Научная статья на тему 'Экспорт российской продукции машиностроения в страны Латинской Америки: состояние и перспективы'

Экспорт российской продукции машиностроения в страны Латинской Америки: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Латинская Америка и Карибский бассейн / ЛАКБ / продукция машиностроения / импортный спрос / экспорт / динамика / сотрудничество / потенциал / перспектива / Latin America and Caribbean / LAC / engineering products / import requirements / exports / trends / cooperation / potential / outlook

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Французов Виталий Витальевич

В статье рассматриваются состояние отрасли машиностроения и рынков машиннотехнической продукции в ключевых для России странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также перспективы торгового сотрудничества, открывающиеся для зарубежных, и в том числе российских, экспортеров на этих рынках. Показаны специфика инвестиционного спроса, структура импорта и уровень конкуренции в каждой из рассматриваемой стран. Специальное внимание уделено направлениям двустороннего сотрудничества со странами региона в целях диверсификации и наращивания российского экспорта продукции машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exports of Russian Engineering Products to Latin America: Current Situation and Prospects

The article examines the state of the machine-building industry and markets for machinery and technical products in the key countries of Latin America and the Caribbean, as well as the trade cooperation prospects for both foreign and Russian exporters in these markets. The specifics of investment demand, the structure of imports, and the level of competition in each of the countries under consideration are shown. Special attention is paid to the directions of bilateral cooperation with the countries of the region in order to diversify and increase Russian exports of engineering products.

Текст научной работы на тему «Экспорт российской продукции машиностроения в страны Латинской Америки: состояние и перспективы»

Экспорт российской продукции машиностроения в страны Латинской Америки: состояние и перспективы

В статье рассматриваются состояние отрасли машиностроения и рынков машинно-технической продукции в ключевых для России странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также перспективы торгового сотрудничества, открывающиеся для зарубежных, и в том числе российских, экспортеров на этих рынках. Показаны специфика инвестиционного спроса, структура импорта и уровень конкуренции в каждой из рассматриваемой стран. Специальное внимание уделено направлениям двустороннего сотрудничества со странами региона в целях диверсификации и наращивания российского экспорта продукции машиностроения.

Ключевые слова: Латинская Америка и Карибский бассейн, ЛАКБ, продукция машиностроения, импортный спрос, экспорт, динамика, сотрудничество, потенциал, перспектива.

Exports of Russian Engineering Products to Latin America: Current Situation and Prospects

Vitalij Vital'evich FRANTSUZOV,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse,6A), Institute of International Economics and Finance - Senior Researcher, E-mail: vniki2010@gmail.com

The article examines the state of the machine-building industry and markets for machinery and technical products in the key countries of Latin America and the Caribbean, as well as the trade cooperation prospects for both foreign and Russian exporters in these markets. The specifics of investment demand, the structure of imports, and the level of competition in each of the countries under consideration are shown. Special attention is paid to the directions of bilateral cooperation with the countries of the region in order to diversify and increase Russian exports of engineering products.

Keyword: Latin America and Caribbean, LAC, engineering products, import requirements, exports, trends, cooperation, potential, outlook.

УДК:339.564(470); ББК:65.428(2Рос); Ф844

DOI: 10.24412/2072-8042-2021-12-27-39

Виталий Витальевич ФРАНЦУЗОВ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), Институт международной экономики и финансов - старший научный сотрудник, E-mail: vniki2010@gmail.com

Аннотация

Abstract

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

В странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) машиностроительная отрасль под влиянием роста инвестиционного и потребительского спроса развивается высокими темпами. Одновременно с этим на региональный рынок продолжают расти зарубежные поставки продукции машиностроения, при этом в зависимости от доходов населения и инвестиционных возможностей в конкретной стране, размера экономики, а также уровня технологического развития и участия в глобальных цепочках поставок объемы закупок рассматриваемой продукции варьируется в весьма широком диапазоне.

В целом ежегодный объем импорта в страны ЛАКБ машин, оборудования и транспортных средств, включая неклассифицированные товары, по данным Центра мировой торговли ЮНКТАД/ВТО в Женеве, составляет 400-450 млрд долл. Вместе с тем, ведущие латиноамериканские экономики - Мексика и Бразилия -сами являются крупными экспортерами машинно-технической продукции.

