УДК 32
Любецкий Николай Петрович
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет lyubeckiyn@mail. ru Демьянова Людмила Михайловна кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и спортивно-оздоровительных, Донской государственный технический университет [email protected] Лукьяшко Алёна Геннадьевна старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет [email protected] Самыгин Сергей Иванович доктор социологических наук,
профессор кафедры финансового и HR-менеджмента, Ростовский государственный экономический университет samygin78 @yandex.ru Nikolay P. Lyubetsky
Candidate of sociological science, associate professor
of the Department of Theory and Practice of Physical Culture and Sports,
Don state technical university
lyubeckiyn@mail .ru
Lyudmila M. Demyanova
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor,
Head of the Department of Physical Culture and Sports and Social Technologies, Don State Technical University [email protected] Alyona G. Lukyashko
Senior Lecturer, Department of Theory and Practice
of Physical Culture and Sports,
Don State Technical University
Sergey I. Samygin
Doctor of sociological sciences, Professor of Professor of the Department of Financial and HR Management, Rostov State University of Economics samygin78 @yandex.ru
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
РОССИЯ И РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР RUSSIA AND THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER
Аннотация. В феврале 1917 года в России произошёл государственный переворот с обрушением российской государственности. Это стало возможным в результате духовного кризиса российского общества, раскола среди российской интеллигенции на государственников-патриотов и либералов-западников, из-за несформированности исторического самосознания российской молодёжи, заговора генералов против Николая II, в Госдуме и в близком окружении царя, а также, из-за массовой гибели русских офицеров-державников на фронтах Первой Мировой войны, предательства интересов России её коварными союзниками по Антанте (Англией и Францией). Но главная причина обрушения российской государственности, по мнению авторов статьи, связана с амбивалентностью и противоречивостью русского национального характера, который во все времена есть величина, практически, постоянная. Поэтому февральский государственный переворот в России, увы, повторился в Октябре 1917 и в августе 1991 года, из-за простодушия, наивности и политической близорукости российского общества и элиты, одержимой болезнью «европейничанья», русофобией и богоборчеством. В связи с этим, авторы статьи предприняли попытку проанализировать влияние русского национального характера на драматические события России ХХ века, опираясь на исторические факты, материалы ученых-экономистов (В.Ю. Катасонова, А.С. Галушко, А.К. Ниязметова, М.О. Окулова, Б.М. Соколина) и на литературные и исторические труды; Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, И.П. Павлова, Ф.И. Тютчева, А.А. Зиновьева, И.Я. Фроянова, Е.Ю. Спицына.
Ключевые слова: народ, менталитет, национальный характер, архетип, русские, «теория конвергенции», традиционные жизненные ценности, материализм, национальная элита, справедливость, суверенитет, «болезнь европейничания».
Abstract. In February 1917, a coup d'etat with the collapse of Russian statehood took place in Russia. This became possible as a result of: the spiritual crisis of Russian society, the splitness of the Russian intelligentsia into statesmen-patriots and liberals-westers, due to the lack of formality of the historical self-awareness of Russian youth, the conspiracy of generals against Nicholas II, the conspiracy in the State Duma and in the close environment of the tsar, as well as from -the mass death of Russian support officers on the fronts of the First World War, the betrayal of the interests of Russia by its insidious allies in the Entente
(England and France). But the main reason for the collapse of Russian statehood, according to the authors of the article, is associated with the ambivalence and inconsistency of the Russian national character, which at all times is almost constant. Therefore, the February coup d'etat in Russia, alas, was repeated in October 1917 and ... in August 1991, due to the simple-mindedness, naivety and political myopia of Russian society and the elite, obsessed with the disease of "Europeanism ", Russophobia and God-fighting. In this regard, the authors of the article made an attempt to analyze the influence of the Russian national character on the dramatic events of Russia of the twentieth century, based on historical facts, materials of scientists-economists (V.Yu. Katasonov, A.S. Galushko, A.K. Niyazmetov, M. O. Okulova, B.M. Sokolina) and on literary and historical works; N.Ya. Danilevsky, F.M. Dostoevsky, K.N. Leontyeva, I.P. Pavlova, F.I. Tyutcheva, A.A. Zinovieva, I. Ya. Froyanova, E.Yu. Spitsyna.
Key words: people, mentality, national character, archetype, Russians, "convergence theory", traditional life values, materialism, national elite, justice, sovereignty, ".Europeanism disease ".
Национальный характер - это совокупность специфических психологических черт, которые проявляются в способе поведения, в образе мыслей, в складе ума. Общеизвестно, что судьба народа, как и судьба отдельного человека, во многом, определяется его характером, который не остаётся вечно, постоянным. С течением веков, а, порой, и десятилетий, национальный характер русского народа меняется в зависимости от окружающей среды и питающего душу ландшафта, от происходящих с народом знаковых событий, от духа эпохи, особенно резкой на исторических изломах русской истории и очередной российской смуты.
Национальный характер формируется под воздействием духовно-нравственных начал (мифология, нормы), культурно-мировоззренческих факторов (мировоззрение, идеология, культура); на него также серьёзное влияние оказывает политико-экономическая сфера (социум, политика, экономика).
