СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Владислав БЕЛОВ
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Западные страны достаточно высоко оценивают конкурентные преимущества современного научно-технического и исследовательского потенциала России, включая весьма крупную научную базу (по российским оценкам, в РФ работают около 10% от числа всех учёных в мире). Одним из традиционных и наиболее заинтересованных партнёров нашей страны в этой сфере является Германия, которая в научном и технологическом отношении, с одной стороны, относится к ведущим державам в мире, а с другой - испытывает острую потребность в притоке новых идей, инноваций и высоких технологий.
Нынешнее двустороннее сотрудничество, которое осуществляется как на уровне государства, так и на уровне научных учреждений, фондов и организаций, во многом унаследовало традиции научно-технической кооперации СССР с ФРГ, и с ГДР1. К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин
1 В 50-60-е годы прошлого века советско-германские научные связи в основном опирались на потенциал сотрудничества с ГДР, которая в послевоенный период была важнейшим зарубежным партнёром СССР в области науки и техники; было заключено более 60 различных соглашений. Тесной научно-технической кооперации способствовала примерно одинаковая структура организации науки и научных исследований в обоих государствах, а также обучение и подготовка в Советском Союзе молодых восточногерманских учёных. Как и в СССР, научные исследования в Восточной Германии были сконцентрированы в Академии наук.
Первые инициативы по установлению научных контактов между СССР и ФРГ относятся к 1958 году. Их проявили Общество им. Макса Планка и Академия наук СССР. Во многом благодаря этим инициативам в 1959 году было подписано советско-западногерманское Соглашение о культурном и технико-экономическом обмене, которое среди прочего предусматривало обмен учёными. К сожалению, оно носило краткосрочный характер и по политическим причинам (разногласия по Берлину) в 1960 году прекратило своё действие. Лишь 28 сентября 1970 года Немецкое научно© Белов Владислав Борисович - руководитель Центра германских исследований
ИЕ РАН, кандидат экономических наук.
многие связи с восточногерманскими партнёрами в ходе объединения Германии были утеряны. Многие научные учреждения в новых федеральных землях были закрыты, распались научные коллективы. Лишь немногие из них смогли пережить фазу рыночной трансформации и продолжить традиции кооперации с российскими партнёрами. Тем не менее процесс объединения двух немецких государств дал дополнительный импульс российско-германской научно-технической кооперации. С одной стороны, ряд положений прежних соглашений с ГДР вошёл в новые российско-германские договоры. С другой стороны, свой конструктивный вклад внесли восточногерманские учёные, которые в своё время получили образование в СССР и тесно сотрудничали со своими советскими коллегами. Их личные связи и опыт оказались востребованными в ряде научных направлений.
К началу нынешнего десятилетия российско-германская научно-техническая кооперация стала охватывать самые разные сферы и отрасли. Роль государственных структур постепенно отходит на второй план, шаг за шагом уступая место прямому сотрудничеству научно-исследовательских учреждений, организаций и фирм. Государство, в основном, ограничивается формированием благоприятных рамочных условий для содействия двусторонней кооперации, в том числе в сфере развития механизмов по капитализации и коммерциализации научных разработок.
Этому способствуют хорошие договорные основы сотрудничества в научно-технической сфере, которые были заложены ещё во второй половине 80-х годов прошлого века , когда СССР и ФРГ подписали ряд важнейших документов. Среди них основополагающим является Межправительственное рамочное Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года. Особенно важной для кооперации является статья 3-я, в соответствии с которой стороны могут заключать специализированные соглашения2. При этом догова-
исследовательское общество и АН СССР заключили Соглашение о научном сотрудничестве, в рамках которого начался регулярный обмен учёными и стали реализовы-ваться совместные научно-исследовательские проекты. Дополнительно к этому Общество им. Макса Планка начало сотрудничество с советской стороной в области космических исследований.
Совместный проект советско-западногерманского межправительственного соглашения о научно-техническом сотрудничестве появился ещё в 1973 году. За ним последовали проекты межведомственных соглашений о кооперации в соответствующих областях: мирного использования ядерной энергии, сельского хозяйства и медицины. Однако они не смогли быть подписаны из-за разногласий по вопросу об участии научно-исследовательских учреждений Западного Берлина. С началом процесса перестройки в СССР советско-западногерманские договорные отношения в сфере научно-технического сотрудничества вступили в новую фазу, которая практически продолжается по настоящее время.
