Научная статья на тему 'Инновационное партнёрство России и ЕС (круглый стол)'

Инновационное партнёрство России и ЕС (круглый стол) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное партнёрство России и ЕС (круглый стол)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ИННОВАЦИОННОЕ ПАРТНЁРСТВО РОССИИ И ЕС

("Круглый стол")

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и Институт экономической политики им. Е. Гайдара провели в марте 2011 международную конференцию "Россия и мир: в поисках инновационной стратегии". В программу конференции было включено заседание "круглого стола" на тему "Инновационное партнёрство России и ЕС в экономике, науке и образовании", организованное Российско-немецкой высшей школой управления РАНХиГС и Институтом Европы РАН.

В обсуждении участвовали преподаватели академии, учёные из Института Европы, Института экономики РАН, Института аграрных проблем и информатики Россельхозакадемии, слушатели РНВШУ и других факультетов академии - более 70 человек.

Открыл заседание декан Российско-немецкой высшей школы управления РАНХиГС заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор В.К. Фальцман, представив программу заседания. Провёл его зам. директора Института Европы РАН д.э.н., профессор В.П. Фёдоров.

Доктор Хайке Пайч, директор департамента экономики и науки посольства Германии в Москве, выступила с докладом "Инновационная система в Германии и российско-германское сотрудничество в инновационной сфере".

Доктор Х. Пайч отметила, что инновационное партнёрство наших стран находится в центре внимания посольства Германии в Москве, открылись новые пути для российско-германского взаимодействия, появились новые идеи. В докладе были представлены четыре стратегических направления инновационного развития Германии.

I. Инновации в Германии. Важным индикатором качества инновационной политики, по мнению докладчика, являются расходы на исследования и разработки со стороны бизнеса и государства. Всего Германия на эти цели расходует 66,5 млрд евро в год. Их доля в валовом внутреннем продукте — 2,7%. В этой сфере занято 333 тыс. человек. Доля Германии в ЕС в расходах на научные исследования достигает 28%.

Государственные инструменты поддержки инноваций используются только на стадиях, предшествующих проникновению отдельных технологий на рынок. Последующие этапы коммерциализации — это уже ответственность самих компаний. Две трети всех затрат на научно-исследовательские работы покрываются самой

индустрией и лишь одна треть - государством. Поэтому государственное стимулирование инновационной деятельности является важным, но дополнительным инструментом развития высоких технологий.

II. Усилия в области науки и инноваций в Германии объединены в так называемой Hightech-Strategie Федерального правительства Германии. Стратегия в области высоких технологий необходима для наведения мостов между наукой и экономикой, особенно путём укрепления позиций инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Важнейшими становятся два аспекта: инновационная культура и приоритеты в сфере высоких технологий. Последние включают защиту климата, энергетику, здравоохранение и питание, мобильность, безопасность и коммуникации.

Для развития исследовательской культуры и практической ориентации на внедрение передовых технологий в вузах создана инфраструктура поддержки инноваций и инновационных предприятий, центры поддержки малого предпринимательства. Неотъемлемым элементом инновационной инфраструктуры являются патентные вспомогательные агентства, которые помогают образовательным и научным учреждениям в получении патентов и их использовании. С той же целью разработана "Патентная азбука - от идеи до патента". Она позволяет быстро получить общее представление о защите прав патентообладателя в промышленности.

Ш. Германо-российское инновационное сотрудничество. Перед нашими странами стоит политическая задача углубления кооперации в инновационной сфере. Одним из шагов в данном направлении стало подписание "Соглашения о партнёрстве Германии и России по модернизации" в рамках Петербургского диалога осенью 2008 года. Основные ориентиры сотрудничества в сфере науки и образования включают: взаимное участие в крупных проектах, в сетевых структурах высоких технологий, информирование о сотрудничестве; использование опыта российских экспертов

IV. Год образования, науки и инноваций 2011/2012". Намеченные на этот год германо-российские мероприятия позволят расширить сотрудничество между научными и образовательными учреждениями наших стран, дадут новые мощные импульсы для дальнейшей инновационной деятельности. Среднесрочным проектом является создание "Германского дома науки и инноваций". Благодаря совместной презентации научных организаций планируется привлекать внимание к носителям инноваций в Германии

Доктор Х. Пайч отметила в заключение, что "Все сферы сотрудничества в области образования, науки и инноваций имеют огромное значение для повышения уровня благосостояния обеих стран, для стратегии модернизации и инноваций".