Именно в русском национальном характере «зашита» онтоцентричной модели (от человека к смыслам) цивилизационных принципов:
- миротворчество (как высший смысл), жертвенность (мифология);
- совестливость (норма); «Я для мира» (мировоззрение);
- польза (идеология);
- поиск смысла (культура);
- общинность (социум), а в политике - это идеальное намерение, в экономике - разумная достаточность [1, с. 82].
В русском национальном характере также «зашит» древних архетипов:
- созидание блага;
- приумножение рода;
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
- возвышение духа;
- устроение лада;
- удержание мира;
- освоения земли;
- стремления к воле;
- архетип преданности делу;
- архетип приверженности к чести.
Совокупность этих и ряда других архетипов естественно назвать бытийным кодом России.
Русский народ - органическая коллективная надэтническая общность -объединение, преимущественно восточнославянских, финноугорских и тюркских этнических групп в единое социальное, надэтническое образование, взявшее общее название и с ним вошедшее в историю, создавшее общий язык на основе множества диалектов и говоров и созидающее континентальное государство - империю с единой культурной средой.
Что касается истории возникновения понятия «русский народ», то, по мнению философа и этнолога Льва Николаевича Гумилёва, на Куликовом поле в 1380 году пошли сражаться суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи как представители своих княжеств, но после победы над Мамаем они все вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. То есть, в истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - русский народ - стала реальностью.
Главная ценность для человека русской цивилизации - сам человек, его душа. И здесь следует отметить, что многие черты русского национального характера, которыми мы восхищаемся, почти сплошь выросли из Православия, то есть из Нагорной проповеди, являющейся для нас образцом христианской этики, из десяти заповедей Иисуса Христа, церковной догматики и евангельской мистики. Именно Церковь привила и укрепила в русском человеке его лучшие органические качества:
- быть смиренным, способным к жертве, к часто нечеловеческим условиям жизни;
- способным к короткому сверхусилию;
- бытийный максимализм;
- быть способным к милосердному сочувствию и прощению врагов;
- готовность к самоосуждению, публичному раскаянию;
- преувеличение своих слабостей и ошибок;
- жажда идеала и праведности;
- личная нравственность и стремление русского человека к общественной справедливости;
- приоритет духовного над материальным, открытость, прямодушие, естественная непринужденность, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости);
- несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, отзывчивость, способность «всё понять», размах способностей «широкий всеоткрытый ум»;
- созерцательность, широта характера и размах решений.
У нас, у русских, нет национального эгоизма и брезгливого чувства превосходства над другими народами; мы воистину демократичны и терпимы к другим народам, готовы довольствоваться малым и жить на низком социально-экономическом уровне, демонстрируя покорность властям.
В результате многолетней информационно-психологической войны Запада против СССР - России в конце ХХ века произошла радикальная трансформация советского общества и перерождение партийной элиты, разрушившей изнутри собственное государство. Это стало возможным ещё и в результате качественных изменений, которые произошли в русском национальном характере и, как следствие, культурной экспансии Запада во второй половине ХХ века, что собственно и отметил с горечью в своей книге «На пути к сверхобществу» русский, советский философ и системный аналитик Александр Зиновьев: «Российский народ по индивидуальным способностям превосходит все другие большие народы, но он обладает одной способностью, которая сводит все остальные способности на нет. Он обладает способностью не использовать свои способности. Он не умеет пользоваться ими. Слабая способность к самоорганизации и самодисциплине. Склонность к коллективизму, к покорности перед властями, к лени. Способность легко поддаваться влиянию демагогов и проходимцев. Русского человека отличает способность переносить трудности и жить на низком уровне. Терпеливость. Гостеприимство. Чрезмерная психическая гибкость, доходящая до угодничества и хамелеонства. Слабая бережливость. Неуважение своих соотечественников, преклонение перед всем иностранным. Взгляд на жизненные блага как на дар Судьбы или свыше, а не как на результат своих усилий, инициативы и риска. Вследствие своего характера, русский народ не смог воспользоваться плодами своей великой революции и плодами победы в войне над фашистской Германией, не смог завоевать привилегированное положение в своей стране, оказался неконкурентоспособным в борьбе с другими народами за лучшие социальные позиции и блага. Русский народ не оказывал поддержку своим наиболее талантливым соплеменникам, а, наоборот, всячески препятствовал их выявлению, продвижению и признанию. Он никогда всерьёз не восставал против глумления над ним, исходившего от представителей других народов, позволяя им при этом безбедно жить за его счёт [2, с. 410-411]. Как мы видим, всякий характер на
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
Земле противоречив и даже может совмещать в себе полные противоположности. Недаром в русском народе говорят, что наши недостатки, есть продолжение наших достоинств.
Итак, о недостатках в русском характере - общеизвестное русское долготерпение, поддержанное нашей телесной и духовной выносливостью. Веками у русских людей не развивалось правосознание, столь свойственное западному человеку. Увы, но к законам у русского человека всегда было отношение недоверчивое, ироничное. Вместо правосознания в нашем народе всегда жила и сегодня не умерла - тяга к живой справедливости, выраженная пословицей: «Хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили».
