сиян. Действующие правила игры установлены в интересах очень узкой группы людей.
Вопрос: А что больше всего возмущает вас в нынешней власти?
Ответ: Бесстыдство и непорядочность. Власть у нас необыкновенно бесстыжая. Вот «Единая Россия»... Я не знаю, как вообще может процветать партия, лозунгом которой служит поддержка конкретного человека, будь он хоть трижды президентом. Это что — «Единый Путин», выходит? Что же, у них вообще нет никаких убеждений, партия «чего изволите?». Ну так и напишите: «Мы — машина для голосования». Но тем, кто ныне правит Россией, следовало бы помнить: обществом можно манипулировать до какого-то предела, и начавшееся социальное брожение показывает, что предел этот уже виден и его легко перешагнуть как той, так и другой стороне.
«Новая газета», М., № 22, 28 -30 марта 2005 г.
РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР:
ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ДОЛГОСРОЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В апреле 2004 г. в Государственной думе Федерального собрания РФ было создано Межфракционное депутатское объединение (МДО) «Россия и Исламский мир: Стратегический диалог». В него вошли 45 депутатов из всех четырех фракций в Государственной думе, в том числе руководители ряда фракций, заместители председателя, председатели комитетов Госдумы и т.д. Сопредседателями МДО избраны З.Муцоев («Единая Россия»), С.Решульский (КПРФ)? Ш.Султанов («Родина»), А.Островский (ЛДПР). Ш.Султанов был также избран координатором МДО.
Осенью 2004 г. МДО опубликовал доклад «Россия и Исламский мир: Проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия». Предлагаем вниманию читателей этот доклад.
* * *
Стратегическое взаимодействие основывается не только на общности объективных интересов сторон, но и на соответствующем уровне доверия друг к другу. Одним из главных препятствий для вы-
страивания долгосрочного партнерства между Россией и Исламским миром является дефицит реального взаимопонимания и доверия в отношениях друг с другом, проистекающий из недооценки угроз, общих для обеих сторон, негативных стереотипов прошлого, недостатка информации друг о друге и т.д. В 90-е годы, когда высший российский истеблишмент сделал попытку кардинально вестернизировать страну, интерес к мусульманским странам резко снизился. Многие квалифицированные специалисты с уникальным опытом работы в этом регионе оказались не у дел. Знаменитая российско-советская школа востоковедения все больше и больше отодвигалась на общественную периферию. И это происходило на фоне существенного усложнения социально-экономических и политико-религиозных процессов в Исламском мире. С другой стороны, массовый российский обыватель очень часто продолжал и продолжает судить о так называемом «исламском факторе» по набору клише из соответствующей кинопродукции, по целенаправленным пропагандистским интерпретациям трагических событий на Северном Кавказе, отрывочным и часто односторонним сообщениям из зарубежных «горячих точек». Кроме того, в политическом пространстве России в настоящее время действуют различные лоббистские структуры, не заинтересованные в налаживании стратегического партнерства между Россией и Исламским миром. Информационные искажения и прямые фальсификации в отношении контактов между Россией и Исламским миром, ситуации в мусульманских странах и т.д., циркулирующие во многих российских СМИ, использование приемов психологической войны в значительной степени являются следствием деятельности именно таких лоббистов. В ведущих мусульманских странах ситуация с информированностью не только общественности, но и даже элит вряд ли значительно отличается от соответствующего положения дел в России.
Главная задача данного доклада - содействовать выработке и реализации полноценной стратегии развития сотрудничества между Россией и Исламским миром, что особенно важно в контексте борьбы с международным терроризмом.
I. Россия и исламский мир: Исторический контекст
Отношения России и Исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. Только с Турцией Россия воевала 13 раз, а были еще войны с Ираном, военные операции на территории Средней Азии и Кавказа. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Крупнейшие изменения последнего столетия - революция 1917 г. в России, освободительная борьба турецкого народа, египетская и иранская революции второй половины XX в. -еще более проявили геоцивилизационное совпадение интересов России и мусульманского мира. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами Исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны. Подтверждение этой точки зрения содержится и у Арнольда Тойнби, считавшего, что «цивилизационный вызов» Запада играл свою роль в частых кризисных взаимоотношениях православной и исламской цивилизаций, относительно которых Запад выступал, «как правило, агрессором».
Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». Имелись в виду и доверительные политико-дипломатические контакты, и масштабное военное сотрудничество, и интенсивные обмены визитами государственных и общественных деятелей, делегациями ученых, работников культуры и т.д. В то же время мусульманский, и особенно арабский, мир благодарен Советскому Союзу именно за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос - своего рода лакмусовая бумажка, по которой Исламский мир
судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика. СССР внес решающий вклад в становление и развитие во многих мусульманских, в том числе и арабских странах, таких отраслей экономики, как энергетика, металлургия, нефтегазовая промышленность и др. При содействии нашей страны в Египте было реализовано 94 крупных проекта, в Ираке - 84, в Алжире - 69, многие десятки - в Сирии, Йемене, Афганистане и других странах Исламского мира. В общей сложности сооружено около 350 крупнейших промышленных, энергетических и других предприятий, подготовлено свыше 150 тыс. квалифицированных специалистов. Практически свыше 40% всего объема инвестиций, которые осваивались с советской помощью за рубежом, приходились на страны Исламского мира. И такое масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран Исламского мира продовольственные и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе по совершенно другим ценам. Динамика этого сотрудничества была такова, что в 70-е и 80-е годы прошлого века в контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом советском обществе, многие ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и Исламского мира в начале XXI в. на принципиально новый уровень.
В то же время ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в Исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны исламу». В политико-стратегической ретроспективе советское вмешательство в Афганистане было непонятно для политических элит в Исламском мире, так как Афганистан, начиная еще с первых лет Советского государства, традиционно имел дружеские политические отношения и привилегированные экономические связи с СССР. Лидеры многих мусульманских стран сделали вывод, что ради своих идеологических и партийных целей коммунистическое руководство готово пожертвовать долгосрочными геополитическими и геоэкономическими целями Советского Союза. Афганский конфликт стал важнейшим стимулятором резкого процесса радикализации в Ис-
ламском мире. Естественно, что «третья сила» - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. Интенсивно вооружая афганское сопротивление и оказывая ему масштабную финансовую помощь - в обшей сложности более 10 млрд. долл., они стремились всячески активизировать борьбу моджахедов против Советского Союза, одновременно пытаясь занять нишу «защитников ислама». По мере развития афганского конфликта образ Советского Союза как стратегического партнера Исламского мира стал быстро тускнеть.
Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в Исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией и Исламским миром усилилась и из-за исламофобских установок и настроений среди влиятельной части нового российского истеблишмента. Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности. Но затем развитие конфликтной спирали привело к прямой силовой конфронтации между высшим истеблишментом и одной из новых региональных элит.
Неспособность бывшего российского руководства найти политическое решение чеченского узла привела к дальнейшему кризисному витку. Началась реализация сценариев «управляемых конфликтов» для усиления влияния на внутриполитические процессы в Российской Федерации. В том числе преследовалась цель максимально препятствовать сближению России с Исламским миром. Несмотря на то, что чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». На территории Чечни появились сотни боевиков из ряда мусульманских стран. Это еще более обострило отношения между Россией и Исламским миром.
«Третья сила» стала достаточно успешно использовать чечен -ский фактор, а в дальнейшем и феномен так называемого «международного терроризма», для обострения отношений между Российской Федерацией и Исламским миром. В свою очередь, достаточно влия-
тельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране. Эта негативная тенденция была в определенной степени сломлена в 2003 г., когда наметилось улучшение отношений России с целым рядом ведущих мусульманских стран. В октябре того же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на заседании важнейшего межгосударственного института Исламского мира -Организации Исламская конференция (ОИК). В своем выступлении в столице Малайзии президент В.В.Путин остановился на нескольких ключевых моментах.
Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения России и большинства стран Исламского мира друг к другу: «...подавляющее большинство стран - членов Организации поддержало нашу инициативу о развитии отношений с ОИК. И мы видим в этом не просто жест, а дальновидное и стратегически ориентированное решение. Убежден - участие России не только дополнит яркую палитру Организации, оно добавит в ее работу новые возможности, привнесет вес и голос крупной российской мусульманской общественности. Общины, которая уже не отделяет себя от мирового сообщества мусульман и готова к плодотворному участию в его духовной, культурной, политической жизни... Наши мусульмане не должны чувствовать себя людьми второго сорта в мусульманском мире».
Во-вторых, В.В.Путин отметил историческую предпосылку такого взаимного притяжения: «На протяжении многих веков Россия как евроазиатская страна переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX в. Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран».
В-третьих, президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы».
В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и Исламского мира: «Наше взаимодействие в рамках ОИК может и сегодня стать важнейшим элементом справед-
ливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Интерес мусульманского мира заключается в том, чтобы иметь мощного и долгосрочного, хорошо прогнозируемого союзника в лице Российской Федерации».
II. Исламский мир на международной сцене
Исламский мир сегодня - это свыше 1,3 млрд. мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. В целом ряде государств они являются значительным и влиятельным меньшинством. Более 50 млн. проживают на так называемом «Исламском Севере»: в России, на Кавказе и в Центральной Азии. Самые крупные мусульманские страны: Индонезия - 210 млн. человек, Пакистан - около 150 млн., Бангладеш - свыше 110 млн., Нигерия - около 80 млн., Иран - свыше 65 млн., Турция - около 65 млн., Египет - более 60 млн., Марокко - свыше 30 млн., Алжир - около 30 млн., Судан -свыше 25 млн., Узбекистан и Саудовская Аравия - свыше 20 млн. человек в каждой. В Индии численность мусульманской общины превысила 140 млн. Быстро растут мусульманские общины за пределами традиционного исламского ареала: в США - около 10 млн., во Франции - около 6 млн., в Бразилии - свыше 5 млн., в Германии - 3,5 млн., в Великобритании - свыше 1,5 млн., в Италии -свыше 1 млн. Всего в Европейском союзе живут уже более 15 млн. мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастет до 40 млн. к 2015 г. Как признает один из авторов, достаточно предубежденно относящийся к исламу: «Экономика западного мира является процветающей за счет притока рабочей силы, в большинстве - мусульман». Специалисты называют ислам самой динамичной и жизнеспособной религией современности. В конце 70-х годов XX в. приверженцы ислама составляли 15-16% населения нашей планеты, в 2000 г. - уже каждый пятый житель Земли был мусульманином. По оценкам специалистов, к 2025 г. приверженцы ислама составят не менее 30% населения Земли.
Геополитическая и геоэкономическая значимость мусульманского региона в современном мире постоянно возрастает, прежде всего, благодаря колоссальным запасам нефти и газа, другим нево-зобновляемым полезным ископаемым. Кроме того, мусульманский мир - это колоссальный рынок. В этом регионе сходятся основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией. Здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов. Исламский мир сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций, объединяющих мусульманские страны. Самой влиятельной из них является созданная в 1969 г. Организация Исламская конференция, которая насчитывает 57 государств. ОИК создала широкую сеть ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития, а также другие собственные организации - аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т.д. В то же время Исламский мир - это тысячи международных неправительственных, религиозных, общественных организаций, формирующих сложную систему коммуникационных сетей на уровне различных социальных, профессиональных, корпоративных и иных групп Исламского мира.
За последние два десятилетия продолжительность жизни населения Исламского мира в целом возросла на 15-17%, сократился процент бедных в общем объеме населения, значительно вырос сегмент образованной части населения, существенно увеличилось число студентов. В то же время, например, в арабских странах Ближнего Востока прямая и косвенная безработица среди молодежи составляет не менее 20-25%. Исламский мир объединяет людей, которые при всем различии в культуре, менталитете, национальных и региональных традициях осознают свою принадлежность к единой историко-духовной общности - всемирной умме. Глобальное сообщество мусульман, сердцевиной которого является религия, - это сотни миллионов людей, образ жизни которых пронизан исламом, его ценностями, нормами и установками.
Исламская солидарность, которая в настоящее время становится общепризнанным фактом уже и за пределами собственно мусульманских стран, базируется не только на едином вероисповедании, но и на вытекающем из самих устоев ислама мироощущении, едином ценностном отношении к людям, обществу, миру, будущему. Один из наиболее известных российских специалистов по этой теме прямо
говорит: «Исламская цивилизационная солидарность является сегодня несомненным фактом». С ним согласен и крупный представитель западного востоковедения: «Несмотря на всю неоспоримую разность, замечательно то, насколько мусульманские общества похожи друг на друга». Исламский мир, как никакой другой, близок христианскому наследию в своих теологических основаниях (монотеизм, трактовка религии как авраамической традиции Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса).
Важнейшее религиозно-социальное отличие между исламской и европейской цивилизационными моделями заключается в следующем. Нынешняя европейская ценностная система строится вокруг индивида, вокруг особенностей его внутренней жизни. Широко известно высказывание Сартра на эту тему: «Личность — это тотальность, которая непрерывно детотализируется». В противовес этому, для мусульманского мира базовой социальной ценностью является приверженность общине, коллективу единоверцев, «умме». Интересы России в отношениях с Исламским миром не всегда совпадают с интересами во взаимоотношениях с отдельными мусульманскими странами. Если в контактах с теми или иными конкретными мусульманскими странами исламский фактор может и не затрагиваться, то в отношениях с Исламским миром в целом этот фактор является весьма важным, даже если внешне он не артикулируется. По мнению многих экспертов, радикализация Исламского мира происходит вследствие как внутренних, так и внешних факторов. Главные внешние факторы, прямо и существенно воздействующие на радикализацию в Исламском мире, - силовые кризисы, конфликты, прямые интервенции в дела этого региона: израильско-палестинский конфликт; сионистская политика на Ближнем Востоке; поддержка Израиля Соединенными Штатами; советская политика в Афганистане, а позднее и американское вторжение в эту страну; интервенция США в Ираке. Самой драматической для всего Исламского мира является проблема израильской оккупации Иерусалима, одного из трех священных для мусульман городов. Иерусалим (Аль-Кудс) - это место, где находится великая и глубоко почитаемая мечеть - Аль-Акса. Сейчас эти святые для всех мусульман места находятся на территории, контролируемой израильскими оккупационными властями. Израиль для них - представитель и форпост Соединенных Штатов. Американцев обвиняют в том, что при их непосредственном содействии сионисты захватили
священную землю. Однако большинство известных улемов Ислам -ского мира делают существенное различие между военными акциями палестинских партизан-моджахедов и терактами, совершенными в других странах мира. Например, известные во всем Исламском мире религиозные авторитеты из Саудовской Аравии называют группы экстремистов, причастных к тем или иным терактам, хариджитами, по образу первой средневековой экстремистской секты в исламе, которые сводили весь смысл ислама к идее военного джихада.
В ходе визита в Москву в 2003 г. шейх Абдалла ат-Турки - глава Лиги Исламского мира - заявил, что ситуация в Чечне есть внутреннее дело России, и события в этой республике в глазах массовой мусульманской общественности принципиально отличаются от конфликта в Палестине. Он сурово осудил террористов, захвативших заложников в театре на Дубровке, и квалифицировал это, в соответствии с шариатом, как «разбой». Во время своего визита в Москву в сентябре 2004 г. король Иордании Абдалла II назвал страшный террористический акт в Беслане актом прямой агрессии против России и против Исламского мира.
