Научная статья на тему 'Особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления'

Особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ МУЖЧИНЫ / КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / LIFE WAY / CONVICTED MEN / THIEF CRIMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Елена Александровна

В статье проанализированы научные труды ряда авторов, посвященные изучению жизненного пути человека. Выявлены особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости применения знаний об особенностях жизненного пути осужденных в работе психолога исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LIFE PATH OF MEN, CONDEMNED FOR A LONG TERM OF PUNISHMENT FOR THIEF CRIMES

The article analyzes the scientific works of a number of authors features of the life path of men convicted to long sentences for selfish crimes. Peculiarities of the life path of men convicted to long terms of punishment for thief crimes have been revealed. The results of this study allow us to talk about the need to apply knowledge about the characteristics of the life path of convicts in the work of a psychologist in a prison house.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления»

Таблица 5

Экспертная оценка успешности социальных контактов

Группы низкой адаптации, чел., в % Группы высокой адаптации, чел., в %

2 класс 4 класс 2 класс 4 класс

235 школа 11,1 3,8 74,0 57,7

18 школа 7,1 3,1 71,4 81,2

Экспертная оценка показала, что большинство младших школьников имеют высокий уровень адаптации по параметру СПА - взаимоотношения с одноклассниками. В группах низкой адаптации выявлена минимальная численность учеников (во 2-ых классах). Как видно из Таблицы 4, в 18 школе наблюдается тенденция к снижению численности детей с низким параметрами СПА, и повышению численности детей с высоким уровнем адаптации. В 235 происходит уменьшение численности детей в группах высокой адаптации, что может быть связано с процессами индивидуализации, более интенсивным темпом развития художественно-эстетического восприятия, и как следствие, повышением личностного потенциала.

Выводы. Подводя итоги проведенного эмпирического исследования специфики социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте, в образовательных учреждениях начального общего образования, с различными условиями обучения, можно сделать следующие выводы, приведенные ниже.

Подтвердилось предположение о том, что образовательная среда влияет на отдельные компоненты социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте.

В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, выявлены противоречия в группах низкой, высокой адаптации, которые, на основе теоретического анализа, мы связываем с высокой степенью развития личностных креативных свойств и характеристик в поведении. Большинство детей обладают повышенным уровнем самооценки, а в группах «риска» - учащиеся 2 - 4 классов, обладающие заниженной самооценкой. Высокий уровень стремления к доминированию (более 50% в классе), повышенная общая тревожность в школе, характеризует учащихся, склонных к эмоционально-ценностному восприятию действительности.

В школе с углубленным изучением математики, получены интересные результаты, связанные с положительной динамикой по многим исследуемым параметрам социально-психлогической адаптации. Так, например, большее количество детей обладает адекватной степенью самооценки, столько же имеют завышенный уровень. Учащиеся, где программа обучения построена на принципах развития личностного и познавательного потенциала, обладают высоким уровнем самовосприятия, принятия других. Тревожность, связанная со страхами ситуации проверки знаний, и не соответствия ожиданиям окружающих (в 4-ом классе) объясняется высокими требованиями образовательной среды.

Литература:

1. Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. Монография / Т.А. Барышева. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 316 с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

3. Матюшичева М.И. Социально-психологический контекст развития креативности в младшем школьном возрасте / М. И. Матюшичева // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. - Т4. - №1. - С. 131 - 137.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

Психология

УДК: 159.9.07

преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Полякова Елена Александровна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ МУЖЧИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ НАКАЗАНИЯ ЗА КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализированы научные труды ряда авторов, посвященные изучению жизненного пути человека. Выявлены особенности жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости применения знаний об особенностях жизненного пути осужденных в работе психолога исправительного учреждения.

Ключевые слова: жизненный путь, осужденные мужчины, корыстные преступления. Annotaition. The article analyzes the scientific works of a number of authors features of the life path of men convicted to long sentences for selfish crimes. Peculiarities of the life path of men convicted to long terms of punishment for thief crimes have been revealed. The results of this study allow us to talk about the need to apply knowledge about the characteristics of the life path of convicts in the work of a psychologist in a prison house. Keywords: the life way, convicted men, thief crimes.

Введение. В настоящее время одним из главных направлений работы уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации является уменьшение количественных показателей рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Реализация данного направления работы возможна за счет повышения эффективности психологической, социальной и воспитательной работы с осужденными.

Длительные сроки лишения свободы приводят к тому, что у осужденных теряются или ослабляются социально-полезные связи, затрудняется процесс ресоциализации. Это может способствовать тому, что после освобождения из исправительного учреждения человек не может адаптироваться к жизни на свободе и

совершает повторное преступление. Поэтому для осужденных к длительным срокам наказания особенно значимо осознание своих трудностей в жизни, способов реагирования на них, осознание своего будущего и своих жизненных перспектив.

