Научная статья на тему 'Базовая и инновационная логистика'

Базовая и инновационная логистика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проценко И.О.

Усилиями отдельных, причем обособленных структур весьма мозаичной рыночной экономики чрезвычайно трудно осуществлять сквозную аналитикооптимизационную организацию материальных потоков в рамках всей логистической цепи и тем более логистической сети. Следовательно, существуют базовые предпосылки, которые отражают правомерность формулирования и применения второго определения логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовая и инновационная логистика»

в нужное место,

в нужное время..

базовая и инновационная логистика

Усилиями отдельных, причем обособленных Окончание.

структур весьма мозаичной рыночной Начало в № 9/2004

экономикиО чрезвычайно трудно _

осуществлять сквозную аналитико-

оптимизационную организацию _

материальных потоков в рамках всей

логистической цепи и тем более _

логистической сети. Следовательно, _

существуют базовые предпосылки, которые

отражают правомерность формулирования _

и применения второго определения _

логистики_

Логистика - это совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной (оптимальной) организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных (скрытых) резервов управления. Назовем ее условно инновационной логистикой.

В эволюционно отлаженной рыночной экономике, как показал опыт развитых стран, оба вида логистики органически дополняют и обогащают друг друга. Внутринациональные и межнациональные системы поставок, которые по сумме составляющих их процессов ориентированы на клиентов, т.е. на рынок потребителей, вынуждены в условиях острейшей конкуренции постоянно искать и находить оптимальные варианты организации управления материальными потоками. Это касается как стадии их формирования и преобразования (в процессе материального производства), так и

Проценко И.О.

канд. экон. наук, доцент Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

стадии их движения (в инфраструктурной сфере деятельности, характерной для закупочной и распределительной логистики). Более того, подобные системы, где производство превращается лишь в одно из составляющих звеньев поставки материальных ценностей, а возможность установления хозяйственных связей между участниками поставок объективно приводит к возникновению множества вариантов организации материальных и соот-вующих финансовых и информационных оков, неравноценных как с точки зрения ачества обслуживания потребителей, так и заключительных совокупных издержек поставки, служат не только благоприятной почвой для применения новейших достижений логистики ного инструмента по оптимизации пото-

логистика - это _совокупность

_научных знании,

методов и навыков _по изучению

организации любых потоковых процессов

ых процессов), но и своеобразной колыбе-этих достижений, полигоном для их практической проверки и развития. Другими словами, логистика поставок в своей основе опирается на оптимальную (или близкую к ней) организацию потоковых процессов, т.е. практически не допускает их неоптимальных вариантов. В свете изложенных обстоятельств представляется закономерным тот факт, что многие компании экономически развитых стран стали ориентировать свою деятельность на поставку конечного продукта. В основе стратегии повышения эффективности функционирования они реализуют принцип передачи ключевых компетенций по производству важнейших комплектующих элементов многоступенчатого производства конечного продукта странам третьего мира, оставляя себе ключевые компетенции по осуществлению поставок, точнее, по организации их осуществления, не снижая при этом объемы и темпы роста ВВП. Так, например, в экономике США доля промышленного производства составляет всего 14% ВВП, сельскохозяйственного производства -4%, а в сфере услуг, подавляющая часть которых связана с непосредственным осуществлением поставок или организацией их исполнения (услуги трансакционных и виртуальных фирм), сосредоточена основная часть ВВП.

Между тем, при анализе структуры промышленного производства обнаруживается подавляющее превосходство наукоемких и высокоинтеллектуальных продуктов, в частности, продуктов электронных информационных технологий, позволяющих контролировать выпуск и поставки товаров в глобальных масштабах. Хотя между двумя рассмотренными определениями логистики2 существует тесная связь, в их содержательном наполнении присутствуют и определенные отличия. Поясним нашу точку зрения на примерах, показывающих возможность, а также необходимость в ряде случаев раздельного существования, функционирования и развития этих двух определений. Советская планово-организованная система поставок была далеко не идеальной, хотя единая форма собственности теоретически открывала большие потенциальные возможности для оптимальной организации всей совокупности материальных потоков общественного производства. Попытки советских ученых с помощью экономико-математических методов и средств вычислительной техники решать задачи текущего и стратегического характера, которые с полным основанием можно отнести к логистическим, успеха не имели. Так, предложенная лауреатом Нобелевской премии академиком Л.В. Канторовичем схема оптимальной ассортиментной загрузки прокатных станов с учетом транспортного фактора, т.е. расположения потребителей по отношению к центрам прокатного производства и специализации последних при постоянстве состава операций прокатного производства и транспортных работ, в корне улучшала систему хозяйственных связей между поставщиками (изготовителями) проката и конкретными потребителями. Ожидаемый эффект от ее внедрения составил бы 17 млрд. рублей за счет минимизации производственно-транспортных затрат и увеличения объемов выпуска проката. Однако, консервативная система производства, распределения и доставки проката, ориентированная не на оптимальное, а на допустимое в условиях закрытой экономики управление поставками, а

