Научная статья на тему 'РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
21
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / ПРЕЗИДЕНТ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Искакова Гульнара Тентиевна

Разные редакции действующей Конституции Кыргызской Республики предусматривали множество оснований роспуска парламента. Однако на практике основанием роспуска высшего законодательного органа стали не сами нормы действующей Конституции. В статье анализируется конституционное регулирование роспуска парламента и особенности осуществления этой процедуры в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISSOLUTION OF PARLIAMENT IN THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN: CONSTITUTIONAL RULES AND POLITICAL REALITY

Several parts of the Constitution of the Kyrgyz Republic provided ample grounds for the dissolution of parliament. However, Constitutional norms did not serve as the basis for the actual dissolution of Kyrgyzstan's highest legislative body. The article analyzes the development of constitutional regulation of dissolving parliament as well as the particularities of how it was done in Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

ЭТАЖИ ДЕМОКРАТИИ

Роспуск парламента в Кыргызской Республике: конституционные нормы и политическая реальность

Гульнара Искакова

Разные редакции действующей Конституции Кыргызской Республики предусматривали множество оснований роспуска парламента. Однако на практике основанием роспуска высшего законодательного органа стали не сами нормы действующей Конституции. В статье анализируется конституционное регулирование роспуска парламента и особенности осуществления этой процедуры в Кыргызстане.

^ Парламент; президент; конституционные изменения; роспуск парламента

Роспуск парламента — это досрочное прекращение его работы, сопровождающееся назначением новых выборов в парламент. Роспуск парламента является крайней мерой, свидетельствующей о кризисе между высшими государственными органами, и может иметь место, когда нет другого выхода из сложившегося политического тупика. Нормальной является работа парламента в одном составе до окончания срока полномочий депутатов.

При назначении новых выборов неизбежны расходы не только со стороны государства, но и со стороны политических сил, участвующих в данных выборах. Новые выборы требуют повторного выражения воли избирателей, поскольку их прежнее волеизъявление не сформировало жизнеспособный состав парламента. Кроме того, роспуск парламента — это вмешательство в законодательную деятельность, поскольку, в зависимости от законодательства конкретной страны, в результате роспуска складывается ситуация, когда высший законодательный орган государства до момента избрания нового состава парламента отсутствует. Не исключено, что в стране могут возникнуть вопросы, требующие срочного рассмотрения именно парламентом, в отсутствие которого законодательные пол-

номочия парламента «заимствуются» главой государства или правительства. Институт роспуска парламента характерен не для всех форм правления. Например, роспуск парламента в президентской республике представляет собой значительный отход от принципа разделения властей. Поэтому президенты США, Венесуэлы, Коста-Рики и Доминиканской Республики не наделены правом роспуска парламента.

В парламентской республике, которой изначально и присущ этот механизм, угроза роспуска заставляет парламент поддерживать предложения правительства. Распуская парламент, президент и премьер-министр рискуют быть также смещенными, поскольку вероятность их повторного избрания на должность зависит от персонального состава вновь избранного парламента. Вероятно, что в новом парламенте расклад политических сил, равно как и персональный состав останутся прежними.

Институт роспуска появился в большинстве смешанных систем в результате заимствования из парламентской системы. Конституции государств со смешанной формой правления предоставляют президентам право роспуска однопалатного парламента в целом или нижней палаты двухпалатного парламента: в

Финляндии, Исландии и Австрии — практически без ограничений, во Франции и Португалии — с определенными ограничениями, в Румынии — со значительными ограничениями.

Положения Конституции о роспуске парламента

В Кыргызской Республике (далее — КР) роспуск парламента предусматривался во всех редакциях Конституции1, но регулировался по-разному.

Первая Конституция 1993 года предусматривала только два основания для досрочного роспуска парламента: решение, принятое большинством не менее двух третей от общего числа депутатов, либо решение общенародного референдума (ст. 63). Президент был вправе досрочно распустить Жогорку Кенеш2 только по результатам общенародного референдума (подп. 3 п. 5 ст. 46).

Право Жогорку Кенеша принять решение о самороспуске (не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов) содержалось во всех редакциях Конституции.

Редакция Конституции 1996 года, что было сохранено и в редакции 1998 года, предусматривала несколько оснований роспуска одной или обеих палат парламента.