И ещё, русский человек традиционно не стремится к власти, более того, он сторонится власти и презирает её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов. В противоречие тому - русский человек, одновременно жаждал сильных и праведных действий правителя, ждал чуда! Отсюда, - считает писатель А.И. Солженицын, - «наша губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации, именно это особенность национального характера более всего вредит нам сегодня, именно её отмечал впоследствии и социолог А.Л. Зиновьев: «Русские не способны делать дела через самозарождённую организованность. Мы из тех народов, которым непременно нужен лидер-вожак. При удачном вожаке русские могут быть очень сильны» (Солженицын А.И. Россия в обвале, 1998 г.). Авторитетное мнение Нобелевского лауреата А.И. Солженицына перекликается с мыслями монархиста В.В. Шульгина: «Трудно служить России в одиночку, а скопом мы не умеем». И на то есть у нас пословица: «Сноп без перевясла -солома». «Труд русского человека лишён упругого равномерного напряжения: нет методичности и размеренности» (С.С. Маслов, общественный деятель, ХХ века).
Действительно, как свидетельствует драматическая история развития нашей страны в ХХ-ХХ1 вв., нам не хватает равномерной методичности, настойчивости, внутренней дисциплины, анонимной и коллективной ответственности - болезненнее всего, не хватает русскому человеку духовной зоркости и трезвости мышления при нашем традиционном равнодушии к историческому моменту, к происходящему - и это, может быть, главный наш порок. А ещё поражает бесчувствие русских к русским! Редко в каком народе настолько отсутствует национальная спайка и взаимовыручка, как отсутствует у нас.
И как здесь не вспомнить мнение великого русского поэта Ф.И. Тютчева о социальной инфантильности русского общества: «Странное дело! Россия как государство - гигант, а как общество - младенец». А это действительно имеет место быть. С Россией, в конце ХХ - начале XXI века, произошло то, о чём сокрушался ещё в конце XIX века писатель - пророк Ф.М. Достоевский, размышляя об идее буржуазности, когда «Всяк за себя и
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
только за себя и всякое общение между людьми единственно для себя» -
таким он видел нравственный принцип большинства «теперешних» людей (перевертышей) XXI века, подпавших под порочную для нас, русских, либеральную идеологию.
В «лихие девяностые» ХХ века (трагические годы для России), - эпоха «прорабов» Перестройки Горбачёва - Ельцина, - российским обществом, не без «помощи» диссидентствующей отечественной научной и творческой интеллигенции, повсеместно овладел культ «золотого тельца», культ материализма. Этот принцип буржуазности заместил прежний мировой строй и стал главной идеей столетия во всём европейском мире.
XIX век и далее ХХ век возвели всегдашние устремления человека к материальному достатку в высший принцип, узаконили представление о свободе как о личном богатстве. Вот что об этом думал и писал в своём «Дневнике» Ф.М. Достоевский. «Наступает вполне торжество идей, перед которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды, чувства христианские, национальные и даже народной гордости европейских народов. Наступает, напротив, матерьялизм, слепая, плотоядная жажда личного материального обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами - вот всё, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу, вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей... Верхушка евреев -капиталистов воцаряется над человечеством всё сильнее и твёрже и стремится дать миру свой облик и свою суть». В определении своей эпохи как буржуазной, отвечающей «еврейскому духу» В.М. Достоевский вряд ли был оригинален.
Возвращаясь к теме парадоксального отношения русского человека к действующей власти и русским законам, здесь необходимо отметить, что для русского человека, действительно, характерно демонстративно-уважительное (и даже подобострастное) отношение к действующей власти, вплоть до самоуничижения, и, одновременно, некое неуважение к закону как снизу, так и сверху. Право у нас, в России всегда инструмент власти! Ярким подтверждением наших житейских наблюдений - выводов из истории России ХХ века, является известное дело валютчиков Рокотова - Файбишенко -Яковлева, обвиненных в эпоху волюнтариста Н.С. Хрущёва в незаконных валютных операциях в 1961 году. По инициативе и под давлением генсека Н.С. Хрущёва, эти, преступившие закон люди, вопреки действующему советскому законодательству, были беззаконно приговорены к расстрелу, что явилось вопиющим нарушением фундаментальных принципов права в виде применения обратной силы закона, ибо на тот момент смертная казнь в СССР была запрещена. А ещё трагические события в Ростовской области -расстрел советской властью рабочих Новочеркасского электровозоремонтного (НЭВЗ) завода 1-3 июня 1962 года, вышедших
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
бастовать на улицы города Новочеркасска в ответ на резкое повышение местными властями цен на продукты питания и одновременно серьёзное снижение заработной платы на заводе НЭВЗе.
