и внешней оценкой подростка как «трудного» или «легкого» партнера в процессе общения.
Результаты показывают, что оценки совпадают лишь в том случае, когда оба партнера понимают, что общение носит затрудненный характер, что подросток выступает в качестве «трудного партнера», который не достигает поставленных целей в процессе взаимодействия. Осознание же себя в качестве «легкого партнера» не всегда совпадает с оценкой других подростков, нередко восприятие себя как субъекта незатрудненного общения не соответствует действительности. При этом и восприятие себя как «трудного партнера» по общению не совпадает с оценкой собеседника. Осознавая себя субъектом затрудненного общения, подросток в реальном общении не всегда является «трудным партнером» и может устанавливать оптимальный контакт с собеседником.
Таким образом, мы можем отметить, что в ситуации затрудненного общения актуализируются как субъективные характеристики затрудненности общения, вызывая негативные эмоциональные переживания у подростка (нерешительность, страхи, неверие в собственные силы и т.д.), так и объективные характеристики, затрудняющие процесс межличностного взаимодействия, нарушающие доверие, гармонию коммуникации, обусловливающие деструктивный стиль влияния подростка на своих партнеров. Соотношение субъективных и объективных показателей затрудненности создает индивидуально-специфический рисунок соци-
альной перцепции в ситуации затрудненного общения подростков, что, несомненно, сказывается на эффективности и энергозатратности коммуникативной деятельности.
Библиографический список
1. Адреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Наука, 1982.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.
4. Коновалова М.Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
5. Лабунская В.А. Менджерицкая ЮА., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001.
6. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / под ред. А.А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. - М.: Педагогика, 1987.
7. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: Речь, 2011.
8. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 56. - С. 221-227.
УДК 159.923.32 (045)
Калиненко Андрей Анатольевич
Удмуртский государственный университет [email protected]
ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СВЯЗИ С ИХ РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
В работе анализируются результаты эмпирических исследований жизненных предназначений и смысложизненных ориентаций осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в связи с их религиозными предпочтениями. Рассматривается один из аспектов осуществления психологического сопровождения осужденных в условиях лишения свободы, обеспечения превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресоциализации освободившихся в пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждениях.
Ключевые слова: жизненные предназначения и намерения, смысложизненные ориентации, религиозные предпочтения, социальная депривация.
Нахождение осужденных в условиях длительной социальной депривации приводит к дезорганизации их ценностносмысловой сферы, что по выходе из пенитенциарных учреждений может способствовать повторному совершению преступлений, приводящих к обострению социальной напряженности [7]. Одним из способов совладания с трудностями, вызванными повышенным психологическим напряжением, конфликтностью и тревожностью в местах лишения
свободы в условиях длительной социальной депривации, становится построение осужденными жизненной стратегии, основу которой составляют жизненные предназначения, намерения, смысложизненные ориентации.
Жизненные предназначения есть общая жизненная направленность человека, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю поведения и деятельности, типу отношений к себе, людям, окружающей действи-
тельности, а значит намерения по отношению к миру. В процессе социализации формируется целостная система предназначений человека и вытекающих из них жизненных ориентаций, задач и намерений [4]. Последние заявляют о себе, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В них усилена когнитивная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию решения, а также устремление человека в будущее, его замысел.
По мнению Д.А. Леонтьева смыслообразование является глобальным процессом подключения новых объектов, явлений к существующей системе смысловых связей, процессом распространения смысла от ведущих смысловых структур к производным в конкретной ситуации. Источником ситуативных смыслов развертывающейся деятельности могут выступать не только мотивы, но и другие смысловые структуры - смысловые диспозиции и смысловые конструкты [3].
Смысложизненные ориентации - это неоднородный частный случай индивидуальной обобщенной системы взглядов на цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, что соотносится с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), а также связано с представлением об умении управлять жизнью и убеждением о возможности подобного контроля [8].
Исследования ценностей [1; 6], проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности, как и социальной группы, зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, конфессионального и этнического статуса.
