Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития торговли и экономических связей России со странами Латинской Америки'

Состояние и перспективы развития торговли и экономических связей России со странами Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2121
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РОССИЙСКИЕ ТОРГОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Г. В.

Торговля с латиноамериканскими странами давно заявлена в числе приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики. В последние годы активизировались контакты на официальном и деловом уровне, заметно увеличился взаимный оборот. Однако, экспорт в страны региона сохраняет свою сырьевую направленность. Активное участие малого бизнеса, ориентированного на высокие технологии, способно превратить Латинскую Америку в устойчивый рынок сбыта для российских инновационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития торговли и экономических связей России со странами Латинской Америки»

18 (159) - 2012

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 339.5

состояние и перспективы развития торговли и экономических связей России со странами латинской Америки

г. в. Кузнецова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: gkuznetsova@rambler. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Торговля с латиноамериканскими странами давно заявлена в числе приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики. В последние годы активизировались контакты на официальном и деловом уровне, заметно увеличился взаимный оборот. Однако экспорт в страны региона сохраняет свою сырьевую направленность. Активное участие малого бизнеса, ориентированного на высокие технологии, способно превратить Латинскую Америку в устойчивый рынок сбыта для российских инновационных продуктов.

Ключевые слова: Латинская Америка, внешняя торговля, российские торговые и экономические связи, экспорт.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008 г., отмечено стремление России наращивать политическое и экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), расширять взаимодействие с ними в международных организациях, поощрять экспорт в регион российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях [1].

Перспективность и важность развития торгового и экономического сотрудничества с этим регионом подкрепляется рядом объективных факторов. Определяющим здесь выступает тот фактор, что Россия, как и большинство стран Латинской Аме-

рики, оказалась на переходной стадии развития. Перед нашими странами стоят однотипные задачи модернизации экономики и выведения ее на уровень развитых стран на основе осуществления инноваций и рыночных реформ. Четыре «И» — институты, инфраструктура, инвестиции и инновации — как «формула российской модернизации» были провозглашены Президентом РФ в 2008 г., однако реальная динамика этого процесса оказалась более сложной. В России, как и в латиноамериканском регионе, около 60 % всех затрат на технологические инновации обеспечиваются за счет импорта машин и оборудования (только около 10 % идет непосредственно за счет НИОКР, выполненных собственными силами). Эти страны в своем большинстве, как и Россия, находятся на одном уровне с развитыми государствами по потреблению высоких технологий, но существенно отстают по их созданию.

Россия и большинство стран Латинской Америки в международном разделении труда выступают как экспортеры ресурсоемких товаров (в экспорте Латинской Америки на долю сырьевых и сельскохозяйственных товаров приходится 60—80 %). В регионе ЛАКБ сосредоточено 40 % мировых запасов медных руд, 30 — железных руд и бокситов, 25 % — цветных металлов, включая олово и цинк. Велики здесь и запасы нефти [5]. По объемам экспорта этой продукции страны являются общепризнанными мировыми лидерами. Первые места принадлежат латиноамериканским странам и по экспорту пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других видов сельскохозяйственных

товаров, что также подтверждает однородность их экономик с Россией. Обе стороны претендуют на более значимую роль в глобальном экономическом и финансовом регулировании, они не конкурируют на мировых рынках, а дополняют друг друга, что создает прочную базу взаимовыгодных обменов.

Отметим также, что экономический вес России в мировом хозяйстве в настоящее время вполне сопоставим с показателями таких стран, как Бразилия и Мексика. ВВП Бразилии в 2010 г. составил 2,0 трлн долл., Мексики — 1,0 трлн долл., а России — 1,47 трлн долл. [6].