Ключевые фигуры в этих драматических событиях, принимавшие тогда неоправданное решение о расстреле рабочих, были представители высшей советской власти: генсек Н.С. Хрущёв и члены Президиума ЦК КПС Ф.Р. Козлов и А.И. Микоян. В итоге (по официальным данным) - 24 погибших и 70 раненых! На суде, состоявшемся в городе Новочеркасске 13-20 августа 1962 года, семерым из «зачинщиков» стихийной забастовки были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, 103 человека получили сроки от 2 до 15 лет лишения свободы, а в 1996 году все осуждённые по этому делу были реабилитированы. Но судьбы многих людей были сломаны. Как утверждает русская народная пословица: «Закон у нас, на Руси, что дышло, куда повернул - туда и вышло». И поворачивали, причем сами власти. Как в своё время заметил российский историк Н.М. Карамзин: «Строгость российских законов у нас компенсируется их повсеместным неисполнением».
А ещё (если говорить о негативе) в русском характере имеет место быть неуважение к талантливым людям, к казенной собственности; укоренившаяся традиция к мздоимству, склонность к утопическому мышлению, когда русский ум не привязан к фактам, не проверяет смысла слов, не идёт за кулисы слова, пытаясь выявить их подлинную суть, не занимается изучением реальной жизни. Именно это и произошло с ярким, но утопическим (завиральным) большевистским лозунгом: «Даёшь Мировую революцию!», стоившим «от 8 до 13-ти миллионов безвозвратных людских потерь в Гражданской войне, при этом на долю обоих регулярных армий (Красная и Белая) пришлось только 1 млн. 200 тысяч человек. Общие демографические потери, по оценке профессора В. Кожина, составили астрономическую цифру - 25 млн. человек!» [3, с. 258-259]. Такова была страшная цена духовного кризиса, социальной инфантильности и несформированности исторического самосознания 60-ти миллионов молодых людей, родившихся в России в эпоху правления царя Николая II (демографическая катастрофа), которых царская власть не успела или не смогла воспитать и образовать в рамках цивилизационной идентичности на основе Православия. В начале ХХ века многие из политически наивной российской молодёжи со всей пассионарной энергией молодости ринулись в революцию, одурманенные большевистскими лозунгами В.И. Ленина, а именно: «Долой Самодержавие», «Вся власть Советам», «Мир хижинам, война дворцам», «Фабрики рабочих, земля крестьянам», «Мир без аннексий и контрибуций», хотя именно большевики заключили с немцами позорный «Брестский мир», по которому от России были отторгнуты: Польша, Латвия, Эстония, часть Белоруссии, произошло признание советской Россией независимости Украины и
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
демобилизация русской армии. Надо здесь отметить, что многие из этих броских лозунгов большевиков так и не были реализованы в дальнейшем в нашей стране и, более того, всё было плоть до - наоборот. Объективности ради, здесь следует отметить, что в довершение ко всему за период 18811913 гг. Россия была ещё и ограблена иностранным капиталом на сумму, равную 2 млрд. рублей. Такова была цена приобщения России к капитализму и её опоры на иностранный капитал [4, c. 416].
Ещё посол Франции в России Морис Палеолог как-то заметил: «Русские много думают, но не умеют предвидеть, бывают застигнуты врасплох последствиями своих поступков. Утешительное слово «ничего» как чёрта Национального характера, способ умалить цель, признать тщету всякого начинания - самооправдание, извиняющее отказ от стойкого проведения в жизнь своих намерений».
В силу вышеназванных особенностей нашего национального характера, драматические события обрушения российской государственности повторились уже в конце ХХ века, в августе 1991 года в рамках либеральной контрреволюции под водительском одержимого властью честолюбца Бориса Ельцина и андроповских младореформаторов Чубайса - Гайдара -Ходорковского и иже с ними при поддержке глобалистского Запада. В итоге многолетнего предательства интересов государства, в августе 1991 года произошёл распад СССР изнутри (планетарная катастрофа). Поэтому сегодня в 2022 году - в эпоху глобализма и низкопоклонства многих российских граждан перед Западом, - нашему излишне эмоциональному обществу, как никогда, нужна духовная зоркость, трезвость мышления, а не сентиментальные иллюзии, что Запад нам поможет. Поможет, разве что умереть, ибо русофобия и патологическая ненависть Запада к русским, русской культуре, Православию (ещё замеченная Ф.И. Тютчевым, М.Е. Катковым, Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, Петром Дурново, И.А. Ильиным, К.П. Победоносцевым, Ф.М. Достоевским, А.А. Зиновьевым и др.), носит сегодня трансцендентный, всеобъемлющий характер. И перманентная война НАТО с Россией на Украине яркое тому свидетельство.
А тем временем, идеализация Запада, утопизм и традиция иррационального долготерпенья русского человека с его способностью дойти до крайней (опасной) черты позволяют (в жажде идеала) накапливаться в российском неустойчивом обществе XX-XXI вв. горючему веществу из перманентного недовольства российской духовной и экономической элиты действующей властью, а затем, в нашей стране вдруг происходит социальный взрыв, но не тогда, когда нашим гражданам живётся хуже, а когда - лучше!
