Theatrum mundi
Россия и Казахстан: исторический опыт взаимоотношений и перспективы сотрудничества
© Рубаев А. В., Никонов О. А.
© Rubaev A., Niconov O.
Россия и Казахстан: исторический опыт взаимоотношений и перспективы сотрудничества
Russia and Kazakhstan: historical experience of mutual relations and prospects for cooperation
Аннотация. Проанализированы предпосылки установления и развития двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Рассмотрен опыт взаимоотношений народов двух государств, ставший основой экономического, политико-правового и культурного сближения. Торгово-экономические связи, общность интеграционных целей на евразийском пространстве и интенсификация научно-культурного обмена являются сегодня приоритетными направлениями сотрудничества, способными расширить рамки двустороннего стратегического партнерства.
Annotation. The preconditions for the establishment and development of bilateral relations between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan are analyzed in the article. The historical experience of relations between the peoples of the two states, which has become the basis of economic, political, legal and cultural rapprochement, is considered. Trade and economic ties, the commonality of integration goals in the Eurasian space and the intensification of scientific and cultural exchange are today priority areas of cooperation that can expand the framework of bilateral strategic partnership.
Ключевые слова. Российская Федерация, Республика Казахстан, экономическое сотрудничество, правовое регулирование, международные отношения.
Key words. Russian Federation, Republic of Kazakhstan, economic cooperation, legal regulation, international relations.
1
Начиная с XVI в., и особенно после воцарения на Московском престоле царя Алексея Михайловича (1645 г.), торговые связи с закаспийскими землями становятся одним из направлений внешней политики российского государства. Безусловно, предпочтение отдавалось товарообменным операциям с Хивой и Бухарой, однако караваны, продвигающиеся по казахским степям к конечной цели, были источником налаживания непосредственных контактов с туземными племенами. Торговый путь
РУБАЕВ Аслан Владимирович — политолог, историк.
НИКОНОВ Олег Александрович — и. о. заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Азии и Африки МПГУ, доцент исторического факультета Института истории и политики, доктор исторических наук.
по Каспийскому морю от Астрахани на Мангышлак считался относительно безопасным и более коротким, чем маршрут через Кавказские горы и по провинциям Северного Ирана. Не случайно в 1678 г. хивинский хан Ануша предлагал строительство Караганской пристани именно на Мангышлаке — «где царь пожелает» [РГАДА. Ф. 134. Оп. 1. 1677. Д. 1. Л. 151]. Такой порт был бы недоступен для разграбления со стороны туркменских и киргизских орд.
Всплеска деловой активности в конце XVII в. не произошло, но были определены перспективы и пути сотрудничества. При Петре Великом «азиатское направление» внешней политики России становится приоритетным. Молодого царя привлекали возможности использования старинных сухопутных путей не только для расширения коммерческих операций в степи, но и для достижения более отдаленных целей — Китая и Индии.
При Петре I появились первые соглашения, регулирующие отношения между российскими подданными и подданными казахских улусов. При его преемниках удалось наладить договорные отношения с казахскими ханами и старшинами. Так, в 1730 г. между ханом среднего казахского жуза Джанибеком и начальником Оренбургской экспедиции князем М. Урусовым был заключен договор, дающий право казахам вести регулярный торг в городке Черный Яр. В 1731 г. хан младшего жуза Абул-хаир подписал «образцовую присягу» о верном служении Российской империи. Весьма любопытен комментарий, данный ханом на императорскую грамоту: «Когда по указу ея И. В. будет нам, кайсацкому войску, наряд куда на службу с другими подданными российскими.. , тогда нам в определенные места ходить охотно» [2. С. 197]. Однако потребовалось более 100 лет, чтобы Казахстан окончательно стал частью Российской империи. Это время не прошло зря: взаимное проникновение культур, знакомство с русским языком и литературой, театром и, с другой стороны, с казахскими традициями и фольклором способствовали сближению народов, выработке принципов взаимного сосуществования.
В советский период Казахстан сначала входил в состав РСФСР как автономная республика (1920—1936 гг.), затем был Советской Социалистической Республикой в составе СССР (до 1991 г.). За эти годы российско-казахстанские отношения обогатились едиными правовыми нормами, принципами государственного строительства, общими трудовыми свершениями. Едиными усилиями советского народа были отстроены предприятия ракетно-космической отрасли (Байконур), энергетического комплекса, атомной промышленности, объекты образования и культуры. В частности, Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая был построен по проекту русского архитектора Н. А. Круглова.