В соответствии с этой статьёй данные соглашения могут заключаться в таких областях, как "ядерные исследования и мирное использование ядерной энергии, энергетическая техника, исследование и использование космического пространства, биология и биотехника, обработка данных, информация и документация, исследования и технологические разработки в области транспорта, сельского хозяйства и окружающей среды, медицинские и педагогические исследования, а также отдельные проекты в области машиностроения, металлургии, электроники, вычислительной техники и химии".
ривающимися сторонами могут быть как государственные ведомства, так и отдельные организации. Благодаря этому документу СССР (затем и Россия) и ФРГ смогли наконец к началу 90-х годов прошлого века оформить в виде соглашений целый ряд договоренностей, которые были подготовлены в прошлые годы. В первую очередь они касаются сотрудничества в таких областях, как мирное использование ядерной энергии, исследование высокотемпературной сверхпроводимости, здравоохранение и медицинская наука, сельское хозяйство и космос.
Эффективной координации совместных усилий содействует российско-немецкая комиссия по научно-техническому сотрудничеству1, в которую входят представители государственных ведомств и научно-исследовательских организаций. Во многом благодаря её конструктивной деятельности во второй половине 1990-х годов были заключены новые специальные российско-немецкие соглашения в сфере научно-технической кооперации. Они касаются таких сфер, как лазерные исследования и лазерная техника, водные ресурсы и технологии охраны окружающей среды, информация и документация, биология и биотехнология, морские и полярные исследования. Кроме того, был начат ряд совместных проектов, в том числе по разработке установок для очистки промышленных сточных вод, созданию новых технологий водоочистки, новых материалов и реагентов для очистных сооружений.
Межведомственные и специальные соглашения регулируют рабочее сотрудничество на уровне российских и германских министерств и ведомств, отвечающих за научные исследования и разработки в приоритетных сферах. Эффективным дополнением к ним являются многочисленные двусторонние соглашения между научно-исследовательскими учреждениями и организациями наших стран. Такие соглашения - это по сути специальные государственные программы содействия сотрудничеству в конкретных сферах науки.
Среди научно-исследовательских структур Германии, активно сотрудничающих с Россией, выделяются следующие организации: Германское научно-исследовательское общество; Рабочее сообщество промышленных исследовательских объединений "Отто фон Гюреке"; Фонд Александра фон Гумбольдта; Общество Фраунгофера; Сообщество Немецких исследовательских центров им. Германа фон Гельмгольца; Общество им. Макса Планка по содействию наукам; Фонд Роберта Боша; Научное сообщество им. Готфрида Вильгельма Лейбница.
Партнёрами этих и других немецких организаций являются самые разные российские научно-исследовательские и образовательные структуры. С точки зрения уровня активности их участия в научно-технической кооперации с Германией, а также с учётом их ведомственной принадлежности и значения для российско-германского научно-технического сотрудничества, можно выделить шесть групп: структуры Российской академии наук (РАН); другие российские
1 Советско-западногерманская смешанная комиссия по научно-техническому сотрудничеству была создана в соответствии со статьей 4-й Рамочного соглашения и начала свою деятельность в апреле 1988 года. Нынешняя российско-германская комиссия является её правопреемником.
академии и крупнейшие научные фонды; университеты и высшие учебные заведения; ведомственные научно-исследовательские учреждения; научно-исследовательские центры в ранее закрытых городах и наукоградах; небольшие частные научно-исследовательские структуры.
К первой группе можно отнести следующие институты РАН: Физический институт им. П.Н. Лебедева (ФИАН); Математический институт им. В.А. Стек-лова (МИАН); Институт кристаллографии им. А.В. Шубникова (ИК); Институт биохимии им. А.Н. Баха (ИНБИ); Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельхардта (ИМБ); Институт океанологии им. П.П. Ширшова; Институт геологии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХи); Институт физики металла Уральского отделения РАН (ИФМ), г. Екатеринбург; Институт ядерной физики им. Г. Будкера, Новосибирск. Вторую группу образуют такие крупные структуры, как Российская академия медицинских наук (РАМН); Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН); Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ); Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; Российский фонд технологического развития (РФТР). К третьей можно отнести Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); Санкт-Петербургский государственный университет (СпбГУ); Санкт-Петербургский технический университет; Санкт-Петербургский электронный государственный университет; Томский государственный университет. Основу четвёртой группы составляют: Арктический и Антарктический исследовательский институт, г. Санкт-Петербург; Государственный научный центр прикладной микробиологии, г. Оболенск; Всесоюзный научный центр "Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова", г. Санкт-Петербург; Российский научный центр "Курчатовский Институт"; Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭП). Среди структур пятой группы важнейшим партнёром Германии является Международный научный и технологический центр, курирующий связи входящих в него организаций, а также Объединённый институт ядерный исследований, г. Дубна. В рамках шестой группы речь, как правило, идет о пока ещё недостаточно стабильных, с точки зрения рынка, структурах, многие из которых возникают при существующих научно-исследовательских институтах, полностью от них пока не отделились и не имеют полной экономической самостоятельности.
