Научная статья на тему 'Романтика непослушания. Что с ней делать вожатому?'

Романтика непослушания. Что с ней делать вожатому? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пятаков Евгений Олегович

Как убедить подростков не нарушать правила поведения в лагере? Возможные несчастные случаи. Лес обширное и многообразное поле для рисков. Ловушки леса. Коварная ловушка природных водоёмов. Опасности заброшенных домов и технических сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Романтика непослушания. Что с ней делать вожатому?»

РОМАНТИКА НЕПОСЛУШАНИЯ. Что с ней делать вожатому?

Есть такая армейская присказка: «Плох тот солдат, что ни разу не ходил в самоволку». Трудно сказать, как много детей, приехавших отдыхать в лагерь, её слышали, но, как показывает жизнь, думают в схожем ключе многие. Особенно мальчишки. Их можно понять: отсутствие рядом родителей, относительная свобода, манящие неведомые дали, начинающиеся сразу за пределами лагерного забора.

И так хочется хоть ненадолго вырваться за этот забор навстречу приключениям. Но на пути встаёт этот вредный вожатый со своими «нельзя». Однако его, если постараться, всегда можно обмануть. И обманывают. По крайней мере, пытаются.

онечно, вожатый тоже человек,

^.и в глубине души нередко сочувст вует ребятам (сам такой был), но., правила есть правила. И безопасность детей — прежде всего, даже если им это иногда не нравится.

Как же их убедить, что романтика, начинающаяся за пределами лагерной территории, может легко обернуться вполне реальной страшной несказкой? К сожалению, увещевания, внушения, запугивания — ты туда не ходи — помогают редко. Что же делать? Мы предлагаем иной путь: спокойное, убедительное предупреждение о возможных последствиях.

Но как это делать? Попробуем разобраться.

Во-первых, детям нужно внятно объяснить: вы запрещаете какие-то

поступки, стили поведения потому, что они высоко чреваты несчастными случаями.

Во-вторых, показать логику, по которой эти несчастные случаи происходят.

В-третьих, сделать обобщающие выводы, почему такое случается.

В-четвёртых, предложить всем потенциальным и/или реальным нарушителям ответить на вопрос: что они будут делать, если несчастный случай произойдёт с ними? Наивные и самоуверенные ответы стоит открыто высмеять и логично, последовательно доказать их необоснованность.

В-пятых, получить от ребят внятный ответ: что же они думают по поводу разговора? Какие выводы сделали? Заключить

устную договорённость по поводу дальнейшего отказа от опасных действий, желательно в присутствии свидетелей. Также стоит поговорить о санкциях, которые будут применены в случае нарушения договорённости.

Возможные несчастные случаи

Их необходимо совместно обсудить и сделать выводы об их общих причинах.

1) Ребёнок, заигравшись на тротуаре со сверстниками, на мгновение выскочил на проезжую часть и был тут же сбит проезжавшим мимо автомобилем.

2) Мальчик вопреки запретам решил залезть на высокое дерево. Остановиться вовремя не сумел, хотелось подняться повыше, «ещё чуть-чуть». Ветка, казавшаяся более-менее надёжной, оказалось гнилой внутри и мгновенно переломилась. Мальчик сорвался вниз. (Для справки: падение с высоты всего лишь собственного роста легко может привести

к летальному исходу.)

3) Вопреки запретам взрослых ребята решили искупаться в тихой заводи реки с быстрым течением. Один из них удалился от берега чуть дальше, чем нужно — буквально на метр. Его тут же подхватило течение и мгновенно унесло далеко от берега. (Для справки: скорость течения обычной равнинной реки определить «на глаз» бывает очень непросто.

У берега вода почти стоит, а пройдёшь чуть дальше к центру, начинает сбивать с ног.)

4) Любитель толкаться и ставить друзьям подножки во время игры толкнул товарища

в спину. Тот от неожиданности потерял равновесие и со всего разгона врезался лицом в стену. У него был сломан нос и выбиты зубы.