Господствующее общественное мнение в мусульманских странах склонно рассматривать учащающиеся попытки прямого силового давления на Исламский мир как следствие происходящего фактического раздела международной системы на «золотой миллиард» и остальную часть, к которой относится большинство мусульманских стран. Как известно, расширение масштабов бедности - одна из наиболее мрачных и неафишируемых официально особенностей процесса глобализации. «Богатые становятся богаче, а бедные - беднее» уже не только на национальном уровне, но и на уровне континентов и планеты в целом. В 1950 г. соотношение валового внутреннего продукта на душу населения богатых и бедных стран составило примерно 20 : 1, в 1971 г. - 30 : 1, в конце 90-х годов -75 : 1.
Глобализация в ее нынешнем варианте в принципе не может сделать мир справедливым. В исламе же справедливость - это высшая социальная ценность. Исламская традиция гласит, что главной целью Откровения и основной задачей посланника Бога было установление справедливости на земле. Именно поэтому радикализацию можно рассматривать как естественную реакцию на угнетение, силовое воздействие на Исламский мир, ибо долг каждого мусульманина - противостоять всякого рода угнетению. По мнению целого ряда мусуль-
манских экспертов, радикализацию исламского социума стимулирует и крайне агрессивная форма распространения западного образа жизни, зачастую просто аморального с точки зрения традиционной мусульманской нравственности, а также попытки навязывания форм поведения (алкоголизм, проституция, гомосексуализм и т.д.), противоречащих нормам и принципам шариата. Мусульмане полагают, что навязываемые им чуждые модели модернизации неизбежно ведут к утрате ими религиозной, культурной исторической идентичности. В любом обществе радикалы - в меньшинстве. Радикалы в Исламском мире - это наиболее активная, хотя и небольшая часть мусульман. Однако с учетом сочувствующих им они представляют важный срез жизни, динамики Исламского мира и его сознания. Исходить из того, что единственной формой отношения с радикалами может быть только борьба «не на жизнь, а на смерть», весьма опасная политическая иллюзия. В политике диалог всегда обязателен. Как заметил еще Отто фон Бисмарк, сила радикалов состоит «совсем не в крайних идеях их вожаков, а в той доле умеренных требований, которые своевременно не были удовлетворены».
III. Российское мусульманское сообщество
Значение исламского фактора во внутренней жизни Российской Федерации объясняется полиэтническим и поликонфессиональным характером российского государства. Мусульманское сообщество нашей страны состоит в большинстве своем из представителей коренных народов России, живущих на этой территории не менее полутора тысяч лет и принявших ислам много веков назад (некоторые - еще до начала распространения на Руси христианства). Численность российских мусульман - около 20 млн. человек, но с учетом иммигрантов эта цифра достигает примерно 26 млн. B то же время реальное влияние российского исламского сообщества в нашей стране выше, чем доля его численности. Это связано с несколькими факторами. Российские мусульмане обычно более активны во время избирательных кампаний, чем население страны в целом. Существен и экономический фактор: почти 30% представителей среднего и мелкого российского бизнеса относят себя к мусульманам. Наконец, российское мусульманское сообщество, в условиях информационной
глобализации, не может оставаться в стороне от процессов, волнующих и затрагивающих весь Исламский мир. В то же время это сообщество фактически разобщено: оно поделено на региональные и этнические анклавы. Внутри российского мусульманского духовенства существуют личностные и групповые противоречия. Спецификой суннитского ислама (90% мусульман в мире - сунниты, в России к ним относятся почти все приверженцы этой религии) является отсутствие вертикали управления религиозной жизнью. В Российской империи власти создали четыре крупных региональных мусульманских центра. Бухарский эмир и хивинский хан входили в Госсовет и участвовали во всех церемониях, включая интронизацию императора. Российский император, будучи православным, совещался с лидерами мусульман и имел титул «защитника правоверных». В Советском Союзе также существовали четыре крупных духовных управления мусульман, однако власти в основном игнорировали религиозный потенциал (как исламский, так и православный), исключая период Великой Отечественной войны. В Российской Федерации прежние искусственные вертикальные структуры, созданные советской властью, исчезли и образовались свыше 40 духовных управлений.
В прошлом для российских мусульман было характерно отсутствие религиозного радикализма. Даже в условиях неблагоприятной внутренней политики в отдельные периоды истории российские мусульмане проявляли терпение. Однако в последние годы среди части российских мусульман появились и радикальные настроения. Их возникновению способствовали следующие факторы:
а) обездоленность, отсутствие жизненной перспективы: резкое ухудшение жизненного уровня; неконкурентоспособность большинства сельских хозяйств в мусульманских регионах; недоступность кредитов для занятия мелким и средним бизнесом; огромная разница в доходах между разбогатевшими гражданами и «простыми» людьми -особенно в «мусульманских» регионах; массовая коррупция на местах; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, который в ряде регионов Северного Кавказа доходит до 80%; деградация общественной нравственности, распространение проституции, наркомании и т.д.; вербовка безработной и малообразованной молодежи «скупщиками пушечного мяса» в незаконные вооруженные формирования; ощущение своей «инородности» в других регионах России;
б) практика вытеснения мусульман из активной общественной жизни: искажение или принижение роли мусульманских народов в учебных программах и пособиях по российской истории в государственных школах; периодические кампании исламофобии в СМИ, унижение чувств верующих, практика притеснения граждан РФ и приезжих единоверцев из СНГ на религиозной и национальной почве в ряде регионов России (отказ в регистрации по месту проживания, незаконные поборы со стороны местных органов милиции и властей, массовые проверки религиозных общин во время праздничной молитвы и т.д.); практика воспрепятствования строительству мечетей и регистрации общин в регионах, где мусульмане находятся в меньшинстве; акты насилия к мусульманам со стороны экстремистских организаций, игнорирование или попустительство этому со стороны некоторых региональных лидеров и милиции;
в) недостаток традиционного исламского религиозного образования: отсутствие высших богословских учебных заведений, низкий уровень и малочисленность сети начального религиозного образования;
г) внешнеполитические факторы: резкое изменение политики РФ в начале 90-х годов в отношении конфликта в Палестине, фактический отказ в поддержке национально-освободительной борьбы арабского народа Палестины; попытки израильских экстремистов разрушить одну из важнейших святынь Ислама - мечеть Аль-Акса; агрессия США против Ирака, исламофобия в западных СМИ, американские угрозы всему мусульманскому миру.
IV. Перспективы стратегического партнерства России и исламского мира: Глобальный контекст
Определяющей чертой современных глобальных международных отношений является формирующаяся система однополярного мира, правила игры в которой начали складываться сразу после распада Советского Союза. В этой связи ключевая стратегическая дилемма заключается в следующем: обеспечивает ли система однопо-лярного мира достаточную предсказуемость, безопасность, стабильность глобального мира или же в ней возрастают не только традиционные угрозы и риски, но и формируются принципиально новые и долгосрочные кризисные тенденции, происходит усиление неопреде-
ленности в отношении будущего человечества, уменьшается управляемость международной системы, что в совокупности ведет к глобальному системному кризису.
Этот кризис связан, в первую очередь, с тем, что эра дешевых невозобновляемых природных ресурсов, прежде всего энергоресурсов, на нашей планете завершилась. Именно на основе дешевой нефти развивалась нынешняя глобальная система хозяйствования. Многие специалисты говорят о наступающем «периоде дорогой и сверхдорогой нефти», цена на которую в условиях грядущего глобального системного кризиса будет все больше и больше определяться не только экономическими, но и политическими и геополитическими факторами. Поэтому новый раунд борьбы за контроль над мировыми энергоресурсами уже начался, и эта ожесточенная борьба будет только обостряться, в том числе и с использованием силовых компонентов. Согласно данным Американского геологоразведочного агентства, запасы нефти в мире достигают приблизительно 3 трлн. баррелей. При этом были учтены все теоретически возможные ресурсы, включая неразведанные запасы.