Роспуск Собрания народных представителей3 был возможен в случаях:

1) трехкратного отказа дать согласие на назначение премьер-министра (п. 2 ст. 63; п. 4 ст. 71);

2) повторного в течение трех месяцев выражения недоверия премьер-министру (п. 2 ст. 63; п. 5 ст. 71).

Роспуск Законодательного собрания производился при выдвижении обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления против Президента, по которому Конституционный суд принял отрицательное заключение (п. 3 ст. 51; п. 3 ст. 63).

Роспуск обеих палат парламента мог быть совершен:

1) по решению, принятому большинством не менее двух третей от общего числа депутатов соответствующих палат (п. 1 ст. 63);

2) результату референдума (п. 2 ст. 63);

3) в случае «иного кризиса», вызванного непреодолимыми противоречиями между палатами Жогорку Кенеша (п. 2 ст. 63);

4) в случае «иного кризиса» одной или обеих палат Жогорку Кенеша с другими ветвями государственной власти (п. 2 ст. 63).

Все перечисленные основания роспуска Жогорку Кенеша сохранились в редакции Конституции 2003 года с единственным изменением: вместо двухпалатного парламента вновь был заложен однопалатный и, соответственно, исключено положение о «непреодолимых противоречиях между палатами». Таким образом, по Конституции 2003 года парламент мог быть распущен Президентом по открытому перечню оснований неограниченно, благодаря норме о «случае иного кризиса, вызванного непреодолимыми противоречиями Жогорку Кенеша с другими ветвями власти».

Редакция Конституции 2006 года, что было сохранено затем в редакциях от 15 января 2007 года и 21 октября 2007 года в немного измененном виде, ограничила возможности роспуска парламента тремя случаями:

1) если Жогорку Кенеш принял решение о самороспуске;

2) если депутаты от партии не внесли Президенту кандидатуру на должность премьер-министра в порядке, установленном Конституцией;

3) если Жогорку Кенеш повторно в течение трех месяцев выразил недоверие Правительству, то Президент вправе отправить Правительство в отставку либо назначить досрочные выборы в Жогорку Кенеш.

Все редакции Конституции, начиная с 1996 года, так же предусматривали, что Жогорку Кенеш не может быть распущен во время чрезвычайного или военного положения, в период рассмотрения им вопроса об отрешении Президента от должности, а также в случае, когда до истечения полномочий парламента остается менее шести месяцев.

Основной целью реформы Конституции 2010 года является введение в стране парламентарной системы с Правительством, подотчетным Жогорку Кенешу. В дополнение к двум первым основаниям назначения досрочных выборов Жогорку Кенеша, содержащимся в прежних текстах Конституции, данный документ закрепляет положение о том, что при представлении ежегодного отчета премьер-министра о работе Правительства Жогорку Кенешу, последний может принять решение о выражении недоверия Правительству

большинством голосов от общего числа депутатов. Президент, в свою очередь, вправе принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша. Однако, если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку.

Кроме того, премьер-министр получил право не более одного раза в год ставить перед парламентом вопрос о доверии Правительству. В случае отказа Жогорку Кенеша в доверии, Президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в парламент.

Таким образом, в Конституции 2010 года институт роспуска парламента был приведен в соответствие с устройством парламентарной системы, в которой вопрос функционирования Правительства зависит от доверия парламента, в то время как премьер-министр имеет право инициировать рассмотрение парламентом вопроса о доверии Правительству под угрозой досрочных выборов или собственной отставки.

Практика роспуска парламента

Несмотря на обилие оснований роспуска парламента в различных редакциях Конституции, фактически парламент в Кыргызстане был распущен лишь три раза: в 1994 и 2007 годах — Президентом, в 2010 году — Временным Правительством. При этом во всех случаях были использованы меры, не предусмотренные действующими на тот момент конституциями.

Первый роспуск парламента

Избранный в 1990 году Жогорку Кенеш, состоявший из 350 депутатов, был назван в народе «легендарным» из-за принятия судьбоносных для новой страны документов: Декларации о государственном суверенитете, Декларации о государственной независимости и первой Конституции. Кроме того, было принято решение о введении национальной валюты.

К концу 1993 года в Кыргызстане разразился, так называемый, «золотой скандал»: назначенная Жогорку Кенешем депутатская

комиссия обвинила правительство в махинациях с золотом и в других нарушениях. 13 декабря 1993 года премьер-министр Т. Чынгы-шев был отправлен в отставку Президентом после того, как парламент выразил недоверие. По мнению Ж. Сааданбекова, группа консервативных депутатов сфабриковала так называемое «золотое дело» и добилась полной и окончательной победы над Правительством Т. Чынгышева. Как считает Ж. Саадан-беков, парламент, грубо нарушив Конституцию, заставил Правительство подать в отставку, но на самом деле острие этой атаки было направлено против Президента4.