Вот, такой социальный парадокс российской действительности. Яркий исторический пример тому - революции 1917 года англосаксонского происхождения. Дело в том, что в 1890 году в России-таки завершился
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
промышленный переворот, и страна к 1913 году прочно вошла в пятёрку крупнейших индустриальных держав мира по абсолютным объёмам производства. Российский рубль был устойчивой валютой, подкреплённой золотым запасом Империи. И, тем не менее, это не спасло Россию Николая II от революции, а фактически, от государственного переворота в феврале 1917 года, как следствие, от серьезного конфликта и борьбы за власть в стране Петербургской финансовой элиты и старообрядческой Московской купеческой диаспоры. Да ещё, вся эта либеральная смута, затеянная элитой, происходила во время Первой мировой войны. В итоге, самодержавная Россия погибла из-за тщеславия, гордыни, предательства и политической близорукости отечественной элиты.
Из истории человечества известно, что кризису всегда предшествует процветание. Чем выше уровень процветания, тем глубже кризис и тем быстрее он развёртывается. Называется этот социальный феномен «механизм Иосифа» из книги Бытия: сначала должны быть тучные года, чтобы затем пришли тощие. Принято говорить, что снаряд в одну воронку дважды не попадает, однако, через 74 года в Советском Союзе опять повторилась катастрофическая ситуация Февраля-Октября 1917 года по принципу, «чем хуже, тем лучше». И опять-таки с активным участием коварных англосаксов («Большая игра»), но исподволь, исподтишка, не объявляя публично своей заветной цели - расчленение и уничтожение России. Речь здесь идёт о либеральной контрреволюции августа 1991 года (г. Москва), осуществленной под эгидой советской - прозападной творческой и научной контрэлиты, предателей силовиков из КГБ, теневых цеховиков, а также- партийно-государственной номенклатуры.
А между тем, никаких объективных факторов для перестройки социальной системы советского общества не было, кроме предательства интересов страны идеологической и культурной антиэлитой, жаждавшей поражения СССР.
А что же на самом деле имело место в Советском Союзе в 70-80-е годы ХХ века? Советский Союз превратился в эти годы во вторую сверхдержаву планеты отнюдь не за счёт экономической несостоятельности коммунизма и застоя, а, наоборот, за счёт необычайно интенсивного развития (темпы среднегодового роста советской экономики, %: 1929-1940 гг. -14,5%; 1946-1955 гг. -13%; 19561965 гг. - 7,8%; 1966-1985 гг. - 5,3% и 1986-1991 гг. - 0,3%) [5, с. 25]. Но разве можно назвать застойным период, когда за 20 лет (1966-1985 гг.) национальный доход страны вырос в четыре раза, промышленное производство - в пять раз, основные фонды - в семь раз? Несмотря на то, что рост сельскохозяйственного производства увеличился за этот период лишь в 1,7 раза, реальные доходы населения росли примерно такими же темпами, что и производительность общественного труда, и возросли в 3,2 раза;
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
приблизительно в три раза увеличилось производство товаров народного потребления на душу населения...
Действительно, темпы экономического роста были ниже, чем в предыдущее пятилетие, но в сравнении с развитыми капиталистическими странами, кроме Японии, они были выше или равны [6, с. 9].
Повторимся, но в 1980-х годах никаких причин для развала СССР не было, в связи с его, якобы, экономической несостоятельностью. Именно такого же устойчивого мнения придерживается известный советский социолог-аналитик А.А. Зиновьев в своей книге «Русская трагедия». А что же тогда произошло? Дело в том, что всякое общество, так или иначе, переживает кризисные ситуации, соответствующие его природе. В советском обществе в 1980-х годах назревал кризис, но кризис специфически коммунистический, первый в истории страны кризис такого рода.
Однако одни партийные вожди (Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Косыгин и др.) приближение кризиса просто проглядели, вследствие самоослепления, а другие представители советской контрэлиты (Джермен Гвишиани, Георгий Щедровицкий, Александр Бовин, Станислав Шаталин, Евгений Питовранов, Олег Калугин, Георгий Арбатов, Татьяна Заславская, Виталий Коротич, братья Рой и Жорес Медведевы, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Филипп Бобков) умышленно этот кризис сфальсифицировали, изобразив его как провал советской системы. Все эти «другие» были диссидентствующимми советскими интеллектуалами (властители умов). К сожалению, все они принадлежали к высшему эшелону привилегированной советской научной элиты, прикормленной в 1980-е годы солидными денежными грантами Запада и бесконечными их поездками за рубеж, на организованные Западом «научные» конференции, где всё советское охаивалось, подвергалось осмеянию и остракизму, именно потому, что системные меры советской власти по преодолению кризиса могли позволить Советскому Союзу преодолеть трудности. Именно эти «другие» -псевдоэлита, во многом, и повинны в разрушении СССР изнутри. Эти перевёртыши начали с остервенением «рубить сук», на котором сидели. Почему? Никаких объективных факторов в разрушении социальной организации советского общества не было. Более того, в послевоенные годы население Советского Союза выросло на сто миллионов человек! Повысился жизненный уровень. Выросли потребности людей. Теперь речь шла не просто о хлебе и какой-то крыше над головой, а о комнатах, квартирах, телевизорах, холодильниках, мотоциклах, автомашинах и т.д. И страна, так и иначе, делала колоссально много, чтобы жить на достаточно высоком уровне.
Беда советского общества состояла в том, что в СССР начисто отсутствовало научное понимание не только своего, советского социального строя, включая нашу экономику, но и западного социального
строя (западнизма). А кризис, между тем, назревал. Можно ли было предотвратить кризис в СССР в 1980-х годах ХХ века?