Разведанные запасы составляют 1,15 трлн. баррелей. С учетом роста потребления энергии во всем мире, доказанных залежей нефти хватит примерно на 30 лет, а газа - на 40. Региональное распределение подтвержденных запасов нефти следующее: Ближний Восток -около 60%, СНГ - около 15, Северная Америка (без учета запасов тяжелой нефти в битуминозных песчаниках и сланцах в Канаде) - 8, Латинская Америка - 6, Африка - 5, Азия - 4,5, Европа (без СНГ) -1,5%. В десяти ведущих странах мира достоверные запасы нефти на начало 2003 г. были следующие: Саудовская Аравия - 35,4 млрд. т; Канада (с учетом недавней переоценки запасов тяжелой и сверхтяжелой нефти) - 24,2; Ирак - 15,1; Кувейт - 13; ОАЭ - 12,9; Иран - 12,3; Венесуэла - 10,9; Россия - 8,2; Ливия - 3,9; Нигерия - 3,3 млрд. т. Из этих десяти стран семь относятся к Исламскому миру. Нефть по-прежнему остается незаменимой основой современной экономики. Существует мнение о «пике производства нефти», который, по разным оценкам, может быть достигнут уже в ближайшие 10-15 лет. Как известно, еще в соответствующих проектах Римского клуба 70 - 80-х годов прошлого века (начиная со знаменитого - «Пределы роста») была математически спрогнозирована и просчитана неизбежность начала этой новой стадии человеческой эволюции на стыке XX и
XXI вв. Естественно, что глобальная конкуренция за доступ к нево-зобновляемым полезным ископаемым, прежде всего углеводородным, будет неизбежно возрастать. В том числе будет повышаться значение силового компонента такой конкуренции. Более того, этот процесс де-факто уже начался. Соединенные Штаты как лидер «од-нополярного мира», используя свою военно-экономическую мощь, стремятся через соответствующие политико-силовые механизмы и инструменты получить особый, свободный от традиционной и справедливой конкуренции, доступ к мировым ресурсам. И в рамках нынешнего глобального баланса сил такая претензия не случайна. Вскоре после своей инаугурации президент США Дж. Буш заявил, что последние 500 лет историю мира писали другие, но отныне ее будут писать они, американцы. У Соединенных Штатов Америки, которые потребляют значительную часть мировых энергоресурсов (только по нефти на США приходится около 30% мирового потребления), не будет более или менее оптимистического будущего, если появятся сопоставимые по силе соперники.
Мусульманские страны и Россия совместно оказались в центре стратегических устремлений ведущих глобальных игроков именно потому, что началась эра сверхдорогих энергоресурсов. На Россию и Исламский мир приходятся свыше двух третей всех разведанных и доказанных нефтегазавых запасов мира. Поэтому выработка ясной стратегической линии России в отношении к Исламскому миру представляется необходимым прагматическим политическим императивом.
Военно-политическую борьбу с Исламским миром определенные американские властные круги называют «борьбой за демократизацию Большого Ближнего Востока». Более прагматично в этом отношении высказывается вице-президент США Р.Чейни: «Великая стройка нашей эпохи» (стоит обратить особое внимание на его примечательную оговорку: «нашей эпохи»). В то же время среди глобальных игроков усиливается конкуренция за установление «особых от-нощений» с Исламским миром. В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе у Российской Федерации на мировой арене всегда будут партнеры (одновременно и конкуренты), декларирующие свою заинтересованность в развитии отношений с нашей страной. В прагматическом плане это определяется четырьмя основными факторами: наличием российского ядерного потенциала; нефтегазовым экспорт-
ным ресурсом; особым российским геополитическим и геоэкономическим положением, степенью готовности России следовать правилам «однополярного мира».
Однако ускоренное формирование нового мирового порядка ставит Россию перед необходимостью определиться с долгосрочными союзниками. Россия выступает за такую концепцию нового мирового порядка, в которой принципиальные решения, затрагивающие суверенитет государств и интересы национальной безопасности, должны приниматься на основе баланса интересов всех участников глобальной системы. Приоритетом всегда были и остаются национальные интересы. Однако при этом поиск разумных компромиссов через переговорные процессы в рамках международного права не имеет альтернативы. Ключевые глобальные игроки не заинтересованы в том, чтобы Россия вновь стала великой мировой державой, способной отстаивать и реализовывать свои долгосрочные интересы, так как мало кто нуждается в новом сильном конкуренте в высокорисковой глобальной среде XXI в.
Принципиальный вопрос в следующем: почему, несмотря на значительные геополитические и геоэкономические уступки в Европе и в Средней Азии, политический истеблишмент Соединенных Штатов Америки по-прежнему продолжает рассматривать Россию в качестве одного из самых важных потенциальных стратегических противников? Например, согласно разработанному Объединенным Комитетом начальников штабов ВС США документу «Единая перспектива 2010», последовательно и целенаправленно ведутся приготовления к размещению по периметру российских границ новейших мобильных крылатых ракет с дальностью полета до 5000 км. Госдепартамент США в своих официальных документах объясняет такую позицию следующим образом. Россия и ее ракетно-ядерный потенциал представляют реальный вызов долгосрочной безопасности Америки, так как российское военное и политическое руководство по внутриполитическим соображениям никогда не примет концепцию однопо-лярного мира и глобального доминирования в нем США. А в докладе президента США по вопросам национальной безопасности за 2002 г. в этой связи особо подчеркивалось, что Америка никогда не допустит, чтобы какая-либо другая держава задумала сравняться с ней или превзойти ее силовой потенциал. И чтобы этого не произошло, США будут и впредь поддерживать свои вооруженные силы в состоянии бо-
евой готовности для нанесения упреждающих ударов по потенциальному стратегическому сопернику.
Российское руководство хотело бы видеть Соединенные Штаты в качестве своего стратегического партнера по формированию новой системы международных отношений для совместного отражения новых угроз и вызовов безопасности, сотрудничества в обеспечении международной стабильности. Однако США, с начала 90-х годов XX в., последовательно проводили курс на военное окружение России. В этот период подразделения американской армни отрабаты-валн, в ходе целого ряда совместных военных учений со своими союзниками, готовность к оперативному развертыванию воинских частей на российском направлении. Потенциал невозобновляемых природных ресурсов России (по некоторым данным, свыше 28 трлн. долл.), и прежде всего ее нефтегазовые запасы, привлекают повышенное внимание ведущих глобальных игроков. В этом плане усиление давления внешней среды на Россию уже в ближайшей перспективе представляется неизбежным.
По мнению многих экспертов, Исламский мир объективно является той глобальной силой, которая заинтересована в мощной и динамичной России со статусом великой державы. Такая позиция зиждется не только на прагматическом подходе к нынешнему раскладу сил на мировой арене и не только на совместном историческом опыте. Речь идет, прежде всего, о совпадении или близости геополитических, экономических и иных интересов. Исламский мир может стать для России естественным партнером во многих принципиальных для нее вопросах, без решения которых нашей стране невозможно занять свое достойное место в многополярном мире. Однако ряд политиков, аналитиков, пропагандистов, в том числе и в современной России, активно распространяют тезисы о невозможности взаимного и плодотворного стратегического сотрудничества и даже о неизбежной конфликтности в отношениях между Российской Федерацией и Исламским миром. В то же время, один из нынешних наиболее известных российских политиков подчеркивает: «Силы, которые уничтожили Советский Союз... как своего конкурента и соперника на мировой арене, эти силы возлагают сегодня свои надежды на розыгрыш противоборства православных и мусульман».