Среди наиболее важных соглашений, которые успешно реализуются с немецкими партнёрами в последние годы, следует выделить следующие.
Научная кооперация между Германским научно-исследовательским обществом (DFG)1, Российской академией наук и Российским фондом фун-
1 DFG является центральной организацией так называемого научного самоуправления в ФРГ. Одна из её основных целей состоит в комплексной поддержке научных исследований в высшей школе. Такая поддержка охватывает практически все дисциплины - от гуманитарных и общественных до естественных и технических наук. DFG финансирует и поддерживает самые разнообразные научные проекты, программы, специализированные исследования и научно-исследовательскую инфраструктуру, включая развитие новых информационных структур в вузах, обеспечивает связи науки с
даментальных исследований (РФФИ). У DFG давние традиции кооперации с нашей страной. ещё в сентябре 1970 года оно подписало соглашение о научном сотрудничестве с Академией наук СССР, которое нашло свое продолжение в новом соглашении от 3 июня 1999 года с Российской академией наук. Данное соглашение по своей сути является рамочным и охватывает научное сотрудничество практически во всех областях фундаментальных наук, включая гуманитарные, общественные и экономические отрасли.
У DFG существуют тесные контакты и с РФФИ. Обе организации подписали соглашение о сотрудничестве в феврале 1995 года. Ежегодно DFG поддерживает несколько сотен совместных российско-германских научных проектов. Один из наиболее известных касается сотрудничества нобелевского лауреата академика Жореса Алфёрова и немецкого профессора Дитера Бимберга (Технический университет, г. Берлин) в области нанотехнологий. Кроме этого Немецкое научно-исследовательское общество оказывает поддержку российским учёным, которые принимают участие в различных научных мероприятиях (конгрессах, семинарах) в Германии. В 2002 году более 500 учёных из наших стран за счет финансовой поддержки Немецкого научно-исследовательского сообщества посетили Германию и Россию. Важно, что DFG в рамках кооперации с Россией знакомит российских партнёров с организацией поддержки научных исследований в ФРГ, практикой научного самоуправления и административными структурами, отвечающими за НИОКР.
Свидетельством ценности России для DFG как партнёра по кооперации в научно-исследовательской сфере стало открытие в Москве осенью 2003 года представительства, которое призвано координировать его деятельность в российских регионах. Такие иностранные представительства у DFG есть ещё только в Вашингтоне и Пекине. Одна из важнейших задач московского представительства - анализ и оценка развития научно-политических направлений в России с целью оказания помощи немецким научным учреждениям в поиске партнёров для совместных работ.
Кооперация российских научных учреждений с Обществом им. Макса Планка (MPG)1. Как и DFG, Общество Макса Планка имеет с бывшим СССР и
промышленностью, даёт рекомендации и консультации правительству и парламенту Германии. Кроме того, одним из направлений его деятельности является поддержка научной кооперации на уровне отдельных исследователей и научных коллективов. DFG представляет немецкую науку в международных научных организациях, а также развивает и поддерживает научные связи с другими странами. Кстати, членами DFG являются Общество имени Макса Планка, Общество Фраунгофера, а также большинство университетов Германии. DFG финансируется из федерального бюджета (58%) и земельных бюджетов (42%). Его совокупный годовой бюджет составляет около 1,3 млрд евро (2003 г.).
1 Общество имени Макса Планка по содействию развитию наук является некоммерческой научно-исследовательской организацией. Имея статус союза, оно включает в себя около 80 различных научно-исследовательских структур и учреждений, которые преимущественно занимаются фундаментальными исследованиями и среди прочего нацелены на создание так называемых конкурентоспособных „center of excellence". В целом Общество во многом дополняет университетскую науку.
