Научная статья на тему 'Идём в туроход с малышами'

Идём в туроход с малышами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОСНОВЫ ТУРИЗМА / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ / ИГРА-ЭСТАФЕТА / ECOLOGICAL CULTURE / BASICS OF TOURISM / RULES OF BEHAVIOR IN THE WOODS / HERBS / RELAY GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Ольга Александровна

Основы безопасного поведения в природе. Как себя вести в экстремальных ситуациях. Правила поведения на природе. Растения, которые могут помочь при ранениях. Умение ориентироваться по карте местности. Ответственное отношение к своим действиям на природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идём в туроход с малышами»

ИДЁМ В ТУРПОХОД С МАЛЫШАМИ

Ольга Александровна Зыкова,

аспирантка Института психолого-педагогических проблем детства РАО

Современные дети прекрасно разбираются в компьютерные играх, но не знают, как выглядит дубовая роща, как пахнет сосновый бор. Зачастую природа для них — абстракция, а не реальное переживание. Между тем непосредственное общение с природой необходимо для полноценного развития ребёнка, для физического и эмоционального здоровья. Природа, как ничто другое, помогает обрести душевное равновесие, она может питать душу и стать источником глубоких переживаний и творческих озарений.

• экологическая культура • основы туризма • правила поведения в лесу

• лекарственные травы • игра-эстафета

Д

етскии оздоровительный лагерь предоставляет богатые возможности для взаимодействия с природой, развития экологической культуры. Особенность экологического образования здесь в том, что оно строится на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении, носителями которых являются сами педагоги. Развитие экологической культуры достигается путём органического сочетания отдыха и познания во время пребывания в природной среде.

Важно, чтобы участие в любых мероприятиях стало для ребёнка возможностью получить яркие, незабываемые впечатления, отвлечься от учебных занятий. Воспитательно-образовательный процесс вне строгих рамок учебного года приобретает новые, интересные для детей формы. Одной из них может стать туристический поход.

Его цель — знакомство детей с основами туристической жизни, назначением предметов, необходимых в походе, закрепление знаний по основам безопасного поведения в природе, воспитание бережного и внимательного отношения к ней, желания вести здоровый образ жизни. Но как решить поставленные задачи в младших отрядах? Ведь выход за территорию лагеря для них порой бывает ограничен, а иногда и просто запрещён. С такой проблемой столкнулись и мы.

Решением стала оригинальная организация похода, которая не только позволила детям почувствовать себя настоящими туристами, но и обогатила их знаниями, которые, без сомнения, пригодятся при настоящих походах и прогулках в природу. Мы так распланировали маршрут, что поход проходил только по территории лагеря.

С детьми провели предварительную беседу о туристах, их жизни, различных видах туристических походов (походах в лес, в горы, на Северный полюс, вод-

ных путешествиях, велопоходах), рассматривали иллюстрации, фотографии. Детей эта тема очень заинтересовала. Некоторые уже бывали в подобных путешествиях со своей семьёй. Ребята с увлечением рассказывали о своих приключениях.

В назначенный день и час дети были уже полностью экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста и, конечно, воодушевлённые предстоящим путешествием.

Мы, взрослые, тоже постарались. Чтобы поход не был просто прогулкой по лагерю, в разных уголках территории «поселились» разные обитатели: Лесная Фея, Леший, Ста-ричок-Лесовичок, Разбойник, Доктор Айболит и даже спасатель МЧС. Каждый подготовил свой «урок» для юных туристов. Но какой поход без карты? Для детей были разработаны маршрутные листы. Карты со стрелками от пункта к пункту были составлены для каждой группы так, чтобы во время похода детские группы попадали к разным героям в опредёленной последовательности. На каждой точке туристического маршрута детей ждали увлекательные и полезные рассказы и задания наших героев. Испытания на выдержку, ловкость и смелость у Разбойника, рассказы Лесной Феи о том, как вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям, интересные задания Айболита о лекарственных растениях, наставления Лешего о правильном использовании костров, сборы палатки и туристического снаряжения со Старич-ком-Лесовичком, и даже советы спасателя в случае непредвиденной ситуации.

