Научная статья на тему 'Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации общественного производства'

Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации общественного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1180
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедбекова М. О.

В развитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целом важным объектом регионального изучения является производственная инфраструктура. Активная роль производственной инфраструктуры на всех уровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельный фактор регионального развития, а в плане проблемы комплексного развития как фактор комплексного развития экономики региона. Совершенствование управления производственной инфраструктурой на региональном уровне предполагает формирование организационно-методического обеспечения ее развития, включая подготовку методических материалов, разработку количественных закономерностей и нормативов, проекты документы организационного и правового регламентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE IN CONDITIONS OF AN INTENSIFICATION OF A SOCIAL PRODUCTION

In development of the basic manufacture and process of public reproduction as a whole the important object of regional studying is the industrial infrastructure. The active role of an industrial infrastructure at all levels of a regional facilities demands to consider it as the independent factor of regional development, and by way of a problem of complex development as the factor of complex development of economy of region. Perfection of management by an industrial infrastructure at a regional level assumes formation of organizational-methodical maintenance of its development, including preparation of methodical materials, development of quantitative laws and specifications, projects documents of an organizational and legal regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации общественного производства»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

_МАМЕДБЕКОВА М. О.

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В развитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целом важным объектом регионального изучения является производственная инфраструктура. Активная роль производственной инфраструктуры на всех уровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельный фактор регионального развития, а в плане проблемы комплексного развития - как фактор комплексного развития экономики региона.

Совершенствование управления производственной инфраструктурой на региональном уровне предполагает формирование организационно-методического обеспечения ее развития, включая подготовку методических материалов, разработку количественных закономерностей и нормативов, проекты документы организационного и правового регламентирования.

_MAMEDBEKO VA М. О.

PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE IN CONDITIONS OF AN INTENSIFICATION OF A SOCIAL PRODUCTION

In development of the basic manufacture and process of public reproduction as a whole the important object of regional studying is the industrial infrastructure. The active role of an industrial infrastructure at all levels of a regional facilities demands to consider it as the independent factor of regional development, and by way of a problem of complex development - as the factor of complex development of economy of region.

Perfection of management by an industrial infrastructure at a regional level assumes formation of organizational-methodical maintenance of its development, including preparation of methodical materials, development of quantitative laws and specifications, projects documents of an organizational and legal regulation.

Ключевые слова: производственная инфраструктура, региональное хозяйство, интенсификация, общественное производство.

На пороге XXI столетия общемировой тенденцией стала экономическая регионализация - повышение роли регионов и территорий в хозяйственной жизни. Этот процесс может быть охарактеризован как децентрализация, поскольку речь идет о расширении прав и полномочий территориальных структур в хозяйственной деятельности, с одной стороны, и ресурсной базы для их осуществления - с другой.

В развитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целом важным объектом регионального изучения является производственная инфраструктура. Вместе с тем неправомерно ограничиваться только таким понятием, в известной мере принижающим ее значение в экономике. Активная роль производственной инфраструктуры на всех уровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельный фактор регионального развития, а в плане проблемы комплексного развития -как фактор комплексного развития экономики региона.

С этой целью ее развитие и размещение должно рассматриваться как самостоятельная проблема в общей проблеме развития и размещения производительных сил региона, и она должна получить больше прав в плановых и предплановых документах развития регионального хозяйства.

Важнейшее направление регионального изучения производственной инфраструктуры - выявление диспропорций и определение рациональных отраслевых и территориальных пропорций с основным производством, что определяется тесной связью с одной из основных проблем развития любого региона - его комплексным развитием.

Исключительно важное значение отводится производственной инфраструктуре на этапе внутрирайонного развития и размещения производительных сил. Причина этому - всевозрастающая стоимость на экономические преимущества, связанные с наиболее полным и совместным использованием как ранее созданной, так и создаваемой (по перспективным планам) производственной инфраструктуры. Учитывая, что затраты в нее - это по сути дела единственный вид затрат, который может изменяться в пределах региона от пункта к пункту, то целесообразно рассматривать их в качестве критерия рационального внутрирайонного размещения производства. Его использованию отвечает предварительная (до разработки схемы развития и размещения объектов основного производства) вариантная проработка территориальной организации производственной инфраструктуры с учетом перспектив ее развития. Без этого невозможно достичь оптимальных отраслевых и территориальных пропорций в развитии основного производства и производственной инфраструктуры, и лишь такой подход отвечает понятию производственной инфраструктуры как фактору комплексного развития экономики региона.

