Научная статья на тему 'Анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века'

Анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2467
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЕГЕМОНИЗМ / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ПАРТНЕРСТВО / ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FOREIGN POLICY / HEGEMONY / BILATERAL RELATIONS / THE CHINESE PEOPLE''S REPUBLIC / PARTNERSHIP / ADDRESS TO THE FEDERAL ASSEMBLY / THE RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / RUSSIA / STRATEGIC SECURITY ISSUES / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цзоу Лихуэй

В данной статье сделан анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI в. В настоящее время для России актуален подъем восточных регионов, углубление интеграции в политико-экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие всестороннего сотрудничества, прежде всего с Китайской Народной Республикой (КНР). С 2000 гг. по настоящее время происходит развитие двусторонних отношений, культурных и гуманитарных контактов и обменов, углубляется сотрудничество в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, СМИ, кинематографии, архивного дела на основе Концепции внешней политики Российской Федерации, Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и других нормативно-правовых документов. Отмечено, что стороны высказывают намерение продолжать наращивать всестороннее сотрудничество и усиливать взаимную поддержку в вопросах выбора собственного пути развития и защиты государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности друг друга, поддержания международного мира и стабильности, построения нового, более справедливого, рационального и демократического миропорядка. Важной составляющей российско-китайского стратегического взаимодействия является оказание взаимной поддержки в затрагивающих коренные интересы обоих государств вопросах государственного суверенитета, единства и территориальной целостности. Российская сторона подтверждает твердую поддержку принципиальной позиции китайской стороны по вопросам Тайваня, Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района, политики китайской стороны в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности КНР. В то же время Китайская Народная Республика подтверждает поддержку усилиям России по защите своих коренных интересов и содействию региональному миру и стабильности во всем кавказском регионе и в СНГ. В статье представлен взгляд китайских ученых, политологов на проблемы сотрудничества между Китаем и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIA’S FOREIGN POLICY IN THE CHINESE DIRECTION AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article deals with the analysis of Russian foreign policy in the Chinese direction at the beginning of the XXI century. Nowadays, rise of the eastern regions deepening of integration into the political and economic space of the Pacific Rim countries and development of internal cooperation, especially with the People's Republic of China (PRC) are on current interest for Russia’s development. Since 2000 to the present time there is development of bilateral relations, cultural and humanitarian contacts and exchanges, more intensive cooperation in education, culture, health, sports, tourism, media, film industry, archives on the basis of the Russian Federation Foreign Policy Concept, the Treaty of Good-Neighborliness, friendship and cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China and other normative legal documents. It is noted that the parties have expressed their intention to continue increasing comprehensive cooperation and enhancing mutual support in protecting national sovereignty, security and territorial integrity of each other, maintenance of international peace and stability and building a new, more just, sustainable and democratic world order. An important component of the Russian-Chinese strategic cooperation is mutual support in the fundamental interests of both countries concerning with the issues of state sovereignty, unity and territorial integrity. The Russian side confirms strong support for the principled ground of the Chinese government on the Taiwan issues, Tibet and Xinjiang, the Chinese policy in the protection of the national unity and territorial integrity of China. At the same time, the People's Republic reaffirms its support for protecting Russia’s fundamental interests and promoting regional peace and stability in the Caucasus region and in the CIS. The article shows the view of Chinese scholars, political scientists on the problems of cooperation between China and Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века»

УДК 327 ЦЗОУ ЛИХУЭЙ,

Дальневосточный федеральный университет,

г. Уссурийск, Россия

[email protected]

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КИТАЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В данной статье сделан анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI в. В настоящее время для России актуален подъем восточных регионов, углубление интеграции в политико-экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие всестороннего сотрудничества, прежде всего с Китайской Народной Республикой (КНР). С 2000 гг. по настоящее время происходит развитие двусторонних отношений, культурных и гуманитарных контактов и обменов, углубляется сотрудничество в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, СМИ, кинематографии, архивного дела на основе Концепции внешней политики Российской Федерации, Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и других нормативно правовых документов. Отмечено, что стороны высказывают намерение продолжать наращивать всестороннее сотрудничество и усиливать взаимную поддержку в вопросах выбора собственного пути развития и защиты государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности друг друга, поддержания международного мира и стабильности, построения нового, более справедливого, рационального и демократического миропорядка. Важной составляющей российско-китайского стратегического взаимодействия является оказание взаимной поддержки в затрагивающих коренные интересы обоих государств вопросах государственного суверенитета, единства и территориальной целостности. Российская сторона подтверждает твердую поддержку принципиальной позиции китайской стороны по вопросам Тайваня, Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района, политики китайской стороны в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности КНР. В то же время Китайская Народная Республика подтверждает поддержку усилиям России по защите своих коренных интересов и содействию региональному миру и стабильности во всем кавказском регионе и в СНГ. В статье представлен взгляд китайских ученых, политологов на проблемы сотрудничества между Китаем и Россией.