Нельзя забывать и общий вклад русского и казахского народов в победу над фашизмом. Потери Казахской Советской Республики в Великой Отечественной войне превысили 600 тыс. человек, из которых этнические казахи составили 125,5 тыс. Война унесла 22,2% довоенного населения Казахстана [22]. Эта трагедия сближает народы и позволяет
смотреть на многие современные реалии с одинаковых позиций. Показательным в связи с этим является открытие в 2015 г. в Астане по проекту казахского скульптора Рената Абенова памятника генерал-майору И. Панфилову, на котором присутствовал Н. Назарбаев [29].
Распад СССР и формирование независимых государств на постсоветском пространстве открыли новый этап строительства отношений. Процесс укрепления новосуверенных государств оказался болезненным. Экономические связи, производственная кооперация и логистика, существовавшие в рамках единого государства, оказались разрушены, что серьезно сказалось на материальном благосостоянии населения. Отдельные республики предпочли тесное сотрудничество с Западом, что привело к возникновению военного противостояния НАТО с Россией. В ряде республик обострились пограничные проблемы, что спровоцировало появление вооруженных конфликтов. Рост национального самосознания, а в отдельных случаях и крайнего национализма привел к дискриминации по национальному признаку. В прибалтийских республиках, на Украине и в Молдавии этот вопрос приобрел крайне политизированный характер и стал поводом для серьезных внутрисоциальных конфликтов.
Среднеазиатские республики не стали исключением. Все они с 1992 г. предпринимали попытки укрепить отношения либо с США, либо с пограничным Китаем, либо с Ираном и Турцией. Зб. Бжезинский в своих прогнозах о будущем отношений новой России с бывшими советскими республиками утверждал, что лингвистические и национальные трения между народами этих государств только усилятся, и республики, особенно республики Средней Азии, будут «не склонны торговать своим новым политическим суверенитетом даже ради выгодной экономической интеграции с Россией» [7. С. 117—118]. Главный архитектор холодной войны оказался прав по всем пунктам и ошибся только в отношении Казахстана. С первых дней президентства Н. Назарбаева Казахстан выстраивал многовекторную систему внешних сношений, в которой России отводилось заметное место.
Не последнюю роль в развитии этой многовекторности сыграли сохранение Казахстаном культурных связей с Россией и защита прав русскоязычного населения, особенно права на использование родного языка. К сожалению, тенденция оформилась в форму государственной программы «Триединство языков» значительно позже. Она была озвучена президентом в 2007 г. [30. С. 60]. О значимости выбранного курса позднее писала А. М. Аунасова, известный казахский историк, особенно подчеркивая, что обязательное знание трех языков — казахского, русского и английского — для каждого казахстанца к 2020 г. является одним из главных консолидирующих факторов казахстанского общества.
Нельзя сказать, что российско-казахстанские отношения были безоблачными. Период 1991—2001 г. стал временем решения сложных вопросов: экономическая интеграция в новых условиях, формат дипломатических и политических отношений, права национальных меньшинств, оказавшихся вне пределов своих этнических границ. Это
время вполне обоснованно можно было бы рассматривать как отдельный исторический этап российско-казахстанских взаимоотношений. Именно в 1990-е гг. руководству обеих республик удалось сдержать рост взрывной дезинтеграции межгосударственных отношений, что и определило перспективы сотрудничества в XXI в.
Конечно, рост национализма в Казахстане в условиях становления государственности спровоцировал широкую миграцию русского населения. На момент распада СССР из 16,4 млн жителей республики 6 млн были русскими. Перепись 1999 г. зафиксировала 4,48 млн русских в Казахстане [1], на начало 2020-го их осталось чуть более 3,5 млн человек [35]. Отток русского населения по бытовым или этническим мотивам продолжается и сейчас. Но ситуация с русским населением в Казахстане значительно лучше, чем в других бывших республиках СССР. Так, за первое десятилетие независимости Казахстана уехало 25,3%, за все время — 41,6%. В частности, за 1989—1999 гг. уехала четверть русского населения, а за 2000—2020 гг. — 21,8%. Таким образом, миграционный поток удалось снизить, что противоречит высказыванию политического деятеля 1990-х гг. Н. Е. Масанова о том, что его страна превратилась в «государство этнического апартеида» [17. С. 120]. (Правда, данное высказывание не противоречит ситуации, сложившейся в Казахстане к середине 1990-х гг.)
Более взвешенным выглядит высказывание К. Блохина, эксперта Центра исследований проблем безопасности РАН, о том, что в современных условиях (несмотря на смену руководства Казахстана) никто из политических акторов «не заинтересован в ситуации, подобной украинской, то есть в волнениях между разными группами населения» [13].
2
Помимо вышеназванных аспектов межгосударственных отношений, следует особое внимание уделить двусторонним договоренностям, которые с 1992 г. сформировали правовое поле русско-казахстанских дипломатических и международных контактов. В период с 1991-го по 2001 г. были заложены базовые принципы межгосударственного сотрудничества, приняты и одобрены основные приоритеты двусторонних отношений между Казахстаном и Россией.
