Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних средствами музыкального искусства'

Подготовка будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Тенюкова Галина Григорьевна

В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки будущих педагогов к социальной реабилитации дезадаптированных детей, показаны педагогические условия, позволяющие эффективно готовить педагогов к работе c воспитанниками социально-реабилитационных центров с использованием музыкального искусства, представлены критерии, показатели такой готовности, охарактеризованы уровни ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрисанова Елена Геннадьевна, Тенюкова Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних средствами музыкального искусства»

УДК 364.57:[364-785.14:78.05]-053.6

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR SOCIAL REHABILITATION OF THE UNDER-AGED BY MEANS OF MUSIC ART

Е. Г. Хрисанова, Г. Г. Тенюкова E. G. Khrisanova, G. G. Tenyukova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки будущих педагогов к социальной реабилитации дезадаптированных детей, показаны педагогические условия, позволяющие эффективно готовить педагогов к работе с воспитанниками социальнореабилитационных центров с использованием музыкального искусства, представлены критерии, показатели такой готовности, охарактеризованы уровни ее сформированное™.

Abstract. The article reveals the problem of professional training of future teachers for social rehabilitation of the disadapted children, it shows the pedagogical conditions for effective training of teachers to work with children from social-rehabilitation centres by means of music art. The article also presents the criteria, indices of the readiness, characterizes the levels of its development.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, социальная реабилитация, дезадаптированные дети, социально-реабилитационные центры, педагогические условия.

Keywords: training of future teachers, social rehabilitation, disadapted children, social-rehabilitation centres, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется обострением социальной обстановки, резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма, наркомании и других негативных явлений. В связи с этим возрастает роль социальной сферы, которой в сложившихся условиях приходится решать принципиально новые задачи: снижение тревожности граждан; проведение консультационной работы с населением; организация социальной помощи одиноким нетрудоспособным гражданам; разработка концепций государственной политики в области социальной работы с различными категориями граждан (детьми, молодежью, женщинами, пенсионерами и др.); интеграция различных подходов к развитию социальной сферы, накопленных в различных областях.

К работе в социальной сфере привлекаются специалисты как с социальным, так и с педагогическим образованием. Особенно значительной является доля педагогических работников в социально-реабилитационных центрах, предназначенных для оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Изучение опыта работы социальных приютов для детей, центров помощи детям, оставшимся без попечения родите-

лей, центров социальной помощи семье и детям позволило выявить слабую обеспеченность этих учреждений высококвалифицированными кадрами. По нашим наблюдениям, работники социально-реабилитационных центров, даже имеющие педагогическую подготовку, не владеют знаниями о целях и задачах воспитания в таких учреждениях, несфор-мированными остаются у них умения и навыки организации занятий с детьми с использованием различных видов искусства (изобразительного искусства, театра, музыки), возможности которых в социальной реабилитации доказаны как в педагогической теории, так и в практике социальной работы.

Возникает противоречие между необходимостью специальной подготовки будущих педагогов к использованию музыки в социальной реабилитации несовершеннолетних и неразработанностью теоретических и методических основ такой подготовки в вузах. Данное противоречие определило актуальность проблемы обоснования теоретических и технологических основ совершенствования подготовки будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних средствами музыкального искусства.

Материал и методика исследований. В работе были использованы идеи и труды Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, Л. А. Рапацкой, В. Г. Ражникова, Г. М. Цыпина и др. Были проанализированы научно-педагогические исследования Т. Ю. Алексеевой, Л. К. Волошиной, Н. В. Голубевой, В. И. Петрушина, О. М. Фалетровой, В. М. Элькина, посвященные проблеме реабилитации и преодоления дезадаптации детей средствами музыки [1].

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы в аспекте исследования; анализ и обобщение опыта работы педагогов и музыкальных руководителей социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; анализ и изучение документации (учебные планы, программы социальной реабилитации, отчеты по работе социально-реабилитационных центров); наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование; педагогический эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. Процесс реабилитации детей в социально-реабилитационном центре предполагает формирование личности, легко адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды, физически и психически здоровой, коммуникабельной, способной к самореализации, с ярким творческим потенциалом. Важными факторами воспитания, обеспечивающими эффективную социальную реабилитацию, являются организация полнокровной, полноценной жизни, насыщенной интересными делами, контактами со сверстниками, создание условий для самореализации и творческого проявления, т. е. включение ребенка в активный жизненный процесс. Значительную помощь при этом может оказать организация досуговой деятельности детей на основе музыкального искусства. Исследователи, разрабатывающие социально-педагогическое направление, считают, что музыка отличается от всех видов искусства своей доступностью, демократичностью, широтой охвата понятных всем переживаний. Непосредственно обращаясь к эмоциям и чувствам, она способна повлиять на всех детей, в том числе и на детей с различными нарушениями в эмоциональной, нравственной и волевой сферах.

