Проценко И.О.
канд. экон. наук, доцент Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
в нужное место,
в нужное время...
базовая и инновационная логистика
Анализ отечественных и зарубежных работ по проблемам логистики свидетельствует о стремительном развитии этой науки и эволюции ее фундаментальных концептуальных положений и основных понятий.
Однако недостаточная изученность и понимание этого процесса не только затрудняют нахождение общего языка среди ученых и специалистов при обсуждении актуальных логистических проблем, мешают овладению новыми знаниями и навыками современной логистики, но и снижают эффективность ее широкого практического использования.
При более глубоком и обстоятельном исследовании эволюции, теории, методологии, а также сфер использования логистики за период второй половины ХХ-го и начала ХХ1-го веков существенно меняется представление о логистике как науке, адекватной ей логистической деятельности и основных понятиях, составляющих их сущность. Во-первых, приходится признать и
допустить существование двух достаточно содержательных и поэтому равноправных определений логистики. Рассмотрим первое, наиболее распространенное определение.
Логистика - это наука и адекватный ей вид деятельности по экономике и организации поставок сырьевой, промежуточной и конечной продукции определенной потребительной стоимости и цены, предназначенной либо для непосредственного, либо для производительного использования. Назовем ее условно базовой логистикой, или логистикой поставок.
Результатом подобной деятельности является формирование, движение и преобразование материальных потоков вплоть до их превращения в процессе потребления или трансформации в долговременные запасы и резервы. Напомним при этом, что потребительная стоимость любой продукции или услуги определяется степенью их полезности, то есть способности удовлетворять определенную потребность индивидуума, группы людей или системы (хозяйственной или
другой структуры) в каждый данный момент времени.
Следовательно, в процессе производства создается только потенциальная потребительная стоимость в виде заданных объективных свойств продукции, рассчитанных на определенную группу потребителей. Однако чтобы эта потенциальная полезность стала реальной, т.е. способной удовлетворить запросы конкретных потребителей, она должна быть доставлена им в нужное место, в нужное время, в нужном количестве, в нужном ассортименте и с доступной ценой. Без соблюдения этих обязательных дополнительных условий полезности, созданной в процессе производства продукции, ее реальная полезность в лучшем случае откладывается на какое-то время в виде запасов и резервов, а в худшем вообще не состоится в силу невостребованности, не вовремя поставленной, некомплектной или избыточной продукции. Таким образом, производство, являясь главным вещественным источником материальных ценностей, представляет лишь одно звено общей системы поставок продукции потребителям, начиная с поставок необходимых материальных компонентов для всех видов собственно материального производства, кончая поставками различных видов продукции производственного и непроизводственного потребления и использования. Все остальные звенья поставок относятся к непроизводственной деятельности, характерной для производственной и материальной инфраструктуры, а именно: материально-техническому обеспечению производствен-
в процессе производства создается только потенциальная потребительная стоимость в виде заданных объективных свойств продукции
ных и непроизводственных структур, сбыту их товаров (продукции и услуг) путем своевременной поставки конкретным потребителям. Обеспечивающей частью этих комплексных задач инфраструктурной деятельности выступают транс-портно-экспедиторская, таможен-но-складская работа и другие виды инфраструктурной деятельности, состоящие преимущественно из ресурсоемких услуг Необходимость всех этих видов деятельности обусловлена обязательностью достижения синхронности поставок товаров с их непосредственным потреблением или использованием различными группами клиентов. Нарастающая сложность и проблематичность такой синхронизации вызвана рядом объективных тенденций, а именно:
- несовпадением оптимальных объемов ресурсов и номенклатуры производства с теми же параметрами потребления, что приводит к необходимости образования производственных (текущих и подготовительных), сбытовых и товарных запасов в различных каналах поставки;
- территориальным отдалением
логистик
производство, являясь главным вещественным источником материальных ценностей, представляет лишь одно звено общей системы поставок продукции потребителям
мест производства от мест потребления товаров, что требует осуществления комплексных транспорт-но-экспедиторских услуг;
- нарастающим числом участников поставок, особенно посреднических фирм, что требует более эффективной координации их взаимодействия;
- расширением транспортных магистралей и возможностей различных видов транспорта, особенно при их комбинированном использовании в рамках образуемых транспортных альянсов;
- ускоренным обновлением поставляемых товаров, которое вызвано, с одной стороны, достижениями научно-технического прогресса в сфере производства и доставки товаров, с другой стороны - возросшими требованиями рынка потребителей;
- широким внедрением в экономику новых информационных, преимущественно электронных технологий, позволяющих организовать поставки по сетевому принципу с периодическим включением множества поставщиков и потребителей.
