респондентов МБОУ СОШ 21 и 7,7% МБОУ СОШ 12. В свою очередь, высказывания шестого типа - «мы с ним лучшие друзья» отмечены у 12,5% респондентов МБОУ СОШ 2l и 8% МБОУ СОШ 12.
Анализ полученных данных позволил отметить, что в обеих школах демонстрируется отчетливая тенденция к нарастанию качественных и количественных показателей толерантного отношения: как по вертикали (от 1 к 4 классу, при наиболее выраженных количественных показателях высших типов толерантного отношения в более старших классах), так и по горизонтали (увеличение количественных показателей 4-6 уровней при снижении показателей 1-2 типа). При этом в МБОУ СОШ 21 показатели 5-6 уровней превалируют над показателями МБОУ СОШ 12 (34,1% и 15,7% соответственно), что, на наш взгляд, обусловлено длительностью и эффективностью реализуемой инклюзивной культуры и практики.
Выводы. Проведенный теоретический анализ и экспериментальное исследование позволяют сделать выводы о том, что толерантное отношение сверстников является основой для полисубъектного, позитивного (ненасильственного) взаимодействия субъектов образовательных отношений в инклюзивной образовательной среде, обеспечивающим психологическую безопасность и комфортность инклюзивной образовательной среды.
Сравнительный качественно-количественный анализ показателей младших школьников показывает, что наименее представленными у младших школьников являются наивысший тип - толерантное отношение (полисубъектное взаимодействие) и самый низкий тип - интолерантное отношение (предсубъектное взаимодействие). Наиболее выраженными являются репрезентации третьего и четвертного типов взаимодействия (деятельностно-ценностный тип), что отражается в общности «корпоративный коллективный субъект», в основе которого - совместная личностно-значимая деятельность. В то же время достаточно выраженными являются показатели второго типа взаимодействия - субъект-объектный тип взаимодействия, «атомарный коллективный субъект», нейтральное отношение к своему нетипичному сверстнику.
Полученные данные обуславливают необходимость комплексной работы по формированию толерантного отношения у всех субъектов инклюзивной образовательной среды, начиная с младшего школьного возраста как первой ступени совместной деятельности детей с разными возможностями развития: от нормотипичного к разным вариантам нетипичности.
Литература:
1. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели // Человек и образование. - 2016. - №3. (48). - С. 19-24
2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к взаимодействию субъектов инклюзивной образовательной среды // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - С. 84-96.
3. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-метод. ст. / РАН Моск. психол.-соц. ин-т. - М. -Воронеж: МодЭК, 2002. - С. 31-41.
4. Калашникова С.А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды // Образование и воспитание. - № 3 (03). - 2015. - С. 26
5. Мельник Ю.В. Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования // Московский городской психолого-педагогический университет // PsyJournals.ru, 2011. - С. 153-155.
6. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. -Москва-Воронеж, 1995. - С. 48-53.
7. Наумов А.А. Формирование инклюзивной образовательной среды на основе полисубъектного подхода // Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 ноября 2014 г., г. Пермь) / под общ. ред. О.Р. Ворошниной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - С. 87-94.
8. Никулина И.Н. Требования к инклюзивной образовательной среде: психологический аспект / Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара // Составители Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина. - 2015. - С. 32-36.
9. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 424 с.
10. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected] 2012. - №2.
11. Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Обеспечение психологической безопасности участников инклюзивного образовательного процесса // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - 8.5 (3). - С. 189-194.
12. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. -М.: Народное образование, 2019. - С. 12.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
РОЛЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ В ГЕНЕЗИСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация. В понимании природы рецидивной преступности отводится значительная роль жизненным сценариям осужденных. Полученные в детстве деструктивные предписания формируют сценарий неудачника. Необходимо помочь осознать осужденным свою позицию, лежащую в основе жизненного сценария, найти в его детско-родительских отношениях ресурсы для преодоления негативного жизненного сценария. Реализация данного подхода в деятельности пенитенциарного психолога позволит профилактировать рецидивную преступность и способствовать успешной ресоциализации осужденных.
Ключевые слова: жизненный сценарий, осужденный, рецидив преступления, профилактика преступлений.
Annotation. In understanding the nature of recidivism, a significant role is given to the life scenarios of convicts. The destructive prescriptions received in childhood form the scenario of the loser. It is necessary to help the convicts to realize their position, which is the basis of the life scenario, to find resources in their child-parent relations to overcome the negative life scenario. The implementation of this approach in the activities of the penitentiary psychologist will prevent recidivism and contribute to the successful re-socialization of convicts.
Keywords: life scenario, convicted person, recidivism, crime prevention.