Выявление закономерностей жизненного пути осужденного, негативных шаблонов поведения поможет психологу индивидуализировать консультативную и психокоррекционную помощь осужденному. Осознание и понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути будет способствовать более серьезному отношению осужденного к нему, стремлению ставить социально одобряемые жизненные цели и достигать их осуществления.

Формулировка цели статьи. Анализ научных трудов, посвященных изучению жизненного пути человека. Анализ и интерпретация результатов проведенного исследования об особенностях жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления.

Изложение основного материала статьи. Одним из первых попытался наблюдать за психологическим процессом развития личности в реальном времени П. Жане. Он изучал соотношение возрастных фаз и биографических ступеней жизненного пути, пытался связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат развития личности.

Ш. Бюлер, обнаружив различные типы жизненного развития личности, разработала концепцию развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных и целевых структур самосознания [4, С. 87].

Вопросы, связанные с жизненным путем человека рассматривали представители психодинамического направления. Одним из важных элементов психотерапии З.Фрейда являлся анализ воспоминаний, особенно касающихся ранних этапов жизни, ради понимания конфликтов в последующей жизни. А. Адлер считал, что самые ранние воспоминания дают ключ к пониманию и «стиля жизни» конкретного человека [2, С. 149].

Жизненный путь личности изучался психологами экзистенциально-гуманстического направления. К. Роджерс рассматривал жизненный путь человека как противоречивое движение к саморазвитию, которое сопровождается борьбой, неудачами и страданием. Он считал, что жизненный путь человека формируется под действием поступков индивида, обусловленных, в свою очередь, его субъективным восприятием событий в данный момент [8, С. 212].

Э.Берн в рамках транзактного анализа указывал, что в основе многих игр лежат «сценарии» - программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Существуют разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, не сценарному, насильственному или независимому [3, С. 144].

Одним из первых в отечественной психологии к проблеме жизненного пути личности обратился С. Л. Рубинштейн, который предложил концепцию личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю» [6, С. 188].

В работах Б. Г. Ананьева большое внимание уделялось периодизации жизни индивида, где основным критерием являлся возраст, который соединяет социальное и биологическое в особые «кванты» - периоды жизненного пути. Б. Г. Ананьев считал, что субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах [2, С. 216].

Н. А. Рыбников изучал жизненный путь с точки зрения реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению [7, С. 221].

В настоящее время изучение жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления, является актуальным. В соответствии с данными, представленными Генеральной Прокуратурой РФ, корыстная преступность занимает самый высокий процент от общего объема преступности [9]. Так, отмечается, что корыстные преступники - это лица антисоциального типа. Это опасные и активные преступники, которые отрицают социальные нормы общества и противопоставляют себя ему. Данная категория преступников пытается обладать материальными средствами как наиболее значимой ценностью. У большей части корыстных преступников присутствует враждебность к окружающим, высокая самооценка, честолюбие. Они уверены в безнаказанности и безопасности преступной деятельности [5, С. 18].

Под руководством автора статьи было проведено исследование (Кондратьева С.В.), в котором изучалась характеристика жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления.

В качестве респондентов в данном исследовании выступили мужчины, осужденные к длительным срокам наказания за корыстные и насильственные преступления, находящиеся в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в количестве 50 человек.

Исследование включало в себя ряд этапов. На первом этапе была проведена процедура отбора испытуемых в экспериментальную и контрольную группы. Процедура отбора в экспериментальную и контрольную группы включала в себя: знакомство с личными делами осужденных, беседу с начальниками отрядов и психологами колонии. В контрольную группы были отобраны мужчины, осужденные к длительным срокам наказания за насильственные преступления. Даная группа осужденных была выбрана для сравнения в связи с тем, что совершаемые ими преступления наносят серьезный ущерб здоровью и жизни человека и носят опасный характер с точки зрения общественной морали.

Экспериментальная и контрольная группы были уравновешены по следующим критериям: возраст, образование, семейное положение, срок лишения свободы, срок уже отбытого наказания.

Таким образом, в экспериментальную группу были включены мужчины, осужденные за корыстные преступления впервые, в возрасте от 30 до 40 лет в количестве 25 человек. В контрольную группу были включены мужчины, осужденные за насильственные преступления впервые, в возрасте от 30 до 40 лет в количестве 25 человек.

На втором этапе была проведена процедура изучения характеристик жизненного пути мужчин, осужденных к длительным срокам наказания за корыстные преступления. Для этого было разработано нестандартизированное интервью по изучению жизненного пути осужденных, а также использовалась проективная методика Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография».

Третий этап включал в себя сравнение по всем изучаемым показателям экспериментальной и

контрольной групп между собой. При сравнении групп между собой использовался критерий - угловое преобразование Фишера, предназначенный для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.

