Научная статья на тему 'Экономическая сущность и роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия'

Экономическая сущность и роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3703
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишло С. В.

Логистика является функцией, которая обеспечивает движение продукции через ряд взаимосвязанных организаций между начальным поставщиком и конечным потребителем. Общей целью логистики является достижение высокого покупательского удовлетворения при минимальных затратах. Логистика это один из элементов повышения конкурентоспособности предприятия, продукции или услуг. В статье рассмотрены определения понятия «логистика», ее особенности, цели, функции, роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность и роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия»

С. В. Шишло, аспирант

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

All organization move materials. Materials move through a series of related activates and organizations between initial suppliers and final customers. Logistics is the function that is responsible for this movement. It is function responsible for the flow of materials from suppliers into an organization, through operation within the organization, and then out to customers. Ordinarily we only notice a small part of logistics. Although it is single, logistics consist of series of related activities. These range from procurement at the beginning of operation, trough to physical distribution at the end. An overall aim for logistics is to achieve high customer satisfaction or perceived product value.

Введение. В современных условиях растет число зарубежных и отечественных исследований, научных разработок по логистике, организационным формам по обучению и пропаганде знаний и навыков в этой области. В настоящее время наблюдается слабая востребованность организациями Республики Беларусь различных форм собственности и уровня интегрированности логистических подходов в управлении предприятием.

Основная часть. Логистика, в отличие от других инструментов управления (маркетинга, менеджмента), не имеет четкого концептуального оформления как в части ее содержания, так и в сфере ее оптимального использования.

Довольно широкий ряд задач, функций и объектов использования логистики затрудняет реальную оценку эффективности и целесообразности использования отдельных ее форм и методов на предприятиях. Кроме этого, точно не определена связь логистики, менеджмента и маркетинга для получения высокой конкурентоспособности предприятий и их эффективности.

Первой особенностью логистики является то, что она является частью общей системы управления, но выделяется из него своей спецификой: управление потоковыми процессами, которые имеют пространственно-временную последовательность и поэтому нельзя ограничивать логистику рамками физических потоков. Сегодня объектом логистики может быть любая деятельность, при которой все процессы или события, а также их промежуточные результаты имеют альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и множественность организационных систем управления такой деятельностью по определенным критериям. Это относится к материальным, транспортным, финансово-кредитным, информационным потокам, банковским, юридическим и другим потоковым процессам.

Второй особенностью логистики является то, что она способна не только управлять потоковыми процессами, но и обеспечивать их оптимальное управления с целью выявления и использование скрытых резервов управления для получения дополнительного дохода предприятием.

Эти резервы каждое предприятие может задействовать за счет нескольких групп факторов:

- продуктивных;

- производительных - рост производительности труда, снижение ресурсоемкости и себестоимости продукции, улучшение ее качества, увеличение объема продаж и др.;

- непроизводственных факторов, которые включают транспорт, складские затраты, затраты на закупку ресурсов, затраты на распределение продукции и т. д.;

- непродуктивных факторов, связанных с распределением и утилизацией ранее созданного товара или перераспределением доходов и прибылей.

Третья особенность логистики заключается в том, что она осуществляет оптимизацию организационной структуры, форм и методов управления потоковыми процессами с использованием дополнительных резервов управления главным образом за счет продуктивных факторов.

По данным Европейской логистической ассоциации, Совета по управлению логистикой, Совета по целям поставок, логистика позволяет сократить время производства до 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических

запасов от 30 до 70% [1].

Мнение многих исследователей сводится к тому, что слово «логистика» происходит из Древней Греции, где «logistike» обозначало «счетное искусство», или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи под логистикой понималось распределение продовольствия. В Византийской империи логистические методы использовались для управления перемещениями и снабжением армии. Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек определял значение логистики в Византийской империи как «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т. е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения

передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил» [2].

Барон А. А. Жомини (1779-1869 гг.), определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п. [2]. Однако уже в конце позапрошлого века в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона говорилось, что в России слово «логистика» вышло из употребления в военных сочинениях.