5) Ребёнок, решив прогуляться один по лесу, стал перелезать через поваленное дерево. Нога соскользнула, провалилась между двух толстых веток, а мальчик упал лицом вперёд. Нога сломалась как спичка. Он не смог выбраться,

кричал от страшной боли. Но его никто не слышал — лес хорошо гасит звуки. А невдалеке шумело шоссе, ещё более заглушая крик.

6) Ребёнок залез на заброшенную стройку. Поскользнулся, упал, получил рваную рану зацепившись за кусок кровельного железа. Кровь начала хлестать так, что остановить её самому было невозможно. Мальчик истёк кровью, не успев добраться до людей.

Что объединяет все эти несчастные случаи? То, что все они произошли мгновенно, без всякого предварительного предупреждения. А ведь ещё секунду назад эти ребята были живыми и здоровыми, и жизнь их была прекрасна, безопасна (как им казалось) и полна перспектив. Предотвратить несчастье почти невозможно, поскольку к подобному финалу неудержимо тащит беспощадная слепая стихия или стечение обстоятельств (ускорение свободного падения, мощный речной поток, безудержно хлещущая из раны кровь). И таково большинство несчастных случаев, которые происходят с неосторожными людьми. Это первая ключевая мысль, которую вожатый должен донести до ребят. Несчастные случаи чаще всего происходят совершенно неожиданно для пострадавших. Без всякого предварительного предупреждения. Из этой мысли вытекает очевидный вывод: нужно обходить вероятность таких случаев на «дальней дистанции», а не ходить «по самому краю», будучи уверенным, что в последний момент успеешь «отскочить».

И именно этого «дальнего обхождения» добиваются вожатые своими запретами.

Казалось бы, в сказанном ничего нового нет, это очевидная истина, всем понятная и не нуждающаяся в подробном разъяснении. Но так ли это? Тогда почему у нас, взрослых людей, регулярно встают дыбом волосы от человеческой глупости? Например, когда мы узнаём о существовании «зацеперов». Кто не знает, скажу, что это молодые люди, катающиеся в метро

на поездах. снаружи вагонов — на крышах, между вагонами, позади «на запятках». И человеческие жертвы у этого «увлечения» уже есть.

Это только очевидная, видимая «часть айсберга» молодёжной самоубийственной глупости. Стоит изучить вопрос повнимательней, и возникает ощущение, что у очень многих детей, подростков, юношей регулярно «даёт сбой» здравый смысл или инстинкт самосохранения. Причём это весьма неглупые во всех прочих отношениях ребята. Спрашивается, в какой же части мозга затерялась у них «очевидная идея» о мгновенности большинства несчастных случаев? Наверное, рядом с информацией, что где-то в Тихом океане есть страна Австралия. Информация объективная и бесспорная, но для повседневной жизни практически бесполезная, а потому редко вспоминаемая. Наша же задача — педагога, психолога, родителя, вожатого — в том, чтобы сделать её повседневно актуальной. Как знание о том, что нельзя брать голыми руками металлическую посуду, в которой в этот момент готовится еда (а ведь когда-то и это знание казалось нам чисто теоретическим и ненужным).

Ещё один аспект — защитный механизм психики, вытесняющий на периферию сознания неприятную информацию о возможной опасности задуманного поступка, придумывающий всяческие отговорки, оправдания.

И последняя, но не менее важная проблема — наличие у многих ребят искреннего убеждения, будто большинство опасных ситуаций развивается постепенно, долго, а значит мало-мальски умный человек (к которым каждый причисляет себя) сможет легко заметить приближение опасности и вовремя сделать шаг назад.

Попытаюсь продемонстрировать это заблуждение на примере моего знакомого. Ему было лет восемь, когда он увидел на пляже информационный щит, на котором висели агитационные плакаты ОСВОДа (общество спасения на водах). Был среди них один, которые мой знакомый не понял и раскритиковал. Плакат гласил: не позволяйте детям плавать на надувных игрушках. На плакате был изображён перепуганный ребёнок на надувном круге.

Из круга, ещё не сдувшегося, струйками выходил воздух. Мой знакомый не понял, чего

мальчишка так перепугался? Круг-то на картинке сдувался медленно. Греби себе скорее к берегу, и всё будет в порядке. Да и вообще, он тогда не очень-то верил, что надувная игрушка может ни с того ни с сего сдуться.

