¿¡вНмжммж шип мп ;
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
В.Г. КЕЩЯН, кандидат экономических наук,
Президент ОАО «Центральная российская универсальная биржа»
Инфраструктура товарных рынков представляет собой совокупность организационно-экономических, технических, технологических и норма-тивно-правовых форм, существующих в экономике и заложенных в разрешающие возможности отдельных отраслей и видов деятельности способствовать сфере обращения в повышении результативности товарообменных операций. Тогда как товарный рынок, как составной элемент инфраструктуры, является сферой обращения или, в более упрощенном виде, совокупностью актов купли-про-дажи определенных видов продуктов в соответствии с их функциональным назначением1.
Правительство страны, объективно оценивая задачи и проблемы, стоящие перед инфраструктурным комплексом товарных рынков, в августе 1996 г. приняло постановление № 936 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 -2005 гг.». Цель принятия такой программы заключается в создании условий и механизмов, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование инфраструктуры товарных рынков. Программа включает в себя семь основных подсистем инфраструктуры товарных рынков и подсистем, обеспечивающих ее функционирование: • подсистема торговых посредников и складского хозяйства (оптовые рынки, биржи, выставки и ярмарки, складские услуги). В этой части предполагается осуществление целого комплекса мероприятий по организации и коорди-
1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азри-лияна. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Институт новой экономики, 1998. - С. 588.
2 Кротова И.М. Организационно-экономические формы научной инфраструктуры вуза как фактор совершенствования связи науки с производством. - Ростов н/Д, 1989;
Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. - Екатеринбург, 1996;
Хапенков В.Н. Основы моделирования маркетинговой информации в системе управления торговлей. - М.: Экономика и финансы, 1996.
нации посреднической деятельности и обеспечение взаимодействия предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товаров посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок й ярмарок, оказания складских услуг и пр.;
• подсистема информационного обеспечения (региональные информационные центры, биржи, исследовательские центры, рекламные фирмы) - предприятия и организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая ТИП и продукцию ПТН;
• подсистема тароупаковочной индустрии - нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;
• подсистема транспортного обеспечения в части удовлетворения требований по функционированию инфраструктуры, в том числе и доставки продукции потребителям;
• финансово-кредитная подсистема;
• подсистема организационного обеспечениям
• подсистема нормативно-правового обеспечения. Теоретические исследования, проведенные экономическими школами в стране, доказывают многообразие и многофункциональность организационных форм торговли в условиях рынка2.
Экономическая природа торговли раскрывается не только и не столько в продукте ее производства, сколько в совокупности присущих ей функций (коммуникативная, компенсирующая, распределительная, ценообразующая, стабилизирующая, прогнозирующая, интегрирующая), дополняемых соответствующим инфраструктурным потенциалом.
По глубокому убеждению автора, сегодня назрела необходимость формирования национальной концепции развития товарного рынка и его инфраструктуры. Формирование инфраструктуры ре-
2
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИШРМАЦНШАШШЧЕСКИЙ ЖУР1АЛ ДАЙДЖЕСТ-МНАНШ
ЯР*. ЖвШЯа ШлшШЯЩШ *Яяш
ННИНШМШМММ!.
тонального товарного рынка является важнейшей задачей институциональных изменений в экономике большинства регионов страны и федерации в целом.
Ее создание требует методических проработок по формированию основ региональной системы инфраструктурного обеспечения товарных рынков на основе системной концепции их инфраструктурного обеспечения3 (рис. 1).
Рис. 1. Инфраструктурное обеспечение товарных рынков на уровне региональных оптово-распределительных образований
Общие интересы биржи конкретизируются в повышении эффективности и ускорении оборота товаров, но они должны переплетаться с интересами потребителей, производителей и административных структур региона, города.
В то же время предложенный Правительством РФ в октябре 1991 г. план реформирования социалистической экономической системы в систему рыночную содержал такой перечень мероприятий, который практически исключал создание полномасштабной инфраструктуры промышленности, составляющей существенный блок бизнеса. При этом не было принято во внимание, что, вступив на путь экономических преобразований, Россия фактически не имела достаточно работоспособного инфраструктурного потенциала. Естественно, это тормозило реализацию намеченных рыночных целей4.
Поэтому автор считает необходимым согласиться с теоретическими выводами А. Чендлера, доказавшего необходимость пересмотра классической схемы инвестиций в национальную экономику и предложившего осуществлять взаимосвязанные инвестиции в следующих направлениях: создание крупного производства; формирование общенациональной, а затем и интернациональной
3 На основе «Концепции развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации» (утверждена Ре-, шением Правительства РФ).
4 Федъко В.П., Федъко Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/.Д: Феникс, 2000. - С. 128 - 129.