Методика нестандартизированного интервью позволила проанализировать представления осужденных о своем жизненном пути.

При ответе на вопрос: «Что является причиной совершения преступления?» большинство мужчин из экспериментальной (64 %) и контрольной (60 %) групп отвечают, что причиной совершения преступления является собственная глупость или незнание закона. Также больше половины опрошенных в обеих группах (52 % и 51 %) указывают, что причиной совершения преступления является стечение обстоятельств. Ответ «попал под влияние» указали 16 % опрошенных экспериментальной группы и 32 % контрольной (значимость различий при р < 0.01). Менее четверти (16 %) респондентов экспериментальной группы отметили «отсутствие работы», в то время как в контрольной группе указали данный ответ только 5 % респондентов (значимость различий при р < 0.01).

Менее половины осужденных в обеих группах (46 % и 40 % соответственно) отмечают, что их прежний образ жизни сильно повлиял на совершение преступления. Вместе с тем часть осужденных из экспериментальной и контрольной группы (15 % и 28 % соответственно) отметили, что прежний образ жизни не повлиял на совершения преступления (значимость различий при р < 0.05).

На вопрос: «Какие серьезные проблемы были в Вашей жизни?» половина (53 %) опрошенных из экспериментальной группы указали на материальные проблемы, тогда как только четверть (24 %) опрошенных контрольной группы ответили подобным образом (значимость различий при р < 0.01). Каждый пятый (21 %) мужчина экспериментальной группы ответил, что проблемой в их жизни стало отсутствие работы, в то время как лишь 5 % мужчин контрольной группы указали на это (значимость различий при р < 0.01). Также необходимо отметить, что собственная агрессивность является серьезной проблемой в жизни 40 % опрошенных из контрольной группы, тогда как в экспериментальной группе на данную проблему указали лишь 27 % опрошенных (значимость различий при р < 0.05).

При ответе на вопрос: «Какие ситуации вызывают у Вас трудности в условиях изоляции?» больше половины мужчин из экспериментальной (58 %) и контрольной (54 %) групп, отмечают, что основанная трудность в местах лишения свободы заключается в ограничении связи с родственниками. Треть опрошенных мужчин из экспериментальной (28 %) и контрольной (34 %) групп указывают на трудности, связанные с вынужденным взаимодействием с другими осужденными.

Анализ данных, полученных с помощью интервью, показал, что при ответе на вопрос: «Что Вам помогает отбывать наказание?» 70 % мужчин из экспериментальной группы и 60 % мужчин из контрольной отмечают, что им помогает семья.

При ответе на вопрос: «Как Вы полагаете, какие трудности у Вас лично могут возникнуть на свободе?» три четверти респондентов из экспериментальной группы отмечают, что трудности могут возникнуть во взаимоотношениях с семьей (70 %) и при поиске работы (84 %). Респонденты из контрольной группы указывают, что трудности могут возникнуть в этих же жизненных сферах (82 % и 79 % соответственно).

Результаты, полученные с помощью методики «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржовой, позволили проанализировать восприятие значимых жизненных ситуаций осужденными.

Данные о продуктивности восприятия значимых жизненных ситуаций в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Эмоциональная оценка события Количество событий прошлого Количество ответивших, % ЭГ Количество ответивших, % КГ Количество событий будущего Количество ответивших, % ЭГ Количество ответивших, % КГ

Радостные Свыше 4 17 16 Свыше 4 15 16

1-3 77 72 1-3 78 75

0 6 12 0 7 9

Грустные Свыше 4 2 7 Свыше 4 0 0

1-3 63 64 1-3 0 0

0 35 29 0 100 100

Как видно из таблицы 1, радостных событий в прошлом от 1 до 3 вспомнили 77 % опрошенных из экспериментальной группы и 72 % из контрольной группы, менее четверти респондентов назвали свыше четырех радостных событий в прошлом (17 % и 16 % соответственно). Часть испытуемых (6 % и 12 % соответственно) радостных событий в прошлом не назвали.

Если рассматривать грустные события прошлого, то большинство осужденных из экспериментальной (63 %) и контрольной (64 %) групп вспомнили от 1 до 3-х событий и только часть респондентов (2 % и 7 % соответственно) указали более 4-х грустных событий в прошлом. О том, что грустных событий в прошлом не было, сообщили около трети осужденных (35 % и 29 % соответственно).

Анализ информации относительно событий будущего показал, что большая часть испытуемых (78 % - ЭГ и 75 % - КГ) ждут от 1 до 3 радостных событий; свыше 4 радостных событий в будущем ожидают менее четверти опрошенных (15 % и 16 % соответственно). Часть респондентов (7 % и 9 % соответственно) не ждут радостных событий в будущем. Так же стоит отметить, что осужденные из обеих групп строят позитивные жизненные планы, и никто не видит грустных событий в своем будущем.

