Научная статья на тему 'Россия - Китай: 15 лет Московскому договору'

Россия - Китай: 15 лет Московскому договору Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР / МОСКОВСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ / ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВ / РОССИЯ / КИТАЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЭКОНОМИКА / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / TREATY OF MOSCOW / MOSCOW STATEMENT / HEADS / RUSSIA / CHINA / TERRITORIAL DEMARCATION / SCO / NEW SILK ROAD / ECONOMY / TRANS-BAIKAL TERRITORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гордеев Николай Васильевич

В статье дается оценка роли Московского договора в развитии и углублении российско-китайского стратегического партнерства, обращенного в XXI столетие. Достигнутый уровень всестороннего взаимодействия, по оценке глав двух государств, является «наилучшим за всю их историю». Освещаются вопросы приграничного и межрегионального сотрудничества прибайкальских и дальневосточных территорий России с Китайской Народной Республикой, уделяется внимание их возрастающему значению в азиатском секторе, сохранению целостности и внутренней безопасности страны. После распада СССР, потери влияния в Восточной Европе и обретения независимости бывшими союзными республиками современная Россия стала более приполярной и азиатской страной, чем Российская империя до 1917 г. или Советский Союз до 1991 г. В результате азиатское направление сотрудничества стало не только фактором поддержания добрых отношений с Китаем как ближайшим восточным соседом, но и гарантией сохранения целостности России. Анализируются некоторые причины, противодействующие выстраиванию гармоничных взаимоотношений стран, в том числе распространение провокационной идеи о так называемой «желтой угрозе». Заказные средства массовой информации послушно шантажируют общественность этой угрозой, призывая Россию вступить в альянс Нью-Антанты, чтобы «достойно» противостоять Китаю. В связи с этим критически оценивается книга французских аналитиков А. Брюне и Ж.-П. Гишара «Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения». Подчеркивается, что Москва и Пекин демонстрируют способность договариваться между собой, определяя пути многовекторного стратегического взаимодействия на длительную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia - China: 15 years of the treaty of Moscow

The role of the Treaty of Moscow in the development and strengthening of the Sino-Russian strategic partnership in the 21 century is evaluated. The achieved level of overall cooperation is, according to the heads of the two states, «the best over its entire history». The discussion touches upon the issues of frontier and inter-regional cooperation of the Baikal and Far Eastern territories of Russia and the PRC and their growing impact on the Asian sector, as well as the issue of territorial integrity and internal security of the country. The factors that impede further harmonization of the Sino-Russian relationships are analyzed, and measures for overcoming them substantiated.

Текст научной работы на тему «Россия - Китай: 15 лет Московскому договору»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY

УДК 327(470+510)

DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).351-356

РОССИЯ — КИТАЙ: 15 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ ДОГОВОРУ

Н. В.Гордеев

Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Российская Федерация

Аннотация

В статье дается оценка роли Московского договора в развитии и углублении российско-китайского стратегического партнерства, обращенного в XXI столетие. Достигнутый уровень всестороннего взаимодействия, по оценке глав двух государств, является «наилучшим за всю их историю». Освещаются вопросы приграничного и межрегионального сотрудничества прибайкальских и дальневосточных территорий России с Китайской Народной Республикой, уделяется внимание их возрастающему значению в азиатском секторе, сохранению целостности и внутренней безопасности страны. После распада СССР, потери влияния в Восточной Европе и обретения независимости бывшими союзными республиками современная Россия стала более приполярной и азиатской страной, чем Российская империя до 1917 г. или Советский Союз до 1991 г. В результате азиатское направление сотрудничества стало не только фактором поддержания добрых отношений с Китаем как ближайшим восточным соседом, но и гарантией сохранения целостности России. Анализируются некоторые причины, противодействующие выстраиванию гармоничных взаимоотношений стран, в том числе распространение провокационной идеи о так называемой «желтой угрозе». Заказные средства массовой информации послушно шантажируют общественность этой угрозой, призывая Россию вступить в альянс Нью-Антанты, чтобы «достойно» противостоять Китаю. В связи с этим критически оценивается книга французских аналитиков А. Брюне и Ж.-П. Гиша-ра «Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения». Подчеркивается, что Москва и Пекин демонстрируют способность договариваться между собой, определяя пути многовекторного стратегического взаимодействия на длительную перспективу.

Информация о статье

Дата поступления 17 мая 2016 г.