При этом потребитель продукции и услуг может не знать, и чаще всего не знает, непосредственного изготовителя потребляемой продукции, а изготовитель - ее непосредственных потребителей. В трудах отечественных и зарубежных ученых, так или иначе отождествляющих логистику с определенной сферой деятельности, т.е. с поставками, точнее с экономикой и организацией управления поставками, главная функция логистики органически связывается с управлением материальными (товарными) и соответствующими финансовыми и информационными потоками. Это широко распространенное мнение при более обстоятельном исследовании существа вопроса оказывается ошибочным. Для этого необходимо уточнить некоторые понятия-постулаты самого управления. Если отвлечься от абстрактно-философской трактовки управления и перевести ее в прагматическую плоскость, то наиболее полным и емким определением следует, на наш взгляд, считать определение, данное Норбертом Винером. С некоторой корректировкой его можно озвучить следующим образом: управление - это процесс опосредованного воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления с целью изменения ее состояния, поведения или пространственно-временного перемещения. Из этого определения следует ряд важных выводов: объектом управления может быть только то, что существует и даже функционирует вне зависимости от субъекта управления (управляющей системы) и на что направлено его управляю-
щие воздействия. Другими словами, не может быть объектом управления то, что одновременно является его результатом. В нашем же случае любой хозяйственный поточный процесс на любом уровне, в том числе и материальный поток, заведомо является результатом определенного управления, т.е. организованного взаимодействия производительных сил общества.
Следовательно, объектом управления логистики поставок являются в первую очередь материальные носители или наполнители материального потока, а именно: материальные компоненты производства (сырье, оборудование, комплектующие изделия, незавершенное производство, готовая продукция). По поводу их движения и преобразования на стадии производства и принимаются все основные решения практически во всех логистических структурах - участниках общественного процесса поставок. От объема оплаченных потребителями поставок, в свою очередь, зависит и конкурентоспособность фирм-поставщиков, и их прибыль, и доход, и само их существование. Ряд структур решают многочисленные задачи и выполняют целый комплекс повседневных операций, многие из которых не относятся к потоковым процессам, но которые всецело направлены на обеспечение поставок в зависимости от их стадий. В этом смысле все виды организационно-экономической (технологической), финансовой, управленческой и другой деятельности, обеспечивающие реальные поставки сырья и готовой продукции предыдущих стадий производства
для производственного потребления или реализации посредническими структурами, относятся к закупочной логистике. Объектом управления здесь являются материальные компоненты, на которые работники закупочной логистики оказывают целенаправленное воздействие с целью их пространственно-временного перемещения от поставщиков к производственным потребителям или посредникам. Те же виды деятельности, которые связаны с управлением движения материальных компонентов для осуществления материального производства, следует отнести к производственной логистике. Цель управления материальными компонентами - обеспечить целенаправленное воздействие на эти компоненты в процессе производства, результатом чего является изменение их состояния (комплекса физико-химических, механических и других объективных свойств). Виды деятельности по поставке готовой продукции фирмам или отдельным потребителям могут быть отнесены к распределительной логистике, которая призвана обеспе-
объектом управления логистики поставок является в первую очередь материальные носители или наполнители материального потока
логистика
чивать превращение потенциальной потребительной стоимости в реальную за счет поставок этой продукции в нужное место, в нужное время, в нужной номенклатуре, в требуемой упаковке по заранее оговоренной цене. В распределительной логистике управление готовыми материальными компонентами сводится опять же к их пространственно-временному перемещению от поставщиков к непосредственным потребителям или пользователям. Специальное выделение в каждом из этих видов логистики транспортного, складского, финансового и информационного обеспечения с соответствующими названиями транспортной, складской и информационной логистики вполне правомерно, поскольку каждая из них в данном случае обслуживает поставки. Тот бесспорный факт, что одним из результатов деятельности по экономике, организации и управлению поставками является образование материальных потоков, которые находятся в движении и преобразуются на различных стадиях, вовсе не свидетельствуют о том, что только эти потоки являются главным объектом управления. Разумеется, каждая фирма и ее логистические подразделения стремятся как можно лучше выполнить свою работу по двум основным критериям: качеству обслуживания (удовлетворения) своего партнера по поставкам и совокупным издержкам своих поставок. Это не может не сказаться косвенным образом и на уровне организации и управления потоковыми процессами, хотя бы уже потому, что оценка этих процессов происходит по тем же критериям,
что и поставки.
Однако для обстоятельного изучения и оценки эффективности управления совокупными материальными потоками, равно как и потоковыми процессами в целом с целью их сквозной рациональной организации, нужен особый методический инструментарий.
Усилиями отдельных обособленных структур мозаичной рыночной экономики чрезвычайно трудно осуществлять сквозную аналитико-опти-мизационную организацию материальных потоков по всей логистической цепи и, тем более, логистической сети. Все вышесказанное дает основание для подтверждения правомерности существования второго определения логистики, но... об этом поговорим в следующем номере журнала.
Procenko I.O.
The candidate of economic science The senior lecturer
Academy of the national economy at the Government of the Russian Federation
Base and innovational logistics
The analysis of domestic and foreign works on problems of logistics shows the rapid development of the science and evolution of its fundamental conceptual theses and the basic concepts. However the insufficient level of scrutiny and understanding of this process not only complicate establishing the equilibrium among the scientists and experts at discussion of actual logistical problems, but it prevents getting new knowledge and skills of modern logistics and also reduces efficiency of its wide practical use.