Научная статья на тему 'Логистическое обеспечение конкурентных преимуществ предприятия'

Логистическое обеспечение конкурентных преимуществ предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2976
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / LOGISTICS / ENTERPRISES / COMPETITIVE ADVANTAGES / MANAGEMENT OF BUSINESS / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печаткина Елена Юрьевна, Третьяков Вячеслав Ильич

Дан критический обзор основных концепций логистики. Показана взаимосвязь маркетинга, логистики и маркетинговой логистики. Определен ряд параметров комплексности логистического управления предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistical maintenance of competitive advantages of enterprises

The critical review of the basic concepts of logistics is given. The interrelation of marketing, logistics and marketing logistics is shown. A number of parameters of integrated approach of logistical management of enterprise activity is defined.

Текст научной работы на тему «Логистическое обеспечение конкурентных преимуществ предприятия»

УДК 658.7 ББК Ю4

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.Ю. Печаткина, В.И. Третьяков

Дан критический обзор основных концепций логистики. Показана взаимосвязь маркетинга, логистики и маркетинговой логистики. Определен ряд параметров комплексности логистического управления предпринимательской деятельности.

Ключевые слова логистика, предприятия, конкурентные преимущества, управление предпринимательской деятельностью, комплексность.

В последние десятилетия (даже годы) экономические взгляды на пути повышения конкурентности и методы удержания конкурентных преимуществ резко поменялись. Критической стала оценка того, насколько инновации и выбранные стратегии предприятия отвечают вызовам современного рынка, тенденциям глобализации, развитию информационных технологий. Затухающий характер стала носить диверсификация. И наоборот, в противовес ей, активизировалась деятельность по логистическому обеспечению конкурентных преимуществ [2, 4, 14].

Именно ей (этой деятельности) стала отводиться центральная роль в обосновании природы конкурентных преимуществ предприятия. Ее потенциал, называемый инструментарием формирования новой стоимости, признается пока неисчерпанным.

Основополагающей в инновационном и культуростроительном менеджменте стала концепция логистического управления предпринимательской деятельностью. В соответствии с ней логистика является основополагающей компетенцией лидера (руководителя) делового предприятия [12, 13, 15].

Говоря иначе, для понимания природы конкурентных преимуществ необходимо изучить все процессы в «цепочке создания новой стоимости» (или ценности, предлагаемой для продажи). Это процессы, входящие в разработку, производство, маркетинг и доставку продукта, выпускаемого предприятием [9].

Применяя данный инструмент, можно совокупность основных функций предпринимательской деятельности (ее функционал) превратить в конкретные процессы, приносящие ценность, и изучить эту деятельность «на генетическом уровне». А это, в свою очередь, способствует обнаружению потерей и резервов роста производительности труда (его эффективности).

Логистика, возникшая из потребности в более детальном анализе предпринимательской деятельности (и ее окружении), позволяет скоординировать и оптимизировать материальные и информационные потоки, начиная от первичного источника сырья и заканчивая доставкой конечного продукта потребителю. Такой подход к организации

бизнеса все более признается мотивированным теми лицами, которые принимают решения по управлению затратами, прибылью и ценообразованием (возрастает при этом, как уже отмечалось, и значимость данной компетенции в системе предпринимательского менеджмента).

Логистика, таким образом, - это постоянный поиск нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ путем минимизации издержек (не только трансформационных, но и трансакционных). И повышения качества создаваемого продукта и его поставки потребителю. Концептуально это представлено в табл. 1.

Все названные в данной таблице концепции логистики можно отнести к числу производственных. Появление некоторых из них относится к периоду неологистики, характеризуемому расширением сферы действия компромиссов. Речь идет о логистических системах или концепциях, созданных исходя из общей цели предприятия и достижения на этой основе максимальной эффективности его деятельности [5]. «Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие неологические ее подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия. Еще одним доводом в пользу развития межфункциональных компромиссов послужила взаимосвязь расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но обязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам». Говоря иначе, критерий минимума общих издержек товародвижения и производства требует нахождения отдельных компромиссов между интересами всех структурных подразделений предприятия.