В последние десятилетия появляется все больше исследований, посвященных использованию музыки в коррекции поведения, чувственно-эмоциональной и интеллектуально-нравственной сфер детей с проблемами психического развития и социализации. Так, В. И. Петрушин, разрабатывая вопросы применения музыкотерапии для коррекции

невротических состояний, считает, что она может эффективно применяться для эстетизации и гармонизации больничной среды, развития коммуникативности, творческого воображения и фантазии, релаксации психологического тонуса, расширения и развития эмоциональной сферы, чувства коллективизма, эстетических потребностей. Ученый утверждает, что, являясь средством невербальной коммуникации, музыка наиболее эффективно влияет на чувства и настроение человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической развязки [4]. По мнению Н. В. Голубевой, музыкальное воспитание является необходимой частью реабилитационного процесса, так как включает в себя формирование положительных эмоций, положительного эмоционального тонуса через коррекцию физических недостатков, через создание творческой атмосферы [2].

Проанализировав особенности функционирования социально-реабилитационных центров, а также содержание профессиональной готовности музыкальных руководителей этих центров [5], мы определили готовность будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних как систему качеств личности, знаний и умений, обеспечивающую эффективное решение задач реабилитации средствами музыкального искусства. На основе анализа литературы, наблюдения за деятельностью сотрудников социальнореабилитационных центров, их анкетирования нами были определены личностный, когнитивный, практический критерии сформированности исследуемой готовности.

Показателями личностного критерия являются положительная мотивация к работе с дезадаптированными детьми и потребность помогать им, развитые личностные качества: эмпатия, толерантность, артистизм, коммуникабельность, любовь к детям. Важным показателем данного критерия является также сформированность у будущих педагогов самоконтроля профессиональной деятельности, особенно необходимого в работе с воспитанниками реабилитационных центров [6].

Когнитивный критерий готовности будущих учителей к работе с дезадаптированными детьми имеет следующие показатели: знание особенностей развития дезадаптированных детей; знание теории, истории и нормативно-правовой базы социальнопедагогической работы; знание методик музыкального воспитания; знание современных технологий работы с дезадаптированными детьми.

Показателями практического критерия являются умения коммуникативные, организаторские: организация музыкально-педагогической деятельности в социально-

реабилитационном центре (подбор музыкального репертуара, который соответствует личностным особенностям воспитанника и отвечает требованиям доступности, художественности и коррекционной направленности; увлекательный и доступный рассказ детям о музыке и др.).

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности исследуемой готовности нами определены три ее уровня: низкий, средний, высокий.

Студенты с низким уровнем готовности характеризуются слабой мотивацией к работе с дезадаптированными детьми, отсутствием интереса к данному виду деятельности, низким уровнем развития эмпатии, толерантности, артистизма, коммуникативных качеств. Они не знакомы с нормативно-правовой базой, особенностями развития дезадаптированных детей, слабо ориентируются в целях и задачах музыкально-педагогической деятельности центра, не владеют организаторскими и коммуникативными умениями, не умеют увлечь детей, повести их за собой, испытывают трудности при подборе репертуара для музыкальных занятий.

При среднем уровне готовности студенты мотивированы на работу с дезадаптированными детьми, но не способны в полной мере осознать значимость данной деятельности, интерес к ней проявляют только в особых ситуациях. Проявления толерантности и эмпатии ситуативны. В критических ситуациях действуют спонтанно, не умеют соотносить свои действия со знаниями и умениями, полученными в процессе профессиональной подготовки. Знакомы с нормативно-правовой базой, особенностями развития дезадаптированных детей, спецификой и методами работы с ними, но приобретенные знания не систематизированы, поэтому существуют затруднения в их самостоятельном применении на практике. Владеют отдельными умениями и навыками организации музыкальнопедагогической деятельности в социально-реабилитационном центре, но не проявляют творческую активность в своей деятельности.