Пандемия СОУГО-19 нанесла тяжелый удар по региональной машиностроительной отрасли. В 2020 г. на фоне строгих карантинных мер и ограничений из-за пандемии (локдаунов и др.) и связанных с ними негативных последствий для экономического развития производство и трансграничная торговля машинно-технической продукцией существенно сократились.

Вместе с тем, повышенный спрос повсеместно в мире и в регионе ЛАКБ предъявлялся на медицинскую технику, оборудование и компоненты, предназначенные для организации дистанционной работы и обучения, а также отдыха, не связанного с посещением публичных мест (на различные гаджеты).

Состояние отрасли машиностроения и рынков в ключевых странах ЛАКБ, а также возможности для расширения сотрудничества, открывающиеся для российских экспортно-ориентированных предприятий, характеризуются следующим образом.

Бразилия. Машиностроительный комплекс Бразилии в целом динамично развивается. Более 20% продаж бразильских машиностроительных предприятий приходится на с/х технику, другими важнейшими секторами являются производство транспортных средств (прежде всего, продукция авто- и самолетостроения), выпуск двигателей, насосов и компрессоров, строительного и горно-шахтного оборудования. В общей сложности около 15% приходится на продажи специальных машин и оборудования, а также другую продукцию точного машиностроения. Значительная часть активов в отрасли и бразильского рынка находится в руках иностранного капитала.

По данным отраслевого союза машиностроителей Бразилии, в стране отмечается тенденция сокращения зависимости местного рынка от зарубежных поставок машин и оборудования. Об этом свидетельствуют и данные внешней торговли Бразилии товарами данной группы: так, в период с 2012 г. по 2019 г. экспорт вырос с 31,8 млрд долл. до 39,0 млрд долл., в то время как импорт сократился с 88,3 млрд долл. до 64,9 млрд долл.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

Энергетическое оборудование. По прогнозу МЭА, в текущем десятилетии наиболее высокими среднегодовые темпы прироста мощностей в электроэнергетике Бразилии будут в электрогенерации на базе солнечной и ветряной энергии. Это открывает благоприятные перспективы сотрудничества перед российскими отраслевыми компаниями.

ГК «Росатом» выразила заинтересованность в участии в достройке АЭС «Ан-гра» (третий энергоблок). Кроме того, российская госкорпорация готова осуществлять строительство плавучих АЭС малой мощности для обслуживания крупных морских нефтепромыслов в Бразилии.

В России накоплен опыт строительства предприятий по производству малотоннажного СПГ, и российские компании готовы предложить свои услуги по их сооружению в Бразилии. Кроме того, российские компании могут осуществлять строительство в этой стране терминалов для приема и газификации СПГ.

Самолетостроение. В авиационной промышленности Бразилии значительная доля принадлежит национальному продуценту самолетов Embraer (Empresa Brasileira de Aeronáutica) и производителю вертолетов Helibras. Производство авиационных деталей является одной из важнейших отраслей бразильской авиационной промышленности.

Embraer является третьим в мире производителем самолетов и крупнейшим производителем самолетов в категории до 150 посадочных мест. Корпоративная штаб-квартира Embraer, многочисленные компании-поставщики и около 100 научно-исследовательских и технологических объектов находятся в г. Сан-Жозе-дус-Кампос (штат Сан-Паулу), одном из крупнейших авиационных кластеров в Южной Америке. В настоящее время Embraer импортирует около 56% компонентов для своих нужд из Северной Америки, в основном из США.

Достаточно высокий потенциал сотрудничества с бразильскими авиапроизводителями имеют зарубежные компании с хорошей мировой репутацией, специализирующиеся на выпуске вертолетов и беспилотной авиатехники различного назначения.

В рамках российско-бразильского сотрудничества в рассматриваемой сфере определенные перспективы могут иметь:

• сотрудничество ПАО «ОАК» с бразильской стороной по программе средне-магистрального пассажирского самолета МС-21, налаживание индустриального партнерства и др.;

• проработка вопроса о возможности поставок гражданской вертолетной техники российского производства и сотрудничества в области послепродажного обслуживания вертолетов по линии АО «Вертолеты России»;

Горно-шахтное оборудование. По мнению отраслевых экспертов, в среднесрочной перспективе на бразильском рынке неплохие перспективы расширения экспорта имеют, прежде всего, поставщики оборудования для модернизации действующих добывающих и обогатительных мощностей, а также современных при-

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

родоохранных технологий и оборудования для переработки отходов добычи и рекультивации выработанных месторождений.

