Л.А. Роганова
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В статье описано исследование изучения социальной идентичности детей, субъективного восприятия норм и правил детских туристических объединений, субъективного восприятия смысловых конструктов жизнедеятельности юных туристов.
Исследование было проведено в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Костромской областной центр детско-юношеского туризма «Чудь» в декабре 2007 года. Участниками исследования стали подростки в возрасте 13-16 лет из Костромы и Костромской области, всего 17 человек.
Данное исследование состояло из трех частей. В первой части исследования была использована методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?». Полученные данные были интерпретированы в соответствии со сложившимся в костромской психо-лого-педагогической школе подходом (С.Н. Смирнов, 2002; Е.В. Буслова, 2005; Т.А. Недоводеева, 2006) - ответы объединены в 12 групп по сферам социальной идентификации (табл. 1):
- сфера реализации воспитательных задач (туристического объединения);
- общечеловеческая;
- половая;
- роли, касающиеся черт характера;
- межличностные отношения;
- школьное образование;
- семейные отношения;
- познавательная;
- любительская;
- сфера субкультурной принадлежности;
- профессиональная;
- гражданская и патриотическая.
На основе полученных данных можно сформулировать следующие выводы:
- наиболее значимыми для участников исследования являются такие сферы социальной идентификации, как сфера реализации воспитательных задач, общечеловеческая, половая и роли, касающиеся черт характера;
- среди сфер социальной идентификации среднего уровня значимости необходимо выделить сферу межличностных отношений, школьное образование, семейные отношения, познавательную, любительскую, сферу субкультурной принадлежности;
- туристическая деятельность не только преобладает над другими видами любительских занятий, но и занимает первое место по значимости среди всех сфер социальной идентификации, опережая общечеловеческую сферу, сферу школьного образования и семейных отношений;
- такие сферы, как школьное образование и семейное воспитание, оказались не такими значимыми для детей-туристов, возможно, вследствие не слишком хорошей успеваемости в школе и не очень дружных отношений в семье;
- в группе сфер высокого уровня значимости оказалась сфера ролей, касающихся черт характера, вероятно потому, что в туристической среде человеческое начало преобладает над социальным.
Вторая часть исследования состояла в изучении субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность объединений детского туризма. Участниками предлагалось сформулировать в свободной форме пять основных правил, которым должен следовать настоящий турист.
Ответы участников были объединены в две группы - нормы, регламентирующие отношения, и нормы, регламентирующие действия (на основе положения А.В. Мудрика «отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой»).
Среди наиболее значимых сфер жизнедеятельности туристического объединения были выделены следующие (табл. 2):
- отношение к старшим;
- сфера туристической деятельности;
- межличностные отношения;
- деловые отношения и организационные требования;
- вредные привычки;
- отношение к себе и с собой;
- познавательная деятельность.
Из таблицы 2 видно, что первое место среди всех норм для детей-туристов занимают нормы, регулирующие отношение к старшим (30%), на втором месте нормы в сфере туристической дея-
Таблица1
Сферы социальной идентификации участников объединений областного центра детского туризма
№ Название сферы Примеры ответов Абсолютные значения Относит-ые значения (%)
Высокий уровень значимости
1 Сфера реализации воспитательных задач турист (ка) (11), краевед (3), спортсмен (3), скалолаз, Ich bin sportlich (спортивный), умею вязать узлы, участник, костровой (3), завхоз (2), казначей 27 15,9
2 Общечелове- ческая человек (17), личность (2), индивидуум, часть природы (2), животное (2), многоклеточное 25 14,7
З Половая парень (5), мужчина (5), мужик, мальчик, девочка (4), бабник, секс-бомба 18 10,б
4 Роли, касающиеся черт характера весельчак, крутой, приколист, шутник, балагур, нервный, выносливый, интересный, весёлый, грустный, непонятный, неверующий, силач, ловкач, оптимист, мартышка 1б 9,4
Средний уровень значимости
5 Межличностные отношения друг (2), пример (для подражания), герой (2), помощник, часть коллектива, капитан (4), капитан команды, клоун, сам по себе 14 8,2
б Школьное образование ученик (-ца) (7), учащийся (2), школьник, ученик лицея №41 г. Костромы 11 б,4
7 Семейные отношения сын (2), дочь, дочка, мамина дочка, племянница, внук (2), внучка 9 5,З
8 Познавательная умник, умный (3), хорошо считаю, любитель читать, ЬЛ Ьіп кі^ (нем.=умный), фантазёр, выдумщик 9 5,З
9 Любительская фанат, вышивальщик, фотограф (2), бегун, художник, музыкант 7 4,1
10 Сфера субкультурной принадлежности перец, чувак (3), чудо в перьях, ошибка природы (2) 7 4,1
Низкий уровень значимости
11 Профес- сиональная работник, медик (2) З 1,7
12 Гражданская и патриотическая гражданин 1 0,б
тельности (23,5%), далее следуют межличностные отношения (20%), деловые отношения и организационные требования (12,9%), вредные привычки (7%), отношение к себе и с собой (2,3%), последнее место по значимости занимает познавательная деятельность (1,2%).