Путешествие стало увлекательным приключением для всех. Ориентируясь по карте при помощи взрослых, ребята с увлечением находили ожидающих их героев, выполняли их задания, отвечали на вопросы, играли. Самыми запоминающимися стали «переправа», которую подготовил для них Разбойник, пребывание в палатке «Старичка-Лесовичка», собирание разных видов костров с Лешим. Но особенно долгожданным оказался привал, когда дети, после длительного похода, уставшие и полные впечатлений, достали из своих рюкзаков «су хой паёк» (печенье и сок) и смогли насладиться отдыхом на лесной лужайке.

Поход оставил яркие впечатления в памяти ребят. Его можно организовать не только в летнем оздоровительном лагере, но и в лагерях дневного пребывания при школах, в подготовительных группах детских садов, в различных учреждениях дополнительного образования в летний период. И совсем необязательно, чтобы территория была обширной. Главное — наличие зелёных насаждений, травяного покрова на некоторых участках, и, конечно, желание педагогов наполнить жизнь детей яркими впечатлениями и важными знаниями.

Поход оказался полезным и для педагогов. Они узнали много новой и полезной информации по безопасному поведению в природе, смогли оценить на практике уровень знаний и умений своих воспитанников, а необычная форма организации позволила им раскрыть свой творческий потенциал.

Впоходе

Цель. Дать детям знания по основам безопасного поведения в природе.

Задачи. Уточнить представления о том, кто такие туристы, о правилах поведения на природе, о растениях, которые могут помочь при ранениях, о том, как себя вести в экстремальных ситуациях. Развивать ловкость, координацию движений, выносливость, умение ориентироваться по карте местности, пространственное мышление. Воспитывать положительное отношение детей к прогулкам на природу, любознательность, ответственное отношение к своим действиям на природе.

Предварительная работа. Беседа с детьми о том, кто такие туристы, что они делают. Создание карт-маршрутов для каждой группы. Рисование знаков — правил поведения в природе.

Организация и материал. На территории детского лагеря (на значительном

расстоянии друг от друга) выбираются точки туристического маршрута детей, на каждой из которой во время похода будет находиться взрослый с конкретным заданием. Для каждого отряда рисуются маршрутные листы, схематично показывающие территорию и направление движения от пункта к пункту. Для похода необходимы:

• хорошая погода;

• карты территории детского лагеря с нанесёнными точками-станциями для каждого отряда (для каждого отряда нумерация станций различна);

• спортивная экипировка детей, удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и бутербродом;

• спортивное оборудование для пункта «Переправа»;

• туристическая лопатка, поленца дров;

• простая в сборке туристическая палатка;

• картинки лекарственных растений, лучше лужайка с реальными растениями;

• знаки поведения в природе;

• костюмы Пирата, Лесной Феи, Доктора Айболита, Лешего, Старичка-Лесовичка, Спасателя.

Содержание

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На вашем пути вас ждёт много интересного. Чтобы пройти все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в пути, определять путь по карте. Желаю удачи и интересных приключений!

Каждый отряд получает свою карту (точки маршрута на которых обозначены в разных порядках — так, чтобы отряды не приходили на одну точку одновременно), дети вместе с вожатым определяют, куда они должны направиться. Отправля-

ются в путь, по дороге можно петь походные детские песни.

Пункт маршрута «Переправа»

Оборудование: пункт организован в рощице. Здесь выкладываются кочки, ставится мостик, между двумя деревьями из длинной верёвки плетётся паутина, к прочному суку подвешивается канат, под ним кладётся страховочный мат (лучше синего цвета — имитация воды), к стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина — имитация бревна.

Пират. В походе без трудностей не бывает. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу, это очень сложный участок маршрута, нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

Показывает, как проходить полосу препятствий, затем вместе с вожатым подстраховывает детей. Дети по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, держась за канат, перепрыгивают «болото», подлезают под бревно.

Когда все дети выполнят задание, желает им счастливого пути.

Пункт маршрута «У Лесной Феи»

Оборудование: пункт организован на полянке, окружённой кустарниками, деревьями. В руках у Лесной Феи знаки, символизирующие правила поведения в природе.