В последние годы все более актуальным становится вопрос, посвященный маркетинговой логистике. И маркетинг, и логистика как науки, как виды функционального менеджмента имеют эмпирическую природу: своим происхождением они обязаны практической необходимости нахождения

Таблица 1

Основные концепции производственной логистики [10]

Концепция Содержательный аспект

1. Логистическая концепция «Just-in-time» (точно в срок) Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделениями и координация поставщиков деталей

2. Логистическая концепция MRP/DRP В процессе реализации этих целей MRP-система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения: сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания. Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском саросе, который не контролируется предприятием. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников

3. Логистическая концепция «Lean production» Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов: высокого качества; маленьких размеров производственных партий; низких уровней запасов; высококвалифицированного персонала; гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название «тощее производство», потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время

4. Логистическая концепция «Rules based reorder» Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - «reorder point» и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогноза не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность

5. Логистическая концепция «Quick response» (QR) Переводится как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам и от них - производителям готовой продукции. Применение концепции позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов

6. Логистическая концепция «Continuous replenish-ment»(CR) Данная концепция является модификацией QR-концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью CR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашение между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы CR-систем необходимо выполнение двух пунктов: 1) должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции; 2) размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств

7. Логистическая концепция «Auto-matic replenishment» (AR) (автоматическое пополнение запасов) Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Последние представляют собой комбинации размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения

эвристических путей выхода из ситуаций, не имевших на тот момент классических путей решения [8].

Сравнительное содержание маркетинга, логистики и маркетинговой логистики представлено в табл. 2. Взаимосвязь этих понятий рассмотрена с позиций концепции, науки, функционального менеджмента и вида предпринимательской деятельности. В связи с отмеченным интерес представляет и мнение Н.К. Моисеева относительно того, что каждая ступень развития маркетинга постепенно сближает его с логистикой, так как организация продаж и послепродажное обслуживание сливаются в единую систему, направленную на завоевание клиента. Переплетение функций маркетинга и логистики прослеживается и при сопоставлении инструментов и установок этих наук (от маркетинговых 4P: product, price, promotion, place к логистическим 7Р, где еще добавлено три P). К дополнительным трем P относятся: people, process, physical evidence. По мнению того же автора, в условиях развития глобализации экономики особенно важным становится синергетический эффект такого взаимодействия.

Исходя из вышесказанного в таблице материала можно сделать вывод о том, что при проведении маркетинговых исследований традиционный инструментарий дополняется их интерпретацией в основных логистических категориях: потоках и запасах, а логистическое целеполагание ускорения обращения совокупности ресурсов (мате-

риальных, финансовых, информационных и пр.) осуществляется, исходя из приоритета вытягивающей, а не толкающей (в этом смысле маркетинговой) природы рынка. Экономическое содержание этой организационно-функциональной деятельности состоит в создании дополнительной ценности, структура которой может быть выражена в терминах шести известных правил логистики, образующих своеобразный логистический комплекс: ценность самого предмета (структура, качество, количество) поставки; ценность места поставки; ценность времени (точность) поставки на условиях минимальных (допустимых) общих издержек поставки.

Отметим также, что информация, необходимая для оптимизации и координации всех процессов создания стоимости, редко собиралась по всей ее цепочке. Все названные выше концепции (в большей или меньшей степени) нацелены на ликвидацию этого недостатка, что позволяет называть их важной сферой компетентности делового предприятия.

Обобщая, назовем принципы, обеспечивающие эффективность сквозного потока логистической цепи. Они получены в процессе критического обзора имеющихся источников по рассматриваемой теме и собственных размышлений относительно логистического обеспечения конкурентных преимуществ предприятия.

1. Гибкость, обеспечиваемая путем создания внутренних резервов (а не поддержания - в соот-

Таблица 2

Сравнительное содержание маркетинга, логистики и маркетинговой логистики [6, 7]

Аспект Сфера деятельности предприятия

Маркетинг Логистика Маркетинговая логистика

Концепция (стратегическое целеполага-ние) Приоритет потребления: производство того, что продается, а не продажа того, что уже произведено Экономичность производства и потребления (ресурсосберегающий предпринимательский процесс) Приоритет вытягивающей составляющей организации и механизма предпринимательской деятельности в системе рыночной экономики

Наука Наука о подходах, методах, средствах, инструментах и организации исследования, прогнозирования, формирования и управления спросом и предложением товаров как предметов обмена Наука об управлении движением системной совокупности материальных, финансовых, информационных, кадровых и других потоков в социальноэкономических системах Наука о подходах, методах, средствах, инструментах и функциях расширенного воспроизводства бизнес-процессов в условиях взаимодействия с субъектами окружающей социальноэкономической среды

