также отношений Ирана с Россией. Большинство участников конференции отметили, что сегодня Иран переживает крайне напряженный период в своем развитии, который характеризуется как внутриполитическими противоречиями, так и внешнеполитическими проблемами. Выход из сложившейся ситуации может обеспечить наращивание усилий существующей системы власти по реформированию страны.
"Восток (Опет)", М., 2003 г., № 6, с. 150-155.
ИСЛАМСКИЙ МИР В МИРОВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА1
А. Организационно-методический раздел
Международные отношения на рубеже XX—XXI вв. характеризуются столкновением различных идеологических и социально -политических течений и тенденций, которые носят неоднозначный и противоречивый характер. Глобализации как главной тенденции мирового развития нового тысячелетия противостоит тенденция, связанная с поиском национальной идентичности, альтернативных путей развития, разных моделей взаимосвязи с внешним миром. Важнейшей тенденцией в жизни стран Востока становится все возрастающее воздействие традиционно-исторических факторов на их общественное развитие и внешнюю политику. В большой группе афроазиатских государств фактором такого рода является ислам, влияние которого на современную политику приобрело международный масштаб. В современных международных отношениях ислам представлен такими субъектами политического действия, как мусульманские государства, международные межправительственные организации мусульманских государств, исламские международные неправительственные организации и фонды. Фактором международной жизни ста-
1 Программа разработана на кафедре Востоковедения МГИМО (У) МИД РФ. Составитель программы: канд. ист. наук М.А.Сапронова, при участии д-ра ист. наук В.Я.Белокреницкого, канд. ист. наук С.Б.Дружиловского, д-ра ист. наук Л.М.Ефимовой, д-ра ист. наук И.Д.Звягельской, канд. ист. наук Н.В.Степановой. Рецензенты: д-р п. наук А.Д.Воскресенский, д-р п. наук В.Е.Донцов.
новятся исламские организации и движения, возникшие в какой-либо мусульманской стране, но распространяющие свою деятельность далеко за ее пределы, а также исламские организации и движения, действия которых хотя и ограничены рамками одной страны, но имеют широкий международный резонанс. Для современного периода "исламизации" характерны попытки реализовать на практике "исламский проект", включающий определенные формы взаимодействия религии и политики, религии и государства ("исламское государство"), возрождения шариата в качестве государственного права, мусульманских норм регулирования хозяйственной жизни ("исламская экономика") и др. Признавая целостность ислама как цивилизации и социокультурной системы, необходимо учитывать множественность уровней и ролей ислама, вытекающих и из его собственной сложной структуры и разнообразия выполняемых им функций, и использования этой религии различными политическими организациями и движениями для достижения политических и идеологических целей и укрепления ее позиций на мировой арене. Вместе с этим особенности социально-экономического и историко-культурного развития стран традиционного распространения ислама, характер соотношения внуриполитических сил и другие факторы обусловили различное проявление "исламского фактора" в современных международных отношениях на глобальном, региональном и страновом уровнях. Среди современных исламских идейно-политических течений существуют самые различные направления — от либеральных до экстремистских. Без серьезного теоретического изучения и осмысления специфики этих процессов и тенденций невозможно составить адекватное представление как об особенностях политического развития стран и регионов традиционного распространения ислама, так и о современных международных отношениях в целом. Кроме того, понимание данной специфики создает условия для установления более тесных и плодотворных отношений с мусульманскими государствами с учетом изменившихся международных отношений и новой расстановки политических сил как внутри стран, так и на международной арене. В этом актуальность предлагаемой к изучению проблематики.
Целью курса является углубление профессионального понимания той роли, которую играет ислам как мировая религия и цивилизация в современных международных отношениях с учетом региональных особенностей проявления исламской традиции в политике
государств его традиционного распространения, а также в "новых" странах СНГ и мусульманских районах России.