Россия не входит в число крупных экспортеров горно-шахтного оборудования и технологий в Бразилию (осуществляются поставки бульдозеров, электрооборудования и др.). Очевидно, что для расширения российских поставок на высококонкурентный бразильский рынок требуются адресные меры господдержки отечественных отраслевых экспортеров.

В 2011-2020 гг. в общем объеме российского экспорта в Бразилию доля продукции машиностроения (ТН ВЭД 84-90) составила в среднем 2,1% (около 40 млн долл. в год).

Таблица 1

Экспорт в Бразилию российской машинно-технической продукции (млн долл.)

Код Товар 2018 г. 2019 г. 2020 г.

8545 Электроды и изделия из графита 20,0 18,4 12,7

8546 Изоляторы электрические 0,8 3,2 7,8

8512 Светосигнальное оборудование 6,3 10,9 4,1

8708 Автозапчасти 9,2 8,6 2,9

8544 Провод и кабель 1,9 2,3 1,0

8535 Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей 0,0 0,0 0,8

Источник: АО РЭЦ. https://www.exportcenter.ru

Ключевым направлением российско-бразильского взаимодействия на обозримую перспективу следует считать возможность углубления сотрудничества в рамках Партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции и запуск под его эгидой перспективных проектов с целью ускорения цифровой трансформации экономики и индустриализации, усиления инновационной составляющей, содействия инклюзивному росту, укрепление сотрудничества между передовыми производственными кластерами.

Интерес к российским технологиям достаточно велик, что было продемонстрировано на состоявшемся в ноябре 2019 г. в г. Бразилиа заседании инвестиционного форума России и Бразилии (проведенного в рамках саммита БРИКС). На форуме «Рособоронэкспорт» презентовал проект безопасного и «умного» города. Этот проект представляет собой целостную масштабируемую систему безопасности, предназначенную для выявления источников террористических угроз и противоправных действий, проведения антитеррористических мероприятий, обеспечения правопорядка, охраны особо важных объектов и защиты прибрежной зоны.1 Для Бразилии, в которой регистрируется достаточно большое количество преступлений, был сделан упор на технологиях распознавания лиц, на «умных» камерах для финансовых учреждений, на тревожных кнопках и защите важных предприятий.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

Мексика. В стране в основном при участии западных компаний создана развитая машиностроительная отрасль - ведущая в странах Латинской Америки. Среди секторов машиностроения ключевые позиции занимают автомобильная промышленность, производство электротехнических и электронных изделий, аэрокосмическая отрасль, производство сельхозтехники. Основной объем продукции приходится на сборочные предприятия иностранный корпораций, прежде всего США (в схемах глобальных цепочек добавленной стоимости - ЦДС). Одна из центральных задач отрасли - повышение доли компонентов и деталей национального производства в стоимости готовой продукции.

Автомобильная промышленность. Отрасль представлена не только крупными ТНК, но и небольшой долей внутренних автопроизводителей. На автомобильную промышленность приходится 20% добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, а также более 1 млн рабочих мест. Около 80% производимых в Мексике автомобилей поставляется в США. В настоящее время Мексика значительно опережает Бразилию как крупнейший производитель автомобилей в Латинской Америке и является шестой по величине в мире (впереди Респ. Корея). В 2020 г. Мексикой было экспортировано 1,68 млн ед. автомобилей, импорт составил 587 тыс. ед. Мексика также входит в число ведущих в мире производителей и экспортеров автомобильных комплектующих деталей, узлов и агрегатов.