Студенты, уровень готовности которых можно отнести к высокому, мотивированы на работу с дезадаптированными детьми, проявляют к ней интерес, в полной мере осознают значимость своей деятельности. Личностные качества - эмпатия, толерантность, артистизм - развиты в достаточной мере. Знания нормативно-правовой базы, особенностей музыкально-педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре, принципов и форм ее организации, особенностей развития дезадаптированных детей и методов взаимодействия с ними прочно усвоены в логической взаимосвязи, умеют применять свои знания на практике. Легко общаются с детьми, способны увлекательно и доступно рассказать им о музыке. При подборе музыкального репертуара и проведении мероприятий учитывают принципы работы в социально-реабилитационном центре и особенности развития дезадаптированных детей.

На основе теоретического анализа литературы и проведенной экспериментальной работы по теме исследования нами были выявлены следующие педагогические условия, при соблюдении которых возможна успешная подготовка будущих педагогов к деятельности с дезадаптированными детьми: введение в учебный процесс спецкурса «Музыкально-педагогическая деятельность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних», направленного на углубленное изучение психологических особенностей дезадаптированных детей и раскрывающего возможности музыкального искусства в их реабилитации; вовлечение студентов в практическую работу по социальной реабилитации детей в соответствующих центрах.

Реализация названных условий предполагает опору на личностно ориентированный, социально-педагогический и комплексный подходы. В соответствии с личностно ориентированным подходом будущие педагоги должны быть подготовлены к организации личностно ориентированной работы с воспитанниками. В русле социально-педагогического подхода музыкальное искусство рассматривается как средство творческой самореализации личности, направленной на освоение социокультурной реальности и на создание педагогических ценностей в окружающем ребенка социуме с целью повышения его воспитательного потенциала. В соответствии с данным подходом система профессиональной деятельности работника социально-реабилитационного центра не может ограничиваться только дидактическим содержанием. Она должна быть направлена на создание социально-педагогических условий эффективной адаптации детей средствами музыкального искусства, на использование педагогической импровизации и личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, активизирующих субъектность и саморазвитие воспитанников, формирующих у них способность адекватно реагировать на изменения социальной среды.

Комплексный подход предполагает подготовку будущих педагогов к осуществлению комплексного воздействия на дезадаптированных детей с учетом их психологических особенностей, формирование у них музыкального вкуса и идеалов, их адаптацию в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация этого подхода требует знаний физических и психических особенностей развития школьников на разных возрастных этапах, сущности вербальной и невербальной коммуникаций, психологического воспитания, стилей и специфики педагогической деятельности. Эти знания студенты приобретают в процессе прохождения курсов социальной и педагогической психологии. Наиболее важным в контексте нашего исследования является курс специальной и коррекционной педагогики и психологии, где будущие педагоги знакомятся с особенностями развития девиантных и аномальных детей, методами их воспитания, начальными навыками применения музыкотерапии.

При изучении общих основ педагогики, дидактики и методики воспитательной работы студенты получают основные знания о педагогических системах, принципах, формах и методах обучения и воспитания детей. Для приобретения умений диагностирования отклонений в развитии ребенка, выявления способностей и направленности его личности большое значение имеет «Психолого-педагогический практикум».

Важным условием подготовки будущих педагогов к социальной реабилитации дезадаптированных детей является прохождение спецкурса «Музыкально-педагогическая деятельность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних». Его задачами являются ознакомление студентов с содержанием деятельности и функциями социально-реабилитационных центров; обеспечение их знаниями о составе воспитанников центра, проявлениях дезадаптации; вооружение методами и методиками работы, необходимыми для организации музыкально-педагогической и досуговой деятельности в социально-реабилитационном центре; формирование умений и навыков, необходимых для работы в центре.

Содержание спецкурса включает следующие разделы: теоретические основы организации музыкально-педагогической и досуговой деятельности в условиях социальнореабилитационного центра; принципы, содержание, формы и методы музыкальнопедагогической и досуговой деятельности в социально-реабилитационном центре. В спецкурсе используются различные формы работы: лекции, беседы, практические и лабораторные занятия, посещение социально-реабилитационных центров, выполнение творческих и тестовых заданий, тренинги и ролевые игры, направленные на развитие необходимых для работы с дезадаптированными детьми качеств личности (эмпатия, толерантность, артистизм, коммуникабельность).

Лекции содержат основной материал по темам. Отдельные лекции проводятся в социально-реабилитационных центрах для ознакомления студентов со спецификой работы этих центров и с детьми, которым они оказывают помощь, для сравнения методов, приемов и видов деятельности разных социальных работников. Будущие педагоги учатся самостоятельно проводить музыкальные мероприятия или занятия с детьми, выполнять отдельные задания, например, разучить с детьми песню, поставить танец или провести репетицию.

