Научная статья на тему 'Становление стратегического партнерства и союзничества в российско-казахстанских отношениях в 1991–1999 годах'

Становление стратегического партнерства и союзничества в российско-казахстанских отношениях в 1991–1999 годах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
592
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КАЗАХСТАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЮЗНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мещеряков Константин Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности межгосударственного сотрудничества Российской Федерации в Республики Казахстан на стадии становления их союзнического взаимодействия (1991–1999 годы). Анализируется нормативно-правовая база двусторонних отношений, выявляется динамика их развития в политической, экономической, военно-технической и гуманитарной областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the features of interstate cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan at the stage of the establishment of their alliance (1991–1999). The author analyzes the legal framework of the bilateral relations, reveals the dynamics of their evolution in political, economic, military and humanitarian fields.

Текст научной работы на тему «Становление стратегического партнерства и союзничества в российско-казахстанских отношениях в 1991–1999 годах»

ативность, реализм, долгосрочные вложения, культурную и образовательную политику и позитивный образ «новой» Турции. У Российской Федерации со времен СССР остался потенциал для нового открытия Африки, и его нужно активно использовать, так как конкурентная борьба в данном регионе мира нарастает. Россия и Турция могут успешно взаимодействовать через свои сильные позиции в различных странах данного региона и способствовать решению проблем континента.

В 2001 году Турция и Россия подписали План действий по развитию сотрудничества между двумя странами в Евразии: от двустороннего сотрудничества — к многоплановому партнерству. Цель этого Плана — расширение взаимодействия двух стран в Евразии, эконо-

мическое развитие и стабильность на постсоветском пространстве. За минувшие годы российско-турецкие отношения достигли очень высокого уровня, что отмечают высшие руководители обоих государств. Россия и Турция успешно взаимодействуют на Кавказе, активно участвуют в процессах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В завершение приведем слова министра иностранных дел Турции А. Давутоглу, считающего, что успешное сотрудничество России и Турции сегодня служит основой «для всеобъемлющего стратегического сотрудничества наших стран и придаст мощный импульс наращиванию партнерства между нашими странами в Евразии, на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах и в других регионах» [4, с. 3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давутоглу, А. Внешняя политика Турции и Россия [Текст] / А. Давутоглу // Россия в глобальной политике. - 2010. - Т. 8, № 1.

2. Электронный ресурс. — Режим доступа: ЫХр:// президент.рф/новости/7723.

3. Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.un.org/ru/peace/alliance/.

4. Интервью главы МИД Турции Ахмета Давутоглу [Текст] // Азия и Африка сегодня. — 2010. - № 11.

УДК 327

К.Е. Мещеряков

СТАНОВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА И СОЮЗНИЧЕСТВА В РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1991-1999 ГОДАХ

Одним из важнейших факторов, определяющих особенности положения того или иного государства в современном мире, является наличие у него стратегических партнеров и союзников — стран, способных в любое время и без дополнительных условий оказать ему необходимую моральную, политическую и иную поддержку. Волей судьбы и вследствие системных ошибок тогдашнего руководства страны после распада СССР молодая демократическая Россия фактически лишилась союзников, что существенно ослабило ее позиции как в своем регионе, так и в мире в целом. Поэтому по мере стабилизации внутриполитической и социально-экономической ситуации в России ее руководство взяло курс на поиск новых партнеров,

способных постепенно восстановить ее позиции на мировой арене. Важнейшим из них стала Республика Казахстан — государство, имеющее с Российской Федерацией протяженную общую границу, многомиллионную русскоязычную диаспору и сохраняющее с нашей страной самые тесные политические, экономические и культурные связи.

Цель данной статьи — выявить основные тенденции и проблемы развития российско-казахстанских отношений на стадии формирования союза двух государств (в 1991—1999 годах).