В задачу курса входит дать комплексное представление о роли исламского мира в мировой политике, а также показать проблему внутренней дифференциации ислама в его историко-религио-ведческом, политико-правовом и социально-экономическом аспектах; дать углубленный анализ попыткам построения "исламской экономики" и "нового исламского порядка" на международном уровне, политической и социально-экономической сущности "исламского терроризма" и его теоретической базы; показать различные тенденции развития исламского движения и специфику процессов секуляризации в мусульманском мире. В результате изучения данного курса магистранты получат возможность сравнить степень воздействия ислама на внешнюю и внутреннюю политику отдельных мусульманских стран и различных регионов и формы его взаимодействия с другими социально-экономическими и политическими факторами; проанализировать методы использования принципов ислама различными социально-политическими группировками как внутри государств мусульманского мира, так и на международной арене.
Данный курс является новым как по предмету изучения, так и по объему и тематике предлагаемых лекций.
Б. Содержание курса
Тема 1. Место ислама в мировой политике
Исламский "ренессанс" последней четверти XX в. и его влияние на расстановку политических сил в современном мире. Причины активизации политического ислама в мусульманских странах и мусульманских меньшинств и диаспор в немусульманских странах, основные проявления этой активности в международных отношениях. Различные направления в политическом исламе. Фундаментализм и модернизм в современном исламе. Многообразие проявления "исламского фактора" в международной политике на глобальном, региональном и страновом уровнях. Политическая и социально-экономическая сущность "исламской модели" развития. Попытки реализации на практике "исламского проекта". Исламский радикализм как противник западного либерально -глобалистского проекта в
современном мире. "Исламский терроризм", его источники, теоретическая база, политическая направленность. Борьба с международным терроризмом, выступающим под флагом ислама: задачи, проблемы, перспективы. "Диалог цивилизаций" как альтернатива эскалации напряженности в отношениях между западной и исламской цивилизациями.
Тема 2. Страны ислама на рубеже веков (политический, экономический и культурный аспекты)
Оценка общей численности мусульман в мире: восьмикратный рост за XX век, перспективы дальнейшего увеличения численности и удельного веса исповедующих ислам. Причины демографического роста в исламском ареале и последствия для мировой политики и культуры. Мусульманские государства в мире, количество и общая характеристика. Страны с абсолютным преобладанием мусульман. Государства со значительным мусульманским населением. Многоконфессиональные государства со значительным мусульманским меньшинством. Основные культурно-исторические субрегионы мусульманского мира — арабский, иранский, тюркский, индийский, тихоокеанский, африканский. Рост экономического потенциала государств мусульманского ареала. Фактор нефти и других энергетических ресурсов в увеличении темпов экономического роста. Узость ресурсной базы. Отставание в темпах развития человеческого капитала. Высокий уровень неграмотности, особенно женского населения. Своеобразие системы образования и культуры, акцентирование роли религии, воспитание в духе фатализма. Инновационный потенциал исламской культуры. Авторитаризм политической культуры и политических систем. Особенности процесса демократизации.
Тема 3. Организация Исламская конференция: История и современность
Проблема единения мусульманского мира в исламской доктрине. Исторические формы и методы объединения мусульман в период Средневековья и Нового времени. Трудности сохранения единства мусульманского мира. Халиф и халифат. Панисламизм и его содержание на разных этапах эволюции. Предпосылки и причины воз-
никновения Организации Исламская конференция (ОИК). Организационная структура ОИК. Формы и методы принятия и исполнения решений. Основные направления политической и экономической деятельности ОИК на современном этапе. Трудности и перспективы развития этой организации. Позиция ОИК по основным проблемам современных международных отношений.
Тема 4. Ислам и особенности модернизации в мусульманском мире (на примере Египта)
Уникальность природно-географического и геополитического положения Египта, его связь с европейско-средиземноморской культурой как предпосылка раннего вступления Египта на путь модернизации. Военная экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 г. — начало процесса "пробуждения", средство приближения к индустриальному Западу. Ориентир — европейская модель развития. Транс -формация материальных, социальных и духовных основ египетского общества. Неравномерность этого процесса — основа неоднозначно -сти подходов и оценок его последствий с позиций ислама.
