Научная статья на тему 'Исторические аспекты возникновения и развития логистики'

Исторические аспекты возникновения и развития логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1518
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛОПОТОК / МАРКЕТИНГ / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ / ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касымов Аслан Жанболатович, Легостаева Любовь Валентиновна

В статье рассмотрены предпосылки создания и основные моменты исторического становления логистики как науки, определены тенденции развития логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты возникновения и развития логистики»

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ Касымов Аслан Жанболатович, студент

(e-mail: kassymov95@inbox.ru) Легостаева Любовь Валентиновна, к.э.н.

Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан (e-mail: legostaeva.69@mail.ru)

В статье рассмотрены предпосылки создания и основные моменты исторического становления логистики как науки, определены тенденции развития логистики.

Ключевые слова: логистика, материалопоток, маркетинг, периоды развития, затраты

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность».

От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Французский ученый А. Жомини в начале XIX в., а за ним Военный энциклопедический лексикон (СПб., 1850) трактовали логистику как науку об управлении перевозками, планировании и снабжении войск.В начале XX в. логистика была признана как военная наука.

В 60-х гг. XX в. из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами.

Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в области продвиженияматериалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике - логистика [1].

Логистика в настоящее время широко используется во всем мире, и как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.

Проще говоря, логистика - это наука и искусство управления материалопотоком.

Управлять материалопотоком - это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением.

Процесс продвижения продукции вызывает различные виды деятельности учреждени , фирм и предприятий. Поэтому трактовок понятия логистики множество.

Например, в США принято определение логистики, данное в 1991 г. «Советом по менеджменту логистики», которое звучит так: «Логистика -это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры» [2].

Профессор Пьер Казабан из Университета Бордо (Франция) дает следующее определение логистики: «Логистика - совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» [2].

Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано, так как на любой стадии продвиженияматериалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа.

Например, если мы имели дело с материальным обеспечением фирмы, то это будет снабженческая логистика, с распределением (сбытом) -распределительная логистика и т. д.

Авторами даются следующие определения логистики:

- Л. Б. Миротин, А. Г. Некрасов - «логистика есть зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок» [5];

- Б. К. Плоткин - «логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах»;

- А. И. Семененко - «логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов»;

- А. Н. Родников - «логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [5].

Актуальность логистики в наше время объясняется несколькими факторами:

- экономическими, так как сейчас основной приоритет компании — поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста качества, оказания

комплекса услуг потребителю, поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип «расчет+выгода+потребитель» ведет к росту важности логистики;

- информационными, так как информатика наиболее теснымобразам связывает рынок и логистику, поскольку предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки;

- техническими, поскольку технический фактор проявляется в том, что логистик как система управления, ее субъекты и объекты развиваются на основе технических достижений в складском хозяйстве и сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на товарных ранках.

Следует отметить, что логистика показывает резервы улучшени экономических показателей субъектов хозяйствования. Так, применение логистики в сфере производства позволяет:

1) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

2) сократить время прохождения товаров по логистической цепочке,

3) снизить транспортные расходы;

4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом [3].

В таблице представлены основные периоды (этапы) развития логистики.

Таблица - Периоды развития логистики

Название периода Характеристика периода

Период «фрагмевтаризации» {1920-1950 гг.) Формирование принципов логистики в области управления материальными потоками и сннжешм общих затрат

Период становления (1950-1Р70 гг.) Формирование теории и практики логистики, поиск новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитие компьютерных информационных технологии

Период ра!Ентня (1970-1980 гг.) Поиск новых путей снижения затрат в производстве и распределении

Период интеграции (ЩЫЙЮгг) Объединение логистических функций фирмы и ее партнеров в логистическую цепь (зактака-производство-распределекне продаж)

Период «фрагментизации» (1920-1950 гг.) был переломным и характеризовался переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Тогда были сформированы основные предпосылки внедрения логистической концепции, как то формирование общих инструментов управления материальными потоками и концепция снижения общих затрат.Стимулами к их внедрению послужили рост запасов и транспортных издержек в системах распределения товаров, рост транспортных тарифов, появление и быстрое распространение концепции маркетинга, а также развитие теории и практики военной логистики.

Период становления (1950-1970 гг.) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении и развитием компьютерных технологию. Основными элементами данного периода

стали концепция общих затрат в физическом распределении, заключающаяся в их перегруппировке в дистрибьюции таким образом, что общий уровень затрат при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится концепция бизнес логистики, состоящая в интерпретации логистики как интегрированного инструмента менеджмента, так менеджменту всех видов деятельности которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товар в определенном месте и в заданное время.

Период развития (1970-1980 гг.) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес логистики а также распространением логистических систем и философии всеобщего управления качеством. В этот период развитие логистики продвинулось за счет совершенствования ее транспортной и складской составляющих, что выразилось в формировании автоматизированных транспортно-складских комплексов и широкого внедрения сквозных перевозок.

Период интеграции (1980-1990) характеризуется формированием полных логистических цепочек (закупка — производство — распределение — продажи), а также со зданием международных логистических систем и внедрением механизмов перманентного мониторинга за потоковыми процессами и управлением их перемещением в рамках формирования концепции всеобщего управления качество .

В настоящее время сложилась модель отношений между маркетингом и логистикой в управлении всей хозяйственной деятельностью фирмы:

1) анализ окружающей среды и рыночное исследование;

2) анализ потребителей;

3) планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

4) планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту.

Первые две маркетинговые задачи могут решаться без участия логистики, но третья и четвертая должны решаться совместно [4].

Необходимо отметить, что объектом логистики является сквозной материальный пото , но на отдельных этапах его управление имеет специфику. Так, закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами. На этом этапе выбираются пути, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств, а транспорт — это связующее звено между элементами логистических систем.

Списоклитературы

1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону, 2009

2. Афанасьева Н.В. Логистические системы российские реформы. - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского, ун-та экономики и финансов, 2007

3. Савенкова Т.И. Логистика: Учеб.пособие — М.: Омега, 2008. — 225 с.

4. Громов Н.Н., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. Учеб.пособие. — М.: Академия, 2003 — 186 с.

5. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Ч. 1 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2016. - 472 с.

Kassymov Aslan Zhanbolatovich,student

(e-mail: kassymov95@inbox.ru),

M. Kozybayev North Kazakhstan state university, Petropavlovsk, Kazakhstan LegostaevaLyubovValentinovna, Cand.Econ.Sci,

M. Kozybayev North Kazakhstan state university, Petropavlovsk, Kazakhstan HISTORICAL ASPECTS OF THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF LOGISTICS

Abstract. The article considers the prerequisites for the creation and main points of the historical formation of logistics as a science, identified the development trends of logistics. Keywords: logistics, material flow, marketing, periods of development, costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.