Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК ИСТОЧНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОСУЖДЕННОГО К СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК ИСТОЧНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОСУЖДЕННОГО К СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / CONVICTS / RE-OFFENDING / LIFE PATH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

В статье обосновывается важность психологического прогноза возможной рецидивной преступности. Среди значимого показателя такого прогноза выступает психологическая готовность осужденного к совершению повторного преступления. В качестве источника формирования подобной психологической готовности определен жизненный путь осужденного. Было выявлено, что испытуемые с повышенной психологической готовностью отличаются холодностью по отношению к преступлению, они считают, что способны в дальнейшем повторить преступление. Жалеют не о совершенном преступлении, а о факте осуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE WAY AS A SOURCE OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF THE CONDEMNED TO COMMISSION OF REPEATED CRIME

The article substantiates the importance of psychological prognosis of possible recidivism. Among the significant indicator of such a forecast is the psychological readiness of the convicted person to commit a repeat crime. As a source of formation of similar psychological readiness the life path of the condemned is defined. It was revealed that subjects with increased psychological readiness are cold in relation to the crime, they believe that they are able to repeat the crime in the future. Regret not about the committed crime, but about the fact of conviction.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК ИСТОЧНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОСУЖДЕННОГО К СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК ИСТОЧНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ОСУЖДЕННОГО К СОВЕРШЕНИЮ ПОВТОРНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается важность психологического прогноза возможной рецидивной преступности. Среди значимого показателя такого прогноза выступает психологическая готовность осужденного к совершению повторного преступления. В качестве источника формирования подобной психологической готовности определен жизненный путь осужденного. Было выявлено, что испытуемые с повышенной психологической готовностью отличаются холодностью по отношению к преступлению, они считают, что способны в дальнейшем повторить преступление. Жалеют не о совершенном преступлении, а о факте осуждения.

Ключевые слова: психологическая готовность, осужденные, рецидив преступления, жизненный путь.

Annotation. The article substantiates the importance of psychological prognosis of possible recidivism. Among the significant indicator of such a forecast is the psychological readiness of the convicted person to commit a repeat crime. As a source of formation of similar psychological readiness the life path of the condemned is defined. It was revealed that subjects with increased psychological readiness are cold in relation to the crime, they believe that they are able to repeat the crime in the future. Regret not about the committed crime, but about the fact of conviction.

Keywords: psychological readiness, convicts, reoffending, life path.

Введение. Центральной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является борьба с рецидивом преступности. Для ее эффективного решения привлекаются пенитенциарные психологи, так как именно они получают знания о психологических предпосылках противоправного поведения, методах их выявления и параметрах оценки, о закономерностях их устранения (исправления) и мерах по предупреждению формирования [1]. Необходимо четкое понимание причинно-следственных связей в рецидивной преступности. Центральным понятием здесь выступает психологическая готовность к совершению преступления.

Очень понятное определение данного феномена дает нам В.Н. Кудрявцев, который понимает под этим феноменом следующее - это развивающийся во времени процесс психической деятельности, подготавливающий во внутреннем плане и регулирующий совершение индивидом уголовно наказуемого деяния. Изучение психологической готовности к совершению преступления представляет собой один из аспектов отражательно-регулятивной психической деятельности субъекта - ее изучение в процессе развития, детерминированного внутренними и внешними факторами [3]. Такое психологическое изучение преступного поведения имеет важное значение для дальнейшего прогнозирования рецидива.

Основным этапом в генезисе преступления выступает формирование психологической готовности субъекта к совершению противоправных действий. Формирование данной готовности включает в себя совокупность различных психических процессов, таких, как: социальная перцепция, мотивообразование, целеполагание, связанные с ним интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, а также процессы импульсивной актуализации конкретных поведенческих установок (стереотипов) [2]. При этом образующим элементом психологической готовности к преступному посягательству выступает криминальная поведенческая установка, выражающая преступную цель-способ, а также волевую решимость ее достижения. Остальные составляющие данного процесса должны анализироваться с точки зрения их роли в возникновении и реализации этой установки. В нашем исследовании стало важно определить истоки формирования психологической готовности к совершению повторного преступления.