К моменту распада СССР Россия и Казахстан уже начали выстраивать друг с другом межгосударственные отношения. В это время их сотрудничество регулировалось соглашениями,

заключенными в 1990—1991 годах, важнейшим из которых являлся рамочный Договор между РСФСР и Казахской ССР. В нем стороны признали друг друга суверенными государствами, гарантирующими своим гражданам вне зависимости от их национальности равные права и свободы, а проживающим на их территории меньшинствам — сохранение культурной и языковой самобытности. Последние положения представлялись исключительно важными для Москвы, учитывая, какое количество русских граждан проживало тогда в Казахстане. Стороны договорились обоюдно уважать территориальную целостность друг друга в существующих границах. Это защищало интересы Алма-Аты, поскольку в рассматриваемый период все громче звучали призывы к воссоединению русскоязычных областей Северного Казахстана с Россией, как это ранее произошло с Оренбуржьем. Москва и Алма-Ата решили развивать сотрудничество в самых разных областях, сохранив систему коллективной безопасности и предоставив друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле [3]. Договор имел предельно общий характер, однако факт его заключения свидетельствовал о том, что уже в 1990 году между лидерами России и Казахстана установилось относительное взаимопонимание.

Несмотря на стремление Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева продолжать развитие российско-казахстанских отношений, после подписания Беловежских и Алма-Атинских соглашений ситуация в Казахстане начала меняться. Национализм, официально порицаемый руководством республики, поразил местное общество на низовом уровне. Заметно активизировалась деятельность организаций, стремившихся переписать историю страны и принизить положение ее русского населения. Казахские власти форсировали внедрение в делопроизводство национального языка, вытесняя при этом русский язык. В ответ на севере республики усилились антиказахские настроения, главными выразителями которых стали русское движение «Лад» и казахстанское казачество. До середины 1990-х годов их деятельность рассматривалась Алма-Атой как одна из главных угроз национальной безопасности. Казакам запрещалось носить униформу и формировать вооруженные отряды. Они объявили себя отдельной этнической группой и выступили за создание авто-

номной республики, объединяющей территорию Северного Казахстана и Южной Сибири. Переходя прозрачную границу с Россией, казаки участвовали в действиях военизированных подразделений оренбургского и омского казачества. Поскольку внешне казаки не отличались от русских жителей Казахстана, местные власти стали испытывать недоверие ко всему русскому населению и приветствовали его отток из республики [18, с. 70—71]. В результате в 1989—1991 годах из Казахстана в Россию уехало более 125 тыс. человек — по данному показателю он лишь немногим уступал Узбекистану и существенно опережал другие союзные республики. С 1992 года Казахстан стал стабильно занимать лидирующие позиции по оттоку русскоязычного населения [8]. Это вызвало негативную реакцию в российском обществе, поэтому дипломатические отношения между нашими странами были установлены позднее, чем между Россией и иными постсоветскими республиками, — в октябре 1992 года. Тем не менее открытых дискуссий по данным сюжетам лидеры двух стран не вели, что спасло российско-казахстанские отношения от неминуемого кризиса.

В мае 1992 года Н.А. Назарбаев совершил рабочий визит в Москву, в ходе которого президенты двух стран подписали новое рамочное соглашение — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, пришедший на смену устаревшему Договору между РСФСР и Казахской ССР. Документ охватил практически все аспекты двустороннего взаимодействия, причем Москва и Алма-Ата изначально взяли очень высокую интеграционную планку, договорившись согласовывать свою внешнюю политику и обеспечивать совместную оборону в рамках общего военно-стратегического пространства. Россия согласилась помочь Казахстану в становлении национальной армии, а Казахстан не стал возражать против использования Россией военных баз и полигонов, расположенных на его территории. Отдельная статья договора де-факто провозгласила Москву и Алма-Ату военными союзниками: в случае агрессии они обязались оказать друг другу всю необходимую помощь, включая военную, т. е. Казахстан напрямую увязал вопросы своей безопасности с поддержкой России. В политическом плане стороны подчеркнули уважение территориальной целостности друг друга и нерушимости су-

ществующих границ. Они обязались пресекать деятельность организаций и групп, направленную против независимости, территориальной целостности и на обострение межнациональных отношений в государстве-партнере [6]. Показательно, что уже в 1992 году Казахстан мог бы упрекнуть Россию в невыполнении данных обязательств, поскольку ее руководство не обращало внимание на антиказахские выступления своих националистов и деятельность оренбургского и омского казачества, поддерживавшего сепаратистские настроения на севере Казахстана. Тем не менее подобных упреков в адрес Москвы со стороны Алма-Аты ни разу не прозвучало, что было по достоинству оценено Б.Н. Ельциным.

Подписание главами России и Казахстана Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи продемонстрировало, что по всем ключевым вопросам двустороннего сотрудничества им удалось достичь принципиального взаимопонимания. Алма-Ата в очередной раз получила от Москвы гарантии безопасности и нерушимости своих внешних рубежей, а Москва обрела в лице Алма-Аты одного из главных стратегических партнеров на постсоветском пространстве.

