Научная статья на тему 'Понятие "внесистемная оппозиция" в современном политическом дискурсе'

Понятие "внесистемная оппозиция" в современном политическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1093
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / ВНЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / ТИПОЛОГИЯ ВНЕСИСТЕМНОЙ ОППОЗИЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Манцуров Степан Олегович

В статье осуществляется анализ положения термина «внесистемная оппозиция» в политическом дискурсе. Автор определяет специфику внесистемной оппозиции в современных условиях. Выявляются методологические трудности исследования понятия, а также рассматриваются основные типы внесистемной оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "внесистемная оппозиция" в современном политическом дискурсе»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Понятие «внесистемная оппозиция» в современном политическом

дискурсе Манцуров С. О.

Манцуров Степан Олегович /Мапеигоу Б1врап Olegovich - аспирант, кафедра политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье осуществляется анализ положения термина «внесистемная оппозиция» в политическом дискурсе. Автор определяет специфику внесистемной оппозиции в современных условиях. Выявляются методологические трудности исследования понятия, а также рассматриваются основные типы внесистемной оппозиции.

Ключевые слова: политическая оппозиция, внесистемная оппозиция, политический радикализм, типология внесистемной оппозиции, политическое пространство.

В западной политической науке основным критерием выделения типов политической оппозиции является «соответствие целей оппозиции основным принципам конституционного строя и как следствие формы и средства политического участия» [1, с. 37]. В соответствие с данным принципом политическая оппозиция подразделяется на два основных типа - внесистемную и системную.

Субъектами первого типа в России выступают, прежде всего, радикальные партии и организации, «характеристики сознания» которых не принимают систему социально -политических ценностей правящих групп и направление реализуемого в соответствии с ними политического курса. Вследствие чего приоритет в деятельности оппозиционных субъектов данного типа отдаётся, прежде всего, неконвенциональным формам поведения, включая участие в несанкционированных акциях «прямого действия» - митингов, демонстраций с возможным применение насильственных методов [2, с. 45].

Внесистемную оппозицию отличает жесткое противоборство с действующей властью, направленное на использование не всегда законных методов ведения политической борьбы. Именно использование подобных способов достижения поставленной цели отражается на статусе данных политических сил, который зачастую носит нелегальный или полулегальный характер. К внесистемной оппозиции относятся как левые, так и правые организации радикального или экстремистского толка, отвергающие легитимную для большинства населения систему политических ценностей [3].

В современной России основной вектор развития данных политических сил был задан принятием в 1993 году Конституции РФ и выборами в Государственную Думу. Именно тогда политическая оппозиция начинает раскалываться как по идеологическим установкам, так и по своей стратегии и тактике, что выразилось в разделении оппозиционеров на два лагеря по принципу признания/непризнания законности выборов. Оппозиционеры, отказавшиеся от участия в парламентской борьбе, перешли к стратегии непарламентской, внесистемной оппозиции. Если в 1990-х гг. неформальная оппозиция была представлена в основной своей массе малочисленными маргинальными организациями, то после 1993 года данные оппозиционные формирования стали разрастаться и привлекать всё больше новых сторонников, окончательно закрепив за собой статус - «внесистемная оппозиция».

Стоит отметить, что в настоящее время в политическом дискурсе отсутствует единый терминологический подход к трактовке «внесистемной оппозиции» [4, с. 105]. Отечественные исследователи используют различные термины и названия для обозначения данного явления. Так, В. И. Козодой определяет внесистемную оппозицию как ««лево-» и «праворадикальные» партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей, деятельность которых нацелена на дискредитацию функционирующих

институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса» [5, с. 10].

Зачастую внесистемной оппозицией называют политические образования, которые вообще не хотят иметь ничего общего с существующей властью и легальным порядком. Они считают возможным проявлять свою политическую активность в рамках «уличной демократии», провоцируя массовые беспорядки и т. п. Однако, исходя из системного подхода, существует и другое определение. По мнению И. Большакова, «системность характеризуется отношением оппозиции к политической системе в целом и ее институтам в частности. Но по этому параметру почти все оппозиционные структуры, включая представленные в парламенте, являются несистемными» [6, с. 111]. Стоит подчеркнуть, что подобное определение внесистемной оппозиции встречается значительно реже. Традиционно предпочтение отдается первому варианту.

