Россия и МЕРКОСУР - естественные торгово-экономические партнеры в условиях нового мирохозяйственного порядка
Чиркин Сергей Алексеевич
аспирант кафедры мировой экономики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, [email protected]
В статье исследуются основные движущие мотивы торгово-экономического сотрудничества России и стран МЕРКОСУР. Констатируется наличие благоприятных политических предпосылок для сближения сторон. Выдвигается и подтверждается, в том числе расчетом коэффициента сравнительных преимуществ (индекс Балассы) тезис о том, что основой двустороннего сотрудничества служит взаимодополняемость экономик и обоюдное стремление к диверсификации внешнеэкономических связей. Отдельно отмечается, что государства МЕРКО-СУР располагают значительными запасами дефицитного в России стратегического сырья и в этой связи выступают важным дополняющим звеном системы обеспечения эффективного функционирования и развития отечественной экономики. На основе выявленных тенденций и с учетом позиции государств блока в отношении антироссийских санкций Запада делается вывод о том, что РФ и страны Южноамериканского общего рынка являются естественными торгово-экономическими партнерами в условиях нового мирохозяйственного порядка. Ключевые слова: Россия, МЕРКОСУР, ЕАЭС, торгово-экономическое сотрудничество, санкции, взаимодополняемость, индекс Балассы.
см см о см
1С
О!
н О Ш
т
X
<
т О X X
В условиях жестких антироссийских санкций коллективного Запада резко возрастает значение торгово-экономического сотрудничества со странами, не поддерживающими рестрикции в отношении РФ, среди которых одними из наиболее перспективных являются государства Южноамериканского общего рынка - МЕРКОСУР. Данное объединение, основанное еще в 1991 г, является крупнейшим интеграционным блоком региона Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) и включает в себя четыре страны: Аргентину, Бразилию, Уругвай и Парагвай. В завершающей стадии присоединения находится Боливия, еще шесть государств (Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам ) имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия являются официальными наблюдателями.
О макроэкономической значимости МЕРКОСУР говорят следующие цифры. По данным Всемирного банка по состоянию на 2020 г., население стран-участниц Южноамериканского общего рынка насчитывало свыше 270 млн человек, а суммарный ВВП составил 1,9 трлн долл. или почти половину всего внутреннего валового продукта региона (по этому показателю блок является третьим в мире после ЕС и ЮСМКА) [1]. На это интеграционное объединение приходится почти треть всего внешнеторгового оборота ЛАКБ (700 млрд долл. в 2021 г.). При этом объём взаимной торговли МЕРКОСУР с Россией в прошлом году составил 10,8 млрд долл. или около 50% всего товарооборота нашей страны с латиноамериканским регионом [2].
Прямые контакты с Южноамериканским общим рынком Россия стала поддерживать с декабря 2003 г., когда на саммите МЕРКОСУР в г. Монтевидео (Уругвай) было принято совместное заявление о формировании механизма многостороннего политического диалога между РФ и Южноамериканским общим рынком. В мае 2005 г. в Москве прошла первая встреча представителей российского руководства и делегации МЕРКОСУР, включавшей в себя предпринимателей в области пищевой промышленности, биотехнологий и сферы высоких технологий. В декабре 2006 г. в ходе пребывания главы российского внешнеполитического ведомства С.В. Лаврова в Бразилии состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между РФ и МЕРКОСУР, заложившего правовую основу для дальнейшего взаимодействия во всех областях. 18 декабря 2014 г. в аргентинском городе Парана на саммите МЕРКОСУР страны-участницы объединения в совместном заявлении отметили, что намерены развивать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), официальный запуск которого должен был состояться лишь через несколько недель. 17 декабря 2018 г. на полях саммита МЕРКОСУР в Уругвае Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Южноамериканский общий рынок заключили Меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривающем взаимодействие не
только по вопросам упрощения процедур торговли, таможенного администрирования, фитосанитарным мерам, но и другим сферам, представляющим взаимный интерес, включая макроэкономическую политику, энергетику, транспорт и грузоперевозки, промышленную и агропромышленную кооперацию [3,4].
Латиноамериканские государства, включая страны МЕРКОСУР, несмотря на различный политический курс их правящих элит, в целом рассматривают Россию как естественный партнер. Этому восприятию способствует тот факт, что наши отношения не омрачены тяжелым историческим наследием в виде вооруженных конфликтов, колонизации или империалистической зависимости, как в случае с США и Европой. Россию и Латинскую Америку объединяет приверженность укреплению многосторонних основ мировой политики, полицентричному мироустройству, а также примату международного права при доминирующей и координирующей роли ООН. Наши позиции по ключевым международным позициям во многом совпадают и близки.
