Научная статья на тему 'Исследование жизнедеятельности объединения юных техников'

Исследование жизнедеятельности объединения юных техников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СФЕРА СУБКУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ГРАЖДАНСКАЯ СФЕРА / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роганова Лада Андреевна

Данное исследование было проведено в январе 2008 года в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников города Костромы». Участниками стали 24 мальчика-подростка в возрасте 13-15 лет. Целями исследования стали следующие: изучение социальной идентичности воспитанников; исследование субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность внешкольного объединения юных техников; изучение субъективного восприятия смысловых конструктов жизнедеятельности станции юных техников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование жизнедеятельности объединения юных техников»

в толерантном образовательном пространстве и становясь активным его субъектом, ребёнок учится проецировать толерантность на свои отношения с социумом. Следовательно, через собственную деятельность формируется направленность и отрабатываются умения по толерантному взаимодействию. Тем самым закладываются основы толерантной культуры.

Библиографический список

1. Асташова Н.Л. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. - М.: Мос-

ковский психолого-педагогический институт; Воронеж: НПО «Модэк». - 2002. - С. 74-83.

2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Л.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. ПогодинаА.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 209 с.

5. Трубайчук Л.В. Реализация принципа преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс. -2008. -№>1. - С. 10-14.

УДК 37.012.1; 37.035

Л.А. Роганова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Данное исследование было проведено в январе 2008 года в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников города Костромы». Участниками стали 24 мальчика-подростка в возрасте 13—15 лет. Целями исследования стали следующие: изучение социальной идентичности воспитанников; исследование субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность внешкольного объединения юных техников; изучение субъективного восприятия смысловых конструктов жизнедеятельности станции юных техников.

Ключевые слова: жизнедеятельность; дополнительное образование детей; социальная идентификация; мотивация.

Проведённое исследование включало в себя три части. Для осуществления . первой части исследования была использована методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?». Полученные данные были объединены в 12 групп по сферам социальной идентификации (табл. 1).

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми для участников исследования являются сферы семейных отношений, школьного образования и реализации воспитательных задач. Данный показатель является нормой для подросткового возраста. К сферам социальной идентификации среднего уровня значимости относятся любительская сфера, общечеловеческая; роли, касающиеся черт характера; межличностные отношения, половая идентификация. В группе сфер социальной идентификации низкого уровня значимости оказались

сфера субкультурной принадлежности, познавательная, профессиональная, гражданская и патриотическая сфера.

Вторая часть исследования состояла в изучении субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность объединения юных техников. Участникам предлагалось продолжить следующие фразы: «У нас в коллективе ценится», «У нас поощряется», «У нас рекомендуется», «У нас запрещается». Ответы участников были объединены в две группы - нормы, регламентирующие отношения, и нормы, регламентирующие действия. Наиболее значимые сферы жизнедеятельности объединения юных техников отражены в таблице 2.

Как показано в таблице 2, первое место по значимости для юных техников занимает сфера реализации воспитательных задач (26%), на втором месте вредные привычки (запрет) (23%), да-

332

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Л.А. Роганова, 2009

Таблица1

Сферы социальной идентификации объединения юных техников

№ Название сферы Примеры ответов Абсолютные значения Относительные значения (%)

Высокий уровен ь значимости

1 Семейные отношения сын (21), брат (9), племянник (4), внук (9), 4 раза брат, ребёнок (2) 46 21,8

2 Школьное образование ученик (19), школьник (6), шестиклассник (3), хорошист, обучающийся, пятиклассник, девятикласс ник 32 15,2

3 Сфера реализации воспитательных задач судомоделист (16), авиамоделист, моряк, автомоделист, моделист (2), специалист, мастер (3), изготовитель кораблей, конструктор, плотник, токарь, архитектор, подводник, фрезеровщик 32 15,2

Средний уровен ь значимости

4 Любительская спортсмен (12), футболист, рыбак (3), карточный шулер, езжу на квадроциклах, охотник, велосипедист, художник, шахматист, любитель компьютерных игр, художник, кандидат в мастера спорта 25 11,8

5 Общечеловеческая человек (22), подросток 23 10,9

6 Роли, касающиеся черт характера хорош собой, лентяй, победитель (3), скромный, добрый, ценящий, ответственный, быстрый, смелый, стремящийся, трудолюбивый, экспериментатор (3) 16 7,6