Дата принятия к печати 31 мая 2016 г.

Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.

Ключевые слова

Московский договор; Московское заявление; главы государств; Россия; Китай; территориальное разграничение;Шанхайская организация сотрудничества; новый Шелковый путь; экономика; Забайкальский край

RUSSIA — CHINA: 15 YEARS OF THE TREATY OF MOSCOW

Nikolay V. Gordeev

Chita Institute of Baikal State University, Chita, Russian Federation

Article info

Received May 17, 2016 Accepted May 31, 2016 Available on-line June 10, 2016

Keywords

Treaty of Moscow; Moscow Statement; heads; Russia; China; territorial demarcation; SCO; new Silk Road; economy; trans-Baikal territory

Abstract

The role of the Treaty of Moscow in the development and strengthening of the Sino-Russian strategic partnership in the 21 century is evaluated. The achieved level of overall cooperation is, according to the heads of the two states, «the best over its entire history». The discussion touches upon the issues of frontier and inter-regional cooperation of the Baikal and Far Eastern territories of Russia and the PRC and their growing impact on the Asian sector, as well as the issue of territorial integrity and internal security of the country. The factors that impede further harmonization of the Sino-Russian relationships are analyzed, and measures for overcoming them substantiated.

© Н. В. Гордеев, 2016

По быстрому бегу коня определяется сила коня, по долгим годам дружбы определяется сердце друга.

(Китайская пословица)

В стратегическом партнерстве России и Китая 2001 г. стал этапным: 16 июля в Москве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Заключение договора явилось главным итогом государственного визита в Россию Председателя КНР Цзян Цзэминя, состоявшегося по инициативе Президента РФ В. В. Путина. Принятый документ вошел в историю российско-китайских отношений как Московский договор.

Срок действия договора составляет 20 лет и автоматически будет продляться на пятилетний период, пока одна из сторон в письменной форме не уведомит другую о намерении прекратить его действие. Стратегическое партнерство России и Китая получило прочную договорно-правововую основу.

Впервые за предшествующие десятилетия в название и текст договора включено слово «дружба». Стороны с удовлетворением отмечают отсутствие взаимных территориальных претензий, подтверждают готовность руководствоваться международно-правовыми принципами взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

В ст. 16, ч. 1 документа говорится, что стороны на основе взаимной выгоды будут развивать сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной сферах; ядерной энергетике, информационных технологиях; финансовой, космической, авиационной и других областях, представляющих взаимный интерес; содействовать развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и, в соответствии с национальным законодательством каждой из них, создавать для этого необходимые благоприятные условия1.

Одновременно было принято Московское совместное заявлении глав государств

1 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (подписан в Москве16 июля 2001 г.) // Российская газета. 2001. 17 июля.

России и Китая, в котором подчеркивается, что строительство равноправного доверительного партнерства и стратегическое взаимодействие являются «правильным историческим выбором», который «знаменует собой начало нового этапа в отношениях между сторонами». Это отношения «нового типа», строящиеся на основе «невступления в союз, неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран»2. Тем самым договор в юридической форме закрепил мирную идеологию двух государств и их народов: «Навеки друзья и никогда — враги».

Месяцем ранее в Шанхае состоялось подписание Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Ее появление было продиктовано необходимостью урегулирования пограничных вопросов между Китаем и бывшими республиками СССР. Являясь принципиально новой структурой для справедливого и безопасного мира, ШОС не противопоставляется НАТО и не становится своеобразным зародышем Варшавского договора. Вместе с тем у партнеров по организации обнаружились и другие общие интересы — совместная борьба с международным терроризмом, наркотрафиком, преступностью, противостояние американскому присутствию в регионе. Члены ШОС дали понять, что проблемы этого сложнейшего региона они способны решать, не оглядываясь на Вашингтон.

Со временем сторонниками ШОС стали Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия, Пакистан, Шри-Ланка: одни пока выступают в роли наблюдателей, другие не скрывают намерения вступить в организацию.

Заключение Московского договора имеет принципиальное значение для Забайкальского края и Дальнего Востока. Сформулированы четкие цели и задачи прямого взаимодействия сторон на приграничном и межрегиональном уровнях: укрепление стабильности и создание атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в сопредельных приграничных регионах; взаимодополнение и соразвитие модернизирующихся экономик; совместное решение проблем освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На протяжении многих лет Забайкальский край осуществляет прямые двусторонние

2 Московское совместное заявление глав государств России и Китая от16 июля 2001 г. [Электронный ресурс]. URL : https://www.lawmix.ru/abrolaw/7601.