Вместе с тем в основе каждой социкультурной общности лежит система ценностей, которые являются важнейшими и глубинными принципами, усваиваемыми человеком в ходе инкультурации и определяющими его отношения с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Ценности культуры имеют надситуативный характер и отличаются относительной стабильностью во времени, они формируют индивидуальные и групповые убеждения, цели, регулируют поведение и взаимодействие человека с миром. Культурные ценности, получившие выражение в религиозномифологической форме, закрепляют базис единой картины мира, выверяют единые смыслы, цели и задачи социальной общности. Как действенный потенциал культуры, они реализуют себя в способе социальной связи, воодушевляющем группу на оптимизацию своего существования [6].
Смеем заметить, что психолого-педагогическая поддержка осужденных, осуществляемая с учетом их жизненных предназначений и намерений, смысложизненных ориентаций, превенция и прогнозирование их поведения, поступков, жизнедеятельности в целом по выходе из пенитенциарных учреждений после истечения срока наказания позволят правильно организовать ресоциализацию, адаптацию и самоопределения в социуме.
Целью нашего исследования были жизненные предназначения и смысложизненные ориентации осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в связи с их религиозными предпочтениями.
Задачами: выявить жизненные предназначения и смысложизненные ориентации осужденных в связи с их религиозными предпочтениями; установить смысложизненные факторы, оказавшие влияние на жизненные предназначения осужденных с разными религиозными предпочтениями.
Методы эмпирического исследования: методика «жизненные предназначения» О.И. Моткова [4] используется с целью выявления жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [2]. Религиозные предпочтения и этнокультурная принадлежность осужденных определялась по самоотчетам и подтверждалась в индивидуальной беседе с каждым. Методы обработки данных: качественный, количественный: методы математической статистики (методы описательной статистики, метод выявления различий Манна-Уитни, дисперсионный (однофакторный одномерный ANOVA) анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.
Выборка. На этапе организации исследования (срок проведения 2010-2011 гг.) были организованы группы: 1) предпочитающих православие, идентифицирующих себя с русскими (всего 87 чел.), 2) разделяющих языческие воззрения, причисляющих себя к финно-угорским народам (всего 30 чел.) в возрасте 20-37 лет, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (осужденных за различные уголовно-правовые преступления) на территории одного из субъектов РФ.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе решения первой задачи были выявлены жизненные предназначения осужденных с различными религиозными предпочтениями (см. табл. 1).
Сравнивая средние значения с контрольными показателями методики «жизненные предназначения» О.И. Моткова [4], было выявлено, что в обеих группах осужденных повторяющимся ведущим и выраженным жизненным предназначением является «поддержка других». С одной стороны, это можно объяснить нахождением в условиях социальной депривации и невозможностью поддержи-
Таблица 1
Средние значения жизненных предназначений осужденных с различными религиозными предпочтениями
Содержание жизненных предназначений Осужденные, предпочитающие православные взгляды (русские) Осужденные, разделяющие языческие воззрения (финно-угры)
Исполнитель 3,23 2,88
Творец 2,66 2,55
Руководитель 2,94 3,06
Подчиненный 2,68 2,55
Поддержка других 3,64 3,65
Поддержка себя 2,93 2,97
Ситуативная ориентация 3,14 3,06
Духовная ориентация 2,89 2,83
вать, реализовывать свою уникальность. В таких условиях отсутствует свобода выбора и возможность реализации предназначений за счет собственных усилий осужденного, т.е. выживание и перспектива будущего реализуется через поддержку других. И в тоже время необходимо учитывать коллективистские ценности российской культуры в своем наличном, эмпирическом бытии, интерио-ризация которых происходит с рождения. А закрепление братолюбивых связей и общинность проповедуются в любой конфессии.
В продолжение исследования были установлены смысложизненные ориентации осужденных с различными религиозными предпочтениями (см. табл. 2).
Анализ средних значений смысложизненных ориентаций осужденных показывает, что в обеих группах расхождение в полученных результатах незначительное. В результате применения процедуры «и-Манна-Уйтни» значимых различий не обнаружено. Анализ средних значений (в сравнении с нормативными) позволил установить низкую выраженность показателей шкалы «процесс жизни» в обеих группах. Согласно Д.А. Леонтьеву [2, с. 14-15], низкие баллы по данной шкале указывают на неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; однако, ей может придать полноценный
смысл воспоминание о прошлом или нацеленность в будущее. Полученные результаты можно объяснить условиями и режимом нахождения осужденных, где отсутствует возможность реализации своих намерений, т.е. смысложизненные ориентации и в свою очередь культурные ценности, находятся в блокаде и опосредованы при этом социальной депривацией.
