Научная статья на тему 'Как провести анкетирование детей?'

Как провести анкетирование детей? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1649
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АПРОБИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ / ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / APPROVED METHODS / STUDENTS TARGETING / SOCIOLOGICAL STUDIES / GENDER FEATURES / MOTIVATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Майорова-щеглова Светлана Николаевна

Получение информации о подростках. Особенности вопросов анкеты. Выявление социально активных детей. Анализ социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как провести анкетирование детей?»

КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ?

Юлия Александровна Иванова,

методист учебно-методического отдела

«Дома детских общественных объединений», г. Москва

Светлана Николаевна Майорова-^^еглова,

профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, доктор социологических наук

• апробированные методы • ориентации воспитанников • социологические исследования • гендерные особенности • мотивация • адаптация

О

рганизуя смену для детей, администрации лагеря важно получить информацию о подростках: о самих детях, их настроении и ожиданиях от смены, оценки происходящих событий и мероприятий в детском центре.

Анкетирование даёт возможность собрать актуальные данные о каких-либо событиях, мероприятиях, мнениях и оценках, но самое главное — скорректировать программу смены в зависимости от полученных результатов и получить в конце смены оценку эффективности совместной деятельности детей и взрослых.

Какой должна быть анкета? Она включает в себя некий набор вопросов (не более 20), сформулированных взрослыми и связанных между собой, её объём зависит от тех задач, которые вы хотите решить в ходе проведения исследования. Анкету надо построить так, чтобы она была понятной всем. Вопросы не должны быть сложными — ведь большинство детей впервые будут отвечать на вопросы анкеты, а значит, нужно доходчиво объяснить им, как правильно это сделать. Кроме того, на её заполнение обычно отводится не более 20 минут.

Лучше всего проводить анкетирование в два этапа: входящий опрос детей перед тем, как они заедут на смену или даже непосредственно во время поездки в детский центр на автобусе, поезде или самолёте, и исходящий опрос — в предпоследний день смены.

Входящий опрос (см. приложение 1) может включать в себя социально-демографические характеристика ребёнка — пол и возраст — данные, которые дадут исследователю возможность понять гендерные особенности восприятия и поведения подростков. Полезным может быть информация о семье (полная/неполная). Следует также выяснить, участвует ли ребёнок в деятельности детского общественного объединения или организации, таким образом мы можем выявить социально активных подростков, которые могли бы стать помощниками вожатых при организации различных мероприятий.

Руководству лагеря и вожатым прежде всего важно знать о мотивации ребёнка: отдых от учёбы, возможность самостоятельной жизни, знакомство с новыми людьми, а также желание получить новые знания, навыки и умения, проявить

себя. Проанализировав эти данные, можно сделать предположения об активном/ пассивном участии детей в различных мероприятиях, а также попытаться найти пути стимуляции детей для участия в лагерной жизни. Так например, при анкетировании выяснилось, что лишь треть опрошенных хотела бы принять участие в социально значимых делах, главный настрой детей — на отдых от учёбы и общение. А значит, требуется целенаправленная информационная работа, непростой подготовительный период, чтобы увлечь ребят какими-то социальными акциями (помощь ветеранам, экологический патруль и т.д.).

Для понимания тематики мероприятий, которая была бы интересна детям, организаторам смены надо выяснить направления деятельности современных общественных объединений и организаций, в которых состоят подростки. Также для более эффективного использования времени на смене исследователь может задать несколько вопросов о том, о чём участникам смены хочется узнать и чему научиться. Опрошенные нами подростки 10—15 лет отметили, что им хотелось бы узнать о детских организациях (66%), о дружбе, любви, отношениях между полами (38%), о жизни людей в нашей стране (32%), о спорте (22%) и об истории (21%), С учётом этих мнений организаторы могут скорректировать программу мероприятий, уделив особое внимание именно тем сферам и потребностям подростков, которые вызывают наибольший интерес.

На смене важно сохранять комфортный психологический климат, понимать социальное настроение ребёнка. Исследователь может сделать некоторые предположения о возможном поведении и психологическом состоянии ребёнка в первые дни поездки, узнав в анкете о том, бывал ли опрашиваемый участник смены ранее в выездных центрах, лагерях, а значит, правильно организовать адаптационный период для детей.

