Научная статья на тему 'Россия и ислам: политические и экономические аспекты диалога'

Россия и ислам: политические и экономические аспекты диалога Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абзаева Асият

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2006, № 2, с. 133-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и ислам: политические и экономические аспекты диалога»

Асият Абзаева, кандидат экономических наук, РОССИЯ И ИСЛАМ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАЛОГА

Ислам — самая молодая из великих исторических религий, впитавшая в себя огромное духовное и интеллектуальное богатство предшествующих эпох. Мусульманский мир, как никакой иной, близок к христианско-европейскому наследию в своих теологических основах (монотеизм, трактовка религии как Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса и Девы Марии). Однако он чрезвычайно далек от этого наследия в социокультурном плане, так как выдвигает на первый план не особенности внутренней жизни личности (что характерно для христианства), а приверженность общине единоверцев — «умме». Вместе с тем это динамично развивающаяся религия, свидетельством чему служит стремительно возрастающее число ее приверженцев. Ныне мусульмане составляют одну пятую часть населения планеты -1,3 млрд. человек, занимая, после христианства, второе место в мире по числу верующих. Ислам духовно представлен более чем в 120 странах мира, включая Россию, где, по разным оценкам, насчитывается около 20 млн. мусульман. Около 50 млн. приверженцев этой веры проживает в Центральной Азии и на Кавказе.

В последнюю четверть минувшего века ислам не только вышел на авансцену глобальной истории, но и поставил современное сознание перед множеством парадоксальных проблем. В наши дни ни одна религия не привлекает к себе так много внимания, не вызывает столько споров и противоречивых суждений, как мусульманство. И дело здесь как в его количественной мощи, так и в интенсивности и разветвленности взаимодействия с другими цивилизациями, с иными массивами человечества. Поэтому диалог цивилизаций должен стать одной из важнейших предпосылок будущего справедливого миропорядка. Мир ислама по-своему уникален, приверженцев этой веры можно в известном смысле рассматривать как единое целое, независимо от того, в какой части планеты они возносят молитвы Аллаху. Но говорить о мире ислама как о

23

некоей целостности можно лишь условно. Он как един, так и многообразен, потому что неоднороден. Исповедующие мусульманство народы по своим языкам, культуре и обычаям существенно отличаются друг от друга. В разных странах и регионах сама эта религия часто испытывает на себе воздействие местных верований и традиций, включает в себя разные культуры. Скажем, ислам простолюдинов Индонезии не похож на ислам рафинированных французских интеллектуалов-прозелитов (от греческого «прозелитос» -«пришелец»). Но это в конечном счете один и тот же ислам. Как справедливо отмечает исследователь Ф. Денни, «мусульмане обитают, по крайней мере, в двух культурных средах. Одна из них -врожденная и впитанная с молоком матери местная культура родной страны, этническое окружение, другая - приобретенная и осознанная принадлежность к исламу, всей мусульманской культуре».

По мнению доктора политических наук Д.Малышевой, значительный вес ислама в мировой политике обусловлен рядом факторов. Во-первых, огромной геополитической значимостью, главным образом неисчерпаемыми запасами нефти и газа, которые остаются важнейшим стратегическим сырьем. Во-вторых, большая часть конфликтов в мире протекает в странах традиционного распространения ислама или в районах совместного проживания мусульман и приверженцев других религий, следствием чего стало огромное число беженцев-мусульман, занимающих в печальном списке беженцев всего мира отнюдь не почетное первое место. В-третьих, в странах Западной Европы и в европейской части России быстро растет доля мусульманского населения, порой плохо интегрирующегося в местную культуру. Это превращает ислам в глазах европейского сообщества в потенциальную угрозу привычному и устоявшемуся веками общественному укладу, базирующемуся на этике и культуре христианства. В-четвертых, исполнителями или идейными вдохновителями громких террористических актов нескольких последних десятилетий часто были приверженцы ислама. С мусульманами связывают и всплески транснационального терроризма в религиозном обличье (с его кульминацией 11 сентября 2001 г.). Неудивительно, что в обыденном сознании народов немусульманского мира именно ислам ныне прочно ассоциируется с действиями террористов-смертников. Все это вместе взятое, не-

24

сомненно, внесло лепту в формирование негативного облика мусульманина, особенно в Европе, включая Россию, и в американской среде. Хотя, разумеется, есть и сторонники иного взгляда на ислам, который признается такой же частью мирового культурного наследия, как и все другие религии, а мусульмане не воспринимаются инициаторами «конфликта цивилизаций» или войн между вероисповеданиями.