Введение. Федеральная служба исполнениям наказания призвана ресоциализировать тех граждан, которые в силу различных обстоятельств оказались дезадаптированными к жизни в обществе, то есть подверглись асоциализации или десоциализации. Главная задача данного ведомства - это помочь осужденным осознать ужас совершенного ими преступления, понять, почему они поступили в тех сложившихся обстоятельствах противозаконным способом, рассмотреть законную альтернативу собственного поведения в схожих обстоятельствах. Другими словами, оступившегося человека необходимо научить просоциальному поведению даже в труднейших жизненных ситуациях. Однако приходится констатировать наличие рецидива преступлений, который, несмотря на реформирование пенитенциарной системы, остается неизменным. По нашему мнению, необходимо разобраться с причинами преступного поведения, в том числе и рецидива преступлений, и предложить действенные меры по его снижению.
Мы глубоко убеждены в том, что причины преступного поведения кроются в детстве, а именно, в тех жизненных сценариях, которые родители закладывают своим детям, очень часто не подозревая значение произносимых фраз в адрес своих детей.
В психологии проблема жизненного сценария и его структурных компонентов за рубежом рассматривалась с точки зрения трансактного анализа - Э. Берн, школа повторного принятия решения -Роберт и Мэри Гулдинг, психология судьбы Л. Зонди, теория семейных систем М. Боуэн. В отечественной психологии актуальна психологическая концепция жизненного пути К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и других.
В настоящее время в пенитенциарной практике мало представлено работ, посвященных изучению феномена построения жизненного сценария осужденными, неоднократно отбывавшими уголовное наказание в местах лишения свободы.
Следствием этого является потребность пенитенциарных психологов в научных знаниях о сущностях и механизмах формирования данного явления, надежных и эффективных методик диагностики и изучения, профилактики и коррекции, что в свою очередь может повлиять на успешную ресоциализацию осужденных после освобождения.
Из всего многообразия точек зрения на данный феномен нам наиболее импонирует позиция Э. Берна в понимании жизненного сценария. Э. Берн в понятие жизненного сценария вкладывал следующий смысл: «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями, завершается так, как было предопределенно с самого начала» [1]. Он считал, что судьба каждого человека определяется не только внешними факторами под влиянием родителей и окружающей среды, но и им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире, что зависит от характера и особенностей самого ребенка, его выбора и темперамента. Каждый человек с детства думает о своей будущей жизни, проигрывает в голове свои будущие сценарии.
Э. Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Жизненный путь, с точки зрения автора, то, что происходит в действительности. Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Автор выделяет типы судьбы: сценарный и не сценарный, насильственный и независимый.
Уже на втором-третьем году жизни ребенок начинает выстраивать собственный жизненный сценарий. От усвоенных базовых установок будет зависеть, проживет человек сценарий «Победителя», то есть сценарий счастливого и эффективного человека или же сценарий «Побежденного» - несчастного и зависящего от обстоятельств человека.
Эти двусторонние позиции - Ты и Я представлены как (+) - «все в порядке» и (-) - «не все в порядке». Сочетание этих единиц формирует ядро жизненного сценария человека, которое может развиваться по одной из четырех базовых позиций: позиция победителя, позиция превосходства, позиция депрессивности и позиция неудачника [1].
Однако, осознание человеком своей позиции, на основе которой сложился собственный жизненный сценарий, позволит откорректировать ее с помощью профессионального психотерапевтического воздействия.
В основе исследования были положены следующее предположение - для осужденных-рецидивистов характерен жизненный сценарий неудачника, причем деструктивные родительские предписания, передаваемые с детства, как элемент формирования жизненного сценария, не имеют явных различий между осужденными-рецидивистами и впервые отбывающими наказание в местах лишения свободы.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-27 ОУХД УФСИН России по Кировской области строгого режима и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области строгого режима. В нем приняли участие 60 человек, разделенных по 30 человек на две группы, которые были уравнены по возрастному критерию и количеству судимостей. В экспериментальную группу были отнесены осужденные, неоднократно отбывающие наказание в местах лишения свободы. В контрольную группу - осужденные, впервые отбывающие наказание в местах лишения свободы. В качестве основных методов исследования выступили устный опрос и тестирование.
Исследование жизненного сценария у осужденных, неоднократно отбывающих наказание в виде лишения свободы, было реализовано в несколько этапов.
Первый этап включал в себя проведение методики «Детские мысли» (Петровский В.А.). Методика направлена на получение информации о доминирующих установках, усвоенных из детства в процессе воспитания от родителей, которые составляют основу жизненного сценария и в процессе жизни не осознаются.