Вожатый — это не только один из руководителей, но и воспитатель, который выполняет различные функции, в том числе под-

держивает психологический комфорт в своём отряде. По мнению детей, вожатый должен быть общительным, творческим, справедливым и отзывчивым человеком, советчиком, помощником в решении проблем. Лишь 11% респондентов считают, что вожатый должен быть заменой родителей. Дети боятся опекающего, строгого стиля, надеются на установление дружеских отношений с вожатыми.

Для оценки прошедшей смены можно провести анкетирование второй волны (см. приложение 2) после окончания всех её мероприятий.

По результатам одного из вопросов анкеты исследователь может составить рейтинг мероприятий: самое запоминающееся, самое смешное, самое интересное и т.д. Впоследствии, проанализировав полученные данные, можно понять, почему удалось или не удалось провести то или иное мероприятие, следует ли сделать что-то традицией, от чего надо отказаться.

Мы предлагаем включить в анкету вопрос о том, что не понравилось ребёнку во время смены (от бытовых условий до конкретных мероприятий). Это может быть прямой вопрос (как в приложении) или его вариация в косвенной форме:

«Если бы тебе было предложено стать директором летнего центра, то что бы ты изменил(а) здесь в первую очередь?

• сделал(а) бы центр чище, красивее и уютнее;

• попробовал(а) бы улучшить взаимоотношения между взрослыми педагогами

и ребятами;

• улучшил(а) бы работу столовой;

• организовал(а) бы новые кружки и секции;

• попытался(ась) бы объединить и подружить всех отдыхающих детей;

• проследил(а) бы за тем, чтобы все мероприятия были интересными;

• пригласил(а) бы для работы в центр новых вожатых;

1ЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

• приобрёл(а) бы новые оборудование, мебель, приборы, технику;

• ужесточил(а) бы дисциплину;

• и что-то ещё (напиши)_

Участники смены, где мы проводили опрос, планировали рассказать своим близким о новых знакомствах (47%) и об условиях проживания в лагере (38%). Примечательно, что почти половина опрошенных мальчиков (больше чем девочки) особое значение придают бытовым условиям и запомнившимся мероприятиях. И кроме того, они обычно недовольны тем, что уделяется мало времени для спорта, игр, а также большим количеством мероприятий.

Ещё выявить оценку смены ребёнком можно, зафиксировав мнение подростка о возможной повторной поездке в детский центр. Если ребёнок согласится повторить поездку в лагерь, то корректно предположить, что ему понравился отдых, если же, напротив, не согласится, то нужно анализировать причины, по которым подростку не понравилась смена. Наш опыт показывает, что если у более 60% респондентов осталось позитивное впечатление от лагеря, т.е. они посоветовали бы своим друзьям поехать с ними в лагерь снова, то можно считать работу удовлетворительной, а вот показатели более 80% свидетельствуют о том, что программа, условия, воспитательная среда — успешные. Важно соотнести ожидания подростков в первой анкете и реальные оценки того, что им удалось сделать, узнать, совершить за время летней смены.

Надеемся, что предложенные методики будут активно использоваться вами уже этим летом, изучение общественного мнения детей и подростков будет способствовать развитию идеи защиты прав детей в обществе и семье.

Приложение 1 Пример входящей анкеты

Входящая анкета участника лагерной смены

Мы благодарим тебя за то, что ты согласился принять участие в нашем опросе. Нам очень важно знать твоё мнение!

Вначале давай познакомимся с тобой:

1. Ты:

1. Мальчик.

2. Девочка.

2. Сколько тебе лет?

1. 9-11.

2. 12-13.

3. 14-15.

4. 16 и старше.

3. Состоишь ли ты в детском общественном объединении, организации?

1. Да (перейди к вопросу 4).

2. Нет (перейди к вопросу 5).

4. Укажи название своего объединения

5. Бывал (а) ли ты в выездном центре, лагере ранее?

1. Да.

2. Нет.

6. Бывал (а) ли ты в лагере раньше?

1. Да, был (а) на смене. Напиши где

и когда_____

2. Нет, я в первый раз.

7. Как ты узнал(а), что едешь в лагерь?

1. Сказали учителя в школе.

2. Рассказали родители.

3. Сообщили в детском объединении, руководитель, вожатые.

4. Сказали в кружке, клубе, где ты занимаешься после уроков.