Мексика входит в число крупных поставщиков автотехники в Россию. В свою очередь, российские автомобильные компании стремятся закрепиться на мексиканском рынке. Так, ООО «УАЗ» развивает продажи в Мексике через свой официальный дистрибьютор - «Automotores UAZ, S.A. de C.V.», владеющий дилерскими центрами в городах Монтеррей и Гвадалахара, а также станциями технического обслуживания и складом запчастей. Объем продаж, однако, незначителен. В октябре 2019 года был открыт дилерский центр в г. Пуэбла. Прорабатывается возможность сборки автомобилей УАЗ на территории Мексики.

ИКТ-сектор. Мексика входит в тройку наиболее конкурентоспособных рынков мобильных приложений на американском континенте, наряду с Бразилией и США, как по количеству пользователей, так и частоте использования. В 2021 г. увеличились расходы на программное обеспечение для бизнеса, деятельность центров обработки данных, ИТ-аутсорсинг и решения для кибербезопасности. Учитывая, что в последние годы Мексика пережила ряд серьезных кибератак, эксперты прогнозируют хорошую конъюнктуру рынка для поставщиков решений для кибербе-зопасности, особенно для тех, кто предлагает такие решения для рынка финансовых услуг.

По мнению отраслевых экспертов, основные возможности для зарубежных поставщиков ИТ-продуктов и услуг в Мексике открываются в секторах, в которых будут более активно использоваться технологии и решения, поддерживающие операционную деятельность, дистанционную работу и сокращение затрат для

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

производства, розничной торговли и финансовых услуг. Возможности включают решения для облачных вычислений, кибербезопасность, мобильные приложения, обслуживание оборудования, услуги, центры обработки данных.

Авиакосмическая промышленность. По оценкам Мексиканской федерации аэрокосмической промышленности, в данном секторе количество производственных предприятий и организаций вырос со 100 в 2004 г. до 368 к середине 2020 г.

Мексика нарастила свою квалификацию в области авиастроения, перейдя от выпуска компонентов, мелких деталей и ремней к производству каркасов самолетов, поверхностей управления полетом, небольших беспилотников, а также приборов управления полетом и авионики. Транснациональные корпорации GE и Rolls Royce производят в Мексике новые турбинные системы, Fokker Aerostructures -крылья для реактивных самолетов, а группа Safran - системы посадки самолета, компоненты реактивных двигателей и корпуса реактивных самолетов.

В 2020-2021 гг. авиастроение страны, как и большая часть мексиканской экономики, серьезно пострадала от пандемии COVID-19, которая обусловила сокращение пассажирских авиаперевозок.

Российско-мексиканское взаимодействие в авиакосмической сфере в целом успешно развивается, в том числе в рамках военно-технического сотрудничества.

Так, хорошо зарекомендовали себя на мексиканском рынке российские вертолеты, которые используются в спасательных операциях, а также в борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком.

Сейчас Мексика эксплуатирует около 50 вертолетов Ми-17 (экспортная модификация Ми-8), а также несколько Ми-26. Развитию сотрудничества в данной сфере препятствует санкционная политика США. Так, в феврале 2020 г. Мексика, опасаясь попасть под вторичные санкции США, отказались от покупки российских военных вертолетов. В настоящее время в Мексике реализуется также контракт на поставку авиакомпании Interjet (AIJ) 30 российских ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100 - SSJ 100 (20 воздушных судов по основному договору и 10 опциональных, переведенных в твердый заказ).

В сфере исследований мирного космоса планируется дальнейшее развитие взаимодействия России и Мексики. Так, в сентябре 2021 г. Роскосмос и мексиканская госкомпания Space JLTZ Holdings в рамках международной аэрокосмической выставки FAMEX-2021 (проходит один раз в два года на авиабазе Санта-Лусия недалеко от столицы страны Мехико) подписали меморандум о сотрудничестве по продвижению продукции российской ракетно-космической промышленности на территории Мексики.

Среди направлений взаимодействия - предоставление пусковых услуг, данных дистанционного зондирования Земли с российских космических аппаратов, создание космических аппаратов, образовательные программы в области космоса и других областях, представляющих интерес для мексиканской стороны».2

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

Объем экспорта России машин, оборудования и транспортных средств в Мексику невелик: в 2020 г. он составил немногим более 20 млн долл. В январе-сентябре 2021 г. ситуация коренным образом не изменилась.

Таблица 2

Экспорт в Мексику российской машинно-технической продукции (млн долл.)