Ключевые слова: внешняя политика, гегемонизм, двусторонние отношения, Китайская Народная Республика, партнерство, Послание Федеральному Собранию, российско-китайские отношения, Россия, стратегические вопросы безопасности, торгово-экономического сотрудничество, экономическое взаимодействие.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-18-25

ZOU LIHUI,

Far Eastern Federal University, Ussuriisk, Russia [email protected]

ANALYSIS OF RUSSIA'S FOREIGN POLICY IN THE CHINESE DIRECTION AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article deals with the analysis of Russian foreign policy in the Chinese direction at the beginning of the XXI century. Nowadays, rise of the eastern regions deepening of integration into the political and economic space of the Pacific Rim countries and development of internal cooperation, especially with the People's Republic of China (PRC) are on current interest for Russia's development. Since 2000 to the present time there is development of bilateral relations, cultural and humanitarian contacts and exchanges, more intensive cooperation in education, culture, health, sports, tourism, media, film industry, archives on the basis of the Russian Federation Foreign Policy Concept, the Treaty of Good-Neighborliness, friendship and cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China and other normative legal documents. It is noted that the parties have expressed their intention to continue increasing comprehensive cooperation and enhancing mutual support in protecting national sovereignty, security and territorial integrity of each other, maintenance of international peace and stability and building a new, more just, sustainable and democratic world order. An important component of the Russian-Chinese strategic cooperation is mutual support in the fundamental interests of both countries concerning with the issues of state sovereignty, unity and territorial integrity. The Russian side confirms strong support for the principled ground of the Chinese government on the Taiwan issues, Tibet and Xinjiang, the Chinese policy in the protection of the national unity and territorial integrity of China. At the same time, the People's Republic reaffirms its support for protecting Russia's fundamental interests and promoting regional peace and stability in the Caucasus region and in the CIS. The article shows the view of Chinese scholars, political scientists on the problems of cooperation between China and Russia.

Keywords: foreign policy, hegemony, bilateral relations, the Chinese People's Republic, partnership, Address to the Federal Assembly, the Russian-Chinese relations, Russia, strategic security issues, trade and economic cooperation, economic cooperation

В настоящее время руководством Российской Федерации ставится задача подъема восточных регионов в тесной увязке с решением проблем углубления интеграции России в политико-экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона и развития всестороннего сотрудничества, прежде всего с Китайской Народной Республикой (КНР). Развитие Востока страны, интенсивное углубление ее связей с соседями рассматриваются как две взаимосвязанные цели или, точнее, как одна двуединая задача [19, с. 36].

Председатель китайского общества по изучению истории китайско-российских отношений, профессор Ли Цзинце подчеркнул: «Взаимная стратегическая опора и взаимодействие Китая и России является величиной долговременной. Без России Китай может оказаться в одиночестве, ему будут не по силам большие дела. И, наоборот, без Китая Россия также может почувствовать себя весьма уязвимой, не способной к активным действиям» [11, с. 21].

Совпадение принципиальных подходов России и Китайской Народной Республики (КНР) к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем

направлениям. Главной задачей остается приведение масштабного экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Интенсивное развитие взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами произошло после утверждения «Концепции внешней политики Российской Федерации» [9], где отмечено, что одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией.

В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 2000-2001 гг. подчеркивалось, что Россия «должна строить свою внешнюю политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической эффективности». Россия считает Китай очень беспокойным соседом, а Индия дала понять, что не желает быть участником любой российско-китайской «оси».

На новый уровень двусторонних отношений Россия и Китай вышли после подписания Президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в ходе девятой встречи на высшем уровне в Москве 16 июля 2001 г. «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» [4], где в ст. 16 отмечается, что договаривающиеся стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия. Этот документ, по оценке академика М.Л. Титаренко, придал российско-китайским отношениям исключительную динамику и вместе с тем серьезно обогатил международное право [19, с. 17]. В нем отражены основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и области двустороннего сотрудничества. Согласно Договору, Россия и Китай обязуются жить как добрые, верные друзья, надежные партнеры, свято беречь и передавать из поколения в поколение дружеские чувства, традиционно связывающие народы двух великих стран. Китайский профессор Ли Фэнлинь отметил, что договор заложил правовой фундамент для доверительного партнерства и стратегического взаимодействия двух великих соседних государств в ХХ1 в. [10, с. 21].

В 2002 г. на базе Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве начинают динамично развиваться контакты между Китаем и Россией по всем направлениям. Этому способствовал отработанный механизм взаимодействия между двумя странами, включавший в себя регулярные встречи глав государств, правительств, постоянные контакты министров иностранных дел и обороны, руководителей других ключевых министерств и ведомств, двенадцати отраслевых межправительственных органов координации сотрудничества, а также более десяти постоянных рабочих групп и комиссий. В течение этого года поддерживались активные контакты на высшем уровне. Регулярный диалог вели между собой министры иностранных дел России и Китая: за год они встречались восемь раз. В 2002 г. в КНР побывало более 70 официальных делегаций из России.