Начало выстраивания конструктивного диалога между государствами связано с установлением официальных дипломатических отношений. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи [11], подписанный 25 мая 1992 г. президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым и президентом РФ Б. Н. Ельциным, стал платформой для дальнейшего развития двусторонних отношений. Договор закрепил в отношениях между государствами принцип «взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности» (статья 1), обязательства проведения согласованной внешней политики (статья 2), взаимные обязательства по укреплению обороноспособности (статьи 3—5), а также режим «наибольшего благоприятствования» в торгово-экономической
сфере (статья 17). Примечательно, что в то время, когда большинство стран постсоветского пространства были озабочены в первую очередь ускорением процесса признания их суверенного статуса, Казахстан выступил сразу как сторонник строительства сбалансированных межгосударственных отношений как на региональном и международном, так и двустороннем уровне.
Такой подход казахстанской стороны к решению глобальных международных проблем позволил снять с повестки дня активно педалируемый западными СМИ вопрос об угрозе «ядерного наследия» бывшего СССР. По взаимной договоренности Москвы и Алматы ядерные потенциалы перешли под контроль РФ. «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о Стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Республики Казахстан» от 28 марта 1994 г. закрепляло за Казахстаном статус безъядерного государства и подчеркивало, что «Республика Казахстан гарантирует и обеспечивает право Российской Федерации на функции управления, эксплуатации, ядерной безопасности и материально-технического оснащения стратегических ядерных сил, временно находящихся на территории Республики Казахстан» (статья 6) [28]. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне США, РФ, Украина, Казахстан и Беларусь подписали Дополнительный протокол к Договору СНВ-1, который подтвердил обязательства Казахстана по соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия. В декабре 1994 г. на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Будапеште был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия. Одним из подписантов, гарантировавших безъядерный статус Казахстана, была Российская Федерация.
Нормализация отношений между государствами и ясная позиция Казахстана в вопросах коллективной безопасности не могли не вызывать критики со стороны либерального западного истеблишмента. Сотрудничество между Казахстаном и Россией столкнулось с серьезным испытанием на прочность.
Необходимо отдать должное политической стойкости казахстанского руководства, которое, несмотря на давление, не отказалось от избранного курса. Впоследствии в своем выступлении на XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана (28 апреля 2018 г.) Н. А. Назарбаев отмечал по этому поводу: «Россия — это исторический наш сосед, как говорится, Богом данный. И до нас жили, и мы живем, и наши дети будут жить в соседстве, дружбе и понимании. Мы построили очень близкие отношения, как образец межгосударственных отношений, между Россией и Казахстаном. Мы верны этому принципу, и мы должны его соблюдать, потому что это отвечает коренным интересам Казахстана. Уверен, что и для России тоже» [18].
В новых политических обстоятельствах был совершен первый официальный визит главы Казахстана в Москву. В ходе трехдневного визита были подписаны 23 межправительственных соглашения, ставших
правовой основой широкого сотрудничества двух стран. Среди документов, имеющих принципиальное значение, стоит отметить Договор о дальнейшем углублении сотрудничества и интеграции, Соглашение о стратегических ядерных силах, временно размещенных на территории Казахстана, Меморандум об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданским и правовым статусом граждан Казахстана, проживающих в РФ и граждан РФ, проживающих в Казахстане, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение о статусе и условиях использования космодрома Байконур [21].
Опираясь на эту политико-правовую базу, в начале июля 1998 г. главы республик подписали масштабный документ — Декларацию между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. Декларация имеет большую политическую значимость. Подписав этот беспрецедентный документ, лидеры Казахстана и России подтвердили, что оба государства являются приверженцами партнерских и дружеских отношений и обязательств, а «укрепление добрососедских отношений, многопланового взаимодействия между Казахстаном и Россией отвечает коренным интересам народов двух государств, служит делу международного мира и безопасности» [10. С. 163].
Декларация о вечной дружбе позволяет эффективно использовать возможности двух государств по расширению партнерских отношений по всему спектру межгосударственных контактов: от политических и экономических проектов (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС) до научно-технического и культурного сотрудничества.
Новый этап казахстано-российских отношений, заметно ускоривший интенсивность двусторонних контактов, связан с приходом В. В. Путина на пост президента РФ. Преемственность межгосударственного диалога сохранилась. Об этом свидетельствует участие в инаугурационной процедуре президента Н. А. Назарбаева 12 января 2006 г. в качестве почетных гостей действующего Президента Российской Федерации В. В. Путина и экс-президента России Б. Н. Ельцина [16].
