В то же время необходимо было воспитывать и собственные кадры промышленных рабочих. Огромная роль и здесь отводилась молодежи как наиболее передовой и мобильной части общества. Вопросам формирования рабочего класса в регионе уделяли постоянное внимание партийные, комсомольские, профсоюзные органы ДВК. В докладе представителя Нарком-труда СССР по обследованию состояния и перспективах рабочего вопроса в ДВК, который был заслушан в 1929 году Президиумом Далькрайисполкома, ставились задачи на перспективное развитие промышленности и рабочего класса в регионе. А также отмечалась необходимость в связи с быстрым ростом техники в нашей стране подготовки кадров специалистов из среды рабоче-крестьянской молодежи [3].
Весьма значительную роль в промышленном освоении края сыграло патриотическое движение советской молодежи, которая по призыву партии и комсомола приехала на дальневосточные стройки. В 1932 году ЦК ВЛКСМ обратился к молодежи страны с призывом отправиться на Дальний Восток. Были созданы отряды добровольцев в промышленных центрах страны. Тысячи молодых людей с энтузиазмом откликнулись на этот призыв. За ним последовали и другие призывы (хетагуровское движение, по которому в край приехало 27 тыс. чел., в основном это были девушки).
Одним из условий успешного развития промышленности в регионе было развертывание сети профессионально-технического образования. В 1927 году в докладной записке Далькрайкома ВЛКСМ отмечалось, что работающие подростки нигде не обучаются, чаще всего используются на черновой ра-
боте. Там же указывалось, что в целом молодые рабочие не охвачены новыми формами квалификации, хотя производство все больше и больше нуждается в квалифицированной рабочей силе, в связи с чем необходимо расширение сети фабрично-заводских училищ, которые являются наилучшей формой подготовки квалифицированных и политически сознательных рабочих. Необходимо было принять меры к рациональной постановке обучения и его удешевления [4].
Центральные партийные и государственные органы требовали в этот период резкого повышения темпов промышленного строительства, увеличения лесозаготовок, добычи рыбы. Вместе с тем крупномасштабные задания в крае не всегда подкреплялись необходимыми материально-техническими ресурсами. По этой причине не все программы были выполнены. Но, несмотря на это, регион становился гигантской социалистической стройкой. Росло число строителей, шахтеров, нефтедобытчиков, лесорубов и т.д. За 8 лет Советской власти на Дальнем Востоке было построено 87 новых промышленных предприятий, увеличились в 7 раз лесозаготовки, удвоились уловы рыбы, более чем вдвое повысилась добыча угля [5].
Литература
1. Контрольные цифры народного хозяйства Дальнего Востока на 1928-1929 гг. - Хабаровск, 1928.
2. РГАСПИ. - Ф. 372. - Оп. 1. - Д. 1011. - Д. 63.
3. ГАХК. - Ф. П-2. - Оп. 2. - Д. 3. - Д. 48.
4. РГИА ДВ. - Ф. Р-2413. - Оп. 4. - Д. 1168. - Д. 5.
5. Унпелев Г.А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока. - Владивосток, 1972.
УДК 94 ББК 63.3(2)
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
В СССР В 1945-1953 ГГ.
А.М. Васильев, соискатель кафедры истории Московского педагогического государственного университета, (495) 438-17-41
В статье рассматривается важный аспект правоохранительной политики советского государства, связанный с преодолением негативных последствий Великой Отечественной войны в сфере асоциальных девиаций и криминальной активности части населения СССР.
Ключевые слова: правоохранительная политика, криминальная активность, политическая преступность, асоциальные девиации.
ROLE OF LAW-ENFORCEMENT STRUKTURES IN STABILIZATION OF POLITICAL LIFE IN THE USSR IN 1945-1953 Vasilev A.M.
The article deals with an important aspect of law-enforcement policy of the Soviet state, of overcoming the negative effects of the Great Patriotic War in deviations antisocial and criminal activity of the population of the USSR. Keywords: law-enforcement policy, criminal activity, political crime, antisocial deviation.