5 Chandler A.C. Strategy and Structure. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1962.
сбытовой и маркетинговой сети, а также дееспособного управленческого аппарата5 (рис.2).
Второй блок его программы в нашей стране отсутствует.
Его создание возможно в следующем составе инфраструктурных элементов:
посредничество на биржах (товарные, фондовые, валютные, страховые, фрахтовые);
посредничество небиржевое (ярмарки, выставки, торговые дома, аукционы);
кредитно-финансовые институты инфраструктуры, налоговая и таможенная инфраструктура;
коммуникационная инфраструктура (связь, транспорт, реклама и пр.);
социальные институты и управленческие образования (биржи труда, центры занятости и др.).
Теоретическое осмысление данного подхода показывает его объективность в условиях формирующегося нового типа экономики хозяйства -«сервисной экономики», базирующейся на доминанте сферы услуг.
Все услуги независимо от их характера следует разделить на ресурсоемкие и нересурсоемкие услуги. Главной особенностью ресурсоемких услуг является достаточно явная и тесная зависимость их объема, качества и эффективности, а в конечном счете - и стоимости от произведенных при их выполнении затрат материальных (сырья, материалов, топлива, электроэнергии, амортизационных и условно-постоянных затрат) и трудовых ресурсов. К нересурсоемким услугам относятся услуги, качество, эффективность, а следовательно, и конечная стоимость (цена) которых слабо коррелируют с их объемами и произведенными затратами средств, объектов и предметов труда и накапливает их в виде необходимых производственных и товарных запасов.
••••
ИНВЕСТИЦИИ
Первый блок: создание крупного ДИИИМИИ
/Yy.. I_тшкшш_I Ä
Национальная
экономика
Втооой fiaos: ^^
Второй fiaos:
формирование общенациональной, интернациональной сбытовой и маркетинговой сети; дееспособного управленческого аппарата.
Рис. 2. Схема инвестиций в национальную экономику
EXEMECnihfl ИМРМЯМИИ ММ1ПЧЕШ1ЮРШ ДД|Д1ЕСТ«ПМНП1
3
Ресурсоемкие услуги в той или иной степени относятся ко всем видам общественно-полезной деятельности, в том числе и к материальному производству. Примером таких сугубо производственных по своим основополагающим признакам операций, относящихся к услугам, может служить нарезка (раскрой листовых и рулонных материалов, резка кабеля, линолеума, стекла), целесообразность осуществления которой в сфере обращения в виде «производственных услуг» определяется поисками оптимального варианта изготовления множества различных заготовок для разных фирм-потребителей из одних и тех ¿ке материалов по различным критериям: минимизации отходов; максимизации выпуска продукции; сокращения затрат у предприятий-потребителей; повышения «стартовой» готовности продукции к потреблению6.
Рыночные условия поставили задачу смещения акцента на полезный эффект труда, создающего услуги, то есть на его способность производить потребительные стоимости, так как в процессе труда потребительная стоимость продукта труда, предоставляемого в качестве деятельности, выступает в форме конкретной услуги потребителю. Это и формирует отличительные черты услуги от вещи. В условиях становления рынка и создания разноплановой инфраструктуры товарного рынка делается попытка изменить положение, в том числе путем постоянной реорганизации и стимулирования создания вокруг ресурсов новых структур посреднического характера на горизонтальном уровне управления (товарные биржи, торговые дома, ярмарки, выставки, аукционы и пр.), способных устойчиво и стабильно функционировать на рынке.
Это, в свою очередь, требует перемен в концептуальной, методологической составляющей процесса управления товаропотоками по всей цепочке инфраструктурных элементов, формирующих логистическую цепь. Исходным пунктом этих изменений стало признание того факта, что система рыночных отношений в сфере обращения объективно диктует необходимость поиска новой целевой установки в вопросе ресурсопотребления: от устоявшегося стереотипа «загодя и впрок» - к процессу реального ресурсодвижения под конкретное потребление при минимуме запаса.
Тем самым предопределено возрастание в современных реалиях рыночной экономики роли посредника как инфраструктурной составляющей, руководствующейся принципом горизонтальных взаимоотношений с максимизацией полезности производимых материальных и нематериальных
6 Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/.Д: Феникс, 2000. - С. 135.
7 Омелъченко И.Н. и др. Промышленная логистика. - М., 1997.
8 Калугин В.К. Организационно-экономическое проектирование структур коммерческого посредничества. СПб, 1996.