Вопреки развязанной коллективным Западом санк-ционной войне против России государства региона не присоединились к антироссийским ограничительным мерам и продолжают проявлять стремление к развитию внешнеэкономических связей с нашей страной. Так, при голосовании в марте 2014 г. на Генеральной Ассамблее ООН по проекту резолюции «Территориальная целостность Украины» большинство латиноамериканских стран заняло пророссийскую позицию. В частности, из 11 проголосовавших против государств четыре были из ЛАКБ (Куба, Венесуэла, Никарагуа и Боливия), а в число 58 воздержавшихся вошли еще 13 латиноамериканских стран, в том числе Аргентина и Бразилия.
Несмотря на формальную поддержку под мощным давлением Запада резолюций Генассамблеи ООН от 2 и 24 марта 2022 г., осуждающих специальную военную операцию РФ на Украине, власти Бразилии и Аргентины четко обозначили свою нейтральную позицию в отношении этого конфликта и отказались от любых антироссийских мер. При этом бразильский президент Жаир Болсо-нару открыто призвал НАТО не подпитывать Киев оружием.
Американское издание The National Interest отмечало в этой связи, что «Бразилия и Аргентина, чьи президенты незадолго до начала военной спецоперации на Украине совершили визиты в Москву и встретились со своим российским коллегой, сделали выбор в пользу России, и никакие запугивания Запада на них не действуют» [5].
Обе страны были в числе тех, кто отказался подписать заявление Организации американских государств (ОАГ) с осуждениями в адрес России из-за начала военной спецоперации на Украине (аналогично поступили Боливия, Сальвадор и Уругвай). Лидеры двух крупнейших стран МЕРКОСУР также выступили против исключения России из «Большой двадцатки».
Кроме того, власти Бразилии не поддержали приостановку членства РФ в Совете по правам человека ООН, а также добились вывода российских удобрений из-под американских санкций. Подобную позицию они заняли и на площадке ОАГ, где совместно с Аргентиной и Боливией бойкотировали голосование по резолюции от 22 апреля 2022 г. о приостановке статуса РФ как наблюдателя в этой организации.
В настоящее время Россия строит отношения со странами региона, включая МЕРКОСУР, на деидеологи-зированной, сугубо прагматической основе. При этом, как отмечают многие отечественные латиноамерикани-сты, фундаментом двустороннего торгово-экономического сотрудничества служит взаимодополняемость наших экономик и обоюдное стремление к диверсификации внешнеэкономических связей [6,7,8].
Тезис о взаимной дополняемости экономик наглядно подтверждается расчетами коэффициента выявленного сравнительного преимущества или индекса Балассы (RCA). Данный показатель, часто применяемый при анализе внешнеэкономической деятельности стран, отражает, в какой степени государство специализируется на экспорте того или иного товара в общемировом масштабе и рассчитывается по следующей формуле:
VljX RCA - =_-_
SiXij/ZiZj Xij
где Хч - объём экспорта товара i из страны j.
Если индекс Балассы превышает единицу, то страна имеет сравнительное преимущество в торговле товаром на мировом рынке. Другими словами, она является конкурентоспособным производителем и экспортером этого продукта. И наоборот, при значении RCA меньше единицы, государство не имеет сравнительного преимущества по товару на мировом рынке.
Таблица 1
Индекс Балассы по крупным товарным группам для РФ и
Страна АПК Сырье и энерго-ре-сурсы Машиностроение Обраба- тыва-ющая про-мышлен-ность Химическая про-мышлен-ность
Аргентина 51,7 - кукуруза 33,4 - растит. масла 3,6 - газы нефтяные 5,2 - автотранспорт 5,9 - кожа 2,7 -эфирные масла
Бразилия 28 - растит. масла 22,2 - сахар 16,7 - хлопок 13,1 - кукуруза 16,9 - алюминий 2,5 - сырая нефть 1,5 - машины и обор. для гр. строительства 1,4 - самолеты 8,7 - чугун и губчатое железо 5,9 - кожа 2,5 -спирты и фенолы
Парагвай 48.8 -рас-тит.масла 42.9 - говядина 45,8 - топливо древесное 131,9 - оборудование для электростанций 4,3 - транспорт. оборудование 10,0 -кожа -
Уругвай 78,9 - говядина 20,2 - животный жир - 1,6 - транспорт. средства 15,9 -кожа -
Боливия 59,2 -злаки 21,8 - растит. масла 132,1 -олово 38,7 - природный газ - - -
Россия 9,4 - пшеница 6,6 - ячмень 4,2 - растит. масла 8,9 - уголь 6,6 - сырая нефть 6,1 - руды никелевые 2,7 - энерге-тич. оборудование 15,2 -слитки железа и стали 6,6 - лесо-материалы 8,0 - удобрения
X X О го А С.