Прозрение наступило неожиданно лет в 12, когда он, уже хорошо умея плавать, решил покататься на надувном круге, который в шутку одолжил у младшей сестры. Бросил круг на воду, лёг на него грудью и погрёб прочь от берега. Заплыв на глубину, попробовал чуть поменять позу и вдруг. мгновенно рухнул вниз, с головой уйдя под воду. Тут же вынырнул и, не понимая, что произошло, стал оглядываться по сторонам. Сперва подумал, что круг просто выскользнул, но затем увидел: тот плоским блином лежал на воде, держась на жалких остатках воздуха. Лопнувший мгновенно, без всякого предупреждающего хлопка, долгого сдувания и шипения выходящего воздуха. Выбравшись на берег, мой знакомый стал осматривать круг и искать дырку, не понимая, как и чем мог её пропороть. Дырка нашлась. Но это была совершенно не та дырка, которую он ожидал увидеть. Она вообще оказалась полной неожиданностью для него, подростка с ограниченным жизненным опытом. Не выдержав веса и вызванного им внутреннего давления воздуха, расклеился боковой шов. Как говорится, беда пришла откуда не ждали.

И хорошо, что в этот раз она лишь бессильно «щёлкнула зубами», поскольку парень умел плавать.

Именно это свойство беды «приходить откуда не ждали» и лежит в основе большинства несчастий «по глупости». Что делать, чтобы таких несчастий становилось меньше? Прямо и откровенно доносить до подопечных ребят следующую, вторую ключевую мысль: ты можешь как угодно долго, уверенно и логично доказывать себе и окружающим, что общепринятые правила безопасного поведения — это полная ерунда, что лично тебе, такому сильному, умному,

смелому и умелому, эти «законы не писаны», что тебе всё нипочём. Мало того, ты можешь на 150% убедить в своей правоте окружающих людей, точнее, сверстников. Но ты не убедишь в этом реальные законы жизни и природы. И когда из-за злостного нарушения норм безопасного поведения ты, под действием этих реальных законов, попадёшь в беду, то поймёшь, каким детским лепетом были все твои супер-пупер-железные аргументы и как ловко ты надул сам себя. Особенно «приятно» будет думать об этом тогда, когда ты, например, наткнувшись в лесу на компанию пьяных гопников, будешь убегать от них, напрасно пытаясь спасти свою жизнь. Хотя бы потому, что у них длиннее ноги, да и лес они знают получше тебя. Или того хуже, когда тебя, подхваченного течением, река потащит прямо в ревущую пасть плотины.

А может, не стоит доводить до такого? Может, нужно просто напрячься, преодолеть гордыню и поверить в то, что нудные «Правила поведения в лагере» — это действительно разумная вещь, достойная внимания. Ведь придумали их люди, способные отличить потенциально опасное место, куда детям в одиночку лучше не соваться, от относительно безопасного.

Третья ключевая мысль: часто несчастные случаи возникают потому, что человек необдуманно или по неосторожности вступает в противоборство со стихией. Природной, техногенной, социальной. И в итоге погибает или калечится. Почему? Потому что стихия всегда в десятки, сотни, тысячи раз сильнее человека, и она, в отличие от человека, никогда не устаёт.

В контексте нашей темы рассмотрим лишь один вариант схватки со стихией, в которую с наибольшей вероятностью может оказаться вовлечённым непослушный ребёнок. А именно — в схватку с речным потоком.

Итак, однажды, уже будучи взрослым человеком, мой знакомый вместе с тремя друзьями едва не утонул в горной реке, занимаясь

любительским рафтингом (сплавом на надувных катамаранах). Это был его первый за четыре похода полноценный «вылет за борт». Как выбирался он, рассказывать не буду. Ему и ещё одному его товарищу просто невероятно повезло. Двоим другим повезло меньше, и если бы не посторонняя помощь, они вполне могли бы погибнуть. Первому из этих двоих, казалось бы, тоже, посчастливилось. Его почти сразу занесло в относительно тихую заводь возле берега. Ему нужно было «всего лишь» взобраться на низкий камень, через который перетекала сравнительно слабая струя воды (слабая относительно общего ревущего потока). Он и пытался вскарабкаться, а «слабая струя» била его в лицо и сметала обратно вниз как неумелого котёнка. И первый раз, и второй, и третий, и десятый. «Лёгкая задачка» оказалась физически невыполнимой, силы таяли, а перспектива захлебнуться становилась более чем реальной.