Переход российско-казахстанских отношений на качественно новый уровень засвидетельствовал 2006 г., в течение которого лидеры двух государств встречались для обсуждения насущных вопросов 13 раз. Итогом стал целый пакет межгосударственных, межправительственных и межотраслевых соглашений. Примечательно, что действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев спустя всего две недели после инаугурации прибыл на встречу с В. В. Путиным в Санкт-Петербург с повесткой дня, контур которой был обозначен взаимными обязательствами сторон и закреплен межгосударственными договорами прежних лет [23].
3
Конечно, существуют объективные реалии, способствующие сближению двух стран. Прежде всего это географическая близость и богатый
исторический опыт, основанный на глубоком уважении и понимании традиций соседних народов, крепкие гуманитарные и культурные связи.
Кроме того, это статус стратегического партнерства, что предусматривает широкую интеграцию в военно-технической, торгово-экономической и научно-культурной сферах. С точки зрения торгово-экономического сотрудничества Казахстан представляет для России несомненный приоритет в Средней Азии, поскольку обладает здесь наибольшим потенциалом. Так, к 2018 г. Казахстан стал обладателем крупнейшей экономики в регионе с ВВП (по ППС) равным 508 млрд долларов [36]. Показатели душевого дохода в Казахстане приблизились к уровню РФ [36]. Несмотря на мировые тенденции к стагнации экономики в условиях распространения коронавируса, даже сейчас эти показатели сопоставимы: Казахстан — 8781 доллар; РФ — 9972 доллара [34].
Примерный паритет экономических потенциалов (с учетом размеров территории, количества и плотности населения) позволяет государствам вести торговые операции в «комфортном» режиме, без использования инструментов давления, санкционных ограничений. (Справедливости ради следует отметить, что негативный опыт давления середины 1990-х гг. на казахстанские власти по вопросу Джейханского нефтепровода значительно отрезвил российскую деловую и политическую элиту.) Не случайно, что Российская Федерация является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана, который, в свою очередь, входит в десятку крупнейших внешнеторговых партнеров России. На ее долю приходится 24,7% всей торговли Казахстана. Если в 2010 г., по официальным данным, товарооборот между странами достиг 12 млрд долларов, то в 2019-м — 19,6 млрд (прирост на 6,7% по сравнению с 2018 г.). Импорт РФ из Казахстана в 2019 г. также вырос на 4,2% и достиг 5,6 млрд долларов [31]. Рост торговли наблюдается по всем группам товаров, имеющих высокую добавленную стоимость, что позволяет утверждать: в отношениях стран наметился тренд на замену сырьевых товаров технологичной продукцией.
Особо следует отметить успехи в реализации программы по развитию приграничной торговли, принятой в 2015 г. Приграничные регионы должны были стать генератором экономической интеграции. На приграничную торговлю приходится до 70% двусторонней торговли.
74 из 89 регионов России установили экономические связи с азиатской республикой [9]. Развитие приграничных торговых связей влияет и на соседние государства Средней Азии. Характерно, что в беседе с президентом Туркменистана Г. Бердымухамедовым в 2019 г. премьер-министр Казахстана А. Мамин почеркнул важность углубления сотрудничества между приграничными регионами всех прикаспийских государств [3].
К 2020 г. наметились перспективы использования современных видов торговых операций. Так, одним из ведущих ритейлеров в Казахстане сейчас является российская ГГ-компания Wildberries — крупнейший он-лайн-ритейлер ЕАЭС. С Wildberries сотрудничают более 40 тыс. поставщиков, из которых почти 20 тыс. — представители малого и среднего
предпринимательства. Компанией развернуты 226 пунктов выдачи заказов во всех основных населенных пунктах Казахстана [4].
Другое перспективное направление развития торгово-экономических отношений — ТЭК (прежде всего, планы по освоению шельфа Каспийского моря и разработке других углеводородных месторождений). Так, введенный в эксплуатацию еще в 2001 г. каспийский нефтепровод с казахстанского месторождения Тенгиз в Новороссийск демонстрирует тенденцию к стабильному росту. В капитале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на долю России приходится 31%, на Казахстан — 20,75% [26]. До 2011 г. этим путем транспортировалось в среднем 38,9 млн т сырой нефти, в том числе 34,6 млн из Казахстана и 4,3 млн из России. После модернизации трубопровода в 2014 г. пропускная способность увеличилась: в 2015 г. было прокачано 42,8 млн т. В 2016-м планировалось увеличить прокачку до 45,8 млн т, а во втором полугодии 2017 г. выйти на 67 млн т в год, в том числе из Казахстана — 52,5 млн [15].