V. Стратегическое партнерство России и исламского мира: Интересы сторон
А) Российские государственные интересы
1. Исламский мир как геополитический партнер России. У Российской Федерации, как суверенного государства всегда были и будут вполне определенные геополитические интересы, отстаивать которые - обязательный императив для любого российского руководства. В этом контексте Ближний и Средний Восток, арабский мир, Турция, Иран, Афганистан, мусульманские республики Центральной Азии и Южного Кавказа - регионы, находящиеся в непосредственной близости от границ страны, в обозримом будущем останутся зонами российских жизненно важных интересов. С военно-стратегической точки зрения, российское государство всегда заинтересовано в том, чтобы любые возможные военно-политические угрозы с южного направления были предельно минимизированы. Это возможно сделать, укрепляя не только двусторонние отношения с теми или иными мусульманскими странами, но и продвигаясь к стратегическому партнерству со всем Исламским миром.
2. Фактор Исламского мира для России в условиях «однопо-лярного мира». С учетом своего нынешнего стратегического веса и внутреннего экономического потенциала реализация собственных внешнеполитических интересов для России заключается в выстраивании разветвленных и многоаспектных отношений с разными странами. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения в действительности, а не только на словах приобретали характер стратегических. На практике налаживая стратегический диалог с Исламским миром, Россия получает реальные политические и экономические возможности для взаимодействия с другими глобальными игроками и осуществления собственных стратегических задач. Наметилось сближение политических позиций России и Исламского мира в связи с целым рядом кризисных событий, в частности, по Ираку. Наблюдатели от Организации Исламская конференция и Лиги арабских государств присутствовали на выборах в Чеченской Республике, подтвердив их легитимность. Россия голосовала за последние резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на облегчение условий жизни на оккупированных палестинских территориях. Российская делегация поддержала решение Международного суда ООН по во-
просу о незаконности строительства стены, закрепляющего аннексию Израилем части палестинской территории.
3. Исламский фактор для обеспечения долгосрочной стабильности российского общества. Россия - многоконфессиональная страна. Сообщество российских мусульман - это вторая по численности конфессиональная группа в стране. И взаимоотношения России с Исламским миром непосредственно и опосредованно влияют на внутриполитическую стабильность в стране. Действительной предпосылкой стабильности является система фундаментальных моральных и духовных ценностей данного общества. В русской традиции одной из таких ключевых ценностей являлся принцип справедливости. Одновременно справедливость как базовая социальная ценность - доминанта исламского социального мышления. Митрополит Кирилл, заведующий отделом внешних сношений Московской патриархии, подчеркивал, в частности, что «моральные и духовные ценности, исповедуемые православием, по своей сути очень близки к тому, что сегодня провозглашает ислам». На совместной пресс-конференции митрополита Кирилла и аятоллы Тазкири в Москве оба жестко осудили концепцию известного американского ученого С.Хантингтона, предсказывающего неизбежность столкновения христианского и мусульманского миров в XXI в. Они отметили провокационный характер подобных взглядов по отношению к обеим великим традициям.
4. Консолидация Исламского мира. В Исламском мире интеграционные процессы развиваются на разных, официальных и неофициальных, социальных, политических и экономических уровнях; они охватывают различные экономические, социальные и политические группы. Подобные процессы наблюдаются, прежде всего, в экономической сфере. Так, за последние десять лет Исламский банк развития (ИБР - ключевая международная организация в рамках ОИК) увеличил свой уставной оплаченный капитал до 8 млрд. исламских динаров (более 12 млрд. долл. США), обогнав по этому ключевому показателю Всемирный банк. Постепенное усиление давления «од-нополярного мира» на Исламский мир вызывает ответную реакцию и в других сферах. Происходит сближение позиций в рамках ОИК и ОПЕК, консолидируется позиция мусульманских стран по иракскому кризису, появляются общеарабские каналы телевидения и т.д. В то же время многие политики и общественные деятели в мусульманских странах выражают неудовлетворенность и беспокойство недостаточ-
ными, по их мнению, темпами процессов интеграции Исламского мира. По их мнению, опасные вызовы, с которыми сталкиваются исламские страны, требуют ускорения интеграционных процессов. Одна из главных причин, по которой Исламский мир пока еще далек от того, чтобы действительно представлять собой сплоченный субъект на глобальной сцене, заключается в том, что специфические интересы отдельных стран, несмотря на многочисленные декларации, доминируют над общими интересами Исламского мира. Другая важнейшая причина заключается в том, что многие ведущие глобальные игроки однополярного мира объективно не заинтересованы в процессах консолидации Исламского мира, видя в этом угрозу своим привилегированным отношениям с отдельными мусульманскими странами. Но ускорение интеграционных процессов в Исламском мире соответствует долгосрочным интересам Российской Федерации. Более того, наша страна может и способна принять более активное участие в этих процессах.
Во-первых, Россия заинтересована в укреплении любой глобальной силы, поддерживающей усилия по созданию нового, справедливого многополярного мира.
Во-вторых, успешная интеграция Исламского мира дает возможность эффективно вести борьбу с «международным терроизмом».
В-третьих, ускорение интеграционных процессов в Исламском мире способно придать дополнительный импульс развитию экономических отношений Российской Федерации с мусульманскими странами. Экономическая интеграция Исламского мира предполагает создание крупных промышленно-энергетических комплексов, ориентированных на импортозамещение. Причем в рамках этих крупных проектов, стоимостью в миллиарды и десятки миллиардов долларов, Россия имеет определенные конкурентные преимущества, основанные, в том числе, на опыте сотрудничества Советского Союза с арабскими и другими мусульманскими странами.
В-четвертых, Исламский мир может стать в перспективе самым крупным стратегическим партнером российского ВПК.
В-пятых, развитие отношений России с консолидирующимся Исламским миром может дать новый вектор в интеграции постсоветского пространства, поскольку все среднеазиатские республики бывшего СССР и Азербайджан являются членами ОИК.
5. Стратегическое сотрудничество на мировом нефтяном рынке. Будучи двумя основными игроками на мировом энергетическом рынке, Россия и Исламский мир не могут не сотрудничать в данной сфере. Так, в 2000 г. Россия присоединилась к решению ОПЕК о сокращении экспортных квот, а российская делегация стала на постоянной основе участвовать в саммитах нефтяного картеля в Вене. Начиная с 2003 г. речь идет не только о расширении, но и об углублении масштабов и характера такого сотрудничества. В сентябре 2003 г. президент России В.В.Путин и наследный принц Саудовской Аравии Аб-далла ас-Сауд подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, предусматривающее взаимодействие при координации поставок нефтепродуктов на внешний рынок, реализацию совместных нефтехимических проектов, привлечение саудовского капитала в российскую экономику. Общие интересы России и Исламского мира в данной сфере заключаются в следующем.
Во-первых, в увеличении доходов от нефтеэкспорта, которые являются важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности как в России, так и в большинстве мусульманских стран - экспортеров нефти.
Во-вторых, в контроле над мировыми ценами, позволяющем глобальной экономике приспособиться к периоду «пика производства нефти». Речь идет об установлении таких цен, которые бы не зависели от лоббистской политики стран-потребителей и от спекуляций крупных биржевых игроков.
В-третьих, в условиях обостряющейся глобальной «ресурсной борьбы» и для Исламского мира, и для России важно обеспечить стратегический контроль за собственными невозобновляемыми природными ресурсами, в рамках которого природная рента остается в стране -нефтепроизводителе.
В-четвертых, в общих интересах России и Исламского мира выработать единую позицию по главным проблемам: разработка механизмов экологической безопасности, координация действий в условиях нефтяного саботажа или внешнего давления и т.д.
В этой ситуации возможен целый ряд новых направлений по активизации сотрудничества.
Во-первых, развитие стратегического взаимодействия в институциональных рамках ОПЕК + Россия: разработка и реализация целого ряда соглашений, в том числе по обеспечению экологической
безопасности, созданию консорциумов в сфере развития технологий нефтедобычи, стратегии развития нефтяного рынка и т.д.