Развитию необходимых личностных качеств студентов способствуют практические занятия, где они разучивают песенный материал с использованием игровых элементов, рассказывают о музыкальном произведении, разыгрывают небольшую сказку. Все это стимулирует развитие у них артистизма и коммуникабельности. Также с ними проводят-

ся тестирование, тренинги, способствующие развитию эмпатии и толерантности, ролевые игры, имитирующие реальные ситуации, обсуждение различных проблем дезадаптированных детей.

Полученные в процессе прохождения спецкурса знания, умения и навыки студенты применяют в практической деятельности в социально-реабилитационном центре. Усиление практической ориентированности особенно важно в их подготовке к социальнопедагогической работе. Как отмечает Л. Е. Никитина, в условиях становления и развития новой для России специальности «Социальная работа» в различных модификациях становится обоснованным требование усилить практическую сторону такой подготовки и пересмотреть учебные планы вузов, в которых подготовка социального педагога планируется по образцу и подобию «учительской» [3].

Практика в социально-реабилитационных центрах направлена на решение следующих задач: дать студентам целостное представление о системе реабилитации детей, ознакомить с особенностями дезадаптированных детей, приобщить к разнообразным видам деятельности; вызвать у студентов интерес к работе с этими детьми, стремление к совершенствованию своих музыкальных и педагогических способностей, к творческому решению задач реабилитации детей; углубить и закрепить знания, полученные студентами при изучении педагогики, психологии, прохождении спецкурса «Организация музыкально-педагогической и досуговой деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», научить применять их на практике; подготовить студентов к использованию различных методов и форм реабилитации детей средствами музыкального искусства.

Программа практики в социально-реабилитационных центрах предусматривает три ее этапа.

Главной задачей первого этапа является накопление впечатлений у будущих педагогов о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, о методах и стиле работы сотрудников. В данный период студенты должны изучить нормативноправовые акты, регулирующие деятельность центров, психолого-педагогическую литературу и публикации по данной проблеме, посетить социально-реабилитационные центры, ознакомиться с их структурой, работой их отделений, условиями жизни детей, провести беседы со специалистами центров, побывать на музыкальных занятиях с дезадаптированными детьми.

Задачей второго этапа является более подробное знакомство студентов с особенностями дезадаптированных детей. Данный этап длится в течение двух месяцев. Его основной формой является активное наблюдение за реабилитационной работой и музыкальными занятиями в центре. Для изучения особенностей музыкального развития детей будущие педагоги прикрепляются небольшими группами к воспитателям в качестве их помощников.

На третьем этапе осуществляется подготовка студентов к целостному выполнению функций сотрудника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Этот этап предусматривает изучение определенной группы детей, составление индивидуального плана-графика работы группы на данный период, разработку сценария музыкально-развлекательного мероприятия, подбор к нему репертуара, разучивание его с детьми, анализ методической литературы при его составлении, проведение данного мероприятия.

Введение в учебный процесс спецкурса «Организация музыкально-педагогической и досуговой деятельности в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних» и практическая деятельность с дезадаптированными детьми способствуют приобретению студентами знаний о современном состоянии системы социальной помощи дезадаптированным детям и месте социально-реабилитационных центров в ней, об особенностях развития таких детей, принципах, содержании и формах организации музыкально-педагогической и досуговой деятельности в центре, формированию у них умений применять методы музыко-, сказко- и игротерапии.

Экспериментальная апробация выявленных педагогических условий позволила установить их положительное влияние на формирование у будущих педагогов готовности к работе в социально-реабилитационных центрах. Имеются устойчивые и значимые корреляционные связи между внедрением и эффективностью данной подготовки.

Резюме. Подготовка будущих педагогов к работе с дезадаптированными детьми в современных условиях является одной из важных задач педагогического вуза. Для ее успешного решения необходимы введение в образовательный процесс спецкурса «Музыкально-педагогическая деятельность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних» и вовлечение студентов в практическую работу по социальной реабилитации детей в таких центрах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева, С. А. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников / С. А. Беличева // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России : материалы координационного совещания. Вып. 6. - М., 1992. - С. 17-23.

2. Голубева, Н. В. Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Голубева. - Тюмень, 2000. - 21 с.

3. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / Л. Е. Никитина. - Ярославль : ДИА-пресс, 2001. - 275 с.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 237 с.

5. Тенюкова, Г. Г. О готовности будущих учителей музыки к работе с дезадаптированными детьми / Г. Г. Тенюкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9 . - С. 45-51.

6. Хрисанова, Е. Г. Теоретические основы формирования у будущих учителей самоконтроля профессиональной деятельности / Е. Г. Хрисанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С. 45-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.