Процесс экономической деструктуризации, несомненно, имеет и глубоко рациональную основу: он позволяет полнее, чем в условиях централизованного управляемого хозяйства, мобилизовать местные ресурсы и источники экономического роста, повышать на этой основе эффективность общественного производства. Децентрализация приобрела общемировой характер и охватывает страны с различным уровнем экономического развития и степенью зрелости рыночных отношений.

Особенности современного исторического периода таковы, что по мере углубления процесса территориального обобществления в границах государства формируются регионы, представляющие собой обособленные террито-

риальные образования, характеризующиеся спецификой территориального воспроизводства.

Эту специфику определяет в каждом конкретном случае особое сочетание хозяйственных, социально-экономических и природно-ресурсных блоков конкретного региона. Уникальность региональной окружающей среды позволяет считать ее особого рода ресурсом, используемым хозяйственными субъектами, расположенными в границах регионов.

Результаты экономических преобразований в России показали, что теоретико-методологическое обеспечение экономического реформирования остается одной из нерешенных проблем.

В связи с этим, крайне актуальным становится теоретико-методологическое обеспечение региональной экономической политики в условиях дальнейшего развития федеративных отношений в России.

Понимание сущности региональной экономической политики позволяет определить круг задач, решаемых властными структурами региона.

Немаловажным вопросом является определение принципов и методов региональной экономической политики. Современные условия развития экономики обусловливают рациональное сочетание государственного регулирования и регионального самоуправления.

Вместе с тем, подходы к решению этой проблемы до сих пор не нашли своего отражения в реализуемой экономической политике государства.

На наш взгляд, с определенной условностью, можно выделить две точки зрения на региональное развитие: любой регион является частью народнохозяйственного комплекса страны, и его самостоятельность ограничивается общими задачами развития рыночных отношений в государстве, исходя из той конкретной роли, которую он играет в этом процессе; границы самостоятельности региона определяются исходя из того, что все противоречия процессов развития рыночных отношений в стране необходимо сместить на региональный уровень, что предопределяет максимальную свободу действия.

Между этими диаметрально противоположными точками зрения находятся и другие подходы к региональному развитию, в большей или меньшей степени склоняющиеся к неограниченной самостоятельности региона или к жесткой регламентации его прав.

В связи с этим, достаточно существенное значение приобретает вопрос о дефиниции «регион», которая необходима для определения предмета исследования в рамках региональной проблематики, а также для решения конкретных прикладных задач. В нашем понимании, регион представляет собой территорию страны с относительно однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, определяемой сочетанием природных ресурсов со сложившейся производственной и социальной инфраструктурой, имеющую местные органы управления.

В последние годы в России усилилась экономическая и политическая самостоятельность регионов. К компетенции регионов теперь относятся во-

просы налоговой и бюджетной политики, регулирования цен, доходов, организации хозяйственных связей.

Поэтому особую важность приобретает создание системы анализа и прогнозирования на уровне региона, что в полной мере относится и к проблеме формирования эффективной инфраструктуры вообще, и производственной, в частности. Следует отметить, что объекты инфраструктуры не только локально привязаны, но, как правило, непосредственно работают на нужды конкретной территории, удовлетворяя, прежде всего, потребности бизнеса и населения.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность экономики.

Термин «инфраструктура» впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов и имеет несколько вариантов объяснения своего происхождения.

Один из них привязывает происхождение инфраструктуры к строительному производству, отождествляя её с фундаментом какого-либо строения, её каркасом. Однако все исследователи признают, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономический системы.

Исходя из цели исследования и характера поставленных задач рассмотрения сущности инфраструктуры, можно выделить следующие проблемы: хронологические, генеалогические, структурно-логические.