Код Товар 2018 г. 2019 г. 2020 г.

8407 Бензиновые двигатели - 1,6 6,0

8479 Прочее специальное механическое оборудование 0,6 0,3 4,1

8517 Телефоны и коммуникационная аппаратура 0,7 0,6 3,3

8535 Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей 0,3 0,3 1,2

8483 Трансмиссионное оборудование 0,6 0,0 0,8

8607 Части для железнодорожного оборудования 0,0 0,0 0,5

8471 Компьютеры и комплектующие 0,0 0,1 0,5

9026 Контрольно-измерительное оборудование 0,2 0,4 0,5

8545 Электроды и изделия из графита 11,0 1,9 0,3

8703 Легковые автомобили 0,8 0,6 0,3

Источник: АО РЭЦ. https://www.exportcenter.ru

Аргентина. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой промышленности Аргентины; наиболее развиты транспортное, сельскохозяйственное, электротехническое машиностроение, а также выпуск оборудования для пищевкусовой промышленности.

Ассортимент продукции национальных производителей сельхозтехники включает в себя технологически сложное оборудование, в том числе сеялки прямого сева (удовлетворяет 90% потребностей внутреннего рынка и экспортируются, в том числе, в Россию) и уборочные комбайны (покрывают 30% потребностей внутреннего рынка).

По мнению экспертов, важным условием для выхода на аргентинский рынок с машиностроительной и высокотехнологичной продукцией является наличие местного профильного партнера для продвижения продукции и/или организации совместного производства: на первом этапе - сборочного с последующим повышением локализации и передачей технологии.

В развитии аргентинского рынка сотовой связи и мобильного интернета активно участвует китайская компания Huawei и, как ожидают, она получит право уже в 2022 г. приступить к развертыванию мобильной связи поколения 50. При этом следует отметить, что Китай наращивает сотрудничество с Аргентиной не только как партнер в телекоммуникационном секторе, но практически по всем важнейшим направлениям: энергетика (нефтяная промышленность, атомная, гидро- и солнечная энергетика), добыча минерального сырья, АПК, транспорт и логистика, банковско-финансовая сфера, аэрокосмическая и оборонная отрасли.

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

33 0

Аргентина является крупным нетто-импортером продукции машиностроения. Так, в 2020 г. в страну было ввезено этой продукции (коды 84-90) на сумму свыше 17 млрд долл., в то время как экспорт машинно-технических товаров исчислялся немногим более в 4 млрд долл. В импорте Аргентины доминировала продукция автостроения, оборудование связи и компьютерная техника, хотя значительными были объемы поставок в страну и другого оборудования, в том числе медицинско-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиции России в общем импорте Аргентины машинно-технической продукции более чем скромны, о чем свидетельствуют данные приведенной ниже таблицы. Ежегодный объем российских поставок этих товаров на аргентинский рынок не превышает 10 млн долл.

Таблица 3

Экспорт в Аргентину российской машинно-технической продукции (млн долл.)

Код Товар 2018 г. 2019 г. 2020 г.

8413 Жидкостные насосы 1,0 1,9 2,8

8501 Электрические двигатели и генераторы 1,4 1,3 1,8

9032 Приборы автоматического регулирования 1,1 0,5 1,0

8544 Кабельная продукция 2,6 0,1 0,8

8503 Части электродвигателей и электрогенераторов 0,5 0,3 0,5

8421 Фильтровальное оборудование и центрифуги 0,0 0,0 0,5

Источник: АО РЭЦ. https://www.exportcenter.ru

Одной из важнейших общих задач для России и Аргентины является развитие отраслевого сотрудничества, промышленной кооперации, создание совместных предприятий, прежде всего в таких секторах, как горнодобывающая и энергетическая отрасли (атомная энергетика, гидро- и солнечная энергетика), металлургия, ж/д машиностроение, фармацевтика и ИКТ (ПО, кибербезопасность и др.).

