УДК 339.13.012 Тарасова Ольга Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета [email protected]
РОЛЕВОЕ СООТНОШЕНИЕ ПОДСИСТЕМ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Tarasova Olga Yurievna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Industrial and Regional Management Department, Kuban State Technological University [email protected]
ROLE-BASED RATIO OF SUBSYSTEMS OF THE MAIN PRODUCTION AND INFRASTRUCTURAL SUPPORT IN THE PRODUCTION PROCESS
Аннотация:
Данная статья посвящена специализации различных видов деятельности, происходящих внутри той или иной хозяйственной структуры, и различающихся структур на территории одного района или области. Каждая подсистема основного производства и инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей играет немаловажную роль в отдельности, но их эффективность значительно возрастает в комплексе. Данная проблематика имеет многогранный характер.
Ключевые слова:
основное производство, воспроизводственный процесс, соотношение подсистем, инфраструктурное обеспечение, хозяйственные структуры, комплекс производства, товаропроизводители.
Summary:
The article deals with specialization of various activities types within one or another industrial structure and different structures at the territory of a district or a region. Each subsystem of the basic production and infrastructural support of agricultural commodity producers is relevant, but as a complex their efficiency grows considerably. The subject matter under consideration is of a many-sided nature.
Keywords:
primary production, reproduction process, the ratio of subsystems, infrastructural support, business structure, a complex of production, the producers.
Одна из основных объективных причин глобализации экономики - это все нарастающее увеличение масштабов, степени связности и взаимообусловленности производительных сил человеческого общества.
Это происходит, с одной стороны, под влиянием научно-технического прогресса, а с другой - в результате глубокой специализации общественного и, главным образом, международного разделения труда. Он рассматривает инфраструктурные системы как продукт современной сервисной экономики.
Специализация различных видов деятельности происходит не только внутри той или иной хозяйственной структуры, но и различных структур на территории одного района или области.
Каждая подсистема основного производства и инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей играет немаловажную роль в отдельности, но их эффективность значительно возрастает в комплексе.
На характер специализации производства продукции и услуг влияет множество разнонаправленных факторов, к числу которых относят:
- природно-климатические условия, предопределяющие ориентацию на производство специфических видов продукции, что особенно характерно для сельского хозяйства;
- месторасположение топливно-сырьевых и энергетических ресурсов;
- социально-экономические и политические причины, влияющие на стоимость рабочей силы, уровень транзакционных издержек производства и уровень его стабильности в зависимости от риска, степени управляемости и «прозрачности» деятельности (доли неформальной структуры);
- местоположение региона в геополитическом пространстве, влияющие на характер посредничества в торговле и специализацию в сфере транспортно-экспедиционных и таможенных услуг.
Разобщение процессов общественного производства проявляется во все большем удалении его, а также сырья, промежуточного или конечного продукта от их непосредственных потребителей и отражается в последовательном из года в год увеличении средней дальности перевозок.
Разобщение общественного производства по времени - это в значительной степени производная от влияния транспортного фактора, поскольку она требует опережения выпуска промежуточного или конечного продукта для своевременной доставки его потребителям.
Кроме того, большое значение приобретает сезонный фактор производства, доставки и потребления продукции.
Например, сахарную и кормовую свеклу выращивают сельскохозяйственные предприятия, с учетом природно-климатических условий, только в весенне-летние месяцы, а ее потребление перерабатывающей промышленностью и животноводческими комплексами соответственно осуществляется круглый год.
Энергию и теплоту ТЭЦ и ГРЭС производят в течение года, а их потребление в агропромышленном комплексе существенно увеличивается в зимнее время, а так же в периоды посевной и уборочной компании.
И, наконец, несовпадение мощностей, ритмов и режимов потоков кооперированной продукции имеют под собой также объективную основу.
Специализированные предприятия, особенно сырьевых и материальных отраслей, стремясь снизить в условиях рыночной конкуренции издержки производства, заинтересованы в постоянном увеличении заказного количества изготавливаемой продукции сравнительно небольшой номенклатуры (ассортимента.)