Теме не менее нынешнее обыденное сознание - и на Западе, и в России - склонно напрямую отождествлять нарастающую в мире лавину массовых эксцессов, насилия и терроризма главным образом с мусульманством, с исламской реакцией на основные тенденции глобального развития. Разумеется, терроризму и насилию не может быть оправдания. В связи с этим важно более глубоко понять исламскую реальность и преодолеть стереотипы обыденного сознания. Ведь и Коран, и Библия утверждают, что Бог воздает каждому, кто добровольно, по свободе, дарованной ему Господом, предпочитает злу добро. Соглашусь с мнением доктора исторических наук Г.И. Мирского относительно того, что террористические эксцессы последних лет не только и даже не столько выражение глубинных внутренних содержаний исламской цивилизации, сколько «злокачественная опухоль» на ее теле. Опухоль, объективно обращенная не только против неисламских миров, но и против самого ислама, оказавшегося в качественно новой для него глобальной среде. Ибо содержательный консерватизм самого ислама не тождественен «исламскому» терроризму. А терроризм питается скорее не столько собственно религиозными содержаниями, сколько содержаниями социокультурными, экономическими, психологическими.

Вопрос об отношениях с миром ислама весьма актуален для России: в ее населении есть существенный исламский компонент, страну не обошел стороной терроризм в религиозном обличье, «исламское соседство» становится для РФ существенным геополитическим и внешнеполитическим фактором. Все это диктует необходимость пристальнее взглянуть на собственно «российский» ислам, который становится значимым общественным фактором и претендует на все более активное участие в политической жизни страны. Ислам - вторая после православия доминирующая в России кон-

25

фессия, и эту религию мусульмане давно связывают с выражением (или обретением) национальной идентичности. Отношения России и исламского мира складывались достаточно сложно и противоречиво. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. С Турцией Россия воевала 13 раз, были войны с Ираном, военные операции в Средней Азии и на Кавказе. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу и на передел бывшей общегосударственной собственности. Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить его как «новую агрессию России против ислама», что еще более обострило отношения между РФ и исламским миром.

Серьезная угроза российским интересам - этнополитические конфликты. Сохраняющиеся тенденции усиления регионального сепаратизма, расширения межэтнических конфликтов представляют собой опасность для территориальной целостности страны и российской государственности вообще. Отметим и непосредственные источники реальных угроз в сфере межнациональных отношений: попытки сформировать в РФ анклавы по этническому принципу; углубление социально-экономического неравенства разных народов, этнических групп; рост этнических перемещений, в том числе миграция беженцев и вынужденных переселенцев. Для снижения напряженности этнополитического конфликта в регионах Российской Федерации, на территории которых рождаются очаги этнической нестабильности, необходимо осуществить следующее: увязать решение проблемы беженцев не с территориальными притязаниями, а с созданием для каждого народа возможностей реализовать свои права на национальную самобытность; принять более жесткие меры по разоружению военных формирований (после завершения вооруженного конфликта); эффективнее использовать дополнительное финансирование и установить жесткий контроль над расходованием средств, выделяемых на целевые программы;

26

дать публичную, правовую и политическую оценку прошедших событий.

Как часть и Европы, и Азии, Россия способна сыграть ключевую роль в обеспечении безопасности и экономического процветания на обоих континентах, особенно в государствах СНГ. Нестабильность в южных республиках Содружества означает для России серьезный вызов ее собственной национальной безопасности. Массированное военное и экономическое присутствие Соединенных Штатов и их партнеров по НАТО в Афганистане (с недавнего времени и в Ираке), реконфигурация системы представленности интересов крупнейших мировых держав в Центральной Азии и Закавказье требуют переосмысления стратегии РФ в этих регионах, адаптации ее политики к новым геополитическим реалиям. Очевидно и то, что иракский кризис повысил значение так называемой «кавказ-ско-центральноазиатской дуги», вновь превращающейся для России в своеобразный «южный пояс безопасности». На встречах со многими лидерами исламского мира президент России Владимир Путин занимает активную внешнеполитическую позицию. Ведь Иран, Ирак, Сирия, Египет, Малайзия, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты - историческая сфера нашего сотрудничества, а где-то и нашего влияния. Сотрудничать с этими странами надо не в ущерб отношениям РФ с Западом и США, а, наоборот, для улучшения взаимосвязей. Такое сотрудничество не будет направлено и против Израиля, а сможет смягчить обстановку на Ближнем Востоке.