Хотя нефтегазовый рынок в последние годы лихорадит, нет оснований предполагать сокращение делового партнерства Казахстана и РФ в этой области. Подтверждением могут стать рекордные поставки нефтепродуктов весной 2020 г. Другим фактом следует признать создание совместного казахстанско-российского газоперерабатывающего предприятия в Оренбурге. Как отметил президент В. Путин, «российская сторона заинтересована в углублении в нашем общем приграничье промышленной кооперации, создании совместных предприятий». Пример тому — «строительство нефтеперерабатывающего завода в Оренбургской области, который будет работать на сырье с казахстанского Кара-чаганакского месторождения» [20].
Еще одним перспективным направлением развития торгово-обмен-ных операций становятся транзитные потенциалы Казахстана и РФ. С одной стороны, Казахстан нуждается в России как партнере, который во многом определяет выход республики своими товарами на мировые рынки с использованием российских транспортных и коммуникационных сетей. С другой — заинтересован в использовании российских артерий для интенсификации трансконтинентального товаропотока. Сейчас, когда реализуется китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути», для Казахстана не утратить связи с РФ крайне важно. Как отметил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, «Казахстан становится для Китая основными транспортными воротами в Центрально-Азиатский регион» и главным звеном «будущей евроазиатской трансконтинентальной транзитной магистрали» [27. С. 120]. Одна ветка этого международного маршрута проложена в сторону России. Сейчас более 80% грузовых перевозок из КНР в Европу осуществляется через территорию Казахстана [27. С. 121]. Без устойчивых отношений с РФ реализовать этот крайне выгодный транзит невозможно.
Весьма перспективной выглядит политика обоих государств в области промышленно-торговой кооперации. Совместные инвестиционные и производственные проекты позволяют расширить базу экономиче-
ского сотрудничества. Если в 2015 г. на территории Казахстана действовало 5590 предприятий, то на конец первого квартала 2020 г. — уже свыше 10 600 предприятий с участием российского капитала [4]. Давно и успешно на рынке Казахстана работают «Газпром», «Лукойл», «Рос-атом». Среди серьезных проектов — сборочное производство автомобилей №уа в Усть-Каменогорске, совместное предприятие на базе Алтайского и Павлодарского тракторных заводов. Консорциум «Казахстан—КамАЗ» образован для сборки в Казахстане тяжелых грузовиков. Предполагалось, что основную нагрузку по инвестиционной поддержке проектов, направленных на интеграцию экономик стран, возьмет на себя созданный в 2006 г. по обоюдной инициативе Евразийский банк развития (ЕАБР). (Доля России в уставном капитале — 65,97%, Казахстана — 32,99%.) Для Казахстана создание инвестиционной финансовой организации совместно с РФ было показательным шагом, поскольку до этого республика считалась инвестиционным партнером исключительно западных держав (Нидерланды, США, Швейцария) [19].
Мировой экономический кризис 2008 г. нанес серьезный урон деятельности ЕАБР, и многие проекты оказались замороженными. Ситуацией воспользовался Китай, создав Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который в ближайшем будущем сможет составить серьезную конкуренцию Всемирному банку (ВБ) и МВФ, а позже, скорее всего, и потеснит их в регионе [8. С. 84]. В таких условиях будущее ЕАБР как инвестиционной площадки во многом будет зависеть от политической воли глав правительств, а также способности России и Казахстана оградить свои интересы от давления со стороны более мощного конкурента.
Пока, несмотря на позитивную динамику, инвестиционный климат в российско-казахстанских отношениях выглядит неоднозначно. С одной стороны, ЕАБР участвует в финансовом обеспечении строительства третьего блока Экибастузской ГРЭС, с другой — КНР с 2016 г. стала главным инвестором в казахстанскую экономику. АБИИ и другие китайские инвесторы вложили в реализацию 51 инфраструктурного проекта в Казахстане до 26,8 млрд долларов. Для расширения сотрудничества в этой сфере в 2017 г. был создан совместный китайско-казахстанский фонд с капиталом в 2 млрд долларов [27. С. 120]. Правда, АБИИ готов финансово поддержать ЕАБР, что позволит этой структуре не утратить значимости в российско-казахстанских экономических отношениях.
Вторым по значимости после торгово-экономических отношений аспектом межгосударственного сотрудничества РФ и Казахстана является кооперация в области науки и технологий. В этом плане у обеих республик есть уникальная возможность, недоступная другим государствам постсоветского пространства, — Байконур.