Россия и Аргентина продолжают совместную работу в плане укрепления научно-технических связей, в том числе в сфере медицины, цифровых и космических технологий. Так, в декабре 2020 г. Россией был ратифицирован Протокол о двустороннем сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.3

Куба. Машиностроительная продукция в Республике Куба производится в крайне незначительных объемах, и потребности страны удовлетворяются почти практически полностью за счет поставок из-за рубежа. Парк машинно-технической продукции во многом устарел и требует модернизации. Так, по данным Немецкого бюро поддержки торговли и инвестиций в Гаване, на предприятиях цементной промышленности Кубы до сих пор эксплуатируется значительная часть механического и термического оборудования, поставленного еще предприятиями ГДР в 70-е - 80-е гг. прошлого столетия.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

Куба является для России значимым экономическим партнером, c кубинскими компаниями установлен интенсивный диалог и имеется большое количество взаимовыгодных проектов в области промышленной кооперации.

В сфере развития машиностроительного потенциала Кубы российские интересы связаны, прежде всего, с расширением сборочного производства автомобильной техники, а также организацией выпуска спецтехники. На Кубе вскоре начнется реализация крупного проекта по восстановлению экспортноориентированных секторов с/х производства (цитрусовых и др.). С учетом этих планов Куба будет заинтересована не только в закупке надежной сельскохозяйственной техники за рубежом, но также в локализации производства на территории острова, например, прицепов, полуприцепов и прочего специального оборудования.

Реализация совместных российско-кубинских проектов имеет неплохие перспективы также в сфере локализации производства малотоннажных судов, прежде всего, для развития рыбной промышленности.

Неплохие перспективы взаимодействия России и Кубы имеются в сфере автотранспорта. Флагманским проектом российско-кубинского сотрудничества на сегодняшний день является открывшийся на Кубе в ноябре 2019 года в Особой зоне развития Мариэль сервисный центр AUTOCENTRO ZED S.A., занимающийся обслуживанием работающих в стране грузовиков «КАМАЗ (всего на Кубу было поставлено несколько тысяч единиц этой техники).4 Изначально российское предприятие создавалось для обслуживания техники, поступившей по контрактам из России, но в процессе работы руководство центра приняло решение сделать его также площадкой для испытания инновационных решений.

Экспорт России машин, оборудования и транспортных средств на Кубу в 2020 г. под влиянием последствий ковидной пандемии существенно снизился по сравнению с 2019 г., составив около 70 млн долл., о чем свидетельствуют данные приводимой ниже таблицы.

Таблица 4

Экспорт на Кубу российской машинно-технической продукции (млн долл.)

Код Товар 2018 г. 2019 г. 2020 г.

87 Автотехника 68,9 45,6 30,8

84 Механическое оборудование и техника, компьютеры 57,3 58,5 14,3

85 Электрические устройства, аппаратура связи 20,8 30,5 11,2

86 Железнодорожное оборудование 47,6 13,4 9,0

90 Продукция приборостроения 9,4 8,2 1,0

Источник: АО РЭЦ. https://www.exportcenter.ru

Чили. В стране производятся оборудование для горнодобывающей, пищевой промышленности и сельского хозяйства, бытовые электроприборы, строительные инструменты и металлоконструкции. В развитии отрасли активно участвует за-

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

рубежный капитал, в частности США, Канады и стран Западной Европы. Большая часть выпускаемого в стране оборудования предназначена для технического обслуживания местных добывающих и обрабатывающих отраслей и реализации инфраструктурных проектов, а потребности в современных технологически сложных машинах, оборудовании и материалах удовлетворяются практически полностью за счет импорта.

В 2020 г. в страну было ввезено машинно-технических товаров (коды 84-90) на сумму свыше 20 млрд долл. Основу импорта составляют коммуникационное оборудование, автотехника, силовое оборудование, компьютеры, электрооборудование и другая техника различного назначения, включая бульдозеры, экскаваторы, дорожные машины, а также части подъемного, дорожно-строительного и горного оборудования.

В частности, по оценкам экспертов, в чилийской горнодобывающей отрасли существует устойчивый импортный спрос на оборудование, требующее регулярной замены, в частности, дробилки, шлифовальные машины, запчасти для камнерезов. Помимо этого, в отрасли востребованы внедорожные грузовики (240-440 т), экскаваторы с вращением на 360°, краны и сортировочные машины.

Россия не является в какой-либо мере значимым поставщиком в Чили машинно-технической продукции. Ежегодный объем российских поставок этих изделий на чилийский рынок не превышает 5 млн долл.