В 2004 г. по приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао Китай с официальным визитом посетил Президент России В.В. Путин. Руководители обеих стран глубоко и всесторонне обсудили нынешнее состояние и перспективы развития российско-китайских отношений, отметив, что за последние 10 лет своего развития российско-китайские отношения вышли на небывало высокий уровень. Стороны утвердили План действии по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР на 2005-2008 годы. Кроме того, стороны также достигли договоренности об объявлении 2006 года Годом России в Китае, а 2007 года — Годом Китая в России. Было подписано соглашение об учреждении генерального консульства России в Гуанчжоу и генерального консульства Китая в Екатеринбурге.

В 2005 г. российско-китайское сотрудничество существенно продвинулось вперед, по многим его направлениям были достигнуты впечатляющие успехи. Сохранилась высокая интенсивность политических контактов между Россией и Китаем. В течение года состоялись два визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию, прошли две двусторонние российско-китайские встречи на высшем уровне - в сентябре, в ходе юбилейной сессии Генеральной Ассамблей ООН в Нью-Йорке, и в ноябре, во время саммита АТЭС в Пусане, где обсуждались современное состояние и перспективы сотрудничества двух государств, наметились основные параметры его углубления.

С начала 2005 г. запущен двусторонний механизм регулярных консультаций по стратегическим вопросам безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере, что способствует защите их общих интересов, а так-

же сотрудничеству в совместном реагировании на новые вызовы и угрозы. Еще одним важным достижением года можно считать активное развитие межпарламентских связей.

2006 год был Годом России в Китае. За этот год было проведено более 368 мероприятий: форумов, конференций, ярмарок и т.д. На высшем уровне были достигнуты ключевые соглашения по экономическому сотрудничеству и стратегическому партнерству. Россия и Китай тесно координировали свои действия в наиболее значительных международных делах. Российско-китайское взаимодействие вполне соответствовало высокому уровню двусторонних отношений.

После завершения Года России в Китае 2007 год стал Годом Китая в России. Он включал в себя свыше 200 больших мероприятий: Национальную выставку Китая, бизнес-форумы, разнообразные крупные фестивали, межрегиональные обмены и т.д. По словам тогдашнего вице-премьера России Д.А. Медведева, «результаты Года Китая в России, действительно выдающиеся и ничего подобного за всю историю российско-китайских и даже советско-китайских отношений не было».

26 сентября 2008 г. начался трехдневный государственный визит в КНР Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. И в своем выступлении он отметил, что отношения с Китайской Народной Республикой - один из приоритетов российской внешней политики и стратегическое партнерство, которое базируется на прочной основе Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2001 года и последовательно развивается. По его мнению, никогда ранее связи двух стран не характеризовались столь высоким уровнем взаимного доверия и, что принципиально важно, столь ясно выраженной волей народов и руководства обеих стран к тесному конструктивному сотрудничеству [13].

Китайский профессор Чэнь Сяньлян пишет, что Д.А. Медведев и российское правительство обратили большое внимание на Китай, отношения между двумя странами строятся на высоком уровне [21]. По словам российского ученого Г. Чуфрина, российско-китайские отношения на сегодняшний день являются наилучшими за всю историю существования официальных отношений между странами [20]. Сторонам удалось устранить имевшиеся проблемы в этих отношениях, в первую очередь связанные с территориальным вопросом, с решением пограничных вопросов. В то же самое время удалось определиться в области политического, экономического, культурного и иного сотрудничества [16].

В Пекине министры Китая и России подписали дополнительный Протокол о восточной части китайско-российской государственной границы с приложением к нему карты, что означает окончательное завершение демаркации общей государственной границы протяженностью 4 300 км. Стороны договорились о скорейшем завершении процедуры ратификации в каждой из стран и утверждении вступления в силу документа путем обмена ратификационными грамотами [3]. Министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что «с правовой точки зрения теперь созданы все условия, чтобы российско-китайская граница навсегда стала границей стабильности, открытости, дружбы, развития и процветания» [18]. Он отметил, что стратегическое взаимодействие и партнерство между Россией и Китаем сохранило свою преемственность, и российская сторона продолжит усилия по углублению двусторонних отношений.

Также Китай и Россия подписали совместное заявление о всестороннем углублении отношений партнерства и стратегического взаимодействия, где было отмечено, что в эти годы усиливалось политическое взаимодоверие, стабильно расширялись двусторонние связи в практических областях, поддерживались тесные контакты и координация в международных и региональных делах, крепли взаимопонимание и дружба между народами. Благодаря своему стратегическому и долговременному характеру российско-китайские отношения стали важным стабилизирующим фактором современной международной политики. Стороны высказали намерение продолжать наращивать всестороннее сотрудничество и усиливать взаимную поддержку в вопросах выбора собственного пути развития и защиты государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности друг друга, поддержания международного мира и стабильности, построения нового, более справедливого, рационального и демократического миропорядка.