Накануне установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном Б.Н. Ельцин нанес ответный визит в Алма-Ату, обсудив с Н.А. Назарбаевым текущее состояние и перспективы двустороннего партнерства. По итогам проведенных переговоров президенты сделали Совместное заявление, в сжатой форме повторившее основные положения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Однако приоритетные направления взаимодействия Москвы и Алма-Аты были перечислены в нем несколько в ином порядке: первостепенным объявлялось торгово-экономическое сотрудничество, затем — партнерство в военной и научно-технической областях. О гуманитарном измерении российско-казахстанских отношений в заявлении не говорилось, а из политических вопросов упоминалось лишь обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ России и Казахстана [10]. Последнее свидетельствовало о двух противоположных тенденциях. С одной стороны, в российско-казахстанских отношениях произошел заметный спад по сравнению с маем 1992 года, поскольку наши государства перестали рассматривать друг друга в качестве ближайших союзников и сделали акцент

на защите собственных, а не общих интересов. С другой стороны, заявление, как и весь визит Б.Н. Ельцина, было призвано положить конец краткому периоду отчужденности в отношениях Москвы и Алма-Аты, вызванному обострением в Казахстане «проблемы русскоязычного населения». Вскоре правительства двух стран заключили соглашения о свободной торговле и взаимном учреждении торговых представительств, направленные на создание благоприятных условий для развития между ними экономического партнерства.

В конце 1992 года в российско-казахстанских отношениях возник новый раздражитель: разногласия по поводу статуса Каспийского моря. В связи с кризисными явлениями в национальной экономике руководство Казахстана приняло решение об активном привлечении западных инвестиций, наиболее интересной отраслью для которых могла стать нефтяная промышленность республики, а именно разработка месторождений каспийского шельфа. В результате Алма-Ата выдвинула предложение о самостоятельной эксплуатации своих частей ресурсов моря каждым из прикаспийских государств, что требовало раздела водоема на национальные сектора. Это шло вразрез со взглядами России, настаивавшей на принципе кондоминиума — совместного использования ресурсов Каспия всеми прибрежными государствами. Стремясь, чтобы данные противоречия не препятствовали углублению их сотрудничества, в декабре 1993 года Москва и Алма-Ата заключили Соглашение о развитии топливно-энергетических комплексов. Оно предполагало сохранение поставок казахстанского топлива в Россию, а также обеспечение сторонами устойчивой работы магистральных линий электропередачи, нефте- и газопроводов, проходящих по их территории [13]. Таким образом, стороны продолжили взаимодействие в одной из ключевых сфер их сотрудничества.

К началу 1994 года российское руководство окончательно перестало увязывать «проблему русскоязычного населения» в Казахстане с темпами развития отношений с данной республикой. Хотя в1993—1994 годах Казахстан покинуло около 425 тыс. человек [8], Кремль, опасаясь ухода Алма-Аты с орбиты своего влияния, пошел на дальнейшую активизацию сотрудничества с ней, пригласив Н.А. Назарбаева посетить

Россию с первым в истории двусторонних отношений официальным визитом. Визит состоялся в марте 1994 года. Стороны обменялись мнениями по всему кругу вопросов их взаимодействия, что свидетельствовало об их возвращении к полномасштабному партнерству. По итогам проведенных консультаций делегации двух стран подписали 23 документа, важнейшими из которых стали Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции и Соглашение об условиях использования космодрома «Байконур».

Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции следует отнести к числу базовых документов в российско-казахстанских отношениях. Его бессрочный характер свидетельствовал о намерении двух стран перейти к долгосрочному партнерству в торгово-экономической сфере. В соглашении отмечалось, что Москва и Алма-Ата будут осуществлять тесную координацию в обеспечении экономической интеграции, создании единого экономического пространства и формировании общего рынка. Стороны обязались развивать прямые связи между своими предприятиями и регионами. К концу 1994 года они решили создать Таможенный союз. Все вышеперечисленные тезисы представляли собой продуманную программу экономической интеграции двух стран, что было уникальным явлением в российской дипломатии рассматриваемого периода. Приоритетными отраслями российско-казахстанского взаимодействия в документе назывались топливно-энергетический комплекс, металлургия, химическая промышленность, транспорт и связь, т. е. все сферы казахстанской экономики, представлявшие интерес для российского бизнеса [5]. К сожалению, большинство положений данного договора не были выполнены на практике. Например, сторонам не удалось создать Таможенный союз не только к концу 1994 года, но и многие годы спустя. Вместе с тем в условиях прогрессирующей дезинтеграции на постсоветском пространстве значение данного соглашения было трудно переоценить, поскольку Москва и Алма-Ата продемонстрировали другим странам СНГ пример подлинно добрососедских отношений, ориентированных на долгосрочную перспективу.