Мусульманские "ортодоксы" ("традиционалисты") и "реформаторы". Египет — арена появления и развития исламских идеологических концепций и организаций, включая политические исламские партии. Египетская ассоциация "Братья-мусульмане" (1928) — родоначальница практически всех исламистских организаций в странах ислама. Резкий подъем исламизма в Египте в 70-90-е годы XX в. в условиях ускорения темпов модернизации страны. Гибкая политика египетского руководства в отношении различных исламистских групп: от жесткого подавления экстремистов до сотрудничества с умеренной исламской оппозицией. Особая значимость такого курса в условиях нарастания процессов глобализации. Опора на свои традиционные культурные ценности, среди которых исламу принадлежит ведущее место, — средство противостояния вызовам современности и сохранения самобытности, исторически присущей арабскому мусульманскому обществу Египта.
Тема 5. Влияние ислама на формирование внешнеполитического курса арабских государств
Общие принципы исламской теории международных отношений и основные тенденции в подходах мусульманских государств к вопросам реформирования современных международных отношений. Влияние ислама на конституционное закрепление основ внешней политики в арабских странах. Роль главы государства в формировании внешнеполитического курса. Арабо-исламский компонент внешней политики государств "аравийской шестерки". Понятия и трактовка "исламской" и "арабской" солидарности. Реализация ара-бо-исламского компонента во внешней политике арабских государств (двусторонние отношения с исламскими и немусульманскими государствами и в рамках региональных организаций ЛАГ, ССАГПЗ, САМ и др.) и основные направления внешней политики этих государств в 90-е годы. Деятельность и задачи неправительственных пан-исламских организаций (Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Всемирная лига исламской молодежи и др.). Усиление роли Исламского банка развития (ИБР). Исламский фактор в российско-арабских отношениях.
Тема 6. Проблемы демократии в арабо-мусульманском мире
70-90-е годы XX в. ознаменовались серьезными усилиями, предпринятыми арабскими странами в области экономической и государственно-политической модернизации. В большинстве арабских стран успешно осуществляются программы структурного оздоровления национальных экономик, порождающие одновременно множество политических, экономических и социальных проблем. Одно из средств разрешения этих противоречий в обществе, снятия возникающей напряженности правящие режимы видят в допущении политической либерализации, "дозированной" демократизации, становлении "демократии без демократов". Арабские страны накопили значительный опыт трансформации политического пространства, нашедший свое проявление в конституционном процессе, в партийном плюрализме, свободе прессы и многих других аспектах политической жизни. Однако все эти атрибуты демократии носят сугубо формальный, фасадный характер, прикрывая авторитарную по сути своей власть. Практически ни в одной из арабских стран процесс реформи-
рования традиционного общества и режима правления не привел к сколько-нибудь значительным переменам. Сегодня проблема демократизации, во многом специфически воспринимаемая незападным арабским обществом, его политиками и идеологами, занимает приоритетное место в их видении перспективного развития арабского мира в XXI в.
Тема 7. Исламский радикализм и проблема терроризма в современном мире
Определение исламского радикализма как консервативно-пуританской идеологии. Соотношение с другими терминами — фундаментализмом, исламизмом, политическим исламом, экстремизмом и т.п. Современный радикальный ислам: истоки, зарождение и превращение в крупнейший фактор мировой политики в последней трети XX в. Отличия от панисламизма предшествующей эпохи. Сопоставление с идеологией исламского национализма, социализма, либерализма, консерватизма и т.п. Успехи и неудачи радикального ислама в 70-80-х годах. Роль геополитики эпохи "холодной войны". Новый этап в эволюции радикализма после ее окончания. Переход исламского радикализма на позиции главного противника западного либе-рально-глобалистского проекта. Формирование международной сети подрывной террористической деятельности. Современный терроризм, сложная структура понятия, интернациональный, региональный, страновой и локальный уровни. Связь терроризма с исламским радикализмом. Определение грани между радикальным исламом и исламистским терроризмом.