Стороны считают, что оказание взаимной поддержки в затрагивающих коренные интересы обоих государств вопросах государственного суверенитета, единства и территориальной целостности является важной составляющей российско-китайского стратегического взаимодействия.

Российская сторона подтвердила твердую поддержку принципиальной позиции китайской стороны по вопросам Тайваня, Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района, политики китайской стороны в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности КНР.

Китайская сторона подтвердило поддержку усилиям России по защите своих коренных интересов и содействию региональному миру и стабильности во всем кавказском регионе и в СНГ. Стороны считают, что подписание Соглашения между Российской Федерацией и Китай- 20 -

ской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом закладывает прочную основу для российско-китайского взаимодействия в борьбе с этими угрозами. Стороны совместно противостоят мировому финансовому кризису, стимулируют возобновление роста двустороннего торгово-экономического сотрудничества [7]. Эти документы укрепляют основы двусторонних отношений и ставят на новую ступень китайско-российские отношения.

Как подчеркнул М. Титаренко, «мы - соседи, а добрые соседи ближе, чем дальние родственники» [19]. Чень Сяньлян выделил, что «перспективы российско-китайского сотрудничества очень большие» [21, с. 56].

Пекинские эксперты по вопросам безопасности отметили, что в условиях по - прежнему серьезной ситуации в международной борьбе с терроризмом как никогда необходимо международное сотрудничество в этой сфере. Ратификация и претворение в жизнь Соглашения по вопросам безопасности сыграют важную роль для защиты мира, безопасности и стабильности в регионе. «Судя по китайско-российскому совместному заявлению и самому соглашению, китайско-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом не ограничено общей границей, а включает разные сферы, такие как юстиция, полицейские дела и специализированное техническое сотрудничество», - сказал эксперт Академии общественных наук Китая Е. Хайлинь, полагая, что это отражает высокое единое мнение и искренность сторон в борьбе с терроризмом [6].

Также необходимо отметить интенсификацию культурных и гуманитарных контактов и обменов, усиление сотрудничества в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, СМИ, кинематографии, архивного дела.

В 12 мая 2008 г. в Китае произошло мощное землетрясение. Президент России Д.А. Медведев направил телеграмму Председателю КНР Ху Цзинь Тао, в которой выразил соболезнования в связи с произошедшим землетрясением и заявил о готовности России при необходимости оказать Китаю помощь. Ян Цзечи отметил, что российская сторона оказала Китаю огромную моральную поддержку и материальную помощь в ликвидации последствий землетрясения. По приглашению российской стороны 1 тыс. китайских школьников из пострадавших районов отдохнули и прошли курс лечения в России, что продемонстрировало высокий уровень и особенность стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией. Этот важный шаг способствовал дружбе между Китаем и Россией, китайская сторона выразила благодарность за помощь.

По завершении национальных Годов Китая и России и для дальнейшего укрепления традиционной дружбы, упрочения общественной основы долгосрочного добрососедства и продвижения продолжительного, здорового и стабильного развития китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства стороны решили провести в 2009 и 2010 годах Годы русского и китайского языков. Эти мероприятия обогатили содержание гуманитарного сотрудничества между двумя странами и получили широкое признание, в особенности со стороны молодежи двух стран. Гуманитарные и культурные контакты становятся мостом дружбы между китайским и российским народами.

Президент России Д.А. Медведев в ходе посещения Центра русского языка Даляньского института иностранных языков в сентябре 2010 г. выразил намерение изучать китайский язык.

После избрания на пост президента России в 2012 г. В.В. Путин с 31 мая по 7 июня 2012 г. совершил первые зарубежные поездки: официальные визиты в Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Китай - традиционно дружественные государства, а также на Запад - в Германию и Францию. Обозреватели отмечают, что география визитов свидетельствует о балансе интересов России на восточном и западном направлениях в международной политике.

Еще в своих предвыборных статьях В.В. Путин неоднократно отмечал важную роль Китая и всего Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящем и будущем страны, что это направление должно стать основным приоритетом внешней политики России. Подчеркивалась важность развития российско-китайских отношений, опровергались утверждения некоторых экспертов о возможной угрозе со стороны развивающегося Китая, и отмечалось, что дальнейшее развитие партнерства с Китаем отвечает интересам обоих государств и не представляет угрозы для России. После своего прихода к власти В.В. Путин начал выполнять свои обещания об углублении отношений с Китаем и посетил его в ходе своих первых зарубежных визитов, а именно самого продолжительного из них. Это говорит о значении, которое новый президент России придает развитию и углублению отношений с Китаем [1].

