Научная статья на тему 'K вопросу о психопрофилактике у осужденных деструктивных последствий пребывания в СИЗО'

K вопросу о психопрофилактике у осужденных деструктивных последствий пребывания в СИЗО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / СИЗО / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ / THE CONVICTED / REMAND PRISON / DESTRUCTIVE CONSEQUENCES / PSYCHOPROPHYLAXIS / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арапова Ас

Выявлены особенности деструктивной трансформации личности из-за пребывания в СИЗО у осужденных, выделены группы пенитенциарного риска среди осужденных на основе содержания доминирующих у них видов деструкций. Представлена модель системы психологического обеспечения психопрофилактики у осужденных деструктивных последствий из-за пребывания в СИЗО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING TO THE PROBLEM OF THE CONVICTED PSYCHOPROPHYLAXIS OF DESTRUCTIVE CONSEQUENCES OF STAY IN A REMAND PRISON

The author revealed some peculiarities of the personal transformation of the convicted because of stay in a remand prison. The author determined groups of penitentiary risk among the convicted on the base of essense of dominating kinds of destruction. There is a model of a system of psychological prophylaxis of destructive consequences because of the convicted stay in a remand prison.

Текст научной работы на тему «K вопросу о психопрофилактике у осужденных деструктивных последствий пребывания в СИЗО»

К ВОПРОСУ О ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ

У ОСУЖДЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В СИЗО

А.С. АРАПОВА,

преподаватель кафедры общей психологии Вологодского института права и экономики ФСИН России

Научная специальность: 19.00.06 — юридическая психология

E-mail: aranasta@yandex.ru

Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор В.М. Поздняков

Аннотация. Выявлены особенности деструктивной трансформации личности из-за пребывания в СИЗО у осужденных, выделены группы пенитенциарного риска среди осужденных на основе содержания доминирующих у них видов деструкций. Представлена модель системы психологического обеспечения психопрофилактики у осужденных деструктивных последствий из-за пребывания в СИЗО.

Ключевые слова: осужденные, СИЗО, деструктивные последствия, психопрофилактика, система психологического обеспечения профилактики.

CONCERNING TO THE PROBLEM OF THE CONVICTED

PSYCHOPROPHYLAXIS OF DESTRUCTIVE CONSEQUENCES OF STAY IN A REMAND PRISON

A.S. ARAPOVA,

teacher of the chair of general psychology the Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Penal Executive Service

Annotation. The author revealed some peculiarities of the personal transformation of the convicted because of stay in a remand prison. The author determined groups of penitentiary risk among the convicted on the base of essense of dominating kinds of destruction. There is a model of a system of psychological prophylaxis of destructive consequences because of the convicted stay in a remand prison.

Keywords: the convicted, remand prison, destructive consequences, psychoprophylaxis, system of psychological prophylaxis.

Современное реформирование уголовно-исполнительной системы России, направленное на гуманизацию условий содержания и повышение эффективности исправления осужденных, актуализирует исследование проблемы деструктивных последствий пребывания в СИЗО и применения в работе с осужденными психотехнических воздействий, направленных на профилактику негативных трансформаций личности.

Пенитенциарная психопрофилактика, являясь одной из основных функций сотрудников психологической службы, представляет собой комплекс меро-

приятий, направленных на предупреждение и снижение деструктивных проявлений у лиц, находящихся в условиях изоляции (психоэмоциональной напряженности, агрессивных форм поведения, межличностных конфликтов и иных негативных проявлений), которые обусловлены особенностями их личности и воздействием факторов и условий специфичной пенитенци-арно-субкультурной среды мест лишения свободы.

СИЗО уголовно-исполнительной системы России принадлежат к категории учреждений жесткой социальной депривации, пребывание в которых негативно

ска) ;ыюк\ с я на психике содержащихся в них лиц. Согласно проведенным исследованиям лицам, пребывающим в СИЗО, свойственна повышенная тревожность, неуверенность в себе, импульсивность и агрессивность (В.Н. Андреев, 2000; С.В. Бабурин, 1999; И.Д. Бербаева, 2004; М.Г. Кузнецова, 2007; Т.Н. Ларина, 2007; Г.С. Чов-дырова, 2000 и др.). Применение меры пресечения в виде заключения под стражу и затягивание срока нахождения в СИЗО (прежде всего из-за перегруженности судов) приводит в 3—5% случаев к невротическим реакциям, реактивным состояниям, неадекватным действиям1. По данным ведомственной статистики, на долю подозреваемых и обвиняемых приходится одна третья часть самоубийств среди контингента уголовно-исполнительной системы2.