Значимость Байконурского комплекса для российской космической программы сложно переоценить. Регулярные запуски «Союзов» к МКС, возможности комплекса по реализации программы ГЛОНАСС, родина «Гагаринского» старта и прочее стали обыденными для сознания
граждан РФ. Вместе с тем Байконур и для Казахстана это «не только материальные дивиденды, но и серьезные гарантии максимального поддержания атмосферы партнерства и конструктивного сотрудничества в отношениях с Россией, в том числе по линии обороны и безопасности» [6]. Не случайно, что в правительстве Казахстана всерьез рассматриваются проекты по укреплению международных контактов в космической отрасли именно на базе платформы Байконур. Так, в стратегии «Казахстан— 2050» создание полноценной космической отрасли определено в качестве одной из важнейших задач модернизации. Понятно, что, несмотря на наличие соглашений в космической отрасли с 21 страной мира, реализовать свою программу без участия РФ Казахстан не сможет. Установление долгосрочных (на десятилетия вперед) связей между государствами в этой области — вполне вероятный сценарий.
Не менее значимой сферой научно-технического сотрудничества между республиками могут стать совместные разработки в области атомной энергетики. Не являясь ядерной державой, Казахстан обладает примерно 40% мировых запасов урана и на сегодня является главным поставщиком трансурановых руд в Россию и Китай. Экспорт урановой руды из Казахстана в Китай увеличился с 500 т в 2008 г. до 13 200 т в 2016-м. На Казахстан приходится до 75—80% импорта урана в КНР, что составляет 50% казахстанского уранового экспорта [32].
Современные тенденции развития энергетики и максимальная нацеленность на использование восстанавливаемых ресурсов делают атомную отрасль не только перспективной, но и выгодной. У России есть колоссальный опыт строительства АЭС, в том числе в Иране и Белоруссии. Россия — одна из немногих стран в мире, способная утилизировать ядерные отходы, поддерживая необходимые экологические требования. Для Казахстана развитие атомной энергетики — возможность слезть с «нефтегазовой иглы», расширить научные связи с мировым сообществом, да и в целом более широко использовать доходы государства для повышения благосостояния населения. Понятно, что такие масштабные проекты зависят не только от политических решений правительств, финансовых возможностей, но и в значительной степени от реакции общественности.
Наконец, в русле двусторонних интеграционных процессов следует обратить внимание на укрепление связей в области культуры и образования. Как отметил бывший президент Казахстана, «совместные мероприятия в сфере культуры способствуют упрочению традиционных гуманитарных связей между нашими народами, открывают новые возможности для изучения духовного наследия и в целом обогащают многообразную палитру казахстанско-российских отношений» [24]. В русле этого заявления успешно развивается обмен по линии высшей школы. Так, в Астане есть филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, и, напротив, на начало 2019 учебного года более 59,3 тыс. граждан Казахстана приехало обучаться в российских вузах [33].
Показателем взаимопонимания на «культурном фронте» стало провозглашение Года России в Казахстане и Года Казахстана в России (2003—
2004 гг.), реставрация национального павильона Казахстана на ВДНХ (2019 г.), проведение Дней культуры Казахстана в Москве (сентябрь 2019 г.), а также открытие памятников деятелям культуры в столицах союзных государств: великому русскому поэту А. С. Пушкину в Астане (Нур-Султане) и выдающемуся просветителю и поэту Абаю Кунанбае-ву в Москве. Здесь уместно отметить, что в восстановленном павильоне ВДНХ на свое историческое место вернули памятники казахскому певцу и поэту Джамбулу Джабаеву (1846—1945) и Герою Социалистического Труда Шыганаку Берсиеву (1881—1944) [25].
4
Помимо двусторонних отношений, есть еще один аспект межгосударственного сотрудничества, который выходит за рамки казахско-российских связей. Сегодня союзные государства — это ядро всего евразийского пространства.
Россия и Казахстан совместными усилиями создают условия для реализации этого проекта и призваны сотрудничать в рамках различных межгосударственных объединений: Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Интеграционный потенциал двух стран — мощная платформа для формирующегося единого экономического пространства (ЕЭП). В 2019 г. на Россию и Казахстан пришлось 74,6% внутрирегионального экспорта (64,6% и 10,0% соответственно) и 55,9% импорта (32,3% и 23,6%) [12. С. 15, 16]. ЕЭП нацелено на более высокий уровень интеграции — свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что невозможно реализовать без поддержки со стороны России и Казахстана. После формирования в 2018 г. Евразийской экономической комиссии география деятельности ЕАЭС значительно расширилась как по линии сотрудничества между отдельными мировыми субъектами, так и с другими региональными объединениями. На партнеров стран ЕАЭС по торговым и преференциальным соглашениям (Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иран, Сербия и Сингапур) будет приходиться не менее трети внешней торговли союза [12. С. 47]. Речь идет о формировании нового формата глобальной интеграции.
Близость Казахстана и России к территориям с высоким конфликтным и террористическим потенциалом становится консолидирующей основой не только для двустороннего сотрудничества, но и для совместных усилий по укреплению стабильности на евразийском пространстве в целом. Совместное противодействие новым угрозам национальной, региональной и международной безопасности — необходимое условие спокойного развития дружественных государств. Казахстан и Россия вынуждены координировать свою деятельность, что закладывает основы для дальнейшей кооперации.