С докладом на тему "Опыт экономического развития (на материалах ФРГ)" выступил заместитель директора Института Европы РАН профессор В.П. Фёдоров.

Он отметил, что прошедшие после Второй мировой войны десятилетия существенно раздвинули рамки экономической науки. Увеличился объём теоретических знаний и их практического использования. Главным содержанием опыта экономического развития за этот период является регулирование в рамках

магического многоугольника, то есть перечня целевых установок национального правительства и наднационального управления, например, в Европейском Союзе. ФРГ, как известно, внесла весомый вклад в разработку идеи глобального регулирования.

Казалось, что найдено средство против экономических потрясений, которое издавна искали учёные. И тут, пожалуй, вопреки, единодушию экспертов в том, что просвещённое регулирование обеспечило более или менее стабильное движение экономики, грянул кризис 2008—2009 годов, самый тяжёлый после Великой депрессии.

Такие крупные достижения Запада, к которым стремится также Россия, как инновационная экономика, гражданское общество, социальное государство, экономическая интеграция, не уберегли страны от спада.

Почему же невозможно отменить кризис? В.П. Фёдоров остановился на нескольких причинах. Одна из них: создание новых финансовых инструментов. Бесспорно, это прогресс в экономической жизни общества, они повышают мобильность капитала, а значит, и его прибыльность. Деривативы, секъюритизацию, фьючерсы и опционы отменить нельзя. Тот, кто попытается это сделать, уподобится луддитам, которые ломали станки, видя в них средство эксплуатации.

Вторая причина — это международная конкуренция. Она присутствует везде, в том числе и в сфере обращения, то есть в царстве этих самых дериватов и других электронных записей. Никто из стран и корпораций не только не склонен отказаться от односторонних преимуществ, напротив, страны и корпорации всегда будут стремиться заполучить такие выгоды. Мир всё перепробовал. Жёсткие правила не спасли бреттон-вудскую систему (1946—1971 гг.). Пришедшая ей на смену в 1976 году либеральная ямайская система с её плавающими курсами привела к сегодняшнему отсутствию порядка.

Третья причина — изменение характера кризисов. Рыночное хозяйство потеряло в ходе своей эволюции прежнюю циклическую закономерность в виде четырёх стадий, о которой писал Маркс. Нынешние кризисы порождаются структурными несоответствиями. Далеко не каждый спад является "марксовым", то есть кризисом перепроизводства.

Циклический кризис не успевает развиться по классической схеме, не успевает вызреть. Красивая и понятная картинка теперь нарушается. Так, экономика ФРГ шесть раз переживала абсолютный спад производства за 60 лет, и пять из них были связаны со скачками цен на нефть.

Правительство любой страны стоит перед трудным выбором, что предпочесть в каждый конкретный момент — жёсткое регулирование, неэффективность которого растёт пропорционально его продолжительности, или наоборот, раскрепощение рыночных сил, которое, в конце концов, ведёт к спаду. Существующие здесь крайности известны — от исторической неудачи планирования в СССР до Великой депрессии в США. Поскольку при нынешнем симбиозе государства и рынка, последний преобладает, то нового кризиса, умеренного по глубине и протяжённости, не миновать.

Доклад зам. директора Института экономики РАН д.э.н., профессора С.П. Глинкиной "Российско-европейское сотрудничество ради модернизации"

сопровождался развернутой презентацией основных направлений этого сотрудничества, его результатов и проблем. Часть из них включена в данный обзор.

Показатели технологического отставания России. В 2008 году в России создано 854 передовые производственные технологии, из них новых для страны - 738, принципиально новых (не имеющих зарубежных аналогов) - всего 54. Доля производимой в стране инновационной продукции оценивается в 4-5% ВВП против 30-35% в развитых странах. Среди 40 стран, вошедших в рейтинг Международного фонда информационных технологий и инноваций (февраль 2009 г.), Россия заняла 35-е место, обойдя только Кипр, Грецию, Бразилию, Мексику и Индию.

Интересы России в развитии сотрудничества с ЕС. Для решения задач модернизации российской экономики необходимо содействовать передаче новых технологий и привлечению западных инвесторов, создать благоприятные условия для инновационного развития России. Перемещение приоритетов сотрудничества на проблемы модернизации - отражение новой внешнеполитической доктрины России.