В начале XX в. термин «логистика» не использовался ни в экономике, ни в общественных науках в целом.

В 90-х гг. российские специалисты начали разрабатывать понятие логистики в рыночной экономике.

Российские исследователи по-разному определяют термин «логистика». Так, М. П. Гордон определяет термин «логистика» как организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения [3]. На наш взгляд, такое определение является зауженным рамками сфер ы обр адения и здесь не учитывается то, что помимо материальных потоков логистика также изучает информационные потоки, которые соответствуют материальным.

А. Н. Родников, отмечает: «Логистика

(Logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [4]. В данном определении не учитывается ключевое для логистики понятие «материальные потоки и запасы».

Логистика как метод управления материальными потоками используется не только в условиях переходной экономики, но и в целом в рыночной системе хозяйствования.

Б. К. Плоткин говорит о том, что «логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах» [5]. Предполагая, что автор в данном определении дает широкую трактовку объекта логистики - потоки вообще, хотя объектом логистики являются материальный и сопутствующие ему информационные потоки. Б. К. Плоткин правильно выдвигает идею о том, что логистика является научной дисциплиной, но в то же самое время можно говорить

о том, что логистика занимается управлением материальными и сопутствующими информационными потоками, которое является узкой частью менеджмента каждого предприятия, использующего в своей деятельности материальные ресурсы и предметы их переработки.

Отечественные исследователи И. М. Баско,

В. А. Бороденя, О. И. Карпеко определяют логистику как «науку и практику управления и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя» [2]. В целом определение является верным, х сгя в нем не учтены интегрирующие тенденции: участники в логистической цепи движения материального потока должны быть интегрированы в единый организм и соответственно должны быть открыты для более эффективного функционирования не только отдельного предприятия, но и целой цепи поставок, что может привести к более полному удовлетворению конечного потребителя за счет повышения эффективности функционирования всей логистической цепи.

А. П. Крачковский определяет логистику как науку о планировании, организации и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [6].

В странах Западной Европы и США термин «логистика» использован в работе Д. Бауэрсок-са, и с тех пор трактуется большинством специалистов как управление товародвижением. Определяется «как управление движением и запасами товаров от точки приобретения до точки потребления» [7].

Совет по логистическому менеджменту рассматривает логистику с точки зрения процесса планирования, организации и контроля рациональности и эффективности потока и запаса сырья, полуфабрикатов в производстве, готовых изделий, услуг и относящейся к ним информации от момента появления потока до момента потребления изделий и услуг покупателем, включая поступление и отправку, внутреннее и внешнее перемещение с целью удовлетворения его требований [1].

Довольно часто иностранные специалисты ставят знак равенства между понятиями «логистика» и «логистический менеджмент». Это доказывает сформулированное профессором X. Крампе определение логистики как суммы деятельности по руководству, планированию, организации и управлению материальными потоками и циркуляционными процессами в границах предприятия и между отраслями экономики с целью получения наибольшего эффекта [7]. Данное определение не учитывает современные

тенденции развития экономики, информационных технологий, общества, транспорта и т. д.

Все перечисленные определения логистики являются верными только в отношении какой-то из сторон этой многогранной науки, которая стоит на границе ряда дисциплин. На наш взгляд, в этих определениях не учтены интегрирующие процессы, которые происходят в логистике. Ввиду вышеизложенных замечаний и пояснений можно определить логистику как науку по планированию, организации, контролю материальных и связанных с ними информационных потоков и управлению в интегрированной цепи поставок от источника возникновения до источника их конечного потребления с целью полного, эффективного и своевременного удовлетворения потребностей конечных потребителей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить цели логистики. Во-первых, главной целью логистики в практической деятельности является достижение высокой покупательной способности путем качественного обслуживания покупателей с приемлемыми затратами. Во-вторых, главной целью логистики как науки является изучение структур, управление и контроль материальных и сопутствующих им информационных потоков с целью их оптимального движения как внутри, так и за пределами организации.