Тема 8. Исламский экстремизм в процессе ближневосточного урегулирования
Ближневосточный арабо-израильский конфликт — старейший из всех мировых региональных конфликтов Новейшего времени. Его сердцевина — проблема арабского народа Палестины, лишенного своей земли и государственности, — воплощение всего комплекса арабо-израильских противоречий, переплетение интересов вовлеченных в этот конфликт общеарабских, ближневосточно-региональных и международных сил. Один из важнейших аспектов ближневосточного конфликта — терроризм как форма исламского и иудейского экстре-
мизма во взаимоотношениях противоборствующих сторон. Неурегулированность арабо-израильского конфликта — важнейший фактор возрастания исламизма в политической жизни государств Арабского Востока в последние десятилетия XX в. Появление исламских фундаменталистских организаций антиизраильской направленности. Их программные установки, идеология, методы достижения целей. Качественно новый этап в расширении масштабов экстремизма в рамках второй интифады.
Тема 9. Исламский экстремизм в Алжире и проблема безопасности в Средиземноморье
Характерные черты внутриполитического развития стран Северной Африки после достижения политической независимости, особенности влияния норм и ценностей ислама на их государственное устройство. Причины, обусловившие возникновение и развитие движений политического ислама в 90-е годы в этом регионе. Понятие "исламский фундаментализм". Характерные черты современного исламского экстремизма в странах Северной Африки как сложного исторического и социально-политического явления. Особенности взаимодействия правящих режимов в странах Северной Африки с исламскими движениями на современном этапе. Исламский экстремизм в Алжире. Причины внутриполитического кризиса и характеристика его основных этапов. Гражданская война, зарождение террористического движения. Сущность и особенности деятельности организаций религиозных экстремистов в Алжире (Вооруженная исламская группа, Исламская армия спасения и др.). Попытки создания национально-исламского государства. Противоборство в Алжире между французскими и американскими интересами. Новая внешняя политика президента Алжира А.Бутефлики.
Тема 10. Исламский фактор в государствах Центральной Азии
Исламское возрождение в государствах Центральной Азии как важнейший элемент поиска национальной самоидентификации. Органическая связь ислама с политикой и государственностью. Понятие "политический ислам". Проблемы ретрадиционализации в условиях структурного социально-экономического кризиса. Различная степень
исламизированности центральноазиатских обществ — номады и оседлое население. Использование ислама различными политическими силами в борьбе за передел власти, за доступ к ресурсам и т.п. Таджикский пример использования ислама в политических целях — Исламская партия возрождения Таджикистана, ее роль в гражданской войне и в постконфликтный период. Исламское возрождение в Узбекистане и его основные характеристики. Положение в Ферганской долине и опасность дестабилизации обстановки. Деятельность ИДУ и военные прорывы в Киргизию и Узбекистан в 1999 и 2000 гг. Причины радикализации политического ислама в регионе (протестные настроения, внешняя помощь). "Хизб-ут-Тахрир" как пример радикальной исламистской группировки. Исламский фактор и проблемы безопасности региона.
Тема 11. Роль ислама в развитии Средневосточного региона
Усиление влияния ислама на развитие социально-политической ситуации в Иране, Турции и Афганистане в 80-90-е годы XX в. Исламская революция в Иране, ее политическая доктрина, лидеры и движущие силы революции. Основные направления исламизации государства и общества в Иране после исламской революции. Итоги реализации исламской модели развития в ИРИ. Лаицистские принципы в Турецкой Республике. Причины активизации политического ислама в Турции после военного переворота 1980 г. Турецкие исламисты у власти в 1996—1997 гг. Основные направления внутренней и внешней политики Н.Эрбакана. Итоги правления Н.Эрбакана. Деятельность исламистов среди турецкой диаспоры в Западной Европе. Роль ислама в социально-политической жизни афганского общества. "Расколотое" общество в Афганистане и роль ислама как консолидирующего фактора. Соотношение ислама и традиционализма. Использование ислама различными политическими силами Афганистана в борьбе за власть.