С целью изучения деструктивных изменений личности у осужденных, вызванных пребыванием в СИЗО, было проведено исследование, объектом которого выступили 192 осужденных мужского пола, прибывших из СИЗО и проходивших карантин в исправительных учреждениях Вологодской области. Для изучения деструктивных последствий пребывания в СИЗО были применены следующие методы: экспертный опрос, анкетирование, психодиагностические методики «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбер-гера — Ю.Л. Ханина), «Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга» (в адаптации Т.И. Балашовой), «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюссон), «Ориентационная анкета» (В. Смейкал, М. Кучера), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев), «Стратегии преодоления стрессовой ситуации» (SACS, С. Хобфолл), опросники «Самооценка форм агрессивного поведения» (А. Басса — А. Дарки), «Локус контроля» (Д.Б. Роттер).

В эмпирическом исследовании выявлены различия у осужденных мужского пола по доминирующим видам деструктивных последствий из-за пребывания в СИЗО, что в итоге позволило на основе факторного анализа данных психодиагностики и с учетом дисциплинарной практики осужденных в исправительном учреждении условно отнести их к следующим трем специфичным группам пенитенциарного риска в зависимости от доминирования конкретных деструкций:

1) условно можно назвать «осужденные с деформацией мотивационно-смысловых ориентаций». В эту группу вошли лица со сниженными показателями

осмысленности жизни, склонные к одиночеству, депрессии и тревожности, проявляющие косвенную агрессию, подозрительность и обидчивость. По причине отсутствия проектирования будущей жизни осужденные живут сегодняшним днем, а потому склонны к психоэмоциональному напряжению, проявляют подозрительность и осторожность по отношению к людям, склонны видеть угрозу с их стороны;

2) условно можно назвать «осужденные с внешней агрессией». В эту группу вошли лица, характеризующиеся выраженной физической и вербальной агрессией, раздражительностью, негативизмом, а доминирующими копинг-стратегиями у них являются «асоциальные» и «агрессивные» действия. Осужденные пытаются снизить повышенный уровень стресса прежде всего за счет «выплескивания» негативных эмоций на других людей и агрессивных действий;

3) условно обозначена как «осужденные с ауто-агрессией». В эту группу вошли лица, реагирующие на стрессовые условия изоляции аутодеструктивным поведением (самоповреждения и др.), так как для них свойственны повышенное чувство вины, нерешительность, тревожность, самоунижение, вызывающие ощущение беспомощности, мешающие нормально жить. В своих действиях в условиях изоляции такие осужденные осторожны, но постоянное переживание чувства вины нередко может приводить к депрессии, а порой становится причиной неврозов.

С учетом доминирующих у осужденных видов де-струкций был проведен эксперимент по апробации технологии их психопрофилактики, на основе которого определены психологические условия, принципы организации психопрофилактики в исправительном учреждении, а также разработана модель системы психологического обеспечения психопрофилактики у осужденных деструктивных последствий из-за пребывания в СИЗО. Предварительными условиями психопрофилактики деструктивных последствий на человека, оказавшегося в изоляции, являются следующие:

• принятие пенитенциарными учреждениями мер, ориентированных на гуманистический подход к исполнению наказания;

1 Методические рекомендации по организации психологической помощи подозреваемым и обвиняемым на этапе предварительного заключения под стражу. М., 2007. С. 9.

2 О суицидах подозреваемых, обвиняемых, осужденных, совершенных в местах лишения свободы в 2009 году: Обзор ФСИН России от 19 февраля 2009 г.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -

• с учетом ориентации уголовно-исполнительной системы на гуманистический подход к исполнению наказания требуется целенаправленное повышение профессионально-психологической компетентности сотрудников в области профилактики деструктивных последствий осужденных, в том числе в рамках служебной морально-психологической подготовки, с целью изменения у них смысловых установок и ролевого поведения.

