Научная статья на тему 'Проектирование психологически безопасной образовательной среды как педагогическая проблема'

Проектирование психологически безопасной образовательной среды как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2991
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / индикаторы безопасности / проектирование / этапы проектной деятельности / psychological safety / learning environment / security indicators / designing / stages of project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Югфельд Ирина Александровна

В статье показана актуальность создания психологически безопасной образовательной среды, обоснованы индикаторы безопасности. Рассматриваются этапы проектной деятельности педагога и средства формирования у бакалавров образования готовности к проектированию безопасного пространства класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Югфельд Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PSYCHOLOGICAL SAFETY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article shows the urgency of creating psychologically safe learning environment, justifies security indicators. The author considers the stages of the teacher’s project activity and the means of formation of the undergraduate’s education preparedness to designing a safe space of a class.

Текст научной работы на тему «Проектирование психологически безопасной образовательной среды как педагогическая проблема»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье показана актуальность создания психологически безопасной образовательной среды, обоснованы индикаторы безопасности. Рассматриваются этапы проектной деятельности педагога и средства формирования у бакалавров образования готовности к проектированию безопасного пространства класса.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, индикаторы безопасности, проектирование, этапы проектной деятельности.

I. L. Fedotenko, I. A. Yugfeld

TSPU (Tula, Russia)

DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PSYCHOLOGICAL SAFETY

AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article shows the urgency of creating psychologically safe learning environment, justifies security indicators. The author considers the stages of the teacher’s project activity and the means of formation of the undergraduate’s education preparedness to designing a safe space of a class.

Keywords: psychological safety, learning environment, security indicators, designing, stages of project activities.

На личностное развитие человека на протяжении всей его жизни влияет среда, однако наиболее значимое и доминирующее воздействие на личность включенных в нее субъектов среда оказывает в период школьного обучения. Л. С. Выготский подчеркивал, что «влияние среды на развитие ребенка будет измеряться и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде». Анализ исследований в области гуманистической психологии убеждает, что полноценное развитие личности предполагает, прежде всего, удовлетворение ее потребности в безопасности. Только в этом случае личностные ресурсы будут направлены на собственное развитие, а не на защиту от субъективно воспринимаемой возможной угрозы.

В спектре проблем современной школы снижение уровня психического насилия, формирование безопасной среды класса занимает особое место. Образовательное пространство - наименее защищенная сфера жизни детей и педагогов, для которой характерно физическое и психическое насилие, принуждение, давление, унижение, оскорбление личности. Состояние современной школьной среды вызывает серьезную тревогу учителей, психологов, родителей, их не может не волновать рост школьного насилия, жестокости, угроз,

94

Педагогические науки

конфликтов. Образовательная среда средней школы включает широкий спектр физических, психологических, технологических, экологических отсностей для всех субъектов образовательного процесса. Риски и вызовы современного общества своеобразно преломляются в образовательном пространстве, наы-щая его реальными и потенциальными страхами взрослых и детей.

Интернет переполнен сценами школьного насилия, детская и подростковая жестокость превращается в имманентную характеристику различных образовательных организаций. Опасной тенденцией выступает также усиливающаяся эстетизация, героизация, романтизация агрессии, существенную роль в которой выполняют компьютерные игры.

Стремительно возрастает реальная и потенциальная конфликтогенность образовательной среды, что обусловлено рядом факторов: ухудшением состояния физического и психического здоровья всех субъектов учебного процесса (учеников и педагогов); феминизацией и общим старением учительства как социально-профессиональной группы; увеличением численности учеников в классе; включением в единый образовательный процесс здоровых детей и школьников с особыми образовательными потребностями; сокращением должности психолога и ликвидацией психологической службы в школах.

Оптимизация образовательных организаций, понимаемая как механическое объединение территориально близких учреждений разного профиля, уровня, направленности, в частности привела к росту численности детей в классе, значительному повышению степени гетерогенности пространства. В этих условиях эмоционально-психические нагрузки на школьников и учителей резко возрастают, что обостряет их взаимодействие, провоцирует конфликты, повышает напряженность и личностную тревожность. Увеличилось число детей с пограничными психическими состояниями. Сегодня массовый характер приобретают стрессовые факторы, аффективные всплески, информационные перегрузки, разные девиации.