Можно - считает философ А. Зиновьев, по мнению которого, сущность надвигавшегося кризиса заключалась в том, что сложившаяся и нормально функционировавшая до этого система власти и управления (Брежнев - Косыгин - Суслов) советского общества стала неадекватной новым условиям в рамках идеологии «Перестройки» (Горбачёв - Шеварнадзе - Яковлев), как завершающего этапа «конвергенции». И по мере разрастания в стране негатива горбачёвщины степень неадекватности всё более возрастала.
В качестве информации к размышлению - о «деяниях» команды Горбачева - Яковлева - Шеварнадзе в 1985-1991 гг. За три года антиалкогольной кампании экономика СССР потеряла не менее 67 млрд. рублей; кампания «капитально ударила по финансам» [7, с. 41]. Она
«потрясла до основания и без того ослабленную финансово-бюджетную и денежно-кредитную систему страны» [8, с. 20]. Надо отметить, что финансовые потери, понесённые государством в период антиалкогольной компании, приобрели чрезвычайную остроту в связи со значительным сокращением поступления в бюджет «нефтедолларов», вызванным падением цен на сырую нефть на мировом рынке (результат тайного сговора против СССР Администрации США и ближневосточных шейхов), а также, в связи с нашими затратами на афганскую войну и финансовой помощью Польше, раскачиваемой проамериканской «Солидарностью».
По оценкам экспертов, «война в Афганистане стоила СССР 3-4 млрд. долл. в год, а помощь Польше 1-2 млрд. долл. в год. Если к этому добавить потери от снижения цен на нефть и срыва ввода 1-й очереди газопровода Западная Сибирь - Помары - Ужгород (спецоперация ЦРУ), то ежегодные потери СССР составляли в середине 80-х годов 18-20 млрд. долл. [9, с. 25]. Сумма, как мы видим, колоссальная. К этому вскоре присоединился и Чернобыль, который обошёлся стране в 8 млрд. рублей, что составило полтора процента национального дохода [10, с. 41].
Что касается негативных последствий горбачёвской «Перестройки» на бытовом уровне, то они были следующими: в 1990-х годах медианная заработная плата в России составляла 12-15 долларов при прожиточном минимуме 50 долларов. В1992 году потребление мяса сократилось на 80%, молока - на 56%, овощей - на 84%, рыбы - на 56% от уровня и без того скудного 1991 года. Количество преждевременно умерших, по минимальным оценкам, составило 1 млн. человек, а по максимальным - свыше 10 миллионов, средняя продолжительность жизни упала с 70,1 года до 63,9 года, коэффициент рождаемости (число детей на женщину детородного возраста) упал с 1,89 в 1990 году до 1,37 в 1993 году [11, с. 7]. Напомним, количество абортов в 1990 году в нашей стране сильно возросло - порядка 4
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
млн. случаев! Почему Горбачёв не учитывал столь серьёзные финансовые обстоятельства и всеми силами цеплялся за продолжение антиалкогольной кампании, несмотря на то, что вред ее был очевиден? Неужели по неразумению? Едва ли.
Н.И. Рыжков полагал, что антиалкогольная кампания нанесла сильнейший удар по Перестройке [12, с. 96]. «Удар, нанесенный бюджету», - пишет Р.Г. Пихоя, - «был столь значителен, что он- таки не был преодолен до последних дней существования СССР» [13, с. 458].
Экономические последствия антиалкогольной кампании не исчерпывались огромной потерей финансовых средств. В период её проведения, как не без оснований заметил А.А. Собчак, «процветает торговая мафия», которая в это время «начинает усиленно богатеть, оформляясь в стойкие криминальные структуры. Так, в США мафия окончательно стала мафией именно в период «сухого закона». Но нам Запад - не указ. Мы никогда не умели учиться на чужих ошибках. Да и на своих тоже» [14, с. 16].
Этот процесс разрушения советского общества и государства в эпоху «Перестройки» можно было остановить, т.е., предотвратить кризисный взрыв или смягчить его. Его можно было преодолеть теми средствами, какими советское общество располагало, то есть, средствами коммунистическими. При этом не требовалась никакая перестройка социальной системы. Наоборот, необходимо и достаточно было усовершенствование именно коммунистической социальной организации. Необходимо было увеличить аппарат власти и управления, особенно - партийный аппарат. Он был уже слишком мал для возросшего числа объектов, подлежащих управлению в усложнившейся структуре общества, а также для усложнившихся условий управления. Необходимо было усилить систему планирования и ввести более строгий контроль за выполнением планов. Необходимо было повысить квалификацию работников системы власти и управления именно как работников коммунистической системы, разрабатывать экономическую теорию именно для этой системы, усилить централизацию экономики и управления ею, и так далее. Короче говоря, надо было идти по пути усиления и усовершенствования всего того, что в западной идеологии и пропаганде подвергалось критике и осмеянию именно потому, что это фактически работало и могло позволить Советскому Союзу преодолеть трудности.