В зависимости от объекта изучения логистику можно разделить на макро- и микрологистику [4]. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортноскладские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю процессов перемещения товаров внутри промышленных предприятий. В свою очередь, микрологистику можно разделить на:

• транспортную логистику (и автотранспортную логистику в частности);

• складскую (логистику складирования);

• коммерческую;

• информационную;

• закупочную;

• производственную;

• промышленную;

• логистику запасов и т. д.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд функций, которые выполняет логистика. Распределительная функция - это создание распределительных центров; стратегических партнерств с поставщиками, посредниками и покупателями; управление загрузками; инфраструктура информационных систем и т. д.

Снабженческая функция включает в себя управление движением сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия, исследование рынков сырья и материалов и т. д.

Управление распределением продукции является управлением каналами распределения. Канал распределения представляет собой группу компаний, обладающих правом собственности на продукт или содействующих передаче собственности от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена. По числу промежуточных посреднических звеньев все каналы распределения делятся на каналы различного уровня. Каналы нулевого уровня характеризуются полным отсутствием каких бы то ни было посредников, т. е. производитель напрямую взаимодействует с потребителем. Каналы первого уровня характеризуются наличием одного посредника и т. д. Количество уровней определяет еще одну характеристику канала распределения - протяженность. Эта характеристика никак не связана с физическим расстоянием между производителем и потребителем.

Управление транспортом - это одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, гру-зопереработку, упаковку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. п. Таким образом, благодаря транспорту, логистика трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов.

Заключение. В итоге можно сказать, что логистика является важным научным направлением в современной науке и важной составляющей управленческой деятельностью на предприятии, с помощью которой можно получить дополнительные конкурентные преимущества. В настоящее время на предприятиях логистике уделяется мало внимания. Основными трудностями с использованием логистического подхода в управлении предприятиями является:

• нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг;

• слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

• изношенность автотранспортного парка;

• низкий технико-технологический уровень грузовых терминалов;

• слабый уровень механизации и автоматизации логистичеких работ;

Можно сказать, что развитие логистики и логистических систем на предприятиях лесопромышленного комплекса является одним из приоритетных направлений развития предприятий, благодаря которой они сумеют получить больше конкурентных преимуществ и сумеют снизить издержки по обслуживанию клиентов, закупки сырья и материалов и т. д.

Литература

1. William, D. The supply chain - finance link/

D. William, Jr. Presutti, R. Mawhinney // Supply Chain Council [Electronic resource]. - 2007. -Mode of access: http://www.supplychain.org/ gal-

leries/publicgallery/SupplyChainFinanceLink Arti-cle.pdf. Date of access: 12.11.2007.

2. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско [и др.]; под ред. И. И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2007.

3. Гордон, М. П. Логистика товародвижения / М. П. Гордон. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

4. Родников, А. Н. Терминологический словарь / А. Н. Родников. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Плоткин, Б. К. Основы логистики: учеб. пособие / Б. К. Плоткин. - Л.: ЛФЭИ, 1991.

6. Логистика: программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения / сост. А. П. Крачковский. - Минск: БГТУ, 2005.

7. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Дж Бауэрсокс. -М.: Олимп-Бизнес, 2001.

О. Н. Ковбаса, аспирант, мл. науч. сотрудник,

НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

This article is about the importance of the ecological management systems today. It explain the organization part of it. Last years ecological management plays a great role in the whole world. It’s a new instrument of deciding of ecological problems of the enterprises. If the enterprise uses the ecological management system, it wins in a lot of aspects of its activity. The existence of it system in the firm? Makes this firm more competitive and gives it many chances to go into foreign markets. Today many countries, such as Japan, Germany, Europe Unity, United States of America, don’t want to work with companies without ISO - 14000 standards. In world community, there is a tendency of using the standards ISO - 14000 in different brunches of industry. The chemical industry is on the second position in the world on this category. The chemical industry is one of the most important branch of industry in the Republic of Belarus. It plays a great role in the social-economic development of the country. Ecological questions is very actual for the chemical products nowadays. That’s why the chemical industry works in this direction and it is necessary to increase the work of the ecological management development in the chemical complex.

Введение. За последние годы все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.

При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами.

