ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
УДК 821.161.1.09
Е. А. Попова
РОМАН Е. Н. ЧИРИКОВА «ОТЧИЙ ДОМ»: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Актуальность темы. Роман русского писателя Е. Н. Чирикова (1864-1932) «Отчий дом» был напечатан в Белграде на русском языке, хранился в Российской государственной библиотеке. В 2011 году книга вышла в Нижнем Новгороде и только сейчас попала в центр внимания литературоведов (прежде всего российских; издание подготовила к печати доктор филологических наук М. В. Михайлова (Москва)). Произведение представляет отдельный интерес в ракурсе сопоставления с другими литературными трудами Е. Н. Чирикова.
Цель статьи. Выяснить, насколько «Отчий дом» можно считать итоговым произведением писателя, и есть ли в нем характеристики, которые отражают особенности литературных поисков Е. Н. Чирикова в эмиграции.
Научная новизна. Творчество Чирикова-эмигранта до сих пор продолжает рассматриваться только в связи с темой Гражданской войны, которая отражена в романе «Зверь из бездны» и ряде других. «Отчий дом» пока находится на периферии интереса филологов, а между тем, на наш взгляд, отражает тенденции Русского Зарубежья и, в частности, российской диаспоры в ЧСР.
Тетралогия «Отчий дом» оказалась самым крупным произведением Е. Н. Чирикова, эмигрировавшего в 1920 году, а до этого опубликовавшего семнадцать томов своих произведений. Она тематически близка «Жизни Тарханова» (1911-1924), роману, также состоящему из четырех частей. Но если «Жизнь Тарханова» писалась тринад-
цать лет, то на «Отчий дом» понадобилось чуть более двух: с 1927-го по 1929 год, - сказалась острая и постоянная необходимость в деньгах для большой семьи в связи с особыми условиями жизни в эмиграции.
Отличаются и главные герои: они из несколько другой среды. Больше эпики, шире хронотоп, зато коллизии все те же. Близок жанр, определенный самим автором как семейная хроника. При этом, так же параллельно, как и раньше, мелодраматическая линия сосуществует с социальной.
Е. Н. Чирикова, начиная с первых произведений, всегда заботил вопрос о противоречии между интеллигентом и «мужиком» (простым народом), этими «двумя крайностями», словами Чехова из рассказа «Неприятность». В «Отчем доме» писатель в очередной раз, но уже на более обширном материале решил показать, как непреодолимо было противоречие между двумя социальными классами, и что именно это привело к трагическим событиям в России. Современный литературовед С. Р. Федякин заметил, что «литература эмиграции - это не только продолжение русской литературы рубежа веков, но и в некотором смысле "ответ" своему дореволюционному прошлому» [6, с. 8]. Эти слова были созвучны творческим задачам Е. Н. Чирикова, который в эмиграции перестраивает свои идейно-художественные принципы.
Себя писатель считал знатоком «народной темы», которую начал изучать в годы ссыльной жизни, с конца 1880-х годов. За этот опыт он благодарит в мемуарах царскую власть: «Я оптимист и склонен думать, что, творя злое дело преследования без особенных оснований, начальство помимо своей воли, помогло мне изучать и свой народ, и свою родину не из прекрасного теоретического далека, а путем личных и непосредственных переживаний» [10, с. 348]. В автобиографических заметках, собранных в книге «Русская литература ХХ века (1890-1910)» (М., 1913), Е. Н. Чириков признавался: «Герои мои разнообразны: дети, студенты, интеллигенты в кавычках, чиновники, попы, мужики, гимназисты и гимназистки, барыни, бабы, солдаты» [5].
Собственно, начало «Отчего дома» и разворачивается в годы первых публикаций самого автора (1887), его бурного студенчества и, как следствие, тюрьмы и ссылки. Это период формирования Е. Н. Чирико-ва, как типичного революционно-демократического писателя.