Тема 12. Ислам в моделях развития Пакистана и Бангладеш
Образование Пакистана в 1947 г. как страны для мусульман Индии. Роль ислама как основы пакистанского национализма. Сбои
на пути построения мусульманского общества, усиление этнонацио-нальных движений и отделение Бангладеш. Ислам в политико-конституционном пространстве Пакистана. Попытки властей приме -нить концепции исламского социализма и исламской экономики. Использование ислама для легитимизации военного переворота 1977 г. Этапы и особенности процесса насаждаемой "сверху" ислами-зации. Положение и политическая роль сословия мусульманских богословов. Множественность направлений, сект и орденов в пакистанском исламе. Основные религиозно-политические течения и партии. Роль ислама в политике, идеологии, организации экономической жизни современного Пакистана. Меньшее общественно-политическое значение ислама в Бангладеш. Отрицание на первых порах его самостоятельной роли, утверждение в дальнейшем в качестве официальной религии. Активность религиозно-политических партий. Ислам как символ бангладешской идентичности.
Тема 13. Исламский фактор в Российской Федерации на современном этапе
Особенности этноконфессионального состава России и основные причины формирования исламского фактора как социально-политического феномена. Тесная связь ислама с этничностью. Роль социально-экономических факторов, их влияние на исламское возрождение и на его разноскоростной характер. Понятия "официального" и "неофициального", или "народного", ислама и причины активизации его роли. Анклавный характер исламского фактора и его зависимость от местных условий. Использование ислама различными политическими силами, его политизация и радикализация. Влияние внешней помощи и поддержки. Основные примеры действия исламского фактора (Чечня, Дагестан, Татарстан). Ваххабизм и фундаментализм в контексте региональной ситуации.
Тематическая литература для подготовки к зачету
К теме 1:
1. Арабский Восток: Ислам и реформы. М., 2000.
2. Ефимова Л.М. Современный ислам и политика на зарубежном Востоке. М., 1986.
3. Ислам и политика. М., 2001.
4. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1990.
5. Красиков А. А. Религиозный фактор в европейской политике. М., 2000.
6. Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001.
7. Поляков К.И. Арабские страны и ислам в России. М., 2001.
8. Россия и мусульманский мир. М., 2000.
9. Северная Африка: Ислам и общество. М., 1999.
10. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.,
2001.
К теме 2:
Обязательная
1. Ислам и политика. Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. М., ИВ РАН, 2001.
2. Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. Под ред. Смилянской И.М. М., Институт исламской цивилизации, 1992.
3. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Ионовой А.И. М., 1985.
4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
5. "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. Под ред. Полонской Л.Р. М., 1987.
6. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
7. Малашенко A.M. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский центр Карнеги, 1998.
8. Малашенко A.M. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Московский центр Карнеги, 2001.
9. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991.
10. Мусульманские страны у границ СНГ. Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. М.: ИВ РАН, 2001.
11. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1984.
Дополнительная
1. Binder L. Islamic Liberalism. Chicago: Chicago University Press,
1988.
2. Eickelman D.E., Piscatori J. Muslim Politics. Princeton: Prmce-ton University Press, 1996.
3. Esposito J.L. Islam and Politics. N.Y.: Syracuse University Press,
1987.
4. Lawrence B.B. Shattering the Myth. Islam Beyond Violence. Princeton: Princeton University Press, 1998.
К теме 3:
Обязательная
1 Ефимова Л.М. Интеграция на основе религии: Организация Исламская конференция / Восток—Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002.
2. Ефимова Л.М. Современный ислам и политика на Зарубежном Востоке. М., 1986.
3. Компас ИТАР-ТАСС. № 48. 23.11.2000.
Дополнительная
1. Ислам и исламизм. М., 1999.
2. Ислам и политика. М., 2001.
3. Милославская Т.П., Милославский Г.В. Концепция "исламского единства" и интеграционные процессы в мусульманском мире // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.
4. Милославская Т.П., Милославский Г.В. Некоторые вопросы теории и практики финансово-экономической деятельности ОИК // Ислам: Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
5. Наджип Э.Э. К вопросу о деятельности международных мусульманских организаций // Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. Материалы координационного совещания. Ташкент, март 1980. Москва-Ташкент, 1980.
6. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
К теме 4:
1. Абрамова И.О. Исторические особенности и современные противоречия процесса урбанизации в АРЕ // Арабский Восток: Ислам и реформы. М., 2000.
2. Арабский мир: Три десятилетия независимого развития. М.,
1990.
3. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.
4. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: Время президента Насера. М., 1974.
5. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта в XX в. М., 1991.
6. Борисов А.Б. Политическая эволюция Египта: Прошлое, настоящее и будущее // Ближний Восток и современность. М., 1999. № 8.
7. Васильев A.M. Египет и египтяне. М., 1986.
8. Князев А.Г. Египет после Насера (1970-1981). М., 1986.
9. Куприн А.И. Развитие политической и партийной системы при президенте Хосни Мубараке // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 4. М.: ИВ РАН, 2000.
10. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. М., 1999.
11. Степанова Н.В. Египет: Итоги двух веков модернизации // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М.: МГИМО, 1999.
12. Умеров М.Ш. Четверть века "демократизации сверху". Осенние парламентские выборы 2000 г. в Египте // Ближний Восток и современность. М., 2001. № 11.
К теме 5:
Обязательная
1. Александров И.А. Монархии Персидского залива: Этап модернизации. М., 2000.
2. Ислам и современные международные отношения. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2001.
3. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI в. М., 2000.
4. Сапронова М.А. Арабский Восток: Власть и конституции. М., 2001.
Дополнительная
1. Козырин А.Н. Джамахирийская политическая концепция и государственный механизм Ливии. М., МГИМО, 1992.
2. Павлов В.В. Исламские банки в современном мире, 80-90-е годы. М., 2000.
3. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001.
К теме 6:
1. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.,
1996.
2. Арабский Восток: Ислам и реформы. М., 2000.
3. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.
4. Гучетль Г.И. Демократизация в арабском мире: Опыт Туниса и Сирии. М., 1999.
5. Джаварне Салех. Иордания: Опыт общественно-политического развития. М., 1997.
6. Восточный мир: Опыты общественной трансформации. М.,
2001.
7. Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе. М., 1985.
8. Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М.,
1999.
9. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире. М., 1999.
10. Эволюция политических систем на Востоке. М., 1999.
К теме 7:
Обязательная
1. Ислам и исламизм. Под ред. Кожокина Е.М., Максимен-ко В.И. М.: Российский институт стратегических исследований, 1999.
2. Ислам и экстремизм на Ближнем Востоке. Ред.-сост. Аруно-ва М.Р. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001.
3. Угроза ислама или угроза исламу? М.: Евразия, 2001.
Дополнительная
1. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., Oxford University Press, 1992.
2. Fundamentalism Reborn? Afghanistan and the Taliban. Ed. W.Maley. Lahore: Vanguard Books, 1998.
3. Roy O. The Failure of Political Islam. L., Taurus, 1994.
4. Sivan E. Radical Islam: Medieval Theology and Modern Politics. New Haven: Yale University Press, 1985.
К теме 8:
1. Ближневосточное урегулирование: Проблемы и перспективы. М.: Научная книга, 1998.
2. Государство Израиль (справочник). М., 1986.
3. Дмитриев Е.Д. Палестинская трагедия. М., 1986.
4. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.
5. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2001.
6. Киселев В.И. Палестинская проблема в международных отношениях: Региональный аспект. М., 1988.
7. Косач Г. Национальная самоидентификация на фоне движения к миру: Пример Палестины // Проблемы национального самоопределения на современном этапе (сборник статей). М.: ИВ РАН, 2000.
8. Косач Г. Организация освобождения Палестины: Путь к созданию национальной государственности // Ближний Восток и современность. Вып. 11. М., 2001.
9. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI в. М.: ИВ РАН, 2000.
10. Поляков К.И., Хасянов А.Ж. Деятельность исламских организаций после раздела Палестины и в начальный период интифады // Ближний Восток и современность. Вып. 10. М., 2001.
11. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.
12. Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М., 2001.