При обработке данных исследования обнаружился интересный факт, который заключается в том, что для детей-туристов на первом месте оказались иерархические отношения: уважительное отношение к старшим, выполнение всех их требований, запрет выполнения каких-либо действий без разрешения тренера, руководителя или капитана
команды). Вероятно, такой результат связан с тем, что туристическая деятельность во многом сопряжена с опасностью для жизни, поэтому очень важно быстро и чётко выполнить каждую команду вышестоящего лица. В таких условиях ответственность взрослого за жизнь детей является причиной его непререкаемого авторитета.
В то же время достаточно высокий процент занимают межличностные отношения, доминирование которых является нормой для подростков. К тому же, нахождение в походе связано со своеобразной изоляцией от внешнего мира, и отношения тех, кто находится рядом в данном мес-
Таблица2
Нормы, регламентирующие жизнедеятельность участников объединений областного центра детского туризма
Нормы отношений к миру Кол- во Нормы взаимодействия с миром Кол- во Всего
Отношение к старшим уважать старших 1 выполнять все указания, слушать руководителя, слушать капитана команды (3),выполнять обязанности старших, слушаться старших (2), слушать преподавателя, слушаться тренера (3), не перечить тренеру, выполнять требования руководителя, слушаться Наталью Владимировну, выполнять команды тренера, не лазать без разрешения (4), не бегать (по лестнице) без разрешения (2), не прыгать без разрешения, не делать задания без разрешения, не брать ничего без спроса 25 26 (30%)
Сфера туристической деятельности наличие цели (ради которой пошёл в клуб), серьёзно относиться к занятиям клубе 2 не курить в лесу, беречь природу, не баловаться огнём и снаряжением, (правильно) собрать снаряжение (3), (правильно) упаковать одежду (3), расфасовать еду, соблюдать технику безопасности (3), правильно завязывать узлы (2), кататься на лыжах, всё проверять перед походом, всё своё ношу с собой 18 20 (23,5%)
Межличностные отношения взаимо- понимание 1 не ссориться с друзьями, поддерживать ближних, не бросать друзей (в беде) (2), помогать товарищу, идти всем вместе, взаимовыручка, уметь работать в команде и без неё, умение работать в команде, помогать друзьям, не бросать друзей в лесу, уметь постоять за себя, уметь побеждать, уметь проигрывать, не обижать друзей, прислушиваться к мнению других, 16 17 (20%)
Деловые отношения и организационные требования дисциплинированность, внимание, собранность 3 не опаздывать, соблюдать порядок и тишину, должен быть порядок, не пропускать занятия в клубе (без уважительных причин) (2), не кричать, правильное поведение, не безобразить, не орать 8 11 (12,9%)
Вредные привычки 0 не распивать спиртных напитков, не ругаться, не ругаться матом (2), не материться, не курить 6 6 (7%)
Отношение к себе и с собой 0 смелость, хитрость 2 2 (2,3%)
Познавательная деятельность интеллект 1 0 1 (1,2%)
те и в данный момент, становятся самыми важными.
В ходе проведения третьей части исследования использовалась методика свободных ассоциаций. Участникам было предложено написать по пять ассоциаций к следующим словам: «поход», «туризм», «привал», «дорога», «природа», «маршрут», «костёр», «рюкзак», «карта», «азимут».
На основе ассоциаций вырисовывается субъективный образ среды детского объединения,
видов жизнедеятельности в нём и мотивации участия в туристической деятельности (табл. 3).