Изложение основного материала статьи. Личная история жизни каждого человека содержит в себе ответ на вопрос - почему именно так поступил человек в конкретной ситуации, почему он выбрал преступный путь для решения возникших у него проблем.

В рамках выпускной квалификационной работы А.Н. Востриковым было проведено эмпирическое исследование на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Удмуртской Республике. В исследовании приняли участие осужденные-рецидивисты в количестве 60 человек. Возраст участников варьируется от 25 до 45 лет. Отбор и разделение выборки на контрольную и экспериментальную группы было проведено по результатам экспертной оценки. В число экспертов вошли сотрудники, непосредственно взаимодействующие с осужденными, такие, как начальник отряда, психолог, начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник отдела специального учета. Осужденные разделялись на контрольную и экспериментальную группы по критерию риска совершения повторного преступления. Каждому эксперту было необходимо отобрать по 45 осужденных в каждую группу, опираясь на данный критерий. Далее полученные результаты сравнивались, схожие ответы сотрудников фиксировались и на их основе сформировались группы по 30 испытуемых в каждой. Таким образом, в число контрольной группы вошли 30 осужденных, положительно характеризующиеся экспертами как лица с наименьшим проявлением психологической готовности к совершению преступления, а в экспериментальную группу были отобраны те, кто имеет наибольшую психологическую готовность к повторному совершению преступления. Далее испытуемым была предложена методика «Автобиография» Е.Ю. Коржовой и для уточнения биографического анамнеза личности была использована анкета, включавшая 14 вопросов, подразумевающих свободный ответ. Анкета была направлена на выяснение отношения осужденного к совершенному преступлению, к оценке своих действий в момент совершения преступления и на жизненные планы.

Опираясь на результаты, полученные с помощью методики «Автобиография», можно констатировать, что контрольная группа отличается выраженным преобладанием позитивных жизненных ситуаций. Отражаемые жизненные ситуации отмечаются испытуемыми как наиболее яркие, ресурсные и важные события их жизни, большинство приведенных ситуаций актуальны на сегодняшний день.

Экспериментальная группа, напротив, характеризуется преобладанием негативных жизненных событий. При обсуждении полученных результатов многие испытуемые отмечали указанные жизненные ситуации как травмирующие или определяющие дальнейший ход их жизни. Зачастую к таким событиям относились:

осуждение, совершение преступления, употребление наркотических средств, алкоголя. Количество позитивных событий гораздо меньше, чем у контрольной группы, однако они так же являются ярко выраженными, значимыми, ресурсными.

Более детальное изучение жизненного пути осужденных выявило особо значимые жизненные события, которые, по их мнению, сыграли очень важную роль. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика оценки позитивных событий, встречающиеся на жизненном пути осужденных.

Таблица 1

Сравнение результатов оценки позитивных событий в группах испытуемых

Наименование события Частота встречаемости Ранг в группах

КГ ЭГ КГ ЭГ

Рождение ребенка 17 5 1 3

Вступление в брак 3 1 3 5

Наличие жилья 1 4 5 4

Наличие работы 4 7 2 2

Освобождение из ИК 2 13 4 1

Другие 3 0 3 5

Большинство осужденных контрольной группы в качестве наиболее значимого события отметили рождение ребенка (57%). На втором месте были отмечены такие события как: счастливое детство, приобретение собственного жилья (20%). Наличие хорошей работы отметили 17% осужденных. Вступление в брак является наиболее значимым событием для 6% испытуемых.

Испытуемые, вошедшие в экспериментальную группу, отразили аналогичные события, однако количественный показатель отличается. Так, в качестве особо значимого положительного события было отмечено освобождение после первой судимости (43%), на второе место вышло наличие работы (20%), рождение ребенка (17%), приобретение собственного жилья отметили 14% испытуемых. Под иными событиями предполагалось наличие работы и хорошие взаимоотношения с родственниками (6%).