13. Семеновых В. Хезболлах // Азия и Африка сегодня. 1989.
№ 1.
14. Чистяков А.Ф. Палестино-израильский конфликт: От переговоров к конфронтации // Ближний Восток и современность. Вып. 12. М., 2001.
К теме 9:
Обязательная
1. Бабкин С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире. М., 2001.
2. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.
3. Вирабов А.Г. Истоки исламского экстремизма в Алжире // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. М., 1997.
4. Долгов Б.В. Первые итоги внутренней и внешней политики президента Бутефлики // Ближний Восток и современность. Вып. 11. М., 2001.
5. Комар В.И. Власть, ислам и общество в Алжире. (Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 8). М., 1999.
6. Кобищанов Ю.М. Современный ислам в странах Северной Африки // Северная Африка: Ислам и общество. М., 1999.
7. Ланда Р.Г. Алжир и проблемы безопасности Средиземноморья // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности. М., 2000.
8. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. № 1.
9. Тегин Ю.Л. К проблеме комплексного исследования исламского экстремизма // Ближний Восток и современность. Вып. 7. М., 1999.
10. Ткаченко А.А. Страны Северной Африки: Эволюция модели общественного устройства и место исламских ценностей в обществе // Арабский Восток: Ислам и реформы. М., 2000.
11. Ткаченко А.А. Перспективы интеграции стран Северной Африки и ЕС // Ближний Восток и современность. Вып. 4. М., 1997.
Дополнительная
1. Алжир (справочник). М., 1997.
2. Африка: Особенности политической культуры. (Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 12). М., 1999.
3. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 3. М., 1999.
4. Бабкин С.Э., Миронова Е.И. Алжир: Три года на грани гражданской войны. М., 1995.
5. Бабкин С.Э., Миронова Е.И. Алжир: Поиск гражданского согласия. М., 1999.
6. Гучетль Г.И. Демократизация в арабском мире: Опыт Туниса и Сирии. М., 1999.
7. Комар В.И. Северная Африка: Национальные модели политической культуры. М., 1997.
8. Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М.,
1998.
9. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М.: Наука, 1990.
10. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М., Ин-т востоковедения РАН, 1999.
11. Мальцев Ю.М. Страны Магриба в региональной и мировой политике. М., 1994.
К теме 10:
Обязательная
1. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.
2. Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри. Под ред. Малашенко А.В. и Олкотт Марты Брилл. М., 2001.
3. Political Islam and Conflicts in Russia and Central Asia. Ed. by Lena Johnson, Murad Esenov, Stockholm: The Swedish Institute of International Affairs, 1999.
Дополнительная
1. Олкотт Марта Брилл, Наталия Удалова-Эварт. Наркотрафик на Великом Шелковом пути // Безопасность в Центральной Азии. 2000. № 2.
2. Islam and Central Asia: An Enduring Legacy or an Evolving Threat? Eds, Roald Sagdeev and Susan Eisenhower, Washington, D.C: Center for Political and Strategic Studies, 2000.
3. Ro'i Yaacov. Islam in the CIS. A Threat to Stability? London: The Royal Institute of International Affairs, 2001.
4. Russia and Asia. The Emerging Security Agenda. Ed. By Gennady Chufrin. SIPRI, 1999.
5. Khamraev Farkhad. Radical Islam as a Threat to the Security of the Central Asian States: a View from Uzbekistan // The Security of the Caspian Sea Region. Ed. by Gennady Chufrin. SIPRI, 2001.
Журналы:
1. Центральная Азия и Кавказ. (Общественно-политический журнал), Швеция.
К теме 11:
1. Афганистан: Война и проблемы мира. М., 1998.
2. Глобализация и поиск национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.
3. Дружиловский С.Б. Турецкая Республика в 80-90-е годы. М.,
1998.
4. Дружиловский С.Б. Социально-политическая история Ирана (конец 70-х - 80-е годы). М., 1989.
5. Дружиловский С.Б. Исламская Республика Иран на рубеже 80-90-х годов. М, 1992.