В последние годы Россия повысила свою активность на латиноамериканском направлении. Так, со странами региона осуществляется активный обмен официальными и деловыми визитами. В 2000—2010 гг. президенты России шесть раз посещали латиноамериканский регион, министры иностранных дел — десять раз. Регулярный характер приобрели встречи на уровне председателей правительств, консультации по линии МИД России, контакты с латиноамериканскими лидерами в ходе различных форумов [7]. Подписаны почти две сотни межправительственных и межведомственных соглашений, охватывающих широкий спектр двустороннего сотрудничества. Поддерживаются контакты на площадках Организации американских государств (ОАГ), где Россия имеет статус постоянного наблюдателя. Развивается взаимодействие с Межамериканским банком развития (МБР), Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА), Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Андским Сообществом (АС), Союзом южноамериканских наций (ЮНАСУР), Боливарианской альтернативой (АЛБА). Форум АТЭС используется для поддержания диалога с Мексикой, Чили и Перу. В рамках БРИКС ведутся переговоры с Бразилией.

Созданы и действуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Мексикой, Чили, Уругваем, Никарагуа. Действует Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА), в рамках которого сформированы деловые советы с предпринимательскими кругами Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Мексики, Чили, Колумбии.

В последние годы Латинская Америка демонстрирует миру возросшую стабильность своей экономической и финансовой системы. Страны региона

оказались относительно устойчивы к глобальному кризису 2008 г. и достаточно быстро стали выходить из рецессии. В 2010 г. рост экономики Латинской Америки и Карибского бассейна составил 6,1 %, что стало самым высоким показателем для региона с 2004 г. В 2011 г., хотя темпы роста ВВП и замедлились до 4,3 %, все же они оставались более высокими, чем во многих других экономических центрах мира. При этом ВВП Панамы увеличился на 10 %, Аргентины — на 9, Эквадора — на 8, Перу — на 7, Чили — 6,3 % [3]. Такие результаты были обеспечены сочетанием энергичных и своевременно принятых многими странами антициклических мер, совпавших с ростом мировых цен на топливо, металлы и продовольствие (продукты экспорта этих стран). К внутренним фактам эксперты относят возросшую занятость и, соответственно, расширение спроса, а также рост инвестиционной активности. Безработица составила 6,3 %, причем в большинстве стран региона этот показатель был ниже, чем до кризиса.

По оценкам экспертов Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), немалую роль в процессе оздоровления экономик сыграло расширение так называемого макроэкономического пространства, другими словами — активная либерализация внешнеэкономических связей. Рубеж ХХ—XXI вв. ознаменовался возрастанием внешнеэкономической активности латиноамериканских стран, что выразилось, в частности, в подписании многочисленных региональных торговых соглашений (РТС) как между странами, так и странами и группировками (табл. 1). В настоящее время практически все латиноамериканские страны втянуты в преференциальные торговые соглашения, причем не только в региональные, но и в так называемые трансокеанские — со странами Европы, Азии, Океании.

Начавшееся быстрое оживление мировой экономики обеспечило дополнительное увеличение спроса. Международные резервы выросли в 2010 г. до 655,1 млрд долл. (в 2009 г. — 567,0 млрд долл.). Долговые инструменты почти всех стран были приведены в порядок (внешний государственный долг составил по региону 29,5 % ВВП). Состояние государственных бюджетов либо улучшилось, либо оставалось относительно стабильным (средняя арифметическая величина первичного дефицита на конец 2010 г. составила 0,6 % ВВП, в 2011 г. — 0,2 % ВВП) [4]. Приток ПИИ в 2011 г., по оценке экспертов, достиг 128 млрд долл. (в 2010 г. — 73,2 млрд долл.) [5].