На втором этапе был разработан план стандартизированного интервью по изучению особенностей семейного воспитания у осужденных, впервые и неоднократно отбывающих наказание в местах лишения свободы.
На третьем этапе осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных.
Из данных таблицы 1 по распределению ответов испытуемых по шкалам методики «Детские мысли» В.А. Петровского, видно, что отличительной чертой предъявляемых родителями предписаний ребенку в детстве является послание «Не думай».
Таблица 1
Распределение ответов по методике «Детские мысли» В.А. Петровского
Предписания родителей Количество ответов в (%) Уровень различий по ^критерию Манна-Уитни
КГ ЭГ
«Не будь» (Не живи) - 7 -
«Не взрослей» 10 3 р<0,05
«Не будь маленьким» 35 10 р<0,05
«Не будь первым» 40 33 р<0,01
«Не будь близким» - 3 -
«Не делай» 10 10 р<0,05
«Не будь собой» 15 - -
«Не принадлежи» - 3,0 -
«Не думай» 50 57 р<0,05
«Не чувствуй» 25 13 0,05<р<0,01
Ведущее предписание запрещало испытуемым в детстве самостоятельно принимать решения, обычно это делали их родители, а также не допускалось думать на различные табуированные в семьях темы. Это в конечном итоге привело к тому, что испытуемые по выборке в целом так и не приучились целостно оценивать проблемные ситуации и принимать адекватные решения по их преодолению. При этом стоит отметить, что у осужденных-рецидивистов значительно чаще встречается данное предписание, что возможно и приводит к рецидиву преступлений.
Следующее по выраженности предписание «Не будь первым» формирует в человеке стремление быть в стороне событий, промолчать в той или иной ситуации, даже если есть, что сказать. Такое предписание формирует безынициативность в человеке, которая не зависит от страха в неудаче или показаться нелепым, а в отсутствии инициативы как качества такового, потому что, вероятнее всего, с детства родителями это качество ограничивалось. Можно предположить, что осужденные впервые за преступление, не осознав данный родительский посыл, могут продолжать оставаться в стороне событий своей жизни и после освобождения вновь оказаться в местах лишения свободы.
Стоит обратить внимание на такое предписание у опрашиваемых контрольной группы, как «Не будь собой». Родители в процессе воспитания передают ребенку предписание, что он не соответствует родительским ожиданиям и попадает под процесс сравнения с другими детьми, что сказывается на поведении человека во взрослой жизни. Имея такой родительский посыл, человек постоянно стремиться оправдать ожидания окружающих людей и забывает про свои желания, цели и стремления.
Важно отметить, что и в контрольной, и в экспериментальной группе испытуемые имеют высокий показатель по такому предписанию как «Не будь маленьким». Такое предписание своим детям передают родители, которые сами быстро повзрослели и сейчас передают это же послание своим детям. Также стоит заметить, что это послание получают дети при рождении младшего брата/сестры, в этот момент неожиданно для родителей ребенок становится взрослым и у него появляются новые обязанности, к которым, возможно, ребенок ещё не готов. В нашем опросе выяснилось, что у большинства респондентов в семьях от двух до трех детей, вероятно, это сказалось на формировании в раннем возрасте такого поведения, когда необходимо брать на себя обязанности, не характерные для ребенка маленького возраста, что может вызывать различные сопротивления к различным просьбам родственников.
Таким образом, родительские предписания, посылаемые нам в детстве, оказывают большое влияние на формирование поведения во взрослой жизни. Формирование жизненного сценария происходит под влиянием родителей с самого раннего детства, родители программируют судьбу своего ребенка под влиянием собственного жизненного опыта.
С помощью интервью была получена возможность уточнить родительские предписания, а также выяснить возможности для коррекции этих установок. Из различных вопросов, заданных респондентам в ходе интервью, остановимся подробнее на анализе полученных ответов по важным вопросам для данной статьи.
Среди вопросов был следующий «Каков для вас был родительский запрет?», он позволяет разобраться в причинах поведения человека.
Опрашиваемым из контрольной группы родители давали запреты на такие поступки, как «не бездельничай», «не бери чужое», «пока не сделаешь уроки, нельзя смотреть телевизор», «не ври», «не выражайся нецензурными словами», «не имей вредные привычки», «не укради, не навреди, не убей», «не нарушай комендантский час».
У респондентов из экспериментальной группы выявлены аналогичные запреты от родителей: «не имей вредных привычек», «большую часть времени проводи дома, не гуляй», «не ври, не воруй». Так же испытуемые называли такой родительский запрет как «не жалуйся».