На современном этапе власть и общество в Российской труда. Такие люди, пренебрегая общественными интересами и
Ф
Федерации серьезно озабочены поиском эффективной модели охраны общественного порядка. Сложная криминогенная обстановка в современной России требует глубокого анализа исторического опыта деятельности правоохранительных органов, особенно в наиболее тяжелые периоды жизни общества. Это необходимо как с точки зрения организации борьбы с преступностью, так и для понимания факторов, предопределяющих ее рост. Безусловно, современную Россию нельзя отождествлять с послевоенной страной, но тем не менее ряд аналогий очевиден. В частности, это проблема девиантного поведения, девальвация нравственных ценностей, высокий уровень детской беспризорности и безнадзорности, положительный опыт борьбы с которыми имеется в послевоенном периоде. После глубоких перемен 1990-х гг. пришло понимание необходимости укрепления вертикали власти в условиях нарастания внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации.
Относительно короткий, но очень важный исторический период 1945-1953 гг. имеет особое значение в жизни страны. В это время создавались и закладывались основы обеспечения общественного порядка и безопасности эпохи развитого социализма. Последствия войны оказали серьезное влияние на мировоззрение и поведение людей. Власти считали, что «в отдельных неустойчивых людях пробудились низменные чувства, стремление к наживе, к личному обогащению за счет чужого
своим гражданским долгом, не занимаясь общественно полезной деятельностью, становились на путь преступлений, нанося моральный и материальный ущерб государству и народу» [1]. Особенно заметным всплеск преступности оказался на территории, подвергшейся оккупации [2]. Влиянию фашистской пропаганды в первую очередь поддались так называемые «бывшие» (деклассированные элементы, кулаки, идейные враги Советской власти) и уголовные преступники [3]. После войны многие из них стали организаторами разного рода преступных формирований [4].
В числе основных причин роста послевоенной преступности следует выделить хозяйственную разруху, массовый голод, увеличение миграционных потоков, стремительный рост городского населения, наличие на руках граждан значительного количества оружия, оставшегося после войны. После войны органам внутренних дел пришлось вести борьбу с новыми видами преступлений, с которыми до войны почти или вообще не приходилось встречаться (например, угон автотранспорта). Наиболее высокое число преступлений фиксировалось в районах железнодорожных станций и крупных транспортных узлов.
Характерной чертой послевоенного времени стало падение нравственных ценностей, которое проявлялось в хулиганском поведении, безразличии к общественной морали, духовным традициям страны. Сотрудникам органов внутренних дел в послевоенные годы приходилось заново восстанавливать связи с
общественностью, вновь создавать бригады содействия милиции, налаживать агентурную сеть. Исторический опыт деятельности бригад содействия милиции показал, что они являлись прогрессивной формой сотрудничества силовых структур с общественностью, хотя в ряде случаев на их работе негативно сказывалась кампанейщина и погоня за количественными показателями.
Особенностью исследуемого периода был голод 1946-1947 гг., охвативший практически всю страну и резко осложнивший криминогенную обстановку. Современники и исследователи отмечают, что «обезумевшие люди ради собственного спасения и своих близких шли на воровство, грабеж, убийство» [5]. Отделы БХСС особое внимание уделяли усилению охраны народного достояния, продовольствия, пресечению преступной деятельности расхитителей, спекулянтов, фальшивомонетчиков. Под специальным контролем находились заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговой сети. Органы милиции были обязаны систематически проверять состояние и сохранность зерна в хранилищах и на заготовительных пунктах, выявлять и пресекать хищения хлеба и хлебопродуктов [6]. Милиция проверяла состояние токов, готовность элеваторов, складов, крупорушек, пригодность транспортных средств к перевозке хлеба, обеспечивала его охрану.
Серьезные перемены в работе силовых структур произошли после передачи органов милиции в ведение МГБ СССР в октябре 1949 г. Главным образом эта мера преследовала цель еще большего ужесточения политического режима и усиления давления власти на общество. Все вопросы о работе МГБ СССР докладывались в Политбюро, а о работе МВД СССР - в Совет Министров СССР. Используя принятые ранее чрезвычайные законы, власти насаждали в органах МГБ и МВД в послевоен-
ные годы произвол, санкционировали применение недопустимых методов расследования, фабрикации ложных обвинительных материалов. Апогеем репрессивно-карательной политики послевоенного времени стало создание Особого совещания при НКВД, организация в НКВД-УНКВД республик, краев и областей, подчиненных непосредственно центру, «троек», «двоек» и ускоренный и упрощенный порядок рассмотрения уголовных дел о контрреволюционных преступлениях.
