POLITICAL SCIENCES
Political opposition and the possibility of their implementation warranty
Mancurov S. (Russian Federation) Политические возможности оппозиции и гарантии их реализации Манцуров С. О. (Российская Федерация)
Манцуров Степан Олегович /Mancurov Stepan - аспирант, кафедра политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье автор рассматривает существующие у политической оппозиции возможности и предоставляемые этому институту власти гарантии их реализации. Автором на основе опыта развития оппозиции в современных западных демократиях анализируются институциональные условия, необходимые для реализации политических прав оппозиции.
Abstract: the author considers the existing opportunities in the political opposition and the authorities provided by this institution guarantee their implementation. The author based on the experience of the opposition in modern Western democracies at the institutional conditions necessary for the realization of the political rights of the opposition.
Ключевые слова: власть, политическая оппозиция, властные отношения, политический режим, политический процесс.
Keywords: power, political opposition, power relations, political regime, the political process.
Существенное значение для оппозиционной деятельности имеет наличие в стране для этого существующих правовых основ. Правовая нерегламентированность оппозиционной политической деятельности ограничивает возможности влияния субъектов оппозиции на общественные процессы, создает многочисленные конфликтные ситуации в отношениях «власть - оппозиция», ведет к взаимным обвинениям в нарушениях норм и принципов демократии.
В современных государствах конституции отмежевывают оппозиции известную область, в пределах которой она может действовать свободно, даже под охраной государственных властей. Данному институту предоставлено право свободной критики правительственных мероприятий в печати, в правительственных собраниях, на народных митингах и т.д., что актуализирует значимость контрольной функции института политической оппозиции в зарубежных странах.
В данной связи, обращаясь к зарубежному опыту становления политической оппозиции, стоит отметить, что выделенную важность контрольной функции оппозиции в отношении действующей политической власти подчеркивает Парламентская Ассамблея Совета Европы, определяя ее следующим: «осуществляя надзор и критикуя работу находящегося у власти правительства, постоянно оценивая деятельность правительства и требуя от правительства отчета, оппозиция обеспечивает транспарентность государственных решений и эффективность управления государственными делами, защищая, таким образом, общественные интересы и не допуская сбоев и злоупотреблений» [1].
Бесспорно, оппозиция является эффективным механизмом правовой смены власти, так как содействует аккумуляции существующего в обществе недовольства в русло цивилизованных, легальных процедур вместо иррациональных и разрушительных протестных действий. Ограничение возможностей политического оппонирования действующей власти может привести к общественному тупику, политической и социальной нестабильности. Исследователями подчеркивается, что политический климат в современном обществе, в значительной степени зависит от наличия
конструктивного диалога власти и оппозиции, когда политическая оппозиция приобретает легитимную и институциональную форму.
В современных западных демократиях накоплен богатый опыт институционального оформления статуса политической оппозиции, формирования механизмов защиты ее прав. Формальное закрепление прав политического меньшинства при этом обеспечивают: соответствующие положения конституций или специальных законодательных актов; регламенты деятельности представительных или иных органов государственной и муниципальной власти; общеобязательные правовые прецеденты, правовые обычаи; соглашения между правительствами и организациями, представляющими оппозиционные силы; межпартийные соглашения; односторонние акты институций правящего большинства; решения международных организаций или договоренности иностранных государств относительно политической системы конкретной страны [2, с. 71].
Признание политической оппозиции на конституционном уровне не исключает возможности того, что в правовых и политических реалиях того или иного общества оно останется лишь декларативным. Но даже в таком случае оно способствует преодолению инерции негативного восприятия оппозиционной деятельности, формированию цивилизованного отношения к политическому меньшинству. Принятие специального закона об оппозиции не является необходимым для стран с развитой демократией - ее деятельность достаточно гарантирована нормами конституций, законов о политических партиях, регламентов представительных органов, а также сложившимися в практике политической жизни традициями, обычаями и обыкновениями. Таким образом, законодательство большинства современных демократических государств обеспечивает возможность легального оппонирования правящему большинству в качестве реального и наиболее общественно значимого проявления политического плюрализма [3, с. 35].