Таким образом, мужчины, осужденные к длительным срокам наказания за корыстные преступления, причины совершения преступления значительно чаще видят в отсутствии работы и значительно реже во влиянии друзей или родственников по сравнению с мужчинами, осужденными к длительным срокам наказания за насильственные преступления.

Осужденные за корыстные преступления в отличие от осужденных за насильственные преступления серьезными проблемами в жизни значительно чаще называют материальные проблемы и отсутствие работы и значительно реже - собственную агрессивность.

Мужчины, осужденные к длительным срокам наказания за корыстные и насильственные преступления при оценке событий прошлого наиболее часто выделяют события как положительной, так и отрицательной эмоциональной окраски. В то время как в отношении событий будущего осужденные склонны думать только о положительных и радостных событиях, а о грустных и отрицательно окрашенных событиях предпочитают не говорить.

Выводы. Жизненный путь показывает достижения и неудачи человека, отношение к ним, способы преодоления трудностей, запечатлевает жизненную направленность, интересы и мировоззрение. Лишение свободы негативно влияет на психическое здоровье мужчин. Знание особенностей жизненного пути осужденного поможет выявить трудности в жизни, способы реагирования на них, негативные шаблоны поведения, что даст возможность психологу индивидуализировать консультативную и психокоррекционную работу с осужденным. Поэтому изучение особенностей жизненного пути осужденных и применение этих знаний позволит более эффективно осуществлять психологическое сопровождение данной категории лиц, будет способствовать успешной ресоциализации осужденных.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - С. 149.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев - СПб.: Питер, 2002. - С. 216.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы / Эрик Берн. - Пер. с англ. - М.: Фанр-ПРЕСС, 2003. - С. 144.

4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова - М.; Российское педагогическое агентство, 2008. - С. 87.

5. Косарев В. Н., Макогон И. В. Причинный механизм формирования корыстного поведения // Российский следователь. - 2009. - №14. - С. 18.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 2008. - С. 188.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -. СПб., 2000. - С. 221

8. Рукин А. В. Жизненный путь личности в гуманистической психологии // Вестник ТвГУ. Серия «Философия» - 2014 - № 1 - С. 212.

9. Состояние преступности в России за январь - июнь 2017 года [Электронный ресурс] - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/454/ (Дата обращения: 30.01.2018).

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ракитская Оксана Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); начальник психологической лаборатории Стефура Юлия Андреевна

Психологическая лаборатория СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области (г. Новозыбков)

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ МУЖЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования представлений воспитанников колонии для несовершеннолетних осужденных мужского пола об образе «настоящего мужчины» и мужественном поведении. В работе сделан сравнительный анализ идеального мужского образа с представлениями ребят о себе с позиций гендерного подхода к изучению личности. В результате выявлены маскулинные и фемининные черты, составляющие преимущественно андрогинный тип личности испытуемых, опираясь на которые целесообразно разрабатывать психолого-педагогическое воздействие, обеспечивающее процесс воспитания и развития несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: образ настоящего мужчины, мужественное поведение, гендерные стереотипы, несовершеннолетние осужденные, воспитанники колонии для несовершеннолетних, маскулинные черты личности, фемининные черты личности, андрогинный тип поведения, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных.

Annotation. The article presents the results of a study of the views of the inmates of the juvenile prison of male convicts about the image of "real man" and courageous behavior. The paper makes a comparative analysis of the ideal male image with the ideas of children about themselves from the standpoint of a gender approach to the study of personality. As a result, the author reveals masculine and feminine features, which are predominantly androgynous type of personality of the subjects, based on which it is advisable to develop psychological and pedagogical impact, providing the process of education and development of juvenile convicts.

Keywords: the image of a real man, courageous behavior, gender stereotypes, juvenile convicts, inmates of the juvenile colony, masculine personality traits, feminine personality traits, androgynous type of behavior, psychological and pedagogical support of juvenile convicts.

Введение. Очевидно, что понимание происходящего, отраженное в представлениях о тех или иных событиях, фактах или объектах окружающей действительности, может определять отношение к ним, выражаемое в соответствующем поведении. Образ «настоящего мужчины», транслируемый средствами массовой информации и другими социальными институтами, выступает регулятором поведения и участвует в формировании личности представителей мужского пола, поэтому необходимо в феномене «настоящего мужчины» исследовать то, как его понимают подрастающие мужчины, в нашем случае -несовершеннолетние осуждённые, чтобы, опираясь на существующие представления, обеспечить гармоничное развитие их личности.

Тем более что, в настоящее время традиционные представления о поведении «настоящего мужчины», связанные с маскулинным типом характера, в котором выражен фактор силы, особенно физической,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.