благ. Теоретическая концепция всего комплекса ресурсоемких услуг формируется из объективно заданных целей и направлена на создание необходимых условий по продлению жизненного цикла товара и повышению отдачи его полезных свойств. Она строится на принципах логистики и представляет собой взаимосвязанную систему услуг, входя как составной элемент в целостную систему общественно-полезной деятельности субъектов рынка. Блок сервисных услуг, направленных на повышение рыночной устойчивости предприятий промышленности и других хозяйственных субъектов, дополняет предыдущий комплексом услуг, направленных на активизацию функций по продвижению товара на рынок. В большинстве отечественных исследований по логистике «сохранение организационно-экономической устойчивости» предприятий промышленности при формально верном комплексном подходе, охватывающем узловые стадии процесса производства: снабжение -> производство сбыт, ограничивается лишь фиксацией выхода продукции из производства и участием предприятия в «судьбе продукции» мерами послепродажного обслуживания. При этом делается ссылка, что теоретически концепция логистики базируется на «интегрированном управлении сферами снабжения, сбыта, производства, транспортировки и хранения, что... исключает возможность рассмотрения множества разрозненных систем функционирования в отдельных сферах»7.
По мнению автора, целостная система товаро-потоков должна иметь в своей основе четкую модель постановки проблем и их решения (парадигму), включающую в себя:
формирование данных систем на основе системного подхода;
комплексный учет затрат, связанных с созданием и функционированием данной системы;
предоставление широкого набора качественных услуг сервиса в пределах всей системы; достижение ее эффективности. Системы товаропотоков, формируемые в зависимости от состояния рыночной среды составными элементами, управляют товарообменными процессами. Последние осуществляют комплекс операций по преобразованию самой системы, ее адаптации, исходя из параметров объекта и принятых оценочных критериев. В рамках поставленной проблемы такими объектами могут быть качественные характеристики товара, его количество, сезонность, место предложения, условия продаж, время предложения, привлекательность упаковки и пр.
При этом для отечественной экономической науки и практики исключительно важны вопросы формирования рыночной инфраструктуры, которые должны рассматриваться в контексте научных представлений о системной роли инфраструктуры в развитии экономики в целом8. Являясь спе-
4
ЕЖЕМЕСЯЧНА 11МПМЦ1НПМШТ1ЧЕС111ЮЯМ ДАЙДОП-ММИШ
цифическим порождением социально-экономических систем, инфраструктура возникла на определенном уровне развития хозяйства как объективно необходимое следствие происходящих в хозяйстве структурных изменений, вызывающих разобщение элементов, дифференциацию их свойств, перераспределение характеристик и др. Все эти процессы требуют создания некоторого сопутствующего им механизма, компенсирующего издержки разобщения, «увязывающего» между собой результаты процесса структурообразования. Так, любая специализация предполагает необходимость обмена, всякое пространственное разделение требует наличия возможности перемещения, всякая дифференциация свойств вызывает необходимость установления связи, передачи информации.
Инфраструктура является механизмом, компенсирующим повышение разнообразия, неупорядоченности и разнородности внешних воздействий, влияю1цих на деятельность хозяйственных объектов. Кавдой модели экономики соответствует собственная модель инфраструктуры, определяющая качество управления экономикой в целом. При переходе от модели экономики с высоким уровнем государственного регулирования к модели с преимущественно рыночными регуляторами претерпевает изменение и инфраструктура хозяйства. Это проявляется в изменении форм и методов работы элементов инфраструктуры, формировании новых и ликвидации устаревших.
Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения - с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование института инфраструктуры.
Таким образом, инфраструктура выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации
9 Федько В.П., Федъко Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/.Д: Феникс, 2000. - С. 28 - 30.
10 Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur - Tübingen: Mohr, 1966.
11 Rosenstein-Rodan P. Notes on the theory of the «Big Push» // Economic Development for Latin America. N.Y., 1961;
Пизенти А. Очерки политической экономии капитализма. - М.: Прогресс, 1976;
Лигу. Экономическая теория благосостояния.
и самоорганизации. В этом направлении рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Понятие рыночной инфраструктуры объединяет в себе много элементов. Участники экономического оборота взаимодействуют через определенную систему рынков: рынок товаров и услуг, рынок ресурсов и финансовый рынок. Наиболее важным, с точки зрения создания инфраструктуры рынка, является процесс формирования инфраструктуры товарных рынков и предоставления услуг его элементами9.
Функции институциональной инфраструктуры состоят в том, чтобы выработать такой внутренний правопорядок, действующий в условных рамках какого-либо хозяйственного организма, чтобы результаты хозяйственной деятельности давали возможность участвующим в ней субъектам развиваться «в лучших возможностях», обеспечивали равенство эффекта для них. Персональная инфраструктура имеет прототип в понятии «человеческий капитал», который составляет духовная (умственная), предпринимательская, профессиональная и прочая деятельность людей в обществе. Поэтому персональная инфраструктура охватывает количество и «качество» (уровень подготовки) людей, участвующих в трудоразделенном товарном хозяйстве, с учетом их работы, способствующей повышению степени интеграции общей хозяйственной деятельности.