Во-вторых, организация специального фонда (ОПЕК+Рос-сия), в рамках которого страны - производители нефти могли бы инвестировать средства в развитие технологий, обеспечивающих прогресс нефтяной отрасли для использования технологического потенциала всех стран-участниц, и прежде всего Российской Федерации.
В-третьих, это формирование альянса нефтяных компаний (прежде всего, государственных) из мусульманских стран и России, в рамках которого можно было бы развивать торгово-техническое и корпоративное сотрудничество, совместно участвовать в консорциумах по добыче, переработке и экспорту нефти.
6. Инвестиционный потенциал Исламского мира. Россия заинтересована в масштабных, в десятки и сотни миллиардов долларов, инвестициях в свои высокотехнологические, связанные с фундаментальной наукой, отрасли. Об инвестиционном потенциале Исламского мира можно судить, например, но следующей цифре. Вложения только арабских стран в западноевропейскую экономику в последние годы составляют несколько сотен миллиардов долларов ежегодно. Целый ряд экспертов отмечают несколько принципиально важных факторов, потенциально способствующих росту инвестиций из Исламского мира в Россию.
Во-первых, даже успешные по экономическим меркам капиталовложения на американском и западноевропейском рынках вовсе не являются гарантией сохранности инвестиций, в том числе и в так называемые «голубые фишки».
Во-вторых, финансовые средства некоторых арабских инвесторов замораживались под необоснованным предлогом «борьбы с международным терроризмом».
В-третьих, российская экономика по-прежнему в значительной степени недооценена. Например, по некоторым экспертным данным, капитализация российской нефтяной промышленности в среднесрочной перспективе может возрасти в несколько раз. Для реализации существующих благоприятных возможностей требуются следующие меры с российской стороны:
- разработка пакета дополнительных норм, регулирующих банковскую деятельность, предусматривающих, в том числе, деятельность «беспроцентных» исламских банков в России;
- вступление России в ИБР и другие аффилированные с Исламским банком развития международные экономические организации;
- предварительная разработка, совместно с ИБР, пакета инвестиционных проектов;
- организация бизнес-форумов для бизнесменов и финансистов из мусульманских стран под эгидой ИБР в Москве, других крупных российских центрах, мусульманских регионах нашей страны;
- подготовка предложений по «параллельным инвестициям» между Россией и Исламским миром.
Стратегическая инвестиционная политика в большинстве мусульманских стран - это, прежде всего, государственная политика. Постепенное укрепление роли государства в Российской Федерации дает возможность более эффективно сопрягать взаимные интересы. Масштабные инвестиции в российскую экономику возможны только в рамках стратегического партнерства.
7. Исламский мир и российский ВПК. Российский военно-промышленный комплекс - важный сегмент экономики нашей страны, ключевой компонент системы национальной безопасности. Российский ВПК по-прежнему представляет собой наиболее высокотехнологический сектор экономики, который заинтересован в крупных и долгосрочных инвестициях. Мусульманские страны являются в настоящее время крупнейшими импортерами вооружений в мире. Торговля оружием связана с долгосрочной политикой соответствующих государств, поэтому устойчивое сотрудничество в этой сфере возможно только в рамках стратегического партнерства. Исламский мир потенциально может стать наиболее крупным потребителем про-дукпии российского ВПК.
8. Развитие экономического сотрудничества. На процесс постепенного ослабления экономических отношений России с Исламским миром в 90-е годы оказали влияние такие факторы, как размывание внешнеэкономической стратегии, односторонние политические ориентиры, неопределенность национальных интересов по региональным направлениям и в системе мирового хозяйства в целом, отсутствие концепции восстановления прежних позиций в сотрудничестве с мусульманскими странами, разрушение организационных структур эко-номических связей с ними и т.д. Исправление ситуации требует, прежде всего, выработки новой внешнеэкономической стра-
тегии в отношении Исламского мира. При этом необходимо учитывать и некоторые новые реалии, появившиеся в этом регионе, например, ускорение здесь интеграционных процессов. В этой связи активно обсуждаются предложения по увеличению внутренних инвестиций Исламского мира в формирование инфраструктуры будущего общего рынка, в создание ориентированных на внутреннее потребление в мусульманских странах промышленных зон. Здесь Россия обладает рядом конкурентных преимуществ:
- наличие ряда высокотехнологичных отраслей промышленности (энергетический комплекс, самолетостроение, металлургия, обрабатывающая промышленность);
- советский опыт по созданию соответствующих промышленных и энергетических объектов в мусульманских странах;
- достаточная конкурентоспособность по показателю «цена -качество» российской продукции и услуг.
9. Сотрудничество России и Исламского мира в специфических областях. Одна из ключевых проблем для современной России - это проблема роста потребления наркотиков. Здесь речь может идти об использовании позитивного опыта, накопленного в ряде мусульманских стран, по борьбе с наркоманией, производством и распространением наркотиков. В этой связи возможно создание специального форума Россия - ОИК по анализу и решению этой проблемы.
Такое сотрудничество может быть плодотворным и по ряду других специфических проблем.
Б) Интересы Исламского мира
1. Все мусульманские страны обладают собственными национальными интересами. Часто эти интересы входят в противоречие с универсальными интересами Исламского мира. Тем не менее, Исламский мир - это реальный субъект геополитики. Несмотря на различия интересов отдельных мусульманских стран, к сфере единства их интересов относятся:
- ликвидация отставания в экономической сфере;
- необходимость развития высоких технологий;
- сохранение религиозного и политико-культурного суверенитета;
- стратегическое партнерство со странами, стремящимися к многополярному миру и не покушающимися на ценности, традиции, самобытность и суверенитет мусульманских стран;
- обеспечение собственной безопасности, включая закупки современного оружия, развитие собственной оборонной промышленности;
- ускорение интеграционных процессов внутри собственно Исламского мира.
В данном контексте наибольший интерес для Исламского мира представляют Россия и Европейское сообщество.
2. Восстановление роли России как великой державы. Исламский мир особо заинтересован в восстановлении геополитической роли России как великой державы. Объективно именно Россия и Исламский мир, прежде всего, заинтересованы в формировании многополярной структуры мира. Одновременно большинство ведущих мусульманских стран исходит из того, что Россия как один из полюсов многополярного мира наиболее адекватно отвечает долгосрочным целям исламского сообщества.
3. Российская стратегия в отношении Исламского мира. Преобладающее большинство политических элит мусульманского сообщества заинтересовано в том, чтобы Россия четко определилась со своей стратегической линией - стала долгосрочным и прогнозируемым партнером Исламского мира. Речь, прежде всего, идет о восстановлении необходимого уровня доверия и предсказуемости. В этом случае потенциальные мусульманские партнеры будут уверены, что стремление к развитию долгосрочного сотрудничества с Исламским миром - это не конъюнктурный момент для российского политического руководства. Это тем более важно, потому что в нынешнем высшем российском политическом истеблишменте серьезные позиции сохраняют группы, достаточно негативно настроенные в отношении развития полноценных, разносторонних взаимоотношений с Исламским миром.
4. Укрепление внутренней стабильности в России. Исламский мир, за исключением отдельных экстремистских организаций, заинтересован в долгосрочной стабильности в России. Не случайно, Организация Исламская конференция и Лига арабских государств поддержали усилия по возвращению Чеченской Республики в правовое пространство Российской Федерации. Исторический опыт последних десятилетий ясно свидетельствует: существенная политическая или экономическая дестабилизация в России негативно сказывалась на отношениях между нашей страной и Исламским миром. Наметив-
шаяся корректировка внешнеполитического курса России, начавшееся «потепление» отношений между Россией и Исламским миром открывают перспективы для действительного стратегического сотрудничества.
5. Развитие экономического сотрудничества с РФ. В новых условиях имеются несколько направлений для выхода экономического взаимодействия на качественно более высокий уровень.