Возникает объективная необходимость синхронизации материальных потоков производства и потребления их по месту, времени и количеству поставок. Эту задачу призван решить специфический вид общественно необходимой деятельности, представленной институтами инфраструктуры.
Увеличение масштабов производства, усложнение межотраслевых и межрегиональных связей обусловливают повышение значения отраслей и сфер деятельности, которые обеспечивают нормальный обмен средств и предметов труда, энергии и информации в народнохозяйственном организме, создающих необходимые условия бесперебойной работы всего общественного производства.
Эффективность экономики в значительной степени зависит от состояния отраслей инфраструктуры. В широком смысле слова под инфраструктурой подразумевается совокупность отраслей экономики, от которых зависит уровень активной производственной деятельности в стране. Это, прежде всего, отрасли сферы обращения: торговля, транспорт, связь, энергетика, ирригация и др. Отрасли основного производства составляют «каркас» экономики, а инфраструктура рассматривается как «система коммуникаций (сосудов)».
Вместе с тем, до сих пор, среди отечественных и зарубежных экономистов нет единства в трактовке терминов «инфраструктура», «производственная инфраструктура», «социальная инфраструктура», «природоохранная инфраструктура», «инфраструктура рынка». Многочисленные способы классификации и различные определения инфраструктуры связаны с различной приоритетностью положенных в ее основу важнейших признаков для экономистов разных профилей и контрагентов поставки.
Представляется наиболее приемлемой для дальнейшего исследования ряда научнопрактических направлений развития отечественной экономики классификация, предложенная на рисунке 1.
Любая, сколько-нибудь развитая общественная система, ставит перед собой несколько долговременных глобальных целей, связанных с обеспечением ее жизнеспособности. Все виды деятельности, в том числе и подавляющая часть материального производства, носит утилитарный характер, то есть в той или иной степени обслуживают либо обеспечивают главные (конечные) цели системы. Это объясняется тем, что основная часть ВВП - промежуточные продукты, предназначенные для дальнейшей переработки.
Все виды общественно - необходимой деятельности осуществляются в виде разнообразных утилитарных и конечных услуг. Особенность инфраструктурных услуг заключается в следующем:
- они не отвечают определяющим материально-вещественным признакам материального производства;
- выступают в качестве необходимого условия для нормального осуществления какой-то другой деятельности, без которого последняя или вообще не возможна или недостаточно эффективна;
- совпадение по содержанию и времени процесса сервисного обслуживания и потребления оказываемой услуги;
- для этой категории услуг всегда имеется объект обслуживания;
- главный критерий качества и эффективности инфраструктурных услуг, то есть общественной полезности, - характер и степень их позитивного воздействия на обслуживающий объект;
- невозможность физического накопления инфраструктурных, равно как и любых других услуг.
Легальная общественная
' деятельность '
Материальное производство Услуговая деятельность
(реальный сектор экономики) (все виды услуг)
Производство Конечные услуги Деятельность
продукции Производство Утилитарные (имеющие госорганов, СМИ,
производственно- предметов услуги абсолютную общественных
технического потребления населению ценность и организации
назначения самоцель)
Инфраструктура общественного производства
Социально-инфраструктурная деятельность (инфраструктурные услуги)
Производственная инфраструктура
(МТО производственных структур), сбыт, дистрибьюция, оптовая торговля средствами производства, торгово- и посредническая деятельность, все виды грузового транспорта, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и, информационные системы и др.
УСЛУГИ всех видов
Ресурсоемкие технологии
Объемы, качество, эффективность и стоимость инфраструктурных и конечных услуг адекватны произведенным на них материальным и трудовым затратам
Нересурсоемкие услуги
Качество, эффективность и стоимость услуг неадекватны произведенным на них затратам и объемам этих услуг
Рисунок 1 - Состав и назначение инфраструктурной деятельности
Поскольку материальное производство считалось не только основным источником материальных благ, но и в значительной степени материализованного национального богатства, то одновременно служило базой для возвышения потребностей общества; общественный труд в этой сфере считался наиболее производительным, создающим экономический потенциал в виде средств, объектов и предметов труда и накапливающий их в виде необходимых производственных и товарных запасов. Поэтому и все отрасли производственной инфраструктуры, обслуживающие материальное производство и повышающие его эффективность, также относятся к производительной деятельности.