7 М ежличност-ные отношения друг (12), помощник 13 6,2

8 Половая пацан (2), мальчик (10) 12 5,7

Низкий уровень значимости

9 Сфера субкультурной принадлежности р эпер (3), панк, р окер , пацан (2) 7 3,3

10 Познавательная не дурак, умный (3) 4 1,9

11 Профессиональная юрист, дворник 2 0,9

12 Гражданская и патриотическая костромич 1 0,5

лее следуют межличностные отношения (16,2%), деловые отношения и трудовая дисциплина (15,6%), познавательная деятельность (15%), сфера достижений, поощрения и наград (2,6%), последнее место по значимости занимает отношение к старшим (1,9%). Объединение юных техников, судя по месту сферы реализации воспитательных задач в таблице, оказывает сильное влияние на подростков. Юные техники ценят труд, целеустремлённость, упорство, терпение, активность; хотят быть самостоятельными, добросовестными, честными, изобретательными.

Участники исследования в полной мере осознают запрет на курение, употребление алкоголя и наркотиков: нормы, связанные с запретом вредных привычек, стоят у подростков на втором месте (23%). Межличностные отношения также составляют довольно высокий процент (16,2%), что является нормой для подростков. Примерно такое же место (15,6%) занимают деловые отношения и трудовая дисциплина, вероятно потому, что при изготовлении моделей и работе с инструментами необходимы организованность и осторожность. Подростки стараются быть дисциплиниро-

Таблица2

Нормы, регламентирующие жизнедеятельность объединения юных техников

Нормы отношений к миру Кол-во Нормы взаимодействия с миром Кол-во Всего

Сфера реализации воспитательных задач 0 труд (10), усердие (3), трудолюбие (4), терпение (2), добросовестность, старание (7), у сидчивость, у пор ство, целеу стр емлён ность, осторожность, честность (2), изобр етатель ность, инициатива (2), активность, самостоятельность, не лениться, стр емление 40 40 (26%)

Вредные привычки 0 Запрещается: курить (12), пить (4), пить водку, алкоголь (2), наркоманить, ругаться (2), ругаться матом (13) 35 35 (23%)

Межлич-ностны е отношения доброта, уважение, юмор (2) 4 дружба (6), общение (4), взаимопомощь, помогать другим (2), не предавать, давать руку Запрещается: бить в лицо, драться (4), воровать 21 25 (16,2%)

Деловые отношения и трудовая дисциплина 0 заниматься, посещать занятия, ходить на все занятия, работать, работа, хорошая работа (2), дело (4), большие дела, посещать соревнования, не торопиться, убирать за собой, не включать станок без разрешения, пунктуальность, чёткость, точность (2), исполнительность Запрещается: бить стёкла, портить инструменты, портить вещи 24 24 (15,6%)

Познавательная деят-ть ум (5), мысли, смекалка, думать (4), мудрость, мозги, извилины, мышление, что-то новое (идеи), умения (4), навыки (2), знание 23 0 23 (15%)

Достижения, поощрение, награды 0 призы, грамоты (2), достижения 4 4 (2,6%)

Отношение к старшим 0 выполнять советы учителя, слушаться, слушаться учителя 3 3 (1,9%)

ванными и соблюдать правила техники безопасности.

Для проведения третьей части исследования была использована методика свободных ассоциаций. Участники должны были придумать ассоциации к следующим словам: «модель», «судно», «корабль», «инструмент», «ручной труд», «творче-

ство», «станция», «чертёж», «соревнование», «станок», «мастер», «идея». На основе ассоциаций вырисовывается субъективный образ среды детского объединения, видов жизнедеятельности в нём и мотивации участия в деятельности (таблица 3).

Говоря о среде объединения юных техников, можно выделить следующие составляющие:

Таблица3

Результаты, полученные при помощи методики «Свободные ассоциации»

Примеры ответов Кол-во ответов

Среда детского объединения

Объекты судомоделизма корабль (34), лодка (16), судно (7), торпедник (3), плавательный аппарат, яхта, крейсер, торпедное судно, ракета (2), ракетный катер, рыбачье судно, тральщик, учебный тральщик 602, ракетник, водолазный бот, пулемёт, торпеда, пароход (2), баржа, гражданское судно, военное судно, катер (2), «Волго-Дон», авианосец, военный корабль, гражданский корабль, Р.К.Р. «Слава»; мачта (4), палуба (3), паруса (3), рубка (8), борт, корма, дейдвуд, кран, иллюминатор, винт (2), дуль, двигатель (2), руль (2), лобовое стекло, спасательный круг, мерное ограждение, якорь, корпус (2), киль, орудия, шпангоут, надстройка; модель (11), уменьшенная модель, большая модель, модель самолёта в уменьшенном виде, уменьшенная лодка 142