По данным, приведенным в таблице 1, можно сказать, что явное различие в показателях «Освобождение из исправительной колонии» может быть обусловлено тем, что осужденные контрольной группы в большей степени осознают степень социальной ответственности и не исключают возможность совершения повторного преступления. При наличии такого рода размышлений, низкая оценка контрольной группы носит положительный характер, так как минимизируется факт совершения повторного преступления на эмоциональном компоненте. Так же необходимо отметить ярко выраженное различие в отношении такого события как «Рождение ребенка». Отражение данного события более часто встречается у осужденных контрольной группы, что свидетельствует о сохранности социокультурных ценностей. Приведенное событие имеет важное значение в процессе успешной ресоциализации осужденного, тем самым снижая вероятность совершения повторного преступления.

Далее представлены данные об особо значимых событиях, несущих в себе негативный характер (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение результатов отражения негативных событий в группах испытуемых

Частота встречаемости Ранг в группах

Наименование события КГ ЭГ КГ ЭГ

Совершение преступления 11 2 1 5

Осуждение 8 18 2 1

Потеря близкого родственника 2 3 4 3

Аддикции 7 4 3 4

Осознание вины 1 0 5 6

Другие 1 3 5 2

Необходимо отметить, что негативные события менее разнообразны, чем позитивные, так как они, в основном, представлены такими ситуациями как: осуждение, потеря близкого родственника, употребление наркотических средств и алкоголя.

По данным, отображённым в таблице 2, можно сделать следующие выводы:

1. В качестве особо значимого негативного события обе группы испытуемых отражают ситуацию, связанную с совершением преступления. При этом отличительной особенностью является то, что осужденные экспериментальной группы в большей мере отражают сам факт осуждения, нежели саму ситуацию совершения преступления, что в свою очередь свидетельствует о принятии своих преступных действий как возможных, приемлемых в определенных ситуациях.

2. Такое событие как «Осознание вины» в обеих группах испытуемых имеет наименьшую частоту встречаемости. На основании этого можно сказать, что осужденными игнорируются просоциальные моральные установки, либо они имеют высокий уровень искажения.

3. Осужденные контрольной группы отражают приобретение различного рода зависимостей как одно из определяющих событий в их жизни, повлекших за собой совершение преступления.

Таким образом, можно сказать, что наличие различий в жизненных событиях у обеих групп испытуемых достаточно ярко выражено. Так, жизненные события контрольной группы носят характер более выраженной социальной направленности, нежели события, отраженные респондентами экспериментальной группы. Также контрольная группа испытуемых в большей мере способна осознавать наличие собственных проблем.

На следующем этапе исследования осужденным была предложена анкета, направленная на уточнение биографического анамнеза личности, отношение к совершенному преступлению и уточнение жизненных планов и ценностей.

По результатам проведенной анкеты были выявлены ярко выраженные различия между контрольной и экспериментальной группами. Так, средний возраст осужденных контрольной группы составил 26 лет, а экспериментальной 40 лет. Данные возрастные различия обусловлены более высоким наличием криминального опыта у осужденных экспериментальной группы. Наиболее благоприятные условия воспитания были отмечены осужденными контрольной группы (69%), в экспериментальной группе данный показатель составил (39%). В качестве значимых жизненных ситуаций осужденные обеих групп отметили совершение преступления, аддитивное поведение, потерю близкого родственника. В качестве отражения наиболее трагичной ситуации прослеживается абсолютное сходство в обеих группах испытуемых (100%), все респонденты отметили в качестве такой ситуации совершение преступления. На вопрос «К чему вы стремитесь, находясь в местах лишения свободы?» 45% осужденных контрольной группы отметили условно-досрочное освобождение, 23% респондентов хотели бы изменить себя с целью успешной правопослушной жизни в обществе, 17% испытуемых хотели бы избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, остальные 15% затрудняются дать точный ответ. Анализируя результаты ответов на поставленный вопрос, можно констатировать тот факт, что часть осужденных контрольной группы готова к проявлению социальной активности с целью изменения личностных характеристик, что в свою очередь говорит о благоприятном прогнозе в их дальнейшей рессоциализации. В экспериментальной группе ответы на этот же вопрос распределились следующим образом: стремление к условно-досрочному освобождению (40%), ожидание конца срока (60%). Процентное соотношение ответов на вопрос поясняется тем, что осужденные экспериментальной группы не мотивированы стремлением к условно-досрочному освобождению, так как имеются личностные переживания неуверенности правопослушного поведения в период нахождения на свободе. На вопрос о жизненных планах около половины осужденных каждой группы ответили «Выход по условно-досрочному освобождению», оставшаяся половина отметила «Трудоустройство и получение образования на базе исправительной колонии».