Лесная Фея. Здравствуйте, ребята! Мои друзья — растения и животные не умеют говорить и не всегда могут себя защитить. Когда люди идут в лес, они порой, сами того не желая, причиняют боль окружающей природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего делать не следует. Как вы думаете, что можно делать в лесу? А чего делать не следует?

Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.

Какие бы вы ещё нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе? Помните эти правила, тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!

Пункт маршрута «Костровая»

Оборудование: пункт организован на площадке с невысокой травкой. Леший встречает детей со связкой поленцев дров.

Леший. Доброго дня вам, путники! Скажите, вы природы любители или губители? А костры, наверно, в лесу жжёте, когда с родителями на природе бываете?

Из-за костра часто случается беда — лесной пожар, вся природа тогда в этом месте погибает. Если даже костёр потушить как следует, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие случаи, когда без костра не обойтись. Если туристы в походе не один, а много дней — им нужно согреться, пищу приготовить. Жгут они костер по особым правилам, я их вам расскажу. Но помните, что костёр — надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Правила:

• Костёр всегда разводит только взрослый.

• Нельзя жечь костёр в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев.

• Чтобы развести костёр, лопатой снимают верхний слой почвы с корнями растений и насекомыми, откладывая его в сторону. В получившейся яме взрослые разжигают костер.

• Для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле.

• Перед уходом хорошо заливают костёр водой, чтобы он остыл, поливают и снятый слой земли водой и накрывают яму им снова.

Леший проверяет, запомнили ли дети правила, разыгрывая вместе с детьми ситуацию организации костра.

Леший. А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно разжечь костёр ночью, чтобы он слу жил им светильником, используют костёр-«шалаш»: поленья укладывают шалашиком (показывает). " Такой костёр освещает лагерную площадку. На нём можно и пищу приготовить. Но готовят туристы часто на костре, который называется «колодец». Он по внешнему виду напоминает колодезный сруб. Этот костёр удобен для приготовления пищи, для обогрева участников похода и сушки вещей.

Есть ещё другие костры — звёздный, таёжный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костёр понапрасну, ведь никому не хочется превратиться из любителя природы в её губителя! Берегите природу! Удачи вам!

Пункт маршрута «Зелёная аптека»

Этот пункт организуется на грядке лекарственных растений или просто лужайке. Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках картинки с изображением подорожника, чистотела, одуванчика, ромашки лекарственной, мяты (замечательно, если есть возможность показать детям сами растения).

Доктор Айболит. Приветствую вас, друзья-туристы. Часто бывает, что в походе может случиться неприятность — царапина, ушиб, или укус какого-нибудь насекомого. А меня или другого врача рядом нет. Что же делать? (ответы детей). У природы есть своя аптека, растёт она под ногами. Растения смогут вам помочь, если вы будете знать, как их правильно использовать.

Подорожник (показывает растение) поможет вам, если вы порезались — приложите чистый листочек подорожника к ранке и подержите — кровь остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозажив-ляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея уползла с дороги, а другая не успела, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

Одуванчик — лекарственное растение, в котором в медицине применяется всё — от корня и до цветка. Это растение съедобно — из него делают салаты и даже оду-ванчиковое варенье. А нам в лесу одуванчик поможет, если нас укусят насекомые — оса, пчела или овод. Просто сорвите цветок одуванчика и смажьте млечным соком растения место укуса.

Чистотел — растение ядовитое, есть его нельзя, но вот если вы натёрли в дороге мозоль, чистотел поможет вам: сорвите листочек чистотела, из него потечёт жёлтый сок. Этим соком смажьте мозоль. А ещё чистотел поможет вывести бородавку, если её часто смазывать его соком, она исчезнет.

Ромашка и мята — имеется в виду ромашка полевая, а не та, что растёт на клумбе, полевая ромашка маленькая, а листочки

у неё похожи на укроп. Если собрать несколько цветков ромашки и листочков мяты (показать растение), то взрослые приготовят вам настоящий лесной чай — он придаст вам силы, успокоит и не даст простудиться даже в холодную погоду. Вы никогда не забудете этот вкусный лесной аромат.