Китайский ученый Ван Хайюнь отметил, что приоритетом Москвы остается углубление российско-китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерства, укрепление отношений со странами Содружества независимых государств, а основным направлением внешней политики России остается углубление интеграции с постсоветскими государствами [15, с. 8]. «Поездка Путина в Китай - это очень важный визит, - заявил научный сотрудник, док-

тор исторических наук, заместитель директора Института России, Центральной Азии и Восточной Европы Академии общественных наук Китая Ли Юнцюань в ходе интервью для сайта "Жэньминьван", - он важен не только для Китая, но и для России, для китайско-российских отношений в целом». Он отметил, что не только китайские СМИ и китайские эксперты, но и простые люди пристально следили за приходом Путина на третий срок, во время этой кампании президент много раз упоминал в своих выступлениях и статьях о китайско-российских отношениях. По его мнению, это уникальное за последние 10 лет явление, чтобы российский лидер так много писал и говорил, причем в очень доброжелательном ключе, о долгосрочных отношениях между странами. «Так что за этим визитом уже стоит хорошая дружественная атмосфера. Это хороший признак стратегических отношений между Китаем и Россией, именно поэтому мы имеем право сказать, что они вышли на новую ступень развития» [12].

В 2012 и 2013 гг. Китай и Россия провели совместные Годы туризма, что принесло свои плоды - увеличились потоки китайских туристов, посещающих РФ, а также россиян, отправляющихся в КНР с туристическими поездками. Также совместно проводятся важные государственные мероприятия в рамках дружественных обменов между молодежью Китая и России, что, вне всякого сомнения, способствует укреплению межмолодежных контактов, а также дальнейшему поддержанию китайско-российских традиционных дружественных связей. Тем самым оказывается очень существенное стимулирующее воздействие на укрепление поддерживаемых между народами двух стран отношений дружбы и взаимопонимания.

В 2013 г. успешно проведены китайско-российские морские учения «Морское взаимодей-ствие-2013». Заместитель главнокомандующего ВМС НОАК Дин Ипин заявил, что при совместных усилиях китайских и российских военнослужащих, принявших участие в учениях, мероприятие прошло успешно, была реализована намеченная цель. Обе стороны углубленно рассмотрели и обсудили вопрос дальнейшего двустороннего сотрудничества, что имеет важное значение для общего развития и становления армий двух сторон, а также совместного повышения их способностей [8].

Близкое конструктивное партнерство сегодня характерно и для регионального уровня отношений между РФ и КНР. Наши страны успешно сотрудничают в таких регионах, как Центральная Азия, Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия и Южная Корея. Главным достижением данного сотрудничества в Центральной Азии является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ставшая влиятельным объединением и в регионе, и в целом в мире. Показателем его действенности и авторитета является постоянное расширение этой организации, которая не только обеспечивает национальную и региональную безопасность, но и существенно влияет на укрепление глобальной безопасности.

Национальные интересы двух стран в большинстве случаев совпадают как на глобальном, так и региональном уровнях. Так, обе стороны жизненно заинтересованы в упрочении и совершенствовании мировых порядков в сферах безопасности, экономики, энергетики, экологии и в других сферах. Они стремятся к формированию многополярного мира в противовес гегемонизму. Противодействие гегемонизму, несомненно, будет возрастать по мере изменения стратегического баланса сил в пользу Китая и России. Это обстоятельство объективно также предопределяет необходимость дальнейшего укрепления партнерства между Москвой и Пекином, - пишет известный китаевед Я.М. Бергер [2, с. 507].

Это мнение разделяют и представители политико-академических кругов КНР. Тенденцией современного развития становится накопление и обогащение китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия, - пишет заместитель министра образования КНР Лю Лиминь.

Как отмечает профессор В.Ф. Печерица, практика тесного сотрудничества с Китаем, на основе стратегического партнерского диалога в последние годы, подтвердила правильность выбора внешней политики России в китайском направлении. Все это делает провозглашенные в Концепции внешней политики РФ стабильность и предсказуемость не просто декларативным тезисом, а действительным свойством современной модели российско-китайских отношений как в сфере двусторонних связей, так и в области международных проблем. По двусторонним вопросам эта модель предусматривает поступательное развитие сотрудничества, снятие, сглаживание или обход мешающих ему препятствий; на международной арене она направлена на противодействие гегемонизму [14].

Для России неприемлемы ни интеграция в постиндустриальный мир на его условиях, ни глубокая изоляция от него, пусть даже при самых тесных отношениях с Китаем. Иными словами, избранная Москвой политика балансирования втянута в достаточно жесткие пределы, и столь же узкими рамками ограничена «независимая и самостоятельная» внешняя политика Пекина, в положении которого на международной арене имеется существенное сходство с положением Москвы.