Россией долголетний опыт сотрудничества, который уходит своими корнями в 60-е годы прошлого века - именно с этого времени развиваются связи между институтами МРО и РАН, а также другими НИИ нашей страны в таких сферах, как радиоастрономия, аэрономия, математика. С начала 90-х годов новыми сферами кооперации стали экологические исследования и изучение атмосферы. Затем к ним добавились биотехнология, химия, метеорология и материаловедение. В сотрудничество с Обществом Макса Планка активно включились университеты Москвы и Санкт-Петербурга, "Курчатовский институт", а также ряд других научно-исследовательских учреждений. К концу 90-х годов институты МРО посещало ежегодно до нескольких сот российских учёных. С 1999 года происходит дальнейшая интенсификация совместных исследований, в том числе с сибирскими научными центрами РАН. К новым перспективным направлениям сотрудничества можно отнести исследования полимеров, микробиологии моря и астрофизики. Кроме того, постоянно идёт поиск новых областей кооперации. Большую пользу приносят обучение и стажировка молодых российских учёных в институтах МРО; немецкая сторона рассматривает повышение квалификации как важнейшую составляющую для дальнейшей интенсификации научных связей.
Сотрудничество с Обществом Фраунгофера1 в области поддержки прикладных исследований. Многие научно-исследовательские учреждения, входящие в Общество Фраунгофера, стремятся к активной научной кооперации с профильными российскими структурами. В частности, они очень высоко оценивают перспективные возможности для размещения различных заказов в российских научно-исследовательских институтах и организациях. Хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества является совместный проект Фраунго-феровского института станкостроения и технологии обработки давлением (г. Хемниц) и Государственного технологического университета (г. Москва) по разработке металлообрабатывающих станков нового типа и развитию инновационных процессов для экологически чистого шлифования. Весьма активен в кооперации с российскими партнёрами Фраунгоферовский институт технологии неразрушающих испытаний (г. Саарбрюкен). Вместе с российской рабочей группой из Лаборатории им. Франка в ОИЯИ (г. Дубна) он исследует процесс рассеивания нейтронов под малым углом на гидративном цементе. Данный проект осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований Германии. Этот же институт активно сотруднича-
1 Общество Фраунгофера является ведущей организацией в Германии в области организации прикладных исследований. Большинство таких исследований носит инновационный характер. Общество объединяет 47 исследовательских учреждений, в которых занято около 9 000 учёных, инженеров и других сотрудников. Они не только проводят технологические исследования, но изучают рынок с точки зрения перспектив его развития и определяют приоритеты в дальнейшей работе, что, среди прочего, позволяет своевременно готовить для них необходимые материальные и людские ресурсы. В сферу научных интересов Общества входит исследование технологии материалов, производственной, информационной, коммуникационной, испытательной, химической, энергетической технологий, а также микроэлектроника.
ет с Институтом физики металлов РАН (г. Москва) в сфере исследований распространения волн в ортотропных средах. Кроме того, он поддерживает разнообразные научные контакты с профильными российскими структурами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске и Владивостоке, в том числе в таких областях, как испытания турбулентных потоков, электронной микроскопии и полупроводниковой техники.
Кооперация с учреждениями Объединения германских исследовательских центров им. Германа фон Гельмгольца (ЫСР)1. Научные учреждения, входящие в НОБ, за последние годы инициировали с российскими научно-исследовательскими организациями и вузами сотни совместных проектов, которые фактически охватывают все основные сферы деятельности центров Объединения. Особое место занимает кооперация в сфере изучения свойств материи с использованием установок для фундаментальных исследований в России и Германии. Среди немецких партнёров следует выделить такие известные организации, как Общество по исследованию тяжёлых ионов (г. Дармштадт), Исследовательский центр (г. Юлих), Германский электронный синхротрон (г. Гамбург), Институт физики плазмы (г. Гархинг и г. Грейсфвальд). Основными российскими партнёрами являются Институт теоретической и экспериментальной физики (г. Москва), Институт физики высоких энергий (г. Протвино), Институт ядерной физики им. Г. Будкера (г. Новосибирск), НИИЭФА им. Д.В. Ефремова (г. Санкт-Петербург), Институт ядерной физики (г. Гатчина), "Курчатовский институт" (г. Москва).
Другим важным направлением кооперации является сфера экологических исследований. Семь центров Общества сотрудничают с соответствующими структурами РАН, вузами, а также научными институтами, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Якутске, Томске, Обнинске, Новосибирске и Мурманске. Большое внимание уделяется сотрудничеству в области энергетики. Пять центров НОБ проводят совместные исследования с российскими научными учреждениями в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Троицке, Челябинске, Обнинске, Томске и Новосибирске.