X
го m
о
Источник: рассчитано по данным [9]
ю
2 О
м м
сч сч о сч
1П
о ш Ш X
<
m о х
X
Как следует из данных таблицы 1, по индексу Ба-лассы у России и государств МЕРКОСУР нет пересечений по основным категориям товаров. На практике это означает, что наша страна и ее партнеры по региональному объединению обладают конкурентными преимуществами в разных областях, не конкурируют на мировых рынках товаров, а напротив, дополняют друг друга в хозяйственном плане. Это способствует расширению двусторонней торговли и реализации совместных кооперационных проектов.
Так, Бразилия является фактически базовым рынком для российских производителей минеральных удобрений. В 2021 г. поставки в эту страну составили около 37% всего российского экспорта удобрений. Без импорта наших удобрений тропический гигант не смог бы развивать свой главный экспортно-ориентированный сектор -АПК. Наша страна покрывает свыше 1/5 потребностей бразильского внутреннего рынка или треть всего импортируемого южноамериканским государством сырья.
Взаимодействие в этой области является настоящим локомотивом российско-бразильских деловых связей и включает не только непосредственно торговые операции, но и инвестиционное сотрудничество. В ходе официального визита президента Жаира Болсонару в нашу страну в феврале 2022 г. он обратился к В.В. Путину с просьбой об инвестициях в бразильский АПК. Первые российские капиталовложения в эту отрасль поступили еще в 2010 г., когда бразильская компания CAROL и российская фирма «Содружество» заключили соглашение о создании на территории Бразилии совместного предприятия CAROL Sodru по выращиванию соевых бобов, мощностью 3 млн т сырья в год.
В 2014 г. российский производитель удобрений «Уралкалий», занимающий долю в 17% на бразильском рынке, в интересах оптимизации логистических расходов по поставке своей продукции в южноамериканскую страну приобрел 25% акций бразильской компании Equiplan Participacoes S.A, регулирующей товарооборот портового терминала Termináis Portuarios da Ponta do Felix. Сумма сделки составила около 35 млн долл.
В августе 2020 г. другая российская компания «Евро-хим» выкупила контрольный пакет акций бразильского дистрибьютера удобрений Fertilizantes Tocantins, консолидировав 100% акций. Первичный пакет акций «Евро-хим» купил еще в 2016 г., заплатив около 103 млн долл.
Бразилия в значительной степени зависит и от импорта российского титана. В частности, отечественное предприятие ВСМПО-АВИСМА с 2006 г. является эксклюзивным поставщиком этого металла для национального авиапроизводителя Embraer. Российская корпорация обеспечивает на 100% потребности бразильской компании и ее субподрядчиков в титановых полуфабрикатах: листах, плитах, прутках и биллетах.
Лидер блока МЕРКОСУР также проявляет настрой на развитие сотрудничества с нашей страной в сфере атомной энергетики. Еще в ноябре 2017 г. между Москвой и Бразилиа было подписано соглашение о намерении по вопросу завершения строительства третьего блока бразильской АЭС «Ангра». После беспрецедентного энергетического кризиса из-за аномальной засухи в 2021 г. бразильское правительство стало прорабатывать планы строительства новых АЭС в других регионах страны. Проявленный Ж. Болсонару в ходе указанных переговоров в Кремле интерес к российским технологиям строительства малых АЭС в наземном и плавучем
исполнении открывает неплохие перспективы для закрепления на бразильском рынке отечественной госкорпорации «Росатом», которой уже удалось выиграть тендер на поставку 400 т природного урана для бразильской Indústrias Nucleares do Brasil, производящей топливо для АЭС.
Кроме того, входящая в ГК «Ростехнологии» компания «Изотоп» с 2017 г. поставляет радиоизотопную продукцию в Бразилию для использования в медицинских целях и на текущий момент обеспечивает почти 50% потребностей страны в медицинских изотопах.