Проблемы формирования инфраструктуры сосредоточили в себе множество комплексных региональных проблем. К ним можно отнести:

❖ выравнивание уровней социального и экономического развития различных регионов;

❖ регулирование миграционных потоков;

❖ формирование населения и системы расселения на территории региона;

❖ формирование оптимальных территориальных экономических пропорций и прогрессивной отраслевой структуры хозяйства;

❖ повышение эффективности воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена и потребления), как в рамках отдельного региона, так и экономики в целом;

❖ изучение, освоение, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

❖ охрана окружающей среды и ликвидация негативных последствий хозяйственной деятельности.

Составляющие производственную инфраструктуру подсистемы характеризуются наличием ряда общих специфических свойств и признаков, вытекающих из цели и задач, стоящих перед ними:

❖ высокая фондоемкость и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и длительные сроки функционирования;

❖ достижение эффекта от функционирования производственной инфраструктуры вне ее самой - в отраслях производственно-хозяйственного комплекса страны и регионов;

❖ опережающий по сравнению с основным производством эффект развития производственной инфраструктуры;

❖ неделимость процессов производства и потребления продукции инфраструктуры, невещественный ее характер, невозможность ее накопления, хранения, складирования, что требует значительных резервных мощностей;

❖ пространственная региональная невзаимозаменяемость объектов инфраструктуры, т.е. необходимость ее повсеместного развития: территориальная концентрация элементов производственной инфраструктуры соответствует концентрации производства и населения;

❖ возможна функциональная взаимозаменяемость элементов производственной инфраструктуры: видов транспорта, транспорта и складов, транспорта и связи.

Инфраструктура, являясь одной из подсистем территориальной структуры хозяйства, несет запас инерционности, который реализуется в дальнейшем развитии пространственных структур. Инерционность не является, безусловно, отрицательным свойством, хотя ее проявление и вызывает в определенных случаях отставание развития инфраструктуры.

Совершенствование управления производственной инфраструктурой на региональном уровне предполагает формирование организационно-методического обеспечения ее развития, включая подготовку методических материалов, разработку количественных закономерностей и нормативов, проекты документов организационного и правового регламентирования.

Вопросам непосредственного анализа производственной инфраструктуры, особенно на региональном уровне, посвящено сравнительно незначительное число публикаций.

Недостаточная разработанность проблемы производственной инфраструктуры во многом объясняется тем, что она не выступала в качестве самостоятельного объекта исследования.

Между тем, значимость рационального развития инфраструктуры в наибольшей степени проявляется при долгосрочном планировании развития региона. Специфическое и функциональное назначение группы отраслей, называемой в настоящее время в региональной экономике «производственной инфраструктурой», в системе материального производства выделял еще К. Маркс.

В частности, в «Капитале» отмечалось: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет труда и которые, поэтому, так или иначе, служат проводниками его деятельности, в более широком смысле, к

средствам процесса труда относятся все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершиться. Прямо они не входят в него, но без них он или совсем невозможен, или может происходить лишь в несовершенном виде».

Термин «инфраструктура» активно используется не только в экономике, но и в политике, технике, строительстве, военном деле и др. Такая много-аспектность объясняется возможностью характеризовать с его помощью структурные взаимосвязи элементов в различных системах.

Широкое применение термина «инфраструктура» вызывает необходимость системной классификации элементов инфраструктуры. Наибольшую трудность при проведении системной классификации представляет обоснованность определения грани рассматриваемой системы и ее основных элементов. Однако такое отношение к производственной инфраструктуре как объекту регионального изучения и планирования отрицательно сказывается на согласованности ее развития с основным производством, не позволяет реализовать все экономические преимущества, связанные с ее использованием при размещении производства, и резко ограничивает возможность комплексности и эффективности развития регионального хозяйства в целом.

Следовательно, необходимо коренным образом изменить отношение к производственной инфраструктуре как объекту регионального изучения и планирования. Для этого ее развитие и размещение нужно рассматривать как самостоятельную проблему в общей проблеме развития и размещения производительных сил региона, и она должна получить больше прав в плановых и предплановых документах развития регионального хозяйства. Только при таком подходе производственной инфраструктуре как объекту рационального изучения и планирования будет уделено должное внимание со стороны исследователей и практиков, и лишь такой подход будет соответствовать ей как комплексному фактору развития экономики.