приграничные и межправительственные связи с автономным районом Внутренняя Монголия, провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь, Хэбэй, а также Пекином. Около 60-70 % всего сухопутного грузопотока между Россией и Китаем приходится на линию Забайкальской железнодорожной магистрали и многостороннего автомобильного пункта пропуска «Забайкальск».

Особое значение прибрело последовавшее вскоре окончательное решение вопроса о территориальном разграничении между Россией и Китаем на восточной части, включая забайкальский участок российско-китайской границы. Граница между странами полностью демаркирована и является самым протяженным двусторонним рубежом в мире. В Московском договоре подчеркнуто, что обе стороны преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, для чего будут прилагаться активные усилия.

Уходя в отставку, на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминь объявил о замене руководящего звена партии. Генеральным секретарем был избран Ху Цзиньтао. Передавая ему власть, Цзян Цзэминь сказал, что передает ему две драгоценности: договор с Россией и ШОС, и наказал беречь и приумножать их. В ответном слове Ху Цзиньтао заверил, что будет непоколебимо продолжать курс на экономические реформы и модернизацию Китая, на всемерное развитие стратегического партнерства с Россией [1, с. 226]. Этот курс последовательно осуществляет очередное поколение китайских руководителей.

Сегодня российско-китайские отношения переживают свой расцвет. В марте 2013 г. на Пленарном заседании Всекитайского собрания народных представителей Председателем Китайской Народной Республики был избран Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Уже спустя 10 дней первым официальным визитом он посетил Москву. Итоги его переговоров с В. В. Путиным, по мнению двух лидеров, открыли «новую страницу» в истории российско-китайских отношений.

Международные эксперты также отметили, что в отношениях России и Китая началась «новая эпоха». Выбор России для первого международного визита китайского лидера наглядно продемонстрировал приоритет руководства Китая в выборе стратегического партнера.

По приглашению В. В. Путина 8-10 мая 2015 г. Си Цзиньпин посетил Россию и принял участие в мероприятиях по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Москве в ходе переговоров глав государств было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества.

В заявлении отмечено, что российско-китайские отношения являются «наилучшими за всю их историю»3. Благодаря совместным усилиям, они вышли на новый этап и стали важным фактором развития двух стран, обеспечения их безопасности и укрепления международных позиций, а также надежной гарантией поддержания мира и стабильности. Стороны выразили решимость действовать на основе Московского договора и впредь укреплять всеобщее партнерство и наращивать стратегическое взаимодействие.

Совместное заявление содержит единодушную оценку советско-китайского вклада в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом. Советский Союз и Китай, ставшие основными театрами военных действий в Европе и Азии, приняли на себя главный удар фашизма и милитаризма, подверглись серьезным испытаниям, понесли самые большие потери во имя восстановления мира. В документе подчеркивается, что китайский народ бережно хранит память о советских воинах, отдавших свои жизни за его свободу.

Одновременно в Москве было принято Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути. Важность реализации этого проекта в стратегическом партнерстве двух стран несомненна.

Следует признать, что современная Россия — более приполярное и азиатское государство, чем Российская империя до 1917 г. или Советский Союз до 1991 г. Потеря влияния в Восточной Европе и обретение независимости бывшими союзными республиками «сместили» Россию к Северному Ледовитому океану и в Азию. В результате

3 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества от 8 мая 2015 г. [Электронный ресурс]. URL : http://www.kremlin.ru/supplement/4969.

Ф П ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

О ы

5

Ы (л

е>

азиатский вектор сотрудничества стал не только инструментом поддержания добрых отношений с Китаем как ближайшим восточным соседом, но и орудием сохранения целостности, внутренней безопасности России.

Известный российский режиссер А. Со-куров справедливо утверждает: «...У нас за спиной Северный Ледовитый океан. Нам некуда уходить. У всех, кто ниже нас на карте, — у них есть варианты отступления. А у нас их нет. Поэтому нам надо только стоять и держаться, бороться за жизнь здесь — у себя, на своей территории. На своем пространстве» [2]. Дополним: позади Курилы и Владивосток — город дальний, но нашенский. Назад — ни шагу!

Выравнивание приоритетов между Западом и Востоком позволит максимально эффективно использовать преимущества географического положения России. Это неизбежно будет возвышать роль и стимулировать развитие восточных регионов страны, способствовать включению Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока в международную интеграцию, создавать условия для более сбалансированного вхождения России в глобальную экономику.