C 2014 г. в Бразилии активно работает группа НЛМК, которая поставляет местным производителям машин и оборудования высокопрочный стальной листовой прокат. Российская компания планирует занять 30% рынка в стране и в этих целях в конце 2020 г. существенно увеличила в Бразилии складские запасы своей продукции.
Одним из наиболее успешных направлений российско-бразильского двустороннего сотрудничества является взаимодействие в области спутниковой навигации. В 2013 г. в университете г. Бразилиа была установлена первая российская станция ГЛОНАСС. В настоящее время на территории этой южноамериканской страны функционируют 4 наземные станции системы ГЛО-НАСС, что способствует значительному улучшению точностных характеристик системы в глобальном масштабе. Достигнута также договоренность о размещении еще двух дополнительных станций. В 2016 г. на территории Бразилии был установлен российский оптико-электронный комплекс по контролю за космическим мусором. Наиболее знаменательное событие произошло в 2006 г., когда на борту российской ракеты «Союз ТМА-8» в космос отправился первый бразильский космонавт Маркос Понтес [10].
Бразилия и Аргентина, в электробалансе которых преобладает генерация гидроэлектростанций, являются давними партнерами российской компании «Силовые машины», производящей оборудование для ГЭС. В частности, в 2008 г. бразильская фирма Electrosul приобрела у «Силовых машин» два гидрогенератора на сумму более 7 млн долл. Для локализации производства своего оборудования отечественная компания учредила в Бразилии дочернюю фирму Power Machines Fezer, которая в 2017 г. выиграла тендер на поставку гидрооборудования для малой ГЭС «Бом Жезус».
В случае же с Аргентиной история двустороннего взаимодействия в этой области восходит еще к периоду существования СССР, а в настоящее время свыше 20% электроэнергии местных ГЭС вырабатывается на российском оборудовании.
В последнее время Россия стала поставлять в отдельные станы ЛАКБ, в том числе Бразилию свою пшеницу. В 2020 г. экспорт этого злака туда составил свыше 47 млн долл. [11].
Наша страна занимает сильные позиции на рынке растительных масел, животных жиров, рыбы и морепродуктов. Все эти товарные позиции весьма востребованы в ряде стран Южноамериканского общего рынка и, прежде всего, Бразилии (импорт растительных жиров и рыбы в 2021 г. составил 1,6 и 1,1 млрд долл. соответственно), что создает благоприятные предпосылки для увеличения российского экспорта в этом направлении.
В свою очередь Россия импортирует из МЕРКОСУР ту сельскохозяйственную продукцию, которая в силу природно-климатических условий не производится в нашей стране и по которой государства блока являются
признанными лидерами. Речь, прежде всего, идет о тропических фруктах, орехах, соевых бобах и кофе.
Так, за счет поставок из МЕРКОСУР Россия покрывает 82% своих потребностей в соевых бобах. Основными поставщиками являются Бразилия, Парагвай и Аргентина, которые в 2021 г. в совокупности экспортировали нам 1,84 млн тонн этой продукции на сумму 1,14 млрд долл. [2].
Два крупнейших государства Южноамериканского общего рынка являются также главными импортерами арахиса для нашей страны, обеспечивая на 82% российский внутренний рынок этим продуктом. Наряду с этим МЕРКОСУР выступает важным источником кофе в его различных видах. Поставки из Бразилии составляют около 12% всего российского кофейного импорта [11].
Востребованность стран блока и всего региона как поставщика сельхозпродукции и продуктов питания еще больше возросла для нас после введения Западом в 2014 г. антироссийских санкций. Объявленное российским правительством в рамках ответных мер продовольственное эмбарго в отношении товаров из США, ЕС, а также Канады, Австралии и Норвегии создало благоприятные предпосылки для наращивания латиноамериканского экспорта агропромышленной продукции. Многие латиноамериканские партнеры, располагающие необходимыми товарными ресурсами, с энтузиазмом восприняли открывающиеся экспортные возможности и стали интенсифицировать деловые контакты с российскими компаниями-импортерами.
