Научная статья на тему 'Конcультации'

Конcультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1633
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ирина Николаевна

Имидж вожатого. Требования к организации работы специалистов. Диагностика по определению готовности педагогического коллектива ДОЛ к проведению летнего оздоровительного сезона и работе с детьми. Взаимоотношения с подростками, решение конфликтных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конcультации»

КОНСУЛЬТАЦИИ

Консультант Ирина Николаевна Попова,

заведующая кафедрой теории и методики воспитания Владимирского института повышения квалификации работников образования им. ЛИ. Новиковой, кандидат педагогических наук

^ Я — студент педагогического • университета и первый раз еду в лагерь в качестве отрядного вожатого. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, чтобы быть уверенным в себе и авторитетным среди ребят? Иван, 19 лет

Это вопрос из разряда имиджевых. За ним стоит беспокойство автора, связанное с изменением своего социального статуса: ещё 3—4 года назад этот молодой человек ребёнком (подростком) приезжал в лагерь отдыхать, а теперь едет работать, организовывать жизнь целого отряда ребят. В этом вопросе сквозит крайне актуальная во все времена для отрядных вожатых тема «Как вести за собой».

В своей одноимённой книге, ставшей для вожатых бестселлером, Анатолий Николаевич Лутошкин изложил психологически обоснованную и практически адаптированную систему организаторской работы на основе типологии лидерства, раскрыл особенности деятельности и организации продуктивного общения, дал в руки вожатому инструменты диагностики в работе с отрядом. Безусловно, это необходимо не только знать, но и свободно владеть этим материалом, чтобы мас-

терски управлять как развитием отрядного коллектива в целом, так и каждого отдельного ребёнка, приехавшего на отдых и оказавшегося в вашем отряде.

Но всё это относится к мастерству отрядного вожатого, его профессионализму. А на первых порах, действительно, нужно учиться смотреть на себя со стороны... И лучше, если этот взгляд будет глазами детей! Почти всегда это упражнение на децентрацию в процессе подготовки отрядных вожатых вызывает смех, юмор и даже образные сравнения: «Гордый профиль, твёрдый шаг, со спины — как чистый шах! Только сдвинь корону набок, чтоб не висла на ушах.» (Л. Филатов).

Чтобы таких ассоциаций не возникало, необходимо помнить:

1) вожатый — это личность, яркая, богатая талантами, привлекательная для детей, открытая к общению, настроенная на развитие. Личность, способная организовать интересное дело, создавать ситуацию успеха, быть источником

и генератором радости, творчества, живой жизненной энергии;

2) вожатый — это человек, способный своим примером оказывать влияние на ребят, начиная от внешнего вида

и заканчивая практикой повседневного общения и поведения. Человек, который осознает систему общечеловеческих ценностей, является носителем гуманистических традиций в воспитании;

3) вожатый — это профессионал, цель которого не просто организовать отдых воспитанников, а способствовать развитию личности каждого ребёнка, ежедневно трудиться над раскрытием его способностей и талантов, профессионал, ориентированный на сплочение детского коллектива как действенного инструмента воспитания.

Вожатый — это и должность, и профессия, и призвание! «Вожатый — профессия птица, и лучше её не сыскать! С какою другою работой сравнится ребячьи сердца зажигать?» (строки из вожат-ской песни).

Всё это внутреннее наполнение содержания имиджа современного отрядного вожатого. Но стоит обратить внимание и на внешние элементы, которые придадут вам некоторую уверенность в осознании своего социального статуса и роли в организации летнего оздоровительного отдыха детей. Надо подумать о культуре самопрезентации: внешний вид, форма, бэйдж, отличительные атрибуты (галстук, значок, бейсболка идр.). Уверенность и деловитость вам поможет почувствовать привычка иметь всегда при себе удобный блокнот и ручку для оперативных записей, наличие средств мобильной связи для решения вопросов, не требующих отлагательств.

Всё это должно выделять вас среди остальных взрослых в лагере. Ваш внешний вид должен быть привлекателен для ребят и формировать в них чувство «наш вожатый — лучший!», «наш вожатый — самый-са-мый!». Ваша задача — обратить на это внимание и стараться быть образцом для ваших воспитанников. Если вы позаботитесь об этом, то через некоторое время заметите у ребят усиливающуюся потребность быть рядом с вами, делать что-то вместе, подражать вам в манере одеваться, вести себя, выражать своё отношение к окружающим.

^ Существуют ли требования • к профессионализму отрядного вожатого? Или руководителю лагеря нужно разрабатывать их самому?