Соглашение об условиях использования комплекса «Байконур» узаконило эксплуата-

цию Россией этого крупнейшего космодрома на постсоветском пространстве. Он мог использоваться Москвой для осуществления национальных гражданских и оборонных программ, совместных космических проектов со странами СНГ, международных программ и коммерческих запусков. Казахстан передавал космодром в аренду России сроком на 20 лет с правом его последующего продления. Стоимость аренды комплекса определялась в 115 млн долларов в год [16]. Примечательно, что характер российско-казахстанских переговоров по условиям эксплуатации «Байконура» принципиально отличался от характера проходивших в то же время российско-украинских переговоров по статусу Черноморского флота. Хотя оба объекта представляли для Москвы чрезвычайную важность и могли выступать предметом жесткого торга, в отличие от Киева Алма-Ата никогда не нагнетала напряженность вокруг данного вопроса, не препятствовала использованию космодрома Россией в переходный период, а сами переговоры успешно завершились в сжатые сроки.

Переломным в решении «проблемы русскоязычного населения» в Казахстане стал 1994 год. С принятием новой Конституции страны положение ее русскоязычных граждан, вопреки их ожиданиям, не ухудшилось. Конституция создала в Казахстане сильную президентскую республику, сконцентрировав в руках главы государства всю реальную власть. В условиях «управляемой демократии» режим Н.А. Назарбаева в равной степени ограничивал возможность свободного участия в политическом процессе и казахского, и русского населения. Уже к 1994 году отток русскоязычных специалистов обескровил казахстанскую промышленность и вооруженные силы [18, с. 205, 265], что вынудило руководство республики ослабить давление на национальные меньшинства. Поскольку в Казахстане так и не было узаконено двойное гражданство [9], русским жителям страны пришлось поторопиться с определением своего будущего. Те, кто был ориентирован на выезд из республики, активнее устремились в Россию, а остальные, каковых оказалось большинство, стали полноправными гражданами Казахстана. С 1995 года отток русскоязычного населения из республики начал снижаться, что оказало благотворное воздействие на динамику развития российско-казахстанских отношений.

В январе 1995 года Алма-Ата присоединилась к Соглашению о Таможенном союзе России и Белоруссии, что стало очередным свидетельством ее приверженности курсу на сближение с Москвой. Тогда же Б.Н. Ельцин и Н.А. Назарбаев подписали Декларацию о расширении и углублении сотрудничества между Россией и Казахстаном, закрепившую намерение сторон придать новый импульс их взаимодействию по всем направлениям. Президенты отметили необходимость разработки нового пакета соглашений, призванных конкретизировать положения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между нашими странами. Приоритетным направлением двустороннего партнерства в декларации вновь называлось развитие экономических отношений на принципах свободной торговли и формирования общего рынка. Для обеспечения своих экономик необходимым количеством топлива и электроэнергии Россия и Казахстан решили расширить сотрудничество в области совместного производства энергоносителей. В политической сфере они вновь обязались не допускать дискриминации своих граждан по национальному признаку. Президенты высказались за активное участие России и Казахстана в формировании системы коллективной безопасности на базе ДКБ, а также за развитие между ними военного сотрудничества. В декларации отмечалось, что охрана внешних границ России и Казахстана является их общим делом и будет осуществляться совместными усилиями сторон. Также президенты подтвердили курс на тесное взаимодействие своих стран в области внешней политики, имея в виду согласование позиций по основным международным проблемам и координацию действий в международных структурах [2]. Таким образом, декларация подтвердила чрезвычайно высокий уровень взаимодействия между Москвой и Алма-Атой и отсутствие между ними принципиальных разногласий. Экономические статьи документа продемонстрировали движение сторон вперед в деле интеграции. Положения, касавшиеся их политического и военного сотрудничества, подчеркнули, что Россия и Казахстан по-прежнему остаются ближайшими союзниками.