Несмотря на то, что подобные действия вызвали серьезное беспокойство в Евросоюзе, чиновники которого по различным каналам принялись отговаривать страны ЛАКБ от замещения своей продукцией европейского сельскохозяйственного экспорта на российском рынке, ряд латиноамериканских государств, в том числе Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай проявили решимость воспользоваться ситуацией и существенно нарастили поставки в РФ продовольственных товаров. В результате в 2014 г. по сравнению с 2013 г. импорт в Россию из Латинской Америки мясной продукции вырос почти на 500 млн долл., рыбы - на 125 млн долл., молочных продуктов - на 88 млн долл.
На этом фоне особенно выделяется Аргентина, которая эффективно воспользовалась возможностью зайти и закрепиться на российском рынке со своей мясомолочной и рыбной продукцией. В частности, ей удалось нарастить поставки мяса на 116%, молочных товаров -на 108%, а рыбной продукции - почти на 370% [12].
Эта южноамериканская страна, как известно, является одним из ведущих мировых производителей винной продукции. В 2021 г. она заняла 12-е место в списке основных импортеров вина в Россию, поставив его на сумму 13,3 млн долл. После введения ЕС в 2022 г. ограничений на экспорт вина в РФ Аргентина имеет неплохие предпосылки существенно нарастить поставки данной продукции и тем самым усилить взаимодополняемость наших экономик.
По некоторым категориям стратегического минерального сырья в России нет достаточной собственной базы, и она в этом плане существенно зависит от импорта. В частности, наша страна вынуждена закупать за рубежом марганец, хром, литий, бокситы [13].
В свою очередь государства МЕРКОСУР располагают значительными запасами дефицитного в России сырья (табл. 2) и выступают в этой связи важным дополняющим звеном системы обеспечения эффективного
функционирования и развития отечественной экономики.
Таблица 2
Распределение стратегического минерального сырья в
Минеральное сырье Доля ЛАКБ Расположение и регио-
в мировых нальная доля, %
запасах, %
Ниобиевые руды 95 Бразилия (100)
Литий 70 Боливия (50), Аргентина (10)
Бериллиевые руды 45 Бразилия (85), Аргентина (15)
Медь 45 Бразилия (4), Аргентина (3)
Сурьма 32 Боливия (50)
Олово 25 Бразилия (55), Боливия (44)
Цинк 23 Боливия (8)
Марганцевые руды 20 Бразилия (50)
Молибденовые руды 15 Аргентина (5)
Бокситы 10 Бразилия (35), Гайана (6)
Источник: составлено по данным [14]
В частности, поставки молибденовых и вольфрамовых руд из МЕРКОСУР в 2020 г. составили 39% и 24% всего российского импорта соответственно.
Потребности России в хлориде лития - основном сырье для производства литий-ионных батарей практически полностью покрываются за счет импорта. Формально в нашу страну он поставляется из Германии, но странами его происхождения являются Чили, Аргентина и Боливия.
Российская алюминиевая промышленность на 2/3 зависит от зарубежного сырья - бокситов и глинозема. До недавнего времени Латинская Америка в российском импорте бокситов играла весомую роль. Отечественная компания «Русал», являющаяся третьим производителем алюминия в мире, имела бокситодобывающие предприятия на Ямайке и в Гайане. Однако в 2015 г. она продала свой ямайский бизнес, а в 2020 г. заморозила на неопределенный срок деятельность своего завода в Гайане из-за проблем с рабочими из числа местного населения [15].
Сейчас, когда Австралия в рамках антироссийских санкций ввела запрет на экспорт в нашу страну глинозема, а в Гвинее продолжается политический кризис, вызвавший серьезные перебои с поставками бокситов, значение латиноамериканского региона в обеспечении этим стратегическим сырьем отечественной алюминиевой промышленности вновь будет возрастать.
Еще одним элементом сближения России со странами МЕРКОСУР служит взаимодействие в фармацевтической области. Аргентина стала вторым после Белоруссии государством, официально зарегистрировавшим российскую вакцину «Спутник V». В декабре 2020 г. первая партия в объёме 300 тыс. доз препарата была доставлена в Буэнос-Айрес. В настоящее время в Аргентине налажено серийное производство российской вакцины.
По примеру Аргентины Бразилия в марте 2021 г. подписала контракт с РФ о поставке вакцины «Спутник V» на сумму около 130 млн долл. При содействии российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) на мощностях бразильской фармацевтической компании Uniao Química налажено производство отечественной вакцины, первая партия которой объёмом 100 тыс. доз в
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м м
сч сч о сч
1П
о ш Ш X
<
m о х
X
мае 2021 г. была поставлена в другие страны Южной Америки.