Основная часть. Появление серии международных стандартов ISO 14000 называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Эта система стандартов ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т. п.) и конкретные технологии, а на систему экологического менеджмента.

В настоящее время система стандартов ISO 14000 принята в странах Европейского Союза, Японии, США и многих других. Совокупность стандартов ISO 14000 включает несколько блоков: системы управления, экологического аудита, оценки показателей окружающей среды, оценки жизненного цикла.

Сертификация по ISO 14000 в первую очередь - одно из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только КО-сертифицированные компании).

Целесообразность получения предприятием сертификата соответствия его системы управления окружающей средой требованиям стандартов ISO 14000 обусловлена:

- экономией энергии и ресурсов, в том числе направленных на природоохранные мероприятия;

- увеличением оценочной стоимости основных фондов предприятия;

- возможностью завоевания новых рынков экологичной продукции;

- улучшением системы управления предприятием;

- конкурентоспособностью на внутреннем и мировом рынке.

Экологический менеджмент можно определить как специальную систему управления, направленную на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативно-правовых экологических параметров и основанную на концепции устойчивого развития общества. Применительно к предприятию экологический менеджмент предусматривает формирование экологически безопасного производственнотерриториального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и производимой им продукции.

Формирование и развитие системы экологического менеджмента в организации включает две стадии: развитие деятельности в области предотвращения воздействия на окружающую природную среду и создания экологически чистого производства и собственно стадию формирования и развития системы экологического менеджмента [1].

В соответствии с требованиями КО 14000 при внедрении системы экологического менеджмента в организации необходимо:

1) определить экологическую политику, подходящую для нее самой;

2) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих и планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на окружающую природную среду;

3) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования;

4) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;

5) разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;

6) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующим действиям, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления ОПС установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;

7) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам [2].

Формирование системы экологического менеджмента на предприятии начинается с разработки, утверждения и публичного декларирования предприятием экологической политики и целей [1].

Экологическая политика - это совокупность основных принципов, обязательств и намерений деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности. В качестве основополагающих принципов она должна включать «последовательное улучшение» и «предотвращение воздействия на окружающую среду».

Разработка экологической политики является одним из начальных и наиболее ответственных этапов в создании системы экоменеджмента на любом предприятии. Экологическая политика определяет общий смысл направленной деятельности, устанавливает принципы деятельности организации и является необходимым стимулятором, помогающим формулировать цели, определять приоритетные направления и аспекты экологической деятельности, контролируя их достижение.

Планирование деятельности организации должно базироваться на учете ее экологических аспектов. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, которые она может контролировать и на которые она может предположительно влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на ОПС. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации при условии постоянной актуализации соответствующей информации [1].

Далее с учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Экологическая

цель - это общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой данной организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях , ко ща это пр астически невозможно. Экологическая задача - это детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом и ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели. Цели и задачи должны быть по во зможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике и определены для каждой функции и уровня организации.

Для достижения поставленных целей организация разрабатывает программу экологического менеджмента, в которой определяет ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач. Программы должны регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации.

Организация определяет и документирует структуру полномочий и ответственности. При этом ответственность за выполнение экологических требований относится не только к специализированному персоналу, а распространяется на другие функции персонала, начиная с высших уровней управления. Предусматривается наличие необходимого ресурсного обеспечения для внедрения и функционирования. Назначается ответственное лицо, которое периодически предоставляет отчетность руководству организации о состоянии дел в сфере охраны окружающей среды.

Персонал на предприятии, деятельность которого связана с возможным воздействием на окружающую среду, должен пройти соответствующее обучение [3].

Для осуществления программ разрабатываются процедуры и определяются приоритеты на предприятии. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Процедуры должны охватывать все стороны деятельности предприятия, начиная с момента поступления сырьевых материалов и заканчивая реализацией готового продукта; все аспекты, которые так или иначе могут приводить к воздействию на окружающую среду. Общий перечень конкретных процедур, подлежащих документированию, устанавливается предприятием самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обязательном порядке необходимо проводить периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснить, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.