Инструменты и материалы инструмент, острый инструмент (3), тупой, заточенный, длинный, напильник (11), паяльник (10), отвёртка (2), кусачки (4), киянка (3), лобзик (7), щипцы, ключи, молот, молоток (11), резец, пила (7), ножовка (6), дрель (2), сверло (3), плоскогубцы, лопата, надфиль (3), стамеска, гайка, рубанок (3), станок (3), нож (4), ножницы (2), тиски (5), наждачка, пинцет (2), бита, кол, гвозди (3), струбцина, паяльная кислота, тумблер, шкурка, топор, олово, железо, металл 117

Станки и устройства токарный (станок) (11), сверлильный (6), точильный (2), сварной, пильный, фрезеровальный, фрезерный, шлейфовочный, заточный (2), станок по дереву, передняя бабка, упор, мотор, задняя бабка, пускатель, резец (3), пуск, стоп, настройка, упор, центр, патрон, фрезы, игла, шестерёнки (3), кнопки, электричество (2), включатель (2), мотор (2) 53

Технический чертёж чертёж (7), чертёж корабля (3), чертёж машины, чертёж самолёта (2), проект (2), рисунок (чертёж) (4), план (4), чертёж модели, чертёж предмета, чертёж конструкции, эскиз, крестики, нолики, линейки (2), линия (2), инструкция, рисунок, граффити, анимация, карандаш, бумага (3), масштаб (3), размер, описание всех деталей, рельеф 47

Площадка жизнедеятельности СЮТ (станция юных техников) (13), областная станция (2), городская станция, кружок, судомодельная станция 18

Технические характеристики ёмкость (2) 2

Случайные ассоциации самолёт (6), вертолёт, аэроплан, машина (6), автомобиль, танк, пилот, парашютист, бритвенный (станок), вокзал, энергостанция, модель здания, здание, Клуб Юных Моряков, копия, автобусная станция, атомная станция, Чернобыль, космическая станция, АЭС, ГЭС, фотомодель, манекенщица, корабль пришельцев, НЛО, модель космического корабля, огород, дом, школа, чертёж робота 40

Деятельность

Виды деятельности моделирование кораблей, судомоделирование (3), судомоделизм (2), моделирование (3), ломать, мастерить, создание модели, черчение (6), сверлить (3), долбить, колотить, крутить, обрабатывать, трудиться, выпиливание (2), паяние, пилить, точить (3), резать по металлу и по дереву, уборка (2), убирать, стройка, строгать, вырезать, резать 41

Субъективное отношение к деят-ти работа (5), труд (2), дело (2), упорство, долго, сложно, интересно, наконец-то получилось, азарт 15

Окончание таблицы 3

Обобщённый образ деятельности занятия, заниматься (2), техника (5) 8

Слу чайные ассоциации считать, земледелие, программирование, бег, баскетбол, футбол, волейбол, стрельба, бокс, рукопашный бой 10

Мотивация участия в деятельности

Соревнования, оценка, признание, награждение победа (6), успех, участие (2), сопоставление сил, кубок (4), соперники, выставки, соревнования, приз (4), судья, конкурент, гонка, соперничество, место (в соревновании), состязания, борьба, первенство (2), чемпионат, гонка, эстафета (2), грамота (5), соревнование моделей, борьба за приз, старт, финиш 42

Необычные условия деятельности прогулка (7), плеск, волна (4), река (3), ветер, берег (2), вода (7), бассейн (3) 28

Познавательный интерес мысль (4), выдумка, работа мозгов, гениальная мысль, эврика (4), ум (3) 14

Романтика и фантазир ование море (3), айсберг, дельфин, водопад, океан, рыбы, мель, ржавое корыто (судно), моряк, капитан корабля 12

М ежличностны е отношения общаться, дружить, друзья (2), люди (4) 8

объекты судомоделизма (то, что дети изготавливают, а также отдельные части этих объектов), инструменты и материалы, станки и устройства, технический чертёж (ассоциации, связанные с чертежом, по которому дети создают модели), площадка жизнедеятельности (ассоциации, связанные с местом, где занимаются юные техники), технические характеристики, случайные ассоциации (ассоциации, не связанные с деятельностью объединения юных техников).