Оканчивается четвертая часть «Отчего дома» (у автора - «книга») в преддверии первой русской революции (примерно 1901-м годом). Судя по довольно открытой концовке, писатель рассчитывал заполнить все страницы летописи своего «отчего дома». В мемуарах он подчеркивал, что Первая русская революция раз и навсегда определила будущее России на пути стихийных преобразований: «Я почувствовал, что революция 1905 года и все сопутствующие ей события как бы переломили мою жизнь пополам» [5, с. 372]. Недаром герои серии его фельетонов «Умные разговоры» («Юг России», 1920, 3-26 июня) противопоставляли два понятия - революция и эволюция, запоздало отдавая предпочтение последнему. Стихия, выпущенная в 1905 году, наверняка разрушила бы чи-риковский «отчий дом»; такова могла быть финальная часть романа.
Однако работа над произведением вычерпала Е. Н. Чирикова (по его же признанию) и продолжения не последовало. Как отмечает внук писателя - Е. Е. Чириков, собиратель материалов о нем и хранитель его эпистолярного наследия, «Отчий дом» потребовал от автора больших физических затрат. В статье, опубликованной в современном пражском журнале «Русское слово», он цитирует письма деда: «Кончил „Отчий Дом" и устал: ведь пять книг откатал (4 части вышли в пяти томах. - Е. П.)! Кажется, что уже больше ничего не сочиню, выдохся! Итог. А впрочем, кто знает меру и вес творческой энергии» [7]. Перекликается с этим письмом другое, датированное январем 1931 года: «На очереди в Белградском издательстве книга моих повестей, последних, „Вечерний Звон"... Пора уж кончать писательство... У меня вся жизнь моя выложена в книгах. Настоящее как-то отскакивает, будущего нет, а прошлое исчерпано... » (там же).
Название романа традиционно для поэтики Е. Н. Чирикова в силу двойной номинации словосочетания «отчий дом». Прежде всего, оно соотносится с образом Родины, что и поясняется в одном из лирических отступлений писателя. Использование сочетания «отчий дом» в этом значении встречаем задолго до создания романа. В 1921 году в статье «Русская культура» Е. Н. Чириков писал: «Ныне русская культура - в изгнании. Она потеряла свой «отчий дом» и растеклась по всем странам света. Большой русский национальный художник И. Я. Билибин спасается в Египте от фараонов пролетарской культуры и расписывает греческую церковь!..» («Венков», 23 окт., с. 3).
В рассказе «Мстители» (1928) Е. Н. Чириков так описывал творческую задачу интеллигенции своего времени: «Теперь, когда мы потеряли свой «отчий дом», свою родину, нам так хочется передать детям все обломки и черепки, в которых вещественно, хотя по капелькам, запечатлелось наше родное, русское...» [9, с. 250].
Сопоставление «отчего дома» с Родиной сближает заголовок романа-хроники с повестью И. А. Бунина «Деревня» (1909). (Он, как известно, в своем произведении соотнес его название с концептом Россия.) Буквальный «отчий дом» героев чириковского романа тоже находится в деревне - Некудышевке. И здесь есть ономастическая параллель (негативно-оценочная семантика) с бунинской повестью, основные действия которой происходят в деревне Дурновка. На этом схожесть двух произведений заканчивается. Герои «Деревни» как бы обречены на тотальную глупость, невежество, жестокость (судьбы Тихона Красова, Молодой).
В романе Е. Н. Чирикова представлена модель выживания «отчего дома», то есть деревни, с помощью возвращения к монархически-патриархальному устою. В одном из фрагментов, в самом начале романа, представлена (пусть утопическая) возможность единения с интеллигенцией. Эпизодический персонаж, будущий священник Елев-ферий, доказывает местному собранию интеллигенции теорию обретения «Царствия Божьего» на земле «народным путем», через «Божью революцию»: «Я в чем не согласен со Львом Толстым: конечно, царствие Божие в нашей душе сперва должно водвориться, но этому делу помочь надо...» [8, т. 1, с. 63].
