ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Роли и модели взаимодействия с властью политической оппозиции в современных западных демократиях Манцуров С. О.
Манцуров Степан Олегович /Мапсигоу Б1врап Olegovich - аспирант, кафедра политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье проведен анализ института политической оппозиции в современных западных демократиях. Автор выявляет социально-политические роли оппозиции и модели ее взаимодействия с властью.
Ключевые слова: политическая система, власть, политическая оппозиция, социально-политические роли, модели взаимодействия.
Представляя собой естественный, необходимый и полноправный политический институт, политическая оппозиция является одним из инструментов цивилизованного разрешения противоречий между интересами больших социальных групп, представленных политическими партиями и движениями. В данных обстоятельствах одной из основных функций оппозиции является предложение находящемуся у власти большинству политических альтернатив посредством вынесения на общественное рассмотрение иных вариантов политических решений.
Американский политолог Д. А. Растоу, акцентируя внимание на особом значении оппозиции в современном обществе, подчеркивал, что доверие к государственным институтам будет расти особенно быстро, если в первые же десятилетия существования нового режима в управлении государственными делами может принять широкий спектр политических течений - либо путем объединения в различного рода коалиции, либо поочередно сменяясь в роли правительства и оппозиции [3, с. 669].
В целом оппозиционная политическая деятельность содержит значительный потенциал, который при определенных условиях может быть реализован в интересах общества и государства [1, с. 40]. Слагаемые компоненты этого потенциала - социально-политические роли оппозиционных сил, к которым исследователи относят [4, с. 108]:
1) сигнально-информационная роль, оппозиция артикулирует интересы социальных групп, которые не находят отражения в деятельности власти, что предоставляет возможность выразить взгляды и позиции определенной части населения, донести эти взгляды и позиции до субъектов господствующей государственной власти;
2) организация критики властных институтов, давление на политическую власть с целью принятия более соответствующих общему благу решений. Критическая деятельность, рассматриваемая как форма социального отрицания, способствует преобразованию и стабилизации по отношению к своему объекту, является способом саморегулирования, саморазвития социальной системы;
3) контрольная роль, реализуемая посредством осуществления общественно-политического контроля за властью как системы наблюдений и правил ее деятельности в контексте достижения общего блага в соответствии с провозглашенными политическими целями и ценностями, законами и принятыми решениями, а также выявление отклонений от них и требование принятия мер. Выполняя контрольную роль, оппозиция, как правило, обращает внимание на три специфических объекта: соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами правил осуществления политико-административной деятельности; соблюдение установленных требований к качеству услуг и отношений в политико-административной сфере; выполнение политиками и госслужащими определенных правил, возложенных на них законами;
4) корректировка политического курса, создание заслуживающей доверия демократической альтернативы. Оппозиция должна выступать конструктивной политической силой, не только осуществляющей критику господствующей власти, но и институтом, предлагающим альтернативные варианты политического развития общества и государства. В случае отсутствия научно обоснованных альтернатив развития со стороны политической оппозиции (стратегии социально-экономического и политического развития, законопроекты, решения по отдельным вопросам и т.п.) ее деятельность носит деструктивный характер;
5) направление существующего в обществе недовольства властью в демократические, цивилизованные формы, вместо иррациональных, разрушительных действий.
Стоит отметить, что существенное значение для оппозиционной деятельности имеет наличие в стране для этого существующих правовых основ. Правовая нерегламентированность оппозиционной политической деятельности ограничивает возможности влияния субъектов оппозиции на общественные процессы, создает многочисленные конфликтные ситуации в отношениях «власть - оппозиция», ведет к взаимным обвинениям в нарушениях норм и принципов демократии.
В современных западных государствах конституции отмежевывают оппозиции известную область, в пределах которой она может действовать свободно, даже под охраной государственных властей. Данному институту предоставлено право свободной критики правительственных мероприятий в печати, в правительственных собраниях, на народных митингах и т.д., что актуализирует значимость контрольной функции института политической оппозиции в зарубежных странах.
В опыте современных западных демократий также присутствуют механизмы, призванные преодолевать партийный монополизм на политическом рынке и ограничивать доминирование одной партии. В целом же, возможности политического меньшинства, объем прав и гарантий оппозиции зависят от установленной в конкретном государстве системы разделения функций власти и реального взаимоотношения органов и институтов этой системы.
По характеру взаимоотношений парламентского меньшинства с иными субъектами государственной власти можно выделить две основные модели оппозиционной деятельности - конфронтационная и кооперационная.
Конфронтационная модель представлена в системе властных отношений Великобритании, Ирландии, Австралии, Канады, Новой Зеландии и ряда других государств. При конфронтационной модели политическое меньшинство институционализируется в системе власти - получает доступ ко многим государственным должностям, дополнительное финансирование, постоянную возможность продвижения своих правотворческих альтернатив и другие конституционно-правовые гарантии. Это, однако, не означает, что политическая оппозиция находится буквально в конфронтации с иными общественно-политическими силам. Конфронтационная модель зиждется на исторической традиции - поддержание политической конкуренции и прав меньшинства в системе власти посредством баланса традиционно сложившихся общественно-политических сил.
Кооперационная модель воспринята скандинавскими странами, Грецией, Португалией, Испанией и др. Кооперационная модель оппозиционной деятельности не ориентирована на формально-юридическое признание политического меньшинства и его встроенность в систему власти. Здесь регулирование оппозиционной деятельности развивается по пути установления дополнительных гарантий свободы слова и организационных возможностей открытого оппонирования власти всеми, кто не согласен с государственной политикой. Вместе с тем в регламентах работы представительных учреждений могут устанавливаться конституционно-правовые гарантии деятельности парламентской оппозиции, как например, в современной Германии.
Таким образом, в современных западных демократиях по характеру взаимоотношений парламентского меньшинства с иными субъектами
государственной власти выделяют две основные модели оппозиционной деятельности - конфронтационная и кооперационная. Первая представлена в Великобритании, Ирландии, Австралии, Канады, Новой Зеландии и ряда других государств. В рамках данной модели политическое меньшинство институционализируется в системе власти. Основа данной модели строится на поддержание политической конкуренции и прав меньшинства в системе власти посредством баланса традиционно сложившихся общественно-политических сил. Второй тип сложился в скандинавских странах, Греции, Португалии, Испании и др. В рамках кооперационной модели существуют организационные возможности открытого оппонирования власти всеми, кто не согласен с государственной политикой.
Литература
1. Макаренко В. П. Теория бюрократии, политическая оппозиция и проблема легитимности. Автореф. дис ...д-ра полит. наук. СПб., 1996.
2. Манцуров С. О. Несистемная оппозиция, ее особенности и ее поддержка иностранными государствами - парадигма потенциального исследования / С. О. Манцуров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 2. С. 79-81.
3. Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели / Д. А. Растоу // Политология. Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 1999. С. 669.
4. Тимофеева Л. Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация: Монография / Л. Н. Тимофеева. М.: Изд-во РАГС, 2004. 241 с.