Говоря о среде объединения детей-туристов, можно выделить следующие составляющие:
- предметная составляющая среды (в том числе вещи, которые дети берут в поход, инструменты, карты, палатки и т.п.);
- природная составляющая среды (предметы и явления, окружающие детей во время похода, такие как лес, дороги, деревья, животные и т.п.);
Таблица3
Результаты, полученные при помощи методики «Свободные ассоциации»
Примеры ответов Кол-во ответов
Среда детского объединения
Предметная составляющая среды палатка (17), рюкзак (12), карта (23), карта местности, компас (23), вещи (9), портфель, подушка, сумка (2), большая сумка, бумага (4), картинки, ручка (3), линейки (3), карандаш, верёвки (8), пакет, всегда рваный (рюкзак), спальник (8), гитара (4), коврик (4), лямки, циркуль, карабины (4), обвязка, котёл, топор (4), узлы (4), дрова (9), полено, карманы (2), ремешки, застёжки (2), ручки (2), котелок (4), кости, байдарки (2), мешок, платок, дно (рюкзака), замки, спички (2), колпак, курвиметр, планшет, одежда (2), жилет, шлем, голицы, аптечка, миска, тетрадь 185
Природная составляющая среды лес (34), дорога (21), длинная дорога, природа (11), воздух, горка, асфальт, поле (6), степь, деревья (5), трава (6), ягоды и орехи, солнце (4), цветы (5), ёлки, дубы, природа, машины (5), ГИБДД, озёра (3), ручей, обходные пути, города (3), посёлки, деревня (3), река (15), дом, асфальт (3), пыль (2), собаки, угли (5), лиса, песок (2), листья (2), грибы (2), тропинки (2), тропка (2), болото (3), овраг, луг (3), камни (2), гора, вода (2), просека (4), старые мосты, шоссе, кусты, улица, животные (5), звери, насекомые, деревья, растения, комары (2), птицы (4), небо, облака, заяц, лиса, медведь, ветер 198
Карта как составляющая среды маршрут (11), длинный маршрут, знаки (5), знаки на карте, градусы (3), шкала, углы (угол) (4), стрелка (6), координаты (3), топографические знаки (2), линии, пункт назначения (4), дорожные знаки, местность (5), рисунок (3), стрелки, объект (6), обозначения, стороны света (3), начало, конец, масштаб, условные знаки, азимут, контрольный пункт (5), цифры, буквы (2), чёрточки, шифр, географические знаки, пунктир 79
Организация среды: «Стоянка» костёр (15), дым (6), пепел, расположение палатки, местонахождение (2), освещение (2) 27
Организация среды: «Дорога» путь (14), направление (5), направление пути (4) 23
Виды жизнедеятельности
Учебные занятия в секции ходьба (10), работа, спорт (5), выполнение команд, соревнования (6), бег (7), много бежать, бегать по лестницам, залезать 33
Подготовка к походу подготовка (2), сборы (3), распределение обязанностей, продумывание маршрута, планирование, смотреть на карту (2), запоминание 11
Организация похода прохождение, движение, езда (5), ориентирование (13), разбивка бивуака, суматоха по разбивке лагеря, плавание, катание, прыгать, игра (3), прогулка (2) 30
Жизнеобес- печение заготовка дров, жарить, греться, носить рюкзак 4
У довлетворение витальных потребностей поесть, попить, еда (17), питьё (2), пища, макароны, чай 24
Окончание таблицы 3
Субъективное отношение к туристической деятельности усталость (12), боль, боль в ногах и спине, натёртая (рюкзаком) спина, сложность (2), веселье (4), увлекательность, тяжесть (8), долго, смех, красота (3), радость (2), трудность (2), труднопроходимость, победа (2), «Ура!», «поскорей бы в поход», облегчение, «Класс!» 46
Мотивация участия в деятельности
Познавательный интерес умственная работа (2), учение, топография, расчёт, знание, точность, заниматься, туризм 9
Признание, награждение кубок, медаль 2
Необычные условия деятельности немного еды, сухой паёк, еда на костре, перекус (4), поход (9), отдых (19), перекур (2), привал (2), песни (14), песни у костра, песни под гитару, песни на природе, гитара (4), привал, огонь (4), тепло (8), жарко, свет (4), много света, пламя (2), путешествие (5), приключения (11), обед (2), поездки (4), поиск(и) (9), экстрим (3), быстрая езда (2), трюки, препятствия, гонки, закат, свежий воздух, тёплый воздух, шум листьев, ночь (3), огни, луна, сон (3), искры, вечер (2), пожар, лагерь, всё мокрое, шелест, сбиться с пути, заблудиться, вредные муравьи 142
Практические занятия секция, туристический клуб, тренировки (2), знакомство с Костромской землёй 5
Межличностные отношения разговоры (4), друзья (3), круг друзей, девчонки (4), прощание, компания (2), люди (2), сплочённость, общение, команда, руководитель (2), тренер, слушать мнение других 24
Свобода от родительского и пед. контроля вредные привычки, выпивка, сигареты 3
Продукты деятельности фотографии 1
- карта как составляющая среды;
- организация среды (два состояния «Стоянка» и «Дорога»).