В то же время, передача органов милиции в ведение МГБ СССР была вызвана необходимостью обеспечить более тесное взаимодействие органов безопасности и милиции в борьбе с преступностью, что соответствовало установке власти на стабилизацию общественно-политической ситуации в стране. Хорошо скоординированные действия милиции и органов ГБ позволяли пресекать посягательства на общественный порядок и государственную безопасность. Особую актуальность данная мера приобрела в условиях «холодной войны», когда спецслужбы ряда зарубежных стран в своей подрывной работе против СССР часто делали ставку на преступные элементы.
Литература
1. Правда. - 1945. - 17 сентября.
2. Ломовцев А.И. Средства массовой информации и их воздействие на массовое сознание в годы Великой Отечественной войны (на материалах Пензенской области). Дисс... канд. истор. наук. - Пенза, 2002.
3. История советской милиции. В 2-х тт. - М., 1975. - Т. 2.
4. Зубкова М.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. - М., 2000.
5. Зима В.Ф. Послевоенное общество: голод и преступность (1946-1947 гг.) // Отечественная история. - 1995. - №5.
6. ГАРФ. - Ф. 5446. - Оп. 1. - Д. 286.
УДК 94 ББК 63.3(2)
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КУБАНСКОЙ СТАНИЦЫ В УСЛОВИЯХ АГРАРНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1958-1964 ГГ. Ф.С. Кандыба, соискатель кафедры истории Московского педагогического государственного университета, (495) 438-17-41
В статье рассматриваются изменения в социальной сфере кубанской станицы в условиях активизации аграрных преобразований периода хрущевской оттепели.
Ключевые слова: «оттепель», аграрные реформы, социальная политика, колхозы.
CHANGING THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION OF THE KUBAN COSSACK VILLAGE IN AGRARIAN
REFORM 1958-1964 GG.
Kandyba F.S.
The article discusses the changes in the social sphere of the Kuban Cossack village in the intensifying agrarian reform period of the Khrushchev "thaw".
Keywords: "thaw", agrarian reform, social policy, collective farms. ачало переменам, произошедшим в социальной сфере
Н кубанского села в 1958-1964 гг., положил ряд постановлений краевых партийных и советских органов власти, принятых в предшествующий период. Они способствовали оздоровлению экономического и финансового положения колхозов и совхозов региона.
Так, в Краснодарском крае стало проводиться списание задолженности по обязательным поставкам с колхозных хозяйств, пострадавших от неблагоприятных климатических условий. Проблемы повышения уровня жизни колхозников затрагивались в работе очередной VIII Краснодарской краевой партконференции, проходившей 14-15 января 1956 года. На ней многие выступающие говорили о заметном росте доходов общественных хозяйств края [1]. Постановления последующих партийных конференций ставили задачу перед краевыми партийно-государственными организациями на основе дальнейшего роста производства повышать оплату труда колхозников, неукоснительно соблюдать в работе хозяйств принципы их материальной заинтересованности [2]. Конференции также обязывали партийные, советские и хозяйственные организации устранять недостатки в деле жилищного, культурно-бытового строительства, медицинского обслуживания, развития торговли в селах Кубани [2].
В соответствии с решениями пленумов ЦК КПСС и местных партийных организаций в колхозах региона получила развитие практика авансирования труда крестьян. Отмечалось, что большинство колхозов создало денежные и натуральные фонды и проводило авансирование крестьян в размере 30-60% от запланированной оплаты труда. Авансирование труда и далее успешно практиковалось в колхозах Краснодарского края, что позволило с 1955 г. некоторым хозяйствам края перейти с поквартального авансирования на ежемесячное. Так, если в 1955 г. на Кубани ежемесячное авансирование проводило всего 2% хозяйств, то в 1964 г. доля таких хозяйств составила 90% [3].
Наряду с образованием фондов авансирования важной мерой по развитию сельского хозяйства на Кубани стало создание в колхозах фондов социальной помощи, осуществлявших также и пенсионные выплаты престарелым колхозникам. Возможности создания таких фондов специально обсуждались партийными организациями Кубани. Так, вопрос введения пенсионного обеспечения в колхозах края был специально рассмотрен 10 ноября 1957 г. на бюро Краснодарского крайкома КПСС [4]. В результате проведенной работы фонды пенсионного обеспечения и социальной поддержки появились в 1957 г. в большинстве колхозов Краснодарского края. С течением времени расширялся круг лиц, пользующихся данной помощью. В течение 1958-