Второго сперва вынесло на камень посреди реки. Чтобы выбраться оттуда, пришлось идти на риск. Завязав на поясе конец брошенного с берега страховочного троса, он прыгнул в бурлящую воду. Доплыл до берега почти удачно. И вдруг. застрял. Поток воды с такой силой прижал его спиной к плоскому прибрежному камню, что пловец не мог сдвинуться с места. Так и сидел в полуметре от берега по грудь в воде, пока его не вытащили на берег словно мешок с песком. Конечно, равнинная река — не чета горной по силе потока, но ведь и перепуганный, плохо плавающий подросток не чета взрослым пловцам-спортсменам, одетым в гидрокосюмы и спасжилеты.

Четвёртая ключевая мысль: подобно тому, как сельский житель, приехавший в одиночку в город, подвергает себя многим опасностям, которые горожанин давно знает и обходит «на автомате», горожанин, оказавшийся в незнакомой местности, тоже может подвергнуть себя большому количеству рисков. И эти риски могут таиться в самых неожиданных и, казалось бы, безобидных местах.

Попробуем пробежаться по основным типам опасных мест, о которых стоит поговорить с ребятами, поскольку именно в такие места их обычно тянет больше всего.

1) Лес.

2) Водоём.

3) Заброшенные дома и технические сооружения.

4) Поселение (город, посёлок, деревня).

Лес — обширное и многообразное поле для рисков

Не обязательно, чтобы это была глухая тайга с дикими зверями. Порой небольшой заброшенный лесной массив вблизи от города может быть не менее опасен. Начнём с простых очевидных угроз.

• Летом в лесу могут находить прибежище бомжи и даже беглые уголовники. Попавшийся им в руки «сладенький мальчик» или «сладенькая девочка» вряд ли уйдут целыми и невредимыми. А спрятать в лесу труп — дело пустяковое.

• В лесу можно наткнуться на бандитскую сходку, тусовку отдыхающих хулиганов. Опасность та же.

• В лесу встречаются болота и трясина. Последняя опасна тем, что практически незаметна — поверхность топкой грязи может быть покрыта таким же слоем палой листвы, как

и всё вокруг. Провалишься — увидишь.

Да будет поздно.

• Любая травма, случайно полученная в лесу, может стать роковой, поскольку ограничивает или полностью лишает способности двигаться.

А кричать и звать на помощь — почти бесполезно. Шансы, что кто-то пройдёт близко и услышит, очень малы.

• Лесные тропинки бывают очень запутанными и способными не вывести из леса, а увести

в самую чащу и там затеряться. Конечно, можно просто вернуться по тропинке обратно.

Да вот беда — прежде чем станет ясно, что она привела не туда, можно прошагать несколько километров. Соответственно, столько же придётся идти обратно просто ради того, чтобы оказаться в исходной точке. А силы человечес-

кие не бесконечны. Хуже того, на обратном пути можно внезапно выйти к развилке. И понять, по какой из этих двух (трёх, четырёх) тропинок ты пришёл сюда вначале и, соответственно, на какую сворачивать теперь, будет очень непросто.

• В лесу можно заблудиться быстро и незаметно. Просто чуть сойдя с тропинки или уйдя с поляны совсем немного.

Откуда пошло выражение «леший кружит»