Такие разумные преобразования по укреплению советской экономики и государственности по преодолению кризиса могла бы осуществить русская национальная элита. Но в 70-80-х годах ХХ века герои Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг., бывшие у вершины советской власти в стране к 1980-м годам ХХ века, сошли на нет - по возрасту и болезням, а их место заняла серьезная (мощная) группа из пролиберальной творческой и
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
научной советской контрэлиты, а это: Александр Галич, Андрей Сахаров, Булат Окуджава, Александр Солженицын, Евгений Евтушенко, Александр Зиновьев, Юрий Любимов, Александр Твардовский, Константин Симонов, Джермен Гвишиани, Андрей Вознесенский, Станислав Шаталин, Георгий Щедровицкий, Владимир Высоцкий, Мераб Мамардашвили, Виталий Коротич, братья Стругацкие и другие «властители умов», презиравшие советский строй и преклонявшиеся перед Западом. В качестве информации для размышления, Виталий Коротич (человек с двойным гражданством, России и Израиля) - редактор журнала «Огонёк» - добился в СССР тиража этого журнала в два миллиона экземпляров, где в каждом номере намеренно критиковалась великая наша история и дезавуировалась наша Победа. То есть, уничтожалась наша историческая память. Для сравнения, патриотический журнал «Молодая гвардия» в это же время выпускался тиражом в 100 тысяч экземпляров!
А теперь посмотрим на «патриота» В. Высоцкого и праздник 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции. Он в этих торжествах никогда замечен не был. Однако 26 октября 1977 года, на день позже 60-летия Октября по старому стилю, он спел в Париже пять песен. Его вместе с группой пролиберальных советских авторов (Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Виталий Коротич) пригласила выступить французская компартия. Деньги выделяла Москва. Две из этих пяти песен были, знаете, какие? «Спасите наши души» и «Расстрел горного эха...», «Спасите наши души» - это явно про то, как мы здесь, в Советском Союзе «загибаемся». А с 1977 года у В. Высоцкого пошли большие ангажементы. Высоцкий стал выступать не во Дворцах культуры, а во дворцах спорта на публике до 10 тысяч человек. В день, порой, он давал по несколько концертов. То есть, за две недели получал 11 тысяч рублей! И это советская власть позволила ему стать таким человеком. Кроме того, у Высоцкого пошли и съёмки в кино, и театральные премьеры. Советская власть в 1964 году решила создать в Москве пресловутый «Театр на Таганке». Без этого театра никакого диссидента Высоцкого как явления не было бы и в помине. Парадокс, но его раскрутила именно советская власть, а не всенародная любовь.
Генеральный секретарь Л.И. Брежнев и члены Политбюро явно благодушествовали, разрешая либералам их деструктивную деятельность, полагая, что держат руку на пульсе. Но аллюзии и иллюзии должны были когда-нибудь закончиться. И в 1980-х годах настало время, когда эти отъявленные критики советского режима с макиавельевским мышлением цинично «попёрли» на советскую власть с открытым забралом.
Именно в этот период времени в советском кинопрокате появляются социальные и криминальные фильмы-драмы с откровенно антисоветским подтекстом: В.Ю. Абдрашитова («Плюмбум, или Опасная
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
игра», К.Г. Шахназарова («Курьер», 1986; «Город Зеро», 1988); П.Е. Тодоровского («Интердевочка», 1989); А.Э. Рязанова («Забытая мелодия для флейты», 1987; «Дорогая Елена Сергеевна», 1988); С.А. Соловьёва («Асса», 1987); Ю.Н. Кары («Воры в законе», 1988); С.О. Снежкина («ЧП районного масштаба», 1988); В.В. Пичула («Маленькая Вера», 1988; «В городе Сочи тёмные ночи», 1989); С.Г. Эркенова («Сто дней до приказа», 1990); Л.А. Филатьева («Сукины дети», 1990) и др.
Свою лепту в разрушение морально-нравственных устоев советского общества внесли новые телевизионные передачи: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд», «прожектор перестройки», которые были буквально напичканы негативными сюжетами, а также провокационные документальные ленты С.С. Говорухина («Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли») и Ю.Б. Подниекса («Легко ли быть молодым?») [15, с.415].
Либералы сегодня кормятся от российской власти, продолжая публично ругать российскую власть, ставят позорные спектакли и пышные русофобские исторические сериалы за государственный счёт, и Министерство культуры РФ это субсидирует.
В августе 1991 года закончилось всё плохо - советская творческая и научная контрэлита своей неконструктивной уничижительной критикой, буквально убила СССР изнутри.
В начале XXI века мы в демократической России наблюдаем аналогичную картину самоуспокоенности власти в отношении либерального болота. Увы, но российская власть не в полной мере сегодня осознает демоническую сущность либералов-западников, и их возможности (при поддержке США) по организации очередной Смуты, которая может окончиться разрушением уже Российской Федерации по примеру Советского Союза. Нам всем надо осознать, что «холодная война» не заканчивалась никогда (даже в период правления Б.Н.Ельцина), ибо она, в стратегическом плане со стороны Запада, велась не против СССР и коммунистичеcкого режима, а против исторической России и русского народа [16, с. 133-135].