Известный китайский политолог Шэн Шилян не без основания считает, что стратегическое партнерство между Китаем и Россией может нанести ущерб улучшению отношений с США. Для Китая отношения с США «важные среди важных». К тому же, считает он, экономическая мощь России пока мала, и она продолжает снижаться на фоне роста китайской экономики. Если в 1994 г. показатели ВВП двух стран сравнялись, то уже в 2008 г. это соотношение было 1:2,3, а в 2011 г. - 1:4,7. По прогнозам международного валютного фонда (2011 г.), к 2016 г. соотношение ВВП РФ и КНР по покупательской способности составит 1:5,9% [22, с. 201].

Не совпадают интересы РФ и КНР в торговле с третьими странами, невыгодной для России остается структура двухсторонней торговли, низок уровень взаимных инвестиций, острой остается проблема китайских мигрантов в РФ. К этому следует добавить и разное отношение двух стран к подписанию и выполнению Киотского протокола. Эти и другие нерешенные вопросы и противоречия не только тормозят двухсторонние отношения, но и негативно сказываются на укреплении региональной и международной безопасности.

Многие аналитики склонны считать, что в этих условиях ни Россия, ни Китай не согласятся взять на себя обязательства по обеспечению взаимной безопасности ни в форме официального, ни даже неофициального союза. Их аргументы: во-первых, Россия и особенно КНР по-прежнему зависят от западных инвестиций и не захотят потерять их. Во-вторых, создание такого союза не меняют противоречий между Москвой и Пекином, проистекающих из слабости России перед лицом набирающего силу Китая. Допускается и такой вариант развития событий, как восстановление российско-американских отношений. После санкций Запада и окончания финансово-экономического кризиса неизбежен подъем Российской Федерации, и она может стать крупным конкурентом Китаю на мировых рынках кредитных заимствований.

Основой партнерства между РФ и КНР на двухстороннем уровне служит большая степень совпадения среднесрочных и долгосрочных целей, взаимодополняемость и динамика экономик, несмотря на разность экономических потенциалов. У обеих стран, находящихся сегодня примерно на одинаковых цивилизационных ступенях развития, появляется больше объективных возможностей для взаимодействия. «Несмотря на наличие ряда ограничителей, российско-китайское стратегическое партнерство на всех уровнях и во многих областях национальных интересов имеет достаточный простор и стимулы для развития» [22, с. 509].

Следует отметить, что вышеизложенные внешнеполитические цели и интересы России на китайском направлении, во-первых, не исчерпывают всех компонентов ее внешнеполитической стратегии, хотя последняя до конца так и не сформировалась; во-вторых, они служат сверхзадаче сегодняшней России - интеграции в мировую рыночную экономику; в-третьих, по важности они разделяются на стратегические, т.е. стабильность и безопасность на границе, развитие торгово-экономического сотрудничества, и перспективные, т.е. интеграция в АТР, поддержание баланса сил в мире; в-четвертых, их осознание произошло не автоматически, а явилось результатом тщательно продуманных политических шагов.

Таким образом, анализ становления китайского направления во внешней политики Российской Федерации можно разделить на три периода: при президентстве В.В. Путина с 2000 по 2008 г.; под руководством Д.А. Медведева с 2008 по 2012 г.; с 2012 г. до настоящего времени под руководством В.В. Путина. По признанию обеих сторон, на протяжении этих трех периодов несомненно наблюдается непрерывный подъем двухсторонних связей во внешней политике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аналитический обзор: первые зарубежные визиты Президента РФ В. Путина обусловлены приоритетами внешнеполитического курса России [Электронный ресурс] URL: hhttp://russian.people.com.cn/95181/7833729.html13:48.01/06/2012

2. Бергер М.Я. Экономическая стратегия Китая. - М.: Форум, 2009. - 560 с.

3. Встреча главы МИД Китая с российским коллегой // Жэньминь Жибао. - 22.07.08. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com. cn/31521/ 6455119. html

4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Российская газета. - 17.07.01. - Федерал. выпуск № 2746.

5. Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. - М.: Олма-Пресс, 2002. -384 с.

6. Китай активизирует антитеррористическое международное сотрудничество // Жэньминь Жибао [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31521/7694496.html

7. Китай и Россия подписали совместное заявление о всестороннем углублении отношений партнерства и стратегического взаимодействия // Жэньми Жибао. - 29.09.2010.

8. Китайско-российские морские учения «Морское взаимодействие-2013» успешно завершились // Жэньминьван. -20.07.2013. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31519/8323091.html

9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 28 июня 2000 г.) [Электронный ресурс] URL: scrf.gov.ru/documents/25.html

10. Ли Фэнлинь. Внешняя политика России и Китай // Изучение России. - 2004. - № 2. - C. 21.

11. Ли Цзинцзе. О некоторых аспектах китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия. Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем. Современное состояние, проблемы и предложения. - М.: Форум, 2014. - C. 256.