Представь, что отряд пришёл на лесную поляну на пикник. Лес не очень густой, уютно-домашний и совсем не страшный, почти парк. Тем не менее, вожатый настоятельно просит никого не уходить с поляны дальше 20 метров. Можно легко заблудиться. Ты в этом глубоко сомневаешься. Отходишь на 20 метров. Оборачиваешься. Поляна хорошо видна. Ещё на 20 — почти не видна, но направление ты вроде бы запомнил абсолютно чётко. Вдруг что-то странное привлекает твоё внимание невдалеке. Ты идёшь в том направлении. Не прямо (мешают деревья и кустарники), а зигзагами. Ловушка первая: в лесу почти невозможно идти прямо. Многочисленные мелкие отклонения быстро сбивают ориентацию в пространстве. Дойдя до желаемого объекта, ты обнаруживаешь, что это совсем не то, что ты думал, ничего интересного. Поворачиваешься, чтобы идти назад и тут понимаешь, что не знаешь точно, куда идти, поскольку не понимаешь, откуда пришёл. Перед твоими глазами зелёное месиво из древесных стволов, веток и листьев. И в этом месиве нет никаких конкретных ориентиров. Мало того, это месиво постоянно меняет очертания с каждым твоим новым шагом. Это и есть вторая ловушка. Вспомнив, что, кажется, проходил мимо того дерева, ты идёшь к нему, но ещё больше запутываешься. На самом деле дерево не то. Ловушка третья: кажущаяся знакомость некоторых

объектов, в основе которой лежит иллюзия восприятия и желание найти хоть какую-то точку опоры в окружающем хаосе. Ещё не сильно тревожась, ты начинаешь вслушиваться, но не слышишь ничего, кроме птичьих трелей, кричишь, чтобы привлечь внимание — с тем же эффектом. Ловушка четвёртая: лес очень хорошо гасит сравнительно слабые звуки. Ты кричишь изо всех сил, а тебя не слышно уже в нескольких десятках метров. Вдруг где-то вдалеке раздаётся шум проходящей электрички. Сперва ты радуешься — вот он, надёжный ориентир. Но затем, попытавшись чётко определить направление, понимаешь, что это невозможно. Кажется, что звук идёт со всех сторон. Ловушка пятая: лес рассеивает сильные звуки, очень сильно затрудняя определение местонахождения источника. Ты начинаешь нервничать, пытаешься звонить по мобильному, он «не берёт», хотя на поляне связь была, хоть и слабая. Ловушка шестая: лес хорошо глушит радиоволны. В отчаянии ты бросаешься туда, где, как тебе кажется, находится поляна. Идёшь почти правильно, но. слегка отклоняешься от маршрута, мелкое маневрирование сбивает с толку и ты проходишь мимо поляны. Ловушка седьмая: в лесу очень легко промахнуться, а «надёжный ориентир», прямая дорога, с которой ты сошёл, например, вправо и вперёд, может вдруг резко повернуть влево. И тогда, попытавшись вернуться, ты её просто не найдёшь. В ужасе ты начинаешь метаться из стороны в строну. Смотришь на верхушки деревьев в поисках просвета. И вот, кажется, видишь его. Тебе очень хочется верить, что там твоя поляна.

И ты в это веришь. Радостно бросаешься туда, предвкушая, что сейчас всё закончится. Уже расслабившись и почти успокоившись, ты вылетаешь на поляну и видишь. что поляна совсем другая. И куда с неё идти, абсолютно непонятно. Ловушка восьмая: в лесу очень легко потеряться, слепо бросаясь на такие «просветы». Неудача оглушает тебя, как удар обуха по голове, поскольку ты уже расслабился и внутренне демобилизовался. И тут требуются очень крепкие нервы, чтобы окончательно не впасть в панику. Это и есть

последняя девятая ловушка, о которой я могу рассказать как дилетант.

Коварная ловушка природных водоёмов

О главной водной ловушке — сильном течении — мы уже говорили. А вот рассказ ещё об одной, менее известной. Моему знакомому и его приятелю было лет по 20 — нормальные крепкие парни. Во время пикника они решили искупаться в протекавшей рядом речке. Речка была узенькая, с чистой водой, с плавно спускавшимся в глубину земляным дном. Считай, большая лужа. Ребята вместе вошли в воду. Сделали шаг-другой. Остановились с изумлёнными непонимающими лицами.

А потом испугались и пулями вылетели обратно на твёрдый берег. Очень медленными пулями. Потому что на каждой ноге у них висело по огромному кому тяжёлой липкой грязи. Сперва они не поняли, что происходит. Ощущения в ногах были какие-то незнакомые. А потом до них дошло, что дно речки — настоящее трясина. И эта трясина за пару секунд засосала их почти по колено. Было чего испугаться. Они были не наивными детьми. Успели сообразить, хватило сил вырваться. А будь им лет по десять?...