В 2018 г. у них появилась еще одна зона коллективной ответственности — Каспийское море. Закономерно, что по вопросе о его правовом статусе обе республики на конференции в Актау выступили
консолидированно. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря [14], заключенная 12 августа 2018 г., а также Протокол о территориальном разграничении между Казахстаном и РФ сегодня являются наглядным примером для других стран Каспийского региона при разрешении спорных вопросов, возникающих вокруг Каспийского моря.
Безусловно, что в тандеме Россия—Казахстан на долю Российской Федерации ложится львиная доля забот по сохранению в рамках единого экономического и политического пространства в Средней Азии режима мира и стабильности. Показательно в связи с этим замечание бывшего президента Казахстана Н. Назарбаева, сделанное в 2015 г.: «Россия была и остается самой большой и пока самой мощной страной, и именно ее выбор будет определять стабильность в мире и, в частности, в Евразии» [5. С. 373]. Роль гаранта, которую несет РФ в регионе, дает ей большие
возможности, распорядиться которыми следует с умом.
* * *
Россия и Казахстан как неотъемлемая часть азиатского мира являются сегодня одним из центров формирующегося многополярного мира. Оба государства становятся все более влиятельными геополитическими игроками, демонстрируя переход от рефлексивной модели внешней политики к активному участию в глобальных, региональных и двусторонних делах. Несмотря на сложности, возникшие после распада СССР, и современные вызовы, страны не только сохранили историческую общность и многовековые связи, но и научились строить отношения на принципах равенства и взаимовыгодного партнерства. Казахстано-российские отношения являются наиболее успешной моделью сотрудничества, демонстрирующей высокие потенциалы дальнейших интеграционных процессов.
Принятые сокращения
РГАДА — Российский государственный архив древних актов.
Литература
1. Алейников М. В. Боровиков И. Е. Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е г. ХХ века). — https://rusrand.ru/analytics/russkoe-naselenie-kazahstana-socialno-demograficheskie-transformacii-90-e-g-hh-veka (дата обращения: 10.06.2020).
2. Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х годах XVIII века. Алма-Ата : Изд-во АН КазССР, 1948.
3. Аскар Мамин принял участие в I Каспийском экономическом форуме в Туркменистане. — https://yandex.ru/turbo/s/zakon.kz/4981205-askar-mamin-prinyal-uchastie-v-i.html (дата обращения: 12.10.2019).
4. Аскаров А. Казахстан и Россия наращивают двусторонний товарооборот. — https://yandex. ru/turbo/kapital.kz/s/economic/88470/kazakhstan-i-rossiya-narashchivayut-dvustoronniy-tovarooborot. html (дата обращения: 05.10.2020).
5. Аяган Б., Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев: человек у власти. Алматы : Литера-М, 2015.
6. «Байконур»: перезагрузка : Совместные планы Казахстана и России // Ритм Евразии. 2020. 13.05. — https://zen.yandex.ru/media/ritmeurasia/baikonur-perezagruzka-sovmestnye-plany-kazahstana-i-rossii-5ee49ba402f56d5bd137bd51 (дата обращения: 25.10.2020).
7. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска/ пер. с англ. О. Ю. Уральской. М. : АСТ, 2017.
8. Виноградов И. С. Эволюция геополитической стратегии Китая на рубеже XX—XXI вв. // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. № 1.
9. В Казахстане действуют более 5500 предприятий с участием российского капитала // Zakon.kz. — https://www.zakon.kz/4743075-v-kazakhstane-dejjstvujut-bolee-5500.html (дата обращения: 03.06.2020).
10. Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие // Дипломатический курьер [журнал]. 2000. Сентябрь. Спецвыпуск № 2.
11. Договор от 25 мая 1992 года о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (редакция от 25.05.1992 года; действует с 09.10.1992 года). — https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=12535 (дата обращения: 03.06.2020).
12. Евразийская экономическая интеграция—2020. М. : Публикации ЕАБР, 2020.
13. Какая судьба ждет русских в Казахстане // Комсомольская правда. 2019. 26.03.
14. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря // Сайт Президента России. 2018. 12.08. — http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения: 07.08.2019).
15. КТК увеличит транспортировку нефти до 49 млн тонн в год // Forbes. 2016. 16.09. — https:// forbes.kz/finances/markets/ktk_uvelichit_transportirovku_nefti_do_49_mln_tonn_v_god (дата обращения 05.10.2020)
16. Кузьмин В. Астана, кортеж, поздравления // Российская газета. 2006. 12.01.
17. Масанов Н. Е. Национально-государственное строительство в Казахстане: анализ и прогноз // Вестник Евразии. 1995. № 1.