Функциональный менеджмент Деятельность (алгоритм) по планированию, формированию, воплощению и реализации замыслов, идей и решений в процессе и в целях взаимовыгодного обмена отдельных лиц и организаций Деятельность (алгоритм) по организации и управлению целенаправленным адресноориентированным движением материального и всей совокупности сопутствующих потоков на всех стадиях воспроизводственного процесса Деятельность (алгоритм) по организации и управлению технологическим процессом в общей структуре бизнес активности

Вид предпринимательской деятельности Комплекс маркетинговоинформационных услуг Комплекс транспортноскладских и других логистических услуг Комплекс организационноуправленческих услуг (технологий) в сфере маркетинга и логистики

ветствии с традиционной концепцией управления предпринимательской деятельностью - высокой степени использования оборудования).

2. Превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. Речь идет о «своевременном производстве» продукции, ее отгрузке и продаже, закупке материальных ресурсов, устранении нерациональных перевозок.

3. Приоритет вытягивающей составляющей организации предпринимательской деятельности. Именно благодаря ей обеспечивается возможность адаптации к условиям окружающей среды и информатизации всех стадий организации производства и других процессов, определяющих конкретную логистическую сеть создания стоимости.

4. Перенос конкурентной борьбы с уровня отдельных предприятий на уровень сетей создания стоимости. Успех при этом определяется уровнем компетенций в системном планировании, контроле, мотивации и организации процессов (включая аутсорсинг услуг).

5. Координация «сцеплений», позволяющая снижать потребность предприятия в товароматериальных запасах, уменьшать время исполнения заказа и доставки продукции до потребителя. Именно эти «сцепления» (внутренние и внешние), представляя собой упущенные возможности, обнаруживают в себе неиссякаемый источник конкурентных преимуществ.

Отметим, что именно изменения в философии и качестве производства произошли благодаря признанию наличия «сцеплений», что стало следствием распространения по всему миру японских традиций в системе предпринимательского менеджмента.

Однако обнаружить «сцепления» (то есть места в цепочке создания стоимости, где каждый или определенный ее участник оказывает влияние на другие виды деятельности или сам испытывает влияние других видов деятельности) оказывается не просто. Имеющиеся рекомендации обращают внимание на разделение основных и вспомогательных видов деятельности, а также «построение карт потоков ценности У8М» [3].

Для того, чтобы в полной мере использовать эффект от использования «сцеплений», необходимо организационное культуростроение на уровне предприятия и его отдельных звеньев, а также на уровне его рабочей среды (имеется в виду координация с поставщиками и другими участниками, определяющими званья в цепи создания стоимости). Речь идет и об информационной культуре. Ее наличие дает возможность облегчить координацию и оптимизацию различных видов деятельности на предприятии, повысить управляемость системы. Последние достижения информационных технологий позволяют создавать новые связи и лучше использовать существующие. Таким образом, управление «сцеплениями» превращается в

более сложную задачу, чем просто снижение издержек отдельных видов предпринимательской деятельности, что зачастую становится надежным и устойчивым путем достижения конкурентного преимущества.

В последнее время получает развитие интегрированный логистический подход, где материальные, информационные и финансовые потоки выступают в качестве интегратора и распространяются не только на все виды деятельности одного предприятия, но и на все бизнес-единицы, с которыми оно осуществляет предпринимательскую деятельность. Примерами такой интегрированной логистики являются концепции JIT (Just-in-time -точно в срок), TQM (Total Quality Management -всеобщее управление качеством), Lean production («Бережливое производство», «Стройное производство»), интегрированные системы дистрибьюции и др. [1]. Все это нами также связывается с организационным культуростроением, которое охватывает и вопросы человеческих взаимоотношений в рамках производственной среды. И с этих позиций все более дает о себе знать культуростроительный (или кросс-культурный [11], когнитивный) менеджмент, который актуализирует внимание исследователей на поиске «сцеплений» в логистической цепи создания стоимости и обеспечении на этой основе конкурентных преимуществ.

Рассматривая логистику в комплексе, определен ряд параметров:

1. Принципиальные направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижение.

2. Аспекты логистики. Управленческие (планирование, организация, контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока).

Экономические (совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции).

Оперативно-финансовые (исходя из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до мо-

мента получения денег за доставку конечной продукции потребителю).

