Перспективы сотрудничества России со странами Латинской Америки // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 2. С. 26-30.

6. Погорельский А.В. Отношения России со странами Латинской Америки в условиях становления многополярного мира // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. № 2 (12). С. 136-144.

7. Троянский М.Г. Современный латиноамериканский вектор внешней политики России // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 3 (17). С. 17-32.

8. Беляев С.А. Внешняя торговля России со странами Южной Америки на фоне развития структурного кризиса //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т.9, №1 (30). С. 61-64.

9. Кузнецова Г.В. Состояние и перспективы развития торговли и экономических связей России со странами Латинской Америки. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №18. С. 35-40.

10. Школяр Н.А. Россия - Латинская Америка: эволюция торговли под влиянием пандемии. // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №3. С. 57-68.

11. Емельянов А.И. Современные тенденции развития интеграционных процессов в Латинской Америке. // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 12(1). С. 256-261.

12. United Nations International Trade Statistics Yearbook. Volume I. Trade by Country. NY, 2022. 400 p.

13. Торговля России со странами Латинской Америки: ориентиры на третье десятилетие. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/torgovlya-rossii-so-stranami-latinskoy-ameriki-orientiry-na-trete-desyatiletie- (дата обращения 06.02.2023).

14. Резолюция Генассамблеи ООН A/RES/ES-11/1. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3959039?ln=ru (дата обращения 06.02.2023).

15. Резолюция Генассамблеи ООН A/RES/ES-11/3. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3967778?ln=ru (дата обращения 06.02.2023).

16. Резолюция Генассамблеи ООН A/RES/77/204. URL: https:// digitallibrary.un.org/record/3997769?ln=ru (дата обращения 06.02.2023).

17. Лавров С.В. Между прошлым и будущим. Российская дипломатия в меняющемся мире. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 896 с.

18. Заявления для прессы по итогам российско-бразильских переговоров. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67789 (дата обращения 06.02.2023).

19. Российско-бразильские отношения. URL: https://www.mid.ru/

ru/maps/br/ (дата обращения 06.02.2023).

20. Для Латинской Америки Россия оказалась привлекательнее США. URL: https://vz.rU/politics/2022/7/30/1170043.html (дата обращения 06.02.2023).

21. Яковлев П.П. Стратегическое партнерство России со странами Латинской Америки: тенденции и контртенденции // Перспективы. 2016. №1 (5). С. 39-50.

22. В Москве открыт памятник Фиделю Кастро. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/69914 (дата обращения 06.02.2023).

23. Principales resultados de la Política Exterior cubana en 2021. URL: https://cubaminrex.cu/es/principales-resultados-de-la-politica-exterior-cubana-en-2021 (дата обращения 06.02.2023).

24. Cuba en Datos: La economía cubana en 2022y las perspectivas para el próximo año. URL: http://www.cubadebate.cu/especiales/2022/12/30/ cuba-en-datos-la-economia-cubana-en-2022-y-las-perspectivas-para-el-proximo-ano/ (дата обращения 06.02.2023).

25. Россия отправит на Кубу 25 000 тонн пшеницы. URL: https:// rusnext.ru/news/1671909415754667/ (дата обращения 06.02.2023).

26. Российско-кубинские отношения. URL: https://www.mid.ru/ru/ maps/cu (дата обращения 06.02.2023).

27. México aumentó 33.6% sus importaciones desde Rusia en enero-abril. URL: https://www.eleconomista.com.mx/empresas/ Mexico-aumento-33.6-sus-importaciones-desde-Rusia-en-enero-abril-20220622-0007.html (дата обращения 06.02.2023).

28. Relación económica México-Rusia URL: https://embamex. sre.gob.mx/rusia/index.php/es/relacion-bilateral/relacion-economica#:~:text=En%202021%20las%20exportaciones%20 mexicanas,de%201%2C 752 %20millones%20de%20d%C3%B3lares (дата обращения 06.02.2023).

29. México: Política y economía. URL: https://santandertrade.com/es/ portal/analizar-mercados/mexico/politica-y-economia (дата обращения 06.02.2023).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 19.02.2023 Revised date: 10.02.2023 Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.