Заявление В. Путина о намерении России вступить в Организацию Исламская конференция (ОИК), сделанное во время визита президента России в Малайзию в качестве гостя на саммите этой организации (2003), если и не было сенсацией, то все-таки прозвучало достаточно неожиданно. Однако его несложно объяснить, исходя из политической ситуации в РФ. Важную роль здесь играет проблема Чечни, которую, несмотря на все заявления военного и политического руководства страны, не удается решить уже много лет. По словам В.Путина, на первом этапе Россия могла бы участвовать в работе Исламской конференции в качестве наблюдателя. По нашему мнению, вступив в ОИК, Россия могла бы более эффективно сотрудничать с мусульманским миром, в том числе по линии

27

совместного противодействия политическому радикализму, экстремизму и терроризму, так как с цивилизованными исламскими силами нужно вступать в партнерство. Они должны стать нашими союзниками. Ситуация для этого весьма благоприятная, ведь еще с советских времен страны Востока относятся к России с уважением. Правда, форма участия РФ в работе ОИК пока неясна, однако ей было бы выгодно находиться в этой организации, где принимают решения, касающиеся всего исламского мира, угадывать тенденции его развития и тем самым защищать свои интересы в исламском мире и укреплять собственную безопасность. Есть несколько аргументов в пользу вступления России в ОИК. Во-первых, она начнет активно участвовать в диалоге с мусульманским миром. Следовательно, ее присутствие в этом мире будет более весомым. Во-вторых, это обеспечит России более эффективное участие в разрешении кризисов, возникающих и в мусульманском мире, и в странах, где сосуществуют христианство и ислам. Наконец, поскольку по своим культурным, историческим традициям Россия - европейское государство, она сможет донести позицию европейских стран до исламского сообщества (например, по вопросу глобализации) и стать своего рода идейно-культурным посредником между Европой и Азией. Кроме того, само участие и открытость мусульманскому миру могут создать благоприятный фон для развития экономических отношений. И хотя непосредственных экономических интересов у России там нет, членство в ОИК имеет определенные плюсы хотя бы потому, что РФ продает оружие мусульманским странам. Кроме того, ряд арабских государств - Сирия, Ирак, Оман, ОАЭ и другие — проявляют значительный интерес, например, к такому масштабному начинанию с участием России, как международный транспортный коридор «Север-Юг». Данный проект входит в число десяти крупнейших геоэкономических проектов XXI века на евроазиатском пространстве. Соглашусь с мнением Рамазана Аб-дулатипова, члена Совета Федерации, одного из ведущих специалистов по исламу и отношениям России с мусульманскими странами, что «кроме Организации Исламская конференция, есть еще много важных организаций, объединяющих мусульманские страны. Наш голос тоже должен присутствовать там, а участие в ОИК дает важный рычаг влияния на эти организации. Если мы хотим,

28

чтобы наша страна, где проживает свыше 20 млн. мусульман, была влиятельной, мы должны присутствовать везде. Мусульманский фактор в мировой политике будет только возрастать. Значит, Россия не может находиться в стороне от мусульманского мира».