6. Иран: Ислам и власть. М., 2001.
7. Ислам и политика. М., 2001.
8. Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001.
9. Спольников В.Н. Афганистан: Исламская контрреволюция. М., 1987.
10. Турция между Европой и Азией. М., 2001.
11. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.,
2001.
К теме 12:
Обязательная
1. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной жизни Индии и Пакистана. М., 1963.
2. Микаелян Н.Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане. М., 1989.
3. Плешов О.В. Ислам и демократия. Опыт Пакистана. М.: ИВ РАН, 1996.
4. Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.: ИВ РАН, 2002.
5. Сумский В.В. Национализм и авторитаризм. Политико-идеологические процессы в Индонезии, Пакистане и Бангладеш. М., 1987.
Дополнительная
1. Jalal A. Democracy and Authoritarianism in South Asia. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
2. Pakistan. Founders' Aspirations and Today's Reality. Ed. H. Malik, Karachi, Oxford University Press, 2001.
3. SaifUddin A. The Roles of Religion and National Identity in Bangladesh. Abo: Abo Academy University Press, 2000.
К теме 13:
Обязательная
1. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.
2. Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри. Под ред. Малашенко А.В. и Олкотт Марты Брилл. М., 2001.
3. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.
4. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
5. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.
Дополнительная
1. История религий в России (учебник). Под ред. Трофимчу-ка Н.А. М., 2001.
2. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М.: Духовное управление мусульман Европейской части России, 1999.
3. Ro'i Yaacov. Islam in the CIS. A Threat to Stability? London: The Royal Institute of International Affairs, 2001.
Журналы:
1. Центральная Азия и Кавказ. (Общественно-политический журнал), Швеция.
2. Россия и мусульманский мир. (Бюллетень реферативно-аналитической информации), Москва.
Дополнительная литература для самостоятельной углубленной подготовки по курсу
1. Арабский Восток: Ислам и реформы. М., 2000.
2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
3. Ваххабиты (XVIII—XX). Историческое исследование (составители Шумов С., Андреев А.) М., 2002.
4. Ефимова Л.М. Современный ислам и политика на зарубежном Востоке (учебное пособие). М.: МГИМО, 1986.
5. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений (учебное пособие). М., ДА МИД РФ, 2001.
6. Жданов С.В. Ваххабиты и их покровители. М., 2000.
7. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI в. М.,
1989.
8. Игнатенко А.А. Халифы без халифата (исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: История, идеология, деятельность). М., Наука, 1988.
9. Иран: Эволюция исламского правления (отв. ред. Мамедо-ва Н.М.) М.: ИВ РАН, 1998.
10. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: ИВ РАН, 2001.
11. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х — начало 80-х годов XX в.). Отв. ред. Полонская Л.Р., М., Наука, 1986.
12. Ислам и современные международные отношения. Отв. ред. Донцов В.Е., М.: Научная книга, 2001.
13. Ислам в Западной Африке (отв. ред. Васильев A.M.). M.: Наука, 1988.
14. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.
15. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX — начало XX в.). М.: Наука, 1989.
16. Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990.
17. Ланда Р.Г. Россия и ислам: Взаимодействие культур. Бюллетень общества востоковедов РАН, М., 2000.
18. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
19. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI в. М.: ИВ РАН 2000.
20. Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998.
21. Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999.
22. Политический ислам и конфликты в Евразии // Центральная Азия и Кавказ 1999. № 3-5.
23. Религия и секуляризм на Востоке (отв. ред. Полонская Л.Р.). М.: Наука, 1993.
24. Религия и дипломатия (материалы научной конференции). Отв. ред. Долгов К.М. М.: ДА МИД РФ, 2002.
25. Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы XX в. - начало XXI в.). М.: ИВ РАН, 2002.
26. Современный ислам: Политико-идеологические и социально-экономические проблемы (сборник научных трудов). Под ред. Хрусталева М.А. М.: МГИМО, 1990.
27. Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1987.
28. Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир (1979-1998), М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999.
"Восток (Oriens)", М., 2003 г., № 6, с. 93-99.