При вдумчивом подходе нетрудно понять, что сотрудничество России и Китая по сопряжению строительства экономического пояса Шелкового пути является, по сути, воссозданием веками существовавшего на Востоке «исторического треугольника»: Россия — Китай — Монголия. В нем Забайкалье традиционно занимало ключевые позиции, особенно в отношениях с Китаем. Сегодня складываются предпосылки, способствующие возвращению краю былого значения, его модернизации. Выгоды приграничного и транспортного положения Забайкалья и прибайкальских территорий, наряду с реализацией проекта строительства нового Шелкового пути, смогут обеспечить для этого дополнительные возможности.

Главной задачей, решение которой потребует немалых усилий, остается интенсивное развитие экономики этих территорий. Тогда появятся и кластеры, и территории опережающего развития, станет реальностью получение практического результата и инновационного продукта. Только так можно изменить, в частности, сложившуюся сырьевую модель трансграничного сотрудничества Забайкалья и Китая, поднять его на качественно иной уровень.

Вместе с тем выстраиванию гармоничных взаимоотношений России и Китая

серьезно мешает оставшаяся в наследие от недоброго прошлого провокационная идея так называемой «желтой угрозы». Не только за рубежом, но и в российском обществе, в Забайкалье в том числе, немало политически ангажированных носителей этой идеи, недовольных позитивной динамикой российско-китайского диалога. Ими выдвигается предположение о том, что в результате продолжающейся экспансии Китай через 30-40 лет «оприходует» российский Дальний Восток, Забайкалье и Сибирь. А раз так, единственная возможность для России избежать этого — вступить в НАТО и примкнуть к западной цивилизации. Взамен, разумеется, предстоит щедро поделиться своими природными ресурсами.

Заказные средства массовой информации «шантажируют» общественность этой угрозой, предлагая идеи создания некоего «антикитайского союза». Так, жестко настроенные против Китая французские аналитики А. Брюне и Ж.-П. Гишар в совместной книге «Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения» утверждают, что Китай совершает экономическую и политическую агрессию не только против Запада, но и других зон планеты, включая Россию. Он становится мировым гегемоном, более того, он «вплотную приближается к одной из характеристик, важных в фашизме первой половины XX в. Конфликт с тоталитарным Китаем не назревает, он уже есть!» [3, с. 23].

Как спастись мировому сообществу от «китайской петли»? Нужно, отложив былые распри и противоречия, интегрироваться в новый альянс типа Нью-Антанты, дабы достойно помешать Китаю. В этом альянсе России уготованы соответствующие место и роль. Показательно, что книжное творение французских авторов тиражируется в России.

Подобные высказывания бесследно не проходят. Так, недавно забайкальская общественность была взбудоражена тем, что китайцы намерены взять в Забайкалье в аренду на 49 лет более 300 тыс. га пустующей земли. Правительство края никаких решений на этот счет не принимало и протокол о намерениях с китайской инвестиционной компанией не подписывало. К тому же, протокол, как известно, не является окончательным договором. Условия соглашения требуют кропотливой работы, предусматривающей выполнения множества обязательств, в том числе уплаты налогов, использование современных и экологически чистых технологий, привлечения местной

рабочей силы. Во всем этом необходим строгий учет и контроль, поэтому очередная китайская «страшилка» оказалась бурей в стакане воды.

У России есть свой опыт аренды зарубежных земель. Российская империя и СССР строили бедному китайскому соседу железные дороги, заводы, электростанции, вкладывали в сельское хозяйство, арендуя у него целые области. Теперь наоборот: богатый Китай строит в России дороги и арендует у россиян земли. Где патриоты-крикуны были в лихие 1990-е гг., когда из оборота сельхозугодий вывели в общей сложность 40 млн га? Когда разваливали сельское хозяйство, а поля бросали или продавали в частные руки, в том числе иностранные — до 2,5 млн га российских земель принадлежат гражданам иностранных государств.

Сегодня в Забайкалье предприимчивые частные владельцы совершают махинации с землей. Только в главной житнице края — Приаргунском районе — у компаний, которые, по выражению местных тружеников, «ни разу в землю не воткнули лопаты», в обороте находится 21 тыс. га.