Россия поставляет в Чили оборудование для обработки грунта, камня и руд, однако объем этих поставок невелик и не отражает потенциал российских предприятий, выпускающих данную продукцию.

На чилийском автомобильном рынке в условиях жесткой конкуренции российским экспортерам автотехники непросто расширять продажи. В 2020 г. в Чили были поставлены уазовские модели «Хантер» и «Профи», а в апреле 2021 г. стартовали продажи модели «Патриот» с автоматической коробкой передач. Новая для региона модификация успешно прошла официальную сертификацию, инициированную УАЗом совместно с латиноамериканским партнером, компанией Inversiones UAZ Chile. Модель полностью соответствует местным требованиям, поэтому не претерпела никаких конструктивных изменений. В Чили практически вся техника для пассажирских и грузовых авиаперевозок импортируется.

Российский концерн ПАО «ОАК» ведет работу по продвижению на чилийский рынок авиаперевозок пассажирских самолетов нового поколения МС-21, а также самолета-амфибии Бе-200. Отмечается заинтересованность чилийцев в сертификации российского МС-21 для эксплуатации в условиях высокогорья и низких температур с перспективой возможного выполнения коммерческих рейсов в антарктических районах.

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

В рамках российско-чилийского сотрудничества в сфере мирного атома отдельным направлением обозначено развитие и применение литиевых технологий для энергетики, в том числе совместное производство катодных материалов, аккумуляторных батарей и другой продукции на основе лития и его соединений.5

Россия и Чили настроены на дальнейшее развитие двустороннего научно-технического и инновационного сотрудничества по различным направлениям.

В декабре 2020 г. в формате видеоконференции прошли переговоры сопредседателей Межправительственной Российско-Чилийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству - Руководителя Россельхознадзора С. Данкверта и заместителя Министра иностранных дел Чили Р. Яньеса. В ходе переговоров стороны детально обсудили перспективы сотрудничества в фармацевтической отрасли, в области поставок российской авиационной техники, мирного использования атомной энергии, а также космического пространства, науке и образования, межбанковской сфере, расширения договорно-правовой базы.

Перу. Перуанское машиностроение представлено предприятиями по производству строительной техники, запасных частей для горнодобывающей и транспортной отрасли, холодильного, портового и др. оборудования. В стране имеются также многочисленные ремонтные заводы.

Значительную часть своих потребностей в продукции машиностроения и другой наукоемкой продукции Перу удовлетворяет за счет импорта. В 2018 - 2020 гг. в страну было ввезено машинно-технических товаров на сумму в 12 - 15 млрд долл., в то время как объем экспорта был на порядок ниже - в среднем около 400 млн долл.

Зарубежные инвесторы оценивают горнодобывающий сектор Перу как один из наиболее перспективных. Страна является вторым крупнейшим в мире продуцентом меди, серебра, цинка и крупнейшим производителем золота в Латинской Аме-рике.6 По оценкам, в настоящее время в стране действуют примерно 200 горнодобывающих объектов и ряд крупных проектов ожидают реализации. В этой связи отраслевые эксперты высоко оценивают возможности, открывающиеся перед зарубежными поставщиками различного горно-шахтного оборудования.

К числу других перспективных направлений поставок машинно-технической продукции на перуанский рынок можно отнести оборудование для развития инфраструктуры, транспортные средства, медицинское оборудование, природоохранное оборудование и технологии, оборудование для охраны и безопасности (особенно если учесть тот факт, что, согласно официальным данным, только за период с июля по декабрь 2020 г. жертвами преступных действий стали 22% городского населения страны).

На фоне общих объемов импорта Перу поставки в эту страну российских машин, оборудования и транспортных средств незначительны - на уровне 6-7 млн долл. в 2019-2020 гг.

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

37 0

Большой потенциал наращивания поставок на перуанский рынок имеется у российских автостроительных компаний, которые уже имеют опыт работы в этой стране. Так, на территории Перу эксплуатируется сотни автомобилей LADA производства АО «АВТОВАЗ». Заинтересованы в развитии сотрудничества и расширении поставок в Перу ПАО «КАМАЗ» и производитель малотоннажного коммерческого транспорта «Группа ГАЗ».