логистика поставок в своеи основе опирается на оптимальную (или близкую к ней) организацию потоковых процессов

_многие компании

_экономически

_развитых стран

стали

_ориентировать

свою деятельность

_на поставку

конечного продукта

также на традиционные критерии и показатели, раздельно оценивающие работу металлургов и транспортников, оставили это, по сути, логистическое нововведение невостребованным.

Таким образом, отечественная система поставок (материально-техническое снабжение, производство, сбыт, транспортировка, складирование, оптовая и розничная торговля и др.), которая по функциональному содержанию своей деятельности совпадает с нашим первым определением базовой логистики, развивалась при практически полном отсутствии инновационной логистики (наше второе определение). Вот почему пока нельзя механически отождествлять деятельность отечественных структур, так или иначе задействованных в экономике и организации поставок, с функционированием компаний в экономически развитых странах, где логистика активно используется именно в качестве научного метода управления потоковыми процессами (т.е. инновационной логистики).

Вывод. Отечественные структуры нуждаются в тотальной достаточно конструктивной и последовательной программе логистизации с целью создания в них работоспособных логистических систем разного профиля и уровня и приобретения на их основе необходимого логистического потенциала, т.е. способности успешно решать комплекс взаимосвязанных логистических (информационных и оптимизационных) задач текущего и стратегического характера по оптимизации поставок. Но и в эволюционно отлаженной экономике развитых стран разница между двумя обозначенными видами логистики начинает проявляться все более отчетливо. По мере выделения логистики в специальную внутрисистемную функцию, которая впоследствии в виде аутсорсинга организационно оформляется в самостоятельные структуры логистического сервиса по оказанию платных услуг не только участникам поставки по рациональной (оптимальной) организации управления материальными потоками, но и фирмам с любыми потоковыми

процессами (например, финансовыми в банковском секторе, туристическими в сфере индустрии гостеприимства, информационными в системе теле- и радиовещания и т.д.). Для этого вида инновационной логистики, особенно в форме логистического сервиса, объектом управления становятся действующие поточные процессы или ранее сформированные и циркулирующие в различных сферах деятельности материальные, финансовые, информационные и другие потоки. Изучение и оценка их эффективности служат не только основанием для определения целесообразности логи-стизации, но и позволяют определять ее конкретную программу, а именно:

- состав структурно-функциональной и обеспечивающей частей будущих логистических систем или отдельных логистических новообразований;

- состав и квалификацию разработчиков, их взаимоотношения с пользователями будущих логистических систем;

- характер поэлементного, поочередного и поэтапного построения логистических систем и др. К поточным процессам относятся процессы, в которых тот объект управления, который по вергается воздействию, изменяется не тольк во времени, но и в пространстве, т.е. движетс Кроме того, организации логистическог виса управляются и развиваются по законам экономически и юридически самостоятельных рыночных структур, т.е. определяют стратегию развития, маркетинговую и кадровую политику, формируют потенциал конкурентоспособности и т.д., что указывает на перспективное развитие этого направления логистики. Все это дает основание по-новому представить основные понятия логистики в зависимости от различий в определениях и содержательном наполнении (табл. 1).