1 Данное общество объединяет 16 научно-исследовательских учреждений Германии. Базовое финансирование его деятельности примерно на две третьих обеспечивается за счёт средств федерального и земельных бюджетов. НОБ располагает значительными финансовыми, материальными и людскими ресурсами и хорошо развитой научно-технической инфраструктурой. Входящие в него научные организации специализируются на решении комплексных научных вопросов и поиске системных решений. Научные центры НОБ вносят существенный вклад в выполнение различных федеральных и земельных программ. Несмотря на междисциплинарные, организационные и прочие проблемы, они активно сотрудничают с другими научными учреждениями и промышленностью. К основным направлениям деятельности НОБ можно отнести естественные, технические и медико-биологические исследования, а к основным сферам - энергетику, фундаментальную физику, транспорт, авиацию и космонавтику, информационные технологии, науки о Земле, биотехнологию и медицинскую науку, а также различные экологические исследования и технологии.
Сотрудничество с Германской службой академического обмена (DAAD)1. Германская служба академического обмена является крупнейшей организацией в ФРГ, способствующей международному сотрудничеству в области высшего образования. Она осуществляет многочисленные программы - от краткосрочных обменов преподавателями до многолетних поощрительных стипендий. Среди приоритетных направлений деятельности DAAD выделяются программы по поддержке изучения германистики и немецкого языка за рубежом, в том числе в форме партнёрства между институтами, организации командировок преподавателей немецкого языка, поддержке и модернизации основных и дополнительных учебных курсов.
Другой важнейшей частью деятельности DAAD в области российско-германской кооперации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета, является повышение квалификации российских руководящих кадров и кадрового резерва в сфере науки и техники, которые призваны способствовать интенсификации сотрудничества между Россией и Германией. В данной программе в период с 1991 по 2000 год приняли участие около 20 000 российских и 7 000 немецких учащихся, преподавателей и учёных. Причём начиная с 1991 года масштабы обмена выросли на 50%.
С 2004 года стала осуществляться российско-немецкая программа "Михаил Ломоносов". В её рамках Германская служба академических обменов и Министерство науки и образования РФ в течение 4 лет ежегодно будут предоставлять до 150 грантов для повышения квалификации аспирантов и молодых российских преподавателей естественных и технических дисциплин в рамках их научных стажировок в университетах и научных центрах Германии. Программа в первую очередь направлена на укрепление и воспроизводство преподавательских кадров в российских университетах и на установление долгосрочных научных и профессиональных контактов. Её особенностью является то, что впервые финансирование осуществляется на паритетной основе
Сотрудничество с основными немецкими фондами. Фонд Александра фон Гумбольдта2. Одна из основных целей данного фонда состоит в предос-
1 Германская служба академического обмена представляет собой объединение высших учебных заведений и студенчества Германии. Она была основана в 1925 году, затем, как и Фонд Александра фон Гумбольдта, распущена в 1945 году и восстановлена в 1950-м. В неё входят те учебные заведения, которые представлены в так называемой конференции ректоров высших учебных заведений. Кроме того, её членами являются студенческие объединения этих вузов. Основная цель DAAD состоит в содействии международному академическому обмену. В качестве "национального агентства" и консультационного органа она входит в европейские программы ERASMUS/TEMPUS. Германская служба академического обмена содействует распространению в других странах информации о немецкой системе образования и системе высшей школы. В целом DAAD осуществляет более 100 различных программ, оказывая в их рамках поддержку студентам и выпускникам вузов, преподавателям и учёным из ФРГ, а также из других стран.
2 У данного Фонда богатая история. Он был создан в 1860 году и долгое время занимался организацией зарубежных научных поездок немецких учёных, а затем и под-
тавлении стипендий зарубежным учёным, в том числе из России. Кроме того, он награждает исследователей, имеющих международную известность, премиями, которые предназначены для поддержки их научной работы непосредственно в Германии. В период с 1991 по 2003 год Фонд Александра фон Гумбольдта предоставил стипендии и дал премии почти тысяче российским стипендиатам и лауреатам фонда.
Фонд Фольксвагена. Фонд поддерживает научную и образовательную деятельность в сфере науки и техники. Для этого он разрабатывает специальные программы, среди которых в 1990-е годы выделялись программа "Сотрудничество с учёными, работающими в области естественных и технических наук в Центральной и Восточной Европе", принятая в 1992 году, и программа "Общие пути в Европу - основы и примеры сотрудничества в Центральной и Восточной Европе в области гуманитарных и общественных наук", разработанная в 1993 году.