И хотя по своему содержанию работа, например пассажирского транспорта, энергетических систем, предприятий торговли, примерно одинакова (не зависимо от того, каких пассажиров и социальные группы они обслуживают), соотношение производительных и непроизводительных объектов обслуживания позволяет судить о функциональной направленности самих инфраструктурных услуг.
По составу обеспечения любой общественной деятельности какими-либо необходимыми компонентами, инфраструктурные услуги делятся:
- на производственно-материальные;
- на природоохранные;
- на социально-бытовые.
Производственная инфраструктура обеспечивает общественное производство и непроизводственную сферу всеми необходимыми материальными ресурсами в виде продукции производственно-технического назначения или средств труда (орудия труда, объектов и предметов труда). Там, где последние предназначены для общественного и прежде всего материального производства, они становятся средствами производства.
И, наконец, все услуги независимо от их характера можно разделить на ресурсоемкие и нересурсоемкие. Главная особенность услуг, называемых «материальные», «материалоемкие», «энергоемкие», это достаточно явная и тесная зависимость их объема, качества и эффективности, а в конечном счете, и стоимости от произведенных материальных (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, амортизационные и условно-постоянные затраты) и трудовых ресурсов. К нересурсоемким услугам («услугам малой энергии») относят услуги, качество, эффективность, а, следовательно, и конечная стоимость (цена) которых слабо коррелирует с их объемами и произведенными ресурсными затратами.
В большинстве случаев ресурсоемкие услуги распространяются на производственноматериальную инфраструктуру. Они составляют значительную часть деятельности производственно-материальной инфраструктуры, в меньшей степени часть материального производства (главным образом в виде сервиса, то есть производственных услуг).
Однако при анализе нетрудно заметить различие в инфраструктурных услугах этой сферы, обусловленное различием структурно-функциональной и обеспечивающей ее частей.
Структурно-функциональную часть составляет деятельность подразделений материальнотехнического обеспечения и сбыта первичных хозяйственных систем-производителей (контрагентов поставок) и различных торгово-посреднических структур для материального производства.
Именно эта деятельность определяет всю систему хозяйственных связей и товародвижения: состав, направление, режимы материальных потоков, которые являются результатом взаимодействия элементов производительных сил и потребительской способности общества, то есть управления ими. Вместе с тем анализ этих потоков показывает, что материалодвижение и товародвижение представляют собой определенный набор (совокупность) комплексных или «результирующих» услуг перечисленных структур, начиная с чисто управленческих посреднических, информационных и консультационных услуг и кончая ресурсоемкими услугами по погрузке, выгрузке, транспортировке, сортировке, хранению, комплектации, затариванию, перевалке, маркировке.
Как правило, деятельность этих специализированных предприятий целиком ориентируется на содержательные программы поставок в соответствии с хозяйственными связями между контрагентами поставок и посредниками. Так, планы (программы) перевозок железных дорог, авиакомпаний, пароходств, автотранспортных предприятий и др. могут быть сформированы только по заказам контрагентов поставки, основанных на их взаимных договорах и контрактах.
Именно поэтому деятельность этих хозяйственных систем относится к обеспечивающей части инфраструктуры, которая в значительной степени индифферентна по отношению к содержательному характеру деятельности заказчиков, и направлена только на достаточно полное, точное и своевременное, исполнение заказов.
Такого рода комплексные услуги, выражающие результаты взаимодействия множества хозяйственных систем и их посредников, можно обобщить как результирующие по поставке продукции производственно-технического назначения и предметов потребления в виде их обращения.