При утверждении состава Правительства, предложенного Президентом А. Акаевым, депутаты подвергали сомнению предложения Президента, спорили по поводу структуры Правительства, не поддерживали некоторые предложения Президента в отношении персонального состава Правительства, вынудив его внести на рассмотрение новые кандидатуры5. В этот период депутаты неоднократно отклоняли выдвигаемые Президентом кандидатуры на должности министров, причем кандидатуры на должность премьер-министра депутаты предлагали самостоятельно. 14 декабря 1993 года из 14 предложенных кандидатов Президент выбрал и представил на утверждение Жогорку Кенеша А. Джумагулова, которого впоследствии даже назвали главой Правительства «народного доверия».

Противостояние между депутатами парламента и Президентом привело к конфронтации внутри самого депутатского корпуса: одна группа депутатов стремилась получить как можно больше контрольных полномочий, а другая поддерживала Президента в силу различных причин. К осени 1994 года уже четыре депутатские группы общей численностью 143 человека отказались от участия в работе Жогорку Кенеша и потребовали сформировать постоянно действующий парламент, а также провести досрочные выборы. Об этом стало известно через правительственные средства массовой информации — в обращениях указывалось, что «республике необходимы единство, сильная президентская и исполнительная власть»6.

Несмотря на эти акции, Президиум Жогорку Кенеша, рассмотрев обращение группы народных депутатов, однозначно решил, что необходимо продолжить подготовку к прове-

дению очередной сессии парламента в конце сентября 1994 года7. Хотя Президиум Жогорку Кенеша и большая часть депутатов собирались продолжить свою работу, кворум уже не набирался. Кризис в системе высших органов государственной власти усугубился после опубликования заявления Правительства от лица А. Джумагулова. Основная часть этого заявления была направлена на констатацию фактов «глубокого парламентского кризиса», неправомочности Жогорку Кенеша в дальнейшем принимать какие-либо решения, и неспособности парламента продолжать свою деятельность. В заявлении Правительство утверждало, что поддерживало и поддерживает реформы экономики и политику Президента Аскара Акаева, направленную на сохранение стабильности в обществе, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан. При этом Правительство просило принять свою отставку в полном составе и призывало Президента принять незамедлительное решение по выходу из этого кризиса8.

Президент А. Акаев высказал свое отношение к этим событиям: «По своей внутренней природе не отношусь к агрессивному и конфликтному типу. Склонен к согласию и консенсусу. Это хорошо знают все, кто со мной общался и встречался по жизни и в политике. Однако мирного сосуществования с Верховным Советом, работы в одной упряжке в национальных интересах не получалось». «Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти еще больше обострилось, — вспоминает Акаев. — Дело дошло до того, что в сентябре 1994 года Правительство республики заявило об отставке, высказав серьезные претензии в адрес Верховного Совета, превратившегося в место политических интриг. Перед Президентом встал выбор, который ему предоставлен Конституцией, принимать ли отставку Правительства или распустить парламент. Претензий к Правительству было множество. Но иного выхода не было. Выбрал второе — роспуск парламента»9.

В реальности, Конституция 1993 года, которая действовала в то время, позволяла осуществить роспуск парламента только двумя путями: либо решением самого Жогорку Ке-неша, принятого большинством не менее двух третей от общего числа депутатов, либо решением общенародного референдума. Группа

из 143 депутатов, выступившая с заявлением об отказе от участия в деятельности Жогорку Кенеша и требованием проведения досрочных выборов, не только не составляла две трети от 350 депутатов, хотя и препятствовала образованию кворума, но и не могла принять решение о самороспуске. Имевшее место сложение Правительством своих полномочий, свидетельствовало о кризисе во власти, но не имело никакого отношения к роспуску парламента.

