УДК 378.14
Л.А. Югфельд
ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В статье показаны возможности использования дидактических, ролевых, деловых и интеллектуальных игр в процессе подготовки будущих социальных работников. Использование игры при изучении психолого-педагогических дисциплин оказывает позитивное влияние на развитие у студентов профессионально-личностных качеств: толерантности, ответственности, эмоциональной саморегуляции, креативности, эмпатии. Автор обосновал психологические и педагогические условия эффективной реализации потенциала различных игр. В содержании статьи раскрывается динамика развития качеств, необходимых для успешной деятельности будущих социальных работников.
Ключевые слова: ролевые, деловые, интеллектуальные игры, профессионально-личностное развитие, субъектность, толерантность, ответственность, креативность, эмпатия, эмоциональная саморегуляция.
В кризисные периоды развития общества особенно возрастает потребность в социально-педагогических услугах. В это время у значительной части населения усиливается чувство страха, одиночества, бессмысленности существования, растет социальное равнодушие. Нарастающая тревожность взрослых, их агрессивность, апатия - все это отрицательно сказывается на самочувствии детей. Негативные ожидания родителей передаются учащимся, в школах резко возрастает количество конфликтов, детских девиаций. Таким образом, в ситуации современного экономического кризиса потенциальная значимость социальной работы в нашей стране резко увеличивается.
Социальная работа как специфическое общественное явление характеризуется стремлением оказать помощь отдельным личностям, группам, общностям, испытывающим определенные сложности в социальном функционировании. Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами, трудностями, проблемами. Поле деятельности социального работника чрезвычайно широко: он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций; помогает в семейном воспитании; проводит работу с инвалидами, детьми; участвует в создании центров социальной помощи. Социальная работа включает: социальную терапию, направленную на адаптацию и реабилитацию индивида, на помощь в разрешении конфликтных ситуаций; социальную деятельность с группой (дети различного возраста
и различной, часто асоциальной, направленности); социальную деятельность по месту жительства, ориентированную на создание благоприятного микроклимата, укрепление общинных связей, стимулирование социальных инициатив.
Становление социальной работы происходило в России при доминирующей роли социальной педагогики, педагогических аспектов социальной помощи и защиты человека.
Требования к профессионализму социального работника очень велики, а его функции весьма разнообразны:
- координация деятельности различных социальных сфер;
- собственно педагогическая работа с детьми;
- организация взаимодействия с родителями школьников в направлении гармонизации их отношений с детьми;
- профилактическая деятельность по предупреждению «деформации социальных связей» семьи.
Среди аспектов деятельности социального работника наиболее значимы: диагностический, ориентированный на выявление особенностей детей и подростков; аналитический, позволяющий определить корреляцию проблем личностного развития ребенка и социальных факторов; профилактический, связанный с предупреждением асоциальных поступков; коррекционный, помогающий адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».
Смысл деятельности социального работника, в самом общем виде, состоит в создании условий для относительно целенаправленной социализации личности вопреки стихийности и неорганизованности этого процесса. Социальное об-
© Л.А. Югфельд, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
195
разование предполагает обучение и воспитание личности, готовой к профессиональной деятельности в сфере социальной защиты, к управлению социальными процессами. Важнейшими профессионально-личностными характеристиками такого специалиста выступают субъектность, ответственность, толерантность, креативность, рефлексия, способность к регуляции своего эмоционального состояния.
Спектр основных задач социального работника чрезвычайно широк: оказывать помощь индивидам и группам; диагностировать затруднения личного, социального, духовного характера, помогая личности справиться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного, корректирующего воздействия; использовать все средства и источники для социальной защиты.
Специалист должен уметь реагировать на происходящие в социуме изменения, уметь их прогнозировать и проектировать. Способность действовать в ситуации неопределенности, согласовывать и принимать решения, работать в команде - все эти качества социального работника особенно востребованы в современной ситуации.
Обществу нужны профессионалы, способные решать задачи социальной работы не только на нормативно-инструктивном, но и на творческом уровне. Целью профессиональной подготовки будущего социального работника в педагогическом университете является развитие его личностного потенциала, стимулирование профессионально значимых качеств и способностей. Использование различных вариантов и видов дидактических игр в процессе университетского образования позволяет приблизиться к реализации этой цели. Ценность игры заключена в ее диагностическом, развивающем, обучающем, коррекционном, воспитательном, психотерапевтическом потенциале. В игре развивается личностная и профессиональная позиция будущего социального работника, происходит приближение к выбранной профессии. Различные виды игры позволяют создавать квази-профессиональ-ные ситуации, осуществляя пропедевтику будущей социально-педагогической деятельности студентов. Доброжелательность, равенство, атмосфера общей увлеченности и доверия - все это не только благотворно сказывается на успешности обучения, но и помогает повысить самооценку студента, изменить его статус в группе.
Содержание предметов психолого-педагогического и социально-педагогического цикла позволяет многопланово использовать различные виды игры: интеллектуальные, ролевые, деловые, имитационные и другие.
Участие студентов в игровой ситуации помогает им получить опыт групповой работы, поиска, принятия и согласования решений в ситуации неопределенности. Опыт, полученный в игре, может способствовать развитию гуманистической позиции, толерантных моделей поведения будущего социального работника.
Игра оказывает позитивное влияние на развитие компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека с другими людьми: способность конструктивно разрешать конфликты; грамотно общаться с различными группами людей; готовность выстроить толерантные отношения с людьми разных национальностей, религий, этнических групп, политических и идеологических убеждений и др.