Опасности заброшенных домов и технических сооружений

• Возможность встречи с тем же «сомнительным человеческим контингентом», что и в лесу.

• Высокая вероятность встречи со стаей бездомных собак, которые любят подобные места.

• Возможность встречи с крысами, которые в собственном доме могут оказаться совсем не пугливыми.

• Гнилые перекрытия, ступени, которые могут провалиться под непрошеным гостем.

• Торчащие в самых неожиданных местах куски арматуры, куски металла, доски

с гвоздями, о которые можно пораниться

в полумраке помещений. (Самое лёгкое дело — наступить на доску с торчащим вертикально гвоздём. Проткнутая навылет ступня почти гарантирована. И никакие ботинки не спасут.)

• Подвальные помещения и колодцы, в которых могут скопиться сточные воды. Кроме того, лестница в подвал может обрушиться.

А это — почти гарантированная медленная смерть.

• Удалённость таких мест от людей. Невозможность позвать на помощь.

Их сравнительно немного. Но они тоже есть.

• Город или посёлок может оказаться намного больше, чем тебе показалось вначале. В нём можно легко заблудиться. А местные жители могут не знать, где тут, недалеко от города, находится твой лагерь. И хорошо ещё, если какой-нибудь сердобольный гражданин отведёт тебя в полицию. Там разберутся и вернут в лагерь «тёпленьким». Но уж тогда пощады не жди.

• Редко, но бывает так, что даже «мирное население» (особенно в деревне) может проявить враждебность к «избалованным городским мальчикам и девочкам». А уж если какой-нибудь местный житель как следует «примет на грудь»

и захочет «для порядку» показать этим «городским», кто здесь хозяин. Исход «дискуссии» может быть самым плачевным.

Пятая ключевая мысль: художественные фильмы, показательные передачи о деятельности спасательных служб и полиции зачастую грешат иллюзорными представлениями о том, что помощь приходит всегда и вовремя.

Или что человек всегда сам может выбраться из сложных ситуаций. Это не так. Существуют, особенно для ребёнка, абсолютно безвыходные ситуации, когда шансы на спасение практически равны нулю. Спасательные службы существуют далеко не везде. Прежде чем начать спасать, надо знать где искать. И это самая большая проблема. Никто ведь не может сказать, в каком направлении из лагеря бежал юный иска-

тель приключений, где повернул, куда забрёл и на какой транспорт сел.

Преимущество использованного нами стиля «запугивания» в том, что мы обходимся без всякой дешёвой мистики вроде сказок про Бабу-ягу и Серого Волка, говорим абсолютную, логически доказуемую правду. А главное, говорим при этом с ребятами на равных, как со взрослыми. Это тоже имеет немалый эффект.

Ещё один приём, который может эффективно сработать, — обращение к совести детей. Постановка перед ними прямых жёстких вопросов, способных пробудить чувство ответственности.

Например. Ты понимаешь, что будет с твоими родителями, когда они узнают, что ты погиб? Как сложится их дальнейшая жизнь? Понимаешь, что сделают с вожатыми? Их осудят, посадят в тюрьму. Ещё вопрос, выживут ли они там. Ведь одно дело сесть за кражу, и совсем другое — за то, что по твоей вине погиб ребёнок. А после этого их жизнь пойдёт под откос. Прощай карьера, прощай достаток, прощай нормальная человеческая жизнь. К сожалению, это участь многих людей, хоть раз оказавшихся в тюрьме. А с чего всё это может начаться? С твоего неуёмного желания «немножечко погулять» там, где запрещено.

Статья написана не для того, чтобы вожатые эффективно запугивали детей, а потом всю смену спокойно сидели с ними в четырёх стенах. Это неправильно. Детям нужны приключения и впечатления, нужны регулярные выходы за пределы лагеря. Они имеют на это право. И задача вожатого — это право обеспечить. В своей статье мы постарались рассказать лишь о том, как предупредить откровенно опасное поведение детей. В том числе на таких прогулках. НО

Опасности незнакомого поселения (города, посёлка, деревни)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.