Россия - ЕС: проекты кооперации и сотрудничества. С.П. Глинкина отметила успешную работу новой организации "Инструмент Европейского соседства и партнёрства" (ENPI), которая осуществляла софинансирование проектов по стратегическим приоритетам стран. Среди них завершенные проекты развития финансового рынка, банковской системы, страхования, аудита; продолжающиеся проекты гармонизации таможенных процедур, правил конкуренции, стандартизации, технического регулирования, поддержки бизнеса и др.

Приоритетные социальные и политические области в программе "Партнёрство для модернизации" включают: обеспечение верховенства закона; сбалансированное развитие регионов; эффективное функционирование судебной системы и усиление борьбы против коррупции; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом и др. Приоритетные сферы экономики в программе "Партнёрство для модернизации": расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия, а также создание благоприятных условий для малых и средних предприятий; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности

Заинтересованность России в создании общеевропейского научного пространства позволяет получить доступ к европейским финансовым ресурсам, а также к механизмам трансформации научно-технических разработок в эффективные технологии. Открываются возможности освоения энергосберегающих технологий и методов стимулирования энергосбережения, а также систем управления инновационной деятельностью. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон.

Поддержка малого и среднего бизнеса. По инициативе Европейской комиссии создана Европейская сеть предприятий (ЕСП), которая оказывает услуги малым и

средним фирмам по интернационализации бизнеса и распространению инновационных разработок, используя возможности Инновационного центра IRC, Центра Euro-Info (EIC). Обеспечивается выход на российскую бизнес- и инновационную сеть через консорциум, созданный в 2007 году с участием Российского союза центров инновационных технологий (RUITC), Российской сети трансферта технологий, Российского агентства по поддержке малых и средних предприятий. Через российскую сеть обеспечивается выход на 4 тысячи предприятий, 450 университетов и исследовательских центров, 100 центров инноваций разных стран мира.

Проблемы реализации программы. Необходимо определить области соприкосновения интересов и создать направленные на их продвижение платформы сотрудничества. В разработке стратегии сотрудничества Россия делает упор на технологическую составляющую программы, Евросоюз - на политические аспекты. Сближение позиций позволит повысить уровень взаимодействия.

Выступление зав. кафедрой маркетинга экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.э.н., профессора В.В. Герасименко было посвящено оценке интеграционного потенциала развития российского и германского бизнес-образования.

Автор отмечает, что в связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития идёт активный поиск новых парадигм и стандартов бизнес-образования, включая изменение программ МВА. Образование в сфере управления становится всё более интернациональным. В Германии в 1990 году было всего 10 МВА-программ, в настоящее время на рынке бизнес-образования представлены 270 программ, предлагаемых 130 учебными заведениями. Одним из главных преимуществ немецкого бизнес-образования являются широкие возможности трудоустройства. Многие немецкие бизнес-школы имеют тесные связи со всемирно известными компаниями.

В России за последние десять лет происходило бурное развитие бизнес-образования, которое ориентировано на освоение современных методов управления с учётом специфики российской экономики и процессов её вхождения в мировую экономическую систему.

В.В. Герасименко предложила концепцию поэтапной интеграции российских и германских программ МВА. По её оценкам, некоторые из этих этапов уже существуют, другие осваиваются, третьи являются перспективными. В их числе создание дополнительных специализаций МВА в университете-партнёре, программы двух дипломов, совместная разработка и реализация инновационных проектов.

Зав. кафедрой экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.э.н., профессор Н.П. Иващенко представила на "круглый стол" доклад "Формирование инновационной среды в образовательной сфере: новые тенденции".

В качестве приоритетов государственной политики в образовании автор выделяет две ключевые стороны: повышение роли образования как социального института и как инструмента экономического развития. Предстоит решать сложные проблемы формирования кадров с новыми компетенциями и инновационным типом мышления. Необходимы образовательные программы опережающего обучения, создание сетей инноваторов и технологических предпринимателей. Инновационное

предпринимательство надо опекать, "выращивать". На экономическом факультете МГУ при лидирующей роли кафедры экономики инноваций создается инновационный кластер, который объединяет несколько структур. Студенческий бизнес-клуб призван развивать у студентов практические навыки создания собственного бизнеса, работы в глобальных корпорациях, повышать их осведомлённость об инновационной деятельности факультета; реализовать программу формирования междисциплинарных команд на основе объединения слушателей (экономисты) и лучших команд естественных факультетов. Кадровый проект StartUpFriends реализуется с целью информирования молодых людей из ведущих экономических и технических вузов о деятельности малых инновационных компаний и содействия их присоединению к перспективным предпринимательским командам. Создание таких структур и их сетевое взаимодействие будет способствовать формированию своего рода учебно-научно-инновационного кластера и того самого культурного слоя, на базе которого и вырастают инновации.