Сегодня, когда усиливается религиозный экстремизм, вопрос об исламо-христианском диалоге становится важнейшей международной проблемой. Здесь Россия могла бы внести весомый вклад, так как она традиционный сторонник хороших отношений между исламом и христианством, а это - одна из основ государственности РФ. Россия может и должна выступать за необходимость христиан-ско-мусульманского диалога, сыграть конструктивную роль в продвижении этой идеи. Среди направлений такого диалога - установление партнерских экономических отношений с мусульманскими регионами. В этом контексте страны Ближнего и Среднего Востока, Турция, Иран, Афганистан, мусульманские республики Центральной Азии и Южного Кавказа - регионы, находящиеся в непосредственной близости от границ России, и в обозримом будущем они останутся зонами ее жизненно важных интересов. Необходимо укреплять не только двусторонние связи с теми или иными мусульманскими государствами, но и продвигаться к стратегическому партнерству со всем исламским миром. Одна из важнейших сфер -дальнейшее развитие экономического сотрудничества. Однако в 1990-х годах экономические отношения России с исламским миром постепенно ослабевали. Это было обусловлено следующими факторами: размыванием внешнеэкономической стратегии, односторонними политическими ориентирами, неопределенностью национальных интересов по региональным направлениям и в системе мирового хозяйства в целом, отсутствием концепции восстановления прежних позиций в сотрудничестве с мусульманскими странами, разрушением организационных структур экономических связей с ними и т.д. Для исправления ситуации в этих сферах прежде всего необходимо выработать внешнеэкономическую стратегию относительно исламского мира. А у мусульманских стран есть собственные национальные интересы. Несмотря на различия целей отдельных исламских государств, к сфере единства их интересов относятся следующие аспекты: ликвидация отставания в экономике, необходимость развития высоких технологий, сохранение религи-

29

озного и политико-культурного суверенитета, обеспечение национальной безопасности, включая закупки современного оружия, развитие собственной оборонной промышленности и т.д.

Для укрепления экономического сотрудничества с Российской Федерацией и выхода взаимодействия в этой области на качественно более высокий уровень в новых условиях имеются несколько направлений. Во-первых, подготовка и выполнение долгосрочных проектов, в рамках которых российская сторона обеспечивает значительную часть технологий, испытаний и производства, а исламская - большую долю инвестиций, маркетинга и сбыта. Во-вторых, разработка и реализация крупномасштабных бизнес-схем, в которых исламская сторона помимо инвестиционного вклада участвует и в производственном цикле. В-третьих, привлечение инвестиций Исламского банка развития и других финансовых структур Организации Исламская конференция для создания промышленных отраслей с участием России. В свою очередь, РФ получает возможность не только развивать свои высокотехнологичные отрасли и обеспечивать рост занятости, но и высвобождать значительные средства на социальные и инвестиционные нужды.

Мусульмане как граждане России заинтересованы в улучшении ее отношений со всеми странами мира. Что касается сотрудничества РФ с исламским миром, то российские мусульмане имеют и свои специфические интересы:

- подготовка, совместно с Исламским банком развития, инвестиционных промышленных проектов на территории мусульманских регионов России, продукция которых могла бы экспортироваться в мусульманские страны;

- реализация (с участием международных исламских финансовых институтов и российского бизнеса) целевых программ по созданию рабочих мест в экономически неблагополучных зонах компактного проживания мусульман и преодолению массовой безработицы, прежде всего на Северном Кавказе. Следует отметить, что этот регион, плохо интегрирующийся в современное экономическое развитие и требующий огромных финансовых вливаний, сохраняет для России большое стратегическое значение. Гасить в нем межэтнические и религиозные споры можно только с помощью экономических и политических рычагов, поскольку, как пока-

30

зал опыт чеченской войны, военные методы лишь усиливают позиции сторонников сепаратизма и экстремизма, которые стремятся сблизить народы региона на антироссийской основе;

- создание в одном из мусульманских регионов России соответствующего банковского центра с участием финансовых институтов Организации Исламская конференция;

- организация в российских регионах бизнес-форумов (под эгидой Исламского банка развития и Исламской торгово-промышленной палаты) с целью налаживания контактов бизнесменов РФ и мусульманских стран и т.д.

А для повышения интереса частного бизнеса мусульманских стран к этим проектам необходимо преодолеть ряд субъективных препятствий, ограничивающих масштабы реальных инвестиций, направление и тактику экономического сотрудничества с российским бизнесом. В числе этих барьеров отметим следующие: недостатки российского законодательства, регламентирующего иностранные капиталовложения; неурегулированность ряда правовых вопросов, связанных с приобретением зарубежными фирмами земельных участков под строительство предприятий; дефицит информации о потенциальных экономических партнерах; отсутствие норм о полной ответственности российских хозяйствующих субъектов перед своими зарубежными партнерами. Сюда же следует добавить неэффективность судебной защиты по гражданским и арбитражным искам, рассматривающимся по российскому законодательству, отсутствие гражданской ответственности со стороны адвокатов и нотариусов, а также нехватку адекватных финансовых инструментов сотрудничества, в том числе банковского сопровождения, эффективных механизмов кредитования торговых и производственных операций, процедур разделения и страхования рисков и т. д.; отсутствие ключевых банков исламского мира на российском рынке.