Неготовность педагогов к проектированию психологически безопасной образовательной среды приводит к тому, что учитель зачастую сам провоцирует конфликты. Педагог не знает индикаторы безопасности учебной среды, не выделяет маркеры, предупреждающие о возможном насилии, потенциальных конфликтах, о наличии в классе «жертвы». Новое звучание приобретает вопрос об ответственности учителя за самочувствие ребенка в образовательном процессе, за сохранение его психического и физического здоровья. Тревожный учитель передает школьникам свои страхи, транслирует непродуктивные модели взаимодействия, насаждает в сознании учащихся негативные стигмы в отношении детей разных национальностей, конфессий, состояния здоровья.

Негативное эмоциональное состояние, неблагоприятные условия школьной среды стимулируют включение у детей и учителей механизмов психологической защиты: компенсации, подавления, замещения, отрицания,

95

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

интеллектуализации, регрессии. Более продуктивными способами реакции личности являются копинг-стратегии, однако ими владеет незначительное число субъектов, в отличие от психологических защит они требуют определенных усилий личности: осмысления и анализа ситуации, контроля и преобразования. Принято различать поведенческие, когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии.

Особую актуальность проблема проектирования психологически безопасной образовательной среды приобрела после утверждения профессионального стандарта «Педагог». Стандарт утверждает, что учитель должен обладать компетенцией, необходимой для создания, обеспечения, проектирования психологически безопасной среды класса.

Психологическая безопасность личности рассматривается как специфическое эмоциональное состояние, связанное с переживаниями чувства благополучия, комфорта, защищенности, с отсутствием страха, тревожности, стрессов. Психологическую безопасность целесообразно рассматривать как переживание ребенком спокойствия и уверенности, возникающих в результате его взаимодействия с конкретным учителем.

Психологически безопасная среда свободна от насилия и давления, позволяет удовлетворить потребность ребенка в доверительном общении, обеспечивает его эффективное личностное развитие. Психологическая безопасность образовательной среды для учителя является необходимым условием безопасности образовательной среды для учеников.

Профессиональная подготовка студентов в педагогических университетах сегодня призвана учитывать всю глубину и неоднозначность процессов трансформации образовательного пространства школ. Эффективный учитель должен не только знать основные индикаторы психологически безопасной среды, но и уметь проектировать пространство, отвечающее характеристикам безопасности. Для проектной деятельности будущих учителей, направленной на создание психологически безопасной среды, важно сформировать у них диагностическую, конфликтологическую, коммуникативную, прогностическую, психотерапевтическую компетенции.

Подготовка будущих бакалавров и магистров образования к проектированию психологически безопасной образовательной среды осуществляется в процессе изучения педагогической, возрастной, социальной, специальной психологии, педагогики, конфликтологии, разнообразных элективных курсов «Проектирование психологически безопасной образовательной среды», «Психология инклюзивного образования». Так, студенты рассматривают основные индикаторы психологически безопасной школьной среды:

- позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе;

- отсутствие у школьников страха перед учителями;

- доверительные отношения ребенка и педагога;

- готовность детей задавать учителям вопросы;

96

Педагогические науки

- критичность, креативность, автономность,самостоятельность учащихся;

- готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать собственную позицию;

- высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды;

- низкий уровень ситуативной тревожности.

Проектирование среды - это целенаправленная деятельность учителя по определению вариантов развития и целенаправленного изменения образовательного пространства класса. В проектной деятельности принято выделять следующие этапы:

- диагностико-прогностический (диагностика исходного состояния образовательной среды, определение потенциала развития);

- выбор и обоснование оптимальных технологий, форм, методов проектирования;

- непосредственная подготовка к реализации выбранных способов повышения психологической безопасности;

- реализация намеченной программы;

- экспертно-оценочный этап.

Студенты убеждаются, что проектирование гетерогенной образовательной среды начинается с диагностики, с выяснения исходного уровня психического и физического состояния детей, степени их обученности, особенностей мотивации, статуса ребенка в группе.