В рамках первой программы Фонд Фольксвагена поддержал несколько сотен кооперационных проектов в России в таких областях, как биологические и технические науки, физика и химия. Причём с конца 1996 года программа концентрировалась на поддержке молодых учёных, в том числе в области сотрудничества с немецкими партнёрами. В первую очередь это касалось тех исследователей, которые после стажировки и работы в немецких научных учреждениях хотели вернуться в свою страну для продолжения научных исследований. В рамках второй программы Фонд поддерживает ввод в действие новых научных дисциплин, разработку учебных планов и курсов, обеспечение вузов учебными материалами, а также подготовку и повышение квалификации учёных. Начиная с 1993 года было профинансировано несколько десятков совместных российско-немецких проектов. Кроме того, Фонд Фольксвагена организовывает российско-немецкие летние школы для интенсификации обмена знаниями и стимулирования научного диалога между молодыми учёными из ФРГ и России.
Сотрудничество между высшими учебными заведениями. Начиная с 1990 года существенно возросло число совместных исследовательских проектов, осуществляемых российскими и немецкими вузами в рамках специализированных программ, подготовленных правительством ФРГ. Примерами таких программ являются Программа имени Леонарда Эйлера, финансируемая с 1998 года Министерством иностранных дел Германии и Ассоциацией в поддержку немецкой науки, и Программа имени Александра Герцена, которая была учреждена Германией и Россией на высшем уровне в 1997 году.
Программа имени Леонарда Эйлера направлена на развитие контактов российских учёных-естествоиспытателей с немецкими вузами и на поддержку совместных российско-германских исследовательских проектов. За прошедшие годы она во многом способствовала закреплению молодых российских учёных
держкой иностранных учёных и докторантов, обучающихся в Германии. В 1945 году он прекратил свою деятельность, а затем был вновь возрождён 10 декабря 1953 года в качестве некоммерческого фонда. За 50 лет своей деятельности он предоставил поддержку примерно 20 000 учёным из почти 125 стран.
и специалистов в отечественных вузах. Одним из основных инструментов программы является предоставление стипендий по месту работы (сроком до 9 месяцев) с последующим финансированием одномесячной стажировки в партнёрском высшем учебном заведении в Германии. Как правило, речь идет о молодых учёных, которые в России работают над дипломным проектом или кандидатской диссертацией в области естественных или технических наук.
Программа имени Александра Герцена действовала до 2001 года и способствовала укреплению сотрудничества между вузами России и Германии в области гуманитарных, общественных, юридических и экономических наук. Она внесла важный вклад в преодоление сложившейся в прошлом между обоими государствами определённой изоляции в данных областях. За этот период было оказано содействие реформированию учебных планов, подготовке кадрового резерва для профессорско-преподавательского состава, активизации информационного обмена и обмену опытом в области управления вузами, реализации исследовательских проектов и поддержке научной кооперации. Причём программа в первую очередь была направлена на развитие сотрудничества с вузами и университетами, расположенными в российских регионах и объективно имевшими небольшие возможности для кооперации с немецкими партнёрами по сравнению с
аналогичными учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга.
* * *
Одним из основных направлений совместной работы к середине текущего десятилетия становится содействие инновационным процессам в России, что в первую очередь предполагает мобилизацию существующих потенциалов в научно-исследовательской сфере и, по возможности, достижение в этом направлении синергетических эффектов. Другими словами, в рамках традиционной научно-технической кооперации наших стран в последние годы всё большее значение приобретает российско-немецкое инновационно-технологическое сотрудничество.
В России уже началось формирование рыночной инфраструктуры, способной производить современные инновационные продукты и технологии. В 2003 году в стране уже функционировало более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических фабрик. В шести федеральных округах созданы центры трансферных технологий, а также 50 инновационно-технологических центров в 24 российских регионах, в том числе в Москве, Зеленограде, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге1. В этих центрах разместилось более 1000 малых высокотехнологичных предприятий. В 2004 году в регионах началось создание внедренческих зон. Активно создается сеть консалтинговых и инженерных компаний, разворачивается производство микро- и оптоэлектроники, про-
1 С учётом российских масштабов количества таких структур явно недостаточно. Например, в Германии в то же самое время действовало около 320 инновационно-технологических центров.
граммных продуктов, изделий научного приборостроения и т. д. Появились первые научно-образовательные комплексы, есть примеры реальной интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, развивается сеть венчурных комплексов, ориентированных на сферу высоких технологий, создаётся также сеть информационно-телекоммуникационных услуг для научной деятельности. Но интенсивность использования этого потенциала в России ещё далека от желаемой. А без ускорения его развития, повышения качества использования результатов наукоёмких процессов создать эффективную национальную инновационную систему вряд ли возможно.