П.А., начальник лагеря

Развитие и оздоровление детей в основном зависят от общего

культурного уровня, профессиональных знаний, умений и подготовленности к работе педагогического коллектива оздоровительного лагеря.

Одна из наиболее значимых задач начальника лагеря заключается в нормативно-правовом обеспечении деятельности своих специалистов. В соответствии с задачами и принципами стандартизации в Российской Федерации основным документом, на основании которого разрабатываются требования к организации работы специалиста по должности «Отрядный вожатый», является приказ Минз-дравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», где в разделе III «Должности педагогических работников» имеется квалификационная характеристика старшего вожатого, а в разделе IV «Должности учебно-вспомогательного персонала» квалификационная характеристика вожатого. Этот документ позволяет чётко регламентировать деятельность вожатых детского оздоровительного лагеря как педагогов, а также обеспечить единые профессиональные требования и к содержанию работы по должности, и к профессиональной подготовке.

В процессе разработки должностной инструкции отрядного вожатого начальнику лагеря

необходимо также обращать внимание на региональные нормативно-правовые акты, которые разрабатываются на основании содержания вышеуказанного документа. Они включают в себя наиболее общие требования к должности «Отрядный вожатый»:

• возраст (старше 18 лет);

• состояние здоровья (психически и физически здоровый, что подтверждается заключением медицинской комиссии);

• образование (имеющий среднее или высшее профессиональное образования или проходящий обучение в указанных учебных заведениях, что подтверждается справкой, выданной вузом или ссузом);

• сведения о прохождении специализированной профессиональной подготовки (базовый курс повышении квалификации по программе в объёме не менее 72 часов, что подтверждается документом

о прохождении обучения (удостоверение, сертификат, выданный учреждением, осуществляющим подготовку и повышение квалификации);

• указания на условия труда отрядных вожатых (работа отрядного вожатого осуществляется в различных типах лагерей (санаторных, профильных, военно-спортивных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей, лагерях детских общественных организаций и т.д.) при условии получения дополнительного обучения в соответствии с направлением деятельности выбранного детского оздоровительного учреждения; отрядный вожатый включён

в штатное расписание детского оздоровительного лагеря,

является полноправным членом педагогического коллектива, вступает во взаимодействие со всеми службами лагеря и его администрацией, соблюдает трудовую дисциплину, несёт юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей; содержание деятельности вожатого определяется планом работы и подчиняется выполнению распорядка дня лагеря; продолжительность рабочего дня в среднем 14—16 часов, с одним выходным днём в неделю);

• права и обязанности, ответственность.

Особое значение имеют разделы «Требования к профессиональной деятельности отрядного вожатого» и «Требования к профессиональной подготовке».

На этих основаниях могут быть разработаны требования к критериям отбора отрядных вожатых. Они могут включать в себя следующие характеристики:

• коммуникабельность, культура поведения, организаторские способности, творческое воображение, наличие положительного опыта общения в многонациональной среде;

• способности: организаторские, лидерские;

• знания: общественно-политические, психолого-педагогические, медико-профилактические;

• умения: общаться с детьми и организовывать общение, убеждать и вести за собой, принимать компромиссные решения, видеть и определять перспективы развития, планировать работу с отрядом, анализировать деятельность, грамотно реагировать в экстренных ситуациях.

Сегодня к деятельности педа-• гогов в лагере предъявляются высокие требования. И это оправданно... Существует ли диагностика по определению готовности педагогического коллектива ДОЛ к проведению летнего оздоровительного сезона и работе непосредственно с детьми? Елена Алексеевна, старшая вожатая

В лагере необходимо иметь не только хорошо разработанную нормативно-правовую базу с подробными должностными инструкциями на каждого специалиста, но и диагностический пакет для определения готовности отрядных вожатых и воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов к работе с детьми в условиях организации детского отдыха. Это могут быть как скринин-говые методики (в форме ранжирования, использования метода незаконченных предложений, оценки предлагаемой характеристики по заранее предложенной шкале), так и развёрнутые тестовые задания в форме закрытых вопросов или заданий по разрешению педагогических ситуаций.

Так, например, ещё до заезда детей в лагерь имеет смысл провести экспресс-методику, позволяющую самому педагогу оценить свою готовность к работе.

Экспресс-тест: «Определение готовности педагога к работе в лагере»

Предлагается письменно ответить на следующие вопросы:

1. По 10-балльной шкале оцените, как прошла Ваша подготовка (обучение) к работе в условиях ДОЛ.