Обращает на себя внимание, установленная тенденция занижения показателей смысложизненной ориентации «локус контроля - жизнь» осужденных, разделяющих языческие воззрения (финно-угры). Низкие показатели данной шкалы указывают на фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что либо загадывать на будущее. Здесь необходимо обратить внимание на то, что среди языческих ценностей финно-угров встречается постулат «Безропотное принятие неудач». Учеными отмечается формирование в этногенезе финно-угорских народов таких психологических особенностей, как довольствование гарантированным минимумом, неприхотливость, отказ от чрезмерных желаний и высокая адаптивность, покорность судьбе, умение видеть главное в соблюдении заветов и предписанных норм [6].
Таблица 2
Средние значения «смысложизненных ориентаций» респондентов с различными религиозными предпочтениями
Г руппа Цели в жизни Процесс жизни Результа- тивность жизни Локус контроля-Я Локус контроля- жизни Интег- ральный показа- тель
Осужденные, предпочитающие православные взгляды (русские) 29,5 26,1 21,4 20,1 25,3 91,8
Осужденные, разделяющие языческие воззрения (финно-угры) 28,5 25,7 21,7 19,1 24,2 90,5
5 ст.отклонение 5.92 4.44 4.30 3.85 5.80 15.03
Решение второй задачи было осуществлено с помощью процедуры дисперсионного анализа (однофакторный одномерный ANOVA). Показатель осуществление жизненных предназначений (потенциал реализации предназначений) был заявлен как зависимая переменная, смысложизненные факторы как независимые переменные.
В группе православных осужденных установлено влияние на осуществление жизненных предназначений смысложизненных ориентаций: «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля - Я». Это означает, что при повышении значимости множественных смысложизненных ориентаций в данной группе показатели осуществления жизненных предназначений у испытуемых повышаются.
В группе осужденных, разделяющих языческие воззрения, обнаружено влияние на осуществление жизненных предназначений смысложизненной ориентации «процесс жизни». Стало быть, при повышении значимости данной смысловой ориентации повышается показатель осуществления жизненного предназначения. Единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить вечно, закрепляется в основе жизненных предназначений осужденных этой группы. «Вечность жизни» в основе религиозно-мифологических представлений финно-угорских народов раскрывается через порождающий механизм существования и взаимодействия человека с миром, межобщинных и межличностных отношений, исходит от восприятия мифического времени язычниками и запускает движение в виде вечного круговорота, замкнутой цепи событий. Такое циклическое восприятие времени вызывает и особое понимание временных аспектов - прошлого, настоящего и будущего. Они не образуют строгой, необратимой последовательности, но расположены в едином, слитном мифологическом пространстве рядом, одно подле другого. Прошедшее повторяется, а будущее можно «угадать», предвидеть еще до его наступления. Поскольку где-то оно уже существует, заглянуть в него можно с помощью ритуала или каких-либо магических действий [6, с. 106-107].
Заметим, дискретная темпоральность, присущая опыту взаимообщения временного человека с вечным Богом в хрестианстве [5], противопоставляется «синхронии», сплошному, слитному времени в религиозно-мифологической картине финно-угорских народов [см. 6].
Таким образом, обнаружено, что в обеих группах осужденных с различными религиозными предпочтениями повторяющимися наиболее выраженными жизненными предназначениями является «поддержка других», что позволяет им выжить в тяжелых условиях. Среди смысложизненных ориентаций «процесс жизни» у всех осужденных получил низкую выраженность, что указывают на неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. К тому же у
одной из групп осужденных установлена тенденция занижения показателей смысложизненной ориентации «локус контроля - жизнь», снимающая контроль собственной жизни в данный период жизни.
Определены смысложизненные факторы, оказывающие влияние на жизненные предназначения осужденных с разными религиозными предпочтениями. В группе православных осужденных к этим факторам относятся: «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля - Я». В группе разделяющих языческие воззрения установлено влияние на осуществление предназначений смысложизненной ориентации «процесс жизни».
Полученные результаты, конечно же, можно объяснить в связи с нахождением осужденных в условиях длительной социальной депривации. Но мы склонны допустить, что жизненные предназначения осужденных, придерживающихся и разделяющих религиозные воззрения, могут быть обусловлены ценностями культуры и религии (верований), в пространстве которых происходила их первичная социализация.