Помните, что можно применять лишь те растения, которые растут в лесу, далеко от дорог.

Игра «Какое растение выручит?». Растения (некоторые растут прямо здесь, на лужайке) или картинки с изображением раскладываются на полянке далеко друг от друга. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др.), дети должны подбежать к растению, назвать его и сказать, как оно им поможет.

Пункт маршрута «Палаточная»

Оборудование: на открытой, травяной площадке около палатки детей встречает Старичок-Лесовичок. Кроме палатки, желательны рюкзак, спальный мешок, пенка, различные предметы для игры «Что в походе пригодится?».

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Если поход длится несколько дней — без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет палатку правильно собирать и разбирать, знает, что ставить её нужно на возвышенности (как вы думаете, почему?), обязательно на сухом месте (как вы думаете, почему?), а если неподалёку есть сухая трава — нужно положить её на место, где будет стоять палатка (зачем?), чтобы было теплее и мягче спать.

А что же должно находиться внутри палатки? Как вы думаете? Там должны быть туристические пенки и спальные мешки (показать). Интересно, что когда туристы ночуют в палатке в прохладную

погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, так как знают, что если ноги будут в тепле, то всё тело не замерзнет.

С детьми подготовительной группы палатку вместе собирают, остальным группам разрешается небольшими группами зайти в палатку, посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом.

Игра-эстафета «Что в походе пригодится?». Дети стоят двумя колоннами. В 6 — 7 метрах от них на пледе разложены различные предметы, как необходимые в походе, так и совершенно ненужные. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании Старичок-Лесовичок вместе с воспитателем проверяет правильность выполненного задания, уточняет, для чего нужен тот или другой предмет.

Лесовичок желает детям счастливого пути.

Детей встречает взрослый в костюме спасателя. Он одет в форму защитного цвета, на груди висит бинокль.

Спасатель. Здравствуйте, ребята. В походе может случиться и непредвиденная ситуация, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как нужно себя вести в такой ситуации?

В первую очередь, нужно не бояться. Страх в этом случае — плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо — от этого быстро устанешь. С собой в поход нужно всегда брать свисток, с его помощью, нужно дать взрослым знать, где ты находишься. Свистеть намного проще, чем кричать «Ау!».

Нужно обнять дерево, которое понравилось — оно поможет успокоиться. Хорошо если оно будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь на поляне взрослым проще увидеть того, кто потерялся.

Нужно постараться сделать так, чтобы тебя было видно и слышно. Делай стрелки из веток, выложи из них на поляне большой крест, чтобы его было видно и с вертолёета тоже. Если ты увидишь вертолёт, нужно бегать по поляне и махать руками, людям с вертолёта легче заметить двигающуюся фигуру.

Чтобы не замёрзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток, чтобы на них сидеть и лежать.

Главное помнить, что потерявшегося будут непременно искать, пока не найдут, поэтому не надо боятся, а просто терпеливо ждать. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают тебя искать, нужно подойти к ним и сказать, что ты потерялся.

Спасатель ещё раз повторяет с детьми три правила потерявшегося в лесу1:

1. Обними дерево! (Ребёнок должен унять чувство паники и прекратить кружить по лесу. Ему надо остановиться возле дерева, которое понравилось,

и обнять его. Это дерево будет ему другом, пока его не найдут.)

2. Сделай так, чтобы тебя было видно и слышно! (Ребёнок должен уметь подать сигнал бедствия и как-либо обозначить своё присутствие.)

3. Согрейся! (Ребёнок должен уметь сохранять тепло. Желательно, чтобы он соорудил несложное укрытие.)

Детям предлагают представить, что они потерялись, показать свои действия.

Привал

Дети устраиваются на привал неподалёку от последней станции, едят бутерброды, пьют воду, обсуждают поход и поют походные песни. Замечательно, если есть возможность спеть под гитару. НО

1 Материалы по поведению потерявшегося в лесу взяты с сайта http://www.allsafety.ru/articles/lessons1.html

Пункт маршрута «Спасательная»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.