Новая политика России на постсоветском пространстве может принести успех, если она будет эксплуатировать такие (наряду с другими) позитивные факторы, как географическая близость, экономическая и политическая зависимость постсоветских государств от России. К тому же у РФ есть потенциальная возможность использовать в своих целях внутренние политические трудности

31

некоторых бывших советских республик. В последнее время она активизировала военно-политические и экономические связи с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном. В экономику Узбекистана вкладывают инвестиции крупные российские компании: «Газпром», «ЛУКойл», «Вимм-Билль-Данн» и др. Развитие сотрудничества в нефтегазовом секторе - едва ли не единственная сфера прибыльного приложения российских капиталов в южных странах СНГ. При этом следует иметь в виду, что российские нефтегазовые корпорации, во-первых, вполне конкурентоспособны в глобальном масштабе; во-вторых, они имеют преимущество (по сравнению с другими компаниями) на участие в развитии местного энергетического комплекса, поскольку Россия - основной донор региона; в-третьих, нефтегазовый сектор этих стран опирается на трубопроводную систему РФ. Исходя из этого, российские фирмы могут рассчитывать на долевое участие в партнерстве с ведущими международными корпорациями.

Учитывая тесную экономическую, этническую, социокультурную связь Южного Кавказа с российским Северным Кавказом, можно утверждать, что сценарий ухода официальной Москвы из региона невозможен, так как в этом случае неизбежны рост нестабильности и всплеск новых угроз безопасности уже в самой России. Очевидно, что она к тому же заинтересована в обеспечении прочной и устойчивой стабильности в странах Южного Кавказа, в становлении в регионе дружественных ей экономически развитых демократических режимов. Наиболее эффективный путь к достижению безопасности лежит не в проявлении солидарности с находящимися за пределами государства родственными народами и этносами либо «братьями по вере», а в сфере нормализации традиционных межгосударственных контактов, в достижении доверия и равноправия между государствами одного региона. Снижению напряженности в отношениях между представителями разных этносов и конфессий внутри государства способствуют следующие меры: последовательно проводимые экономические реформы; формирование среднего класса, заинтересованного в стабильности; укрепление в обществе базовых принципов и ценностей демократии; проведение политики, сочетающей курс на формирование общест-

32

ва с развитием национальных культур и с восстановлением национального достоинства.

По мнению многих экспертов, исламский мир - глобальная сила, заинтересованная в мощной и динамичной России со статусом великой державы. Такая позиция зиждется не только на прагматическом подходе к нынешнему раскладу сил на мировой арене и не только на совместном историческом опыте. В данном случае речь идет прежде всего о совпадении (или близости) геополитических, экономических и иных интересов. Исламский мир может стать для России естественным партнером по многим принципиальным для нее вопросам, без решения которых она не сумеет занять свое достойное место в многополярном мире. Как считают многие эксперты, окончательное преодоление феномена международного терроризма вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым. Многочисленные теракты, случившиеся в России за последние годы, убеждают, что именно РФ, наряду с исламским миром, становится главной мишенью «международного терроризма» и привлекает к себе внимание «третьей силы», заинтересованной в том, чтобы «очаг войны постоянно тлел на Кавказе», что дает ей возможность влиять на внутрироссийские процессы. Официальная Москва преодолела идеологическую конфронтацию недалекого прошлого. И сегодня она не должна допустить, чтобы восторжествовали те, кто хотел бы расколоть мир по религиозному и цивили-зационному признаку. Об этом говорил Владимир Путин во время апрельского (2005) визита на Ближний Восток. В свое время профессор С. Хантингтон писал, что мы должны уйти от столкновения цивилизаций и стремиться к их диалогу, бороться с попытками подменить борьбу с терроризмом борьбой с исламом, уходить от межнациональной розни и религиозной нетерпимости, поощрять дальнейшее развитие исламо-христианского диалога. Не случайно Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поддержавший инициативу по налаживанию взаимодействия России с ОИК, заявил, что видит в российских мусульманах не представителей «терпимой» религии, а верных союзников Русской православной церкви.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция),

2006, № 2, с. 133-160.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.