С присоединением Казахстана к Таможенному союзу он стал второй после Белоруссии наиболее интегрированной с Россией страной

мира. Дальнейшее развитие российско-казахстанских отношений шло по пути расширения комплексного взаимодействия сторон, хотя в отличие от Минска Москва и Алма-Ата не стремились форсировать интеграционные процессы, в большей степени ориентируясь не на плановые показатели, а на реально существующие для этого предпосылки.

В январе 1995 года Москва и Алма-Ата подписали еще один важный документ, не типичный для российской дипломатии рассматриваемого периода, — Соглашение о сотрудничестве приграничных областей. Оно было призвано упорядочить приграничное взаимодействие наших государств, прежде остававшееся совершенно стихийным. Важнейшим положением документа стало предоставление приграничным регионам России и Казахстана права самостоятельно заключать соглашения, регулирующие их контакты в торгово-экономической и гуманитарной сферах [14].

В 1996—1997 годах Россия и Казахстан продолжали использовать накопленный потенциал и углублять сотрудничество в торгово-экономической, политической и военной сферах. В октябре 1996 года они подписали Конвенцию об устранении двойного налогообложения, а также договоры об аренде Россией трех полигонов на территории Казахстана, на которых в советское время проводились испытания ракетного оружия. Впоследствии один из полигонов — «Эмба» — был расформирован, а аренда Москвой Четвертого государственного центрального полигона «Сары-Шаган», единственного в Евразии полигона для испытаний противоракетного оружия, продолжается до настоящего времени.

Тогда же Казахстан окончательно решил для себя «проблему русскоязычного населения». В 1996 году русское казачество республики получило право открыто носить униформу, проводить митинги и иные организованные мероприятия, после чего его оппозиционность властям резко снизилась [18, с. 99]. По Конституции 1995 года русский язык, так и не получивший в Казахстане особого статуса, был объявлен языком, официально употребляемым наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления [7]. В итоге самочувствие русскоязычных жителей страны заметно улучшилось.

Новый этап в развитии российско-казахстанских отношений начался в 1998 году. В это время стороны успешно урегулировали один из наиболее принципиальных вопросов — согласовали позиции по разделу Каспийского моря. Москва отказалась от ранее отстаиваемой ею концепции кондоминиума, приняв точку зрения Алма-Аты / Астаны о необходимости раздела водоема на национальные сектора. В идеологическом плане это означало, что Россия впервые стала воспринимать Казахстан как абсолютно равного партнера, которому возможно идти на уступки даже по самым важным вопросам. Для оформления соответствующих договоренностей в июле 1998 года с визитом в Россию отправился Н.А. Назарбаев. Президенты подписали Соглашение о разграничении дна северной части Каспия, определившее, что соответствующий участок дна моря и его недра разграничиваются между Россией и Казахстаном по модифицированной срединной линии. Водная поверхность северной части моря, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, сохранялась в совместном пользовании сторон [15].

Кроме того, Б.Н. Ельцин и Н.А. Назарбаев подписали Декларацию между Россией и Казахстаном о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. Примечательно, что понятие «вечная дружба» не использовалось ни в то время, ни позже даже в российско-белорусских и российско-армянских отношениях, с начала 1990-х годов выступавших образцом союзнического взаимодействия государств. Использование подобной формулировки, несомненно, было призвано подчеркнуть особый дух российско-казахстанского партнерства. В документе указывалось, что стороны связаны вечной дружбой и обязуются укреплять ее на благо безопасности и процветания своих народов. По своему содержанию декларация принципиально не отличалась от Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1992 года. В качестве основополагающих в ней присутствовали разделы, посвященные вопросам политического и экономического взаимодействия сторон. В ответ на изменение во второй половине 1990-х годов международной обстановки, заключавшееся в возобновлении странами Запада изоляционистского курса в