Оставалось лишь одно предусмотренное Конституцией основание для досрочного роспуска Жогорку Кенеша — решение общенародного референдума. Однако Президент, формально имевший право досрочно распустить Жогорку Кенеш по результатам общенародного референдума, данным правом не воспользовался и референдум не назначил. Вместо этого Президент принял Указ «Об обеспечении политической стабильности в Кыргызской Республике и о неотложных мерах социально-экономического характера», который был опубликован на той же странице, что и Заявление Правительства об отставке. Указ констатировал невозможность дальнейшего осуществления Жогорку Кенешем 12-го созыва его основной функции — законодательной деятельности, тем самым обосновав досрочное прекращение полномочий парламента. В результате был назначен референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, принята отставка правительства, которое продолжило свою работу до формирования нового состава Правительства10. На референдуме от 22 октября 1994 года народ принял изменения к тексту Конституции, а парламентские выборы в новый двухпалатный парламент прошли в феврале 1995 года.

Второй роспуск парламента

Роспуск «легендарного» парламента, наделение Президента столь обширными полномочиями по роспуску парламента, в соответствии с изменениями Конституции 1996, 1998 годов, и сохранявшееся противостояние в отношениях между Президентом и парламентом держали депутатов в постоянном напряжении. Подозрения и слухи о том, что парламент будет распущен, сопровождали практически все референдумы в стране. Дан-

ный вопрос адресовал также в своем Послании к народу и Жогорку Кенешу в 1997 году Президент Акаев: «Вынесенный мной на всенародное обсуждение проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики встретил в депутатской среде неоднозначное восприятие, появились домыслы, прямо скажу — необоснованные, о возможном роспуске парламента после принятия закона на референдуме. Я совершенно однозначно и твердо заявляю: никакого роспуска Жогорку Кенеша не будет и быть не может»11.

Действительно, во второй раз парламент был распущен уже вторым Президентом, Курманбеком Бакиевым, пришедшим к власти в результате мартовской «тюльпановой» революции 2005 года и неоднократно обещавшим, среди прочего, провести конституционную реформу. Пока Президент затягивал официальное представление своего проекта Конституции, 8—9 ноября 2006 года под давлением парламентской оппозиции и многотысячных митингов в Бишкеке Жогорку Кенеш поспешно принял, а Президент подписал Закон «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». 30 декабря 2006 года провластная группа депутатов «продавила» принятие тем же парламентом другого Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», который был подписан Президентом 15 января 2007 года.

Однако 14 сентября того же года Конституционный суд КР отклонил изменения Конституции 2006 и 2007 годов, исходя из того, что обе редакции были приняты с нарушением требований Конституции 2003 года. При этом Конституционный суд восстановил редакцию Конституции 2003 года.

Европейская комиссия за демократию через закон (Венецианская комиссия) в своем заключении от 15 декабря 2007 года отметила, что объявление Конституционным судом всего текста действующей Конституции неконституционным весьма необычно, если не беспрецедентно. Как правило, конституционные суды должны принимать свои решения на основе конституции, действующей на момент принятия решения12.

В ответ на решение Конституционного суда Жогорку Кенеш 18 сентября 2007 года принял постановление о выражении недоверия составу Конституционного суда13. В по-

становлении парламента отмечалось, что при вынесении решения от 14 сентября 2007 года Конституционный суд превысил полномочия, предусмотренные в Конституции КР, и, руководствуясь нормами утратившей силу Конституции КР в редакции от 18 февраля 2003 года, в нарушение Конституции КР, Закона КР «О Конституционном суде Кыргызской Республики», Закона КР «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» и Регламента Конституционного суда, вынес неправосудное решение. Также Жогорку Кенеш создал депутатскую комиссию по изучению деятельности Конституционного суда с 1993 года. Парламент также принял постановление, которым отменил свое предыдущее постановление об избрании трех судей Конституционного суда14, участвовавших в принятии решения от 14 сентября 2007 года об отмене ноябрьской (2006) и январской (2007) редакций Конституции КР.

Обсудив выводы депутатской комиссии по изучению деятельности Конституционного суда с 1993 года, 2 октября 2007 года Жогорку Кенеш принял постановление, в котором, отметив неправосудность ряда решений Конституционного суда, поручил Счетной палате проверить его финансово-хозяйственную деятельность с 1993 года, а также обратился к Президенту КР с просьбой образовать Государственную комиссию по изучению деятельности Конституционного суда КР, начиная с момента его образования15.

В свою очередь, Председатель Конституционного суда, получив постановление Жогорку Кенеша от 18 сентября 2007 года, обращался к Президенту 18, 20 сентября и 2 октября 2007 года с заявлениями о нарушении Жогорку Кенешем основных принципов независимости судебных органов, закрепленных в международных документах и Конституции КР, в неуважении к Конституции16. В целях предупреждения крайне нежелательных последствий для государства и восстановления конституционного принципа независимости судей, Председатель Конституционно -го суда просил Президента безотлагательно принять законные и адекватные меры для выхода из сложившейся ситуации.