Таблица 1

Региональные торговые соглашения ведущих латиноамериканских стран

Страна Партнер по соглашению

Чили США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Евросоюз, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур, Меркосур, Колумбия, Индия, Мексика, Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Перу, Турция

Мексика США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Чили, Евросоюз, Израиль, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Перу, Колумбия, Боливия, Венесуэла, Меркосур, Республика Корея

Перу Сингапур, Китай, Чили, Республика Корея, США, Япония, Колумбия, Канада, Мексика, Евросоюз, Таиланд, Меркосур, Коста-Рика

Панама Чили, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор, Китай, США, Доминиканская Республика

Колумбия Мексика, Канада, Сальвадор, Гондурас, Гватемала, Чили, ЕАСТ, Андское сообщество, КАРИКОМ; США и Евросоюз (соглашения не вступили в силу)

Коста-Рика Доминиканская Республика, ЦАОР, Канада, Мексика, Панама, Перу, Китай, Чили

Источник: составлено по официальным сайтам МИД соответствующих стран.

В целом благоприятная внешняя среда и улучшение условий торговли для большинства стран региона нашли свое отражение в увеличении экспорта и импорта: в 2010 г. соответственно — до 889,3 млрд долл. (в 2009 г. — 701,8 млрд долл.) и до 843, 5 млрд долл. (в 2009 г. — 650,2 млрд долл.). По данным за 9 месяцев 2011 г., экспорт ЛАКБ составил 784,9 млрд долл., импорт — 743,2 млрд долл. [3]. Разумеется, картина по странам региона складывается различная (табл. 2). В наиболее выгодной ситуации оказалась Южная Америка—экспортер ресурсоемких товаров, в то время как в Центральной Америке, являющейся чистым импортером топливно-сырьевых продуктов, условия торговли ухудшились. Особое положение складывается в Мексике, у которой пострадал экспорт промышленных изделий, ориентированный на рынок США.

Как видно, при сохранении доминирующего положения США в рейтинге торговых партнеров стран ЛАКБ за последнее десятилетие отчетливо наблюдается их переориентация на азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Доля его выросла с 5,3 до 17,2 % — по экспорту, с 10,6 до 27,2 % — по импорту. Особенно это касается торговли с Китаем. Он вышел на 1-е место среди покупателей товаров в Бразилии (13 % экспорта) и Чили (23 %), на 2-е — в Аргентине, Коста-Рике и Перу (15 %).

Что касается России, то ее доля в торговле стран ЛАКБ в последнее десятилетие пока что остается незначительной (в 2010 г. — 2 % товарооборота), несмотря на достаточно внушительный рост абсолютных показателей (рис. 1, табл. 3). С 2001 по 2010 г. взаимная торговля выросла более чем в 2 раза — с 5,5 млрд долл. до 12,4 млрд долл. (в докризисный 2008 г. — 16,2 млрд долл.). А с таким важным торговым партнером, как Бразилия, торговля выросла почти в 4 раза: с 1,5 млн долл. до 5,9 млн долл.

Вместе с тем добиться превращения ЛАКБ в рынок для российских товаров (прежде всего готовых изделий) пока не удается. Единственной крупной статьей экспорта в регион являются минеральные удобрения (около трети объема), однако и они поставляются через международных трейдеров. Что касается импорта, то тут ЛАКБ традиционно выступает как поставщик сельскохозяйственных и продовольственных товаров (92 % импорта). Так, в российском импорте говядины, свинины и мяса птицы доля региона достигает 50 %, сахара-сырца — 70—75, фруктов — 25, цветов — 37,5, кофе и кофейного концентрата — 9 %. Одна только Бразилия в 2010 г. обеспечила 72 % объема российских закупок тростникового сахара-сырца, 43 % — мороженой говядины, 40 — соя-бобов, 35 — свинины, 27 — кофе, 20 % — соков [8]. В 2011 г. поставки бразильского сахара составили

Таблица 2

Основные торговые партнеры стран ЛАКБ в 2000 и 2010 гг., в % к итогу

Показатель АТР США ЕС ЛАКБ Остальные страны

2000 2010 2000 2010 2000 2010 2000 2010 2000 2010

Экспорт 5,3 17,2 59,7 39,6 11,6 12,9 16,0 19,3 7,4 11,0

Импорт 10,6 27,2 50,4 29,1 14,2 13,7 15,3 22,7 9,5 7,3

Источник: составлено по данным: Panorama de la Inserciyn Internacional de Ammíca Latina y el Caribe. La regiyn en la economHa de las econymicas emergentesen 2010—2011. CEPAL ONU. P. 17.