Общая характеристика места производственной инфраструктуры в составе производительных сил региона может быть определена по показателям ее численности занятых и основных фондов. Сравнение этих показателей с общероссийским уровнем позволяет дать оценку состояния (уровня развития и степени использования) производственной инфраструктуры конкретного региона, сопоставить ее с другими регионами страны, а в разрезе отдельных отраслей - выявить ее отстающие звенья.

Межотраслевые связи производственной инфраструктуры подчеркивают ее роль в функционировании основного производства в экономике региона, на долго которого приходится большая часть общего объема продукции производственной инфраструктуры, идущей на производственное потребление. Обратные же связи с основным производством обусловлены поступлением средств и ресурсов на развитие и размещение по территории региона, составляющих производственную инфраструктуру отраслей.

В последнее время все большее внимание специалистов-экономистов, экономистов-географов привлекает такая форма размещения производства, как промышленные узлы. Промышленные узлы в настоящее

время стали предметом пристального внимания представителей различных наук: экономической географии, промышленного проектирования, размещения производительных сил, экономики и политической экономии. Размещение промышленного производства в форме промышленных узлов получило широкое развитие, как в России, так и за рубежом.

По мере развития производительных сил и совершенствования территориальной организации экономики страны и отдельных ее регионов возрастает значение пропорционального, сбалансированного развития всех звеньев народного хозяйства. Настоятельная необходимость этого обусловлена дальнейшей интенсификацией собственного производства и повышением его эффективности.

В этой связи весьма актуально определение путей рационального формирования производственной инфраструктуры. Отмечая актуальность исследования в целях комплексного развития хозяйства регионов, заметим, что ни одна из отраслей производственной инфраструктуры до сих пор не оставалась без соответствующего внимания со стороны исследователей.

В нашей стране проводятся широкие отраслевые исследования в области электроэнергетики, строительства, транспорта и т.д. Это, несомненно, имеет важное значение для выяснения проблем формирования региональной производственной инфраструктуры в целом. И поэтому такие исследования должны продолжаться и в будущем. Вместе с тем резко возросшая в ходе научно-технического прогресса потребность основных отраслей материального производства во всех видах инфраструктурного обслуживания и повысившаяся капиталоемкость инфраструктурных отраслей ставят нескольку иную задачу.

Необходимо изучать производственную инфраструктуру как самостоятельный фактор развития регионального хозяйства, уделял большое внимание рациональному размещению в более целесообразной увязке с основным производством. Без такой постановки и территориальной структуры производства в целом невозможно комплексное развитие экономики любого региона.

Среди методов государственного воздействия на различные стороны обеспечения роста производственной сферы региона следует отметить применение программно-целевого метода планирования и управления, включающего разработку и реализацию программ развития производства и его инфраструктуры для решения первоочередных задач социально-экономической политики Российской Федерации и ее субъектов.

При планировании следует учитывать все возрастающие темпы использования составляющих производственной инфраструктуры, позволяющие обеспечить перспективный рост товаров и услуг.

В контексте вышесказанного следует рассмотреть стратегические задачи государственной политики в области развития производственной инфраструктуры региона и намеченные меры по стимулированию всех участников региона и намечаемые меры по стимулированию всех участников социально-

экономических процессов в повышении эффективности использования инфраструктурных услуг на перспективу.

На основе этого в дальнейшем осуществим анализ принятых программных документов государственного масштаба (федеральные целевые программы, отраслевые программы развития, региональные программы социально-экономического развития, затрагивающие аспект развития производственных инфраструктур регионов).

Остановимся подробнее на сути разработки и реализации этих важнейших документов, позволяющих учесть приоритеты развития экономики на данном этапе социально-экономического развития, обозначим узловые проблемы обеспечения производственной сферы инфраструктурными услугами на различных уровнях управления народным хозяйством, рассмотрим существующие федеральные целевые программы, затрагивающие поставленные выше проблемы и укажем пути возможного их совершенствования в направлении стимулирования развития отраслей инфраструктуры.

Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ. Инициативные заявки регионов и федеральных министерств рассматриваются и обобщаются федеральным правительством. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом о федеральном бюджете. Наряду с этим организация выполнения мероприятий утвержденных ФЦП обеспечивается федеральным заказом, размещение которого осуществляется на конкурсной основе через механизм контрактных соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг. Ответственность последних регламентируется в рамках заключенных договоров. ФЦП особой важности могут получать статус президентских.

ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансироваться на совместной основе, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов РФ и привлекаемых внебюджетных источников.

Федеральные региональные целевые программы составляют примерно 15% от всех принятых ФЦП. Большая их часть (почти три четверти) разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность. Естественно, что для повышения уровня экономического развития и коренной реструктуризации производственной базы таких регионов необходима существенная помощь Федерации.

Региональные программы отличаются от других целевых программ, прежде всего, объектом программирования. Независимо от предмета программы (отраслевые проблемы, социальные проблемы и т.д.) в качестве объекта выступает территориальное образование того или иного масштаба. Это предопределяет и особый подход к оценке мультипликационного эффекта, который, прежде всего, должен рассматриваться в пределах данной территории.

Наряду с этим возрастает значение комплексного подхода рассмотрения существующих проблем, поскольку в пределах региона производствен-

ные, социальные и экологические аспекты воспроизводства характеризуются более тесной независимостью. Имеется определенная специфика региональных программ и с точки зрения возможностей мобилизации ресурсов и административно-правового воздействия на хозяйствующие субъекты. Все это в совокупности предопределяет особенности хозяйственного механизма, который может быть задействован для разработки и реализации региональных программ.

Комплексные программы социально-экономического типа в последнее время получают все большее распространение. Они разрабатываются на всех региональных уровнях. Увлечение подобными программами даже в условиях весьма скромного участия в их финансировании федерального бюджета, с нашей точки зрения, объясняется отсутствием нормальной прогнозной работы. Руководители субъектов РФ, естественно, заинтересованы иметь научные проработки перспектив развития своего региона, относящиеся не только к отдельным отраслям, но охватывающие все основные проблемы региона. Такие проработки, да еще и подтвержденные Правительством РФ, имеют большой политический вес. Здесь следует отметить ряд особенностей подобных программ.

Во-первых, они охватывают все аспекты хозяйственной и социальной жизни региона. Это большой плюс, так как любая частная, функциональная программа не может достаточно полно рассмотреть возможное влияние на смежные сферы деятельности.

Во-вторых, подобные программы по своей сути многоцелевые, причем эти цели нередко противоречат друг другу. Так, цель повышения конкурентоспособности и эффективности профилирующих отраслей промышленности связана с изменением их профиля и, как следствие, с существенным сокращением промышленного персонала. Однако это противоречит социальным целям - минимизации безработицы и повышению уровня жизни. Таких объективных противоречий в каждом регионе можно отметить немало.

В-третьих, целевая программа социально-экономического развития, учитывая ее многоцелевой характер, должна иметь какие-то обобщающие цели, иначе она просто расползается на подпрограммы, не связанные между собой. В качестве таких обобщающих целей чаще всего выступают: повышение финансовой и бюджетной обеспеченности, рост доходов населения и другие показатели, интегрирующие работу всей экономики региона. Однако получить подобные показатели на основании системы инвестиционных проектов и других конкретных мероприятий невозможно, так как такая система должна была охватить сотни предприятий и тысячи предпринимателей.

В-четвертых, развитие любого региона в большей или меньшей, но все равно значительной степени зависит от ряда факторов: от поведения соседних регионов, от общегосударственной политики в различных сферах и даже от международной ситуации и мирового рынка.

Федеральные программы социально-экономического развития регионов разрабатываются на основании решений Правительства РФ, а регио-

нальные программы - решений субъектов РФ. По ФЦП устанавливается государственный заказчик, а также министерство-координатор программы.

При разработке ФЦП по социально-экономическому развитию субъектов РФ, как правило, часть функций государственного заказчика передается администрации региона. В программах по экономическим регионам активное участие в разработке, приемке и реализации принимают соответствующие межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. В качестве разработчиков программ обычно привлекаются научные организации.