Проблема рационального использования земли предельно остра не только в Забайкальском крае. Совместно с федеральными органами в регионах, особенно сибирских и дальневосточных, необходимо определить приоритетные территории, где находятся земли, требующие включения в эффективный хозяйственный оборот. Наряду с этим следует непременно использовать выгоды сотрудничества с китайскими инвесторами в аграрном секторе. Сотрудничество, акцентируется в Московском договоре, это прежде всего оказание взаимной помощи, обмен передовым опытом, использование в обоюдных интересах прогрессивных методов и приемов труда.

Такое сотрудничество имеет давние традиции. В свое время великий революционный демократ Сунь Ятсен, продумывая проект программы аграрной реформы в Китае, внимательно изучал советский опыт. Он провозгласил принцип «Великого единения» путем претворения в жизнь лозунга: «Каждому пахарю — свое поле» [4]. Сегодня каждый забайкальский «пахарь», желающий иметь «свое поле», может бесплатно получить 1 га земли. Это успешно практикуется и на Дальнем Востоке. Перечисленные меры несомненно послужат стимулом для экономического роста российских сибирских и дальневосточных сельских территорий. Неожиданным для многих звучит заявление Чжан Дэгуана, исполнительного секретаря ШОС, сделанное по поводу проблем российско-китайских отношений: «Мы все должны учиться друг у друга, познавать новое, перенимать опыт, раскрепощать сознание. Тогда сочные арбузы будут расти не только на китайском берегу Амура, но и на российском, причем выращивать их будут сами россияне, а не пришлые китайцы» [1, с. 229].

Москва и Пекин демонстрируют способность договариваться между собой. Это главный стержень, который служит налаживанию полноценного и многовекторного стратегического взаимодействия, обращенного в будущее столетие. Россия и Китай достраивают «многоэтажное» долголетнее здание гармоничных отношений, заложенное более 300 лет назад Нерчинским договором и базирующееся на фундаменте не конфликтов, а общности интересов; достраивают так, чтобы совместно созданное здание было комфортным для проживания нынешнего и будущих поколений народов двух великих и дружественных соседних государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забайкалье — КНР. Приграничные и межрегиональные отношения. 1945-2012 / Н. В. Гордеев, С. Н. Грибова, Н. Н. Жданова, А. А. Котельников. — 2-е изд. — Чита : Экспресс-изд-во, 2015. — 360 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сокуров А. Мы так ничего и не поняли про Вторую мировую войну / А. Сокуров // Аргументы и факты. — 2016. — 23 марта. — С. 3-4.

3. Брюне А. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения : пер. с фр. / А. Брюне, Ж.-П. Гишар. — М. : Нов. хронограф, 2012. — 232 с.

4. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Степина. — М. : Мысль, 2001. — Т. 3. — 692 с. — Ст. «Сунь Ятсен».

REFERENCES

1. Gordeev N. V., Gribova S. N., Zhdanova N. N., Kotel'nikov A. A. Zabaikal'e — KNR. Prigranichnye i me-zhregional'nye otnosheniya. 1945—2012 [Trans-Baikal Territory — PRC. Frontier and inter-regional relationships. 1945-2012]. 2nd ed. Chita, Ekspress Publ., 2015. 360 p.

2. Sokurov A. We still don't understand much about WWII. Argumenty i fakty = Arguments and Facts, 2016, March 23, pp. 3-4. (In Russian).

Ф 0 4

n *

о

о

о

а

и ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

О ы

5

Ы (Л

е>

3. Bryune A., Guichard J.-P. Geopolitika merkantilizma: novyi vzglyad na mirovuyu ekonomiku i mezhdun-arodnye otnosheniya [Geopolitics of mercantilism: a new view on the world economy and international relations]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2012. 232 p.

4. Stepin V. S. (ed.). Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]. Moscow, Mysl' Publ., 2001. Vol. 3. 692 p.

Информация об авторе

Гордеев Николай Васильевич — доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, кафедра экономической теории, истории и философии, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: gordeev@economy.chita.ru.

Библиографическое описание статьи

Гордеев Н. В. Россия — Китай: 15 лет Московскому договору / Н. В. Гордеев // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 351-356. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).351-356.

Author

Nikolai V. Gordeev — Doctor habil. (History), Professor, the Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin St., 672000, Chita, Russian Federation, e-mail: gordeev@economy.chita.ru.

Reference to article

Gordeev N. V. Russia — China: 15 years of the treaty of Moscow. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekono-micheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 351-356. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).351-356. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.