Научная статья на тему 'Ролевая игра как один из инструментов развития социальной креативности студентов'

Ролевая игра как один из инструментов развития социальной креативности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарубина Ю. Н.

В статье рассматриваются возможности использования ролевой игры как метода активного обучения для развития социальной креативности студентов. Раскрываются понятия «социальная креативность» и «активные методы обучения». Выделяются преимущества ролевой игры как метода обучения и формирования социальной креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как один из инструментов развития социальной креативности студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 316.776

Ю.Н. Зарубина

к. психол.наук, ЯрГУ им. П.Г. Демидова,

г. Ярославль, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования ролевой игры как метода активного обучения для развития социальной креативности студентов. Раскрываются понятия «социальная креативность» и «активные методы обучения». Выделяются преимущества ролевой игры как метода обучения и формирования социальной креативности.

Ключевые слова

Социальная креативность, ролевая игра, творческое мышление, активные методы обучения, студенты.

В усложняющихся ситуациях социального взаимодействия важнейшим ресурсом личности, способной к инновационной деятельности, критическому мышлению, умению работать в команде и самостоятельно принимать ответственные решения является социальная креативность.

Социальная креативность — это способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности. Социальная креативность проявляется в нестандартном решении личностью социальных задач, позволяет создавать нечто новое в сфере межличностного взаимодействия, и свойственна в большинстве своем социально адаптированным лицам, не испытывающим ситуационное напряжение в социальном взаимодействии [1].

При подготовке студентов, дальнейшая профессиональная деятельность которых будет связана с коммуникативными процессами и социальным взаимодействием, вопросам развития социальной креативности следует уделять особое внимание. В ситуациях сложного, противоречивого взаимодействия и общения необходима профессиональная и личностная гибкость специалиста, оригинальность мышления, умение ориентироваться в нестандартных социальных условиях.

Эффективными инструментами развития социальной креативности в процессе обучения являются активные методы.

Активные методы обучения - совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучающихся [4, 314].

Существует немало классификаций активных методов обучения. Применительно к использованию активных методов в процессе обучения в вузе А.М. Смолкин выделяет имитационные и неимитационные методы активного обучения[6, 24]. Имитационные методы воспроизводят, имитируют ситуации профессиональной деятельности. Развитие социальной креативности студентов целесообразнее всего осуществлять посредством имитационных методов, которые позволяют проигрывать, «проживать» ситуации межличностный коммуникации и социального взаимодействия, прививать и закреплять навыки решения проблемных ситуаций.

К числу наиболее эффективных методов развития социальной креативности относится ролевая игра. Ролевой игрой можно назвать методический приём обучения, при котором участники моделируют реальные или вероятностные ситуации путём распределения и проигрывания ролей. Цель ролевой игры, как правило, заключается в практической проверке стратегий решения проблемных ситуаций, в анализе собственного и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

чужого поведения и в изменении, при необходимости, своих действий.

Важное отличие ролевых игр от деловых состоит в том, что сферой моделирования являются не только профессиональные, но и культурные, и социально-психологические системы.

Развитие социальной креативности студентов обуславливается наличием следующих особенностей ролевой игры:

- в ролевых играх присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает их к повседневной реальности;

- в ролевых играх отсутствует момент оценивания;

- участники играют роли, позволяющие им выражать свои реальные чувства и мысли;

- ролевые игры развивают способности самопонимания, осознания своих чувств и принятия ответственности за них, понимания других людей и сочувствия к ним;

- игра создаёт ситуацию, в которой обучаемый может исследовать новые способы действия, учится практическому искусству общения;

- по ходу игры и после её окончания участники анализируют ситуации взаимодействия и общения, получают обратную связь от других членов группы, самостоятельно приходят к выводам о достижении игровой цели.

По мнению Р. З. Валеевой, обучающие возможности ролевой игры состоят в том, что её можно рассматривать как модель общения, мотивационно-побудительную возможность, личностную сопричастность происходящему, средство учебного сотрудничества и партнёрства, фасилитатор сферы общения, расширение личностного образовательного пространства [3].

Проведение ролевой игры требует тщательной подготовки, профессионализма преподавателя, способности и готовности к быстрому разрешению всех возникающих по ходу игры проблем, соответствия целям образовательного процесса.

Основное преимущество ролевой игры для развития социальной креативности студентов состоит в получении определенного опыта взаимодействия и решения возникающих проблем в нестандартных, непредвиденных жизненных ситуациях, моделировании и проигрывании этих ситуаций в альтернативной игровой реальности. Высокий уровень социальной креативности, в свою очередь, способствует инновационной деятельности, генерированию идей, постановке и творческому решению задач в сфере социальной реальности и межличностного взаимодействия.

Список использованной литературы:

1. Андрейченко А.О. Личностные основания социальной креативности // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 09.02.2017)

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

3. Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.human.snauka.ru/2013/12/5479 (дата обращения: 10.02.2017).

4. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

5. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru (дата обращения: 25.11.2016).

6. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.

7. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 277 с.

© Зарубина Ю.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.