20

15

10

-5

■ Товарооборот

■ Экспорт

■ Импорт

■ Сальдо

Источник: составлено по данным Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www. gks. ru.

Рис. 1. Торговля России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна в 2003—2010 гг., млрд долл.

2,3 млн т, или 84 % российского импорта [9]. Чили занимает 2-е место среди поставщиков лосося и форели, является крупным поставщиком винограда, черешни, яблок, сливы. Аргентина — традиционный поставщик подсолнечного масла.

Торговля России со странами ЛАКБ распределяется крайне неравномерно (рис. 2). Практически половина товарооборота приходится на Бразилию — 47,6 %. Доля Аргентины составляет 9,7 %, Эквадора — 8 %. Между тем ряд крупных экономик представлены

в российской торговле с регионом совсем незначительно. Так, удельный вес Мексики — 6,5 %, Перу — 2,6, Колумбии — 2, Венесуэлы — 1 %.

Продвижение на мировые рынки готовых промышленных изделий является стратегической задачей российской внешнеэкономической политики. Между тем в поставках в Латинскую Америку эта группа товаров даже с учетом продукции военно-технического назначения составляет около 5 % экспорта.

Одной из причин этого, на взгляд автора, является концентрация торговли России с регионом в руках крупных компаний и государственных корпораций, ориентированных на работу преимущественно с госсектором и на базе госкредитов. Российский малый и средний бизнес (как и регионы в частности) в этот процесс практически не включены.

В результате российский промышленный экспорт и производственные инвестиции в значительной степени сосредоточены на Кубе и в Венесуэле, в странах с сильными позициями государства в экономике.

Характерным примером в этом отношении является Куба, куда российские поставки техники осуществляются в рамках госкредита от 2006 г. в размере 355 млн долл. Так, на его основе были подписаны контракты на поставку пассажирских самолетов Ту-204, грузовиков КАМАЗ, автобусов ЛИАЗ и другой

Таблица 3

Внешнеторговый оборот России со странами Латинской Америки

5

0

Год Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо

Млрд долл. Доля в % Млрд долл. Доля в %о Млрд долл. Доля в %о Млрд долл.

2000 5,6 4,1 4,4 4,0 1,2 3,5 3,2

2001 5,5 3,9 3,5 3,5 2,0 5,0 1,5

2002 5,7 3,8 3,4 3,1 2,3 4,6 1,1

2003 6,1 3,1 3,6 2,6 2,5 4,4 1,1

2004 5,8 2,2 3,2 1,7 2,6 3,4 0,6

2005 9,1 2,6 5,0 2,0 4,2 4,1 0,8

2006 10,5 2,3 4,8 1,5 5,7 4,1 —0,9

2007 12,9 2,3 5,4 1,5 7,5 3,7 —2,1

2008 16,1 2,1 7,0 1,5 9,1 3,4 —2,1

2009 10,9 2,3 3,9 1,3 7,0 4,1 —3,1

2010 12,4 2,0 4,3 1,1 8,1 3,5 —3,8

Источник: составлено по данным Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www. gks. ru.

Источник: составлено по данным Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www. gks. ru.

Рис. 2. Распределение товарооборота России со странами Латинской Америки, %

продукции машиностроения [9]. Российские компании «Газпром нефть» и «Зарубежнефть» подписали соглашения с кубинской государственной нефтяной компанией СиРЕТ о сотрудничестве в области разведки нефти в Мексиканском заливе [10].