Но помочь некому, - констатирует писатель. Пассивность, праздность и пустое «умствование» интеллигенции, - вот черты, которые в «Отчем доме» жестко высмеивает писатель: «Беда в том, что интеллигенция с путей сбилась, вразброд идет. Народ под благовест, а интеллигенция под музыку бесовскую» (там же). Сословные привилегии и так называемый умственный труд (в противовес физическому), как демонстрирует автор, разлагают человека, формируют «мораль господ» (чириковский словарь), которая оправдывает неравенство. Е. Н. Чириков не раз подчеркивал некую искусственность категории (класса, образования, прослойки) «интеллигенция», главное проявление которой «умствование» (буквальный перевод с латыни).
Автор «Отчего дома» с иронией описывает идеи Павла Кудыше-ва, направленные на сближение с жителями Некудышевки. Либерально-революционные беседы, как правило, ведутся во время пышных застолий и званых обедов, которые контрастируют с нищенской жизнью крестьян.
«- И днем и ночью у них праздник! Вроде как всегда свадьба!
- А что им делать-то? Целый день жрут да пьют, а надоест - на музыке играют» [8, т. 1, с. 70].
Народ - главный критик интеллигентов. Ему вторит хозяйка Некудышевки Анна Михайловна Кудышева, последняя настоящая хранительница «отчего дома».
Концепт ДОМ/РОДИНА, как отмечает О. В. Резник, в целом актуален для языковой картины мира, но к тому же «в автобиографической прозе эмиграции он имеет структурообразующий характер» [4, с. 35].
В то же время, по замечанию московской исследовательницы творчества Е. Н. Чирикова А. В. Назаровой, заявленный жанр в «Отчем доме» не имеет характерных для него признаков: «Традиционно в семейной хронике изображается «бытовое течение жизни» нескольких поколений дворянского рода в их взаимоотношениях с крестьянством. <...> История же рода Кудышевых становится для Чирикова лишь «отправной точкой» на пути создания обширного исторического полотна» [3]. По мнению Назаровой, писатель «создает новую жанровую форму - хронику общественно-политической жизни и умонастроений русского общества» (там же).
Помимо метафорической номинации «отчий дом» содержит и прямую. В писательской лексике Е. Н. Чирикова это словосочетание и смежное «блудный сын» (одноименный рассказ, 1899 г.) прочно заняли свое место еще до эмиграции. Причина понятна: тема изгнания связана со статусом ссыльного гражданина. Также пафосно и с аллюзией на «Бытие» - «Изгнание» - названа одна из частей тетралогии «Жизнь Тарханова» (ч. 2, 1913), которая повествует о первой ссылке Е. Н. Чирикова.
Приверженность к устойчивым выражениям, частой цитации обусловлены авторским газетно-публицистическим стилем. В этом же ряду - использование библеизмов, которые в произведениях Е. Н.
Чирикова не только способствуют большей выразительности и художественности, но упрощают (в силу образности) рецепцию идей неискушенным читателем из народной среды, целевой аудитории писателя. Свою творческую манеру Е. Н. Чириков наработал в бытность фельетонистом региональной волжской прессы («Астраханский листок», «Волжский вестник», «Самарский вестник») в 1890-1900-е годы. Автор академической статьи (1954) о творчестве Е. Н. Чирикова, С. В. Касторский, писал: «Газетная работа писателя, его фельетоны имели решающее значение для всего дальнейшего его творчества. В фельетонах определились основные черты творческого метода Чирикова: умение выхватывать яркие факты из злободневной текущей жизни и описывать их без достаточного углубления в сущность явления, заменяя сентенциями художественные обобщения» [2, с. 582].
Но в «Отчем доме» писатель пошел дальше. Фабула романа представлена драматической историей нескольких поколений дворянской семьи Кудышевых и медленным разорением их родового поместья Некудышевки. Семейные отношения - любимая тема, которой Чириков посвятил более 40 лет сочинительства (четвертая часть «Жизни Тарханова», написанная в эмиграции, так и названа - «Семья» (1924)). Вдохновение он черпал в своих домочадцах, о чем свидетельствует обширная переписка с детьми, женой и ее матерью, Анной Михайловной Григорьевой, «бабушкой». Их образы узнаваемы в романных персонажах автора.