Тем временем, 19 сентября 2007 года, Президент своим указом назначил референдум на 21 октября 2007 года для принятия одновременно и Конституции, и Кодекса о

выборах17. Сразу после оглашения Центральной избирательной комиссией положительного результата референдума, глава государства обнародовал 22 октября 2007 года указ о досрочном роспуске парламента.

Согласно тексту данного Указа, Жогорку Кенешем были приняты решения и осуществлены действия, нарушившие принцип независимости судей и подчинения их только Конституции и законам республики. Действия Жогорку Кенеша воспрепятствовали нормальному функционированию Конституционного суда, спровоцировали кризис, вызвали непреодолимые противоречия между парламентом и Конституционным судом18.

Выступая по национальному телевидению, Президент Курманбек Бакиев отметил, что уже распущенный Жогорку Кенеш «прожил непростую судьбу», так как «с самого начала требовали его роспуска», но Президент не соглашался сделать это, потому что депутатов «все-таки выбирали люди». Затем он обвинил парламент в дублировании полномочий исполнительной власти, лоббировании собственных интересов, парализации работы Конституционного суда, принятии двух вариантов Основного закона страны с нарушениями требований существующей Конституции19.

При этом, судя по ссылкам данного указа, основанием для роспуска был иной кризис, вызванный непреодолимыми противоречиями Жогорку Кенеша КР с другими ветвями государственной власти, предусмотренный пунктом 2 статьи 63 Конституции КР в редакции 2003 года. Как было отмечено выше, редакция Конституции 2003 года предоставляла неограниченные основания для досрочного роспуска законодательного органа страны, поскольку в дополнение к другим основаниям она предусматривала такое положение как «иной кризис, вызванный непреодолимыми противоречиями Жогорку Кенеша с другими ветвями государственной власти».

Если бы Конституционный суд не отменил редакцию Конституции от 15 января 2007 года и она оставалась в силе, то вопрос роспуска парламента целиком зависел от него самого: парламент мог принять решение о самороспуске либо внести Президенту кандидатуру на должность премьер-министра с нарушением установленного порядка, либо повторно в течение трех месяцев выразить не-

доверие Правительству. Без совершения хотя бы одного из данных действий Президент не смог бы назначить досрочные выборы Жогорку Кенеша. Редакция Конституции от 21 октября 2007 года, вслед за двумя предыдущими редакциями, ограничила возможности роспуска парламента для Президента тремя указанными выше20 случаями, реализация которых также зависела бы от Жогорку Кенеша, а не от Президента.

Принятая на референдуме 21 октября 2007 года Конституция вступала в силу со дня официального опубликования ее текста. Президент К. Бакиев опубликовал текст 23 октября 2007 года в официальном издании «Эр-кин-Тоо», тем самым оставив себе только один день на роспуск парламента на основании редакции Конституции 2003 года.

Таким образом, если бы решение Конституционного суда от 14 сентября 2007 года, восстановившее редакцию Конституции 2003 года, не было принято, то возможности Президента распустить парламент были значительно ограничены. Действовавшая в то время редакция Конституции от 15 января 2007 года и принятая на референдуме Конституция от 21 октября 2007 года сокращала основания роспуска парламента и не допускала его роспуска вследствие конфликта с Конституционным судом.

Третий роспуск парламента

В третий раз избранный в декабре 2007 года парламент был распущен 7 апреля 2010 года декретом Временного Правительства21, которое взяло на себя ответственность за управление страной после изгнания Президента Бакиева протестантами.

Данный Декрет закрепляет то, что 6—7 апреля 2010 года народ Кыргызстана свергнул антинародный режим К. С. Бакиева, пользуясь своим священным правом носителя суверенитета и единственного источника государственной власти в стране. В результате вся государственная власть перешла к Временному Правительству, которое приняло данный Декрет в целях создания действенной системы государственного управления. Декретом были упразднены государственные органы, входившие в институт президента, — это аппарат Президента, секретариат, Центральное агентство по развитию, инвестици-

ям и инновациям (ЦАРИИ), президентское совещание и другие.