К настоящему моменту все страны МЕРКОСУР за исключением Уругвая официально зарегистрировали на своей территории российскую вакцину «Спутник V».
Первопроходцем на латиноамериканском рынке среди отечественных экспортеров в этой области стала санкт-петербургская компания «Биокад», которая сначала учредила в Бразилии свое дочернее предприятие (Biocad Brazil), а затем совместно с бразильским технологическим институтом Парана (Instituto de Tecnología do Parana) создала СП по выпуску лекарственного препарата бевацизумаб (применяется в онкологии и офтальмологии), пользующегося большим спросом в южноамериканской стране [10]. Кроме того, российское предприятие имеет договорённость с уругвайской компанией Mega Pharma S.A. на поставку данного препарата на местный рынок.
Наряду с взаимодополняемостью экономик расширению сотрудничества России с МЕРКОСУР способствует также стремление стран объединения к диверсификации своих внешнеэкономических связей (ВЭС). На фоне китайской экспансии в латиноамериканском регионе государства блока предпринимают усилия по снижению своей зависимости от Пекина и активно расширяет географию своей внешней торговли. Так, в последнее время они существенно интенсифицировали торгово-экономические отношения с такими новыми внерегио-нальными партнерами, как Индия, Южная Корея и Турция.
В частности, Индия за короткий период превратилась в один из ключевых рынков для экспортной продукции стран МЕРКОСУР. В 2019 г. объём экспорта из государств блока в Индию составил около 11 млрд долл., а взаимный товарооборот достиг 16,3 млрд долл. Причем пик торговли пришелся на 2014 г., когда ее объём составил свыше 29 млрд долл. [2].
По-настоящему новым партнером МЕРКОСУР стала Республика Корея. В период с 2002 по 2012 гг. двусторонний товарооборот увеличился почти в 7 раз, достигнув максимального показателя - 20,1 млрд долл. [2]. Такие темпы прироста вывели Сеул в число самых динамичных торговых партнеров МЕРКОСУР в Азии.
В условиях нового мирохозяйственного порядка, возникающего в результате последствий пандемии COVID-19 и санкционной войны, развязанной коллективным Западом против России за ее действия на Украине, страны МЕРКОСУР с учетом их позиции по украинскому вопросу в сочетании с взаимодополняемостью экономик и стремлением к диверсификации ВЭС становятся естественными торгово-экономическими партнерами для нашей страны. И дальнейшее расширение делового взаимодействия между РФ и Южноамериканским общим рынком, в том числе по линии ЕАЭС-МЕРКОСУР способно обеспечить значительные выгоды всем участникам сотрудничества.
Литература
1. World Development Indicators / The World Bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://databank.worldbank.org/source/world-developirient-indicators (дата обращения 17.05.2022).
2. Trade statistics for international business / ITC Trade Map [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https7trademap.org/
3. Яковлева Н. Латиноамериканская интеграция в зеркале МЕРКОСУР / РСМД. - 28.08.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/latinoamerikanskaya-integratsiya-v-zerkale-merkosur/ (дата обращения 17.05.2022).
4. ЕЭК и МЕРКОСУР договорились интенсифицировать сотрудничество / Официальный сайт ЕЭК. -18.12.2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18 -12-3018-1.aspx (дата обращения 17.05.2022).
5. Richard M. Sanders. Why Brazil and Argentina Chose Russia Over Ukraine / The national Interest. 20.03.2022. [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа:https://nationalinterest.org/feature/why-brazil-and-argentina-chose-russia-over-ukraine-201244 (дата обращения 17.05.2022).
6. Яковлев П.П. Стратегическое партнерство России со странами Латинской Америки: тенденции и контртенденции // Перспективы. Электронный журнал. 2016. №1(5). C.40-51
7. Холодков Н. Н. Российско-латиноамериканские экономические отношения в условиях западных санкций // Латинская Америка. 2018. Выпуск № 1. C. 5-18.
8. Школяр Н. А. Внешняя торговля России с ЛКА: состояние и перспективы // Латинская Америка. 2020. Выпуск № 5. C. 6-17
9. Revealed Comparative Advantage / UNCTADSTAT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/EN/RcaRadar.html (дата обращения 17.05.2022).
10. Чиркин С.А. Россия-Бразилия: утверждение стратегического партнерства // Российский экономический журнал. 2021. №8. С.96-107.
11. Обзоры внешней торговли России / Russian-trade.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-braziliey-v-2021-g/ (дата обращения 17.05.2022).