Во-первых, разработка и реализация долгосрочных экономических проектов, в рамках которых российская сторона обеспечивает значительную часть технологий, испытаний и производства, а исламская - большую долю инвестиций, маркетинга и сбыта.
Во-вторых, разработка и реализация таких крупномасштабных бизнес-схем, когда исламская сторона, помимо инвестиционного вклада, участвует и в производственном цикле (по примеру общеевропейского СП по производству аэробусов).
В-третьих, привлечение инвестиционных средств ИБР, других финансовых структур ОИК для создания промышленных отраслей с участием России и при использовании российских технологий для насыщения внутреннего рынка мусульманских стран соответствующей товарной продукцией.
В свою очередь, Россия получает возможность не только развивать свои высокотехнологичные отрасли и обеспечивать рост занятости, но и высвобождать значительные средства на социальные и инвестиционные нужды.
В) Интересы российских мусульман
Мусульмане как граждане России заинтересованы в улучшении отношений нашей страны со всеми странами мира. Что касается сотрудничества нашей страны с Исламским миром, российские мусульмане имеют и свои специфические интересы:
- формирование, совместно с ИБР, инвестиционных промышленных проектов (в сочетании с пакетами заказов) на территории российских мусульманских регионов, продукция которых могла бы пойти на экспорт в Исламский мир;
- реализация совместных с участием международных ислам -ских финансовых институтов и российского бизнеса целевых программ для создания рабочих мест в экономически неблагополучных зонах компактного проживания мусульман, преодоления массовой безработицы, прежде всего на Северном Кавказе;
- открытие кредитных линий через представительства финансовых институтов ОИК в России для мелкого и среднего мусульманского бизнеса, ориентированного на производство исламской товар -ной продукции, прежде всего халяльной (разрешенной) пищи и одежды;
- создание исламского банковского центра в одном из мусульманских регионов России с участием финансовых институтов ОИК;
- организация в российских регионах бизнес-форумов (под эгидой ИБР и Исламской торгово-промышленной палаты) с целью налаживания контактов бизнесменов из России и мусульманских стран;
- организация с помощью соответствующих институтов ОИК системы «закята» - обязательного по шариату отчисления 2,5% ежегодных доходов обеспеченных мусульман для социальной помощи бедным и беднейшим слоям;
- расширение информационного взаимодействия с Ислам -ским миром для получения большей информации о жизни мировой уммы и ознакомления ее с событиями в России.
Г) Интересы российского бизнеса в Исламском мире
Существует ряд благоприятных для российского бизнеса факторов в этом регионе.
Во-первых, ряд отраслей промышленного производства в мусульманских странах (тяжелая и горнодобывающая отрасли, объекты инфраструктуры, металлургия) «привязан» к российским в силу использования еще советского оборудования, технологии и запасных частей.
Во-вторых, многие национальные хозяйства мусульманских стран нуждаются в инвестиционных товарах, обладающих большим запасом прочности, долговечных, относительно простых и в то же время достаточно эффективных с производственной точки зрения.
В-третьих, деловые круги целого ряда исламских стран реально заинтересованы в появлении российских экономических структур на местных рынках. Например, Абдул ар-Рахман аль-Атыа, Генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Залива, высказался за более активное присутствие российских компаний, производящих нефтегазовое оборудование, на рынках арабских стран. Вместе с тем, ключевая проблема, с которой сталкивается российский бизнес в Исламском мире, - это отсутствие эффективных
механизмов финансирования экспортных операций и расширения рынков сбыта:
- двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
- льготных государственных кредитных линий по финансированию экспортных операций с Исламским миром;
- системы банковского обслуживания деятельности российского бизнеса в Исламском мире;
- системы продвижения российских товаров за счет государственных гарантий.
Таким образом, для продвижения российского бизнеса на рынок Исламского мира необходимо решение следующих приоритетных задач:
- создание системы льготного кредитования, рассчитанной на деятельность российского бизнеса на рынках Исламского мира;
- заключение государственных соглашений о льготных кредитных линиях для российского бизнеса в Исламском мире с заинтересованными мусульманскими странами;
- создание сети представительств крупнейших и специализированных российских банков (для начала государственных) с выделением соответствующих кредитных линий для каждой конкретной страны под гарантии иностранного государства и уполномоченных им банков;
- создание соответствующего фонда для продвижения российского бизнеса в Исламском мире, из которого бы финансировалось участие в выставках, рекламные кампании, маркетинговые операции и т. д .;
- создание нескольких российских консорциумов по пяти -шести приоритетным направлениям (нефтегазодобыча, строительство трубопроводов, строительство энергетических объектов и т.д.), интересы которых продвигались бы в Исламском мире в первую очередь;
- подписание соглашений о преференциальном режиме с заинтересованными мусульманскими странами, а в перспективе - присоединение к соответствующему соглашению в рамках ОИК.
Д) Интересы частного бизнеса мусульманских стран в России
Для повышения интереса частного бизнеса мусульманских стран необходимо преодолеть ряд субъективных препятствий, ограничивающих масштабы реальных инвестиций, направления и тактику экономического взаимодействия с российским бизнесом. К указанным препятствиям относятся:
- недостатки российского законодательства, регламентирующего иностранные капиталовложения;
- неурегулированность ряда правовых вопросов, связанных с приобретением иностранными партнерами земельных участков под строительство предприятий;
- дефицит информации о потенциальных экономических партнерах;
- отсутствие норм о полной ответственности российских хозяйствующих субъектов перед своими зарубежными партнерами;
- неэффективность судебной защиты по гражданским и арбитражным искам, рассматривающимся по российскому законодательству, отсутствие гражданской ответственности адвокатов и нотариусов;
- отсутствие адекватных финансовых инструментов сотрудничества, банковского сопровождения, эффективных механизмов кредитования торговых и производственных операций, процедур разделения и страхования рисков и т. д.;
- отсутствие ключевых банков Исламского мира на российском рынке (при том, что в России действуют представительства практически всех ведущих западных банков). Первым шагом в данном случае могло бы стать открытие полноценного представительства Ислам -ского банка развития, который традиционно работает в консорциуме с десятками финансовых институтов и банков. Это дало бы возможность приступить к формированию кредитной линии для бизнесменов из мусульманских стран, желающих работать в России.
VI. Россия и исламский мир:
Борьба с «международным терроризмом»
Понятия «террор» и «терроризм» известны с древности. Исторически сам феномен «терроризма» достаточно амбивалентен по отношению к политической динамике. В конце XIX - начале XX в. по-
литические противники царского режима активно использовали методы террора, что вызывало вполне адекватную и определенную реакцию властной системы Российской империи. Однако, как известно, после революции 1917 г. подобные методы получили совершенно иную оценку - они были признаны законным правом безоружного народа на самооборону. Ожесточенная Гражданская война в России 1918-1922 гг. дала примеры использования массового террора, как «белого», так и «красного». Героический образ партизан в годы Отечественной войны в советской пропаганде кардинально контрастировал с отношением к ним нацистского режима, который считал их «бандитами, террористами, боевиками». При этом гитлеровская пропаганда оправдывала свой террор против населения на оккупированных территориях Советского Союза Гаагскими конвенциями 1907 г. В то же время руководство Третьего рейха целенаправленно использовало террор против славянских народов, цыган, евреев и др. После Второй мировой войны методы террора были задействованы при создании Государства Израиль. Один из американских экспертов Адам Парфрей прямо указывает на тот факт, что «сионизм использовал террор для прокладывания себе дороги в жизнь... Менахем Бегин и Ицхак Шамир, будущие премьер-министры Израиля, сделали себе имена на том, что не считали применение террора против Британии (взрывы в отелях, убийства англичан) - символа западной цивилизации и парламентского права - чем-то зазорным. Сдавшись под давлением террористов, британцы решили, что лучше будет предложить ООН позволить сионистам создать свое собственное государство. 29 ноября 1947 г. это предложение привело к разделу Палестины на два государства - еврейское и палестинское. Раздел был осуществлен в пользу сионистского образования: притом, что они составляли в то время треть населения Палестины, им было выделено 56% ее территории. План раздела поставил перед сионистами вопрос: "Что делать со всеми арабами, проживающими на земле, которую они считают своей?" Ответом на этот вопрос стал террор». Жаботинский - известный идеолог сионизма - признавал необходимость террора. Да, это жестоко, писал он, но это нам нужно, если мы хотим воплотить здесь нашу мечту.