5. Сообщили знакомые.

6. Позвали друзья, друг, подруга.

8. О чём бы тебе хотелось узнать на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. О жизни людей в нашей стране.

2. О политике.

3. О детских организациях.

4. Об истории.

5. Об экологии.

6. О дружбе, любви, отношениях между мальчиками и девочками.

7. О современной технике.

8. О здоровье.

9. О достижениях в науке.

10. О спорте.

11. О чём ещё, напиши

9. Чему тебе хотелось бы научиться на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. Обращаться с техникой.

2. Общаться со сверстниками, взрослыми.

3. Играть на музыкальных инструментах.

4. Повысить свои спортивные навыки.

5. Научиться обращаться с оружием.

6. Рукоделию, узнать о домашнем хозяйстве.

7. Рисовать, танцевать, петь и т.д.

8. Чему ещё, напиши___

10. Ты едешь в лагерь, чтобы (выбери не более 3-х вариантов):

1. Отдохнуть от учёбы.

2. Получить новые знания, навыки, умения.

3. Побыть без родителей.

4. Познакомиться с новыми ребятами.

5. Узнать о детских общественных организациях.

6. Заняться спортом.

7. Показать себя, свои умения.

8. Делать совместные полезные для других людей дела.

11. Каким, по твоему мнению, должен быть вожатый? (выбери не более 3-х вариантов):

1. Замена родителей.

2. Друг, подруга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Красивый.

4. Справедливый.

5. Отзывчивый.

6. Строгий.

7. Общительный.

8. Творческий.

9. Много знающий и умеющий рассказывать.

10. Советчик, помощник в решении проблем.

11. Молодой, чуть постарше меня по возрасту.

12. Более старший по возрасту.

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2 Пример исходящей анкеты

Исходящая анкета участника лагерной смены

Вот и закончилась смена. Мы хотели бы, чтобы ты поделился с нами своими впечатлениями о ней. Нам очень важно знать твоё мнение!

Вначале давай познакомимся с тобой:

1. Ты:

1. Мальчик.

2. Девочка.

2. Сколько тебе лет?

1. 9-11.

2. 12-13.

3. 14-15.

4. 16 и старше.

3. Какое мероприятие тебе больше всего запомнилось?

4. О чём ты расскажешь своим родителям и друзьям, когда вернёшься домой?

1. О запомнившихся мероприятиях.

2. О бытовых условиях.

3. О новых знакомствах.

4. О полученных знаниях и навыках.

5. О чём ещё, напиши___

6. Ни о чём, мне ничего не запомнилось.

5. Что тебе НЕ понравилось на смене?

1. Распорядок дня.

2. Большое количество мероприятий, мало свободного времени.

3. Строгие вожатые.

4. Условия проживания, быт.

5. Мало интересных мероприятий.

6. Не получил новых знаний.

7. Не смог (ла) проявить своих личных качеств.

8. Хотел (а) узнать о детских организациях, но не получил такой информации.

9. Что-то ещё____

ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

6. Если тебе представилась такая возможность, ты бы поехал (а) ещё раз на смену?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

7. Посоветуешь ли ты поехать на смену своим друзьям?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

8. Самое главное, что ты смог (ла) получить на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа):

1. Отдохнуть от учёбы.

2. Получить новые знания, навыки, умения.

3. Побыть без родителей.

4. Познакомиться с новыми ребятами.

5. Узнать о детских общественных организациях.

6. Заняться спортом.

7. Показать себя, свои умения.

8. Что-то ещё, напиши__

Спасибо за участие! НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

Лагерь будущего

Раиса Пепровна Гуцалюк, доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, кандидат педагогических наук

Ольга Григорьевна Панченко, профессор, кандидат философских наук

При поддержке Министерства образования и науки РФ на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработана программа повышения квалификации «Воспитательные и оздоровительные системы современного учреждения отдыха и оздоровления детей и молодёжи», адресованная специалистам этой сферы. Специфика программы в том, что её практическая часть предусматривает разработку проектов, направленных на развитие детской одарённости, позитивной социальной и лидерской активности, владения интернет-технологиями, иностранными языками, культурой стран, здоровья. Кроме того, программа предусматривает моделирование и анализ управленческих ситуаций, описание опыта — нашего и коллег по определённым критериям. Все эти направления входят в модель «Лагерь будущего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.