Но если в тетралогии «Жизнь Тарханова» и в ее заключительной части «Семья» главный герой, остепенившийся литератор Геннадий Тарханов, легко проецируется на писателя обстоятельствами описываемой жизни и схожестью профессиональных интересов, то в «Отчем доме» перед нами семья бывших князей Кудышевых (Чириков из безземельных дворян). Правда, титул ими утрачен, о чем в анекдотической форме без устали рассказывает один из главных героев, Павел Кудышев; имение дохода не приносит. В этом положении лишь отдаленно звучит намек на семейную драму родителей Е. Н. Чирико-ва. Сведения об этом скупы, но известно, что мать воспитывала пятерых детей сама (будущий писатель был вторым), в крайне стесненных материальных обстоятельствах. Зимой студент Чириков ходил в одеяле и летнем пальто, первый гонорар за рассказ «Рыжий» (1887)
стал настоящей финансовой сенсацией для семьи. Как свидетельствует автор вступительной статьи к роману «Зверь из бездны» (2000) М. В. Михайлова, отец Е. Н. Чирикова - становой, помощник исправника, оставил семью, когда Евгений учился в седьмом классе. У самого писателя нежные воспоминания о родителе: «У отца я был любимым сыном и много и часто разъезжал с ним по деревням и селам «по делам службы»» [5].
Причину распада родительской семьи Е. Н. Чирикова никто не называет, и в его произведениях она нигде не прослеживается. Его герои, жены и мужья, невзирая на запутанность отношений и рутину совместной жизни друг друга не бросают. Тема «развода» отсутствует и в «Отчем доме». Мелкие измены являются моментом испытания брачных уз, но не поводом для их разрыва. Но это вторичный план повествования, на первом месте - взаимоотношения разных слоев общества, которые на этот раз не ограничивается парой «народ/интеллигенция», а включают анализ политического разъединения последней. Интеллигентскую линию представляют три брата Кудышевых.
Система персонажей в романе выстроена с характерной для творческой манеры Е. Н. Чирикова ярко выраженной полюсностью. В данном случае, крайних точек даже три - по числу политических характеристик героев, трех братьев. Здесь, на наш взгляд, угадывается фольклорный мотив («было у отца три сына») и аллюзия на «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Всех трех братьев Кудышевых Е. Н. Чириков наделяет характерами, которые проявляются в разнородных политических взглядах. В отличие от Ф. М. Достоевского автор «Отчего дома» не углубляясь в психологизм, раскрывая только этот аспект внутренней жизни героев.
Старший брат - Павел Кудышев. К моменту повествования - семьянин, либерал-общественник, уже далекий от идейных исканий и бунтов студенческой молодости. Младший брат, Григорий Кудышев, - толстовец (и почти Алеша Карамазов), затем сектант; вслед за духовным учителем ищет Царствие Божие внутри себя. Еще одно, радикальное, направление представляет средний брат Дмитрий, участник «Народной воли». Подобное идеологическое расслоение героев уже было представлено в «Семье», но вместо народовольцев антиподом либеральных демократов выступали марксисты (в соответствии с историзмом, так как описывалось более позднее время - 1909-1910 гг.).
Все три брата к началу романа живут вне родительского дома в Никудышевки. По ходу повествования появляются там на короткий промежуток времени, чтобы вскоре покинуть его и жить, как Григорий - по соседству, на отрубе, или как Павел, в Алатыре или Архангельске. Дмитрий уже после каторги будет фигурировать на страницах романа, но в родной вотчине так и не окажется. Волей автора он изолирован от никудышевского «отчего дома». Слишком далеки его радикальные взгляды и поступки от национальной идеи в интерпретации автора.