В то же время Германия не только накопила эффективный опыт по использованию имеющегося инновационно-технологического потенциала, но и создала достаточно действенный государственно-рыночный инструментарий по его развитию. Так, например, Федеральное министерство экономики и труда и Федеральное министерство образования и исследований разработали и достаточно успешно реализуют многочисленные программы и инициативы по инновационной поддержке высших учебных заведений, научно-исследовательских структур, малых и средних фирм. При этом оба министерства позиционируют себя именно в качестве их партнёров, стремящихся помочь им в достижении общих целей. К относительно новым инициативам немецкого государства в этой области, представляющим интерес и для России, можно отнести такие программы, как:
• создание сети профессиональных патентных агентств, которые должны содействовать внутрифирменным инновационным процессам, в первую очередь на малых предприятий и только что созданных фирмах;
• создание сети региональных инновационных центров ("InnoRegio-Programm");
• содействие созданию инновационных фирм выпускниками высших учебных заведений ("EXIST-Existenzgruender aus Hochschulen");
• содействие развитию прикладных инновационных исследований в специализированных высших учебных заведениях.
Набор хорошо зарекомендовавшего себя инструментария по государственной поддержке инновационной деятельности достаточно широк и включает в себя самые разные механизмы, в том числе программы по оказанию помощи в финансировании рискового капитала, которые осуществляют государственные банковские институты Kreditanstalt für Wiederaufbau и Deutsche Ausgleichsbank.
Немецкий опыт во многом применим и в России. Одновременно немалые резервы лежат в области установления прямых кооперационных связей немецких исследовательских центров и компаний с соответствующими российскими фирмами. Этому также должна способствовать двусторонняя и многосторонняя кооперация на уровне конкретных научно-исследовательских проектов, в том числе ориентированных на коммерциализацию полученных результатов и на прямую связь исследовательских центров с предприятиями и рыночными структурами.
Тенденция перехода двустороннего научно-технического сотрудничества на такой проектный уровень появилась с начала текущего десятилетия. В немалой степени этому способствовала конкретная финансовая поддержка Федеральным министерством образования и научных исследований Германии ряда специализированных проектных программ в России и двусторонних научно-исследовательских проектов. Этому также помогает деятельность созданных немецкой стороной в Москве и Екатеринбурге так называемых Контактных бюро по научно-исследовательской кооперации. Совместно с Рабочим сообществом промышленных научно-исследовательских союзов ФРГ1 и по поручению Федерального министерства экономики и труда они организуют в России и Германии различные специализированные двусторонние мероприятия, цель которых состоит в установлении прямых контактов между фирмами и другими заинтересованными структурами.
Особенно эффективно и результативно проекты реализуются в тех сферах, где есть двусторонние межведомственные и специальные соглашения, упомянутые выше. Именно здесь заложены существенный потенциал и резервы для российско-немецкой инновационно-технологической кооперации (лазеры и лазерная техника, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии и т. д.). Важно, что немецкие эксперты, опираясь на опыт Германии, в последние годы активно разрабатывают такие концептуальные подходы к будущим совместным проектам, которые могут ориентировать их участников на конкретные взаимовыгодные рыночные результаты. Здесь важно, на взгляд автора, чтобы в рамках совместных инициатив особое внимание уделялось такому фактору, как достижение правильного баланса между различными этапами инновационного цикла "идея - технология - производство продукции, имеющей платежеспособный рыночный спрос - занятие определенной ниши рынка - финансирование новых идей".
Содействие инновационным процессам в российско-немецкой научно-технологической кооперации и стимулирование её перевода на уровень конкретных инновационных проектов будет более результативным и эффективным при условии комплексного использования следующих инструментов.
Более полный учёт и согласование обеими сторонами приоритетных направлений в двусторонней научно-технической кооперации и инновационно-технологическом сотрудничестве с приоритетными направлениями развития науки и техники в России, в том числе: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологи; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии. По многим параметрам они совпадают, тем не менее было бы неплохо постоянно обращать внимание немецких партнёров на возможность получения дополнительных взаимовыгодных эффектов от дальнейшей координации действий в рамках двусторонней кооперации, что навер-
1 Arbeitsgemeinschaft Industrieller Forschungsvereinigungen e.V. (AiF).
няка будет способствовать усилению российского научного и инновационного потенциала.