Принципы организации профилактической деятельности:

• системный подход к организации психопрофилактики у осужденных деструктивных последствий пребывания в СИЗО, состоящий в целенаправленных воздействиях на спецконтингент, которые осуществляются непрерывно в течение как их пребывания в СИЗО, так и при поступлении в исправительное учреждение и нахождении в карантине;

• индивидуально-дифференцированный подход на основе постоянного изучения и учета влияния пси-хотравмирующих факторов изоляции на личность разных категорий осужденных;

• целенаправленная психокоррекционная работа с подследственными, осужденными, в том числе с по-

вышением их готовности в самовоспитании и выработке позитивных установок на мероприятия психопрофилактики.

С учетом обоснованных условий и принципов психопрофилактика у осужденных деструктивных последствий пребывания в СИЗО должна базироваться на комплексе общепрофилактических и специальных профилактических мер (рис.). Модель включает в себя реализацию общепрофилактических (организационно-превентивные и психогигиенические меры) и специальных психопрофилактических мероприятий, направленных на определение принадлежности осужденных к группе пенитенциарного риска и проведение с ними психокоррекционной работы с учетом доминирующего вида деструкций.

Для эффективности психопрофилактики деструктивных последствий пребывания в СИЗО у осужденных необходимы своевременное выявление лиц, склонных к деструкциям, и разработка программ и рекомендаций по работе с этой категорией. При разработке коррекционно-развивающих занятий с осужденными необходимо учитывать психологические особенности осужденного, детерминирующие де-

ПРОФИЛАКТИКА У ОСУЖДЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИИ ПРЕБЫВАНИЯ В СИЗО

ОБЩИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Общие организационно-превентивные психологические меры с осужденными, прибывшими из СИЗО и проходящими карантин в ИУ

Психологическое просвещение сотрудников о деструктивных трансформациях личности осужденных из-за пребывания в СИЗО и способы их превенции

Профилактические меры с осужденными в карантине

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Диагностика осужденных, прибывших в СИЗО и проходящих карантин в ИУ

Составление психологического портрета и рекомендаций по психокоррекционной работе с различными категориями осужденных

Групповая коррекционная работа с осужденными в зависимости от видов деструкций

КОРРЕКТИРУЕМЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Деформация мотива-ционно-смысловых ориентаций Внешняя агрессия Агрессия на себе (аутодеструкции)

ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ Психотехники формирования толерантного поведения, 'эффективной эмоционально-волевой регуляции и построения межличностного взаимодействия

Психотехники формирования просоциальных ценностных ориентаций и жизненных планов осужденных Психотехники снятия психоэмоционального напряжения, формирования уверенности в себе и ассертивного поведения

Рис. Модель системы психологического обеспечения профилактики у осужденных деструктивных последствий из-за пребывания в СИЗО

структивные проявления, их пенитенциарно-субкуль-турный опыт, возможные виды деструктивных последствий пребывания в СИЗО, предопределяющие организацию психопрофилактических мероприятий.

Создание системы психологического обеспечения профилактики развивающихся в СИЗО деструкций позволит снизить психотравмирующие последствия вынужденной изоляции, трудности адаптационного периода у осужденных в исправительных учреждениях, а также будет способствовать активизации их личностных ресурсов и развитию просоциальных свойств личности.

Литература

1. Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.06. СПб., 1999.

2. Бартол К. Психологические последствия заключения // Психол. газ. 2003. № 11. С. 18—20.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

4. Бербаева И.Д. Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции: авто-реф. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.

5. Валигура Б. Функционирование человека в условиях тюремной изоляции. М., 1973.

6. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.

7. Ларина Т.Н. Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора: автореф. . канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2007.

8. Методические рекомендации по организации психологической помощи подозреваемым и обвиняемым на этапе предварительного заключения под стражу. М., 2007.

9. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-ти-пологические особенности осужденных. Уфа, 2001.

10. ЧовдыроваГ.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции. М., 2000. С. 41.

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.В. ВИНТАЙКИНА,

аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: e-vintajkina@yandex.ru Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней

Аннотация. Изучаются проблемы обучения студентов туристских вузов классификации в туризме. Проанализирована проблема классификации такого вида туризма, как спортивно-экологический. Ключевые слова: классификация, туризм, туристское образование.

CLASSIFICATION PROBLEMS IN TOURISM AND TOURIST FORMATION

E. V. VINTAJKINA,

post-graduate student, chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.