С 2018 г. в Перу функционирует совместный центр по ремонту и техническому обслуживанию вертолетной техники «Хелисентро Перу», и сотрудничество в сфере авиации может стать в целом перспективным направлением двусторонних экономических отношений.

Значительные перспективы развития российско-перуанских проектов есть в таких отраслях, как транспортное машиностроение, инновационные технологии, мирное использование атомной энергии, возобновляемая энергетика и космическое пространство.

Подводя итог изложенному выше, следует выделить следующие перспективные направления сотрудничества и поставок российской продукции машиностроения в регион ЛАКБ:

□ Отраслевое сотрудничество и наращивание поставок следующих видов машинно-технической продукции:

• машиностроительной продукции, используемой при разведке, добыче, обогащении и транспортировке минерального сырья и углеводородов.

• продукции энергетического машиностроения (атомная энергетика, ВИЭ, включая гидроэнергетику, водородные технологии, ЛЭП).

• продукции авиастроения (в частности, продвижение на рынки латиноамериканских стран пассажирского самолета МС-21, вертолетной техники, беспилотной техники, а также организация послепродажного обслуживания).

• продукции автомобилестроения, включая спецавтотранспорт.

• железнодорожной техники и технологий.

• продукции сельскохозяйственного машиностроения.

□ Сотрудничество в области медицины на современных IT-платформах и ядерной медицины; борьба с эпидемиями, в том числе с COVID-19; поставки медицинского оборудования и локализация производства.

□ Взаимодействие в сфере охраны окружающей среды: обеспечение экологической безопасности; предотвращение загрязнения окружающей среды и устранение его последствий; борьба с последствиями природных и техногенных катастроф.

□ Сотрудничество в области цифровых технологий (умный город, платежные системы, кибербезопасность, блокчейн, большие данные др.).

□ Взаимодействие в сфере высоких технологий: освоение мирного атома, сотрудничество в области космического пространства, др.

□ Военно-техническое сотрудничество.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 12.11.2019. Бразилиа, РИА Новости. «Рособоронэкспорт» предложил Бразилии технологии безопасности городов - РИА Новости, 03.03.2020 (ria.ru)

2 Главкосмос и Space JLTZ будут продвигать российскую космическую продукцию в Мексике - Новости - Госкорпорация «Роскосмос» 23.09.2021. roscosmos.ru

3 Подписан закон о ратификации протокола между правительствами России и Аргентины о сотрудничестве в области исследования космоса • Президент России 08.12.2020. kremlin.ru

4 Фирменный центр «КАМАЗ» на Кубе. 26.10.19. - https://kamaz.ru/press/releases/ firmennyy_avtotsentr_kamaz_na_kube/

5 Сочи, РИА Новости. Россия и Чили будут развивать сотрудничество по мирному атому. 14.05.2018. - https://ria.ru/20180514/1520522141.html

6 International Trade Administration. 07.10.2021 - https://www.trade.gov/knowledge-prod-uct/exporting-peru-market-overview

БИБЛИОГРАФИЯ:

АО РЭЦ @@ AO RECz. Available at: https://www.exportcenter.ru/company/

Спартак А.Н., Хохлов А.В. Совершенствование методологических подходов к анализу российского экспорта // Российский экономический вестник. - 2016. - №5. - С. 3-15 @@ Spartak A.N., Hohlov A.V Sovershenstvovanie metodologicheskih podhodov k analizu rossijsk-ogo ehksporta // Rossijskij ehkonomicheskij vestnik. - 2016. - №5. - S. 3-15.

Школяр Н.А. Торговля России со странами Латинской Америки: ориентиры на третье десятилетие, 3 февраля 2021 г. @@ Shkolyar N.A. Torgovlya Rossii so stranami Latinskoj Ameriki: orientiry4 na trefe desyatiletie, 3 fevralya 2021 g. - Available at: https://russiancoun-cil.ru/analytics-and-comments/analytics/ torgovlya-rossii-so-stranami-latinskoy-ameriki-orien-tiry-na-trete-desyatiletie/

ITC. Trade Map - Trade statistics for international business development. Available at: https:// www.trademap.org/.

12 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.