_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 316.776
Ю.Н. Зарубина
к. психол.наук, ЯрГУ им. П.Г. Демидова,
г. Ярославль, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования ролевой игры как метода активного обучения для развития социальной креативности студентов. Раскрываются понятия «социальная креативность» и «активные методы обучения». Выделяются преимущества ролевой игры как метода обучения и формирования социальной креативности.
Ключевые слова
Социальная креативность, ролевая игра, творческое мышление, активные методы обучения, студенты.
В усложняющихся ситуациях социального взаимодействия важнейшим ресурсом личности, способной к инновационной деятельности, критическому мышлению, умению работать в команде и самостоятельно принимать ответственные решения является социальная креативность.
Социальная креативность — это способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности. Социальная креативность проявляется в нестандартном решении личностью социальных задач, позволяет создавать нечто новое в сфере межличностного взаимодействия, и свойственна в большинстве своем социально адаптированным лицам, не испытывающим ситуационное напряжение в социальном взаимодействии [1].
При подготовке студентов, дальнейшая профессиональная деятельность которых будет связана с коммуникативными процессами и социальным взаимодействием, вопросам развития социальной креативности следует уделять особое внимание. В ситуациях сложного, противоречивого взаимодействия и общения необходима профессиональная и личностная гибкость специалиста, оригинальность мышления, умение ориентироваться в нестандартных социальных условиях.
Эффективными инструментами развития социальной креативности в процессе обучения являются активные методы.
Активные методы обучения - совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучающихся [4, 314].
Существует немало классификаций активных методов обучения. Применительно к использованию активных методов в процессе обучения в вузе А.М. Смолкин выделяет имитационные и неимитационные методы активного обучения[6, 24]. Имитационные методы воспроизводят, имитируют ситуации профессиональной деятельности. Развитие социальной креативности студентов целесообразнее всего осуществлять посредством имитационных методов, которые позволяют проигрывать, «проживать» ситуации межличностный коммуникации и социального взаимодействия, прививать и закреплять навыки решения проблемных ситуаций.
К числу наиболее эффективных методов развития социальной креативности относится ролевая игра. Ролевой игрой можно назвать методический приём обучения, при котором участники моделируют реальные или вероятностные ситуации путём распределения и проигрывания ролей. Цель ролевой игры, как правило, заключается в практической проверке стратегий решения проблемных ситуаций, в анализе собственного и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
чужого поведения и в изменении, при необходимости, своих действий.
Важное отличие ролевых игр от деловых состоит в том, что сферой моделирования являются не только профессиональные, но и культурные, и социально-психологические системы.
Развитие социальной креативности студентов обуславливается наличием следующих особенностей ролевой игры:
- в ролевых играх присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает их к повседневной реальности;
- в ролевых играх отсутствует момент оценивания;
- участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли;
- ролевые игры развивают способности самопонимания, осознания своих чувств и принятия ответственности за них, понимания других людей и сочувствия к ним;
- игра создаёт ситуацию, в которой обучаемый может исследовать новые способы действия, учится практическому искусству общения;
- по ходу игры и после её окончания участники анализируют ситуации взаимодействия и общения, получают обратную связь от других членов группы, самостоятельно приходят к выводам о достижении игровой цели.
По мнению Р. З. Валеевой, обучающие возможности ролевой игры состоят в том, что её можно рассматривать как модель общения, мотивационно-побудительную возможность, личностную сопричастность происходящему, средство учебного сотрудничества и партнёрства, фасилитатор сферы общения, расширение личностного образовательного пространства [3].
Проведение ролевой игры требует тщательной подготовки, профессионализма преподавателя, способности и готовности к быстрому разрешению всех возникающих по ходу игры проблем, соответствия целям образовательного процесса.
Основное преимущество ролевой игры для развития социальной креативности студентов состоит в получении определенного опыта взаимодействия и решения возникающих проблем в нестандартных, непредвиденных жизненных ситуациях, моделировании и проигрывании этих ситуаций в альтернативной игровой реальности. Высокий уровень социальной креативности, в свою очередь, способствует инновационной деятельности, генерированию идей, постановке и творческому решению задач в сфере социальной реальности и межличностного взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Андрейченко А.О. Личностные основания социальной креативности // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 09.02.2017)
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
3. Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.human.snauka.ru/2013/12/5479 (дата обращения: 10.02.2017).
4. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
5. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru (дата обращения: 25.11.2016).
6. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
7. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 277 с.
© Зарубина Ю.Н., 2017