Пункт «карта как составляющая среды», скорее всего, является характерным только для де-тей-туристов, которые видят окружающий мир не только как предметы и явления, непосредственно их окружающие, но и как карту - уменьшенный вариант мира. Карта для них - не просто бумага, а целый мир с огромным количеством обозначений и символов (координаты, топографические знаки, пункты назначения, масштаб и т.д.). Вероятно, именно поэтому ассоциации, относящиеся к карте как составляющей среды, так многочисленны и разнообразны. Объясняя пункт «организация среды», следует отметить, что весь период похода можно разделить на периоды стоянки, когда туристы разжигают костёр, готовят еду, поют песни, и периоды дороги, когда дети находятся в пути, ищут определённые пункты, следуют заранее продуманному маршруту.
Виды жизнедеятельности детей-туристов также делятся на несколько групп:
- учебные занятия в секции, связанные, в основном с физической подготовкой (спорт, ходьба, бег, соревнования);
- подготовка к походу (планирование, распределение обязанностей, продумывание маршрута);
- организация похода (ориентирование, прохождение, движение, разбивка лагеря);
- жизнеобеспечение (заготовка дров, греться, жарить);
- удовлетворение витальных потребностей (еда, питьё);
- в раздел жизнедеятельности может также быть отнесён такой пункт, как субъективное отношение к туристической деятельности. Здесь присутствует как негативно окрашенная лексика (усталость, боль, сложность, тяжесть, натёртая спина), так и позитивно окрашенные существительные (веселье, смех, увлекательность, красота, радость, победа), а также восклицания, выра-
□ продукты деятельности
□ признание, награждение 0 свобода от контроля
5 практические занятия В познавательный интерес 0 межличностные отношения
□ необычные условия деятельности
Рис. Мотивация участия в деятельности
жающие положительные эмоции («Ура!», «Класс!», «Поскорей бы в поход»). Здесь очень важно отметить, что негативно окрашенная лексика выражает не отрицательные эмоции, а наличие трудностей, препятствий. Среди эмоций в ассоциациях можно заметить только положительные.
Говоря о мотивации участия в деятельности, можно выделить следующие группы мотивов:
- познавательный интерес (умственная работа, расчёт, топография);
- признание, награждение (кубок, медаль);
- необычные условия деятельности (приключения, экстрим, поиски);
- практические занятия (секция, туристический клуб, тренировки);
- межличностные отношения (друзья, общение, сплочённость);
- свобода от родительского и педагогического контроля (выпивка, сигареты);
- продукты деятельности (фотографии).
Количественные показатели мотивов участия
в деятельности можно изобразить с помощью диаграммы (см. рис. ).
Диаграмма показывает, что наиболее значимым, имеющим явное преимущество над остальными, мотивом участия в туристической деятельности для детей являются необычные условия деятельности. Это отражено не только в количестве ответов, но и в их разнообразии (табл. 3). Несмотря на трудности, с которыми дети сталкиваются во время походов и занятий (препятствия, сбиться с пути, заблудиться, всё мокрое, вредные муравьи), туристическая деятельность является для них значимой сферой жизни, а эмоции и чувства, связанные с совместным преодолением препятствий, общением, романтикой (песни у костра, пламя, закат, шум листьев, луна), развивают внутренний мир детей.
Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что для школьников, активно участвующих в жизнедеятельности туристического объединения (высокая степень субъективной значимости участия), наиболее актуальными являются сфера отношений со старшими, межличностные отношения, ведущим мотивом включения в жизнедеятельность являются необычные условия деятельности.