отношении Москвы, Россия и Казахстан включили в текст декларации положение о том, что «в условиях формирующегося многополярного мира необходимо преодолеть блоковые подходы, избежать проведения новых разделительных линий в международных отношениях». Тем самым Астана продемонстрировала Москве полную поддержку в неприятии расширения НАТО на восток. В военно-политическом плане декларация повторила принцип союзнических отношений между нашими странами, не предполагавший необходимости заключения между ними отдельного союзного договора. По сравнению с предыдущими соглашениями, в декларации были расширены разделы, посвященные российско-казахстанскому сотрудничеству в гуманитарной сфере. Стороны обязались способствовать сохранению духовной близости своих народов, углублять связи в области культуры, науки и образования. В данных целях они договорились учредить Русско-Казахский и Казахско-Русский университеты [1]. Очевидно, что принятая декларация в большей степени являлась не юридическим, а политическим документом. В этом заключалось ее основное значение: на исходе ХХ века Москва и Астана подтвердили неизменность долгосрочного курса на расширение своего взаимодействия и его выведение на подлинно союзнический уровень.

Договоренности президентов России и Казахстана по текущим вопросам были озвучены в их Совместном заявлении. В контексте развития ситуации в Чечне и Северном Казахстане стороны обязались принимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма на своей территории. В области экономики они упомянули важность расширения межрегионального взаимодействия, а также сотрудничества в освоении углеводородных ресурсов Каспийского моря. Отдельное внимание главы государств уделили партнерству в освоении космического пространства, подтвердив важность дальнейшего использования космодрома «Байконур» в интересах России, Казахстана и третьих стран. В военной сфере Москва и Астана по-прежнему предполагали укреплять общее стратегическое пространство. Новой задачей, выдвинутой в заявлении, стала делимитация российско-казахстанской границы с последующим упорядочением на ней пограничного, таможенного и миграционного контроля. Во внешнеполити-

ческой сфере Б.Н. Ельцин поддержал инициативу Н.А. Назарбаева о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Президенты выразили взаимопонимание по ключевым международным проблемам [11]. Как и Декларация о вечной дружбе и союзничестве, Совместное заявление Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева продемонстрировало, что Россия и Казахстан поднялись на качественно новую ступень взаимодействия, которую справедливо было характеризовать как подлинно союзнические отношения.

Согласно одной из договоренностей сторон, осенью 1998 года Б.Н. Ельцин должен был посетить Казахстан с государственным визитом. Данный визит состоялся 12 октября — сразу после аналогичного визита Б.Н. Ельцина в Узбекистан. Накануне вылета в Ташкент президент России серьезно заболел. Во время торжественной встречи с И.А. Каримовым в столичном аэропорту он на мгновение потерял сознание. И.А. Каримов поддержал падающего коллегу, однако данный инцидент продемонстрировал, что российский лидер находится не в лучшей форме. Нельзя утверждать, что после этого отношение Н.А. Назарбаева к Б.Н. Ельцину ухудшилось, однако он уже не мог видеть в коллеге безусловного гаранта безопасности своей страны. В результате визит Б.Н. Ельцина в Казахстан не произвел ожидаемого эффекта, и с конца 1998 года вплоть до отставки Б.Н. Ельцина темпы развития двусторонних отношений несколько снизились.

В ходе государственного визита Б.Н. Ельцин и Н.А. Назарбаев сверили позиции по широкому кругу вопросов и подписали Договор об экономическом сотрудничестве России и Казахстана на 1998—2007 годы — первый столь долгосрочный документ, призванный обеспечить планомерное развитие торгово-экономических связей между нашими государствами. Сам договор имел предельно общий характер. В нем говорилось, что стороны будут создавать условия для согласования своих экономических реформ, сближения национальных законодательств, взаимного привлечения инвестиций и организации совместных предприятий. К договору прилагалась подробная программа, в которой впервые четко перечислялись не только достижения, но и проблемы двусторонних отношений. В частности, отмечалось, что в по-

следние годы изменения в экономике России и Казахстана сопровождались ослаблением их хозяйственных связей и сокращением взаимного товарооборота; не получило должного развития участие российских и казахстанских инвесторов в акционировании предприятий на территории государств-партнеров; не были урегулированы проблемы, связанные со взиманием налогов; недостаточно использовались возможности сотрудничества в области трубопроводного транспорта и линий электропередачи. На решение указанных проблем и была направлена принимаемая программа [4]. Договор и программа к нему вступили в силу уже в 1999 году, после чего началась их практическая реализация. Это способствовало некоторому оживлению торгово-экономических отношений между нашими странами, испытывавших заметный спад после экономического кризиса в России, разразившегося в августе 1998 года.