Другой методологической сложностью при изучении внесистемной оппозиции являются типология самих оппозиционных организаций. Так, исследователь политической оппозиции В. А. Проничев выделяет три типа оппозиционных организаций в России: «системный, имеющей представительство в органах государственной власти; внесистемный, которая не входит в состав государственных органов; антисистемный, представленной радикальными движениями» [7, с. 96]. Политолог разделяет непарламентскую оппозицию на два вида: внесистемная и антисистемная, проводя черту разделения по методам действий и форме организации. В предложенной Проничевым градации под термин «внесистемная» попадают непарламентские партии («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России» и т. д.), тогда как традиционно причисляемые к внесистемной оппозиции организации подпадают под определение «антисистемной». Автор делает акцент на внешних признаках, по которым разделяются партии и движения. Их политические взгляды при разграничении не учитываются.

Необходимо отдельно отметить систему, предложенную С. А. Кислицыным и И. А. Кривчук, которые предлагают относить к внесистемной оппозиции противников действующего политического режима. Данный подход перекликается с делением, предложенным Проничевым, который выделяет «внесистемную» и «антисистемную» оппозиции с тем лишь различием, что КПРФ является парламентской партией и не может быть отнесена в этой системе к «внесистемной» оппозиции. Таким образом, градация Кислицына и Кривчук является уникальной, но малоприменимой в современных политических реалиях, так как исходя из нее, все действующие российские партии, за исключением «Единой России», относятся к внесистемной оппозиции, что спорно.

Особый исследовательский интерес представляет типология политической оппозиции, предложенная политологами Н. П. Медведевым и А. В. Борисенко. Авторы разделяют оппозицию на системную и внесистемную, последняя в свою очередь делится на три типа -«фундаменталистские коммунистические партии, ориентированные на тоталитаризм в сталинисткой или постсталинисткой его форме»; националистические организации, радикальных национал-патриотов, сторонников православного фундаментализма, монархизма либо неоязычество и левые радикальные организации [8, с. 151]. Основной акцент в данной типологии делается на внутренние особенности несистемной оппозиции.

Таким образом, внесистемную оппозицию, как политический институт, отличает противоборство с действующей властью, приоритет в деятельности которой отдаётся неконвенциональным формам поведения. К внесистемной оппозиции, как правило, относятся левые и правые организации радикального или экстремистского толка. На сегодняшний день отсутствует единый подход к интерпретации понятия «внесистемная оппозиция». Другой проблемной областью при изучении внесистемной оппозиции является типология самих оппозиционных организаций.

Литература

1. Поршаков С. А. Политическая оппозиция в странах запада (Некоторые закономерности и особенности функционирования) / С. А. Поршаков // МЭ и МО, 1998. № 3. С. 35-48.

2. Медведев Н. П. Несистемная оппозиция в политическом пространстве современной России / Н. П. Медведев, А. В. Борисенко // Научные ведомости БелГУ, 2008. № 4. С. 45-54.

3. Медведев Н. П. Несистемная оппозиция в политическом пространстве современной России // Н. П. Медведев, А. В. Борисенко. Научные ведомости. № 8 (39), 2007. Вып. 4. [Электронный ресурс]. URL: http://unid.bsu.edu.rU/upload/iblock/545/4.pdf/ (дата обращения: 07.09.2015).

4. Давыденко Д. И. Разработка проблем несистемной оппозиции в научных исследованиях российских политологов // Известия Саратовского университета, 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология. Вып. 3. С. 105-106.

5. Козодой В. И. Общественно-политическая жизнь Сибири (вторая половина 1980-х -середина 1990-х): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2009. 567 с.

6. Большаков И. Несистемная оппозиция: «терминологическая» ошибка или политическая реальность // Свободная мысль, 2011. № 3 (1622). С. 109-118.

7. Проничев В. А. Оппозиция как субъект политического процесса в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук, 2010. № 3. С. 96-98.

8. Медведев Н. П., Борисенко А. В. Несистемная оппозиция в политическом пространстве современной России // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика, 2008. № 8. 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.