В ряде зарубежных стран оппозиция институализирована, в большинстве же из них гарантии оппозиционной деятельности реализуются косвенным путем. В отдельных государствах субъектом законодательно закрепленных прав является именно политическое меньшинство. Парламентской оппозиции, как правило, гарантируются дополнительные права. Наконец, законодательно закрепляется группа прав, принадлежащих различным субъектам политической системы, которая может быть использована также и в оппозиционной деятельности. Современные европейские государства гарантирует политической оппозиции следующие права:
- излагать публично и отстаивать свою концепцию развития общества, собственную позицию по вопросам государственной и общественной жизни;
- участвовать в обсуждении и обнародовать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого трибуну парламента, представительских органов, собрания, митинги, другие меры, государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом;
- проводить массовые мероприятия в поддержку своей политической позиции и для критики деятельности органов государственной власти;
- вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента, Парламента, Правительства, местных органов государственной исполнительной власти собственные проекты программ, нормативно-правовых актов, обязательные для рассмотрения указанными органами, а также вносить иные предложения;
- оппозиционным фракциям и группам в парламентах участвовать в осуществлении парламентского контроля, быть представленными в составе формируемых в парламентах органов и структур, а также в руководстве местных представительских органов;
- депутатский иммунитет и индемнитет наравне с представителями политического большинства;
- подавать интерпелляции правительству или отдельным министрам;
- получать информацию о деятельности Парламента, Президента, Правительства, других государственных органов и органов местного самоуправления;
- использовать в оппозиционной деятельности любые формы и методы, не запрещенные законодательством [3, с. 38].
Таким образом, формы участия политической оппозиции в электоральном процессе зависят как от объективных, так и субъективных факторов и условий, присущих тому или иному государству. К числу объективных факторов стоит отнести социокультурный контекст, особенности политического сознания страны, традиций общества, в котором функционирует оппозиция, расстановку различных сил и характер конкуренции, форму правления и характер сложившегося политического режима, включая особенности институционализации участия в процессах планирования и принятия решений, а также от конкретной сложившейся ситуации.
Литература
1. Резолюция ПАСЕ 1601 «Процедурные рекомендации относительно прав и обязанностей оппозиции в демократическом парламенте» (2008). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.hri.ru/docs/?content=doc&id=456.
2. Немкевич И. В. Зарубежный опыт законодательного закрепления прав политического меньшинства // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, 2014. № 5 (86). С. 71-72.
3. Васильева С. В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции / С. В. Васильева. М.: Изд-во Институт права и публичной политики, 2010.
4. Гаврилов Г. А. Феномен политической оппозиции: теоретический аспект / Г. А. Гаврилов // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН, 2002. № 3. С. 217-228.
How low energy prices affected on the European economy Iusupova G. (Russian Federation) Как низкие цены на энергетику повлияли на Европейскую экономику Юсупова Г. Р. (Российская Федерация)
Юсупова Гульнара Рафиковна /Iusupova Gulnara - магистр международных отношений, кафедра международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Abstract: the article analyzes the causes of decline in energy prices in 2014, as well as the impact of this situation on the European Union economy.
Аннотация: в статье анализируются причины снижения цен на энергетику в 2014 году, а также влияние этой ситуации на экономику Европейского союза.
Keywords: energy, EU, European Union, policy, economy, analysis.
Ключевые слова: энергетика, ЕС, Европейский союз, политика, экономика, анализ.
The international natural gas market is suffering from low prices since 2014 and it is important to see how it affected the world market and the situation in Europe. First, I will give an analysis of oil and gas prices and their impact on gas supply and demand. After that, I will try to see how the situation in Europe is and how we could overcome the political and economic pressure, what are our sources of gas deliver and the competitiveness of LNG on European market.
The 2008 Financial crisis highly affected the demand of natural gas and oil that lead to crush in prices. What concerns natural gas, we have to separate regional reference prices that are linked to oil product prices and prices that depend on supply and demand. For instance, the Fukushima disaster lead to increased demand of LNG and the prices reached the maximum in March 2013.