2. Завершите предложение: «Самым необходимым в своей работе как отрядный вожатый (или воспитатель, или педагог-организатор) я считаю.».

3. По 10-балльной шкале оцените свою готовность.

4. В чём вы считаете себя неготовым:

• неуверенность в себе;

• отсутствие опыта;

• мало знаний;

• страх перед детьми;

• некоммуникабельность;

• незнакомая местность;

• боязнь ответственности за детей;

• незнание ситуаций и выходов из них;

• неготовность к принятию неудач и разочарований от вожатской работы.

Результаты этого теста помогут выявить возможные причины неуспеха или затруднений в работе педагогов и спрогнозировать необходимую помощь нуждающемуся в этом специалисту.

Было бы очень полезно в процессе организации текущего контроля использовать тесты с вопросами закрытого типа для проверки знания педагогами своих прав, обязанностей и ответственности за то или иное принятое решение. В качестве примера несколько вопросов теста для вожатого (воспитателя).

1. Воспитатель (вожатый) оздоровительного лагеря имеет право:

а) отпустить ребёнка со знакомыми ему людьми на неопределённое время;

б) отпустить ребёнка с родителями с письменного разрешения директора оздоровительного лагеря;

в) отпустить ребёнка с родителями в родительский день.

2. Воспитателю (вожатому) оздоровительного лагеря запрещается:

а) играть с детьми в шумные игры;

б) проводить купание в разрешённых местах;

в) оставлять детей без присмотра в любое время дня и ночи.

3. Воспитателю (вожатому) запрещается:

а) играть с детьми в спортивные игры;

б) проводить купание в непроверенных местах;

в) устраивать праздники Нептуна.

4. Воспитателю (вожатому) запрещается:

а) отдыхать в тихий час;

б) выезжать, выходить за пределы оздоровительного лагеря без ведома директора оздоровительного лагеря;

в) проводить экскурсии по территории оздоровительного лагеря;

5. Воспитателю (вожатому) запрещается:

а) организовывать зарядку без отряда;

б) принимать участие в дискотеке;

в) находится на территории лагеря с посторонними людьми.

6. Купание в реке, водоёме, море, бассейне проводится

в присутствии:

а) директора оздоровительного лагеря, старшего вожатого;

б) воспитателей (вожатых) отряда, медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию;

в) директора оздоровительного лагеря или старшего вожатого, воспитателей (вожатых) отряда, медицинского работника, инструкторов по физкультуре

и плаванию.

7. Участники организации купания располагаются следующим образом:

а) все на берегу;

б) все в воде;

в) один воспитатель (вожатый) у знаков ограждения, другой наблюдает с берега за купающимися детьми.

8. Наличие детей во время купания проверяется воспитателем (вожатым):

а) перед входом в воду независимо от возраста;

б) после выхода из воды;

в) перед входом в воду и после выхода из воды независимо от возраста.

9. С целью предупреждения несчастных случаев с детьми директор оздоровительного лагеря перед проведением туристического похода или экскурсии издаёт приказ,

в котором указывает:

а) список детей и Ф.И.О. руководителей, на которых возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей с таким расчётом: один взрослый на каждые 15 детей;

б) список детей, время отправления, маршрут, время возвращения;

в) список детей, время отправления, маршрут, время

возвращения, Ф.И.О. руководителей, на которых возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей с таким расчётом: один взрослый на каждые 15 детей;

10. Детские спортивные команды направляются на соревнования в сопровождении:

а) инструктора по физкультуре и плаванию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) инструктора по физкультуре и плаванию и воспитателя (вожатого);

в) воспитателя (вожатого).

11. При поездке в автобусе запрещается:

а) высовываться из окон;

б) петь;

в) громко разговаривать.

12. При остановке автобуса первыми выходят:

а) дети;

б) воспитатель (вожатый)

и стоя у выхода, направляет детей вправо от дороги;

в) воспитатель (вожатый).

13. На территории оздоровительного лагеря детям запрещается:

а) гулять на территории оздоровительного лагеря;

б) находиться и гулять на территории хозяйственного двора оздоровительного лагеря;

в) заходить в столовую.

14. В целях обеспечения пожарной безопасности воспитателю (вожатому) запрещается:

а) загромождать выходы из спальных помещений, на лестничные площадки;

б) на ночь закрывать все окна и двери;

в) хранить в вожатской газеты и тетради.

15. К работе в оздоровительном лагере не допускаются лиЦа:

а) не достигшие 21 года;

б) не достигшие 18 лет;

в) в возрасте 18 лет.