12. Чиркин С.А. Аграрный сектор стран Латинской Америки: состояние и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №3. С.121-134.
13. Структура и характер зависимости РФ от импорта стратегического сырья / Институт РУССТРАТ. -18.07.2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russtrat.ru/reports/18-iyulya-2021-0010-5096 (дата обращения (17.05.2022).
14. Mineral Commodity Summaries 2022 / U.S. Geological Survey [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2022/mcs2022.pdf (дата обращения 19.05.2022).
15. Чиркин С.А. Гайана на пути экономической трансформации // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №8. С.96-107.
Russia and MERCOSUR are natural trade and economic partners in the
new world economic order Chirkin S.A.
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The article examines the main driving motives of trade and economic cooperation between Russia and the MERCOSUR countries. The chronology of bilateral contacts is given. The existence of favorable political prerequisites for the rapprochement of the parties is stated. It is put forward and confirmed, including by calculating the coefficient of
comparative advantages (Balassa index) the hypothesis that the basis of bilateral cooperation is the complementarity of economies and the mutual desire to diversify foreign economic relations. It is separately noted that the MERCOSUR states have significant reserves of strategic raw materials that are scarce in Russia and in this regard act as an important complementary link in the system of ensuring the effective functioning and development of the domestic economy. Based on the identified trends and taking into account the position of the bloc's states regarding the anti-Russian sanctions of the West, it is concluded that the Russian Federation and the countries of the South American Common Market are natural trade and economic partners in the conditions of the new world economic order.
Keywords: Russia, MERCOSUR, EAEU, trade and economic cooperation, sanctions, complementarity, Balassa index.
References
1. World Development Indicators // The World Bank [Electronic resource].
- Access mode: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (accessed 17.05.2022).
2. Trade statistics for international business/ ITC Trade Map [Electronic resource]. - Access mode: https:/trademap.org/
3. Yakovleva N. Latin American integration in the mirror of MERCOSUR / Russian international affairs council. - 28.08.2014. [Electronic resource].
- Access mode: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/latinoamerikanskaya-integratsiya-v-zerkale-merkosur/ (accessed 05/17/2022).
4. EEC and MERCOSUR agreed to intensify cooperation / Official website of the EEC. - 18.12.2018. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-12-3018-1.aspx (accessed 17.05.2022).
5. Richard M. Sanders. Why Brazil and Argentina Chose Russia Over Ukraine / The national Interest. March 20, 2022. [Electronic resource]. -Access mode: https://nationalinterest.org/feature/why-brazil-and-argentina-chose-russia-over-ukraine-201244 (accessed 17.05.2022).
6. Yakovlev P.P. Russia's Strategic Partnership with Latin American Countries: Trends and Counter-Trends // Prospects. Electronic journal. 2016. №1 (5). p. 40-51.
7. Kholodkov N. N. Russian-Latin American economic relations under Western sanctions // Latin America. 2018. Issue № 11. p. 5-18.
8. Shkolyar N. A. Foreign trade of Russia with the LCA: state and prospects // Latin America. 2020. Issue № 5. p. 6-17.
9. Revealed Comparative Advantage / UNCTADSTAT.2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://unctadstat.unctad.org/EN/RcaRadar.html (accessed 17.05.2022).
10. Chirkin S.A. Russia-Brazil: approval of strategic partnership // Russian Economic Journal. 2021. № 8. p. 96-107.
11. Reviews of Russian foreign trade / Russian-trade.com [Electronic resource]. - Access mode: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-braziliey-v-2021-g/ (accessed 17.05.2022).
12. Chirkin S.A. Agrarian sector of Latin American countries: state and development prospects // Russian Foreign Economic Bulletin. 2022. №3. p. 121-134.
13. The structure and nature of the dependence of the Russian Federation on the import of strategic raw materials / RUSSTRAT Institute. -18.07.2021. [Electronic resource]. - Access mode: https://russtrat.ru/reports/18-iyulya-2021-0010-5096 (accessed 17.05.2022).
14. Mineral Commodity Summaries 2022 / U.S. Geological Survey [Electronic resource]. - Access mode: https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2022/mcs2022.pdf (accessed 19.05.2022).
15. Chirkin S.A. Guyana on the Way of Economic Transformation // Russian Foreign Economic Bulletin. 2021. № 8. p. 96-107.
X X
o
OD A c.
X
OD m
o
2 o ho ho