Целевая программа развития всего социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно-обоснованную стратегию, определяющую важнейшие точки (сферы) роста экономики и наиболее сложные и острые проблемы, создающие кризисные ситуации в различных сферах деятельности.

Задачи целевой региональной программы комплексного характера должны заключаться в том, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов, как в вопросах подъема экономики, так и в преодолении негативного влияния кризисных процессов.

Следует отметить особую роль прогнозов в определении целей (количественных) и результатов (эффекта) программы.

Во-первых, прогнозы должны определять тенденции и силу воздействия на производство и уровень жизни факторов, имеющих существенные региональные различия. К таким относятся: стоимость топливно-энергетических ресурсов, транспортные тарифы, прожиточный минимум, обеспеченность собственной сырьевой (продовольственной) базой, расстояния поставок сырья в регионе итоговой продукции сырьевой (продовольственной) продукции на внешние рынки и т.п.

Программно-целевое управление развитием производственной инфраструктуры региона целесообразно осуществлять на различных уровнях управления социально-экономической политикой: федеральном (посредством федеральных целевых программ), региональном (программы социально-экономического развития), муниципальном (стратегические планы развития городов и территориальных образований). Нами предлагается многоуровневая система программно-целевого управлениях развитием производственной инфраструктуры региона, подразумевающая учет мер, направленных на опережающий рост инфраструктурных услуг в социально-экономической политике региона посредством программ социально-экономического развития различных уровней.

Программно-целевое управление на региональном уровне осуществляется посредством программ экономического и социального развития субъектов Федерации.

В контексте этого рассмотрим основное содержание и принципы формирования подобных программ.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (далее - региональные программы) разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации.

Основной целью региональной политики является решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации.

Решение региональных проблем должно основываться на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской федерации, а также основных положений федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» на 2002-2010 годы и до 2015 года.

Характеристика социально-экономического положения региона включает:

1. Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.

2. Анализ социально-экономического положения региона на предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:

❖ демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ Социальная сфера (образование, здравоохранение доходы, культура и т.д., занятость, уровень преступности).

❖ уровень жизни населения и потребительская корзина).

❖ финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий).

❖ отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.).

❖ внешнеэкономическая деятельность.

❖ инвестиции (факт, тенденции).

❖ торговля.

❖ жилищно-коммунальное хозяйство.

❖ состояние окружающей среды, природные ресурсы.

Для объективной оценки социально-экономического положения набор анализируемых показателей следует расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерацией в целом.

Анализ современного социально-экономического положения субъекта Российской федерации рекомендуется завершить количественной характери-

стикой основных проблем, решение которых и должно составить основное содержание программы.

Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации.

Для количественной характеристики основных проблем целесообразно применять оценку обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.).

Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.

Основные направления региональной программы должны быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Для достижения указанных целей необходимо предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий:

❖ по проведению институциональных преобразований;

❖ по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы:

❖ по непосредственному софинансированию за счет средств федерального бюджета объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Осуществление первых двух групп мероприятий, в конечном итоге, должно обеспечить:

❖ создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства;

❖ создание среды, обеспечивающей равную, добросовестную конкуренцию;

❖ устранение барьеров выхода на рынок.

Среди типовых задач, затрагивающих вопросы развития производственной инфраструктуры в программах экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, на наш взгляд, следует выделить следующие:

1. Реформирование промышленности для повышения ее диверсифици-рованности: устранение чрезмерной монопрофильности субъектов Российской Федерации; техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья;

2. Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса (сельхозмашиностроение, производство оборудования для переработки продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.

3. Развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях.

4. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.

5. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:

❖ внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;

❖ повышение эффективности работы системы жизнеобеспечения;

❖ предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.

6. Развитие приграничных и межрегиональных связей регионов и их

интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.

Выступая как субъект хозяйственных отношений, региональные органы управления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата региона.

Следует отметить, что единство в научном определении понятия «производственная инфраструктура» до сих пор отсутствует, а понятийно-терминологический аппарат этого явления окончательно не сформирован.