Анализируя ответы экспериментальной и контрольной групп, видим, что родительские запреты связаны с теми видами преступлений, за которые отбывают наказание испытуемые впервые и неоднократно осужденные в местах лишения свободы - воровство, убийство, а многие преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Однако мы знаем, что употребление частицы «не» чаще провоцирует именно запрещаемое действие. Вероятно, данные запреты, которые усваиваются в детстве от родителей, хочется нарушить и пойти против воли взрослого человека, так как есть желание сделать по-своему.
Следующий вопрос позволяет понять, как запустить антисценарий - «Какой был лозунг (правило) ваших родителей». В результате опроса испытуемыми контрольной группы чаще давались такие ответы, как «папа всегда прав», «необходимо выжить любой ценой», «все возвращается бумерангом», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд всему голова», «работа и труд все перетрут», «верь в светлое будущее», «век живи, век учись», «главное будь трудолюбивым». Анализируя ответы испытуемых, можно предположить, что главное, по мнению родителей, в процессе воспитания привить любовь к труду, вероятно, по их мнению, это возможность реализовать себя в жизни. Большинство испытуемых из семей рабочего класса, в которых принято много времени уделять труду, работе, то и сами родители прививают эту установку своим детям, чтоб те жили так же.
В свою очередь большинство ответов респондентов из экспериментальной группы звучали так: «на жизнь надо зарабатывать своим трудом», «будь честным», «люби, цени, уважай», «терпение и труд все перетрут», «чужое не брать без спроса», «не обманывай, не предавай».
Анализируя ответы, можно предположить, что родительская установка на преодоление трудностей и препятствий, возникающих на пути человека, указывает, что добиться результата можно благодаря терпеливому труду, если будешь честным с окружающими людьми, не будешь их обманывать и предавать, невзирая на возникающие сопротивления своих действий.
Эти установки родителей говорят о том, что в большинстве случаев не стоит тратить время и силы на переживание таких чувств как печать, уныние и грусть, так как они не помогут найти верный путь в решении возникающих трудностей. Необходимо преодолеть негативные эмоции, нельзя опускать рука, а терпеливо идти к намеченной цели.
Для того, чтоб определить альтернативу запрещенному действию, усвоенному от родительских запретов, задавался вопрос респондентам: «Какие ваши поступки заставляли родителей улыбаться или смеяться?».
Опрашиваемые контрольной группы давали такие ответы, как «сделал что-то своими руками», «был спокойным и читал книги», «приносил полевые цветы маме и помогал родителям по хозяйству», «играл на музыкальных инструментах, читал стихи», «был сообразительным и трудолюбивым», «был любознательным, задавал вопросы».
Респонденты экспериментальной группы вспоминали такие поступки из жизни «первые шаги», «помощь по дому», «успехи в учебе, помощь старшим», «спортивные достижения», «совершал детские шалости».
Анализируя ответы респондентов обеих групп, приходим к выводу, что поступки детей, которые заставляли родителей улыбаться и смеяться в большей степени - это достижение успехов в процессе обучения, в спортивных делах, когда дети помогают родителям в быту и уделяют время своим увлечениям, то есть развиваются в творческом направлении. Данные результаты говорят о том, что в этом направлении можно осуществлять коррекционную работу, формировать поиск ресурсов для личностного роста человека через осознание своих навыков в той или иной деятельности, развивать их и воплощать в жизнь.
Выводы. Был установлен схожий профиль в родительских предписаниях у испытуемых, независимо от количества совершенных ими преступлений. Ведущим родительским предписанием у осужденных выступает «Не думай», что не позволило еще с детских лет сформировать у них самостоятельность мышления, его критичность. Также дополняющая указанное деструктивное предписание еще одна родительская установка «Не будь первым» запустило жизненный сценарий неудачника, что в конечном итоге способствовало совершению преступления испытуемыми и его рецидиву. Можно утверждать, что этот фактор является важным в формировании психологической готовности к совершению преступления, в том числе и повторного.
Опрос позволил выявить возможности для формирования антисценария у испытуемых. Это стремление к формированию самостоятельных трудовых умений и достижений в трудовой деятельности, развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и т.д.), оказание помощи близким, стремление к поиску и освоению новых видов деятельности.
Для профилактики рецидивной преступности необходимо изучать биографию осужденных для выявления наиболее важных моментов в его жизни, повлекших за собой преступные деяния, и составления и проведения психокоррекционных программ для преодоления негативных установок, полученных в детстве. Различные психокоррекционные программы, используемые в пенитенциарной практике психологами, позволяют утверждать об эффективности подобного рода занятий с осужденными [2].
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Эксмо, 2018. - 277 с.
2. Сергеева А.В., Сперанская А.В., Прокопьева С.А. Родологический подход в психокоррекционной работе с осужденными женщинами // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2020. - С. 271-279.