12. Ли Юнцюань. За визитом Путина стоит хорошая дружественная атмосфера // Жэньминь Жибао. - 13.06.2012. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31521/7845126.html

13. Отношения с Китайской Народной Республикой - один из приоритетов российской внешней политики // Жэньминь Жибао. - 26.09.2010. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31521/7150423.html

14. Печерица В.Ф. «Восточный экспресс» Путина ускоряется на Китай: Монография. - Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2015. - 128 с.

15. Российская дипломатия в эпоху нового Путина и китайско-российские отношения // Научный журнал России. -2012. - № 4. - С. 8.

16. Российский эксперт назвал российско-китайские отношения примером добрососедства и взаимной выгоды // Жэньминь жибао. [Электронный ресурс] URL: 08:27.22/05/2008 http://russian.people.com.cn/31519/6415838.html

17. Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем: современное состояние, проблемы и предложения / Ин-т Дал. Востока РАН; Ин-т кит.-рос. стратег. сотрудничества ун-та Цинхуа (Пекин) / В 2-х кн. Кн. 1. - М.: Форум, 2014. - 256 с.

18. Территориальных проблем между Россией и Китаем больше нет // НТВ. Ru. - 21.07.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.ntv.ru/novosti/136550/?fb#ixzz3xlfuJzve

19. Титаренко Л.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. - М.: ФОРУМ, 2014. - 224 с.

20. Чуфрин Г. Российско-китайские связи в эксклюзивном интервью корр. агентства Синьхуа накануне визита Президента РФ Дмитрия Медведева в КНР.

21. Чэнь Сяньлян. Китайско-российские отношения под руководством Д.А. Медведева // Изучение России, Центральной Азии, Восточной Европы. - 2011. - № 8. - С. 38-56.

22. Шэи Шилян. Китайско-российское сотрудничество в новой ситуации. Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем. - С. 201.

REFERENCES

1. Analytical review: the first foreign visits of Russian President Vladimir Putin are due to foreign policy priorities of Russia. [Analiticheskiy obzor: pervye zarubezhnye vizity prezidenta RF V. Putina obuslovleny prioritetami vneshnepolitich-eskogo kursa Rossii.]. Available at: http: //russian.people.com.cn/95181/7833729.html13:48.01/06/2012 (in Russ.)

2. Berger, M.J. (2009) China's economic strategy. [Ekonomicheskaya strategiya Kitaya] Moscow: "Forum" Publishing House, 2009. 560 p. (inRuss.)

3. The meeting of Foreign Minister of China with Russian counterpart. [Renmin Ribao. Vstrecha glavy MID Kitaya s ros-siyskim kollegoy. Zhen'min' zhibao]. Jul. 22, 2008. Available at: http://russian.people.com.cn/31521/6455119.html (in Russ.)

4. The Treaty of Good-Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China. [Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy]. The Rossiyskay Gazeta. Jul. 17, 2001. Federal Iss. 2746 (in Russ.)

5. Ivanov I.S. (2002) New Russian Diplomacy. Ten years of the state foreign policy. [Novaya rossiyskaya diplomatiya. Desyat' let vneshney politiki strany]. Moscow: Olma-Press, 2002, 384 p. (in Russ.)

6. China to enhance anti-terrorism international cooperation. Renmin Ribao. [Kitay aktiviziruet antiterroristicheskoe mezhdunarodnoe sotrudnichestvo. Zhen'min' Zhibao]. Available at: http://russian.people.com.cn/31521/7694496.html (in Russ.)

7. China and Russia signed a joint statement on all-round deepening of relations of partnership and strategic interaction. Renmin Ribao. [Kitay i Rossiya podpisali sovmestnoe zayavlenie o vsestoronnem uglublenii otnosheniy partnerstva i strategicheskogo vzaimodeystviya. Zhen'mi Zhibao]. Sept. 29, 2010. (in Russ.)

8. Sino-Russian naval exercises "Sea cooperation 2013" successfully completed. Renmin Wang. [Kitaysko-rossiyskie morskie ucheniya «Morskoe vzaimodeystvie-2013» uspeshno zavershilis'. Zhen'min'van]. Jul. 20, 2013. Available at: http://russian.people.com.cn/31519/8323091.html (in Russ.)

9. The Concept of Foreign Policy of the Russian Federation (approved by the RF President Vladimir Putin. [Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Prezidentom RF V.V. Putinym 28 iyunya 2000 g.)]. June 28, 2000). Available at: scrf.gov.ru/documents/25.html (in Russ.)

10. Li Fenlin. (2004). The foreign policy of Russia and China. The study of Russian. [Li Fenlin'. Vneshnyaya politika Rossii i Kitay. Izuchenie Rossii.]. Vol. 2, 21. (in Chinef)

11. Li Jingjie. (2014) On some aspects of the Sino-Russian relations of strategic partnership and interaction. Strategic partnership dialogue between Russia and China. Current status, problems and suggestions. [Li Tszintsze. O nekotorykh aspektakh kitaysko-rossiyskikh otnosheniyakh strategicheskogo partnerstva i vzaimodeystviya. Strategicheskoe part-nerskiy dialog mezhdu Rossiey i Kitaem. Sovremennoe sostoyanie, problemy i predlozheniya.]. Moscow, 2014. P. 21. (in Russ.)