Тему "Роль коммуникационного менеджмента в развитии взаимоотношений между ЕС и Россией" представил д.и.н., профессор Е.Н. Пашенцев - руководитель Центра коммуникационного менеджмента РНВШУ.

Докладчик привлёк внимание аудитории к проблемам возрастающей роли коммуникационного и медиа-менеджмента в современном мире. Неоднозначные процессы в мировой экономике, политические и экономические кризисы ставят вопрос об источниках и силах поступательного развития на глобальном уровне.

Автор высказал предложение о совместной программе по научному и культурному сотрудничеству для создания уникального европейско-российского научного сообщества, специализирующегося на изучении способов и методов коммуникационного и медиа-менеджмента, которое будет способствовать развитию отношений между ЕС и Россией. Одним из перспективных начинаний на этом пути стало формирование осенью 2010 года международной сети экспертов EURUCMNET с участием видных исследователей и практиков из 13 стран Европы, включая девять руководителей национальных и международных ассоциаций в области управления, бизнеса и общественных коммуникаций. При этом совместная исследовательская и консалтинговая деятельность сети будет связана с более широкими научными проектами и программами, исследовательскими институтами в ЕС, России и в третьих странах. Программа сети, разработанная при активном участии автора данного доклада, уже представлена ряду генеральных директоратов Еврокомиссии и заинтересованным государственным структурам в странах ЕС и России.

Доклад на тему "Коммерциализация научных разработок: немецкий опыт и российские реалии" представил доцент РНВШУ д.ф.-м.н. Б.С. Бардин. Россия обладает значительным научно-техническим и исследовательским потенциалом, что является одним из её конкурентных преимуществ. Однако трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт является серьёзной проблемой. В ЕС накоплен значительный опыт коммерциализации научных разработок, полезный для России. В Германии применяется комплексный подход, включающий следующие меры: патентная поддержка перспективных научных разработок и коммерциализация патентов; формирование предпринимательской культуры в научной и образовательной

среде; консультационная поддержка и экспертиза перспективных бизнес-идей; целевая финансовая поддержка инновационных инициатив малых и средних предприятий.

В настоящее время в Германии реализуется государственная программа стимулирования инновационной деятельности в университетах. Одна из её реализаций "EXIST - High Technology Entrepreneurship Post Graduate Program" ориентирована на подготовку аспирантов к работе в "стартапах": аспиранты экономических специальностей направляются на стажировку в технические лаборатории, а аспиранты естественных специальностей принимают участие в экономических программах

В Германии реализуется программа инновационной компетентности для малых и средних предприятий - PRO INNO. В рамках данной программы осуществляется выделение государственных субсидий для содействия совместным инновационным проектам, осуществляемым малыми и средними компаниями, а также оказывается финансовая поддержка сотрудничеству между частными компаниями и научно-исследовательскими учреждениями.

Выступление редактора медиа-компании Deutsche Welle, аспирантки М.С. Борисовой было посвящено исследованию роли инновационно-технологических факторов в становлении и развитии "новой экономики" Германии".

Несомненный интерес представляет авторская методика определения факторов и критериев, определяющих уровень развития "новой экономики". Представлены четыре группы факторов: человеческий капитал, капитал знаний, инвестиционный капитал, стабильность экономики знаний. По каждой группе определены показатели, которые можно использовать в качестве критериев, определяющих положение в рейтингах.

Наиболее перспективные сферы сотрудничества России и Германии: машиностроение, производство электрооборудования, транспортных средств, освоение энергосберегающих технологий.

Директор Берлинского Вест-Ост института, доктор философии, проф. А.Н. Крылов посвятил своё выступление германо-российскому экономическому и образовательному партнёрству, выделив несколько острых проблем его развития.

Первая проблема - попытки российского бизнеса инвестировать в немецкую экономику по разным причинам оказываются безуспешными. Вторая проблема -большая часть российских вузов имеет договора о сотрудничестве с университетами Германии, но серьёзных образовательных и исследовательских программ нет. Третья проблема - недостаток кадров, компетентных в интеркультурном отношении. Выступающий отметил, что существующее образовательное партнёрство официально восхваляется, но компетентного анализа его слабых сторон крайне мало. Такую работу проделала группа немецких профессоров в Берлинском Вест-Ост институте. По результатам анализа подготовлены предложения о создании совместных исследовательских и образовательных институтов на территории Германии.