Автор считает важным подчеркнуть, что классификационные характеристики инфраструктуры - совокупность материальных, персональных и институциональных видов деятельности и их организаций, способствующих созданию хозяйственного единства на территории и выравниванию вознаграждения за одинаковые вложения целесообразно затраченных ресурсов -, данные Р. Иохимсе-ном, заслуживают признания за полноту исследования инфраструктуры, в котором отразились точки зрения многих зарубежных ученых, выразителем мнений которых он является10. Это тем более необходимо, что в нашей экономической литературе подчас не совсем правильно трактуются воззрения зарубежных экономистов на инфраструктуру, что затрудняет ее классификацию11.
Одно из основных условий функционирования рыночной системы - существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов. Они называются институтами инфраструктуры или инфраструктурой рыночного хозяйства.
ЕКМЕПЧкЙ 11НРШЦ1ША1ШТ1ВД11 1УНМД МЦЩЕСТ-ММНШ
5
г
Как показывает опыт развитых стран мира, общая тенденция развития конкурентных рынков заключается в их последовательном приближении к новому качеству свободного рынка. Имеется в виду не рынок XIX в., а тот, где участвуют крупные корпорации, холдинги, ФПГ, где существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования, распространены современные приемы маркетинга и долгосрочного планирования и т.д. В 80-е гг. XX в. следование этой тенденции немало помогло экономическому прогрессу ряда передовых на сегодня государств мира. Зарубежные теоретики рынка (Коуз Р., Хиршман Р. Зингер X., Розеннггейн-Ро-дан П) исходят из того, что правильно расставленные параметры валютно-финансовой, кредитной, товарной, ценовой политики и другие макроэкономические показатели способны автоматически отрегулировать все остальные экономические показатели только при условии, если в экономике страны существует развитая инфраструктура12.
Экономическая наука выделяет несколько точек зрения на сущность, состав и основные функции, закрепляемые за инфраструктурой. Согласно .только некоторым из них (Нурке Р., Розенпггейн-Родан П., Янгсон А.), основными функциями инфраструктуры являются:
• обеспечение тех или иных видов человеческой деятельности на определенной территории;
• создание условий для работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона и для размещения в нем рабочей силы и населения;
• подготовка общих условий для функционирования всего общественного капитала;
• формирование условий материального производства и потребления.
При этом инфраструктура понимается как:
• часть национального богатства, не относящаяся непосредственно к той или иной отрасли производства, но имеющая большое значение для всего народного хозяйства;
• фундамент для развития всех отраслей хозяйства;
• объективные для любой экономической системы структурные формы организации, носящие подчиненный, зависимый характер по отношению к другим, главным, определяющим и
12 Федъко В.П., Федъко Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/.Д: Феникс, 2000. - С. 36.
13 Там же. - С. 41 - 42.
14 Там же. - С. 53 - 54.
обеспечивающим их нормальное функционирование. Разноречивость приведенных трактовок достаточно очевидна, хотя каждая из них, так или иначе, проливает свет на роль и место инфраструктуры в современных экономических отношениях. В то же время чрезмерная абстракция и отсутствие обоснованного критерия отбора практически исключают возможность использования данных определений в качестве рабочего инструмента13. Инфраструктура по своему содержанию имеет ряд объективно присутствующих ей родовых признаков:
• во-первых, она есть продукт развития производительных сил общества;
• во-вторых, она выступает как результат процесса производства материальных сил;
• в-третьих, ее содержание определяется внутренним экономическим единством формирующих ее отраслей и видов деятельности;
• в-четвертых, она является отражением тех экономических отношений, какие сложились на данном этапе развития или присущи определенному обществу;
• в-пятых, виды деятельности формирующих инфраструктуру отраслей обусловливаются теми функциональными назначениями или приоритетами, которые складываются в обществе.
Инфраструктура обеспечивает экономический оборот в системе национального хозяйства, производя (предоставляя) услуги и различные блага для населения. Необходимо иметь в виду, что на инфраструктуру возложены и функции охраны окружающей среды, и ее воспроизводство, что очень важно в условиях практически полного игнорирования отечественными предпринимателями экологической безопасности населения.
Существует и обобщающая точка зрения (Ша-рипов А.Ю., Новиков Д.Т., Нестеров Н.А., Гребнев Е.Т.) на инфраструктуру, с которой согласен автор, как совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их деятельности14.
Современная социально-экономическая ситуация в стране диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики и как следствие этих мероприятий - обеспечение институтов экономики соответствующей инфраструктурой.
ЕКМЕПЧ1Ы11ШРМА111Ш1А1АШИЕСШ ЮПМ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