16. Беседуя с родителями перед отъездом в оздоровительный лагерь воспитатель (вожатый) не забудет узнать:

а) об аллергических заболеваниях;

б) о друзьях;

в) о привычках.

17. Беседуя с родителями детей, в родительский день, воспитатель (вожатый) не забудет рассказать:

а) о неудачах ребёнка;

б) о маленьких победах ребёнка;

в) о дружбе с мальчиком (с девочкой).

18. Воспитатель (вожатый) оздоровительного лагеря должен знать о месте нахождения детей:

а) в любое время суток;

б) в течение дня;

в) ночью.

19. Оздоровительные лагеря комплектуются с учётом возраста детей в отряды:

а) не более 25 человек (6—9 лет);

б) 25—30 человек (6—9 лет).

20. Оздоровительные лагеря комплектуются с учётом возраста детей в отряды:

а) 40 человек (10—14 лет);

б) не более 30 человек (10-14 лет).

Очень полезно для определения готовности педагогов ДОЛ

к работе с детьми использовать методику работы с ситуациями, где педагогу необходимо принять конкретное решение и обосновать его. Методика может быть использована как в качестве индивидуальной диагностики, так и для организации деловых игр и группового обсуждения. Задания могут включать в себя возможные педагогические 1

ситуации .

1. В первые дни смены все дети активны, веселы, но два ребёнка ни в чём не участвуют, ничего не хотят, у них одно желание — «хочу домой».

Как быть? Ваши действия?

Варианты ответов:

A. Отвлечь их внимание путём включения в выполнение ответственных поручений.

B. Организовать их байкоти-рование.

C. Перевести их в другой отряд.

D. Свой вариант.

2. У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования,

но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.

Как быть? Ваши действия.

Варианты ответов:

A. Выдвинуть ультиматум: «либо вы делаете то, что я говорю, либо вас отправляют домой».

B. Создать у детей дефицит проявления активности для

1 Из опыта работы ГИА МДЦ «Артек».

актуализации внутреннего конфликта, а затем провести групповое обсуждение создавшейся ситуации.

C. Это их дело, я должен (должна) удовлетворить все их потребности.

D. Свой вариант.

3. У Вас в отряде дети из семей с очень хорошим материальным достатком. Они считают, что всё вокруг, в том числе и педагог-организатор, им неровня, что им всё дозволено, для них должны быть созданы особые условия.

Как быть в

Ваши

этой ситуации?

действия?

Варианты ответов:

A. Один на один объясню им, кто чего стоит.

B. Отведу к начальнику лагеря, он опытный и во всем разберётся.

C. На общем сборе отряда дам им понять, что они здесь в гостях и должны вести себя как гости.

D. Свой вариант.

4. В отряде есть ребёнок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или.

Варианты ответов:

A. Конечно, оставлю его в покое.

B. Переведу его в другой отряд.

C. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.

D. Свой вариант.

5. У ребёнка Вашего отряда неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. Ваши действия?

Варианты ответов:

A. На сборе отряда вынести групповое решение о переводе этого ребёнка в другой отряд.

B. Подговорить ребят устроить ему «темную».

C. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.

D. Свой вариант.

6. Ребёнок из Вашего отряда просит перевести его в другой отряд, мотивируя это тем, что его никто не понимает, все обижают. Ваши действия?

Варианты ответов:

A. Нужно немедленно удовлетворить желание ребёнка.

B. Нужно выяснить причину создавшейся ситуации. Отсрочить его перевод и построить программу разрешения возникшей ситуации.

C. Сам виноват, пусть сам и выпутывается.

D. Свой вариант.

7. К концу смены дети Вашего отряда адаптировались к условиям жизни в лагере, стали более уверенными в себе и раскрепощёнными, и поэтому меньше прислушиваются к тому, что Вы говорите.

Какие меры могут быть приняты для сохранения порядка и дисциплины в детском коллективе?

Варианты ответов: А. Необходимо радикальными мерами ужесточить дисциплину.

B. Не нужно зацикливаться на этом, всё пройдёт само собой.

C. Необходимо создать ситуацию, в которой актуализируется потребность в вожатых, и затем на общем сборе разобраться в сложившейся ситуации.

D. Свой вариант.

При проведении диагностики в работе с педагогическим коллективом важно не забывать о мотивированности к её проведению, а также своевременной обработке результатов и доведения их до сведения участников обследования.