В процессе психолого-педагогической подготовки студенты получают собственный субъективный опыт использования интеллектуальных, деловых и сюжетно-ролевых игр. Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют условную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений. Подготовка преподавателя университета к деловой игре является достаточно длительной и многоэтапной:
- выбор объекта игры, определение моделей, сюжетной линии;
- предварительная проработка игрового процесса, адаптация к особенностям студенческой группы;
- выбор и описание ролей;
- разработка приемов стимулирования студентов;
- подготовка необходимых блоков документации и других материалов.
Важной особенностью деловых игр является их многовариантность, высокая степень эмоционального напряжения, личностной включенности участников в игру Все эти характеристики деловых игр в полной мере проявлялись в процессе совместного со студентами проектирования и проведения таких игр как «Беседа социального работника с клиентом», «Взаимодействие школьного психолога и социального работника», «Социальный работник на родительском собрании», «Социально-педагогический консилиум».
Ролевые игры представляют собой более экономичный и менее трудоемкий вариант игровых технологий. Они стимулируют гибкость, свободу выбора студентами разнообразных ролей, приучают их ответственно действовать в альтернативных ситуациях. Среди ролевых игр, применяемых в процессе лабораторно-практических занятий при изучении курса «Социальная педагогика», такие, как «Конфликтная ситуация ребенка с родителями», «Индивидуальная беседа социального педагога с родителями школьника», «Моделирование социальным работником ситуации успеха для различных учеников», «Организация продуктивного взаимодействия детей в условиях инклюзивного обучения». В одной и той же ролевой игре в течение семинарского или лабора-торно-практического занятия можно неоднократно изменять исходные параметры, развивая у студентов не фрагментарное, а целостное восприятие педагогической реальности.
Создавая особую «креативную среду» (В.Г. Рын-дак), игра имеет существенный потенциал для развития творческих характеристик личности студентов. Ощущение свободы, доброжелательная комфортная атмосфера на занятиях, отсутствие принуждения и давления со стороны преподавателя - все это стимулирует становление и развитие креативности будущих социальных педагогов. На семинарских и практических занятиях по психологии, педагогике, дисциплинам специальности «социальная работа» студенты предлагали и проигрывали нестандартные варианты действий, оригинальные модели поведения социального работника в трудных жизненных ситуациях.
Снять тревожность студентов помогало применение игровой символики и атрибутики: будущие социальные работники с увлечением участвовали в проектировании сценария игры и исполнении ролей. Ролевые ситуации использовались для развития недостаточно сформированных профессионально-личностных качеств будущих социальных работников: субъектности, уверенности, выразительности, ответственности, креативности. Существенна роль игры в развитии способности будущих социальных работников к саморегуляции, к управлению своим эмоционально-психическим состоянием. На практических занятиях по педагогической, возрастной, социальной психологии и социальной педагогике и социальной работе использовались как интеллектуальные («Что? Где? Когда?», «Брейн-
ринг»), так и имитационные игры («Кораблекрушение», «Робинзонада» и другие). Демократичность, открытость, ограниченное время для ответов на вопросы - все это создает значительное интеллектуальное и эмоциональное напряжение участников игры. В интеллектуальных играх студенты могут выполнять роли «эрудита», «генератора идей», «критика», «скептика». Интеллектуальные игры позволяют развивать максимально быструю реакцию студентов в непрогнозируемой ситуации, стимулировать гибкость, вариативность мышления.
В процессе изучения курсов «Педагогическая психология» и «Педагогические технологии» студенты рассматривали психолого-педагогические условия эффективной игровой деятельности, а также знакомились с возможными негативными последствиями игры: дегуманизация межличностных отношений, снижение статуса личности в группе. Жесткая ориентация участников игры на победу может стать причиной межличностного конфликта. Предупредить подобные осложнения позволяют обоснованность игровой позиции, продуманный выбор студентами игровых ролей.
Игра обладает значительными возможностями в развитии рефлексии студентов, в формировании у них умения выходить в рефлексивную позицию. Каждая игра завершалась индивидуально-личностной и групповой рефлексией, студенты учились анализировать свое ролевое поведение в контексте профессиональной этики, выявляя личностные трудности и удачи, выбирая аргументы для обоснования своей позиции. Условность игры позволяла создать рефлексивно-развивающее пространство, стимулирующее включение студентов в диалог. Студенты выступали в критической позиции по отношению к себе как будущему профессионалу. Игра раскрепощает: молодые люди более свободно и открыто выражают свои взгляды и чувства, принимают собственные эмоции и эмоции однокурсника, готовы к более непосредственному эмоциональному реагированию.
В процессе опытно-экспериментальной работы возросло число студентов, которые стали использовать игры в период своей производственной практики. Студенты высоко оценили позитивное влияние игры на характер межличностных отношений в группе, на развитие своих профессионально-личностных качеств. Будущие социальные педагоги и социальные работники отме-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
197
чали, что стали более уверенно и осмысленно использовать игру, учитывая возрастные и психологические особенности детей, свои собственные возможности.
Особенно ценно, что участие студентов в игровой деятельности позитивно сказывается на формировании у них таких качеств как субъект-ность, креативность, ответственность, выразительность, толерантность, эмпатия, рефлексия. Уровень сформированности профессионально-личностных качеств будущих социальных работников определялся на основе рейтинговых, ранговых методик, самодиагностики и взаимодиагностики студентов, анализа различных социально-педагогических ситуаций. Для оценки эффективности формирования различных качеств исполь-
зовались стандартные диагностические методики, адаптированные к особенностям студенческих групп.
Применение игры в процессе подготовки социальных работников помогало им адресно и целенаправленно включать в производственную практику групповую терапию, методы активного обучения, педагогической коррекции и социальной диагностики.
Не менее важно, что в игре происходило освоение студентами многообразных моделей поведения. Для профессионально-личностного развития будущих специалистов включение в их психолого-педагогическую подготовку различных видов игры оказалось весьма полезным и перспективным.