Сегодня в пенитенциарных учреждениях наблюдается потребность осужденных к совершению религиозных ритуалов и культовых действий. Но возможность процесса их осуществления в местах лишения свободы не всегда доступна. Со слов самих же осужденных, разделяющих религиозные каноны, будущее в таком случае иллюзорно, бессмысленно и не имеет под собой реальной основы в настоящем.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются жизненные предназначения и смысложизненные ориентации осужденных в связи с их религиозными предпочтениями в условиях длительной социальной депривации. Практическая значимость работы состоит в использовании полученных результатов в деятельности психологов пенитенциарных и постпенитенциар-ных реабилитационных учреждений, осуществляющих психологическое сопровождение осужденных в условиях лишения свободы, обеспечение превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресоциализации освободившихся.
Библиографический список
1. Лебедева Е.М., ТатарокА.Н. Ценности культуры и развитие общества. - М.: Изд. дом «ГУ -ВШЭ», 2007.
2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М.: Смысл, 2006.
3. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 6. - С. 13-27.
4. Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. - 1998. - № 36. -С. 8-9.
5. Сержантов П.Б. Общение временного с вечным по свидетельству архимандрита Софрония (Сахарова) // По материалам «Силуановских чтений». - Клин: Христианская жизнь, 2001. - С. 194212.
6. Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. - 2011. - № 2. -С. 99-107.
7. Хотинец В.Ю., Вяткин Б.А., Калиненко А.А. Ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных пенитенциарных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2. - С. 7-11.
8. Чудновский В.Э. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности / В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, ГА. Вайзер, Е.Е. Вах-ромов, Н.Л. Карпова, А.В. Суворов // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 34-48.
УДК 37.015.325
Кашапов Мергаляс Мергалимович
доктор психологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
Дудырева Наталья Владимировна
Вологодский институт развития образования [email protected], nvd59@ mail.ru
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ*
В статье анализируются основные профессионально-важные качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми, приводятся данные сравнительного исследования.
Ключевые слова: системогенез, профессионально-важные качества педагога в работе с одаренными детьми.
Актуальность темы исследования определяется значительным ростом заинтере-. сованности общества в реализации интеллектуального и творческого потенциала человечества как одного из главных ресурсов развития современного, стремительно меняющегося и высокотехнологического общества. В ответ на этот социальный запрос растет объем научных исследований, публикаций и практических разработок, посвященных проблеме одаренности и ее развития. К сожалению, анализируя достижения российского образования на международном уровне, нельзя не заметить, что российские школьники сохраняют относительную успешность в решении легких задачах и резко проваливаются на трудных задачах. «Наше образование словно «вырубает» область высших достижений» (т.е., работает на «середнячка») [5, с. 12].
В отечественной психологии и педагогике образовался значительный разрыв между осознанием необходимости решения проблемы обучения одаренных детей в школе и ее реальным решением: между объективной необходимостью специальной подготовки учителя (развитием психологической готовности) к работе с такими детьми и отсутствием научно обоснованных и апробированных на практике организационных форм, условий и способов её осуществления, целостной модели подготовки учителя к этой деятельности.
Проблема готовности к деятельности и выделение ее основных компонентов является одной из значимых в современной науке (О.В. Борденюк,
А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Т.В. Иванова, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, В.Д. Шад-риков и др.). Проведенный теоретический анализ позволяет отметить сложность и неоднозначность самого понятия «психологическая готовность» и наличие различных подходов к ее структуре и механизмам ее формирования. Мы определяем понятие и структуру психологической готовности к деятельности с позиции концепции системогенеза профессиональной деятельности [13, с. 31-33]
Психологическая готовность понимается нами как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие детей с признаками одаренности. Основой психологической готовности являются профессионально-важные качества (ПВК) личности. ПВК являются интегральными качествами, их содержание определяется системой индивидуальных качеств, которые взаимодействуют между собой в режиме взаимодополнения и взаимокомпенсации [9, с. 24-25]. Успешность и эффективность деятельности учителя по выявлению и развитию одаренных детей, на наш взгляд, зависит от уровня сформированности у него определенных профессионально-важных качеств.
Возникает закономерный вопрос, какие качества наиболее значимо влияют на успешность работы учителя с одаренными детьми?
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Проект № 10-06-00459а).