В отечественной практике наиболее широкое распространение получили две основные концепции, определяющие состав инфраструктуры:

❖ ограничительная, согласно которой в состав инфраструктуры входят лишь те компоненты, которые непосредственно обеспечивают функционирование экономики и прямо влияют на эффективность ее деятельности;

❖ расширительная, включающая в инфраструктуру практически все отрасли производственной сферы.

Однако в последнее время некоторыми авторами отстаивается подход, согласно которому и в России при определении состава инфраструктурных отраслей следует руководствоваться общепринятыми международными стандартами. В рамках этого подхода, состав производственной инфраструктуры определяется на основании разделов международной стандартной отраслевой классификации, в которые сгруппированы отрасли, обладающие близкими наиболее типичными особенностями производственной деятельности.

Таким образом, производственную инфраструктуру промышленного узла образует совокупность производственных отраслей и объектов, составляющих основу экономической деятельности и обеспечивающих оптимальную реализацию на территории данного промышленного узла общественных и государственных интересов.

Известно, что развитие мировой экономики носит циклический характер. Многими экономистами отмечается наличие тесной взаимосвязи между

экономическим циклом и процессами развития отраслей производственной инфраструктуры. Эта взаимосвязь настолько отчетливо выражена, что именно прогресс в инфраструктурных отраслях на отдельных этапах определял направления и темпы развития всей мировой экономики.

Влияние же долговременных тенденций в мировой экономике особенно отчетливо проявляется в процессах обновления и развития производственной инфраструктуры. Поскольку инфраструктура является, с одной стороны, основой, а с другой - результатом эффективного развития современной экономики, переход от технологического уклада к другому означает, прежде всего, смену преобладающих технологий в ее подразделениях. Те отрасли и элементы производственной инфраструктуры, которые не отвечают требованиям доминирующей технологии, либо сворачиваются, либо претерпевают коренную перестройку. Одновременно возникают и стремительно растут новые ее направления. Смена технологических укладов, таким образом, сопровождается последовательным чередованием приоритетов развития в сфере инфраструктуры - расцветом одних ее направлений и отраслей и снижением роли или даже угасанием других, неизбежность этого процесса объективно обусловлена рыночными механизмами, лежащими в основе циклического развития экономики, а влияние неэкономических факторов (например, целенаправленная деятельность государства) способно лишь затормозить или ускорить это развитие.

Также следует отметить, что производственная инфраструктура - это совокупность материально-технических систем, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в ходе промышленного и сельскохозяйственного производства. А наивысшей степенью развития производственной инфраструктуры является формирование государственного бюджета в финансировании проектов развития производственной инфраструктуры.

Как показывает опыт большинства экономически развитых стран, создание конкурентной среды и участие частного предпринимательства в деятельности экономической инфраструктуры, как правило, позволяет повысить эффективность в этой сфере экономики, что положительно отражается на качестве ее продукции и услуг и, в ряде случаев, усиливает их доступность потребителям.

В новых условиях в большинстве областей экономической инфраструктуры роль государства сводится к поощрению конкуренции между предприятиями негосударственного сектора, путем создания необходимых рыночных условий в этой сфере экономики, а также стимулирования приоритетных государственно-важных направлений производственного развития.

Производственная инфраструктура играет особую роль в экономической системе, решая текущие и перспективные социально-экономические проблемы региона, промышленного узла. Она создает эффективную основу для роста инвестиционного потенциала и способствует углублению интеграции российских регионов и промышленных узлов. В России создан значительный инвестиционный потенциал, учитывающий основные макроэконо-

мические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Однако в силу объективных и субъективных причин этот потенциал используется недостаточно эффективно, в силу чего не удовлетворяются постоянно возрастающие потребности национальной экономики. Во многом неэффективность использования потенциала определяется несовершенством форм организации производства. Одной из прогрессивных форм интеграции промышленного производства является промышленный узел, представляющий собой совокупность предприятий, расположенных на компактной территории и имеющих единую инфраструктуру.

В современных условиях производственная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и производственной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей, как единый комплекс, выполняющий определенные функции и в процессе общественного воспроизводства, производственная инфраструктура - комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих нормальную деятельность социопроизводствен-ной системы промышленного узла, производственная инфраструктура обеспечивает условия соединения и функционирования факторов основного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.