Следующие вопросы были направлены на изучение отношения осужденного к совершенному преступлению. В качестве цели преступления осужденные контрольной группы отметили материальную составляющую (61%), 39% опрошенных отрицают наличие цели, поясняя совершение преступления случайными обстоятельствами. В экспериментальной группе материальная составляющая была отмечена 41% опрошенных, 50% - отметили несдержанность собственных эмоций, 9% - отрицают наличие цели. На вопрос «Представляли ли вы себе негативный исход событий?», все осужденные экспериментальной группы ответили «Нет» (100%). В контрольной группе данный показатель составляет 79%. Большинство осужденных экспериментальной группы (71%) при совершении преступления руководствовались личной уверенностью, при этом сомнений в необходимости совершения преступления не возникало, 29% - затрудняются дать ответ. В контрольной группе ответы на подобные вопросы схожи с ответами другой группы, однако имеют явное отличие в плане наличия сомнений в необходимости совершения преступления. Так, большинство осужденных (71%) отметили наличие сомнений, поясняя это тем, что было трудно начать действовать. Осознание своих действий, как преступных, в большей мере присуще контрольной группе, так как в экспериментальной процент обозначивших свои действия, как преступные, составил 21%.

По результатам анкетирования можно констатировать, что экспериментальная группа отличается эмоциональной неустойчивостью в конфликтных ситуациях и холодностью по отношению к преступлению, большинство осужденных воспринимает себя как человека, способного в дальнейшем повторить преступление. Осужденные контрольной группы характеризуются готовностью к проявлению социальной активности в плане изменения сложившейся ситуации, отличаются возможностью осознания негативных последствий совершаемых действий.

Выводы. По итогам изучения жизненного пути у осужденных, имеющих разную психологическую готовность к совершению повторного преступления, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение жизненного опыта личности осужденного позволяет уточнить внутреннее содержание генезиса совершения преступления.

2. В качестве источников психологической готовности к совершению преступления выступают: негативный социальный опыт, неудовлетворительные условия воспитания, употребление наркотических средств и алкоголя, а также искаженное представление относительно наказания, которое выражается в том, что субъект не воспринимает совершенное им преступление как травмирующий для потерпевшего лица фактор, а, напротив, в качестве жертвы обстоятельств позиционирует себя.

3. В качестве маркеров данной готовности выступают: неуверенность индивида в своем дальнейшем правопослушном поведении на свободе, отсутствие осознания преступности своих прошлых действий, недостаточное понимание причинно-следственной связи совершения преступления и его последствий.

Проведенное исследование показывает важность изучения и мониторинга психологической готовности к совершению повторного преступления у осужденных. Пенитенциарному психологу следует проводить мероприятия по снижению данной психологической готовности. С этой целью возможно проведение групповых занятий с осужденными, направленных на конструктивное восприятие своей социальной роли, повышение рациональных установок, обучение методам саморегуляции, снижения уровня агрессии, обучение коммуникативным навыкам и т.д. Необходимо обсуждать с ними конструктивные варианты преодоления возникавших на жизненном пути и потенциальных трудных жизненных ситуаций.