Историями своих героев Е. Н. Чириков доказывает, что крайние позиции идеологов любого толка - абсурдны, а порой преступны. Писатель вел эту мысль, начиная с критики народничества в повести «Инвалиды» (1897), где главный герой интеллигент Крюков умирает в нищете и непонимании окружающих, но с мечтами о мужицком счастье.
Политические споры непримиримых сторон звучат во всех частях «Жизни Тарханова». Как результат, - особо радикально настроенные герои, которым обязательно сопутствует неустойчивая психика, убивают себя не в силах справиться с раздвоением жизни. Абсолютизация ее политической грани приводит человека в мир иллюзий, умозрительных идей. При столкновении с реальностью жертва (жертвы) иллюзий гибнут. Для подтверждения этой модели Чириков расширяет состав героев с разными партийными и философскими взглядами.
Замечательно, что последователи Л. Н. Толстого (Григорий Куды-шев и его окружение) впервые появляются только в «Отчем доме». К «непротивленческим» идеям старшего собрата по ремеслу Е. Н. Чириков всегда относился крайне скептически, называл «добрым барином», о чем однажды, в 1905 году, ему написал [1, с. 63-64]. Чириков доказывал, что все идеологические апологеты причастны к разрушению «отчего дома», который, как имение Никудышевка, по их же вине из-за увлечения идеями, а не делом, остался без хозяина. Здесь «хозяин» контаминируется с царем, без которого в результате гибнет Россия. На склоне жизни Чириков-революционер, проживший двадцать лет в ссылках, приходит к такому нелогичному для своего политического прошлого, но оправданного жизнью в эмиграции выводу.
Список использованных источников
1. Бобырь, А. В. Полифония филологии: Статьи разных лет [Текст] / Бобырь А. В. - Нежин: Аспект-Полиграф, 2005. - 232 с.
2. Касторский, С. В. Гусев-Оренбургский, Елеонский, Чириков, Скиталец, Муйжель, Телешов, Сергеев-Ценский [Текст] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. X. Литература 1890-1917 годов. - 1954. - С. 574-606.
3. Назарова, А. В. Жанровая природа романа Е. Н. Чирикова «Отчий дом» [Электронный ресурс] // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (www.lomonosov-msu.ru). - М.: МАКС Пресс, 2009.
4. Резник, О. В. Великий раскол: взгляд с того берега [Текст]: Автобиографическая проза первой волны русской эмиграции: [монография] / Резник, О. В. - Симферополь: Доля, 2010. - 336 с.
5. Русская литература ХХ века (1890-1910) [Электронный ресурс] / Под ред. проф. С. А. Венгерова. В 2-х кн. Москва: Издательский дом «XXI век - Согласие», 2000. Кн. 1. С. 440-448. - Режим доступа: http:/ /az.lib.ru/c/chirikow_e_n/text_0030.shtml.
6. Федякин, С. Р. Кризис художественного сознания и его отражение в критике русского зарубежья [Текст] // Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20-30-х годов: Сб. науч. ст. / ИНИОН РАН; Центр гуманит. научт-информ. исслед. Отдел литературоведения; Редкол.: Петрова Т. Г. (отв. ред.) и др. - М., 2005.- С. 8-33.
7. Чириков, Е. Е. Евгений Чириков. Persona grata [Электронный ресурс] // Русское слово: Издание русской диаспоры. - 2008. - № 9. -Режим доступа: http://www.ruslo.cz/articles/354.
8. Чириков, Е. Н. Отчий дом: семейная хроника. [Текст] / Чириков Е. Н. В 4 т. - Белград, 1928-1930.
9. Чириков, Е. Н. Красный паяц (Повести страшных лет) [Текст] / Е. Н. Чириков. - Берлин: Медный всадник, 1928. - 260 с.
10. Чириков, Е. Н. На путях жизни и творчества. Отрывки воспоминаний [Текст] // Лица: Биографический альманах. 3. - М.; Спб.: Феникс; Atheneum, 1993. - С. 281-418.