Эти различия распространяются также на такие понятия, как логистическое звено, логистическая цепь, логистическая сеть, которые в большей степени относятся к первому определению логистики, являясь объектами логистизации. Категория интегрированной логистики исклю-

при анализе структуры промышленного производства обнаруживается подавляющее превосходство наукоемких и высокоинтеллектуальных продуктов

ъ

о о

0

к

1

о

р

к

к к

г>

05

о

Таблица 1

Логистические издержки

Основные понятия и термины логистики в зависимости от различий в определениях и содержании

Основные понятия

Логистическая услуга

Логистика как сфера деятельности по экономике и организации поставок материальных ценностей (базовая логистика)

Отпущенная «на сторону» платная непроизводственная деятельность одних структур совместно с другими с целью осуществления поставки или повышения эффективности ее результатов; материально-техническое обеспечение; дистрибьюция; транспортно-складская деятельность; банковские операции; услуги информационных систем; страхование; оптовая и розничная торговля и др.

Издержки, связанные с производством материальных ценностей и оказанием логистических услуг по экономике и организации поставок (материально-техническому снабжению производства, сбыту, дистрибьюции, транспортировке, классическим издержкам и др.)

Логистика как научный инструмент (метод) рациональной (оптшапьной) организации потоковых процессов (инновационная логистика)

Отпущенная «на сторону» платная непроизводственная деятельность по изучению и совершенствованию потоковых процессов с помощью современных методов управления и информационных технологий (услуги логистизации)

Издержки, связанные с логистизацией, с оказанием логистических услуг, т.е. созданием работоспособных логистических систем для рационального (оптимального) тактического и стратегического управления потоковыми процессами

Критерии оценки

логистической

деятельности

а) показатели качества обслуживанш (удовлетворения) потребителей;

б) величина совокупных издержек поставки

а) улучшение показателей качества обслуживания потребителей;

б) величина снижения совокупных издержек;

в) увелмение объема продаж

Объекты управления Товарно-материальные ценности,

подлежащие производству и поставке

Логистический сервис Логистическая деятельность, т.е. состав логистических услуг по доставке материальных ценностей (сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции) для производственного или конечного потребления или использования

Логистический аутсорсинг

Интегрированная логистика

Выделение отдельных логистических функций и видов деятельности по поставкам продукции в деятельность экономически и юридически самостоятельных структур по оказанию платных логистических услуг.

Поточные процессы, образуемые в результате той или иной деятельности: материальные, товарные, людские, финансовые, информационные и другие потоки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием ресурсоемких (материальных) и нересурсоемких (нематериальных) услуг

Состав основных функций, задач и операций по логистизации действующих и вновь создаваемых структур (определение неиспользованных резервов управления; постановка, формализация и моделирование логистмеских задач; выбор экономию математических методов и технических средств для их решения; создание логистических систем и др.)

Выделение внутрифирменной деятельности по логистизации собственных подразделений в деятельность организаций логистического сервиса по оказанию платных услуг логистизации.

Рациональная (оптимальная) организация сквозного управления совокупностью потоковых процессов в нескольких звеньях цепи (сети) поставок продукции услуг на базе общего информационного пространства с целью выявления и использования дополнительных резервов управления (синергического эффекта).

_пока нельзя

_отождествлять

деятельность отечественных структур,

_задействованных

_в экономике

и организации поставок,

_с функционирова-

_нием компаний

_в экономически

развитых странах

чительно для традиционной сферы деятельности по экономике и организации поставок в принципе неприемлема, поскольку предполагает преодоление ограниченности экономически обособленных рыночных структур путем сквозной аналитико-оптимизационной организации всех совокупных материальных и сервисных потоков ради достижения общей цели и более высокого результата.

Procenko I.O.

The candidate of economic science The senior lecturer

The Academy of national economy at the Government of the Russian Federation

In the right place, in the right time

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Basic an innovational logistic

The end. The beginning is in № 9/2004

Efforts of separate structures of mosaic market economy are not enough to carry out analytical and optimization organization of the financial streams along the full logistic network. Hence, there are basic preconditions that show the necessity of the second definition of logistic.

1 Первое определение см. «рп» № 9/2004 С. 48.Логистика - это наука и адекватный ей вид деятельности по экономике и организации поставок сырьевой, промежуточной и конечной продукции определенной потребительной стоимости и цены, предназначенной либо для непосредственного, либо для производительного использования. Назовем ее условно базовой логистикой, или логистикой поставок.

2 Первое определение изложено в «рп» № 9/2004 (стр. 48-52)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.