В октябре 1998 года в Казахстане завершилась конституционная реформа, одним из положений которой стало увеличение срока президентских полномочий до семи лет. Вслед за этим парламент республики принял поправки к действующей Конституции и назначил на январь 1999 года досрочные президентские выборы. Ранее предполагалось, что голосование состоится годом позже, однако Н.А. Назарбаев, обеспокоенный возможным падением своей популярности, умело разыграл «российскую карту», подготовив казахстанское общественное мнение к тому, что ухудшение положения в России может негативно сказаться на ситуации в Казахстане. В подобных условиях, по его мнению, стране были необходимы досрочные выборы, поскольку перед лицом надвигающегося кризиса Казахстану требовались особые меры по сохранению стабильности, что связывалось с политикой действующего главы государства. К чести российской дипломатии, Москва не отреагировала на данные инсинуации, в результате чего российско-казахстанским отношениям не было нанесено ущерба. Поскольку Н.А. Назарбаев по-прежнему пользовался широкой поддержкой народных масс, а остальные кандидаты просто не успели подготовиться к выборам, около 80 % избирателей поддержали действующего президента, после чего его политика стала более спокойной и вернулась в русло конструктивного диалога с Москвой.

В 1999 году Россия объявила о готовности начать работу по делимитации границы с Казахстаном. Это стало убедительным доказательством того, что Москва считает существующую границу незыблемой и допускает возможность лишь незначительных ее корректировок. Последнее стало позитивным знаком для Казахстана, который начал вводить пограничный контроль и получил возможность поставить заслон на пути проникновения в страну лиц и идей, способных вызвать смуту [18, с. 96].

В июле 1999 года в российско-казахстанских отношениях произошло осложнение, вызванное аварией при запуске с космодрома «Байконур» тяжелой российской ракеты-носителя «Протон». Ракета взорвалась в воздухе, ее обломки вместе с невыгоревшим топливом упали в карагандинской степи. После этого Астана ввела мораторий на любые запуски с космодрома вплоть до выяснения причин аварии, потребовав компенсации за экологический и материальный ущерб и срочного погашения задолженности России за использование «Байконура». Москва незамедлительно выполнила данные требования, после чего мораторий был снят [20].

Урегулирование вопросов, связанных с падением «Протона», стало первой проблемой в российско-казахстанских отношениях, с которой успешно справилось правительство В.В. Путина. Поэтому его визит в Астану в качестве официального преемника Б.Н. Ельцина на посту президента, состоявшийся в сентябре 1999 года, привлек особое внимание казахстанской стороны. Это была первая поездка российского руководителя столь высокого уровня в новую столицу Казахстана. В ходе визита В.В. Путина в Астане было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве двух стран на 1999—2007 годы [12], после чего межрегиональное взаимодействие стало одним из приоритетных направлений российско-казахстанских отношений.

В октябре 1999 года на Казахстан упали обломки еще одной взорвавшейся при старте ракеты «Протон», после чего Астана вновь запретила запуски с космодрома «Байконур», и Москве пришлось выплачивать ей компенсации [19]. На этом фоне в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ президент Казахстана поставил подпись под Соглашением по Основному экспортному трубопроводу, пролегающему по

маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан, согласно которому каспийская нефть должна была пойти в Европу в обход России. Н.А. Назарбаев также заявил, что Казахстан намерен присоединиться ко всем проектам, которые обеспечат транспортировку его нефти на Запад [17]. Данное решение стало одной из главных неудач Москвы в отношениях с Астаной в рассматриваемый период.

В ноябре 1999 года Комитет национальной безопасности Казахстана раскрыл заговор русских экстремистов, собиравшихся поднять восстание в Усть-Каменогорске и создать на севере страны независимую «Республику Русский Алтай». Среди арестованных оказалось двенадцать граждан России. В подобных обстоятельствах Москва вновь проявила политическую дальновидность: инцидент в Усть-Каменогорске не вызвал у нее возмущения — напротив, В.В. Путин расценил его как сугубо внутреннее дело Казахстана и выразил поддержку руководству республики. В результате Н.А. Назарбаеву пришлось признать, что «мы и не такие вопросы решали вместе с Россией» [21], и «черная полоса» в отношениях между нашими странами наконец завершилась.