В деятельности данного объединения можно выделить следующие группы: виды деятельности (моделирование, черчение), субъективное отношение к деятельности, обобщённый образ деятельности (такие общие понятия, как занятия, заниматься, техника), случайные ассоциации.

Мотивацию участия в деятельности объединения юных техников можно разделить на следующие группы мотивов: соревнования, оценка, признание, награждение (победа, грамота); необычные условия деятельности (прогулка, река, ветер, бассейн), познавательный интерес (мысль, выдумка, эврика, ум), романтика и фантазирование (море, айсберг, дельфин, водопад), межличностные отношения (общаться, дружить, друзья, люди). Количественные показатели мотивов участия в деятельности можно изобразить с помощью диаграммы (см. рис.).

Диаграмма показывает, что наиболее значимым мотивом участия в деятельности для юных техников является соревновательная сторона. Участвуя в соревнованиях, дети стремятся к са-

□ соревнования, оценка, признание, награждение

□ необычные условия деятельности

□ познавательный интерес

0 романтика и фантазирование

Ш межличностные отношения

Рис. Мотивация участия в деятельности

Формирование управленческих компетенций в системе профессиональной подготовки студентов..,

мореализации и признанию, что является естественным для подростков. Значимым является также такой мотив, как необычные условия деятельности. Занятия проходят не только в стенах мастерской, но и на природе или в бассейне, что вносит некоторое разнообразие в повседневную жизнь подростков.

Выводы

1. Говоря о сферах идентификации юных техников, необходимо отметить, что любительская сфера является для них важной, их увлечения разнообразны, но сфера реализации воспитательных задач стоит выше по значимости. Из всех увлечений самое большое количество ответов было связано с деятельностью объединения юных техников: подростки видят себя в качестве судомоделистов, моряков, мастеров, подводников и т.д.

2. Исходя из того, что сфера реализации воспитательных задач оказалась на первом месте по значимости среди всех других норм, регламентирующих жизнедеятельность данного объедине-

ния, можно предположить, что внешкольное объединение в данном случае оказывает сильное влияние на подростков. Любовь к труду и удовлетворение от результатов собственного труда являются для них чрезвычайно важными, в соответствии с результатами исследования даже более значимыми, чем отношения со сверстниками (межличностные отношения).

3. Деятельность в объединении ассоциируется у подростков с нелёгким трудом (работа, труд долго, сложно), но сама деятельность и её результат приносят удовлетворение и положительные эмоции.

Библиографический список

1. МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 111 с.

2. Шитова И.Ю. Отношения в психолого-педагогической структуре личности: концепции и подходы. Режим доступа: http:// www.ccssu.crimea.ua/internet/Education/notes/ edition6/n06016.html.

Е.Н. Сепиашвили

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье рассмотрены управленческие компетенции, интегрированные в систему профессиональной деятельности студентов ССУЗов. Дано авторское видение структуры и содержания управленческих компетенций в их системной и процессуальной интерпретации. Предложены показатели компетентности выпускника ССУЗа при реализации им управленческих функций. Определено место в структуре профессиональной деятельности управленческих компетенций. Разработана технологически ориентированная модель формирования управленческих компетенций будущего специалиста. Представлены экспериментальные результаты диагностики уровней сформи-рованности у студентов ССУЗов управленческих компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: культура профессиональной и управленческой деятельности, профессиональная деятельность, ключевые компетенции, управленческие компетенции, уровни и показатели компетенции, управленческие принципы, выпускники ССУЗов, субъект взаимодействия, модель формирования управленческих компетенций, сформированность, диагностика, качество.

Приоритетной миссией учреждений среднего специального образования выступает формирование базовых профессиональных компетенций специалиста, где на первый план выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение решать управленческие проблемы. Это означает, что образовательная траектория будущего специалиста должна быть направлена на подготовку, овладение определенными навыками и формирование специ-

фических способностей - коммуникабельности, предприимчивости, организаторских способностей. Содержание таких способностей раскрывается через умения предвидеть, планировать, организовывать, контролировать, координировать, регулировать и мотивировать свою деятельность и деятельность окружающих. Иначе говоря, эти компетенции специалиста реализуются как в его индивидуальной деятельности, так и в коллективной работе его команды или организованной им системы управления.

© Е.Н. Сепиашвили, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.