Что касается Венесуэлы, то с ней подписаны различного рода соглашения на общую сумму до 6 млрд долл. в счет госкредита на 2,2 млрд долл. Речь идет об инвестициях в венесуэльскую нефтегазовую промышленность. На базе межправительственного соглашения с Венесуэлой от 2009 г. ООО «Национальный нефтяной консорциум» в составе пяти крупнейших российских компаний — ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР» и ОАО «Сургутнефтегаз» совместно с государственной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA приступают к освоению нефтяных полей так называемого «пояса Ориноко»: месторождений «Хунин-6», «Хунин-3», «Аякучо-2», «Аякучо-3», а ОАО Газпром — газовых месторождений «Рафаэль Урданета», «Бланкия и Тортуга», «Марискаль Сукре». Этой корпорацией подписано также соглашение об оказании услуг в области нефтепеработки [11]. Беспрецедентный для латиноамериканского региона масштаб приняло военно-техническое сотрудничество России с Венесуэлой, которая стала одним из крупнейших покупателей российской военной техники — объем поставок оценивается в 5 млрд долл. [12].

Очевидно, что крупные российские компании нацелены на масштабные проекты. Здесь можно отметить растущее присутствие нашей страны в энергетическом секторе. Лидер российского машиностроения ОАО «Силовые машины» поставляет оборудование для ГЭС «Сан Жоан» в Бразилии (два гидрогенератора мощностью по 41 МВт), ГЭС «Ла Йеска» в Мексике (два гидроагрегата мощностью по 375 МВт). Завершены поставки по ГЭС «Кильеко» (два гидроагрегата мощностью по 36,5 МВт) и ГЭС «Ла Игейра» (два гидроагрегата мощностью по 77,5 МВт) в Чили, ГЭС «Лос Караколес» (два гидроагрегата мощностью по 65,2 МВт) — в Аргентине. Ранее на латиноамериканском рынке «Силовые машины» успешно завершили несколько крупных поставок энергооборудования для ГЭС «Агуамильпа» мощностью 975 МВт, ГЭС «Уитес» мощностью 442 МВт и ГЭС «Эль Кахон» мощностью 750 МВт в Мексике, ГЭС «Урра-1» мощностью 340 МВт — в Колумбии. Всего в Латинской Америке эксплуатируется энергетическое оборудование производства «Силовых машин» общей мощностью более 8 830 МВт [13].

Не умаляя возможностей развития экспорта российских машин и оборудования по линии крупных компаний, включая поставщиков продукции военно-промышленного назначения и авиатехники, автор полагает, что делать ставку исключительно на проекты с участием госсектора далеко не всегда эффективно. Особенно в условиях, когда в большинстве стран региона сфера ответственности государства имеет тенденцию к сужению, активно идет процесс приватизации.

Малый бизнес, обладающий большей гибкостью и способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка, зачастую обладает большими возможностями. Например, организованная российскими гражданами небольшая компания Naval Radio осуществляет поставки в Чили российского навигационного оборудования, включая систему ГЛО-НАСС. Российская компания Chronopay продвигает технологии «электронных денег», ООО «Campus» осуществляет экспорт технологий использования сверхтонкой теплоизоляции «Корунд». Относительно небольшая частная компания «Энергомашэкспорт» поставляет оборудование для электростанций малой мощности, российский НИИЭС — технологию электростанции на базе приливной волны. В Мексике

Таблица 4

Потенциальные рынки сбыта российской продукции

Продукция РФ Страна как потенциальный рынок сбыта

Нефтегазовое оборудование Венесуэла, Боливия, Бразилия, Колумбия, Куба, Перу, Эквадор

Энергетическое оборудование Аргентина, Бразилия, Боливия, Колумбия, Мексика, Чили

Грузовые автомобили, автобусы Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Мексика, Колумбия, Чили, Перу, Боливия

Горношахтное оборудование Венесуэла, Боливия, Гайана, Чили, Перу, Мексика, Бразилия

Металлургическое оборудование Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика

Вертолеты, самолеты Мексика, Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина

Био- и нанотехнологии Чили, Бразилия, Мексика, Аргентина

Источник: составлено автором.