Таким образом, в 1991—1999 годах Россия и Казахстан прошли чрезвычайно сложный путь от взаимных антипатий и подозрений, наблюдавшихся накануне и после распада СССР, до достижения подлинно союзнического уровня взаимодействия в середине рассмотренного нами периода. Этот путь был пройден ими с минимальными потерями: они сохранили максимально возможный на данном этапе уровень контактов, полностью осознавая безальтерна-тивность курса на укрепление стратегического партнерства по всем направлениям. В результате Москве и Алма-Ате / Астане удалось урегулировать наиболее острые проблемы: признать друг друга независимыми участниками международных отношений; обеспечить реальное невмешательство во внутренние дела друг друга; гарантировать взаимную безопасность и нерушимость существующих рубежей; урегулировать статус русскоязычного населения Казахстана, включая местное казачество; выработать новые принципы эксплуатации Москвой стратегических объектов, расположенных на казахстанской территории; согласовать позиции по порядку использования ресурсов Каспийского моря; приступить к делимитации государствен-

ной границы. Безусловно, все это потребовало от обеих сторон значительных усилий, поэтому в отдельных случаях им не удавалось избежать ошибок, излишних эмоций, а иногда и взаимных обвинений. Тем не менее общий фон раз-

вития российско-казахстанского сотрудничества в 1990-х годах оставался благоприятным, что в дальнейшем позволило нашим странам приступить к качественному расширению и углублению взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие [Текст]: принята 6 июля 1998 г. // Дипломат. вестн. — 1998. — № 8. — С. 32—34.

2. Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества [Текст]: принята 20 янв. 1995 г. // Внешняя политика России: сб. документов. — 1995. — М., 2000. — С. 32—36.

3. Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Казахской Советской Социалистической Республикой от 21 ноября 1990 г. [Текст] // Там же. — 1990—1992. — М., 1996. — С. 19—23.

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998—2007 годы от 12 октября 1998 г. (вместе с Программой экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998—2007 гг.) [Текст] // Бюл. междунар. договоров. — 2002. — № 7. — С. 24—37.

5. Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Российской Федерации и Республики Казахстан от 28 марта 1994 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ onlme.cgi?req=doc;base=ШT;n=576 (дата обращения: 01.11.2012).

6. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. [Текст] // Внешняя политика России: сб. документов. — 1990—1992. — М., 1996. — С. 399—409.

7. Конституция Республики Казахстан (1995) [Текст] // Конституции стран СНГ и Балтии. — М., 1999. — С. 199—242.

8. Нетто-миграция между Россией и странами СНГ и Балтии [Текст] // Население России 1999. Седьмой ежегодный демограф. доклад. — М., 2000. — С. 129.

9. О гражданстве Республики Казахстан [Текст]: закон от 20 декабря 1991 г. // Вед. Верховного совета Республики Казахстан. — 1991. — № 52. — Ст. 636.

10. Совместное заявление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 10 октября 1992 г. [Электронный ресурс] // Юрид. портал LawMix. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abro/9664 (дата обращения: 01.11.2012).

11. Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Республики Казахстан от 6 июля 1998 г. [Текст] // Дипломат. вестн. — 1998. — № 8. — С. 34—36.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999—2007 гг. от 24 сентября 1999 г. [Текст] // Бюл. междунар. договоров. — 2000. — № 11. — С. 35—40.

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 25 декабря 1993 г. [Текст] // Там же. — 1994. — № 9. — С. 33—34.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан от 26 января 1995 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=1064 (дата обращения: 01.11.2012).

15. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. [Текст] // Бюл. междунар. договоров. — 2004. — № 1. — С. 68—71.

16. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. [Текст] // Внешняя политика России: сб. документов. — 1994. — Кн. 2. — М., 2000. — С. 455—465.

17. Двали, Г. Клинтон проложил трубу [Текст] / Г. Двали, Ю. Чубченко // Коммерсант-daily — 1999. — 19 ноября.

18. Олкотт, М.Б. Казахстан. Непройденный путь [Текст] / М.Б. Олкотт. — М.; Вашингтон, 2003. — 354 с.

19. Сафронов, И. Байконур закрыт на учет [Текст] / И. Сафронов // Коммерсант-daily — 1999. — 29 октября.

20. Он же. На Казахстан снова упал «Протон» [Текст] / И. Сафронов // Там же. — 28 октября.

21. Чубченко, Ю. Спецслужбы подставили премьера [Текст] / Ю. Чубченко // Там же. — 25 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.