^ Я уже не первый раз выезжаю • работать в лагерь. И несмотря на свой опыт, постоянно сталкиваюсь с тем, что дети каждый раз преподносят «сюрпризы»: всё знают, всё умеют, ничего им не интересно... Всё время приходится что-то изобретать! Особенно, если это старшие подростки. Порой не сразу понимаешь, как построить диалог. На каком языке разговаривать? Как лучше поступать? Как вести себя в ситуациях с проявлениями «трудных» привычек?

Александр, 22 года

Всё время что-то изобретать — это один из компонентов профессионального кредо отрядного вожатого. И, возможно, Вам хорошо известна одна из заповедей вожатого «Умей удивлять и поражать ребят, а если надо — и покорять, — вожатый должен быть интереснее кино!». А по сути своей это вопрос о знании психологии современных детей и умении выстраивать взаимоотношения с ними.

Безусловно, самым трудным для понимания и организации педагогического взаимодействия является подростковый возраст ребёнка, когда из человеческих качеств особенно ценятся находчивость, ловкость, смелость, верность слову и другу, когда особенно захватывают экстремальные путешествия, героические подвиги, смелые поступки и приключения, а вызывают затруднения и неприятие неконкретность целей и задач, далёкие перспективы, непонимание смысла того или иного дела, отсутствие ощущения значимости в принятии решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогу важно понимать, что подросток в условиях летнего оздоровительного лагеря вдали от дома чувствует себя очень самостоятельным и вполне взрослым человеком, отсюда и стремление проявить себя, и обратить на себя внимание. Кстати, привлечь внимание — это один из основных мотивов плохого поведения. Потребность быть в центре внимания, рождённая в глубинах семейного воспитания, в отсутствии родителей многократно возрастает. Тем самым подросток сигнализирует: «Я нуждаюсь в постоянном контакте!». Детям с такой потребностью необходимо объяснять, что все ребята в отряде хотят особого внимания к себе, и включать в групповую или коллективную деятельность, не замыкая общение такого подростка на себе.

Довольно часто неудовлетворённый в той форме, которую ожидает ребёнок, мотив привлечения внимания перерастает

в мотив обиды (и даже мести!) как реакция на несправедливость или даже жестокость, с точки зрения подростка. Снять такую напряжённость можно, организовав взаимодействия по типу заботы и сердечной теплоты.

В этом Вам могут помочь беседы по секрету. Это один из эффективных способов узнать о проблемах и тревогах, ожиданиях и жалобах детей. Многие современные дети испытывают дефицит внимания и общения. Беседы по секрету, один на один, могут оказать на них особое влияние. Поэтому взвешивайте свои слова, обдумывайте советы, будьте хорошим слушателем (иногда это самое важное).

Старайтесь за жалобой увидеть истинный мотив: это желание решить обострившуюся личную проблему или ловкая манипуляция, чтобы получить какую-то выгоду (например, власть над кем-то, или унижение достоинств, или даже какие-то материальные блага)? Уточните у ребёнка, какие действия и реакцию от Вас или других он ожидает.

На примерах собственной жизни или других примерах покажите варианты выхода из ситуации. Предложите стать посредником для улаживания данного вопроса. Возможно, после таких бесед Вы не всегда сможете сразу определить, как правильно решить проблему. Оставляйте за собой право подумать и позже дать ответ. Посоветуйтесь с коллегами (на условиях конфиденциальности), психологом, старшим воспитателем, врачом, директором.

В таких беседах Вам могут раскрыться и тайны вредных привычек подростков. Наиболее наболевшими проблемами являются курение и употребление спиртных напитков. Если такие проблемы вскрываются, важно помнить, что вожатый обязан проводить профилактическую работу. И, если в отряде есть дети с подобными вредными привычками, значит, такая работа должна быть в системе, начиная с выявления подростков с зависимым поведением и заканчивая разнообразием ак-

тивных форм отрядной работы, которые подростков смогут увлечь интересным содержанием и предвкушением значимых результатов. Включённость подростка в интересное дело всегда имела самый сильный воспитательный и профилактический эффект.

Работая с разными возрастными группами детей, вожатому важно помнить, что вся деятельность в лагере должна быть эмоционально насыщенной (в создании такой атмосферы помогают особые ритуалы, символика, песни, речев-ки), мероприятия должны быть ограничены во времени и привлекать близостью и конкретностью результата, а оценка его достижения должна осуществляться с определением вклада каждого члена отряда с опорой на принцип честности и справедливости. Это позволит сформировать у ребят по отношению к Вам чувство уважения и признания Вас как личности, достойной доверия таких трудных и таких замечательных людей — подростков! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.