Терроризм против мирного населения часто использовался и в условиях военного времени. Например, в конце Второй мировой войны в результате длившихся сутки англо-американских воздушных
налетов в Дрездене были уничтожены десятки тысяч мирных немцев. При атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки было убито и искалечено несколько сотен тысяч человек - также мирных жителей. В этом же ряду уничтожение американским напалмом десятков тысяч мирных вьетнамских женщин и детей. Массовые убийства немцев, японцев, арабов, вьетнамцев и многих других были актами прямого устрашения, т.е. террора. Это вполне соответствует и многим официальным дефинициям. Например, по мнению Министерства обороны США: «Терроризм - это спланированное использование насилия или угроза насилия, чтобы вызвать страх, направленные на то, чтобы принудить правительства или общества или запугать их, преследуя политические, религиозные или идеологические цели».
Неожиданное и вроде бы спонтанное появление «широкомасштабного» феномена международного терроризма, буквально в течение нескольких лет, вряд ли можно назвать случайным. Начавшееся формирование «нового мирового порядка», рост кризисных тенденций в глобальной международной системе, существенное усиление стратегической неопределенности, начавшаяся широкомасштабная ревизия существующих норм международного права и т.д. - все это способствовало росту различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты.
Однако для превращения экстремистских групп в действительно террористические структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего, необходимо появление так называемой «третьей силы». Именно такая «третья сила» способствует превращению радикала в реального террориста. Причем связи между террористами и «третьей силой» могут быть весьма сложными и опосредованными (в этом случае боевиков, экстремистов и т.д. используют «втемную»), а могут быть и относительно открытыми. Очень часто с террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому, что за ними стоит «третья сила». В основном, так называемая «третья сила» прибегает к террору в двух случаях.
Во-первых, когда резко, до «точки кипения», обостряются противоречия внутри властвующего класса того или иного государства и терроризм прямо используется в острых фазах борьбы за власть. Известно, например, что Министерство внутренних дел Российской империи в начале XX в. имело свою агентурную сеть и информаторов во всех террористических и радикальных структурах, в том числе и на
уровне их руководства. Однако многие крупные теракты не предотвращались, так как МВД, связанное с определенными кланами при императорском дворе, использовало боевиков для решения соответствующих внутриполитических задач. Сразу после начала Первой мировой войны практически все эти террористические и радикальные организации были быстро и эффективно обезврежены.
Во-вторых, «третья сила» прибегает к использованию террористических структур и методов на решающих стадиях реализации своей стратегической линии, когда для достижения определенных целей отбрасываются любые моральные принципы и нормы. Трагедия в Беслане находится именно в этом ряду. Без долгосрочной и разветвленной помощи американского разведывательного сообщества «Аль-Каида» никогда не смогла бы создать свою международную сеть. Более того, некоторые известные специалисты в мире считают, что использование терроризма «втемную» постепенно становится важным направлением в деятельности многих спецслужб, занимающихся разработкой и внедрением новых видов организационного оружия.
Феномен терроризма в современном сверхсложном социуме порождает такую социальную и политическую энтропию, системные последствия которой практически не просчитываются. Через призму современных СМИ и СМК террористическая деятельность часто приобретает особый, так называемый «порождающий» эффект. В обладающем существенным кризисным потенциалом обществе всегда есть достаточное количество специфических организаций, кланов, криминальных сообществ, отвергающих общепринятые нормы нравственности, людей и групп с существенными психическими отклонениями, которые готовы совершить теракт или включиться в террористическую деятельность. Специалисты отмечают, что уровень террористической активности во всем мире значительно вырос после начала проведения «антитеррористической операции», которую ведут Соединенные Штаты.
Террористы - это преступники, очень часто с явными патологическими отклонениями, попирающие и юридические нормы, и принципы человеческой нравственности. Но при этом нельзя ассоциировать террор в любой форме с какой-либо религией, как и нацией. Терроризм, как определенная политическая и социально-психологическая патология, питается не религиозными ценностями и идеями, а конкретными установками для решения политических за-
дач. За террористическую деятельность должны нести ответственность конкретные люди, группы, объединения, которые могут прикрываться религиозными, национальными или иными мотивами для достижения своих целей, а также те силы, которые стоят за террористами.
По мере постепенного усиления «однополярной системы», понятие «международный терроризм» стало целенаправленно приравниваться к «исламскому терроризму». Как считают авторитетные эксперты, одна из ключевых задач этой кампании - столкнуть между собой Россию и Исламский мир. Среди террористов, конечно же, есть и те, кто формально относится к исламской традиции. Одновременно существуют террористические группировки, в которые входят люди, формально принадлежащие к христианству, иудаизму, сикхизму, индуизму. Но никто не говорит, например, о «христианском» или «индуистском» терроризме. Любые террористы, по сути, являются отступниками от законов своей религии. Не случайно, антитеррористические правовые нормы в целом ряде стран Исламского мира гораздо более суровые, чем соответствующее российское законодательство. Поэтому терроризм, как справедливо указывают многие, не имеет религии. Именно поэтому использование в СМИ словосочетания «исламский терроризм» следует рассматривать как форму разжигания межрелигиозной розни, недопустимую ни в одном многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Есть и другой парадоксальный и неожиданный результат в этой тотальной борьбе «цивилизованного мира» с «международным терроризмом». «Террористы» и те, кто стоит за ними, добились - осознанно или нет - возможно, главного: они доказали уязвимость всех и вся в современном так называемом «информационном обществе».
Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена «международного терроризма» вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым. Трагедия в Беслане и другие теракты 2004 г. в России убеждают, по крайней мере, в двух вещах.
Во-первых, именно Российское государство, наряду с Исламским миром, становится главной мишенью «международного терроризма» и той «третьей силы», которая заинтересована в том, чтобы «очаг войны постоянно тлел на Кавказе». Это дает возможность вли-
ять на внутрироссийские процессы, в том числе с прицелом на выборы 2007 и 2008 гг.
Во-вторых, в плане террористических угроз Россия является одним из наименее защищенных государств мира. Главная причина этого - условия, сложившиеся «после распада огромного великого государства» - Советского Союза.
Президент России В.В.Путин в своем выступлении на X заседании глав государств и правительств Организации Исламская конференция заявил: «Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим к появлению новых опасных разделительных линий».
«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 2, с. 2-15.
Анатолий Шведов,
журналист
РОССИЙСКИЕ ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПОДЕЛИЛИ МЕЧЕТИ
Давно тлеющий конфликт между двумя мусульманскими структурами России разгорелся с новой силой. Муфтий Оренбургской области, член Совета муфтиев России Исмаил Шангареев обвинил муфтиев из конкурирующей организации — Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в написании лживых доносов на сторонников Совета муфтиев, а работников правоохранительных органов — в незаконных действиях в пользу ЦДУМ.
Еще в 1992 г. в ЦДУМ произошел раскол. Ряд имамов выразил недовольство деятельностью Верховного муфтия ЦДУМ Талгата Тад-жуддина, в том числе тем, что в мечети были установлены витражи с изображением крестов и шестиконечных звезд рядом с полумесяцем. Так в России наравне с учрежденным еще по указу Екатерины II ЦДУМ появились независимые от Таджуддина духовные управления мусульман. В 1996 г. они объединились в Совет муфтиев под руковод-