12. Li Yongquan. Good friendly atmosphere during Putin's visit. Renmin Ribao. [Li Yuntsyuan'. Za vizitom Putina stoit khoroshaya druzhestvennaya atmosfera.]. Jun. 13, 2012. Available at: http://russian.people.com.cn/31521/7845126.html (in Russ.)

13. Relations with China - one of Russia's foreign policy priorities. [Otnosheniya s Kitayskoy Narodnoy Respublikoy - odin iz prioritetov rossiyskoy vneshney politiki]. Renmin Ribao. Sept. 26, 2010. Available at: http://russian.people.com.cn/31521/7150423.html (in Russ.)

14. Pecheritsa V.F. (2015). Putin's "Oriental Express" to accelerate to China. [Pecheritsa V.F. «Vostochnyy ekspress» Putina uskoryaetsya na Kitay. Monografiya. Vladivostok: Dal'nevostochnyy Federal'nyy universitet.]. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 128 p. (in Russ.)

15. Russian diplomacy in the new era of Putin and Chinese-Russian relations (2012). [Rossiyskaya diplomatiya v epokhu novogo Putina i Kitaysko-rossiyskoe otnoshenie]. Russian Scientific Journal. Vol. 4, 8. (in Russ.)

16. Russian expert called the Russian-Chinese relations are an example of good-neighborliness and mutual benefit. [Ros-siyskiy ekspert nazval rossiysko-kitayskie otnosheniya primerom dobrososedstva i vzaimnoy vygody]. Renmin Ribao. May 22, 2008. Available at: http://russian.people.com.cn/31519/6415838.html (in Russ.)

17. Strategic dialogue partnership between Russia and China: current status, problems and suggestions. (2014). [Strate-gicheskiy partnerskiy dialog mezhdu Rossiey i Kitaem: sovremennoe sostoyanie, problemy i predlozheniya.]. Ed. by M.L. Titarenko, V.Y. Portyakov; Institute for Far Eastern Studies Russian Academy of Science; Institute for China-Russia strategic cooperation, Tsinghua University (Beijing), 2 Volumes. Vol. 1. Moscow: Forum, 256 p. (in Russ.)

18. There is no territory dispute between Russia and China. [Territorial'nykh problem mezhdu Rossiey i Kitaem bol'she net.]. NTV. RU. Jul. 21, 2008. Available at: http://www.ntv.ru/novosti/136550/?fb#ixzz3xlfuJzve (in Russ.)

19. Titarenko L.L. (2014). Russia and China: strategic partnership and the challenges of time. [Titarenko L.L. Rossiya i Kitay: strategicheskoe partnerstvo i vyzovy vremeni.]. Moscow: "FORUM" Publishing House, 224 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Chufrin G. Russian-Chinese relations: exclusive interview with Xinhua News Agency on the eve of the visit of Russian President Dmitry Medvedev to China. [Chufrin G. Rossiysko-kitayskie svyazi v eksklyuzivnom interv'yu korr. agentstva Sin'khua nakanune vizita prezidenta RF Dmitriya Medvedeva v KNR]. (in Chinef)

21. Chen Xiangliang. (2011). Sino-Russian relations under the leadership of D.A. Medvedev. [Chufrin G. Rossiysko-kitayskie svyazi v eksklyuzivnom interv'yu korr. agentstva Sin'khua nakanune vizita prezidenta RF Dmitriya Medvedeva v KNR]. Study of Russia, Central Asia and Eastern Europe. Vol. 8, 38-56. (inRuss.)

22. Shei Shiliang. Sino-Russian cooperation in the new situation. [Shei Shilyan. Kitaysko-rossiyskoe sotrudnichestvo v no-voy situatsii.]. Strategic partnership dialogue between Russia and China. P. 201. (in Chinef)

Information about the author

Цзоу Лихуэй, аспирантка, кафедра философии и социально-гуманитарного образования, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, Россия [email protected]

Получена 15.12.2015

Для цитирования статьи:Цзоу Лихуэй, Анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 18-25.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-18-25

Информация об авторе

Zou Lihui, Postgraduate student, Department of Philosophy and Socio-humanitarian Education, School of Pedagogics, Far Eastern Federal University,

Ussuriisk, Russia [email protected]

Received 15.12.2015

For article citation: Zou Lihui, Analysis of Russia's foreign policy in the Chinese direction at the beginning of the XXI centur [Analiz vneshnej politiki Rossii v kitajskom napravlenii v nachale XXI veka.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. No. 1 vol-1. Pp. 18-25.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-18-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.