Концептуальные (возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели)

3. Виды логистики:

- логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

- производственная логистика;

- сбытовая (маркетинговая, или распределительная логистика);

- транспортно-охранная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики);

- информационная логистика (обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации);

- транспортно-охранная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).

4. Логистическое управление. Базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

5. Целевая направленность логистики как системы. Доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы.

6. Главные звенья логистической цепи:

- поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

- хранение и охрана продукции и сырья;

- производство товаров;

- распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);

- потребление готовой продукции.

7. Материальные элементы логистики. Транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления, работники, которые выполняют все последовательные операции.

8. Две составные части логистики.

- Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей,

выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

- Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочноразгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий

9. Ключевые положения концепции логистики:

- необходимость интеграции участников цепей снабжения, производства и распределения;

- управление цепями поставок (концепция SCM).

10. Организации, занимающиеся унификацией и стандартизацией терминологии по логистике: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM); Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA).

11. Область применения понятия «логистика»:

- военная;

- материальная;

- бизнес (производственно-коммерческая).

12. Этапы становления и совершенствования логистики.

1960-е годы прошлого века. На этом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии.

1980-е годы прошлого века. Он связан с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский ответ на экономическую «агрессию» Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением.

2000-е годы. Характеристики этапа:

- появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами по всей мировой экономике;

- современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта;

- развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики.

Говоря иначе, возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса.

13. Основополагающие задачи научнопроизводственной логистики:

- образование цепочки создания стоимости в процессе обеспечения конкурентных преимуществ;

- настрой внутренних и внешних «сцеплений» между отдельными видами предпринимательской деятельности;

- оценка эффективности сквозного материального потока логистической цепи.

14. Периодичность развития логистики.

- период фрагментации;

- период становления;

- период развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- период интеграции;

- период глобализации;

- период современного понимания логистики.

Подчеркнем также, что на уровне предприятий наблюдаются различные в масштабах задачи, которые они пытаются решать в сфере сбыта продукции, ее перевозки, складирования, охраны и т. д. Кроме того, существуют различия и в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Все это еще раз подчеркивает актуальность рассматриваемого нами вопроса в рамках данной работы.

Литература

1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2005. - 432 с.

2. Бауэрсокс, Д. Логистика: интегрированная

сеть поставок: пер. с англ. / Д. Бауэрсокс. - М.: Дело, 2000. - 280 с.

3. Вуман, Дж. Бережливое производство: пер. с англ. /Дж. Вуман. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 186 с.

4. Гаджинский, А.М. Основы логистики: учеб. пособие / А.М. Гаджинский. - М.: Маркетинг, 1996. - 484 с.

5. Гордон, М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 200 с.

6. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 327 с.

7. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина.

- М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.

8. Попов, А.Н. Логистика как процесс и функция предприятия / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин, Г.М. Дементьев. - Челябинск: Фрегат, 2005. - 40 с.

9. Портер, М. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 406 с.

10. Сергеев, В.И. Менеджмент в бизнес-логистике /В.И. Сергеев. - М.: ФИЛИНЪ, 1997. -772 с.

11. Холден, Н.Д. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: пер. с англ. / Н.Д. Холден. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 384 с.

12. Logistic Resourses [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.loglink.com.

13. Logistic World Innovations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistics-world.com/innovations_p.htm.

14. Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. - Brussels: European Logistics Association, 1994.

15. The Encyclopedia Americana. International Edition. - Danbury: Grolier Inc., 1991. - V. 17.

Поступила в редакцию 20 мая 2011 г.

Печаткина Елена Юрьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск). Область научных интересов - управленческая экономика, логистика, реинжиниринг. Контактный телефон: 8-912-316-15-16. E-mail: Pechatkina_@inbox.ru

PecatkinaElenaYurjevna. Candidate in Technics, associate professor, associate professor of Economics of Social Sphere in Ural State University of Physical Culture. Field of scientific interests includes: logistics, administrative economy, reengineering. Contact phone: 8-912-316-15-16.

Третьяков Вячеслав Ильич. Соискатель Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск. Область научных интересов - логистика, экономика физической культуры. Контактный телефон: 8-909-068-07-38.

TretyakovVyacheslavIlich. Applicant of Ural State University of Physical Culture. Field of scientific interests includes: logistics, economics of physical culture. Contact phone: 8-909-068-07-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.