Заключительным было выступление профессора В.К. Фальцмана "Российско-немецкое сотрудничество в бизнес-образовании (на примере Российско-немецкой высшей школы управления)".

Декан РНВШУ подчеркнул, что за 18 лет своего существования школа, сохраняя свой стратегический ориентир на международное сотрудничество с Западной

Европой, неуклонно продвигалась в сторону адаптации классической немецкой теории управления Betriebswirtschaftslehre (BWL) к российским реалиям. Этому способствовал опыт слушателей, связанных с фирмами Германии и Евросоюза.

Ежегодно школу заканчивают около 400 слушателей, учебный процесс обеспечивают 46 высоко квалифицированных преподавателей. В начале 1990-х годов в сотрудничестве с университетами городов Билефельда, Оснабрюке, Берлина, Магдебурга была организована программа МВА на немецком языке. Уникальным для АНХ, для всего бизнес-сообщества России было присвоение учёного звания honoris causa Российской академии наук одному из основателей РНВШУ профессору Хорсту Альбаху, кандидатура которого была выдвинута школой и поддержана голосованием общего собрания РАН.

С конца 1990-х годов реализуется российско-немецкая программа МВА -русскоязычный аналог немецкой программы МВА. Для её реализации уже не требовались дотации Германии, потому что она, сохраняя преимущества немецкой программы, пользовалась широким спросом, была ориентирована на практическую компетенцию и российские инновационно-инвестиционные проекты.

Ряд лет РНВШУ выполняет государственный заказ на подготовку управленческих кадров для народного хозяйства (так называемая президентская программа). В настоящее время по этой программе обучается более 100 слушателей. Специфическим является госзаказ Германии на подготовку нескольких групп руководителей центров российско-немецкой культуры в регионах России, Казахстана и других государств Центральной Азии.

Активные формы обучения включают творческий семинар "Система взаимоотношений российского бизнеса с компаниями Германии и других стран ЕС", который регулярно проводится школой с широким участием слушателей и выступлениями ученых, бизнесменов России и Германии. Научная работа преподавателей школы обобщается в ежегодных научных трудах "Трансформационные процессы в России и Германии". В 2011 году вышел в свет оригинальный учебник "Интенсивный курс МВА", подготовленный преподавателями школы под редакцией В.К. Фальцмана и Э.Н. Крылатых (Издательство Инфра-М, 2011 г.).

Участникам "круглого стола" были вручены опубликованные к конференции доклады В.К. Фальцмана "Россия на пороге модернизации: распространение технологических инноваций (1990-2010)" и Э.Н. Крылатых "Обеспечение продовольственной безопасности России и мира: возможности, риски, угрозы", а также статья Н.П. Шмелёва и В.П. Фёдорова "Евросоюз - Россия: мера сотрудничества" (журнал "Современная Европа" №2 за 2011).

Школа пристально следит за успехами своих выпускников. Учёный совет РНВШУ объявляет конкурс "Наиболее успешный выпускник". В конкурсе могут принять участие члены Ассоциации выпускников РНВШУ и слушатели школы. Разработан план активного участия школы в мероприятиях германо-российского Года науки, образования и инноваций.

В заключение можно отметить, что инициатива руководства Института Европы и РНВШУ о проведении "круглого стола" по развитию инновационного партнёрства России и ЕС была своевременной и продуктивной. Доклады и выступления участников позволили представить широкую панораму реальных перспектив для

взаимодействия российского, европейского и прежде всего германского бизнеса. Определены экономические сферы и территориальные кластеры стратегического партнёрства.

Для Германии и других государств ЕС представляет немалый интерес приоритетные области сотрудничества в соответствии с программой "Партнёрство для модернизации"; ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг."; формирование Российского союза центров инновационных технологий ^ШТС).

Символическим знаком развития инновационного партнёрства станет проведение германо-российского Года образования, науки и инноваций 2011/2012. Участники "круглого стола" поддержали идею о подготовке ряда инициатив РНВШУ и Института Европы для реализации программы этого года.

Э.Н. Крылатых, академик РАСХН, В.П. Фёдоров, д.э.н., профессор, замдиректора ИЕ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.