По нашему глубокому убеждению, у путинской России есть шанс выстоять в цивилизационном противостоянии с коварным Западом и даже победить, если мы реально услышим нашего русского мыслителя Н.Я.Данилевского и возьмем на вооружение те великие смыслы, которые заложены в сакральных текстах его уникальной книги «Россия и Европа»(1895г.). Он сказал, что «Россия к Европе не принадлежит» и у России есть свои интересы. Они не совпадают с европейскими, потому что у нас разные историко-культурные типы. Европа принадлежит к латинству. Россия - к Византии. Мы - православные. Они - католики. Они пожертвовали своей верой, чтобы выбрать в качестве приоритета рационализм и линейный прогресс.
ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/
Россия выбрала веру православную. Русские простодушны и наивны, а рациональные западноевропейцы лживы и коварны. И далее Н.Я. Данилевский провидчески пишет, что русские очень плохие политики. Мы любим культуру Европы. А Европа видит в России анти-Европу. Она ненавидит нас политически. Чтобы стать хорошими политиками нужно перестать смешивать политику и культуру. Что следует из смешения? То, что мы, говорит Данилевский, чужие интересы почти всегда ставим выше своих. Более того, русское правительство всегда верит своим англосаксонским союзникам, и почти всегда было ими обмануто. История дипломатии России и Запада XX-XXI вв. подтверждает слова Данилевского о коварстве Запада. В чём состоит интерес России? В том, считает Данилевский, «чтобы получить границы, которые безопасны для нас, дают нам внутреннюю безопасность и полную свободу действия, то есть суверенитет». Мы, русские, самобытный исторический народ и не являемся частью Европы или какого-то абстрактного человечества. Мы не часть, а есть само это целое. Русские - это государствообразующий народ, это сверхнация. Русский - это культура. Великая культура А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстова, Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Г.В. Свиридова, Ю.А. Гагарина.
Русские - это нация наций. Но нам сегодня, чтобы выстоять и победить - надо сдать экзамен на право быть русской нацией и русским народом.
Литература:
1. Захаров В. К суверенитету через гармонию // Изборский клуб. №9 (95), 2021. С. 82.
2. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000. С. 410-411.
3. Спицын Е.Ю. История России 1917-1945 гг. М., 2006. С. 258-259.
4. Катасонов В. Экономические уроки России: Т.2. М., 2022. 416 с.
5. Галушка А.С., Ниязметов А.К., Окулов М.П., Г168. Кристалл роста к русскому экономическому чуду. М., 2021. 25 с.
6. Багдасарян В. Советский Катехон и всемирно-исторические последствия его гибели // Изборский клуб № 1 (99), 2022. С. 9.
7. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1995. С. 101.
8. Павлов В. Август изнутри. Горбачёв - путч. М., 1993. С. 20.
9. Соколин Б.М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. М., 1997. С. 25.
10. Абалкин Л. Трудный перевал // Обратного хода нет. М., 1989. С.
41.
11. Переслегин С. Фазовый Апокалипсис: Голодомор // Изборский клуб № 7(105), 2022. С.21.
12. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1995. С. 96.
13. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945-1991 гг. М., 1998. С. 458.
14. Собчак А.А. Жила - была коммунистическая партия. М., 1998. С.
16.
15. Спицын Е.Ю. История России - Советского Союза 1946-1991 гг. М., 2019. С. 415.
16. Фроянов И.Я. Россия. Погружение в бездну. М., 2021. С. 15. Literature:
1. Zakharov V. To sovereignty through harmony // Izborsk Club. No. 9 (95),
2021. Р. 82.
2. Zinoviev A.A. On the way to the supervision. M., 2000. Р. 410-411.
3. Spitsyn E.Yu. History of Russia 1917-1945. M, 2006. Р. 258-259.
4. Katasonov V. Economic lessons of Russia: T.2. M., 2022. 416p.
5. Galushka A.S., Niyazmetov A.K., Okulov M.P., G168. Crystal of growth to the Russian economic miracle. M., 2021. 25p.
6. Baghdasaryan V. The Soviet catechon and the world-historical consequences of its death // Izborsk Club No. 1 (99), 2022. P. 9.
7. Ryzhkov N.I. Ten years of great shocks. М., 1995. Р. 101.
8. Pavlov V. August from the inside. Gorbachev - putsch. M., 1993. Р. 20.
9. Sokolin B.M. Crisis economy of Russia: Millennia's line. М., 1997. Р. 25.
10. Abalkin L. Difficult pass // No return. М., 1989. Р. 41.
11. Pereslegin S. Phase apocalypse: Holodomor // Izborsk Club No. 7 (105),
2022. P.21.
12. Ryzhkov N.I. Ten years of great shocks. М., 1995. Р. 96.
13. Pikhaya R.G. Soviet Union: History of Power, 1945-1991. - M., 1998. -Р. 458.
14. Sobchak A.A. Living - there was a communist party. М., 1998. Р. 16.
15. Spitsyn E.Yu. The history of Russia - the Soviet Union 1946-1991. M., 2019. Р. 415.
16. Froyanov I.Ya. Russia. Immersion in the abyss. M., 2021. Р.15.