До принятия новой редакции Конституции, Конституция 21 октября 2007 года сохраняла свою юридическую силу, а Жогорку Кенеш Кыргызской Республики был распущен. Функции парламента до выборов нового состава Жогорку Кенеша осуществляло Временное Правительство. Кроме принятия новой конституции, члены Временного Правительства также обещали провести парламентские и президентские выборы22, что способствовало бы созданию стабильных легитимных органов власти в стране.

Другой Декрет Временного Правительства — «О лишении К. Бакиева статуса неприкосновенности» от 26 апреля 2010 года — объясняет многие произошедшие события23. В нем отмечается, что народ Кыргызстана 7 апреля 2010 года восстал против преступной и безответственной политики действовавших на тот момент властей, которая заключалась в узурпации государственной власти вопреки провозглашенному во всех основных документах страны принципу суверенитета народа.

Узурпировав всю власть и опираясь на прямо подконтрольные ему силовые структуры, криминальный мир и СМИ при поддержке власти, Президент К. Бакиев и его семья к весне 2010 года через подставных лиц незаконно приватизировали важнейшие объекты экономики: акционерные общества «Кристалл», «Кыргызтелеком», «Северэлектро», «Востокэлектро» и другие. При этом граждане были обязаны платить новым хозяевам по заведомо завышенным в два раза тарифам на электрическую и тепловую энергию. Все это привело к росту цен на основные товары и услуги в стране.

В дополнение, судебные, правоохранительные и фискальные органы, бюрократический аппарат изводили народ поборами и несправедливыми решениями. Налогообложение осуществлялось в интересах К. Бакиева и его окружения, а гражданские свободы, включая свободу слова и право на мирные собрания, подавлялись. Семейный режим К. Бакиева не пренебрегал и убийствами общественных деятелей и журналистов, неугодных ему.

Не имея демократических средств воздействия на власть, народ воспользовался своим

естественным правом на сопротивление угнетению и насилию — такова основная идея указанного Декрета. Несмотря на учиненный властями особо жестоким, изуверским способом расстрел мирных граждан из снайперского оружия и автоматов, К. Бакиев был свергнут с поста Президента Кыргызской Республики.

Провокация краткосрочного, но жестокого межэтнического конфликта на юге страны в июне 2010 года не помешала Временному Правительству осуществить обещанные Декретом принятие новой Конституции, проведение выборов в Жогорку Кенеш, а затем и выборы Президента страны. Принятая на референдуме 27 июня 2010 года Конституция кардинально изменила форму правления в стране, введя систему близкую к парламентарной, а проведенные 10 октября 2010 года выборы позволили пройти в Жогорку Кенеш всем основным политическим силам страны. Результаты президентских выборов позволили привести во власть Президента, демократически избранного из многих альтернатив; в стране состоялась первая передача власти по результатам выборов.

Таким образом, нельзя утверждать, что данный роспуск парламента был основан на действующей Конституции КР. Возможности роспуска Жогорку Кенеша Временным Правительством Конституция от 21 октября 2007 года не предусматривала. Вместе с тем последний роспуск парламента был связан с действующей на тот момент Конституцией больше, чем предыдущие роспуски законодательного органа в силу ряда причин.

Положение о том, что «народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Кыргызской Республики» было закреплено всеми основными документами, служащими фундаментом государственности Кыргызской Республики: Декларацией «О государственном суверенитете» от 15 декабря 1990 года, Декларацией «О государственной независимости» от 31 августа 1991 года, Конституцией 1993 года со всеми изменениями. Множество людей разных национальностей, языка, пола, возраста, места проживания, религиозной принадлежности составляют народ Кыргызстана. Граждане создают государство и выбирают правителей для того, чтобы они обеспечили своему народу достойную жизнь, свобо-

ду, безопасность и благосостояние. Власть правителей должна быть ограничена рамками Конституции и основана на согласии управляемых. Если же правитель нарушает Конституцию, не выполняет свои обязанности перед народом и ведет страну к разрушению и гибели, то народ имеет право его свергнуть.

Именно такой подход обосновывал Декрет «О лишении К. Бакиева статуса неприкосновенности». Данный документ посредством констатации многих фактов показал, в чем заключалась узурпация власти, попрание суверенитета и нанесение ущерба интересам народа со стороны изгнанного Президента и его окружения. Документ дает ответ на вопрос, почему выражение воли народа было невозможно в демократических рамках. Поскольку роспуск парламента в данном случае был связан с событиями революционного характера, то, в отличие от мирного времени, трудно ожидать полного соответствия имевших место событий букве Основного закона.