Литература:

1. Барановский Н.А. Социальные потребности личности и преступное поведение: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : (12.00.08) / АН СССР. Ин-т государства и права. - Москва: [б. и.], 1978. - 19 с.

2. Барановский Н.А. Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения: диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.04. - Минск, 1993. - 437 с.

3. Кудрявцев В.Н. Мотивы преступного поведения // Юридическая психология. - 2007. - № 4. -С. 2-7.

Психология

УДК - 378.015.3

доктор педагогических наук, профессор Спирина Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); кандидат психологических наук, доцент Капиева Кнарик Робертовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); аспирант Симоненко Валерий Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир)

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме педагогического общения в педагогическом вузе. Обосновывается необходимость формирования доверительного общения между преподавателями и студентами. Выявлены особенности данного типа общения на разных этапах их взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое общение, доверительное общение, преподаватель, студент.

Annotation. This article is devoted to the problem of pedagogical communication in pedagogical University. The necessity of formation of confidential communication between the teachers and the students which promotes humanization of educational process is proved. The features of this type of communication at different stages of their interaction are revealed.

Keywords: interaction, pedagogical communication, confidential communication, teacher, student.

Введение. Проблема взаимодействия в системе «преподаватель - студент» - одна из актуальных в отечественной и зарубежной психологии. В условиях педагогического вуза характер этого взаимодействия во многом определяется уровнем развития коммуникативной культуры преподавателей и студентов. Основные формы педагогической деятельности в вузе, как известно, протекают в условиях общения. Педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения и воспитания будущих выпускников. Преподаватель вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива. Общеизвестно, что содержанием общения являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. Благодаря непосредственному общению с преподавателями, студенты успешно овладевают профессиональными компетенциями. Вместе с тем, анализ практики общения преподавателей и студентов показывает, что многие педагоги в ряде ситуаций проявляют недостаточную компетентность в решении психологических аспектов тех или иных вопросов, что приводит к недопониманию и конфликтности в общении между студентом и педагогом. В настоящее время вопрос о доверительном общении преподавателей и студентов особенно актуален, поскольку только субъект-субъектные отношения, основанные на доверии, создают условия для профессионального и личностного развития студентов.

Изложение основного материала статьи. Проблема педагогического общения как условия развития личности студента, как в профессиональном, так и личностном плане, была и остается одной из самых актуальных проблем отечественной и зарубежной психологии. Ей посвящены труды известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, стоящих перед высшей школой, задачи, связанные с общением преподавателей и студентов, привлекают в настоящее время все больше исследователей. По этой причине проблема эффективного педагогического общения выделяется в качестве самостоятельного направления исследования. Наряду с выполненными в этой области исследованиями (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) некоторые аспекты педагогического общения преподавателя и студента относятся к разряду «тонких» психологических материй и в силу своей неоднозначности до сих пор остаются недостаточно изученными [2]. К ним можно отнести проблему формирования доверительного общения преподавателей и студентов, которое рассматривается как непрерывный диалог, участники которого наблюдают, осмысливают намерения друг друга, эмоционально реагируют на них. Немаловажным является и то обстоятельство, что большинство студентов нередко переносят отношение к преподавателю на предмет, который он преподаёт, что свидетельствует о необходимости развития коммуникативной культуры как обучающих, так и обучающихся. Особую актуальность вопрос о доверительных отношениях преподавателей и студентов приобретает в связи с кардинальными преобразованиями системы высшего образования. На смену однозначного превосходства педагога над студентом в учебно-воспитательном процессе вуза приходит позиция партнерства и сотрудничества. Отношения между преподавателем и студентом, основанные на доверии, должны стать нормой в практике высшего образования. Без доверительного общения, основанного на взаимном уважении, трудно рассчитывать на результативность образовательного процесса: безразличные или негативные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.