Учитывая значимость диагностических компетенций в подготовке будущего учителя к проектированию психологически безопасной среды, мы разработали задания для студентов по самодиагностике, взаимодиагностике, интерпретации результатов использования диагностического инструментария на производственной практике, анализу возможных причин девиантного поведения детей. В период педагогической практики студенты применяли методики, позволяющие оценить степень психологической безопасности школьной среды конкретной образовательной организации.

Личность учителя является ключевой фигурой в создании психологической защищенности детей. В число значимых профессиональных характеристик учителя, необходимых для эффективного проектирования психологически безопасной среды, входят гуманистическая направленность личности, гибкость, вариативность, рефлексия, педагогический оптимизм, эмоциональная стабильность, способность к саморегуляции. Психологически компетентный учитель несет ответственность за самочувствие ребенка в школе, за предупреждение его личностных деформаций, за сохранение его психического здоровья, за реализацию потенциальных возможностей. Важнейшим профессиональным качеством, обеспечивающим психологический комфорт школьника, особенно в гетерогенной среде, является толерантность учителя. Для психологической защищенности ребенка очевидна также значимость эмпатии как

97

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

способности человека наиболее адекватно реагировать на эмоциональные переживания другого.

Наиболее негативно на характеристиках среды сказываются такие качества учителя, как психологическое давление, напряженность, агрессивность, авторитаризм, раздражительность, ригидность, жесткое ролевое поведение, категоричность, тревожность.

Собственные наблюдения и результаты диагностики показали будущим учителям, что особое внимание необходимо уделить школьникам, имеющим низкий социометрический статус в группе, а также ограничения в состоянии физического и психического здоровья. Именно эта категория детей может оказаться «жертвой» в ситуации школьного насилия.

Развитию толерантности, гибкости будущего учителя способствовало моделирование педагогических ситуаций, включение в образовательный процесс сюжетно-ролевых и деловых игр. Игровые технологии наиболее адекватны специфике студенческого возраста, ориентации молодых людей на самостоятельность, инициативность, креативность, критичность, автономность. В процессе изучения общей, социальной, педагогической, специальной психологии, а также конфликтологии разнопланово использовалось игровое моделирование. Проигрывание педагогических ситуаций помогало студентам оценить способы общения с детьми, которые нуждаются в индивидуальной поддержке (тревожные, замкнутые, неуспевающие в учебе, агрессивные, школьники с особыми образовательными потребностями). Анализ профессиональных ситуаций, проведение групповых дискуссий, ролевых игр помогли будущим учителям осмыслить собственные нежелательные действия, оценить влияние на детей своих негативных эмоциональных состояний. Особое внимание уделялось отработке у студентов в коммуникативных ситуациях приемов «активного слушания» и техники «Я-сообщений», продуктивных способов замечаний. На семинарских занятиях по курсу «Конфликтология» студентам предлагалось также вспомнить и проиграть свои собственные школьные конфликты, которые возникали у них в учебной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Доброжелательная атмосфера занятий, обстановка защищенности, доверия и принятия каждого, применение игровой символики и атрибутики, включение элементов тренинга способствовали развитию проективных, коммуникативных, конфликтологических, прогностических компетенций будущих педагогов. Существенна роль игры в развитии способности будущих учителей к саморегуляции, волевому управлению своим психическим состоянием, в формировании сдержанности, эмоциональной стабильности - компетенций, без которых сложно проектировать психологически безопасную школьную среду. Опыт, полученный студентами в процессе изучения психологических дисциплин, переносится в квазипрофессиональную деятельность в ходе производственной практики. Игровой опыт помогал студентам освоить модели поведения, связанные с сокращением дис-

98

Педагогические науки

танции между педагогом и ребенком, выбрать наиболее адекватную поведенческую реакцию (что имеет особое значение для создания психологически безопасной образовательной среды).

Первоначально полученные результаты дают нам основание утверждать, что подготовка выпускника к проектированию психологически безопасной гетерогенной образовательной среды - это еще один шаг к школе, ценящей индивидуальность каждого ребенка, уважающей его права и свободы, создающей условия для его успешного личностного развития, для эффективного «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский).

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.