Таким образом, несмотря на всю «турбулентность» политической и конституционной жизни, парламент в Кыргызской Республике был распущен только три раза. И хотя роспуск парламента осуществлялся при разных руководителях страны, но всегда основанием служили не текст действующей Конституции, а политические мотивы.

Искакова Гульнара Тентиевна — Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Швейцарии, кандидат юридических наук, доцент.

gtiskakova@gmail.com

1 В Конституцию 1993 года изменения вносились в 1994, 1996, 1998, 2003, 2006 годах, а также в январе и октябре 2007 года. Последняя редакция Конституции Кыргызстана была принята в 2010 году.

2 Парламент Кыргызстана, в прошлом Верховный Совет, в Конституции 1993 года был переименован в Жогорку Кенеш, поэтому эти наименования равнозначные.

3 Изменения в Конституцию, принятые на референдуме 22 октября 1994 года, разделили парламент на две палаты: Законодательное собрание, представляющее интересы всего населения, в составе 35 депутатов, и Собрание народ-

ных представителей, работающее сессионно, в составе 70 депутатов. Разделение на две палаты сохранялось до изменений Конституции, принятых на референдуме 2 февраля 2003 года.

4 См.: Сааданбеков Ж. Сумерки авторитаризма: закат или рассвет? Киев, 2000. С. 380—381.

5 См. об этом подробно: Искакова Г. Т. Выборы и демократия в Кыргызстане: конституционный дизайн президентско-парламентских отношений. Бишкек, 2003. С. 296-357.

6 Карабеков К. Осень. Начался подсчет цыплят // Вечерний Бишкек. 1994. 5 сентября.

7 См.: Пресс-группа Жогорку Кенеша Кыргызской Республики // Вечерний Бишкек. 1994. 5 сентября.

8 См.: Кризис власти в Кыргызстане. До декабря: Заявление Правительства Кыргызской Республики // Вечерний Бишкек. 1994. 6 сентября.

9 Акаев А. Памятное десятилетие. Бишкек, 2001. С. 161.

10 См.: Указ Президента «Об обеспечении политической стабильности в Кыргызской Республике и о неотложных мерах социально-экономического характера» // Вечерний Бишкек. 1994. 6 сентября.

11 Акаев А. Кыргызстан - наш общий дом // Вечерний Бишкек. 1998. 1 октября.

12 См.: European Commission for Democracy through Law (Venice Commission). Opinion on the Constitutional Situation in the Kyrgyz Republic. Opinion no. 457/2007. CDL-AD(2007)045. 14-15 December 2007 (http://www.venice.coe. int/site/dynamics/N_Series_ef.asp?Y=2007&S = 1&L=E).

13 Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 сентября 2007 года № 2018-III «О Конституционном суде Кыргызской Республики» // Токтом (компьютерная законодательная база данных). В дальнейшем все источники приводятся из «Токтом» без ссылки.

14 Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 сентября 2007 года № 2017-III «О признании утратившими силу некоторых решений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по вопросам избрания судей Конституционного суда Кыргызской Республики в соответствии с решением Конституционного суда Кыргызской Республики от 14 сентября 2007 года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 2 октября 2007 года № 2046-III «О результатах работы депутатской комиссии по изучению деятельности Конституционного суда Кыргызской Республики».

16 См.: Баекова Ч. Парламент Киргизии подверг гонению состав Конституционного суда за принятие... // ЦентрАзия. 2007. 2 октября (http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191330840).

17 См.: Указ Президента Кыргызской Республики от 19 сентября 2007 года № 410 «О проведении референдума в Кыргызской Республике».

18 См.: Указ Президента Кыргызской Республики от 22 октября 2007 года УП № 457 «О роспуске Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

19 См.: Мамараимов А. Киргизия: В новый год — с новым парламентом // ФерганаNews. 2007. 23 октября (http://www.fergananews.com/article. php?id=5421).

20 См. выше часть «Положения Конституции о роспуске парламента».

21 Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики ВП № 1 от 7 апреля 2010 года «О переходе власти к Временному Правительству Кыргызской Республики».

22 См.: Конституция Киргизии изменится кардинально, заявил новости. 2010. 17 апреля (http://ria.ru/world/20100417/ 223421658.html).

23 Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2010 года ВП № 30 «О лишении К. Бакиева статуса неприкосновенности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.