российская инновационная фирма «Мастерфайб» продвигает технологию по переработке использованных автомобильных шин в нефтяные фракции. Есть и другие примеры совместной экономической деятельности. Однако в целом активность малых и средних частных российских компаний в Латинской Америке явно недостаточна.

Это связано во многом с неготовностью большинства российских компаний работать в рыночной среде, характерной для большинства стран региона. Недостаточно ведется маркетинговая работа. Компании экономят на рекламе, продвижении информации о своей продукции в СМИ, слабо участвуют в проводящихся на территории региона международных и национальных выставках и ярмарках. Не хватает опыта внешнеэкономической деятельности, квалифицированных кадров. Слабой стороной является непрерывно возникающие трудности, в числе которых невозможность предоставления коммерческого кредита при поставке оборудования на экспорт. Между тем долгосрочное и среднесрочное финансирование, а также сдача оборудования в лизинг стали распространенной практикой работы зарубежных компаний на латиноамериканском рынке. Приходится считаться и с возрастающей конкуренцией со стороны готовых изделий, произведенных в развивающихся странах. В первую очередь следует отметить Китай, который проводит активную политику по завоеванию рынков для своей продукции. Увеличивается присутствие изделий, произведенных в Бразилии и Мексике.

Развитию торговли России с латиноамериканскими странами препятствует также и слабость системы транспортных связей России (особенно через Тихий океан), не обеспечивающая преодоление географической удаленности России от ЛАКБ.

Вместе с тем потенциал рынков ЛАКБ остается достаточно внушительным (табл. 4). Вполне реально увеличение поставок энергетического оборудования, оборудования для нефтегазовой, до-

40-

бывающей промышленности, средств транспорта, а также инновационных технологий.

В этих целях необходимо задействовать все механизмы, находящиеся в распоряжении как бизнеса, так и государства. На повестке дня — грамотная политика государственной поддержки, включая финансирование и страхование экспорта промышленных изделий (в первую очередь инновационных). С другой стороны, малым и средним российским предприятиям следует активизировать свою маркетинговую работу, искать ниши для продвижения на рынок ЛАКБ своей продукции, которая при определенных усилиях вполне может быть востребована. Использование потенциала латиноамериканского рынка способно сыграть существенную роль в переводе российской внешней торговли на инновационную основу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 12.07.2008 № Пр-1440. URL: http://www. mid. ru/ns-osndoc. nsf.

2. Яковлев П. П. Россия — Латинская Америка: новый этап. URL: http://www. perspektivy. info/rus/desk/ rossij a_latinskaja_amerika_novyj_etap_2010-05-14.htm.

3. Balance Preliminar de las Economicas de America Latina y el Caribe 2011. CEPAL. 2012. URL: http://www. eclac. cl.

4. Boletin Estadistico de Comercio Exterior de Bienes en America Latina y el Caribe. Cuarto Trimestre 2011. CEPAL, 2011. URL: www. eclac. cl.

5. Estudio Eco^mico de AmMrica Latina y el Cбribe: 2010-2011. Modalidades de la insercion interna y desafios de politica macroeconomica en una economia mundial turbulentna, CEPAL ONU, 2011. URL: www. eclac. cl.

6. World Bank Database. URL: www. worldbank. org.

7. URL: http://www. cuba. mid. ru.

8. URL: www. r. g. ru/2012/02/14/Kuba/html.

9. URL: http://ria.ru/spiavka/20100211/208581681-print html.

10. URL: http://www. Venezuela. mid. ru/relations_ru. html.

11. URL: http://www. roe. ru.

12. URL: http://www. power-m. ru/press/news. aspx?news=456.

13. URL: http://www. promweekly. ru/2011-21-10.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.