18. Назарбаев Н. А. Выступление на XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана // ТАСС. 2018. 28.04. — https://tass.ru/info/6235534 (дата обращения: 18.05.2020).
19. Названы топ-10 стран — инвесторов в казахстанские проекты // Капитал. Центр деловой информации. 2018. 27.11. — https://kapital.kz/economic/74011/nazvany-top-10-stran-investorov-v-kazahstanskie-proekty.html (дата обращения: 25.07.2018)
20. Новый перерабатывающий завод появится в Оренбургской области // Нефть капитал. 2019. 08.11. — https://oilcapital.ru/news/downstream/08-11-2019/novyy-pererabatyvayuschiy-zavod-poyavitsya-v-orenburgskoy-oblasti (дата обращения: 03.06.2020).
21. Отношения России и Казахстана в 1994—2005 годах : справка // РИА «Новости». 2005. 04.10. — https://ria.ru/20051004/41592945.html (дата обращения: 18.05.2020).
22. Потери советской армии во время Великой Отечественной войны по национальному составу // Казахстанский военный сайт. — military-kz.ucoz.org/index/gde_my_voevali/0-10 (дата обращения: 03.06.2020).
23. Президент Казахстана прибыл с первым официальным визитом в Россию // ТАСС : Международная панорама. 2019. 03.04. — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6290011(дата обращения: 27.09.2020).
24. Президент Назарбаев подчеркнул значимость казахстанско-российского культурно-гуманитарного сотрудничества // Kazakhstan Today. 2006. 03.10. — https://www.kt.kz/rus/state/ prezident_nazarbaev_podcherknul_znachimostj_kazahstanskorossijskogo_kuljturnogumanitarnogo_ sotrudnichestva_1153401225.html (дата обращения: 03.06.2020).
25. Путин и Назарбаев осмотрели реконструированный павильон «Казахстан» на ВДНХ // ТАСС. 2019. 07.08. — https://tass.ru/obschestvo/6857492 (дата обращения: 03.06.2020).
26. 15 млн тонн нефти ПАО «ЛУКОЙЛ» с шельфа Каспия поставлено через ТС Тенгиз — Новороссийск// Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса. 2020. 06.03. — https://nangs.org/news/ business/15-mln-tonn-nefti-pao-lukoyl-s-shelyfa-kaspiya-postavleno-cherez-ts-tengiz-novorossiysk (дата обращения: 22.07.2018).
27. Сазонов С. Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. М. : ИДВ РАН, 2018.
28. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о Стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 28 марта 1994 г.). — https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010417 (дата обращения: 03.06.2020).
29. Соловьева Е. «Погибло больше половины» : Как в Казахстане чтят память о Войне? // Исто-рия.РФ. 2017. 09.11. — https://histrf.ru/biblioteka/b/poghiblo-bolshie-poloviny-kak-v-kazakhstanie-chtiat-pamiat-o-voinie (дата обращения: 03.06.2020).
30. Султан Д. С. Сабирова Д. Р. Современная языковая политика в Республике Казахстан // Казанский вестник молодых ученых : Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков. 2018. Т. 2. № 5(8).
31. Товарооборот между Россией и Казахстаном в 2019 году // Sputnik Kazakhstan. 2020. 12.02. — https://ru.sputniknews.kz/infographics/20200212/12829821/tovarooborot-russia-kazakhstan-2019.html (дата обращения: 03.06.2020).
32. Урановая зависимость КНР от Казахстана: зачем Китаю столько урана? // Информационное агентство "REGNUM". 2017. 11.08. — https://regnum.ru/news/economy/2309464.html (дата обращения: 22.07.2018).
33. ФСБ впервые раскрыла данные о приезжающих на учебу в Россию // РБК. 2019. 19.08. — https:// www.rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f (дата обращения 03.06.2020)
34. Цифра дня: Китай обошел Россию по размеру подушевых доходов, а Вьетнам — Украину // Новые известия. 2020. 22.10. — https://newizv.ru/news/economy/22-10-2020/tsifra-dnya-kitay-oboshel-rossiyu-po-razmeru-podushevyh-dohodov-a-vietnam-ukrainu (дата обращения: 08.11.2020).
35. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2020 г. // Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. — https:// www.stat.gov.kz/ap:/getfile/?docid=estat355258 (дата обращения: 27.09.2020).
36. Report for Selected Countries and Subjects // IMF. — https://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2019/01/weodata/weorept.aspx?pr.x=67&pr.y=1&sy=2017&ey=2021&scsm=1&ssd=1&sort=count ry&ds=.&br=1&c=916&s=NGDPD%2CPPPGDP%2CNGDPDPC%2CPPPPC&grp=0&a= (дата обращения: 19.07.2018) ♦