Активное использование Интернета для развития сотрудничества в сфере технологической кооперации, что, среди прочего, предполагает более широкое использование существующих в обеих странах электронных банков данных и предложений о сотрудничестве или, другими словами, повышение информационной прозрачности этой сферы. Хорошим примером в этом отношении является совместный межведомственный проект (бывшего Минпромнауки и ФМОНИ) по созданию немецко-российского научного Интернет-портала (DRW Deutsch-Russisches Wissenschaftsportal), который открыт для свободного доступа и позволяет получать следующую комплексную информацию на русском, немецком и английском языках: общая характеристика научно-исследовательской структуры и среды в Германии и России; состояние текущих научно-исследовательских проектов; партнёры по кооперации; мероприятия в научной сфере; программы содействия российско-немецкому сотрудничеству. Портал содержит достаточно подробную информацию о различных институциональных структурах, в том числе об университетах, высших учебных заведениях, исследовательских центрах, обществах, и исчерпывающе информирует о различных программах, мероприятиях и возможностях участия в них1.
- Более активное вовлечение российских и немецких малых и средних фирм в сферу реализации существующих двусторонних научно-исследовательских проектов. Этому может способствовать их более широкая поддержка со стороны обоих государств. В частности, предполагается, что это существенно улучшит условия для российско-германского обмена технологиями в рамках программы "ПРО ИННО"2, которая финансируется Германией.
- Проведение специализированных выставок и ярмарок, посвящённых современным технологиям и инновационным разработкам, с обязательным включением в них элементов биржи контактов. Кроме того необходимо повысить в рамках выставочных мероприятий эффективность техники презентаций (как с точки зрения конкретного содержания экспозиции, так и с точки зрения коммуникационных технологий), а также ввести механизм предварительного поиска потенциально заинтересованных партнёров для фирм, выставляющих свои разработки, с организацией предварительных переговоров.
- Продолжение сотрудничества в сфере обучения, повышения квалификации, тренинга и консультирования российских экспертов по инновациям. Речь
1 За непосредственную поддержку Интернет-портала и его оформление отвечает Научный центр Восток - Запад при Кассельском университете (Ost-WestWissenschaftszentrum (OWWZ) der Universitaet Kassel) и Московский Государственный Университет им. Ломоносова.
2 Немецкая государственная программа "ПРО ИННО" ("PRO INNO") предусматривает усиление инновационного потенциала немецкого малого и среднего бизнеса за счёт содействия его научно-исследовательским кооперационным проектам. Так, например, в 2002 году в рамках поддержки порядка 1 500 инновационных проектов малых и средних фирм немецкое государство выделило 120 млн евро (www.bmwi.de).
идёт о передаче немецкой стороной навыков и знаний в области управления инновациями и технологиями как конкретным экспертам, так и руководителям компаний из России. Так, в рамках немецкого вклада в Президентскую программу подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства РФ предусмотрено формирование групп российских стажёров-управленцев из компаний, ориентированных на развитие и внедрение инноваций и современных технологий, для прохождения одно- или трёхмесячной стажировки в ФРГ. Помимо этого и Федеральное министерство образования и научных исследований выступило с инициативой создания специальной программы "Инновационные проекты и сетевые структуры в России ", в рамках которой менеджеры и руководители проектов из российских региональных научно-исследовательских структур и компаний в течение пяти недель смогут пройти обучение и стажировку в Германии. Предполагается, что они получат необходимые умения и навыки для развития региональных инновационных структур, создания концепций для конкретных инновационных проектов и их последующей реализации, а также для поиска необходимых партнёров. Такой подход особо важен, поскольку российская сторона нуждается как в финансовой поддержке проектов, так и в создании методологии и в формировании команд исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести инновационные проекты.
- Объединение усилий в области научно-технологической кооперации в рамках многосторонних программ. Речь идёт в первую очередь о так называемых проектах "Твиннинг" в рамках программ "ТАСИС" Европейского союза. С помощью таких проектов имеет смысл организовывать обмен опытом по коммерциализации результатов научно-исследовательских разработок и созданию необходимых государственных управленческих структур, в том числе структур по содействию инновационным процессам в российских фирмах и компаниях.
Таким образом, у России и Германии в настоящее время существуют благоприятные возможности для качественного расширения научно-технического сотрудничества, в том числе в сфере высоких технологий и инноваций. На уровне экспертов и заинтересованных ведомств и структур необходимо продолжить обсуждение путей дальнейшего развития оптимальных механизмов кооперации в этой сфере. Важно проанализировать возможности для совместной коммерциализации российских научных разработок, включая их выведение на рынок с использованием западных методов менеджмента и внешних инвесторов. Необходимо более активно включать российские научные коллективы и специалистов в международное разделение труда на условиях аутсорсинга, т. е. выполнения ими конкретных заказов немецких высокотехнологичных компаний. Одновременно развитие кооперации в этой сфере должно ориентироваться на совместное развитие и коммерческое использование немецкого научно-технического потенциала.